Файл: Геополитика номер 20.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1448

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время нет особых концептуальных различий в подходе к про­блемам будущего национального развития, которые бы могли препятствовать развитию региональных связей. В качестве предпосылок для интеграции могут служить культурно-историческая целостность, региональные геополитические характеристики, географическая природно-сырьевая база экономик и сохранив­шиеся хозяйственные и политические связи стран Центральной Азии. Кроме того, решение многих проблем национального развития, требует координации действий. Но объективные предпосылки к объединению могут реализоваться только при определенной внутренней и внешней политике центрально-азиатских государств. [6, 99]

Таким образом, с момента приобретения независимости, на повестке дня го­сударств Центральной Азии стал вопрос о выборе внешнеполитического курса. Если после распада СССР некоторые постсоветские центральноазиатские госу­дарства начали ориентироваться на запад, то с истечением некоторого времени, они начали осознавать, что для обеспечения, как внутренней, так и региональной безопасности, необходимо, прежде всего, сотрудничать с соседними государства­ми. Так, как Центральноазиатские государства имеют историческую общность, а также общие проблемы, которые необходимо решить в рамках регионального сотрудничества.

Этнополитический фактор в геополитическом комплексе Центральной Азии является одним из сложных и актуальных на сегодняшний день. Переплетение этнотерриториальных, ресурсных, языковых, экологических, демографических, миграционных и других региональных проблем, определяют степень этнополи-тической напряженности в регионе. Тысячи людей в новых государствах Цен­тральной Азии после распада Советского Союза бросились на поиски своей «исторической родины», что резко изменило миграционную обстановку в реги­оне, обострило проблемы диаспор, языка, религиозного экстремизма и др. [7, 47]

Существующие в регионе пограничные проблемы, не находя взаимовыгод­ных решений, существенно усиливают конфликтный потенциал Центральной Азии. Нерешенность пограничного урегулирования ставит не только вопросы о делимитации и демаркации, определения и введение режима границ, но и тре­бует решение крупных этнических проблем, так как по разные стороны новых Центральноазиатских государств в виде анклавных вкраплений, в каждом из них проживают крупные диаспоры других народов, что приводит при делимитации


границ к межэтническим напряжениям. Прозрачные границы новых государств Центральной Азии стали вратами контрабанды, наркотрафика, широкой неле­гальной миграции, подрывающих национальную безопасность.

Следует отметить, что в результате национально-территориального разме­жевания 1924-1929 гг. границы государств региона были установлены весьма упрощенно, без учета многих факторов, включая этнологические. Размежевания, проведенные в 20-30 годах прошлого столетия, последующие командно-админи­стративные решения относительно развития приграничных территорий средне­азиатских республик, оставили в наследство многочисленные узлы проблем, в том числе территориального характера. [8, 33]

В настоящее время эксперты насчитывают от 60 до 120 спорных участков в узбекско-казахской, таджикско-кыргызской, узбекско-туркменской и других гра­ницах.

Что касается Кыргызстана и Таджикистана, то в настоящее время на их грани­це насчитывается около 70 спорных участков. Они располагаются, в основном, в Лейлекском районе Ошской области, Баткенской области (Кыргызстан) и Исфа-ринском районе Согдийской области и Джиргитальском районе (Таджикистан). Процесс делимитации границ между двумя государствами находится на ранней стадии своего развития. На территории Кыргызстана находится сравнительно не большой участок земли (130 тыс. кв. км), относящийся к Исфаринскому району Согдийской области Таджикистана, — анклав Ворух, с населением, по разным оценкам, от 23 до 29 тыс. человек, 95% из которых — таджики, 5% — кыргызы. Процессы, происходящие на этой территории, плохо отслеживаемы, что создает благоприятную почву для распространения радикальных настроений. [9, 290]

На фоне многочисленных проблем по периметру границ — в Баткенской области Кыргызстана и Согдийской области Таджикистана, существует масса конфликтов локального характера. Причинами этих конфликтов, как правило, вы­ступают нерешенность межгосударственных отношений в области совместного использования природных ресурсов и незавершенности процесса установления линии государственной границы.

Что касается вопросов миграции в Кыргызии и Таджикистане, то крупные миграционные потери при значительной составляющей квалифицированной рабочей силы из городских центров северных регионов обоих стран усиливают проблематичность реализации правительственных планов экономического возрождения. Несмотря на растущее вовлечение в трудовую миграцию молодежи и даже подростков, уровень фактической трудоизбыточности, по крайней мере, в сельской местности, достигает 30%, что говорит о наличии почти критической для политической стабильности массы маргинальных слоев. Кроме того, постоянный отток до половины мужского населения Таджикистана и около трети мужского населения Кыргызстана блокирует функционирование


реального производственного сектора, как основы общественной безопасности. Поскольку таджикские власти открыто делают ставку на долговременный (в течениие15-20 лет) экспорт рабочей силы в объеме до 1,5 млн. человек ежегодно, а кыргызские не наметили еще достаточно эффективных путей сокращения трудовой миграции, обе страны будут испытывать значительные трудности в реальной консолидации общества, и останутся «открытыми» для широкого спектра внешних и внутренних вызовов. [10, 19]

Наиболее актуальной проблемой кыргызско-таджикского сотрудничества на приграничном уровне является вопрос переселения граждан Таджикистана на территорию Кыргызстана. Причиной миграции этническихкыргызов на терри­тории Узбекистана и Таджикистана в Кыргызстан являются разрушившиеся воз­можности постоянной и свободной коммуникации с исторической родиной, не­удовлетворенность политической ситуации, социально-экономические условия и т. д. Переселение граждан Таджикистана в Кыргызстан, эксперты условно делят на два этапа; это 1990-е и 1998-е годы, когда более 56-ти семей купили земельные участки и дома в кыргызских селах. На втором этапе, в 2001-2003 годах мигра­ция еще больше усилилась, но она носила скрытый характер, что было связано с ростом внутренней миграции кыргызских граждан, которые продавали свою недвижимость таджикским гражданам, иногда не оформляя официально куплю-продажу. Незаконное проживание таджикских граждан на территории Кыргыз­стана нередко приводит к конфликтам. [11, 43]

В интервью СМИ он сообщил, протяженность кыргызско-таджикской грани­цы составляет 970 км, из них описано на уровне рабочих групп 567 км из которых утверждены 519 км государственной границы.

Напомним, что Таджикистан и Кыргызстан имеют 970 километровую общую границу, из них описано на уровне рабочих групп 567 километров (59%), из ко­торых утверждены 519 км государственной границы.

Стороны, не смотря на приграничные споры, имеют добрососедские отно­шения, между государствами существует безвизовый режим. Однако ежегодно возникают проблемы в границах двух бартских государств Ферганской долины. Так, в начале 2013 года вновь возникла напряженность на таджикско-кыргызской границе. Причиной инцидента на таджикско-кыргызской границе послужили действия кыргызской стороны. Без какого-либо уведомления, а тем более согла­сования двух сторон, на спорной территории началось строительство автомо­бильной дороги в объезд таджикского анклава Ворух. Реакция жителей анклава Ворух последовало однозначной, группа молодых людей, попросту вынесла бри­гады строителей с участка. На что жители Кыргызстана тут же заблокировали единственную дорогу, ведущую в Ворух.

Серия встреч представителей властей двух сторон, пограничных служб, орга­нов внутренних дел дали результат, обстановка стабилизировалась. Только вот за


дальнейшую перспективу вряд ли кто уверенно сказать сможет, хотя бы по той причине, что планов у Бишкека по строительству обводной дороги никто не от­менял. Да и проблем с нехваткой земельных участков, поливной и питьевой воды, служивших причиной серьезных конфликтов в Ферганском регионе, никто с по­вестки дня не снимал.

Совет Федерации России 27 апреля ратифицировал соглашения о пребыва­нии объединенной российской военной базы на территории Кыргызстана до 2023 года. Это уже факт. Таким образом, военное присутствие РФ в Центральной Азии значительно усилится.

По всему уже становиться видно — речь идет о нескрываемом желании за­крепиться основательно в регионе. Кыргызстан в этом плане хороший, выгодный партнер. Бесхребетная политика руководства республики позволяет там «про­кручивать» немало дел с целью увеличения в дальнейшем давления на соседей. Даже сравнительный анализ происходящего на участках границы с сопредельны­ми республиками наталкивает на неоднозначные, а главное неутешительные вы­воды. В результате, в регионе сохраняется напряженность, грозящая перерасти по любому поводу, оглашенному выше, до серьезного межнационального кон­фликта [15]

26 января 2013 года в Бишкеке начались переговоры делегаций Таджикиста­на и Кыргызстана по проблемам границы. В ходе переговоров стороны подвели итоги работы рабочих групп в 2012 году, а также утвердили планы работы в 2013

году.

В начале января министр иностранных дел РТ Хамрохон Зарифи на пресс-конференции в Душанбе, говоря о проблемах делимитации и демаркации границ Таджикистана с Кыргызстаном и Узбекистаном, сказал: «Мы подошли к тому, что называется «резать по живому».

«То, что возможно было решить безболезненно с Узбекистаном и Кыргызста­ном мы решили, а это 70-80% границы. Сейчас речь идет о населенных пунктах. В свое время граница считалась административной, но пришло время, когда вопро­сы нужно решать на основе исторических документов» [16]

В связке с территориальными проблемами на состояние межэтнических отно­шений в регионе особо отражаются проблемы водоиспользования. Этнотерри-ториальные конфликты обусловленные, прежде всего традиционным дефицитом земли и воды и воздействием религиозных экстремистских организаций перио­дически обостряются.

После приобретения суверенитета, неоднократно между странами Централь­ной Азии возникали разногласия и разноречия, связанные с источниками воды. Для всех стран Центральной Азии, экономика которых, в основном аграрная, водные ресурсы имеют серьезное значение. У Кыргызстана и Таджикистана воз­никают трудности с нефтью и газом, так как на их территории нет таких запасов.


Одновременно эти страны богаты ресурсами воды, которой достаточно для и собственной потребности и обеспечения соседей. [12, 139]


Этнополитический комплекс Центральной Азии достаточно сложен. Каждый аспект этого комплекса требует отдельного углубленного рассмотрения. Про­блема использования водных ресурсов на сегодня является особенно актуальной. Урегулирование водных отношений с сопредельными странами представляется очень важным с точки зрения политической, экономической и экологической безопасности Таджикистана и Кыргызстана, где формируются основные водные источники региона. Для Таджикистана проблема рационального использования водно-энергетических ресурсов имеет стратегическое значение не только для обеспечения экономической безопасности, но и для предотвращения межэтниче­ских конфликтов. Для решения этих проблем нужна правовая база. Показателем в этом отношении пример Кыргызстана, где принят закон «О межгосударствен­ном использовании водных объектов, водных ресурсов и водохозяйственных сооружений Кыргызской Республики». Согласно этому документу и в соответ­ствии с международной практикой, государство будет взимать компенсационные выплаты за услуги соседним странам, т.е. за накопление, хранение и подачу воды, а также за техническое содержание гидрообъектов межгосударственного значения, работающих на соседей. Нерешенность вопросов об оплате за хранение, нако­пление и пропуски воды в весене летний период из водохранилищ Таджикистана и Кыргызстана представляют прямую угрозу экономической безопасности этих стран. В этих условиях, нехватка средств на техническое содержание безопасного состояния плотин и водохранилищ может привести к экологической катастрофе. События последних десятилетий свидетельствуют, что в связи с нехваткой полив­ной воды возникают не только хозяйственные проблемы, но и сложив­шаяся ситуация может вызвать межэтническую напряженность и транс­формироваться в кон­фликт. [7, 58-59]

Одним из главных богатств нашей плане­ты является пресная вода — основополага­ющая потребность для жизни на Земле. Наша общая цель в этом на­правлении — добиться