ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1446
Скачиваний: 1
качественно новой организации устойчивого управления водными ресурсами, решения водохозяйственных проблем на национальном, региональном и международном уровнях, на основе комплексного сочетания адекватной поддержки со стороны международного сообщества и национальных усилий, при ведущей роли самих стран и субрегионов, сталкивающихся с проблемами в области обеспечения водными ресурсами.
В этой связи, Таджикистан рассчитывает на продолжение активного участия стран-членов в осуществлении мероприятий в рамках реализации Международного десятилетия действий «Вода для жизни» 2005-2015 гг., а также успешном проведении Международного форума по пресной воде в 2010 году в Душанбе.
В целях координации деятельности на данном направлении Правительство Республики Таджикистан создает национальный водный комитет. Его задача — осуществление мониторинга хода и разработка эффективных направлений реализации целей десятилетия «водных» действий на национальном, региональном и глобальном уровнях во взаимодействии с заинтересованными странами и международными организациями. Усилия Таджикистана на водном направлении являются частью стратегической программы достижения Целей тысячелетия.
[13, 87-88]
В новых условиях политики в мире, усилилась роль ислама в международных отношениях, и появилось и укрепилось понятие «исламский фактор». Ислам в геополитических и геостратегических интересах пользовался и используется разными политическими силами в международном, региональном и в масштабах отдельных стран для достижения своих целей.
В понятие «исламский фактор» входят такие понятия, как фундаментализм, экстремизм, сепаратизм, терроризм и другие политические явления, не связанные с исламом. В «исламский фактор» входят также аспекты активизации различных течений и направлений ислама, а также их влияние в международной, региональной политике на внутреннюю и внешнюю политику отдельного государства.
Основной задачей рассмотрения «исламского фактора» является выделение тех тенденций и противоречий, которые служат основой возникновения конфликтов в международных и региональных отношениях. Появление «исламского фактора», как и формирование фундаменталистических течений в исламе связана с изменениями политической и экономической обстановке в региональном и международном масштабах, с внешними и внутренними причинами конкретных стран. В Центральной Азии ислам является частью народных традиций и национальных культур. Жители данного региона, в том числе и Таджикистана и Кыргызстана, в основном мусульмане. [14, 52]
Несмотря на то, что в Центральной Азии ощущается рост религиозного сознания, и в том числе рост «исламского фактора», общая религия — ислам суннитского толка — не способствовала консолидации мусульман региона
и различных национальностей. Во — первых, здесь имеет значение фактор ценностных ориентаций этнических сообществ. Во — вторых каждый народ привнес в ислам свои обычаи и традиции, поэтому ислам в Центральной Азии имеет этническую окраску, оправдывая понятие «народный ислам».
В — третьих, внутри исламской конфессии появились различные течения — радикальное направление сторонников которых называют ваххабитами и ахма-дийцы.
Все чаще термин «исламский фактор» используется как ширма и официальной властью и антиправительственной оппозицией. [3, 70]
Исламский фактор может сыграть консолидирующую роль в случае внешней угрозы. Так, продвижение талибов на север Афганистана заставляет государства Центральной Азии координировать свои действия по противодействию экстремизму в своих странах. [6, 98]
Таким образом, сотрудничество Республики Таджикистан и Кыргызской Республики по разрешению этнополитических проблем является наиболее актуальным на сегодняшний день. Так, как нерешенность многих двусторонних вопросов в пограничной, территориальной, этнической сферах могут привести к конфликтам между нашими народами, что грозит дестабилизации обстановки в целом в Ферганском регионе.
Источники
-
Джекшенкулов А. Новые независимые государства Центральной Азии в мировом сообществе. Монография. — М.: Научная книга, 200. — 306 с.
-
Назаров Т.Н. Таджикистан: экономический рост, интеграция и региональное сотрудничество. — Душанбе: УИ МИД РТ, 2004, — 284 с.
-
Табышалиева А. Центральная Азия: новое пространство для сотрудничества.: Бишкек, 2000. — 148 с.
-
Назаров Т.Н. Сатторзода А.С. Дипломатияимуосириточик: — Душанбе: «Ирфон», 2006. — 224 с.
-
Князев А. Государственный переворот 24 марта 2005 г. в Киргизии. Изд. 2-е, исправл. и доп.: — Бишкек,
2006. — 265 с.
-
Джекшенкулов А. Кыргызская дипломатия в эпоху вызовов. «В конце недели». — 6 января 2006 г., № 1 (21891).
-
Майтдинова Г.М. Этнополитический фактор, как проблема безопасности Центральной Азии// Сб. ЦГИ: Безопасность в Центральноазиатском регионе: опыт и практика в решении этнополитических конфликтов (матер.Ш Межд. науч. конференции, Душанбе, 8-10 июля 2004 г.): Душанбе, 2005. — с 47.
-
Шарипов А.Л. Сотрудничество стран Центральной Азии по обеспечению региональной безопасности.// Сб. ЦГИ. Проблема безопасности в геополитическом комплексе Центральной Азии. Душанбе,
2004. — с 18-22.
-
Азимов Н. Этнотерриториальные параметры безопасности в Центральной Азии.// Сб. ЦГИ. Безопасность в Центральноазиатском регионе: опыт и практика в решении этнополитических конфликтов (ма-тер.Ш Межд. науч. конференции, Душанбе, 8-10 июля 2004 г.). Душанбе, 2005. — с 290.
-
Боришполец К.П., Бабаджанов А.Я. Миграционные риски стран Центральной Азии: Аналитические записки: — М.: МГИМО, 2007, —
-
Майтдинова Г.М., Сангинов Б.Б. Этнотерриториальный фактор в комплексе проблем безопасности Центральной Азии. ExOrienteLux.: Сб. науч. тр. Факультета международных отношений. Вып. II — Бишкек: Изд-во КРСУ 2005. — 109 с.
-
ОмидвариниаМохаммад-Джавид. Нетрадиционные факторы, влияющие на безопасность в Центральной Азии: Точка зрения Китая. «Аму-Дарья», 2003, № 14., с 75.
-
Назаров Т.Н. Рыночная экономика и международное сотрудничество. — Душанбе: «Ирфон»,
2007, — 204 с.
-
Джалилов К. Исламский фактор в геополитических интересах политических сил. Сб. ЦГИ. Проблема безопасности в геополитическом комплексе Центральной Азии. Душанбе, 2004-с 52.
-
http://maxala.org/sosedstvo/14140-v-chem-prichina-incidenta-na-tadzhiksko-kyrgyzskoy-granice.html
Рецензии
Didier Chaudet, Florent Parmentier, Benoit Pelopidas. When Empire Meets Nationalism: Power politics in the US and Russia. Ashgate Publishing Ltd, 2013.
Офицерова Д. А.
Книга трех французских ученых, работающих в Институте политических исследований в Париже, обратили свое внимание на отношения России и США на международной арене.
Книга начинается с литературного отступления: авторы вспоминают фильм «Звездные войны» и Империю. Переходя от кино к политике, авторы сразу постулируют свою основную мысль: в России появляются неоевразийские силы, в Америке сильны неоконсерваторы. И именно эти силы никогда не позволят России и США идти в одном направлении, потому что «и неоконсерваторы, и неоевразийцы имеют такой взгляд на мир, который возрождает империалистскую стратегию».
Вся книга состоит из трех частей одного социально-политического анализа: во-первых, описывается история возникновения вышеописанных течений, их сущность и мера влияния, во-вторых, проводится их сравнение, соотнесятся взгляды неоконсерваторов и неоевразийцев с концептом «Империи» и, в-третьих, приводятся примеры противоборства двух сил на международной арене, а также делаются выводы. Авторы указывают, однако, что анализ проводится ими в условиях ограниченного доступа к информации о неоевразийцах, так как научной литературы, посвященной изучению этого феномена недостаточно.
Сначала авторы рассматривают неоконсерваторов. «Неоконсервативное течение», — заявляют они: «не слишком «нео» и определенно не консервативное». Не вдаваясь в историю развития неоконсервативного течения в США, можно сказать, что оно выросло из антикоммунизма. Примером неоконсерватизма правых демократов в Америке может послужить президентская кампания 2004 года: «Никогда прежде праймериз так ясно не выражали интервенционистскую философию на фоне левого правительства».