Файл: Левиафан выпуск 3.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2532

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

146

которые  надо  искать  ответы.  Причем,  во-первых,  желательно 

искать эти ответы вместе, чтобы невольно не способствовать 

ещё большему расколу мирового сообщества, ведущему к мас-

штабной дестабилизации мира, а во-вторых, искать поскорей, 

ибо неясность в понимании основополагающих правил нового 

миропорядка,  основ  международного  права  является  мощной 

бомбой замедленного действия, закладываемой под междуна-

родные отношения» («Российская газета», 06.04.2011 г.).

Вновь  повторяя  своё  сознательно  ошибочное  утвержде-

ние,  что  «легитимность  международной  военной  операции  в 

Ливии является беспрецедентной в новейшей истории мира», 

Н.Злобин, тем не менее, вынужден констатировать, что так на-

зываемая «правовая ооновская легитимность не дала военной 

операции в Ливии легитимности политической, общественной, 

да и просто человеческой».

«В результате складывается парадоксальная ситуация, ког-

да  полностью  правомерная  и  легитимная  операция  междуна-

родных  сил  в  Ливии  (как  уже  указано  выше,  точка  зрения 

Н.Злобина  не  подтверждается  текстом  самой  резолюции 

1973.  —  Вл.  К.)  выглядит  чуть  ли  не  спровоцированной 

агрессией и вызывает протесты в разных странах мира. По-

лучается,  что  в  современном  мире  СБ  ООН  уже  не  играет 

роли  верховного  регулятора  международных  отношений? 

Если это так, то мы стоим перед проблемой окончательной по-

тери международными институтами, которые достались нам в 

наследство  от  периода  холодной  войны,  своего  соответствия 

современному мировому процессу. Эту проблему надо решать 

как можно скорей, в том числе, возможно, через инициирова-

ние новых, современных международных институтов, пока ны-

нешний бесполярный миропорядок не обратился в глобальный 

хаос». Заканчивает свою «поправку» к первой статье по Ливии 

Н.Злобин так же, как и первую: «По крайней мере, так это ви-

дится мне из Вашингтона».

Концовка говорящая. Русский советник американского пра-

вительства  признает,  что  действия  США  в  отношении  Ливии 

Геополитика многополярного мира. Доклады и тезисы


background image

147

вызвали  раскол  в  мировом  общественном  мнении,  и  именно 

это-то и привело к тому, что в вопросе с Ливией США пред-

почли оставить Францию и Англию один на один с расколотым 

миром (своя рубашка американцам всегда была ближе к телу).

Ливийский  казус,  похоже,  стал  действительно  поворотной 

точкой  для  нынешнего  американского  правящего  слоя  и  за-

ставил его более глубоко задуматься над оправданностью сво-

их действий в мире в последние 20 лет. Правда, поступающая 

из Вашингтона информация показывает, что в этом правящем 

слое единства как не было, так и нет. Похоже, что пока меня-

ется на глазах только президент Обама. А вот приставленная к 

нему в 2008 году в качестве «смотрящего» жена экс-президента 

Клинтона нынешний государственный секретарь США Хилла-

ри  Клинтон  в  своем  видении  мира  и  роли  в  нем  Америки  не 

меняется.

Между тем, у нашей страны имеется в наличии официальная 

позиция, позволяющая сдвинуть этот вопрос с мертвой точки.

Только в наших государственных документах зафиксирован 

концептуальный подход к решению таких казусов, каким стал 

Ливийский  инцидент.  Прежде  всего,  это  относится  к  россий-

ской внешнеполитической концепции.

У СССР, как известно, официально даже не было такого до-

кумента, который бы назывался «внешнеполитической концеп-

цией». Существовали, используемые в пропаганде, такие тер-

мины, как «внешняя политика СССР», «внешнеполитический 

курс», «внешнеполитическая программа «мирного сосущество-

вания» и т. д., и всё. 

У новой России такой документ появился. 28 июня 2000 года 

такой документ подписал президент РФ В. Путин, потом 15 июля 

2008  в  существенно  измененном  виде  «Концепцию  внешней 

политики  Российской  Федерации»  подписал  Д.  Медведев.  В 

этой последней чётко прописано, что «центром регулирования 

международных отношений и координации мировой политики 

в  XXI  веке  должна  оставаться  Организация  Объединенных 

Кузнечевский В. Д.

 Казус Ливии и проблемы суверинитета


background image

148

Наций, которая наделена уникальной легитимностью и доказала 

свою  безальтернативность…Это  предполагает…дальнейшее 

повышение эффективности деятельности Совета Безопасности 

ООН,  несущего  главную  ответственность  за  поддержание 

международного мира и безопасности». 

Однако одновременно с этим в Концепции подчеркнута не-

обходимость «рационального реформирования ООН в целях её 

планомерной адаптации к меняющимся политическим и эконо-

мическим реалиям в мире».

Российская «Концепция внешней политики» является пока 

единственным в мире официальным документом, который ста-

вит задачу адекватного международным реалиям реформирова-

ния ООН на основе международного консенсуса.

Как добиться этого?

Выход  из  нынешнего  положения  видится  только  один  — 

правовой. Чтобы не опираться ни на какие голословные заявле-

ния людей, социальных групп, правительств отдельных стран 

в  вопросе  о  том,  когда  международному  сообществу  следует 

(или,  наоборот,  не  следует)  вмешиваться  во  внутренние  дела 

какого-либо  государства,  то  есть  нарушать  национальный  го-

сударственный  суверенитет  какой-либо  страны,  ООН  должна 

выработать  соответствующие  международные  правила  и  за-

крепить  их  волей  большинства  стран-членов  ООН  (или  даже 

консенсусом).  Разработать  соответствующие  критерии  такого 

вмешательства (или, наоборот, невмешательства). 

Перед властями России казус Ливии ставит по меньшей мере 

две неотложные задачи:

Внести  такие  изменения  в  Концепцию  внешней  политики 

РФ, которые (изменения) более четко прописали бы легитим-

ную  возможность  защищать  территориальную  целостность 

страны и легитимную власть в стране в том случае, если кто-то 

посягнет на нашу независимость извне или изнутри. 

Открыть  международную  дискуссию  по  поводу  более 

точной формулировки статьи 51 Устава ООН с тем, чтобы по 

Геополитика многополярного мира. Доклады и тезисы


background image

149

возможности точно определить, когда идёт речь о нарушении 

государственного  суверенитета  национального  государства 

со стороны внешних сил и со стороны внутренних мятежных 

сил  и  организаций.  По  возможности  точнее  прописать 

механизм защиты законной власти от внешних  и внутренних 

посягательств, а также — пределы законного, с точки зрения 

международного  права,  вмешательства  (невмешательства)  в 

такую ситуацию со стороны международного сообщества.

Короче: речь идет о существенном «ремонте» основополага-

ющих документов ООН, и прежде всего Устава ООН, с учетом 

изменившихся со времени 1946 года международных условий.

 Нет сомнения, что сразу на поле ООН такой вопрос тащить 

нельзя. Требуется общественная международная его апробация 

в виде ряда международных конференций.

При  проявлении  такой  инициативы  Российскому  руковод-

ству в этом плане обеспечена мощная поддержка российского 

населения. Как показывают социологические опросы, абсолют-

ное большинство наших граждан (более 80%) твердо считает, 

что  у  Западной  коалиции  не  было  никаких  прав  бомбить  ли-

вийскую  территорию.  Результаты  этих  опросов  показывают, 

что наши люди понимают: ливийская ситуация в том или ином 

виде может когда-нибудь повторится и у нас, и они не хотят в 

этом  случае  оказаться  в  роли  ливийцев.  Что  имеется  в  виду? 

Да  самое  простое:  когда  в  августе-сентябре  1999  года  банды 

Ш.Басаева  под  предлогом  борьбы  за  освобождение  Северно-

го Кавказа от так называемого «диктата Москвы» совершили 

интервенцию  в  Дагестан,  они  ведь  тоже  имели  в  виду  обра-

титься за помощью к загранице, чтобы та с помощью оружия 

заставила Москву не защищать территориальную целостность 

российского государства. Этого не случилось только по одной 

причине: никто не решился даже в тот тяжелейший для нашей 

страны момент напасть на нас только потому, что Россия имеет 

ядерное оружие. А ведь такой атаке могли бы подвергнуться не 

только Дагестан, но и регионы, граничащие с Северным Кавка-

зом — Ставрополь, Краснодар. 

Кузнечевский В. Д.

 Казус Ливии и проблемы суверинитета


background image

150

У российской внешней политики есть все основания, опи-

раясь на Концепцию внешней политики РФ Д.Медведева, вы-

ступить с предложением начать обсуждение в международном 

масштабе темы о возможных изменениях в Уставе ООН, адек-

ватных тем изменениям, которые произошли в мире со времени 

Ялтинских соглашений.

Геополитика многополярного мира. Доклады и тезисы