ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2572
Скачиваний: 5
106
Что касается исторического контекста, в котором была сфор-
мулирована идея «Третьего Рима», изучая сам текст послания
(старца Филофея к Василию III), где звучит знаменитая фор-
мула, становится понятно, что Филофей не восхваляет москов-
ского князя, а тонко его обличает, намекая на несоответствие
Василия III и некоторых представителей Церкви идеалу «Тре-
тьего Рима».
В условиях несправедливости и самочинства со стороны
московских властей был насильно присоединён к Московско-
му княжеству Псков. В «Плаче о городе Пскове» автор срав-
нил Москву с многокрылым орлом, который вырвал Ливанский
кедр (то есть силу) — за грехи псковичей. Происходившее все-
ляло такое горе и отчаяние в сердца псковичей, что они интер-
претировали постигшую их трагедию как приближение Анти-
христа. В таких обстоятельствах псковичи решили обратиться
за помощью к настоятелю Елеазарова монастыря в Пскове,
монаху Филофею, который пользовался у них большим почте-
нием. Филофей отправил послания дьяку Мисюрь-Мунехину и
самому московскому правителю Василию III. В этих посланиях
псковский монах предпринял попытку повлиять на московского
князя и как на политика, и как на христианина.
Во-первых, Филофей указывает на «вдовство» Новгородско-
го епископского престола (после послания изменений не после-
довало, и епископ так и не был избран). Во-вторых, на само-
дурство, жестокость и даже содомию московских должностных
лиц. Следует отметить, что Василий III послушался Филофея и
удалил «угнетателей» из Пскова, заменив их благонамеренны-
ми наместниками. Наконец, в посланиях Василию III Филофей
пишет о том, что после падения Константинополя Русь остаёт-
ся единственной хранительницей православия, а сам Василий
III — единственным православным христианским правителем
на Земле. Стало быть, он несёт особую ответственность перед
Церковью и государством.
Геополитика многополярного мира. Доклады и тезисы
107
Послания Филофея не были направлены на восхваление мо-
сковской власти и менее всего являлись идеологической кон-
цепцией. Видя несправедливость и горе, которое московские
наместники приносили псковичам, Филофей, как сын своей
земли и как христианин, указал на то, что Московский князь
несёт особую ответственность за происходящее.
Таким образом, говоря о «Москве — третьем Риме» как о
концепции (в т.ч. геополитической), не следует понимать её,
во-первых, в качестве обоснования для экспансии и/или импе-
риалистических претензий и, во-вторых, в качестве идеологии
теократического государства. Концепция «Москва — третий
Рим» связывает три звена: правитель — Церковь — народ (госу-
дарство). Достойный христианский правитель должен хранить
и защищать веру и Церковь, чтобы тем самым был защищён и
весь народ. «Третий Рим» в данном случае не мессианская иде-
ология, а призыв к высочайшей ответственности за хранение
восточного христианства — православия и за православный на-
род Руси. Указывая на то, что «Москва — третий Рим», Фило-
фей является не идеологом и не апологетом, а обличителем.
Г. Флоровский пишет по этому поводу: «Если Москва есть
Третий Рим, то и последний, — то есть: наступила последняя
эпоха, последнее земное «царство», конец приближается. «Твое
христианское царство инеем не останется». С тем большим
смирением и с «великим опасением» подобает блюсти и хра-
нить чистоту веры и творить заповеди. В послании к велико-
му князю Филофей именно предостерегает и даже грозит, но не
славословит. Только уже вторично эта апокалиптическая схема
была использована и перетолкована официальными книжника-
ми в панегирическом смысле»
1
.
Впрочем, роль идеи «Москва — третий Рим» превосходит
исторические рамки правления Василия III. Она стала одно-
временно и выражением культуры, ценностей русского народа.
1
Протоиерей Георгий Флоровский.
Пути русского богословия. Минск.
Белорусская Православная Церковь. 2006. С. 15
Клименко А. Н.
Интерпритации идеи «Москва — третий Рим»
108
«Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа
есть его религиозность и связанное с нею искание абсолютно-
го добра, следовательно такого добра, которое осуществимо
лишь в Царстве Божием», — писал Н.О.Лосский
1
. Это объяс-
няет появление такой идеи, которая являла бы религиозную,
а точнее религиозно-мессианскую сущность русского народа.
Русь представляется катехоном, удерживающей силой против
наступающей власти беззакония, сатаны
2
. «Четвёртого Рима»
не будет — будут последние, апокалиптические времена, ког-
да настанет Второе Пришествие Христа. Поэтому геополити-
ческий идеал этого эсхатологического мировоззрения — это
«защищённая и защищающая русская православная империя-
катехон»
3
. С геополитической точки зрения, идея «Москва —
Третий Рим» испытала трансформацию — в XIX и в XX веках.
В XIX веке — во время так называемого Восточного вопроса,
когда геополитическим идеалом стало взятие Константинополя
(Царьграда), «оседлание» черноморских проливов, а также ду-
ховное лидерство в Православном мире. В XX веке идея «Мо-
сква — Третий Рим» приняла новую геополитическую форму: в
1943-1948 гг. РПЦ рассматривалась как главный агент для под-
чинения Восточной Европы и Ближнего Востока, с перспекти-
вой создания «Московского Ватикана».
Концепт «Москва — Третий Рим» всегда возникал в пово-
ротные пункты русской истории, а именно: при возникновении
независимого Московского государства, в конце существования
1
Лосский Н. О.
Характер русского народа. — М., Издательский Совет
Русской Православной Церкви, Издательство «ДАРЪ», 2005. — 336. С. 6.
2
Происхождение термина и понятия «катехон» восходит к словам
апостола Павла во 2-м послании к Фессалоникийцам, где он говорит о
невозможности наступления конца мира, пока не «взят от среды удержи-
вающий теперь» (2 Фес. 2:7).
3
[Перевод с англ. Dmitrii Sidorov. Post-Imperial Third Romes:
Ressurections of a Russian Orthodox Geopolitical Metaphor. http://www.
scribd.com/doc/36222879/Post-Imperial-Third-Romes-Resurrections-of-a-
Russian-Orthodox-Geopolitical-Metaphor].
Геополитика многополярного мира. Доклады и тезисы
109
Российской империи, во время (и после) Второй мировой во-
йны. Поэтому понятно, что распад СССР возродил интерес к
данному концепту — новая Россия находится в поиске своей
роли в системе мировых координат. В начале XXI века продол-
жение идеи «Москва — Третий Рим» можно увидеть в геополи-
тических взглядах Назарова М., Холмогорова Е., Цымбурского
А., Нарочницкой Н., Дугина А. Во второй части данной работы
будут рассмотрены их представления о роли России в духовно-
геополитической картине современного мира.
По мнению А. Дугина, русский народ — это «цивилизацион-
ная константа»
1
. Русский народ всегда сохранял мессианскую
сущность, а когда политическая форма не соответствовала
национальному содержанию, наступал кризис. Запад опреде-
ляется автором как «культурная и геополитическая антитеза
России»
2
. Дугин считает, что русский универсализм принципи-
ально отличается от Запада, поэтому стратегия России должна
быть антизападной.
Россия в своей геополитической миссии видится А. Дугину
империей, что не может не напоминать о «христианском Риме»,
империи, где «нет ни эллина, ни иудея». «Отказ от имперо-
строительной функции означает конец русского народа… как
цивилизационного явления»
3
. Границы империи постоянно рас-
ширяются, в её состав входят всё новые культуры, религии, тер-
ритории с «общим знаменателем», поэтому экспансия — это,
по мнению А. Дугина, неотъемлемая часть развития и жизне-
деятельности русского народа. Причём экспансия предполага-
ет не расширение «жизненного пространства», а утверждение
особой миссии, особого — русского — типа мировоззрения.
А. Дугин предлагает создание Новой Евразийской Империи,
которая, с точки зрения внутренней организации, не будет
1
Дугин А. Г.
Основы геополитики. Геополитическое будущее Рос-
сии. Мыслить Пространством — Изд. 4-е, Москва, «АРКТОГЕЯ-центр»,
2000 — 928 стр. С. 188.
2
Там же. С. 190.
3
Там же. С. 197.
Клименко А. Н.
Интерпритации идеи «Москва — третий Рим»
110
являться государством-нацией. Новая Евразийская Империя, по
идее А. Дугина, будет обладать «гибкой и дифференцированной
этнорелигиозной структурой»
1
. В качестве альтернативы
губерниям
предлагаются
«этнорелигиозные
области»,
обладающие «максимальной степенью культурной, языковой…
автономией»
2
. При этом геополитически, стратегически и
идеологически Новая Евразийская Империя должна действовать
как единый субъект.
М. Назаров в своей книге «Вождю Третьего Рима» считает,
что исторически Россия в своей внешней политике отстаива-
ла справедливость, поэтому восстановление «Третьего Рима»
тождественно восстановлению по отношению к другим госу-
дарствам «традиционной русской внешней политики в новых
условиях»
3
.
Отношение М. Назарова к Западу однозначно негативное:
по мнению автора, Запад даже не иудео-христианская, а анти-
христианская цивилизация (под еврейским влиянием). Назаров
предлагает противопоставить Западу восстановленное постви-
зантийское пространство православных стран. Более того, воз-
можность союзничества увеличивается М. Назаровым до более
широких масштабов, чем поствизантийское пространство. Со-
юзником России может стать любое государство, готовое при-
нять общее правило: не вмешивайся во внутренние дела других
народов и не поступай с другими так, как не хотел бы, чтобы
поступали с тобой.
Что касается границ «Третьего Рима», М. Назаров придер-
живается мнения, что легитимные границы России — это гра-
ницы Российской империи по состоянию на 2 марта 1917 г. Ис-
ходя из этого, неизбежно возникает вопрос: как относиться и
1
Дугин А. Г.
Основы геополитики. Геополитическое будущее России.
Мыслить Пространством — Изд. 4-е, Москва, «АРКТОГЕЯ-центр»,
2000 — 928 стр. С. 212.
2
Там же. С. 213.
3
http://www.rusidea.org/?a=410708
Геополитика многополярного мира. Доклады и тезисы