Файл: Левиафан выпуск 3.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2450

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

КАЗУС ЛИВИИ И ПРОБЛЕМА 

ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА В 

XXI ВЕКЕ

Кузнечевский В. Д.

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник 

Российского Института Стратегических Исследований

Мартовские и апрельские (2011 года) народные революции 

в  странах  Северной  Африки  и  Ближнего  Востока,  но  в 

особенности  события  в  Ливийской  Арабской  Джамахирии, 

привлекли активное внимание международной общественности 

к роли Организации Объединенных Наций в деле разрешения 

международных  конфликтов.  Центром  дискуссий,  в  том 

числе  и  в  Совете  Безопасности  ООН,  стала  проблема  границ 

вмешательства  мирового  сообщества  в  политическую  жизнь 

национальных  государств,  то  есть  проблема  сохранения 

национального государственного суверенитета в современных 

международных условиях. Практически же, речь идет не только 

о  судьбе  принципов  Вестфальской  системы  в  отношениях 

между государствами, но и об адекватности ООН нынешнему 

состоянию международных отношений

Историческая  справка.

  Как  известно  специалистам, 

нынешнее  понимание  национального  суверенитета  зиж

-

дется на так называемой Вестфальской системе между

-

народных отношений, принципы которой в 1945 году были 

положены в основание Организации Объединенных Наций.

Созданная  по  инициативе  Рузвельта  и  Сталина  в 

феврале  1945  года  в  Ялте    Организация  Объединенных 

Наций,  базирующаяся  на  принципах  Вестфальской 

системы  1648  года,  должна  была,  по  замыслу  этих  двух 


background image

137

По  ходу  развертывания  ливийских  событий  в  западных  и 

российских  СМИ  был  поставлен  вопрос  не  только  об  отказе 

от принципов Вестфальской системы, но фактически о новом 

толковании  категории  «национально-государственный  сувере-

нитет». Это новое толкование заключается в том, что отныне-де 

не народ, организовавшийся в государство и избравший свое за-

конное правительство может решать свою судьбу, а некая сила 

извне, которая называет себя «международным общественным 

мнением».  Своего  рода  «исполнительным  директором»  этого 

МОМ, как выясняется, самоназначили себя Соединенные Шта-

ты Америки и полностью подконтрольный им Североатланти-

ческий Альянс.

Кузнечевский В. Д.

 Казус Ливии и проблемы суверинитета

великих  политических  деятелей,    обеспечить  прочные 

условия  по  поддержанию  мира  и  безопасности  во  всем 

мире  на  длительный  исторический  период.  К  сожалению, 

после  смерти  Ф.  Д.  Рузвельта  12  апреля  1945  года  эта 

модель,  вопреки  планам  Рузвельта  и  Сталина,  приняла 

форму биполярного мира. Но и в этом виде ООН на целые 

полвека  обеспечила  миру  состояние  стабильности.  Ни 

Корейская  война,  ни  Берлинский  и  Карибский  кризисы,  ни 

другие  события  не  смогли  поколебать  прочность  этой 

модели. Но так было только до 1990-х годов ХХ века, пока 

с  исторической  сцены  не  сошел  Советский  Союз,  а  роль 

ООН стала подменять собой политика президентов США. 

Все национальные конфликты в любой части света стали 

делом  не  столько  Совета  Безопасности  ООН,  сколько 

вооруженных  сил  США  под  мантией  НАТО.  События  в 

Югославии,  Косово,  Афганистане,  Ираке  уже  были  делом 

не ООН, а США и руководимого ими Североатлантического 

альянса.  Вестфальская  система  с  её  беспрекословным 

уважением национального государственного суверенитета, 

стала практически размываться, а ООН стала все больше 

превращаться в, своего рода, бесправного ночного сторожа. 


background image

138

Так,  живущий  в  США  русский  эмигрант  Николай  Злобин, 

позицинионирующий себя на территории РФ как директор рос-

сийских и азиатских программ Центра оборонной информации 

США (ныне — Институт мировой безопасности в Вашингтоне), 

опубликовал в печатном органе правительства РФ «Российской 

газете» большой двухколонник под названием «Конец сувере-

нитетов»,  сделав,  по  сути,  заявление  о  том,  что  действующее 

до сегодняшнего в мире международное право, базирующееся 

на принципах Вестфальской системы, уходит в прошлое. «Тра-

гедии,  подобные  японской  или  ливийской,  —  пишет  он,  — 

свидетельствуют  о  невозможности  сохранять  национальный 

нейтралитет».  Ибо  в  XXI  веке  «нельзя  сохранять  приоритет 

полноценного суверенитета национальных государств по от-

ношению к важнейшим интересам всего мирового сообщества, 

принцип невмешательства во внутренние дела извне или недо-

пустимости  обеспечения  безопасности  страны,  региона  или 

людей  силами  мирового  сообщества  извне.  Иначе  это  ему  — 

мировому сообществу — может слишком дорого обойтись. 

Ливийские  события  действительно  оказали  дезорганизую-

щее  воздействие  на  Организацию  Объединенный  Наций  и,  в 

особенности,  на  её  исполнительный  орган  —  Совет  Безопас-

ности. 

Первыми по поводу «серьезных нарушений прав человека и 

международного гуманитарного права, которые совершались и 

совершаются в Ливийской Арабской Джамахирии», выступили 

такие мощные организации, входящие в ООН, как Лига Араб-

ских государств, Африканский Союз и Организация Исламская 

Конференция.  12  марта  2011  года  Совет  Лиги  арабских  госу-

дарств принял решение обратиться в Совет Безопасности ООН 

с просьбой о введении бесполетной зоны для правительствен-

ной ливийской военной авиации, якобы уничтожающей мирное 

гражданское население страны. 

 Как выяснилось, Запад только и ждал этого обращения.

Геополитика многополярного мира. Доклады и тезисы


background image

139

Опираясь на этот документ, Франция выступила с инициати-

вой рассмотрения ситуации в Ливии на заседании Совета Безо-

пасности ООН, выставив требования о военном вмешательстве 

международного сообщества в ливийские события. Инициати-

ва Франции была активно поддержана правительством США и 

Англии, у которых были свои собственные причины, толкавшие 

их на поддержку инициативы Парижа. 

17 марта 2011 года Совет Безопасности ООН принял резо-

люцию № 1973 по Ливии. 

И  хоть  в  преамбуле  Резолюции  было  подчеркнуто,  что  СБ 

ООН «вновь подтверждает свою твердую приверженность су-

веренитету,  независимости,  территориальной  целостности  и 

национальному единству Ливийской Арабской Джамахирии», а 

в п. 4 Резолюции было особо оговорено, что «при этом исклю-

чается возможность пребывания иностранных оккупационных 

сил  в  любой  форме  на  любой  части  ливийской  территории», 

пункты  6  и  8  уполномочивали  «государства-члены  ООН  …

принимать  все  необходимые  меры  для  обеспечения  соблюде-

ния запрета на полеты в воздушном пространстве Ливийской 

Арабской  Джамахирии,  чтобы  помочь  защитить  гражданское 

население». 

Словосочетание  «необходимые  меры»  в  тексте  Резолюции 

не расшифровывалось, но коалиция западных государств истол-

ковала эту клаузулу как возможность вооруженного вмешатель-

ства во внутренние дела суверенной Ливийской Арабской Джа-

махирии, поставив свои вооруженные силы на сторону одной 

из противоборствующих вооруженных групп в гражданской во-

йне в Ливии, чем фактически было нарушено международное 

право, базирующееся на принципах Вестфальской системы.

Без  всякого  преувеличения  можно  констатировать,  что  это 

несанкционированное  Советом  Безопасности  ООН  вооружен-

ное вмешательство в дела Ливии повергло в шок мировое и рос-

сийское общественное мнение. В ФРГ это привело к тому, что 

Германия отказалась участвовать в бомбардировках ливийской 

Кузнечевский В. Д.

 Казус Ливии и проблемы суверинитета


background image

140

территории.  В  российских  СМИ  мнения  разделились.  Часть 

экспертов  посчитала,  что  России  при  голосовании  следовало 

применить право «вето», а другая часть заявляла, что, исходя 

из национальных интересов, МИД России поступил правильно, 

воздержавшись от голосования в СБ ООН по резолюции 1973. 

21  марта  глава  государства  РФ  был  вынужден  разъяснить: 

«Мы  пошли  на  это  осознанно,  таковы  были  мои  инструкции 

МИДу». 

Однако вслед за этим последовали события, которые повли-

яли на изменение позиции России. 

Дело в том, что военные действия со стороны международ-

ной коалиции западных стран против законного правительства 

Ливии не привели к желаемому результату: повстанцы в Бенга-

зи стали терпеть поражение за поражением от правительствен-

ных сил. В связи с этим последовало заявление глав представи-

телей внешнеполитических ведомств Франции, Англии и США 

( Алена Жюппе, Уильяма Хейга и Хиллари Клинтон) о том, что 

вопреки резолюции СБ ООН № 1970 от 26 февраля 2011 года о 

«полном»  и  «незамедлительном»  запрещении  «прямой  и  кос-

венной поставки, продажи или передачи Ливийской Арабской 

Джамахирии с ее территории или через ее территорию» «ору-

жия и боеприпасов, военных машин и техники, полувоенного 

снаряжения и запасных частей», Запад, тем не менее, проявляет 

готовность обсуждать вопрос о поставках оружия так называе-

мым ливийским повстанцам в практическом ключе. 

После этого со стороны России последовал ряд официаль-

ных заявлений.

Вначале  официальный  представитель  МИД  РФ,  а  потом 

и  сам  Сергей  Лавров,  заявили,  что  Резолюция  1973  была 

«принята  поспешно»,  а  «расширительное  толкование»  её 

текста западными странами и в особенности — неоправданные 

размеры  вооруженного  вмешательства  в  ливийские  дела  — 

неприемлемо.  В  виде  разъяснения  новой  позиции  российская 

дипломатия выдвинула два аргумента. Во-первых, разрешения 

Геополитика многополярного мира. Доклады и тезисы