ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2399
Скачиваний: 2
В рамках теории Цымбурского «России как острова» Польша, с её вхождение в ЕС, является не «территорией-проливом», а куском, примыкающим к романо-германской платформе. «Проливами» выступают сегодня Украина и Белоруссия. Метафизическое понимание Вронским исторической миссии русских не противоречит мировоззрению самих русских.
В 2006 г. Варшава заявила о начале выполнения программы создания IV Речи Посполитой, что напрямую затрагивает интересы России. Проект предполагает формирование особого национально-культурного ландшафта в местах компактного проживания представителей польской ирреденты в рамках глобальной консолидации польской нации. Идеологами строительства IV Речи Посполитой введено понятие т.н. «Малой Польщизны», включающей в себя приграничные с Польшей земли, населённые преимущественно этническими поляками или про - польски настроенными католиками из числа белорусов и украинцев.
В данной инициативе просматривается стремление создать религиозно - культурную среду с преобладанием польской культуры и католичества римского обряда. В Польше насчитывается 400 тыс. православных (1% населения). Местами их компактного проживания являются приграничные с Белоруссией и Украиной польские воеводства. Активная работа с польской православной общественностью и интеллектуальной элитой позволит создать этническую прослойку, духовно ориентированную на Россию, что немаловажно. В условиях размывания этнических границ между западными белорусами и восточными поляками православный ареал, захватывающий земли нынешней Польши, послужит «площадкой», на которой сможет укрепиться православное влияние, что укладывается в фило-софско-политическую концепцию Вронского.
В 1918 г. в Польше работал Мессианский институт, популяризировавший труды Вронского. Сегодня они не востребованы, и немногие польские интеллектуалы знают об этом мыслителе, довольно популярном в Европе XIX ст. Его труды «Проспект мессианизма», «Предвестник мессианизма», «Судьба Франции, Германии и России как пролегомены к мессианизму» заслуживают рассмотрения под новым углом зрения, исходя из сегодняшних геополитических реалий.
В их переиздании заинтересована, прежде всего, Россия. Тем более, что согласно прогнозам директора «Стрэтфор» Джорджа Фридмана, страны «Междуморья» вновь приобретут важное геостратегическое значение, как это было в довоенное время.9 Главное место в консолидации «Междуморья» от Балтики до Чёрного моря отводится Варшаве.
ВЫВОДЫ: наиболее жёсткое противодействие евразийской идеологии наблюдается у западных границ Русско-православной ойкумены. На востоке к провозглашаемому славяно-тюркскому симбиозу отношение более лояльное. Насущной проблемой является необходимость охвата идеологией евразийства западной части Русского мира. В виду географической близости Украины и Белоруссии к Римско-католическому брустверу в лице Польши и концепциям польского мессианизма, задрапированного в идеологию европеизма, тезисы о славяно-тюркском синтезе звучат для местных интеллектуалов оксюмороном, несмотря на то, что непосредственно на Украине родились Савицкий, Флоров-ский, а евразиец Сувчинский вообще был поляком. Поэтому геополитическая философия Юзефа Хёне-Вронского может послужить семантическим противоядием от теории польского мессианизма в его русофобском изводе и западноцентричной идеологии в виде украинства, белорусизма или белорусского литвинства.
Ссылки:
-
Селиверстов С.В. «От евразийства ХХ века к евразийству XXI века»
-
«Инновационное евразийство: каким ему быть?» «Казахстанская правда» №336-337 11.12.2010
-
VoaNews 4.05.2010
-
В. Цымбурский «Остров Россия»
-
В. Цымбурский «Остров Россия» vs «остов Россия»
-
Agnieszka Zielihska «Kim byl Andrzej Towiahski»
-
Н. Гаврюшин «Игумен из Пинска о польском мессианизме»
-
А. Мицкевич «Польский пилигрим», «Книги польского народа и польского пилигри-мства»
-
George Friedman "Geopolitical journey with George Friedman" www.stratfor.com
Библиография:
-
Н. Данилевский «Россия и Европа»
-
В. Цымбурский «Остров Россия»
-
В. Цымбурский «Геополитика с позиции слабости»
-
В. Цымбурский «Геополитика для «евразийской Атлантиды»
-
В. Цымбурский «Земля за великим лимитрофом: от «России-Евразии» к «России в Евразии»
-
Ю. Хёне-Вронский «Проспект мессианизма»
-
Ю. Хёне-Вронский «Предвестник мессианизма»
-
Ю. Хёне-Вронский «Судьба Франции, Германии и России как пролегомены к мес-
Страны с преобладанием славянского населения
■
сианизму»
9. В. Соловьёв «Исторические дела
философии» 10. В. Соловьёв «Духовные
основы жизни» 11. В. Соловьёв «Россия и
вселенская церковь» 12. О. Неменский
«IV
Речь Посполитая: взгляд на Восток»
Феномен левого евразийства и критика евразийства слева
Андрей Коваленко аспирант кафедры социологии международных отношений социологического факультета МГУ
В литературе, касающейся исследования евразийства, распространено неверное утверждение, что левое евразийство, во-первых, является лишь побочным и малозначительным ответвлением классического евразийства Савицкого и Трубецкого, во-вторых, что оно самим своим появлением обязано агентуре ОГПУ и НКВД, действующей преимущественно в Париже и отчасти в Праге. Многие исследователи евразийства признают тот факт, что так называемое левое крыло евразийского движения в эмиграции сформировалось благодаря действиям агента ГПУ Сергея Эфрона, напрямую получавшего финансирование из Москвы. В настоящей статье мы постараемся вкратце детально рассмотреть допустимость таких предположений, рассмотреть институциональные и теоретические основы деятельности левых евразийцев в среде русскоязычной белой эмиграции в 20-е гг. XX века.
Стоит начать с того, что утверждения об «агентурной» природе левого евразийства не могут соответствовать действительности по многим причинам. Так, согласно биографу Цветаевой (жены С.Эфрона) А. Саакянц, Эфрон стал добровольно работать на советскую разведку — ГПУ лишь в 1931 г., а по материалам другого исследователя евразийства А. Исаева, вербовка Эфрона ГПУ произошла в 1932 г. В том и другом случае это произошло уже после формирования и даже распада левое-вразийской группы, составлявшей Евразийский семинарий в Кламаре (1927-1928) и выпускавшей «Евразию» (1927-1929). Ту же самую точку зрения — что Эфрон в период своего участия в газете «Евразия» еще не работал на советские спецслужбы — высказывает авторитетный французский исследователь евразийства М. Ларюэль. С другой стороны, согласно архивным данным советской внешней разведки, поступающее по каналам НКВД агенту Эфрону
ф инансирование предназначалось исключительно для курируемого им Союза возвращения на родину («Союз» отправил в Испанию немалое количество русских добровольцев).1 А финансированием группировки левых евразийцев во Франции занимался Сувчинский, который был достаточно крупным по парижским меркам издателем и не зависел от советских «опекунов».
Есть также веские основания считать, что левое евразийство не
было лишь побочным продуктом «старого» евразийства князя Николая Трубецкого и Николая Савицкого. Для этого рассмотрим вкратце институционализацию движения в среде белой эмиграции.
Евразийство, как самостоятельное интеллектуальное течение сформировался в среде русской эмиграции в 20-30 гг. XX века. Его появление следует рассматривать не в последнюю очередь как продукт морального надлома и постреволюционного духовного кризиса в среде белой эмиграции (сродни экзистенциальному кризису немцев после поражения во Второй мировой войне). Воспаленное болью поражения сознание представителей русской интеллигенции, духовенства, дворянства и военных, не желая мириться с горечью поражения, металось как между Сциллой и Харибдой между ненавистью к большевикам и допустимостью исторической преемственности от царской России к советской. Так, например, «сменовеховству» в интеллектуальном споре противостоял Русский Обще-Воинский Союз и кадеты, устряловскому национал-большевизму -правоверный антибеольшевизм Флоровского.2 Этот роковой разлом, прошедший по всей белой эмиграции, затронул и евразийцев.
Намеренно оставив без внимания перипетии зарождения и первых лет идейного становления евразийства в русском зарубежье, отметим, что деятельность левых евразийцев связана преимущественно с примкнувшими впоследствии «молодыми» евразийцами. Расцвет и ин-ституционализация левого евразийства связаны с деятельностью, так называемой Кламарской группы (по названию местечка во Франции,