ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1448
Скачиваний: 1
В настоящее время нет особых концептуальных различий в подходе к проблемам будущего национального развития, которые бы могли препятствовать развитию региональных связей. В качестве предпосылок для интеграции могут служить культурно-историческая целостность, региональные геополитические характеристики, географическая природно-сырьевая база экономик и сохранившиеся хозяйственные и политические связи стран Центральной Азии. Кроме того, решение многих проблем национального развития, требует координации действий. Но объективные предпосылки к объединению могут реализоваться только при определенной внутренней и внешней политике центрально-азиатских государств. [6, 99]
Таким образом, с момента приобретения независимости, на повестке дня государств Центральной Азии стал вопрос о выборе внешнеполитического курса. Если после распада СССР некоторые постсоветские центральноазиатские государства начали ориентироваться на запад, то с истечением некоторого времени, они начали осознавать, что для обеспечения, как внутренней, так и региональной безопасности, необходимо, прежде всего, сотрудничать с соседними государствами. Так, как Центральноазиатские государства имеют историческую общность, а также общие проблемы, которые необходимо решить в рамках регионального сотрудничества.
Этнополитический фактор в геополитическом комплексе Центральной Азии является одним из сложных и актуальных на сегодняшний день. Переплетение этнотерриториальных, ресурсных, языковых, экологических, демографических, миграционных и других региональных проблем, определяют степень этнополи-тической напряженности в регионе. Тысячи людей в новых государствах Центральной Азии после распада Советского Союза бросились на поиски своей «исторической родины», что резко изменило миграционную обстановку в регионе, обострило проблемы диаспор, языка, религиозного экстремизма и др. [7, 47]
Существующие в регионе пограничные проблемы, не находя взаимовыгодных решений, существенно усиливают конфликтный потенциал Центральной Азии. Нерешенность пограничного урегулирования ставит не только вопросы о делимитации и демаркации, определения и введение режима границ, но и требует решение крупных этнических проблем, так как по разные стороны новых Центральноазиатских государств в виде анклавных вкраплений, в каждом из них проживают крупные диаспоры других народов, что приводит при делимитации
границ к межэтническим напряжениям. Прозрачные границы новых государств Центральной Азии стали вратами контрабанды, наркотрафика, широкой нелегальной миграции, подрывающих национальную безопасность.
Следует отметить, что в результате национально-территориального размежевания 1924-1929 гг. границы государств региона были установлены весьма упрощенно, без учета многих факторов, включая этнологические. Размежевания, проведенные в 20-30 годах прошлого столетия, последующие командно-административные решения относительно развития приграничных территорий среднеазиатских республик, оставили в наследство многочисленные узлы проблем, в том числе территориального характера. [8, 33]
В настоящее время эксперты насчитывают от 60 до 120 спорных участков в узбекско-казахской, таджикско-кыргызской, узбекско-туркменской и других границах.
Что касается Кыргызстана и Таджикистана, то в настоящее время на их границе насчитывается около 70 спорных участков. Они располагаются, в основном, в Лейлекском районе Ошской области, Баткенской области (Кыргызстан) и Исфа-ринском районе Согдийской области и Джиргитальском районе (Таджикистан). Процесс делимитации границ между двумя государствами находится на ранней стадии своего развития. На территории Кыргызстана находится сравнительно не большой участок земли (130 тыс. кв. км), относящийся к Исфаринскому району Согдийской области Таджикистана, — анклав Ворух, с населением, по разным оценкам, от 23 до 29 тыс. человек, 95% из которых — таджики, 5% — кыргызы. Процессы, происходящие на этой территории, плохо отслеживаемы, что создает благоприятную почву для распространения радикальных настроений. [9, 290]
На фоне многочисленных проблем по периметру границ — в Баткенской области Кыргызстана и Согдийской области Таджикистана, существует масса конфликтов локального характера. Причинами этих конфликтов, как правило, выступают нерешенность межгосударственных отношений в области совместного использования природных ресурсов и незавершенности процесса установления линии государственной границы.
Что касается вопросов миграции в Кыргызии и Таджикистане, то крупные миграционные потери при значительной составляющей квалифицированной рабочей силы из городских центров северных регионов обоих стран усиливают проблематичность реализации правительственных планов экономического возрождения. Несмотря на растущее вовлечение в трудовую миграцию молодежи и даже подростков, уровень фактической трудоизбыточности, по крайней мере, в сельской местности, достигает 30%, что говорит о наличии почти критической для политической стабильности массы маргинальных слоев. Кроме того, постоянный отток до половины мужского населения Таджикистана и около трети мужского населения Кыргызстана блокирует функционирование
реального производственного сектора, как основы общественной безопасности. Поскольку таджикские власти открыто делают ставку на долговременный (в течениие15-20 лет) экспорт рабочей силы в объеме до 1,5 млн. человек ежегодно, а кыргызские не наметили еще достаточно эффективных путей сокращения трудовой миграции, обе страны будут испытывать значительные трудности в реальной консолидации общества, и останутся «открытыми» для широкого спектра внешних и внутренних вызовов. [10, 19]
Наиболее актуальной проблемой кыргызско-таджикского сотрудничества на приграничном уровне является вопрос переселения граждан Таджикистана на территорию Кыргызстана. Причиной миграции этническихкыргызов на территории Узбекистана и Таджикистана в Кыргызстан являются разрушившиеся возможности постоянной и свободной коммуникации с исторической родиной, неудовлетворенность политической ситуации, социально-экономические условия и т. д. Переселение граждан Таджикистана в Кыргызстан, эксперты условно делят на два этапа; это 1990-е и 1998-е годы, когда более 56-ти семей купили земельные участки и дома в кыргызских селах. На втором этапе, в 2001-2003 годах миграция еще больше усилилась, но она носила скрытый характер, что было связано с ростом внутренней миграции кыргызских граждан, которые продавали свою недвижимость таджикским гражданам, иногда не оформляя официально куплю-продажу. Незаконное проживание таджикских граждан на территории Кыргызстана нередко приводит к конфликтам. [11, 43]
В интервью СМИ он сообщил, протяженность кыргызско-таджикской границы составляет 970 км, из них описано на уровне рабочих групп 567 км из которых утверждены 519 км государственной границы.
Напомним, что Таджикистан и Кыргызстан имеют 970 километровую общую границу, из них описано на уровне рабочих групп 567 километров (59%), из которых утверждены 519 км государственной границы.
Стороны, не смотря на приграничные споры, имеют добрососедские отношения, между государствами существует безвизовый режим. Однако ежегодно возникают проблемы в границах двух бартских государств Ферганской долины. Так, в начале 2013 года вновь возникла напряженность на таджикско-кыргызской границе. Причиной инцидента на таджикско-кыргызской границе послужили действия кыргызской стороны. Без какого-либо уведомления, а тем более согласования двух сторон, на спорной территории началось строительство автомобильной дороги в объезд таджикского анклава Ворух. Реакция жителей анклава Ворух последовало однозначной, группа молодых людей, попросту вынесла бригады строителей с участка. На что жители Кыргызстана тут же заблокировали единственную дорогу, ведущую в Ворух.
Серия встреч представителей властей двух сторон, пограничных служб, органов внутренних дел дали результат, обстановка стабилизировалась. Только вот за
дальнейшую перспективу вряд ли кто уверенно сказать сможет, хотя бы по той причине, что планов у Бишкека по строительству обводной дороги никто не отменял. Да и проблем с нехваткой земельных участков, поливной и питьевой воды, служивших причиной серьезных конфликтов в Ферганском регионе, никто с повестки дня не снимал.
Совет Федерации России 27 апреля ратифицировал соглашения о пребывании объединенной российской военной базы на территории Кыргызстана до 2023 года. Это уже факт. Таким образом, военное присутствие РФ в Центральной Азии значительно усилится.
По всему уже становиться видно — речь идет о нескрываемом желании закрепиться основательно в регионе. Кыргызстан в этом плане хороший, выгодный партнер. Бесхребетная политика руководства республики позволяет там «прокручивать» немало дел с целью увеличения в дальнейшем давления на соседей. Даже сравнительный анализ происходящего на участках границы с сопредельными республиками наталкивает на неоднозначные, а главное неутешительные выводы. В результате, в регионе сохраняется напряженность, грозящая перерасти по любому поводу, оглашенному выше, до серьезного межнационального конфликта [15]
26 января 2013 года в Бишкеке начались переговоры делегаций Таджикистана и Кыргызстана по проблемам границы. В ходе переговоров стороны подвели итоги работы рабочих групп в 2012 году, а также утвердили планы работы в 2013
году.
В начале января министр иностранных дел РТ Хамрохон Зарифи на пресс-конференции в Душанбе, говоря о проблемах делимитации и демаркации границ Таджикистана с Кыргызстаном и Узбекистаном, сказал: «Мы подошли к тому, что называется «резать по живому».
«То, что возможно было решить безболезненно с Узбекистаном и Кыргызстаном мы решили, а это 70-80% границы. Сейчас речь идет о населенных пунктах. В свое время граница считалась административной, но пришло время, когда вопросы нужно решать на основе исторических документов» [16]
В связке с территориальными проблемами на состояние межэтнических отношений в регионе особо отражаются проблемы водоиспользования. Этнотерри-ториальные конфликты обусловленные, прежде всего традиционным дефицитом земли и воды и воздействием религиозных экстремистских организаций периодически обостряются.
После приобретения суверенитета, неоднократно между странами Центральной Азии возникали разногласия и разноречия, связанные с источниками воды. Для всех стран Центральной Азии, экономика которых, в основном аграрная, водные ресурсы имеют серьезное значение. У Кыргызстана и Таджикистана возникают трудности с нефтью и газом, так как на их территории нет таких запасов.
Одновременно эти страны богаты ресурсами воды, которой достаточно для и собственной потребности и обеспечения соседей. [12, 139]
Этнополитический
комплекс Центральной Азии достаточно
сложен. Каждый аспект этого комплекса
требует отдельного углубленного
рассмотрения. Проблема использования
водных ресурсов на сегодня является
особенно актуальной. Урегулирование
водных отношений с сопредельными
странами представляется очень важным
с точки зрения политической, экономической
и экологической безопасности Таджикистана
и Кыргызстана, где формируются основные
водные источники региона. Для Таджикистана
проблема рационального использования
водно-энергетических ресурсов имеет
стратегическое значение не только для
обеспечения экономической безопасности,
но и для предотвращения межэтнических
конфликтов. Для решения этих проблем
нужна правовая база. Показателем в этом
отношении пример Кыргызстана, где принят
закон «О межгосударственном
использовании водных объектов, водных
ресурсов и водохозяйственных сооружений
Кыргызской Республики». Согласно этому
документу и в соответствии с
международной практикой, государство
будет взимать компенсационные выплаты
за услуги соседним странам, т.е. за
накопление, хранение и подачу воды, а
также за техническое содержание
гидрообъектов межгосударственного
значения, работающих на соседей.
Нерешенность вопросов об оплате за
хранение, накопление и пропуски воды
в весене летний период из водохранилищ
Таджикистана и Кыргызстана представляют
прямую угрозу экономической безопасности
этих стран. В этих условиях, нехватка
средств на техническое содержание
безопасного состояния плотин и
водохранилищ может привести к экологической
катастрофе. События последних десятилетий
свидетельствуют, что в связи с нехваткой
поливной воды возникают не только
хозяйственные проблемы, но и сложившаяся
ситуация может вызвать межэтническую
напряженность и трансформироваться
в конфликт. [7, 58-59]
Одним из главных богатств нашей планеты является пресная вода — основополагающая потребность для жизни на Земле. Наша общая цель в этом направлении — добиться