Файл: Левиафан выпуск 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2314

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В рамках теории Цымбурского «России как острова» Польша, с её вхождение в ЕС, является не «территорией-проливом», а куском, примыкающим к романо-германской платформе. «Проливами» высту­пают сегодня Украина и Белоруссия. Метафизическое понимание Вронским исторической миссии русских не противоречит мировоззре­нию самих русских.

В 2006 г. Варшава заявила о начале выполнения программы соз­дания IV Речи Посполитой, что напрямую затрагивает интересы Рос­сии. Проект предполагает формирование особого национально-культурного ландшафта в местах компактного проживания представителей польской ирреденты в рамках гло­бальной консолидации польской нации. Идеологами строитель­ства IV Речи Посполитой введено понятие т.н. «Малой Польщизны», включающей в себя приграничные с Польшей земли, населённые преимущественно этническими поляками или про - польски настроенными католиками из числа белору­сов и украинцев.

В данной инициативе просматривается стремление соз­дать религиозно - культурную среду с преобладанием польской культуры и католичества римского обряда. В Польше насчиты­вается 400 тыс. православных (1% населения). Местами их ком­пактного проживания являются приграничные с Белоруссией и Украиной польские воеводства. Активная работа с польской православной общественностью и интеллектуальной элитой позволит создать этническую прослойку, духовно ориентиро­ванную на Россию, что немаловажно. В условиях размывания этнических границ между западными белорусами и восточ­ными поляками православный ареал, захватывающий земли нынешней Польши, послужит «площадкой», на которой сможет укрепиться православное влияние, что укладывается в фило-софско-политическую концепцию Вронского.

В 1918 г. в Польше работал Мессианский институт, по­пуляризировавший труды Вронского. Сегодня они не востребованы, и немногие польские интеллектуалы знают об этом мыслителе, довольно популярном в Европе XIX ст. Его труды «Проспект мессианизма», «Предвестник мессианизма», «Судьба Франции, Германии и России как пролегомены к мессианизму» заслуживают рассмотрения под новым углом зрения, исходя из сегодняшних геополитических реалий.


В их переиздании заинтересована, прежде всего, Россия. Тем более, что согласно прогнозам директора «Стрэтфор» Джорджа Фридмана, страны «Междуморья» вновь приобретут важное геостратегическое значение, как это было в довоенное время.9 Главное место в консоли­дации «Междуморья» от Балтики до Чёрного моря отводится Варшаве.


ВЫВОДЫ: наиболее жёсткое противодействие евразийской идео­логии наблюдается у западных границ Русско-православной ойкумены. На востоке к провозглашаемому славяно-тюркскому симбиозу отно­шение более лояльное. Насущной проблемой является необхо­димость охвата идеологией евразийства западной части Русского мира. В виду географической близости Украины и Бе­лоруссии к Римско-католическому брустверу в лице Польши и концепциям польского мессианизма, задрапированного в идео­логию европеизма, тезисы о славяно-тюркском синтезе звучат для местных интеллектуалов оксюмороном, несмотря на то, что непосредственно на Украине родились Савицкий, Флоров-ский, а евразиец Сувчинский вообще был поляком. Поэтому геополитическая философия Юзефа Хёне-Вронского может послужить семантическим противоядием от теории польского мессианизма в его русофобском изводе и западноцентричной идеологии в виде украинства, белорусизма или белорусского литвинства.


Ссылки:

  1. Селиверстов С.В. «От евразийства ХХ века к евразийству XXI века»

  2. «Инновационное евразийство: каким ему быть?» «Казахстанская правда» №336-337 11.12.2010

  3. VoaNews 4.05.2010

  4. В. Цымбурский «Остров Россия»

  5. В. Цымбурский «Остров Россия» vs «остов Россия»

  6. Agnieszka Zielihska «Kim byl Andrzej Towiahski»

  7. Н. Гаврюшин «Игумен из Пинска о польском мессианизме»

  8. А. Мицкевич «Польский пилигрим», «Книги польского народа и польского пилигри-мства»

  9. George Friedman "Geopolitical journey with George Friedman" www.stratfor.com


Библиография:

  1. Н. Данилевский «Россия и Европа»

  2. В. Цымбурский «Остров Россия»

  3. В. Цымбурский «Геополитика с позиции слабости»

  4. В. Цымбурский «Геополитика для «евразийской Атлантиды»

  5. В. Цымбурский «Земля за великим лимитрофом: от «России-Евразии» к «России в Евразии»

  6. Ю. Хёне-Вронский «Проспект мессианизма»

  7. Ю. Хёне-Вронский «Предвестник мессианизма»

  8. Ю. Хёне-Вронский «Судьба Франции, Германии и России как пролегомены к мес-


Страны с преобладанием славянского населения



сианизму» 9. В. Соловьёв «Исторические дела философии» 10. В. Соловьёв «Духовные основы жизни» 11. В. Соловьёв «Россия и вселенская церковь» 12. О. Неменский «IV Речь Посполитая: взгляд на Восток»



Феномен левого евразийства и критика евразийства слева


Андрей Коваленко аспирант кафедры социологии международных отношений социологического факультета МГУ

В литературе, касающейся исследования евразийства, распространено неверное утверждение, что левое евразийство, во-первых, является лишь побочным и малозначительным от­ветвлением классического евразийства Савицкого и Трубец­кого, во-вторых, что оно самим своим появлением обязано агентуре ОГПУ и НКВД, действующей преимущественно в Париже и отчасти в Праге. Многие исследователи евразийства признают тот факт, что так называемое левое крыло евразий­ского движения в эмиграции сформировалось благодаря дей­ствиям агента ГПУ Сергея Эфрона, напрямую получавшего финансирование из Москвы. В настоящей статье мы постара­емся вкратце детально рассмотреть допустимость таких пред­положений, рассмотреть институциональные и теоретические основы деятельности левых евразийцев в среде русскоязычной белой эмиграции в 20-е гг. XX века.

Стоит начать с того, что утверждения об «агентурной» природе левого евразийства не могут соответствовать действи­тельности по многим причинам. Так, согласно биографу Цве­таевой (жены С.Эфрона) А. Саакянц, Эфрон стал добровольно работать на советскую разведку — ГПУ лишь в 1931 г., а по материалам другого исследователя евразийства А. Исаева, вер­бовка Эфрона ГПУ произошла в 1932 г. В том и другом случае это произошло уже после формирования и даже распада левое-вразийской группы, составлявшей Евразийский семинарий в Кламаре (1927-1928) и выпускавшей «Евразию» (1927-1929). Ту же самую точку зрения — что Эфрон в период своего участия в газете «Евразия» еще не работал на советские спецслужбы — высказывает авторитетный французский исследователь евразийства М. Ларюэль. С другой стороны, согласно архивным данным советской внеш­ней разведки, поступающее по каналам НКВД агенту Эфрону



ф инансирование предназначалось исключи­тельно для курируемого им Союза возвраще­ния на родину («Союз» отправил в Испанию немалое количество русских добровольцев).1 А финансированием группировки левых евразийцев во Франции занимался Сувчин­ский, который был достаточно крупным по парижским меркам издателем и не зависел от советских «опекунов».

Есть также веские основания считать, что левое евразийство не

было лишь побочным продуктом «старого» евразийства князя Николая Трубецкого и Николая Савицкого. Для этого рассмот­рим вкратце институционализацию движения в среде белой эмиграции.

Евразийство, как самостоятельное интеллектуальное тече­ние сформировался в среде русской эмиграции в 20-30 гг. XX века. Его появление следует рассматривать не в последнюю очередь как продукт морального надлома и постреволюцион­ного духовного кризиса в среде белой эмиграции (сродни экзи­стенциальному кризису немцев после поражения во Второй мировой войне). Воспаленное болью поражения сознание пред­ставителей русской интеллигенции, духовенства, дворянства и военных, не желая мириться с горечью поражения, металось как между Сциллой и Харибдой между ненавистью к больше­викам и допустимостью исторической преемственности от цар­ской России к советской. Так, например, «сменовеховству» в интеллектуальном споре противостоял Русский Обще-Воин­ский Союз и кадеты, устряловскому национал-большевизму -правоверный антибеольшевизм Флоровского.2 Этот роковой разлом, прошедший по всей белой эмиграции, затронул и евра­зийцев.

Намеренно оставив без внимания перипетии зарождения и пер­вых лет идейного становления евразийства в русском зарубежье, отме­тим, что деятельность левых евразийцев связана преимущественно с примкнувшими впоследствии «молодыми» евразийцами. Расцвет и ин-ституционализация левого евразийства связаны с деятельностью, так называемой Кламарской группы (по названию местечка во Франции,