ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1195
Скачиваний: 1
[3] В их схеме «новой стратегии безопасности для Америки» Картер и Пери (1999) определяют то, что они называют «угроза внутри». Эта угроза не является, как бы то ни было, той, что может быть поставлена американским гражданам со стороны американского истеблишмента по защите и комплексам вооружений. Для них это угроза самоуспокоения, которая может временно утихомирить США, чтобы не тратить достаточно средств на поддержку модернизации своих вооруженных сил.
Политическая картография
Николай Малишевский
Традиционное определение, закрепленное Международной картографической ассоциацией, называет картографию наукой о картах как особом способе изображения действительности, их создании и использовании [1]. Картография общедисциплинарна. Соответственно, политическая картография — как одно из ее научных направлений, имеет не меньше прав на существование, чем такие направления современной картографии, как экономическая картография, геофизическая и др.
Политическая картография — это разновидность картографии общественных явлений, тематически отражающая посредством картографических изображений как пространственных образно-знаковых моделей политические процессы, явления и системы и их размещение, свойства, взаимосвязи и изменения во времени.
В политической картографии можно выделить два основных подхода:
I) Информационно-географический;
II) Пропагандистско-идеологический.
В рамках этих подходов можно выделить три уровня:
методологический (технологический), обеспечивающий тематическое наполнение и использование картографической продукции;
хронологический (исторический), символически-визуально задающий через порядок следования фактов и явлений направленность процессов, поскольку мы живем в мире, будущее которого создаем сами;
мировоззренческий (идеологический), формирующий благодаря различению процессов и явлений видение общей картины.
Политическая карта — математически определенная, пространственная образно-знаковая модель, воспроизводящая часть явления в схематизированной (генерализованной) и наглядной форме, являющаяся одновременно:
-
средством исследования явления
-
предметом исследования (в виде модели явления)
Картографическая модель отражает в политической сфере внешние формы и сущность явлений, их:
-
пространственные изменения;
-
временные изменения;
-
перемещение в пространстве и времени.
-
Цели моделирования:
-
изучение и приобретение новых знаний (с исследовательскими и научными целями)
-
пропаганда политических идеологем (реализация и передача информации с политическими целями)
Политическая карта — математически определенная, пространственная образно-знаковая модель, воспроизводящая часть политического явления в схематизированной (генерализованной) и наглядной форме, являющаяся одновременно средством исследования явления и предметом исследования (в виде модели явления).
Картографическая модель отражает в политической сфере внешние формы и сущность явлений, их:
-
пространственные изменения;
-
временные изменения;
• перемещение в пространстве и времени. Цели моделирования:
-
изучение и приобретение новых знаний (с исследовательскими и научными целями)
-
пропаганда политических идеологем (реализация и передача информации с политическими целями).
Политическая и историко-географическая карта и атлас являются одним из ключевых и весьма действенных инструментов, формирующих мировоззрение. Они могут не только отражать, но и оказывать активное влияние на политические процессы, системы и явления через:
-
ресурсы глобальной сети интернет,
-
средства массовой информации,
-
политизированные издания,
-
издания учебного характера.
Картография и картографические методы визуально закрепляют и доводят до массового сознания версию истории и идеологии (под которой в данном случае понимается часть мировоззрения, ориентированная на социальные явления и отношения).
Картографическая версия может быть:
1) Главенствующей,
то есть официальной, доминирующей и
массово тиражи-
руемой
в данное время.
2) Предпочтительной
для политической «элиты» —
правящей,
оппозиционной
или находящейся в конфликте с соседями.
В этом случае
картографические
методы/продукты используются как
средство навязывания,
в
том числе манипулятивными приемами,
субъективного восприятия
реконструируемой
«реальности» и могут:
а) способствовать
трансформации парагосударственности
колоний, протек-
торатов
и прочих зависимых территорий в формат
суверенной государственно-
сти;
б) формировать
и задавать вектор диверсификации
государственного сувере-
нитета
как на путях дефедерализации, так и в
масштабах многоаспектной локали-
зации
и субсидиарности, включающей в настоящее
время:
-
автономизацию — традиционную и транзитную;
-
феноменологию «непризнанной государственности», включающую венчурные формы ее легитимации и поиск иных способов адаптации;
-
разнообразие этноконфессиональных, демодернизированных и неоархаичных образований.
Рассмотрим каждый из подходов подробнее.
I. Информационно-географический
подход. В данном случае речь идет о
по-
пытке
отражения с помощью картографических
продуктов и формулируемых
ими
посылов реконструируемой реальности
в ее:
-
многомерности,
-
проблематичности,
-
сложности,
-
неоднозначности.
Карта и атлас в данном случае позволяют сформулировать, отразить и визуализировать целостность политико-географического субъекта во временном и пространственном выражении, взаимосвязь его административно-управленческих, социо-культурных и хозяйственно-экономических элементов. Помимо прочего, они показывают динамику этнического расселения, историческую и этнокультурную мозаику и многоаспектность реальности. При политическом картографировании ландшафта в фокусе интереса находятся:
-
изменение его содержания, образа, состояния;
-
императив освоения новых предметных полей, ниш деятельности, оригинальных систем трансляции.
Это научный подход, позволяющий объективно подойти к проблеме и в то же время являющийся по своей сути эффективным средством противодействия не только политико-идеологическому манипулированию с помощью карт в теории, но и действенным орудием урегулирования и предотвращения конфликтов на практике. (В качестве примеров, сравнительно немногочисленных в отечественной картографии, можно привести выходящий под редакцией академика Г.Г. Ма-тишова многотомный «Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков юга России»).
II. Пропагандистско-идеологический
подход. Заключается в пропаганде
и
тиражировании
идеологических установок, отражающих
намерение символиче-
ского помещения этноса в контекст общих интересов, позиции и исторической траектории большого субъекта или изъятия из этого контекста в результате:
-
поглощения одним политико-географическим субъектом другого;
-
стимуляции сепаратиских устремлений и тенденций в рамках единого крупного субъекта;
-
разжигания розни и отчуждения между соседями.
Картографическое обеспечение объединительных либо сепаратистских тенденций и автономизации или укрупнения территории обычно идет вслед за пропагандистскими кампаниями в информационно-политической сфере. О научном подходе в данном случае речи быть не может. По сути, мы имеем дело с пропаган-дистско-идеологическими методами воздействия посредством картографической продукции. И карты, и атласы, и методология их изготовления в мировоззренческом плане функционально направлены на решение следующих политических задач:
а) «Вычленение»
посредством картографических методов
из общей истории
единого
крупного политико-географического
субъекта того или иного малого
этноса/социума.
В этом ракурсе можно говорить о
этноцентризме карографиче-
ской
продукции, фокусирующейся исключительно
на пропаганде «исторической
судьбы»
одной этнической группы.
б) Хронологическая
иерархизация ролей в общей истории,
позволяющая про-
вести
ротацию «коренных автохтонов» и «поздних
пришельцев». В данном
ключе
можно вести речь и о культивации
«исторической вины», посредством
идеологически
акцентированных продуктов в виде
картографически сформули-
рованных
идеологем [2]. Подобная линейная
«причинно-следственность», бу-
дучи
эффективной и прагматичной, де-факто
проводит невидимый водораздел
между
реальной сложностью мира и методологией
его исследования.
в) Символическая
связь с «предками», позволяющая считать
ареал их рассе-
ления
своей «исконной» территорией. Иначе
говоря, это создание с помощью
картографической
продукции более-менее связного визуального
повествования
об
истории одного этноса/ареала,
конструируемое:
-
в режиме тематической избирательности;
-
как событийная система координат, во многом определяющая понимание остальных процессов и роль прочих этнических групп;
-
позиционирование прочих этносов/ареалов лишь как фона, контекста заданного мейнстрима, который можно игнорировать либо трактовать в зависимости от влияния на основного политического посыла.
К началу ХХ! века, со времен эпохи великих географических открытий, картография в целом и политическая картография в частности претерпели существеннейшие изменения во всех трех формах своего существования.
-
Как наука об отражении и познании явлений природы и общества посредством карт картография становится все более нелинейной. Картографы прошлых веков считали, что все в мире можно измерить, классифицировать и каталогизировать. С концом колониальной эпохи ситуация существенно образом изменилась. Вчерашние колонии и новые национальные государства кроят и перекраивают карты и атласы. Результат — растущая неопределенность, нелинейность при которых вероятность событий трудно предсказуема, поскольку в усложняющемся мире масштабные последствия может вызвать даже небольшое изменение отдельного параметра.
-
Как отрасль производства, выпускающая картографическую продукцию «основное развитие картографии в 1990-е годы оказалось связано с драматическим возрастание роли Интернета в распространении карт...» [5].
-
Как область техники и технологии создания и использования картографических произведений, картография стала меняться уже с появлением аэрофото и спутниковой съемки. Своего рода революцией стали компьютерные технологии и возможности. Яркий пример — Map Maker от Google, — фактически дающий возможность каждому желающему внести свой вклад в картографию (посредством заложения информации о любом месте, где бывал и не был и т.д.). Появился и т.н. общинный слой (Community Layer of Google Earth) — нечто вроде виртуальных «булавок», которыми можно отмечать на картах те или иные места [4].