Файл: Левиафан выпуск 3.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2572

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

106

Что касается исторического контекста, в котором была сфор-

мулирована идея «Третьего Рима», изучая сам текст послания 

(старца  Филофея  к  Василию  III),  где  звучит  знаменитая  фор-

мула, становится понятно, что Филофей не восхваляет москов-

ского князя, а тонко его обличает, намекая на несоответствие 

Василия III и некоторых представителей Церкви идеалу «Тре-

тьего Рима».

В  условиях  несправедливости  и  самочинства  со  стороны 

московских властей был насильно присоединён к Московско-

му  княжеству  Псков.  В  «Плаче  о  городе  Пскове»  автор  срав-

нил Москву с многокрылым орлом, который вырвал Ливанский 

кедр (то есть силу) — за грехи псковичей. Происходившее все-

ляло такое горе и отчаяние в сердца псковичей, что они интер-

претировали постигшую их трагедию как приближение Анти-

христа. В таких обстоятельствах псковичи решили обратиться 

за  помощью  к  настоятелю  Елеазарова  монастыря  в  Пскове, 

монаху Филофею, который пользовался у них большим почте-

нием. Филофей отправил послания дьяку Мисюрь-Мунехину и 

самому московскому правителю Василию III. В этих посланиях 

псковский монах предпринял попытку повлиять на московского 

князя и как на политика, и как на христианина. 

Во-первых, Филофей указывает на «вдовство» Новгородско-

го епископского престола (после послания изменений не после-

довало, и епископ так и не был избран). Во-вторых, на само-

дурство, жестокость и даже содомию московских должностных 

лиц. Следует отметить, что Василий III послушался Филофея и 

удалил «угнетателей» из Пскова, заменив их благонамеренны-

ми наместниками. Наконец, в посланиях Василию III Филофей 

пишет о том, что после падения Константинополя Русь остаёт-

ся единственной хранительницей православия, а сам Василий 

III — единственным православным христианским правителем 

на Земле. Стало быть, он несёт особую ответственность перед 

Церковью и государством. 

Геополитика многополярного мира. Доклады и тезисы


background image

107

Послания Филофея не были направлены на восхваление мо-

сковской  власти  и  менее  всего  являлись  идеологической  кон-

цепцией.  Видя  несправедливость  и  горе,  которое  московские 

наместники  приносили  псковичам,  Филофей,  как  сын  своей 

земли  и  как  христианин,  указал  на  то,  что  Московский  князь 

несёт особую ответственность за происходящее. 

Таким образом, говоря о «Москве — третьем Риме» как о 

концепции  (в  т.ч.  геополитической),  не  следует  понимать  её, 

во-первых, в качестве обоснования для экспансии и/или импе-

риалистических претензий и, во-вторых, в качестве идеологии 

теократического  государства.  Концепция  «Москва  —  третий 

Рим» связывает три звена: правитель — Церковь — народ (госу-

дарство). Достойный христианский правитель должен хранить 

и защищать веру и Церковь, чтобы тем самым был защищён и 

весь народ. «Третий Рим» в данном случае не мессианская иде-

ология,  а  призыв  к  высочайшей  ответственности  за  хранение 

восточного христианства — православия и за православный на-

род Руси. Указывая на то, что «Москва — третий Рим», Фило-

фей является не идеологом и не апологетом, а обличителем. 

Г. Флоровский пишет по этому поводу: «Если Москва есть 

Третий Рим, то и последний, — то есть: наступила последняя 

эпоха, последнее земное «царство», конец приближается. «Твое 

христианское  царство  инеем  не  останется».  С  тем  большим 

смирением и с «великим опасением» подобает блюсти и хра-

нить чистоту веры и творить заповеди. В послании к велико-

му князю Филофей именно предостерегает и даже грозит, но не 

славословит. Только уже вторично эта апокалиптическая схема 

была использована и перетолкована официальными книжника-

ми в панегирическом смысле»

1

Впрочем, роль идеи «Москва — третий Рим» превосходит 

исторические  рамки  правления  Василия  III.  Она  стала  одно-

временно и выражением культуры, ценностей русского народа. 

1

 

Протоиерей Георгий Флоровский.

 Пути русского богословия. Минск. 

Белорусская Православная Церковь. 2006. С. 15

Клименко А. Н.

 Интерпритации идеи «Москва — третий Рим»


background image

108

«Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа 

есть его религиозность и связанное с нею искание абсолютно-

го  добра,  следовательно  такого  добра,  которое  осуществимо 

лишь в Царстве Божием», — писал Н.О.Лосский

1

. Это объяс-

няет  появление  такой  идеи,  которая  являла  бы  религиозную, 

а  точнее  религиозно-мессианскую  сущность  русского  народа. 

Русь представляется катехоном, удерживающей силой против 

наступающей власти беззакония, сатаны

2

. «Четвёртого Рима» 

не будет — будут последние, апокалиптические времена, ког-

да настанет Второе Пришествие Христа. Поэтому геополити-

ческий  идеал  этого  эсхатологического  мировоззрения  —  это 

«защищённая  и  защищающая  русская  православная  империя-

катехон»

3

. С геополитической точки зрения, идея «Москва — 

Третий Рим» испытала трансформацию — в XIX и в XX веках. 

В XIX веке — во время так называемого Восточного вопроса, 

когда геополитическим идеалом стало взятие Константинополя 

(Царьграда), «оседлание» черноморских проливов, а также ду-

ховное лидерство в Православном мире. В XX веке идея «Мо-

сква — Третий Рим» приняла новую геополитическую форму: в 

1943-1948 гг. РПЦ рассматривалась как главный агент для под-

чинения Восточной Европы и Ближнего Востока, с перспекти-

вой создания «Московского Ватикана».

Концепт «Москва — Третий Рим» всегда возникал в пово-

ротные пункты русской истории, а именно: при возникновении 

независимого Московского государства, в конце существования 

1

 

Лосский Н. О.

 Характер русского народа. — М., Издательский Совет 

Русской Православной Церкви, Издательство «ДАРЪ», 2005. — 336. С. 6.

2

  Происхождение  термина  и  понятия  «катехон»  восходит  к  словам 

апостола Павла во 2-м послании к Фессалоникийцам, где он говорит о 

невозможности наступления конца мира, пока не «взят от среды удержи-

вающий теперь» (2 Фес. 2:7).

3

  [Перевод  с  англ.  Dmitrii  Sidorov.  Post-Imperial  Third  Romes: 

Ressurections  of  a  Russian  Orthodox  Geopolitical  Metaphor.  http://www.

scribd.com/doc/36222879/Post-Imperial-Third-Romes-Resurrections-of-a-

Russian-Orthodox-Geopolitical-Metaphor].

Геополитика многополярного мира. Доклады и тезисы


background image

109

Российской империи, во время (и после) Второй мировой во-

йны. Поэтому понятно, что распад СССР возродил интерес к 

данному  концепту  —  новая  Россия  находится  в  поиске  своей 

роли в системе мировых координат. В начале XXI века продол-

жение идеи «Москва — Третий Рим» можно увидеть в геополи-

тических взглядах Назарова М., Холмогорова Е., Цымбурского 

А., Нарочницкой Н., Дугина А. Во второй части данной работы 

будут рассмотрены их представления о роли России в духовно-

геополитической картине современного мира.

По мнению А. Дугина, русский народ — это «цивилизацион-

ная константа»

1

. Русский народ всегда сохранял мессианскую 

сущность,  а  когда  политическая  форма  не  соответствовала 

национальному  содержанию,  наступал  кризис.  Запад  опреде-

ляется  автором  как  «культурная  и  геополитическая  антитеза 

России»

2

. Дугин считает, что русский универсализм принципи-

ально отличается от Запада, поэтому стратегия России должна 

быть антизападной.

Россия в своей геополитической миссии видится А. Дугину 

империей, что не может не напоминать о «христианском Риме», 

империи,  где  «нет  ни  эллина,  ни  иудея».  «Отказ  от  имперо-

строительной  функции  означает  конец  русского  народа…  как 

цивилизационного явления»

3

. Границы империи постоянно рас-

ширяются, в её состав входят всё новые культуры, религии, тер-

ритории с «общим знаменателем», поэтому экспансия — это, 

по мнению А. Дугина, неотъемлемая часть развития и жизне-

деятельности русского народа. Причём экспансия предполага-

ет не расширение «жизненного пространства», а утверждение 

особой миссии, особого — русского — типа мировоззрения. 

А. Дугин предлагает создание Новой Евразийской Империи, 

которая,  с  точки  зрения  внутренней  организации,  не  будет 

1

 

Дугин  А.  Г.

  Основы  геополитики.  Геополитическое  будущее  Рос-

сии. Мыслить Пространством — Изд. 4-е, Москва, «АРКТОГЕЯ-центр», 

2000 — 928 стр. С. 188.

2

 Там же. С. 190.

3

Там же. С. 197.

Клименко А. Н.

 Интерпритации идеи «Москва — третий Рим»


background image

110

являться государством-нацией. Новая Евразийская Империя, по 

идее А. Дугина, будет обладать «гибкой и дифференцированной 

этнорелигиозной  структурой»

1

.  В  качестве  альтернативы 

губерниям 

предлагаются 

«этнорелигиозные 

области», 

обладающие «максимальной степенью культурной, языковой… 

автономией»

2

.  При  этом  геополитически,  стратегически  и 

идеологически Новая Евразийская Империя должна действовать 

как единый субъект. 

М. Назаров в своей книге «Вождю Третьего Рима» считает, 

что  исторически  Россия  в  своей  внешней  политике  отстаива-

ла  справедливость,  поэтому  восстановление  «Третьего  Рима» 

тождественно  восстановлению  по  отношению  к  другим  госу-

дарствам  «традиционной  русской  внешней  политики  в  новых 

условиях»

3

Отношение  М.  Назарова  к  Западу  однозначно  негативное: 

по мнению автора, Запад даже не иудео-христианская, а анти-

христианская цивилизация (под еврейским влиянием). Назаров 

предлагает противопоставить Западу восстановленное постви-

зантийское пространство православных стран. Более того, воз-

можность союзничества увеличивается М. Назаровым до более 

широких масштабов, чем поствизантийское пространство. Со-

юзником России может стать любое государство, готовое при-

нять общее правило: не вмешивайся во внутренние дела других 

народов и не поступай с другими так, как не хотел бы, чтобы 

поступали с тобой.

Что касается границ «Третьего Рима», М. Назаров придер-

живается мнения, что легитимные границы России — это гра-

ницы Российской империи по состоянию на 2 марта 1917 г. Ис-

ходя из этого, неизбежно возникает вопрос: как относиться и 

1

 

Дугин А. Г.

 Основы геополитики. Геополитическое будущее России. 

Мыслить  Пространством  —  Изд.  4-е,  Москва,  «АРКТОГЕЯ-центр», 

2000 — 928 стр. С. 212.

2

 Там же. С. 213.

3

 http://www.rusidea.org/?a=410708

Геополитика многополярного мира. Доклады и тезисы