ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2401
Скачиваний: 5
Обзор
102
Становится понятно, что «дагестанец» – это глупое слово, так как
на территориальном образовании «Дагестан» проживают 10 этниче-
ских групп, причем две из которых – тюркские. А если мы вспомним
про лезгин, которые живут частично в Дагестане, а частично – в Азер-
байджане, при том, что разницы между лезгином, живущим в Даге-
стане и живущим в Азербайджане фактически нет, то мы, по мнению
Александра Дугина, придем к выводу о том, что невозможно отделить
Северный Кавказ от Южного ни государственной, ни межокружной
границей.
Аналогично, чеченцы живут в Дагестане, в Чечне и в
Панкисском ущелье в Грузии, а осетины, вообще живут в двух
разных государствах. Таким образом, по мнению профессора
Дугина, анклавы этнически близких народностей могут абсо-
лютно не совпадать ни с какими административными или го-
сударственными границами. Это этносоциологическая
данность Кавказского региона.
Докладчик еще раз подчеркнул, что для адекватного ана-
лиза положения Северного Кавказа категорически необходимо
составление этносоциологической карты, которая будет вклю-
чать не только его собственные, но и прилегающие к границам
СКФО территории. Далее был приведен ряд примеров, без
учета которых работа по составлению карты может быть про-
ведена некорректно.
«Изучая геополитику, этнополитику и этносоцио-
логию Северного Кавказа достаточно плотно и в течение
многих лет, я прихожу к выводу, что, наверное, необхо-
димо приложить усилия, и все-таки выстроить, пусть
вчерне сделанный, этот этносоциологический атлас
своими силами», - сказал Александр Дугин. Профессор
считает, что как только у нас появляется финансирова-
ние, сразу возникают очень сильные группировки, кото-
рые его расхищают. Таким образом, в ходе заседания
возникло предложение делать проект вообще без финансирова-
ния. «Если не брать грант, нам удастся быстро сделать этот
атлас своими силами. Пусть грубый, вчерне, без ярких красок,
без богатой полиграфии, и предложить его. Это нужно для
страны, без карты мы не сможем проложить маршруты!», -
таким было заключение главы ЦКИ.
Се
минар Левиафан
Семинар № 3 Третья кавказская война
103
Утрата Россией Кавказа
Валерий Коровин в своем докладе отметил, что угроза отделения
Кавказа, призрак которой постоянно возникал в ходе выступления про-
фессора Дугина, имеет далеко идущие последствия: вслед за Кавказом
начнет разваливаться Россия, что возводит «кавказский вопрос» в ряд
актуальнейших проблем национальной безопасности. Одной из глав-
ных причин сегодняшнего положения Кавказа, считает докладчик, яв-
ляется утрата комплексного и полного административного контроля
федеральной власти над регионом СКФО. Немалую роль, счи-
тает он, здесь сыграло формирование местных этнических, а
не федеральных элит во власти Северного Кавказа. Аналогично
Валерий Коровин констатировал понижение уровня военного
контроля за Северным Кавказом, начало складывания «этниче-
ских армий» в регионах. Кроме того, важной проблемой яв-
ляется отток русских из региона, что означает потерю местным
населением чувства присутствия «Большой России» и полный
карт-бланш для этнических элит и их армий.
Но существуют и конкретные одиозные проекты по выде-
лению Кавказа из состава России:
1) Проект «Великая Черкесия». Обособление Адыгов (Чер-
кесов) от СКФО, создание отдельного самостоятельного
территориального образования. Т.е. разделение Карачаево-
Черкесии на карачаевцев и черкесов (отделяются), Кабар-
дино-балкарии на кабардинцев (отделяются) и балкарцев,
выделение из Адыгеи адыгов, и анклавов в Краснодарском
крае, соединение этих этносов в новое территориальное
пространство. Без крови такой проект невозможно реализо-
вать.
2) Политический этноцид в Кабардино-Балкарии, Кара-
чаево-Черкесии, Северной Осетии: попытка создания на-
циональных государств на территории РФ. Задача
участников проекта: спровоцировать всестороннюю экспансию
кабардинцев на указанных территориях, пробудить в них нацио-
нальные чувства. Способствует успеху предприятия отток и
уменьшение численности Балкарцев и Русских в регионе. Ана-
л о г и ч н а я с и т у а ц и я с о с е т и н и з а ц и е й в р е г и о н е
С е в е р н о й О с е т и и .
Се
минар Левиафан
Обзор
104
3) Сепаратизм, реализующийся через моноэтнические анклавы. Тер-
ритория Чечни и Ингушетии. С точки зрения культурного при-
сутствия русских, их миссии, эти регионы с Россией больше
ничего не связывает.
Модель корректировки ситуации, предложенная В.М. Корови-
ным:
• Ликвидация практики применения термина «республика» для субъ-
ектов Федерации, который дает право претендовать на суверенитет
данным территориальным образованиям.
• Унификация званий глав субъектов Федерации (отмена ти-
тула «Президент республики»), вместо этого – «Глава субъекта
Федерации».
• Устранение такого понятия и факта, как «национальная рес-
публика» на территории РФ.
• Разделение светских (федеральные элиты) и духовно-куль-
турных (местные элиты) властей на территории СКФО. Снятие
«этнизации» политической власти в субъектах Федерации.
• Разведение светского и обычного права, доведение их сим-
фонии до бесконфликтности. «Теократия + Конституция».
• Разведение понятий «Гражданское общество» и
«Этнос». Придание этносу юридической категории. Рос-
сийская Федерация будет состоять из административных
Субъектов Федерации и более чем 200 этносов. Так,
этнос возвращается к замкнутости, коллективности, вхо-
дит в гомеостаз. Снятие вопроса о сепаратизме. На ас-
симиляцию всех этносов России (практически
насильственную) уйдет несколько столетий, которые
будут сопровождаться серьезными потрясениями. Тогда
в итоге мы получим гражданское общество. Однако
тезис Валерия Коровина заключается в том, чтобы вер-
нуть этнос в изначальные условия его существования, в
гармонию между всеми его участниками: на это потре-
буется гораздо меньше времени и усилий.
• Массовое возвращение русских на Северный Кавказ, признание казаков эт-
носом, со своей культурой и традицией, отмена реестрового казачества.
• Чтобы удержать Северный Кавказ необходимо продвигаться на Юг, к встрече
с Ираном и выходу в Индийский океан, без этого усилия мы можем потерять
эти территории и этносы.
Се
минар Левиафан
Семинар № 3 Третья кавказская война
105
Кризис современного этнического
сознания этносов Кавказа
Следующим выступающим в рамках семинара стал заве-
дующий кафедрой социологии коммуникативных систем, про-
фессор Агамали Куламович Мамедов, который в первой же
фразе доклада выразил солидарность с тезисом относительно
того, что на Кавказе решается судьба России. Ситуация сегодня
дошла до того, что единственной функцией правоохранитель-
ных органов в СКФО стали попытки (не всегда удачные)
просто предотвратить наступление волны криминализа-
ции, приобретение преступлением массового характера.
Сами этносы Кавказа, по свидетельству профессора,
страдают потерей народной и религиозной идентично-
сти, находятся в растерянности, а механизмы возобнов-
ления центростремительных тенденций не работают уже
20 лет с момента краха СССР. Поэтому Агамали Маме-
дов считает справедливой констатацию существования
кризиса современного этнического сознания, привед-
шего к краху всех институтов и возрождению тейповых
и клановых структур. Ответом же на этот вызов послу-
жил ваххабизм, наименее болезненным образом снимаю-
щий диалектику тейповых различий.
Кроме того, по замечанию докладчика ваххабизм был
весьма эффективен с точки зрения противостояния флюидам
западного мира, модернизации и либеральных ценностей,
помог этносам Кавказа обрести минимальный остов, субъект-
ность. Однако существует альтернативный ваххабистскому
проекту алгоритм построения «исламизированного модерна»,
схожий с опытом Малайзии и Индонезии, однако, до сих пор
не появилось идеологов подобного проекта. Третий путь, пред-
ложенный докладчиком, заключался бы в осознании Кавказ-
скими этносами своей миссии в составе большой России. Но при этом,
по мнению эксперта, в нашем обществе сейчас наблюдается острый
кризис идей, которые могли бы быть предложены Северному Кавказу.
Помимо этого мощными триггерами деформации этнического созна-
ния являются безработица, перенаселенность, криминализация созна-
ния этносов в рамках СКФО.
Се
минар Левиафан
Обзор
106
Ситуация с русским населением в Осетии
Владимир Писаренко, выразив удовлетворение темой семинара,
заявил, что война на Кавказе уже давно в разгаре, и настроение боль-
шинства экспертов ЦКИ полностью созвучно с его видением происхо-
дящего. Конкуренция, по его словам, идет за должности, землю,
бизнес, территории, за все, что человек может подчинить своему влия-
нию. При этом русское население Осетии выступает как пассивное,
слабое сообщество, так как оно не пронизано мобилизационной сетью
тейпов и кланов, в отличие от кавказских этносов. Ценой этой
дезорганизованности становится жесткое, а иногда преступное
вытеснение русского населения из республики. Одновременно,
попытки вернуть русских на территории национальных рес-
публик с помощью целевых федеральных программ пол-
ностью провалились. Сам же Владимир считает, что сначала
нужно остановить отток, который идет в реальном времени,
весьма активно, а затем уже принимать программы по возвра-
щению. Остаются же на территории республики те люди, ко-
торым банально некуда ехать, в то время как покинувших
территорию Осетии русских весьма неприветливо принимают
в центральных и южных регионах России, так как они паро-
доксальным образом начинают ассоциироваться с титульным
этносом того региона, где проживали ранее. Вся ситуация усу-
губляется этнократией на местах и высокой смертностью рус-
ских в данном регионе. В результате такая обстановка дает
обратный негативный эффект и в среде русских начинают об-
разовываться экстремистские объединения молодежи, что
только накаляет атмосферу в регионе. В совокупности все вы-
шеперечисленные факторы создают «чемоданное настроение»
и стремление уехать из Осетии при первой возможности.
Анализ западных экспертов ситуации
на Северном Кавказе
Леонид Савин отметил, что среди оценок аналитиков по ситуации
в СКФО отдельным пластом выделялись требования адаптации дан-
ного региона под проведение Олимпиады в Сочи, для чего западные
эксперты предрекают необходимость проведения радикальных
Се
минар Левиафан