Файл: Левиафан выпуск 3.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2454

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

116

России  —  «Третьего  Рима»,  в  котором  «сошёлся»,  по  идее 

старца  Филофея,  весь  православный  мир.  Европа  и  Россия 

могут  объединиться,  но  только  на  основе  христианских 

ценностей.  Возможно,  излагая  эту  идею,  Нарочницкая  имела 

в  виду,  что  преображённые,  вернувшиеся  к  христианству  до 

Великой  Схизмы  (до  православно-католического  раскола  XI 

в.) Европа и Россия способны на современном этапе составить 

единый  «Третий  Рим»  —  маяк  истины  и  спасения.  Европу 

в  нынешнем  её  состоянии,  то  есть  как  продолжательницу 

американских  интересов,  континентальный  придаток  НАТО, 

часть  «Pax  Americana»,  Нарочницкая,  наоборот,  склонна 

противопоставлять России (в том случае, разумеется, если сама 

Россия будет достойна миссии «Третьего Рима»): «возрождение 

Православия  в  России  есть  одно  из  самых  серьёзных 

препятствий на пути Pax Americana»

1

.

1

 Россия и русские в современном мире / Наталия Нарочницкая. — М.: 

Эксмо : Алгоритм, 2011. — 416 с. — (Политические тайны XXI века). С. 340.

Геополитика многополярного мира. Доклады и тезисы


background image

СЕТЕВЫЕ ОБРАЗЫ КАК ФАКТОР 

СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Корженева О. В.

Аспирант Санкт-Петербургского Государственного 

Университета

Известно, что в наши дни значительно возросла роль массо-

вой коммуникации. Вовлечение в этот процесс огромного чис-

ла людей, рост каналов и источников информации позволили 

говорить о формировании особой медиареальности, созданной 

благодаря господству визуальных образов. Медиа существуют 

внутри нас, определяют стратегию поведения, наши желания и 

взгляды

1

Именно информационное поле является средой, в которой 

формируются,  утверждаются  и  нивелируются  ценности.  И 

чаще всего этот процесс происходит через своеобразных «по-

средников» — медиаобразы. Именно они, рождаясь и функци-

онируя  в  медиасреде,  оказываются  «переносчиками»  идей  и 

смыслов, доводящими их до сознания конкретных людей. Мно-

гие исследователи говорят о наступлении «цивилизации обра-

за», об «обществе зрелищ». В данных условиях по-настоящему 

существует лишь то, что показано, растиражировано по кана-

лам СМИ. Пусть даже «триумф» того или иного образа длится 

недолго, но именно он является подлинным бытием и подлин-

ной реальностью

2

.

Сегодня  наиболее  яркой  и  динамичной  информационной 

средой  является  Интернет.  Именно  здесь  наиболее  полно 

1

 

Савчук В.

 Медиареальность. Медиасубъект. Медиафилософия. // Ме-

диафилософия II. СПб, 2009. С. 227

2

 

Дугин А. Г.

 Философия политики // http://konservatizm.org/

konservatizm/books/130909073146.xhtml


background image

118

проявляются  характерные  черты,  особенности  и  тенденции 

развития  медиареальности.  В  сетевое  пространство  каждый 

желающий может проецировать свои мысли, идеи и интересы, 

создавая  собственный  медиаобраз,  а  иногда  и  не  один.  Эти 

образы  составляют  специфическую  сетевую  «публику» 

(чаще  —  толпу),  представители  которой  вступают  между 

собой в различные отношения, в том числе и политические. 

Считается,  что  медиареальность  принципиально  закрыта 

от  влияний  извне,  зато  её  обитатели  легко  становятся 

жертвами  воздействия  других  участников  процесса  массовой 

коммуникации. В современных условиях «виртуальная толпа» 

становится  субъектом  политики,  а  точнее  того,  что  сегодня 

принято  так  называть.  Представляется  более  правильным 

говорить  о  постполитике,  как  о  явлении  виртуальном, 

существующем  только  в  пространстве  «презентации»,  в 

высказывании, в плоскости «экрана»

1

Вместе с тем, как и реальная толпа, толпа виртуальная оста-

ётся идеальным объектом манипуляций. Она легко потребляет 

информационный продукт, предлагаемый ей, и в нужный мо-

мент может начать действовать в соответствии с заложенными 

в нём установками. Неслучайно её активизация происходит в 

моменты  важных  политических  событий,  а  термин  «твиттер-

ные революции» уже занял своё место среди понятий, обозна-

чающих  характерные  явления  современной  политической  ре-

альности. 

Следует отметить, что сетевую «политику» можно считать 

формой массовой культуры. Их роднит и лёгкость восприятия, 

и  вовлечение  максимально  широких  слоёв  населения,  и 

приоритет процесса перед содержанием, и многое другое. Самое 

главное, что позволяет причислить «виртуальную политику» к 

масскульту — это принципиально случайный, вероятностный 

характер,  отсутствие  признаков  цельного  бытия  и  чёткой 

1

 

Дугин А. Г.

 Философия политики // http://konservatizm.org/

konservatizm/books/130909073146.xhtml

Геополитика многополярного мира. Доклады и тезисы


background image

119

ценностноориентированной  структуры,  а  также  зрелищный, 

игровой характер. Здесь господствует мозаика случайных форм, 

лишённых смысла, но способных вызвать спонтанную реакцию 

«виртуально  толпы».  Следует  подчеркнуть,  что  «сетевая 

политика», как и другие формы массовой культуры, оказывают 

значительное влияние на формирование взглядов, стандартов и 

примеров для подражания. 

Массовая  культура,  являясь  продуктом  и  результатом  раз-

вития западной (атлантистской) цивилизации, несёт в себе её 

культурный  код,  пропагандирует  её  ценности  и  способствует 

установлению её гегемонии. То же можно сказать и о сетевой 

политике (во всяком случае, в её «оранжистском» сегменте, ко-

торый пока доминирует в рунете). 

Если мы посмотрим на медиаобразы видных деятелей «оп-

позиции», то обнаружим в них черты, характерные для атлан-

тистской цивилизации. Речь здесь идёт даже не об идеологии 

(которой, по существу, как раз нет), а о принципах, на которых 

они  строятся.  Но  если  мы  вспомним  о  характерных  особен-

ностях медиареальности, то обнаружим, что именно образы и 

формируют нормативы поведения и взглядов на жизнь у потре-

бителей массовой информации. 

Например, очень характерным в этом плане представляется 

образ  Алексея  Навального.  Здесь  можно  видеть  и  развитие 

качеств  авантюризма,  риска  (вспомним  перипетии  его  тяжб  с 

нефтяными  компаниями,  и  якобы  преследования  со  стороны 

ФСБ  и  движения  «Наши»  —  всё  это  похоже  на  типичный 

приключенческий сюжет), и чувствительность к конъюктуре (у 

известного оппозиционера отсутствует программа, зато он умело 

пользуется наиболее популярными темами), и индивидуальная 

«доблесть» (борьба с коррупцией выступает скорее предлогом, 

фоном,  на  котором  происходит  самопрезентация).  Добавим  к 

этому безразличие к традициям и нормам, выражающееся, хотя 

бы,  в  речи,  характерной  для  представителей  сетевой  толпы, 

но  не  для  политического  деятеля  (характерные  примеры: 

Корженева О. В.

 Сетевые образы как фактор политики


background image

120

«Единая  Россия  —  партия  жуликов  и  воров»;  «Транснефтята 

конечно  отжигали  как  могли»;  «Транснефтятки,  я  жду  ваши 

протокольчеги»;  «Министерство  регионального  развития  в 

очередной раз демонстрирует ничем не прикрытое стремление 

пилить бабло не сильно стесняясь внимания общественности»; 

«Когда-нибудь,  чувачки,  вам  придется  за  это  ответить»),  и 

многие другие свойства морской цивилизации. 

Зато в образе Навального отсутствуют черты, которые харак-

теризовали бы его как серьёзного политического деятеля. Глав-

ное, у него отсутствует чёткая политическая программа. Но она 

«виртуальной толпе» и не нужна — главное, чтобы медиаобраз 

хоть  на  короткое  время  привлекал  к  себе  внимание.  Следует 

отметить, что и биография известного блогера его аудиторию 

мало  интересует.  Дело  в  том,  что  сетевой  герой  —  это  герой 

без прошлого и без будущего, потому что в сети царит вечное 

настоящее, там нет и не может быть никакого движения к чему-

либо. 

Очевидно, что традиционные ценности русско-евразийской 

культуры в сетевом политическом дискурсе либо отрицаются, 

либо игнорируются. Действительно, как можно говорить о мес-

сианстве, если отсутствует даже позитивная политическая про-

грамма, уступая место насмешкам и отрицанию. В такой форме 

политика превращается скорее в игру или зрелище. О ценно-

стях целостности, державности, консерватизма и т.д. также не 

имеет смысла говорить — они не актуализируются в виртуаль-

ном политическом дискурсе. 

Совершенно естественно, что данная медиареальность фор-

мирует  соответствующее  отношение  к  политике,  которое  не 

предполагает  в  ней  сакрального  измерения,  глобального  про-

екта и ориентации на иерархичную систему ценностей. 

Говоря  о  политике  в  рунете,  нельзя  не  отметить  ещё  одно 

тревожное  явление.  Сегодня  изменению  традиционного  для 

России отношения к политике способствует (сознательно или, 

скорее, несознательно) сама власть в лице главы государства. 

Геополитика многополярного мира. Доклады и тезисы