Файл: Левиафан выпуск 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2315

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где работала группа). Костяк группы составили представители париж­ской кружка евразийцев: Лев Карсавин, Петр Сувчинский, Сергей Эфрон, Дмитрий Святополк-Мирский, Константин Родзевич, а также менее известные молодые евразийцы, примкнувшие к кламарской группе позднее. Наиболее известным и влиятельным в евразийской среде среди них был публицист и музыковед Сувчинский, который входил в «редакционную Тройку» (Трубецкой, Савицкий, Сувчинский) и занимался непосредственно изданием во Франции евразийских мо­нографий и периодики. К левым евразийцам были близки также Петр Малевский-Малевич и Константин Чхеидзе, позднее перешед­ший на сторону Трубецкого и Савицкого. Исследователь левого евразийства Рустам Вахитов относит к этой же группе и идео­лога русского национал-большевизма Николая Устрялов, кото­рый в переписке сам себя открыто назвал левым евразийцем.3 Здесь уместно привести цитату из письма Устрялова Сувчи-носкому еще в 1926 г., то есть до раскола: «Давно я пристально присматриваюсь к евразийству. Читал все ваши сборники. Чув­ствую в них много себе созвучного. Слывя сменовеховцем, я в действительности ближе к евразийству, чем к недоброй памяти европейскому сменовеховству. Недавно в статье П.Б.Струве ("Возрождение", 7 октября) прочел, что левое евразийство тож­дественно "национал-большевизму". Кажется, Струве, в из­вестной мере, прав.Да, национал-большевизм, несомненно, соприкасается с евразийством. Но разница между нами в том, что судьба сде­лала из меня более политического публициста, чем философа национальной культуры. Вы, евразийцы, далеки от непосред­ственных и текущих злоб дня. Вы куете большую идеологию, расположившись вдали от политических битв, базаров и су­етни. Вы — в эмиграции и ориентируетесь в лучшем случае на завтрашний день. И по-своему Вы правы и делаете нужное дело» .

Основными теоретиками левого крыла евразийства были рели­гиозный философ Карсавин (именно ему кламарцы обязаны ориента­цией на т.н. «философию общего дела» русского философа Н.Федорова), литературовед и публицист Святополк-Мирский. Все они принадлежали к так называемым младшим евразийцам, то есть вто­рому «призыву» евразийской группы, пришедшему в нее после 1925 г.


Из «старших евразийцев» к ним примкнул Сувчинский - участник пер­вого евразийского сборника «Исход к Востоку». Карсавину, Сувчин-скому, Святополк-Мирскому принадлежат большинство программных статей журнала «Евразия», ставшего с октября 1927 г.рупором кламар-ских евразийцев.

Как явствует из впервые опубликованных в 2008 г. писем Трубец­кого к Сувчинскому, формальным поводом для идеологического раз­межевания послужил первый номер «Евразии», в котором предельно четко была заявлена просоветская и промарксистская и анти­буржуазная ориентация французской группы евразийцев.4

5 Для обстоятельной беседы с лидерами «уклонистов» в Кламар при­ехал Савицкий. О сути разногласий с Сувчинским он пишет в пояснительной записке, составленной по просьбе Маленов-ского-Малевича: «В первой половине ноября я узнал, что Су-вчинский и Мирский собираются укрепить свои отношения с известным поэтом и в то же время коммуноидом и атеистом В.Маяковским путем помещения обращения-приветсткия Мая­ковскому в газете «Евразия». Тогда это намерение было от меня укрыто. Но приблизительно через две недели, а именно 20 но­ября, я получил «на одобрение» приветствие Маяковскому Ма­рины Цветаевой, против помещения этой вещи я возражал категорически. Мнение Трубецкого, по существу, несомненно, совпадало с моим. Сувчинский ощущал себя хозяином печат­ного станка. Ему предстояло выбирать между поэтом и комму-ноидом, атеистом Маяковским и евразийскими связями. Он поддержал отношения с Маяковским. И пошел на разрыв с Тру­бецким и мною». Именно после этой публикации раскол в рядах евразийцев можно было считать состоявшимся.


Далее Савицкий продолжает: «Я думаю, что и сказанного до­статочно: если кто-либо делает предложение пригласить Сувчин-ского на евразийские собрания, я делаю контрпредложение: пригласить на эти собрания представителя ГПУ. Эффект будет тот же. А положение будет ясней и проще». В личных беседах с представителями кламарского кружка молодые евразийцы убеждали его, что «Интернационал - это наша песня, но мы хотим одухотворить ее и вложить в нее новый смысл».Говоря о расколе в рядах евразийцев, необходимо упомянуть не только институциональные моменты противостояния, но и теоретиче­ские споры. Наиболее ожесточенные заочные споры велись между пра­выми и левыми евразийцами по вопросу о религии. Правые, чья позиция известна наиболее полно, утверждали непременный примат православия в возрождении России-Евразии. Левые открыто критико­вали правых в газете «Евразия». Левые, с одной стороны, признают преемственность от старого «правого» евразийства Трубецкого и Са­вицкого, но преемственность эта, по их мнению, «не прямая линия, а диалектика». Так, Трубецкому вменялось в вину, что он «в противовес «романо-германскому» шовинизму утвер­ждал самоценность неевропейских и «неисторических» куль­тур». В 8 номере газеты «Евразия» наиболее последовательно излагалась критика старого евразийства, стоявшего во многом на позициях универсализма монархизма и православия: «Пра­вое» евразийство (расцветшее в 1923-1925 гг.) идеализировало Московское царство и бытовое Православие, оно рисовало себе будущее России в образе «Православного царства», опи­рающегося на «демотию» «добрых хозяев» . Не все в этих уклонах было ложно. Многое было недораскрытой правдой. Принятие «демотия» привело нас к понятию истинного (совет­ского) народоправства. Увлечение монархическими формами было детской болезнью той идеи организации, которая теперь стала центральным нервом евразийства. Но организацию мы теперь видим как задачу, осуществляемую в настоящем и бу­дущем, а не как воскрешение чего-то прежде осуществленного, будь то Москвой или Монголией. Мы поняли организацию как религиозный долг, как борьбу с человеческим хаосом — орга­низацию природы. В связи с этим мы поняли русскую револю­цию как революцию интернациональную, нужную и благую для всего человечества. Продолжая считать (тут, не изменяя себе и не пре­давая себя, мы не можем перемениться) убогой и дефективной философию вульгарного марксизма, мы признаем работу современной России в суще­стве своем на общее с нами дело и не считаем возможным это дело преда­вать (как бы критически мы ни относились к конкретной политике ВКП)».


Наиболее острая критика «левого уклона» представлена видным евразийцем Алексеевым в декабре 1928 г.: «вместо того чтобы превра­тить коммунистов в евразийцев, кламарцы проделали противополож­ное движение - из евразийцев стали коммунистами, причем не ясно, что остальных у них от евразийства. Они с необходимостью теперь одобряют практику коммунизма в России и, в частности, считают со­вершенно правильной теперешнюю линию Сталина. При этом кла-марцы часто ссылаются не на Маркса, а на «Философию общего дела» Федорова... я убежденный противник коммунизма, считаю коммунизм системой звериной и бесовской - и этот момент, когда евразий­ство принимает коммунизм, расходится моя дорога с евразий­ством.». Левые евразийцы, чье мнение в передовице очередного номера «Евразии» выразил Сувчинский, заключалось во взгляде на воинствующий атеизм большевиков как на религиоз­ную по своей природе борьбу с окостеневшей и продавшейся буржуазии частью православного клира: «Вера растет, крепнет и закаляется в сомнении. Вот почему мы видим ценность даже в искреннем воинствующем атеизме, разумеется,- пожалуйста, не передергивайте, елейные критиканы! — не в пошлых, при­нимаемых на веру шаблонах атеизма и не в грубом атеистиче­ском насилии и засилье, а в пафосе и вере атеизма. Воинствующий атеизм не дает религиозной вере успокоиться на своей данности. Он заставляет ее погружаться в себя, осо­знавать себя, раскрываться. Он — обособившееся от веры, по­тому только и ложное, сомнение, горнило, в котором она должна закаляться и очищаться. И если огонь сомнения казался ненужным нашим дедам, жившим еще крепким традиционным Православием, он необходим сейчас, когда православное созна­ние обращается в себя, ищет правду своей традиции. Мы живем не в эпоху веры бессознательной и не в эпоху спокойной, уве­ренной в себе веры Хомякова, но в эпоху напряженных рели­гиозных исканий и необозримо расширившейся религиозной проблематики. Для нас все стало проблемой Православия. Православ­ные искания, хотя и не осознавшие себя таковыми, мы усматриваем и в смятении русского сектантства, и в позитивистском бреду русской интеллигенции, и в русском социализме вплоть до самых последних его формаций. Задание православия, таким образом, синтетично.


Это значит, что Православие из себя и в себе должно раскрыть как свою правду все, чем люди живы, но что они ограниченно, плохо по­нимают, да и не могут понять вне Православия».Кроме религиозных вопросов, вокруг которых кипели самые ост­рые споры, острые дискуссии вызывал вопрос о частной собственно­сти. Правые евразийцы утверждали возможность государственной и частной собственности, в то время как левые отстаивали лишь собст­венность социалистическую и невозможность экспансии в Россию иностранного капитала. Савицкий, например, настаивал на том, что «устранить частное хозяйство - это значит устранить наиболее созидательную стихию производственно-хозяйственныой области (в непонимании этого обстоятельства заключается эко­номическое безумие коммунистов)».Говоря о причинах заката евразийства и отказа от него самих отцов-основателей (Савицкого, Флоровского и т.д.), стоит обратить внимание на существеннейший недостаток евразийства 20-х гг. Значительный недостаток этот был запе­чатлен в заочном споре между правым евразийцем Савицким и левым «уклонистом» Сувчинским. Савицкий во все той же записке «Кламарский раскол в евразийском движении» приво­дит справедливые во многом слова Сувчинского относительно евразийства: «Евразийство есть то, что говорят определенные лица и не есть определенная система идей». Далее Савицкий с досадой констатирует: «Сувчинского увлекла цельность ком­мунистически-марксистского мировоззрения. Он решил, что коммунизм есть система, а дотоле существовавшее евразий­ство «так что-то» и отнюдь не система». Недостаток систем­ности явно диагностируется в среде левых евразийцев хотя бы в том факте, что они пытались оправдать Маркса ссылками на Федорова: «мы не «федоровцы», и в центральной идее Федо­рова можем видеть не более как гениального захвата миф. Но учителем своим мы его признаем, и изо всех русских мыслителей он нам самый близкий. Федоровскому кругу идей мы обязаны в значи­тельной мере и тем, что изо всех западных мыслителей нам стал самым близким Маркс, — утверждение, которое еще два-три года назад уди­вило бы большинство евразийцев».