ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2393
Скачиваний: 5
72
Доклады
С
приходом
в
Белый Дом администра-
ции Обамы, пост глав-
ного
советника
Президента по вопро-
сам национальной без-
опасности и директора
отдела России и Евра-
зии при Совете Нацио-
н а л ь н о й
Б е зо п а с н о с т и
США)
занял
Майкл Макфол.
Это не только чиновник, но и ученый, профессор полити-
ческих наук Центра по вопросам демократии, развития и
верховенства закона при Стэнфордском университете, он
знает русский язык и в 90-х активно работал Московском
Центре Карнеги, хорошие связи с Фондом Карнеги профес-
сор сохраняет до сих пор. Макфол активно посещает Рос-
сию, принимал участие в недавнем Ярославском Форуме.
Кроме того в июле 2009 г. совместным решением прези-
дентов двух стран была создана рабочая группа Макфол-
Сурков по вопросам гражданского общества. Советник
президента США, как один из руководителей этой комис-
сии, постоянно встречается с российским правозащитни-
ками. Как мы видим активность Майкла Макфола не
ограничивается чисто теоретической деятельностью, он
активный политик-практик, взаимодействующий напря-
мую с российским гражданским обществом. Комиссия, как
и многое в российско-американских отношениях устроена
диспропорционально, если Макфол имеет возможность
влиять на нашу внутреннюю политику, инструктировать и
защищать либеральных правозащитников и других агентов влия-
ния, то Владислав Сурков, такой возможности не имеет, вся дея-
тельность комиссии выступает таким образом в качестве
приводного ремня Администрации Президента США, юридически
легитимизируя ее контроль над определенным сегментом нашего
гражданского общества.
Се
минар Левиафан
Майкл Макфол
Семинар № 2 Неоатлантизм
73
Впрочем, это не будет казаться столь парадоксальным, если мы об-
ратимся к трудам Майкла Макфола по вопросам политики США в отно-
шении России. Взаимодействие с гражданским обществом, контроль США
над его формированием и развитием будут проступать там красной нитью,
даже если напрямую это не будет оговариваться. Важно и то, что Макфол
является представителем во многом уникального направления в американ-
ской внешнеполитической мысли. Вместе с рядом других американских
геополитиков и внешнеполитических стратегов, например Лари Даймон-
дом и Полом Берманом он входит в группу т.н. «Либеральных ястребов»,
представителей Демократической партии, объединенных вокруг
Института Прогрессивной Политики при Совете руководства Де-
мократической Партии США, которые наиболее близко стоят по
своим позициям к неоконам.
7
Анатоль Ливен и Джон Халсман от-
мечают, что либеральные ястребы практически ничем не отли-
чаются от умеренных неоконов: и те и другие проповедуют
«смесь … «демократизма» и американского национализма, сле-
пую веру в право и возможность США распространять свои
ценности в сочетании с экспансией американской мощи».
9
До-
статочно просто сравнить тексты неоконов, материалы Док-
трины Буша и, например, такой документ Института
Прогрессивного Развития, как «Прогрессивный интернациона-
лизм, демократическая стратегия национальной безопасно-
сти»
18
от 2003 г.
После того, как могущество неоконов, торжествовавших
при Буше-младшем было основательно подорвано, именно
идеи Макфола и его соратников оказались востребованы новой
администрацией. Впрочем не стоит искать в них что-то новое,
они проявились еще при Буше-младшем, т.н. «доктрина Буша»
основные положения которой были изложены в 2002-м году в
таких документах, как «Доклад о положении нации», «Страте-
гия национальной безопасности», а также речь американского
президента в Организации Объединенных Наций, явилась не
только плодом творчества неоконов, как справедливо заметил
А. И. Уткин,
3
но, как отмечает другой отечественный американист Т.А.
Шаклеина,
4
и ряда либеральных ястребов, прежде всего Майкла Мак-
фола. По крайней мере, некоторые ее положения об экспорте демокра-
тии, крестовом походе против терроризма, и допустимости
одно сторонних силовых действий США в отношении
любой ст раны мира совпадают почти до словно с макфо-
ловской «Докт риной Свободы».
Се
минар Левиафан
74
Доклады
В отличие от своего старшего собрата Збигнева Бжезинского, как
и Макфол, утверждающего необходимость удержания США позиции
глобального лидера, Майкл менее терпим к нелиберальным режимам
и рассматривает либеральную демократию не только в качестве цели,
на которую следует ориентировать все государства мира, чтобы они
покорно шли в фарватере США, как это предлагает Бжезинский, но и
в качестве общественно-политической модели, которая должна быть
установлена уже здесь и сейчас, рассматривая либеральную демокра-
тию таким образом и как средство укрепления однополярного миро-
вого порядка.
Разница очевидна - если в рамках «глобального полити-
ческого пробуждения» Бжезинский готов терпеть не совсем со-
ответствующие западным стандартам режимы, призывая США
подстроиться под меняющуюся ситуацию и «оседлать тигра»,
возглавить и ориентировать массы третьего мира, стремящиеся
к большей свободе, большему количеству благ, что требует
более терпимого отношения к воплощению этих стремлений
в общественно-политической реальности,
6
то Макфол высту-
пает ярым противником любого отклонения от либерально-де-
мократического стандарта.
Базовые принципы общей внешнеполитической концеп-
ции Макфола были изложены им в статье «Доктрина Сво-
боды».
Доктрина
Свободы как внешне-
политический концепт
для Макфола означает
постановку вопроса о
продвижении индиви-
дуальной свободы за
рубежом на самое
главное место в амери-
канской внешнеполи-
тической
повестке
дня.
16
«Продвижение свободы тре-
бует в первую очередь сдержи-
вания, а затем уничтожения противостоящих ей сил, будут ли это
индивид, движения или режимы»
16
, - пишет Макфол. Политика в
Се
минар Левиафан
Семинар № 2 Неоатлантизм
75
отношении противостоящих демократии сил при такой постановке во-
проса распадается на две части – деструктивную (уничтожение), и кон-
структивную (создание институтов демократии по образцу США).
Впрочем, главным моментом выступает не демократия, а насаждения
американских ценностей, в некоторых случаях, отмечает внешнеполи-
тический аналитик, сначала должно идти продвижение либеральных
свобод, и только потом – демократизация.
Что нового привносит такая постановка вопроса о целях амери-
канской внешней политики? В первую очередь, она помогает прово-
дить четкие границы между друзьями и врагами с одной
стороны, а с другой объединять концептуально, а значит и коор-
динировать на новом уровне, ранее разрозненные действия, ко-
торые связаны тем не менее причастностью к продвижению
свободы. Уничтожение Саддама Хуссейна, обучение афганских
женщин (примеры Макфола) и, добавим от себя, встреча с
Аллой Гербер и Львом Пономаревым имеют в такой перспек-
тиве много общего между собой.
Во-вторых, выдвижение «Доктрины Свободы» в каче-
стве ориентира означает отказ от государствоцентризма во
внешней политике, отныне эта область – область противо-
стояния идей, режимов, движений, индивидов, а не только
государств. США выступает не
как государство в данной си-
стема координат, а как полюс
свободы, «друзья которого есть
везде». Такое переформатирова-
ние роли США означает отказ
от понимания международных
отношений в реалистских тер-
минах «национального инте-
реса», что по мнению Макфола
повышает возможность под-
держки американской внешней поли-
тики за рубежом. В то же время, он сам
отмечает, что продвижение демократии
– это и есть главнейший интерес
США, потому что это максимально
способс т в у е т з а к р е п л е н и ю и х
Се
минар Левиафан
М. Макфол и Б. Обама
Доклады
76
рол и в качестве глобального лидера. «Не все американские со-
юзники - демократии, - с сожалением констатирует Макфол, - но
все демократии – союзники США».
«Последней целью американской политики является создание со-
общества демократических государств, которое охватит все регионы
планеты». Макфол критикует такие направления науки о международ-
ных отношениях в США как реализм, мультилатерализм, изоляцио-
низм, обрушиваясь как на представления о незыблемости
государственного суверенитета других стран, так и на недооценку
средств мягкой силы и идеологических и мировоззренческих
угроз. Несмотря на то, что главными своими предшественни-
ками он называет Вудро Вильсона и Рональда Рейгана, либе-
ральные представления в его оптике подвергаются некоторой
коррекции. Вильсонианская вера в международные институты
сменяется выдвижением США как единственной и уникальной
инстанции, отвечающей за демократизацию, в том числе на-
сильственную, в то время как Рейган мягко критикуется за не-
желание вовлекать другие государства в строительство
демократии там, где США уже сменили режим.
Майкл Макфол призывает комбинировать как силовые
военные действия по смене режимов, так и мягкую политику
продвижения демократии за рубежом, при этом уделяя больше
внимания последней, и сетевым стратегиям, стратегиям дей-
ствия негосударственных акторов вообще. Стоит отметить, что
в 2009 г. в своей новой книге «Продвигая демократию за рубе-
жом, почему мы должны и как мы можем это делать»,
11
он при-
знает неэффективность слишком жесткой политики Буша, в
частности на Ближнем Востоке, и предлагает усилить «мяг-
кую» составляющую продвижения демократии, в то же время
принципиально не пересматривая базовые тезисы, выдвину-
тые еще в «Доктрине Свободы».
Нашу страну Макфол, как славист и специалист прежде
всего по России, не мог обойти вниманием. Уже в «Доктрине Сво-
боды», которая представляла во многом отклик на теракты 11 сентября,
он называет Россию союзником лишь наполовину, хотя тогда россий-
ское руководство пошло на беспрецедентные уступки США и всецело
поддержало их в Афганистане. Тем не менее, Россиия – «союзник-на-
половину» из-за незавершенности демократических реформ в нашей
Се
минар Левиафан