ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2384
Скачиваний: 2
Частичное отсутствие систематизации и недостаточная проработанность отдельных частных положений евразийства начала XX века (как правого, так и левого) открывают в то же время новые горизонты возможностей прочтения и подробнейшей детализации этого учения применительно к культурным и политическим реалиям XXI века. Для этого нам необходимо обратиться не только к классическим работам Трубецкого и Савицкого, но и к их левым оппонентам из кламарского кружка.
Ссылки:
та
та х со
с;
о.
та т
-
Коваленко Ю. «Советские чекисты и русские эмигранты», Известия, 10.03.1991 г.,
-
Государственный архив Российской Федерации ф. 5912, on. 1, д. 100, л. 12.
-
Анна Саакянц «Марина Цветаева. Жизнь и творчество», Часть 2 "Заграница 5. Оползающая глыба (окончание) (1928-1929 годы). Цит. По электронному варианту с сайта «Мир Марины Цветаевой. Культурное наследие Серебряного век».
-
''Элементы'' №8 | Письмо Н. В. Устрялова П. П. Сувчинскому | 2000
-
Трубецкой Н.С. «Письма к П.П. Сувчинскому: 1921-1928»; - М:. Библиотека-Фонд «Русское зарубежье»; Русский путь, 2008. С. 287
-
Указ. Соч. с. 289
-
Евразия. 1929. №8
-
Указ. Соч. с. 308
-
Евразия. 1929. №8, Мир России — Евразия. Антология. Составители: Л. И.
-
Новикова, И. Н. Сиземская. Москва «Высшая школа», 1995, 399 с.
-
Савицкий П. «Евразийский временник» Кн. X, 1926 с. 306
-
Евразия. 1929. №8. Режим доступа: http://redeurasia.narod.ru/biblioteka/pu-teuras.html
Евразийство в версии А.Г. Дугина: эклектика и внутренние противоречия
Сергей Строев
старший научный сотрудник ИФ РАН
Мне бы хотелось представить критику «неоевразийства» с точки зрения выявления противоречий между его собственными постулатами и нарушений в его логической структуре.
Тема моего доклада ограничивается только критикой т.н. «неоевразийства» А.Г. Дугина и не включает критику классического евразийства.
1. «Неоевразийство» А.Г. Дугина не аутентично классическому евразийству. В основе классического евразийства лежит цивилизационный плюрализм (восходящий к концепции культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского). В основе же т.н. «неоевразийства» лежит манихейская по своему характеру идея жёсткого цивилизационного дуализма: сведение всего многообразия цивилизаций к антагонизму двух абсолютных противоположностей - Цивилизации Суши и Цивилизации Моря. Разумеется, идея различения морского и континентального ощущения окружающей действительности присутствует в классическом евразийстве, но присутствует именно как идея разнообразия, а не дуальной противоположности.
Основной недостаток «геополитического» мифа, представляющего все исторические события и конфликты в качестве частных проявлений извечной войны сил Моря и Суши, состоит в его исторической и актуально-политической неадекватности. Этот миф строится на тенденциозной выборке исторических примеров. При этом многочисленные примеры столкновений морских держав друг с другом игнорируются как якобы несущественные эпизоды, а ещё более многочисленные примеры войн между континентальными империями интерпретируются как искусственные конфликты, вызванные интригами морской державы. Между тем, эти конфликты чаще всего носили гораздо более ожесточённый, антагонистический и тотальный характер. Хорошо известный в биологии принцип гласит, что конкуренция между видами
тем больше, чем больше перекрываются их экологические ниши. Война между цивилизациями, существующими в одном и том же или в сходных вмещающих ландшафтах всегда носит гораздо более ожесточённый характер, чем между цивилизациями, которые сталкиваются между собой лишь на границах своего ареала и не могут претендовать на освоение основной ниши обитания конкурента. Данное замечание имеет сегодня непосредственное практическое значение: ослепление безудержным антиамериканизмом и антиатлантизмом ведёт к опаснейшим иллюзиям и недооценке нависшей над Россией угрозы со стороны Китая.
«Атлантизм» (даже если рассматривать его в том виде, как он описывается в геополитической мифологии) отнюдь не тождественен мондиализму. Сетецентрическая, экстерриториальная власть мировых банковских структур, транснациональных корпораций и надгосударственных международных организаций отнюдь не связывает себя интересами США как национального и геополитического субъекта. В этом смысле старая белая англо-саксонская протестантская буржуазно-демократическая Америка при всей своей цивилизационной чуждости может рассматриваться нами как потенциальный союзник в восстании против транснациональной сетевой власти мировых банковских структур.
2. «Неоевразийство», на словах положительно относясь к традиционным религиям, в то же время, стремиться включить их в себя как подчинённые целому части единой идеологической надсистемы, в качестве которой оно позиционирует себя. Такой взгляд на Православие как на часть более общего идеологического целого несовместим с собственно аутентичным православным мировоззрением, для которого Православное Христианство есть полнота Истины и оно никак не может быть частью чего-то большего и превосходящего его. Следовательно, «православие», включённое в рамки «неоевразийского» проекта отличается от аутентичного подлинного Православия, являясь либо его искажением, либо просто имитацией.
Манихейский дуализм дугинского «неоевразийства» создаёт искусственную и схоластическую, схему, в которой выделяет в каждой религии «евразийскую» и «атлантистскую» стороны. Например, А.Г. Дугин в 2000 г. горячо приветствовал победу А. Шарона на выборах
в Израиле и его предшествовавший «визит» на Храмовую гору. Между тем, этот «визит» был совершенно недвусмысленным намёком на намерение отстроить Третий Храм, для чего необходимо сперва разрушить стоящую на месте Второго Храма мечеть Аль-Акса. Нет нужды комментировать как это соотносится с включением в «неоевразийский» проект любого из направлений Ислама, но с точки зрения православной эсхатологии изъявление радости по поводу возможности построения Третьего Храма не может трактоваться иначе, как прямое и открытое приветствование прихода в мир Антихриста. Впрочем, на фоне заигрывания с Телемой этот эпизод уже не выглядит случайностью. Прямая солидарность с телемитами и кабалли-стами в сопровождении декларативного ультра-ревнительства «чистоты Православия» придаёт арктогейскому проекту с последовательно православной точки зрения характер злостной ереси.
3. Третий момент внутренней противоречивости «неоевразийства» связан с включением в него генонизма. «Неоевразийство» А.Г. Дугина постулирует жёсткий дуализм, светлым полюсом которого является теллурократия, а тёмным - талассократия. Традиционализм Р. Генона постулирует совершенно иную систему координат, в которой положительным полюсом является Традиция, а отрицательным - Контртрадиция. Попытки А.Г. Дугина «притереть» эти системы координат друг к другу, объявив Евразию полюсом сакральности и Традиции, а островную цивилизацию полюсом профанности, прямо противоречат генонизму, который признаёт атлантическую традицию вполне доброкачественной, хотя и вторичной, и в этом смысле не противопоставляет её континентальным традициям, восходящим к тому же самому истоку - к Примор-диальной Традиции. Однако, искажение геноновского традиционализма при его включении в «неоевразийский» проект идёт гораздо дальше. А.Г. Дугин утверждает, что «до определенного момента (и довольно далеко отстоящего от сферы профанов) путь инициации и контринициации не только параллелен, но в сущности един». С точки зрения классического геноновского традиционализма это заявление является абсолютно неприемлемым искажением. То же самое можно сказать и о попытках «объединить» традиционализм Р.Генона и Ю.Эволы с психоанализом и с фрейдо-марксизмом.
4. Переходя к вопросам практической политики, следует отметить мировоззренческую необоснованность и конъюнктурность в рамках «неоевразийского» проекта путинистского лоялизма. Перечислим лишь основные достижения путинского правления.
В экономической и социальной сферах это закрепление итогов приватизации, политики рыночного фундаментализма, сырьевой специализации России, «замораживание» в Стабилизационном фонде, вывоз из России и вложение в американскую экономику доходов от экспорта невосполнимых сырьевых ресурсов, резкое нарастание имущественного расслоения общества.
В сфере внешней политики это допущенные в Среднюю Азию американские военные базы, геополитическое поражение на Украине, в Закавказье и Средней Азии (победа «цветных революций»), фактический провал проекта государственного объединения с Белоруссией.
В сфере обороноспособности страны это сокращение за период президентства Путина стратегических ядерных сил на 391 носитель и 2433 заряда, ликвидация ракет типа «Сатана», полный развал сил общего назначения, разгром Генштаба, уничтожение космической станции «Мир», оставленное безо всякой реакции со стороны правительства России потопление подводной лодки «Курск», ратификация соглашения с НАТО, допускающего «законное» введение войск противника на территорию России. И т.д.
В координатах и терминах «неоевразийства», следовательно, путинский режим не может быть оценен иначе как ат-лантистская агентура в самом сердце Евразии, а его политика - как геополитическое предательство. В этой ситуации «неоевразийцы» должны были бы занять радикально оппозиционную, нон-конформистскую позицию. Вместо этого мы видим не просто лоялизм и оппортунизм, а активную и деятельную поддержку режима. Подводя итоги, нельзя не отметить что «неоевразийство» в версии А.Г. Дугина характеризуется, во-первых, внутренней противоречивостью, алогичностью, отсутствием мировоззренческой цельности, искажением тех мировоззренческих систем, на преемственность которых оно претендует, и, во-вторых, непоследовательностью и непринципиальностью своей практической политической позиции.