ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1449
Скачиваний: 1
Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах |
Присоединение в 1999 г. |
Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам |
Ратифицирована в 2001 г. |
Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах |
Не подписан. |
|
|
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах |
Присоединение в 1999 г. |
|
|
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин |
Присоединение в 1993 г. |
|
|
Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин |
Подписан в 2000 г. |
|
|
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания |
Присоединение в 1995 г. |
|
|
Факультативный протокол к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания |
Не подписан. |
|
|
Конвенция о правах ребёнка |
Присоединение в 1993 г. |
|
|
Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах |
Присоединение в 2002 г. |
|
|
Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии |
Присоединение в 2002 г. |
|
|
Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей |
Ратифицирована в 2002 г. |
|
|
Конвенция о правах инвалидов |
Не подписана. |
|
|
Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов |
Не подписан. |
|
|
Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений |
Не подписана. |
|
|
Таблица ратификаций универсальных документов ООН о правах человека
№ Название документа
-
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП)
1.1. Факультативный протокол к МПЭ СКП
-
Международный Пакт о гражданских и политических правах (МПГПП)
-
Первый Факультативный Протокол к МПГПП
-
Второй Факультативный Протокол к МПГПП
3. Конвенция
против пыток и других жестоких,
бес-
человечных
или унижающих достоинство видов
обра-
щения
и наказания (КПП)
Дата ратификации
04/01/99
04/01/99 04/01/99 11/01/95
Дата вступления в силу
04/04/99
04/04/99 04/04/99 10/02/95
3.1. Факультативный протокол к КПП — —
-
Международная конвенция о ликвидации всех 11/01/95 10/02/95
форм расовой дискриминации (КЛРД) -
Конвенция о ликвидации всех форм дискримина- 26/10/93 25/11/93
ции в отношении женщин (КЛДЖ)
5.1. Факультативный Протокол к Конвенции о ликви- Подписана —
дации
всех форм дискриминации в отношении
женщин 07/09/2000
(ФП
к КЛДЖ)
-
Конвенция о правах ребенка (КПР) 26/10/93 25/11/93
6.1. Первый Факультативный Протокол к КПР, касаю- 05/08/2002 05/09/2002
щейся участия детей в вооруженных конфликтах
6.2. Второй Факультативный протокол к КПР, касаю- 05/08/2002
щийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии
05/09/2002
7. Международная
конвенция о праве всех трудящих- 08/01/2002
ся
мигрантов и членов их семей
8. Конвенция
о правах лиц с инвалидностью —
8.1.
Факультативный
протокол к КПИ —
9. Конвенция
о защите всех лиц от насильственных —
исчезновений
01/07/2003
Ферганский фактор как вызов безопасности
Центральной Евразии:
риски и новые подходы решения проблем
Сангинов Б. Б.
Становление новой государственности в пространстве бывшего СССР — явление в мировом социальном процессе особое как по масштабам, так и по существенному содержанию: Распалась одномоментно сверхдержава, по своим параметрам сопоставимая с регионом мирового уровня. На ее месте образовался ряд новых независимых государств. Таким образом, если ранее территории Евразии были организованы под эгидой одного государства, единой политической системы, то теперь это осуществляется несколькими государствами. Все это создало совершенно новую ситуацию в системе международных отношений.
Трансформация социальной структуры, конкуренция между различными группами элит и столкновение интересов промышленно-финансовых групп, общая социально-политическая ситуация в каждой отдельной стране оказывают свое воздействие на процесс формирования и развития международных отношений в Центрально Азии и формирование ее как особого пространства в глобальной структуре мира. [1, 66]
В недавнем прошлом государства Центральной Азии — союзные республики являлись частью единого политического и экономического пространства Советского Союза и обслуживали политические и экономические интересы СССР как единого и фактически унитарного государства. Советский период особенно повлиял на общие социокультурные и геополитические характеристики Центральной Азии. Эти территории за счет более тесной интеграции с европейскими территориями СССР и притока населения из промышленных районов расширили свои связи с внешним миром, особенно на западном направлении. В то же время «железный занавес» сократил объем и разнообразие исторических, культурных и экономических связей с соседними южными и восточными территориями. В силу перечисленных причин советская Центральная Азия приобрела ряд специфических особенностей, которые отличают ее от соседних стран и народов, когда-то составлявших вместе с ней единое в культурном отношении пространство.
В результате распада Советского Союза мир в одно мгновение превратился в однополярный. Экономические последствия этого распада оказались еще более разрушительными. За короткий период времени распался единый народнохозяйственный комплекс, прервались все хозяйственные связи, которые
были сформированы в течение 70-летнего периода. В результате всего этого спад валового внутреннего продукта составил в резерве республик от 30 до 70%. К тому же ситуация осложнилась еще и тем, что на пространстве бывшего единого государства появились очаги нестабильности: гражданское противостояние и войны. На этом фоне особенно пострадал Таджикистан, который стал по существу, объектом геополитической борьбы. Внешние силы при помощи внутренней реакции ввергли страну в пучину гражданской войны, в которой погибли десятки тысяч граждан, а экономике был нанесен ущерб в размере семи миллиардов американских долларов. [2, 87]
Во время войны в Таджикистане (1992-1997) между прокоммунистическими и происламскими, демократическими силами погибло более 60 тысяч человек, около миллиона вынуждено было покинуть свои родные места. Более 100 тысяч людей бежали в Афганистан, другие центрально-азиатские страны и в Россию. Проблемы беженцев легли тяжелым бременем на Кыргызстан, тогда, как Узбекистан закрыл перед ними свои границы. [3, 30]
Кыргызская Республика в период событий 90-х годов в Таджикистане была одной из стран, которая приютила таджикских беженцев на своей территории.
[4, 126]
Обстановка в Таджикистане представляет собой пример наиболее негативного варианта отношений официальных властей с оппозицией. Строго говоря, силы, выступающие против официального Душанбе, нельзя однозначно отнести к оппозиции. В данном случае более точным было бы определение сложившейся ситуации в Таджикистане, как гражданской войны, когда в условиях еще не утвердившегося суверенного государства, имеет место борьба двух элитных групп (гармско-бадахшанской и ленинабадо-кулябской) за власть или за место в системе власти, а возможно даже за создание собственного государства. Это было своего рода политическое равновесие сил, когда ни одна из сторон не имела решающего преимущества, но не теряла надежды добиться окончательной победы, а значит, не собиралась уступать. Таким образом, конфликт элит привел страну к гражданской войне. [5, 247] Затяжной конфликт в Таджикистане свидетельствует, что пока происходит силовое противостояние, периодически переходящее в прямое военное противоборство, невозможно стабилизировать экономику, а значит и социальные отношения. В других центральноазиатских государствах отдают себе отчет в катастрофических последствиях подобного сценария не только для каждой отдельной страны, но и для всего региона, поэтому прилагают соответствующие усилия, чтобы не допустить подобной ситуации в своих странах, а также не дать возможности перерасти внутритаджикскому конфликту в международный. Учитывая сложность социально-экономической и политической ситуации и переходного периода в целом, трудно было ожидать, что все пройдет просто и без противоречий. В то же время проведение реформ, перестройка общества могли
продуктивно осуществляться лишь при наличии хотя бы минимального согласия в обществе.
Период становления государственной независимости всегда связан с ростом национального самосознания, со стремлением создать достойную нацию, возродить и развить традицию, освоить позитивные достижения мировой цивилизации. [6, 84]
Высокий уровень и жизнеспособность экономической взаимозависимости бывших советских республик в период политического распада СССР поставили вопрос о путях трансформации на уровне отдельных республик. Экономическая взаимозависимость могла либо перерасти в угрозу, способную вызвать войны, либо сохраниться, развиваясь и углубляясь в рамках крупных территорий. В определенном смысле по второму пути пошло развитие Центральной Азии как макрорегиона. Этому способствовал ряд факторов, снижавших конфликтность в Центральной Азии и подталкивавших ее страны к внутрирегиональной интеграции:
-
фактор общих угроз — регион оказался перед серьезными внешними угрозами, главной из которых является негативное влияние афганского конфликта;
-
географический фактор — несмотря на то, что экономики стран Центрально-азиатского региона носят не взаимодополнительный характер, а конкурируют между собой, выходя на мировой рынок со сходным набором природных ресурсов, все же внутри региона идет обмен ресурсами. Причем зависимость стран ЦА от ресурсов друг друга с каждым годом заметно усиливается;
-
наследие бывшего советского народно-хозяйственного комплекса — экономические взаимосвязи, общие коммуникации, транспортные артерии, общая энергетическая система, газо— и нефтепроводы очень прочно связывают страны Центральной Азии;
-
демографический фактор — пока в странах ЦАР нет общего рынка рабочей силы. Этому препятствуют институт прописки, различающиеся и до сих пор не оформившиеся до конца иммиграционные законодательства и проблемы с гражданством во всех странах ЦАР — как на уровне становления новых гражданских идентичностей, так и на уровне национальных законодательств. Тем не менее, миграционные потоки свидетельствуют об определенных тенденциях к формированию рынка труда в пределах региона;
-
конфессиональный фактор — распространение на всей территории ЦАР суннитского ислама;
-
этнический фактор — во всех странах ЦА проживает мультинациональное население с достаточно большим удельным весом диаспор и ирредент титульных национальностей соседних государств. Эти в большей и меньшей степени организованные образования занимают закрепленные исторической традицией места в экономике каждого государства, что связывает государства ЦА дополнительными узами;
-
военный фактор — Во всех странах ЦА армии находятся в процессе становления и еще не сформировались самостоятельные национальные военные элиты, способные играть собственную политическую роль;
-
Общее историческое прошлое — все современные государства Центральной Азии полностью или частично входили в Бухарский эмират и Кокандское ханство и затем — в Российскую империю. [3, 56]