Файл: Геополитика номер 20.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1380

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах

Присоединение в 1999 г.

Конвенция об обе­спечении      прав лиц, принадлежащих к на­циональным меньшин­ствам

Ратифицирована

в 2001 г.

Второй Факультативный протокол к Международному пакту          о          гражданских и

политических правах

Не подписан.



Международный пакт об экономических, социальных и

культурных правах

Присоединение в 1999 г.



Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Присоединение в 1993 г.



Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Подписан в 2000 г.



Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

Присоединение в 1995 г.



Факультативный протокол к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих

достоинство видов обращения

и наказания

Не подписан.



Конвенция о правах ребёнка

Присоединение в 1993 г.



Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах

Присоединение в 2002 г.



Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской

порнографии

Присоединение в

2002 г.



Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей

Ратифицирована в

2002 г.



Конвенция о правах инвалидов

Не подписана.



Факультативный протокол к

Конвенции о правах инвалидов

Не подписан.



Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений

Не подписана.




Таблица ратификаций универсальных документов ООН о правах человека


Название документа

  1. Международный пакт об экономических, социаль­ных и культурных правах (МПЭСКП)

1.1. Факультативный протокол к МПЭ СКП

  1. Международный Пакт о гражданских и политиче­ских правах (МПГПП)


  1. Первый Факультативный Протокол к МПГПП

  2. Второй Факультативный Протокол к МПГПП

3. Конвенция против пыток и других жестоких, бес-
человечных или унижающих достоинство видов обра-
щения и наказания (КПП)

Дата рати­фикации


04/01/99


04/01/99 04/01/99 11/01/95

Дата вступления в силу


04/04/99


04/04/99 04/04/99 10/02/95

3.1. Факультативный протокол к КПП — —

  1. Международная конвенция о ликвидации всех 11/01/95 10/02/95
    форм расовой дискриминации (КЛРД)

  2. Конвенция о ликвидации всех форм дискримина- 26/10/93 25/11/93
    ции в отношении женщин (КЛДЖ)

5.1. Факультативный Протокол к Конвенции о ликви- Подписана —

дации всех форм дискриминации в отношении женщин 07/09/2000
(ФП к КЛДЖ)

  1. Конвенция о правах ребенка (КПР) 26/10/93 25/11/93

6.1.              Первый Факультативный Протокол к КПР, касаю- 05/08/2002 05/09/2002

щейся участия детей в вооруженных конфликтах

6.2. Второй Факультативный протокол к КПР, касаю- 05/08/2002

щийся торговли детьми, детской проституции и дет­ской порнографии

05/09/2002


7. Международная конвенция о праве всех трудящих- 08/01/2002
ся мигрантов и членов их семей

8. Конвенция о правах лиц с инвалидностью —
8.1.                    Факультативный протокол к КПИ —

9. Конвенция о защите всех лиц от насильственных —
исчезновений

01/07/2003


Ферганский фактор как вызов безопасности

Центральной Евразии:

риски и новые подходы решения проблем


Сангинов Б. Б.


Становление новой государственности в пространстве бывшего СССР — яв­ление в мировом социальном процессе особое как по масштабам, так и по суще­ственному содержанию: Распалась одномоментно сверхдержава, по своим пара­метрам сопоставимая с регионом мирового уровня. На ее месте образовался ряд новых независимых государств. Таким образом, если ранее территории Евразии были организованы под эгидой одного государства, единой политической систе­мы, то теперь это осуществляется несколькими государствами. Все это создало совершенно новую ситуацию в системе международных отношений.

Трансформация социальной структуры, конкуренция между различными группами элит и столкновение интересов промышленно-финансовых групп, об­щая социально-политическая ситуация в каждой отдельной стране оказывают свое воздействие на процесс формирования и развития международных отноше­ний в Центрально Азии и формирование ее как особого пространства в глобаль­ной структуре мира. [1, 66]

В недавнем прошлом государства Центральной Азии — союзные республики являлись частью единого политического и экономического пространства Совет­ского Союза и обслуживали политические и экономические интересы СССР как единого и фактически унитарного государства. Советский период особенно по­влиял на общие социокультурные и геополитические характеристики Централь­ной Азии. Эти территории за счет более тесной интеграции с европейскими тер­риториями СССР и притока населения из промышленных районов расширили свои связи с внешним миром, особенно на западном направлении. В то же время «железный занавес» сократил объем и разнообразие исторических, культурных и экономических связей с соседними южными и восточными территориями. В силу перечисленных причин советская Центральная Азия приобрела ряд спец­ифических особенностей, которые отличают ее от соседних стран и народов, когда-то составлявших вместе с ней единое в культурном отношении простран­ство.

В результате распада Советского Союза мир в одно мгновение превратился в однополярный. Экономические последствия этого распада оказались еще более разрушительными. За короткий период времени распался единый народнохозяйственный комплекс, прервались все хозяйственные связи, которые


были сформированы в течение 70-летнего периода. В результате всего этого спад валового внутреннего продукта составил в резерве республик от 30 до 70%. К тому же ситуация осложнилась еще и тем, что на пространстве бывшего единого государства появились очаги нестабильности: гражданское противостояние и войны. На этом фоне особенно пострадал Таджикистан, который стал по существу, объектом геополитической борьбы. Внешние силы при помощи внутренней реакции ввергли страну в пучину гражданской войны, в которой погибли десятки тысяч граждан, а экономике был нанесен ущерб в размере семи миллиардов американских долларов. [2, 87]

Во время войны в Таджикистане (1992-1997) между прокоммунистическими и происламскими, демократическими силами погибло более 60 тысяч человек, около миллиона вынуждено было покинуть свои родные места. Более 100 тысяч людей бежали в Афганистан, другие центрально-азиатские страны и в Россию. Проблемы беженцев легли тяжелым бременем на Кыргызстан, тогда, как Узбеки­стан закрыл перед ними свои границы. [3, 30]

Кыргызская Республика в период событий 90-х годов в Таджикистане была одной из стран, которая приютила таджикских беженцев на своей территории.

[4, 126]

Обстановка в Таджикистане представляет собой пример наиболее негатив­ного варианта отношений официальных властей с оппозицией. Строго говоря, силы, выступающие против официального Душанбе, нельзя однозначно отнести к оппозиции. В данном случае более точным было бы определение сложившейся ситуации в Таджикистане, как гражданской войны, когда в условиях еще не ут­вердившегося суверенного государства, имеет место борьба двух элитных групп (гармско-бадахшанской и ленинабадо-кулябской) за власть или за место в системе власти, а возможно даже за создание собственного государства. Это было своего рода политическое равновесие сил, когда ни одна из сторон не имела решающего преимущества, но не теряла надежды добиться окончательной победы, а значит, не собиралась уступать. Таким образом, конфликт элит привел страну к граждан­ской войне. [5, 247] Затяжной конфликт в Таджикистане свидетельствует, что пока происходит силовое противостояние, периодически переходящее в прямое военное противоборство, невозможно стабилизировать экономику, а значит и социальные отношения. В других центральноазиатских государствах отдают себе отчет в катастрофических последствиях подобного сценария не только для каж­дой отдельной страны, но и для всего региона, поэтому прилагают соответству­ющие усилия, чтобы не допустить подобной ситуации в своих странах, а также не дать возможности перерасти внутритаджикскому конфликту в международ­ный. Учитывая сложность социально-экономической и политической ситуации и переходного периода в целом, трудно было ожидать, что все пройдет просто и без противоречий. В то же время проведение реформ, перестройка общества могли


продуктивно осуществляться лишь при наличии хотя бы минимального согласия в обществе.

Период становления государственной независимости всегда связан с ростом национального самосознания, со стремлением создать достойную нацию, возро­дить и развить традицию, освоить позитивные достижения мировой цивилиза­ции. [6, 84]

Высокий уровень и жизнеспособность экономической взаимозависимости бывших советских республик в период политического распада СССР поставили вопрос о путях трансформации на уровне отдельных республик. Экономическая взаимозависимость могла либо перерасти в угрозу, способную вызвать войны, либо сохраниться, развиваясь и углубляясь в рамках крупных территорий. В опре­деленном смысле по второму пути пошло развитие Центральной Азии как макро­региона. Этому способствовал ряд факторов, снижавших конфликтность в Цен­тральной Азии и подталкивавших ее страны к внутрирегиональной интеграции:

  • фактор общих угроз — регион оказался перед серьезными внешними угро­зами, главной из которых является негативное влияние афганского конфликта;

  • географический фактор — несмотря на то, что экономики стран Централь­но-азиатского региона носят не взаимодополнительный характер, а конкурируют между собой, выходя на мировой рынок со сходным набором природных ресур­сов, все же внутри региона идет обмен ресурсами. Причем зависимость стран ЦА от ресурсов друг друга с каждым годом заметно усиливается;

  • наследие бывшего советского народно-хозяйственного комплекса — эко­номические взаимосвязи, общие коммуникации, транспортные артерии, общая энергетическая система, газо— и нефтепроводы очень прочно связывают страны Центральной Азии;

  • демографический фактор — пока в странах ЦАР нет общего рынка рабочей силы. Этому препятствуют институт прописки, различающиеся и до сих пор не оформившиеся до конца иммиграционные законодательства и проблемы с граж­данством во всех странах ЦАР — как на уровне становления новых гражданских идентичностей, так и на уровне национальных законодательств. Тем не менее, ми­грационные потоки свидетельствуют об определенных тенденциях к формирова­нию рынка труда в пределах региона;

  • конфессиональный фактор — распространение на всей территории ЦАР суннитского ислама;

  • этнический фактор — во всех странах ЦА проживает мультинациональное население с достаточно большим удельным весом диаспор и ирредент титуль­ных национальностей соседних государств. Эти в большей и меньшей степени организованные образования занимают закрепленные исторической традицией места в экономике каждого государства, что связывает государства ЦА дополни­тельными узами;

  • военный фактор — Во всех странах ЦА армии находятся в процессе станов­ления и еще не сформировались самостоятельные национальные военные элиты, способные играть собственную политическую роль;

  • Общее историческое прошлое — все современные государства Централь­ной Азии полностью или частично входили в Бухарский эмират и Кокандское ханство и затем — в Российскую империю. [3, 56]