ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2218
Скачиваний: 2
Андреа Фаис
БУДУЩЕЕ ЕВРОПЫ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ В ГРУЗИИ?
Как любой экономический кризис, последний, имевший место в Европейском Союзе, спровоцировал напряженную дискуссию о будущем геоэкономического пространства и о возможных изменениях, грядущих на Старом континенте. Экономики стран PIIGS (Португалия, Ирландия, Испания, Италия, Греция и Испания) выявили высокие риски, связанные с уменьшением значимости политики и увеличением роли рынка. На протяжении девяностых годов самой популярной формулировкой среди правящего класса Европы была «меньше государства, больше рынка». Холодная война и связанный с ней пересмотр стратегии в рамках политики Соединенных Штатов породили со всех точек зрения радикальные трансформации в Европе, словно цепную реакцию: от геостратегии до экономики, включая традиционную концепцию европейской политики. Например, серьезный политический скандал имел место в Италии в 1992 году, когда некоторые из ведущих политиков 70-х и 80-х годов были осуждены и изгнаны из парламента, в связи с чем в глазах общества родилась так называемая Вторая республика, основанная на наличии двух партийных коалиций и парламентского большинства — система, наиболее приближенная к двухпартийной американской системе. Последние откровения Бобо Кракси, сына бывшего премьер-министра-социалиста Италии, подтвердили гипотезу о том, что расследование дела «Танген-тополи», проведенное миланскими следователями, координировалось ЦРУ и осуществлялось непосредственно через посла США в Риме Реджинальда Бартоломью.
Воссоединение Германии после падения Берлинской стены привело к ряду драматических изменений в экономической и социальных сферах внутри бывшей ГДР.Другие социалистические страны Европы, союзники СССР, были полностью опустошены шоковой терапией, разработанной западными экономистами, когда их государственные системы были подведены внезапно, без подготовки и защиты социальной сферы, к «свободному рынку». На Балканах ситуация раскалилась после распада Социалистической Федеративной Республики Югославия, когда старые межрелигиозные распри обрели новую жизнь. Две западные интервенции в Боснии и Сербии усугубили ситуацию, разожгли межэтническую ненависть, унизили сербский народ и привели к военному вторжению и созданию незаконного государства Косово. Прекращение действия Варшавского договора в марте 1991 года позволило НАТО расшириться на восток: в середине 90-х США и их союзники начали переговоры о расширении стратегической команды, и уже в 1999 году Польша, Чехия, Венгрия пополнили Североатлантический альянс. В десятилетие между 1999 и 2009 годами блок НАТО также расширился также за счет Эстонии, Латвии, Литвы, Словении, Словакии, Румынии, Хорватии, Болгарии и Албании, развивался диалог и партнерские отношения с враждебными Белграду бывшими югославскими республиками (Босния и Герцеговина, Македония, Черногория) и с иными, оппозиционными Москве государствами (т. н. ГУАМ и не только), среди которых наиболее ориентирована на США Грузия. Вопрос о вступлении Грузии в НАТО обсуждался особым образом во время работы саммита НАТО в Чикаго в мае прошлого года. Пентагон действует в соответствии с программой Smar tDefense, согласно которой «совершает больше с меньшими тратами» (на самом деле взваливая военные расходы на плечи своих европейских союзников), и Грузия играет важную роль данной в схеме, беря, в том числе, на себя бремя ситуации в Афганистане — грузинский контингент там является вторым по численности. В 2008
году на саммите в Бухаресте министр обороны США Роберт Гейтс высказался за скорейшее вступление Грузии в альянс, еще до парламентских и президентских выборов, грядущих в начале 2013 года. Столкновение между Москвой и Вашингтоном было бы чрезвычайно опасно; и Россия, по мнению Вашингтона ставящая под угрозу территориальную целостность Грузии, на самом деле имеет моральное право на защиту своих граждан в Абхазии и Осетии и территорий, исторически с ней связанных. Нынешнее же правительство Грузии представляет собой продукт так называемой Революции роз 2003 года, одной из главных цветных революций, потрясших в последнее время постсоветское пространство с целью привести к власти проамериканских деятелей.
В условиях этой «малой» холодной войны Европе стоит задаться вопросом: почему и зачем именно Грузия должна интегрироваться в атлантический альянс? Будет ли это сопровождаться также и экономической интеграцией, которая грозит еще большим ухудшением благосостояния Европы, как мы уже убедились на примере вступления в ЕС Польши и Румынии? И существует ли опасность для коллективной безопасности Европы с интеграцией такой амбициозной и агрессивной грузинской элиты?
Две Европы
Хотя кризис наметил множество стратегических линий, основным их фактором является растущая экономическая мощь Германии. Мы не осуждаем политику Ангелы Меркель, но очевидно, что Германия пытается укрепить свою политическую власть в Европе посредством финансового «шантажа». В конце концов, не только Германия участвовала в построении единой денежно-кредитной системы, и удивительно, что многие политики, указывающие на неравенство и противоречия, в 90-е годы были самыми верными сторонниками европейской интеграции. Также в этой ситуации не блещут своим профессионализмом премьер-министр Италии Марио Монти и
председатель Европейского центрального банка Марио Драги, которые должны были понимать, что объединение европейского рынка влечет за собой необратимые последствия. В связи с этим существует несколько возможностей: государства могут полностью переосмыслить свою роль в экономической системе Европы, замкнуться и покинуть ее, учтя все возможные риски (в частности, это касается Испании, Италии, Португалии, Греции), или же могут продолжать двигаться в том же направлении. В последнем случае, нужно учесть некоторые моменты.
Учитывая их, мы видим серьезные препятствия для европейской интеграции, так что проект европейского автономного единого субъекта, который некоторые аналитики пытались представить как «соединенные Штаты Европы», вряд ли осуществим. Во-первых, потому что США рьяно блюдут уникальность такого образования, как НАТО, и всячески противостоят любой экономической интеграции и образованию единых стратегических пространств. Противоречия, возникшие между англосаксонским дуэтом Вашингтон-Лондон и Берлином, возродили старую вражду, но вряд ли это приведет к уходу Германии из атлантического альянса. Германия дорожит своим военным присутствием в рамках миротворческой операции НАТО на Балканах. Но факт остается фактом: в последние годы Ангела Меркель значительно укрепила торговые связи с Китаем, и продолжают улучшаться отношения с Москвой. Интересные процессы происходят сейчас в венгерской внешней политике, где премьер-министр Виктор Орбан выдвигает любопытные идеи о Срединной Европе и об этнической политике. Но разве возможно сейчас возродить в центральной Европе силу, способную стать альтернативой морской сверхмощи? Все говорит о том, что реставрация Пруссии или Австро-Венгрии стала бы сейчас безумием. Но, тем не менее, Германия, Венгрия и Австрия сейчас так укоренились в немецком рынке, что существует вероятность через 10-15 лет более глубокой интеграции, но Вашингтон и Тель-Авив, конечно, обеспечат постоянное между
народное давление. Но такое развитие событий маловероятно, так как слишком много противоречий существует во внешней политике этих государств.
Исламские миграции породили в Европе и в частности в Германии ксенофобские настроения и определенные интенции в сторону политического объединения с странами восточной Европы, по преимуществу христианскими. Неостановимый поток турецких мигрантов вызвал напряжение между Берлином и Стамбулом, которое будет лишь усиливаться — а это говорит об определенном расколе в рядах членов НАТО и их переосмыслении своей роли. Все больше и больше европейцев задумываются о создании политического пространства имперского типа с целью защитить свое культурное, территориальное наследие и этничность. Ищут точки сближения православные Болгария, Сербия и Греция. Но экономический и политический потенциал для возможности какой-либо интеграции есть в настоящее время только у Германии.
Европейский Союз должен развиваться и трансформироваться в конфедерацию с собственным институтом премьер-министров, с оборонно-стратегическим институтом, с развитым механизмом контроля и регулирования экономики и финансов.
Европейские государства, включая Германию, должны разделить свой суверенитет в пользу конфедерации. Члены ЕС должны принять ведущую экономико-политическую роль Германии в данное время и проводить соответствующую политику.
Грузия: большая опасная игра
Выступая недавно в Принстонском университете, президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что его страна уже заканчивает путь подготовки к вступлению в НАТО, и напомнил американским студентам и журналистам, в какой опасности находится Грузия, что ее территориальная целостность находится под угрозой. При этом действия России в Южной Осетии он сравнил с вводом советских войск в Чехословакию и Афганистан. Однако, Саакашвили не упомянул о том, что его партия