ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2372
Скачиваний: 5
Обзор
112
которые, с точки зрения Корана, однозначно закрывают им дорогу в
рай. В то же время, покаяние – всегда является сомнительным для са-
мого человека инструментом искупления грехов. Тихомиров, нащупав
эту тонкую психологическую ситуацию, разрешает ее введением «то-
тальной исламской индульгенции», т.е. приходом на путь джихада и
становлением в конце пути.
Основной аудиторией, усваивавшей наставления Бурятского,
была исламская молодежь, окончательно переходившая впоследствии
на сторону боевиков-ваххабитов. И это совершенно понятно, учитывая
высокий уровень внушаемости людей в этом возрасте из них,
«резерва Ислама», было легче готовить людей «с правильным
пониманием» Ислама». А целеполагание «понимающих
людей», по версии Бурятского, всегда сводится к одному:
«Главная задача – стать шахидами. Не жить, а умереть на пути
Аллаха».
Межэтническая и социальная
напряженность на Кавказе
Михаил Мошкин постулирует ситуацию, сложившуюся
на сегодняшний день в области межэтнических отношений и
социальной политики Кавказа, как критическую. Эксперт от-
метил, что все усилия, предпринимаемые российским руковод-
ством в рамках СКФО, подчинены одной масштабной цели:
добиться реинтеграции этого региона в состав Российской Фе-
дерации, что соответствующим образом говорит о том, в каком
состоянии он находится сейчас. Что же касается «взгляда со
стороны», то замер общественного мнения, проведенный со-
циологами сравнительно недавно – в начале сентября, в 44 рос-
сийских регионах, показал: 69% респондентов характеризуют
современную обстановку на Северном Кавказе (Дагестан, Ин-
гушетия, Чечня) как напряженную, 11% называют ее взрыво-
опасной, критической и лишь 11% - благополучной.
По сведениям Следственного комитета при прокуратуре РФ, ор-
ганы внутренних дел Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии еже-
дневно несут потери до 5-6 человек. Глава ведомства, заместитель
генпрокурора Александр Бастрыкин назвал это «едва ли не войной».
Согласно оценке генпрокуратуры, настаивает Михаил, террористические
Се
минар Левиафан
Семинар № 3 Третья кавказская война
113
преступления, которые совершаются в округе, боевиками готовятся очень тща-
тельно, с запасными вариантами, и действия боевиков все больше носят орга-
низованные формы и имеют диверсионный характер.
Докладчик приводит следующую статистику: только за 9 месяцев
2010 г. в боестолкновениях и при оказании сопротивления правоохра-
нительным органов было убито 400 бойцов незаконных вооруженных
формирований. Было изъято 240 кг взрывчатых веществ, 560 единиц
огнестрельного оружия и более 100 гранатометов. По фактам экстре-
мизма и терроризма было заведено более 250 уголовных дел и 120 лиц
осуждено. При этом по официальным данным генеральной
прокуратуры, основная часть оружия для бандформирований
поступает со складов воинских частей. Одновременно, что ка-
сается нематериального фронта борьбы: замгенпрокурора по
ЮФО и СКФО констатирует: «Мы проигрываем информацион-
ную и особенно идеологическую работу на Северном Кавказе».
Вместе с тем эксперт отмечает, что в общественном со-
знании славянского населения Ставрополья складывается мне-
ние о том, что в регионе возросло количество преступлений и
конфликтов между местной и приезжей с Кавказа молодежью,
которая агрессивно настроена. Возникает устойчивое представ-
ление о том, что вместе с кавказцами в край пришли новые тер-
акты. «В сложившейся обстановке мы призываем руководство
страны вернуть Ставропольский край в Южный федеральный
округ, что позволит избежать широкомасштабных межнацио-
нальных конфликтов», – говорится в заявлении инициативной
группы жителей Ставрополья.
В стратегии социально-экономического развития
СКФО до 2025 г., утвержденной премьером Владимиром
Путиным в сентябре, отмечается: «Характерной тенден-
цией последнего десятилетия является резкое сокраще-
ние доли русского населения в Северо-Кавказском
федеральном округе вследствие уменьшения рождаемо-
сти и увеличения миграционного оттока в другие регионы Рос-
сийской Федерации. Одновременно отмечается устойчивый
рост численности представителей титульных наций в республи-
ках Северо-Кавказского федерального округа как за счет более
высоких демографических показателей, так и за счет оттока
русского населения».
Се
минар Левиафан
Обзор
114
Таким образом, констатирует Михаил, едва ли не впервые за по-
следние годы федеральная власть признает, что на Северном Кавказе
идет процесс, который можно назвать дерусификацией. По мнению до-
кладчика уменьшение доли русского населения связано не только с эко-
номическими и социальными условиями, криминогенной и
коррупционной обстановкой, но в первую очередь ощущением жизни
в прифронтовой зоне или в ожидании начала новой войны, которое и
заставляет уезжать в другие регионы России, где и экономическая си-
туация не лучше, и уровень коррупции явно не меньше, но по крайней
мере не стреляют каждый день.
Поставив верный диагноз, правительство в своей страте-
гии развития СКФО, не предлагает методов лечения болезни,
отмечает эксперт, большая часть документа имеет отношение
к экономическому развитию региона, модернизации его ин-
фраструктуры, но о мерах по разрешению социальных проти-
воречий речи почти не идет. «Если центральная власть не
приложит должных усилий для изучения, постижения и изме-
нения этносоциологической и этнополитической ситуации в
самом сложном и неспокойном российском приграничье, то
Северный Кавказ будет потерян окончательно», - подытожил
Михаил.
Се
минар Левиафан
Утрата Россией Кавказа: перманентное обострение
и пути выхода из системного кризиса
Валерий Коровин
директор Центра геополитических экс-
пертиз, научный консультант Северо-
Кавказского новостного агентства
СКФОnews
Россия стоит на пороге утраты Северного Кавказа. Если
это произойдет, то станет неким стартовым шагом для дальней-
шего распада России по принципу «домино». Поэтому, эта гео-
политическая проблема решается в рамках рассмотрения
проблем национальной безопасности в принципе, и целостно-
сти России как таковой.
Рассмотрим для начала предпосылки, которые сложились
в 1990-х гг. и продолжают реализовываться сегодня, к тому,
чтобы потерять Северный Кавказ.
Во-первых, это утрата административного контроля со
стороны Федерального центра за счёт того, что в 1990-х и на-
чале 2000-х гг. по инерции на Северном Кавказе сложились эт-
нические элиты,
1
которые взяли под контроль все
политические процессы, включая политические партии и всю
общественную жизнь. Ярко выраженное этническое домини-
рование в политических элитах – первая предпосылка, которая
создаёт фон для политического выделения Северокавказских
республик из состава России.
Вторая предпосылка к потере Северного Кавказа – это
утрата военного контроля, опять-таки в 1990-х гг. на террито-
риях республик нынешнего СКФО сложились т.н. этнические
армии, т.е. по сути каждая республика имеет свою армию, не-
подконтрольную Федеральному центру, а подконтрольную
местным политическим этническим элитам.
2
Третья предпосылка – это утрата культурно-цивилизационного
контроля за счет массового оттока русских.
3
Опять же это произошло
в 1990-х гг., особенно в период двух чеченских конфликтов. Это гово-
рит о том, что население этих республик, этносы, которые там прожи-
вают, больше не видит культурного присутствия большой России.
Се
минар Левиафан
115
Семинар № 3 Третья кавказская война
Они не видят наличия русских нигде – ни в своей общественной
жизни, ни в культурной, ни в политической. Русские, уезжая с Север-
ного Кавказа, оставляют его на откуп местным сложившимся полити-
ческим элитам и тем небольшим, но очень боеспособным этническим
армиям, которые сложились за этот период.
В каких проектах реализуются попытки оторвать Северный Кав-
каз от России? Назовем наиболее типичные, наиболее эффективные
проекты, которые максимальным образом способствуют выделению
Северного Кавказа из состава России. Во-первых, это проект «Великая
Черкесия»,
4
о которой Александр Гельевич сегодня упомянул.
Он предусматривает возможность выделения адыгов, черке-
сов, как их называли в позднеромановский и советский период,
из тех территориально-административных образований, сло-
жившихся на сегодняшний день, - в отдельное, самостоятель-
ное
территориально-административное
политическое
образование. А это предусматривает, ни много ни мало – раз-
деление Карачаево-Черкесии на карачаевцев и черкесов, чтобы
выделить оттуда черкесов; разделение Кабардино-Балкарии на
кабардинцев и балкарцев, чтобы выделить кабардинцев;
дальше адыги Адыгеи и некоторое количество адыгских аулов
на территории Краснодарского края, которые разбросаны там
некомпактно и довольно малочисленны. Эти все территории
предполагается объединить в единое территориальное про-
странство. Они не имеют общих административных границ, и
компенсировать за счет адыгских земель их невозможно, по-
тому что их очень мало, поэтому речь идёт о том, что какие-то
территории должны быть аннексированы в пользу этого про-
екта
5
.
Во-вторых, совершенно очевидно, что в этом проекте рас-
сматриваются территории нынешних республик целиком: так
в Кабардино-Балкарии балкарцы не берутся в расчёт, их пред-
полагается подвергнуть этноциду, т.е. как этнос они должны
раствориться в едином политическом кабардинском пространстве. То
же самое грозит и карачаевцам, не смотря на то, что их в Карачаево-
Черкесии больше, чем черкесов. Не говоря уже о Республике Адыгея,
где адыгов всего 20 %, соответственно, всё остальное, а это в основном
русское население, окажется на территории, каким-то образом, «Вели-
кой Черкесии». Так же предполагается, что часть Черноморского
Се
минар Левиафан
116
Доклады