Файл: Геополитика номер 17.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1253

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

46

Геополитика XVII

ках: «Сам я хитрить так и не научился... Иначе я стану политиком, а не Рамзаном 

Кадыровым. А хитрить — у нас есть тысячи таких политиков. Я не хочу»

1

. В этом 

высказывании кроется подлинное отношение традиционного народа к так назы-

ваемой светской политике.

Тридцатилетие дало формальную возможность Кадырову претендовать на 

пост президента республики, однако, занимавший на тот момент пост премье-

ра молодой Кадыров отметил юбилей неожиданным заявлением об отсутствии 

у него подобных амбиций. И это уже тогда стало неожиданностью для многих. 

Здесь следует напомнить, что именно Рамзан Кадыров первым, среди множества 

российских «президентов» выступил с инициативой отменить понятие «пре-

зидент» применительно к руководителям субъектов Российской Федерации, что 

было поддержано в дальнейшем остальными.

Президентство Кадырова-младшего и проблемы недостаточного возраста 

были главной темой все предшествующие годы как в самой Чечне, так и среди 

российских политологов. Однако разгадка здесь настолько же проста, насколько 

и не всегда понятна светскому сознанию. Чеченцы — всё ещё традиционный на-

род, за что и страдали всегда, отстаивая своё право на традиционную этническую 

идентичность. Любой чеченец, даже ребенок, знает, что основа чеченского тра-

диционного уклада — кровнородственная община, а система социального сдер-

живания — это древний закон коллективного возмездия «око за око», согласно 

которому за любое деяние отвечает не только тот, кто его совершил, но и весь 

его кровнородственный клан — вар, объединяющий родственников до седьмого 

колена. В этой правовой системе каждый, совершающий преступление, помнит 

о коллективной ответственности и знает, что если не найдут его самого — най-

дут его отца, брата, другого родственника и накажут вместо него. В отличие от 

римского права, почему-то ставшего сегодня единственно верным во всём мире, 

где будь ты хоть самым кровавым Бен Ладеном, взорвавшим и убившим тысячи 

людей, а всё равно больше пожизненного не получишь.

Здесь стоит вспомнить, что и русский царь, восходя на престол, давал клятву, 

относящую ответственность за его деяния на весь его род до седьмого коле-

на

2

. Коллективная ответственность являлась нормой у многих традиционных 

народов и племен как высшая норма социальной стабильности, в том числе 

и у русских, однако, сохранилась по сей день практически только у чеченцев. 

Или нохчи — как они сами себя называют. Вековые попытки сделать из нохчи 

светский народ, выжечь «огнём и мечём» их традиционные нормы подорвали 

систему кровно-родственных связей, а, следовательно, и коллективной ответ-

ственности.

1   Рамзану Кадырову подарили Ferrari и Триумфальную арку // «Комсомольская правда», 6 Октября 

2006.

2   Повесть o Земском Соборе 1613 года // «Вопросы истории», № 5, 1985.

Валерий Коровин


background image

47

Северный Кавказ

Теперь вооруженный чеченец сдерживается либо Уголовным кодексом — зна-

ем мы, чего стоит Уголовный кодекс РФ в Чечне, его зачастую просто игнорируют 

перед необходимостью соблюдения обычного (основанного на древних обыча-

ях) права — либо своим предводителем. В традиционной системе предводите-

лем рода — вара — является старейшина. Предводителем образования из девяти 

родов — тейпа — является самый достойный, избранный на совете старейшин. 

Представителем девяти тейпов — тукхума — самый достойный, избранный на 

совете самых достойных предводителей тейпов

1

. Такова модель традиционной 

чеченской демократии. Так выявляется предводитель традиционного народа. 

То, что делает сегодня Рамзан Кадыров — это попытка продемонстрировать 

своему народу, что он представляет его интересы по праву, имея для этого спо-

собности, волю и понимание судьбы и традиций своего народа. Рамзан знает — 

нохчи никогда не принимали и не примут кого-то, навязанного извне, поэтому у 

«не своего» в Чечне нет шансов. Они всегда сражались и умирали за свой тра-

диционный уклад. Поэтому у чужеродного понятия «президент» в Чечне тоже 

оказалась незавидная судьба.

Ну и самое главное — чеченцы никогда не откажутся от своего традиционно-

го уклада, за который пролили столько крови и отдали столько жизней. Поэтому 

у любого «конституционного» светского порядка, навязанного извне, всегда бу-

дет противник — вооруженный чеченский народ. Кадыров все годы своего прав-

ления Чечнёй, движется сверху вниз, от формы к содержанию, от формализма к 

традиции, от номинального избрания ко всё более легитимной форме традици-

онной власти.

Рамзан не захотел быть просто номинальным президентом. Несмотря на 

своё избрание и «электоральную» поддержку, он по сути открыто заявил, что 

хочет быть 

конахом 

— лучшим из естественных лидеров своего народа, и он 

это доказывает делами. Следующий шаг — восстановление традиционной — 

тейпово-тукхумной модели, чему служат регулярные съезды народов Чечни, 

возврат к исконному названию — нохчи, восстановление советов старейшин 

и традиционного права, основанного на коллективной ответственности. Не 

сделав этих шагов, Рамзан не удержится. Не удержит вооруженный народ, ко-

торый в противном случае вновь окажется в горах. Собственно, опираясь ис-

ключительно на светские модели, в Чечне у власти никто не удержится. Чечня 

не удержится в составе России, если не удержится естественный лидер. Рамзан 

понимает, чего стоит традиция. Традиция — наше решение. Без этого у России 

не будет Чечни. Как не будет Ингушетии, Дагестана, да и всех остальных этни-

ческих, традиционных образований Северного Кавказа, без которого не будет 

и самой России.

1  

Нухаев Х.-А.

 Ведено или Вашингтон. Евразия на распутье между Варварством и Цивилизацией // 

Международное «Евразийское движение», М.: 2002.

Кровная месть и коллективная ответственность


background image

48

Геополитика XVII

Естественный лидер народа нохчи и тейпо-

во-тукхумная система демократии

В своё время, после завершения второй военной кампании в Чечне, тог-

дашний президент республики Ахмад-Хаджи Кадыров говорил о немину-

емом «вызове мирного времени», подразумевая, что завершение горячей 

фазы конфликта ещё не означает наступления мира, а является лишь нача-

лом к мирному развитию общества. Чем ответить на прекращение войны, 

какие модели устройства общества предложить? — в этом и заключается 

вызов. Неверный ответ на него легко может столкнуть Северный Кавказ в 

новую бойню, возможно внутреннюю, ещё более страшную. Чеченский эт-

нос является по сути одним из немногих в России, сохранивших свои обы-

чаи в первозданном виде. Конечно, годы советского атеизма наложили свой 

отпечаток, и многие чеченцы считают себя светскими «современными» 

людьми, оторвавшись от корней и перемешавшись в атомизированных об-

ществах больших городов. Однако большинство чеченцев всё же продолжа-

ют хранить наследие предков.

Значительным фактором, всегда толкавшим Чечню к конфликту с Центром, 

было желание жить в соответствии со своей традицией, со своими законами, 

которые складывались столетиями. Эта тенденция наблюдалась и в советское 

время. Ещё в 1939 году Чечню бомбила авиация

1

, чтобы в очередной раз за-

гнать её, тогда уже в формат советского государства и выровнять под «общую 

гребенку». Что произошло в 1990-х? Чеченцам, традиционному этносу, кото-

рый столетиями боролся за свою идентичность, предложили принять Консти-

туцию Российской Федерации. Подобные попытки навязать нохчи светский 

усреднённый образ жизни по каким-то непонятным законам всегда толкали 

его на конфликт.

Безусловно, когда всё уже горело, когда шла война, нужно было какими-то 

пожарными методами этот конфликт погасить, хоть как-то стабилизировать раз-

дираемое внутренними противоречиями общество. В результате были введены 

общепринятые в современном мире модели социального устройства — парла-

мент, президент, конституция. Однако чеченцы всё ещё остаются традиционным 

этносом, а все эти модели, по большому счёту, являются продуктами десакрали-

зованного, выродившегося Запада, бездуховного и аморального, зашедшего, по 

мнению многих философов, мыслителей и интеллектуалов в концептуальный 

цивилизационный тупик

2

.

Сейчас конфликт погашен, и мы видим, что история выдвинула на первый 

план реального лидера послевоенной Чечни, вынужденно выстроенной по свет-

1   Тридцатилетний капитан // «Время новостей», 08.11.2006.

2   См. например 

Шпенглер О.

 Закат Европы // Издательство «Феникс», Р.-на-Д. 1998.

Валерий Коровин


background image

49

Северный Кавказ

ским лекалам, — это Рамзан Кадыров, который по сути является естественным, 
а не директивно назначенным «сверху», предводителем своего народа. До того 
момента, как Рамзану Кадырову исполнилось тридцать лет и он по Конституции 
приобрёл право выдвигаться в президенты, мы наблюдали интересную ситуацию: 
всё это время он не осуществляет никаких формальных действий для своего про-
движения на высший пост. Напротив, всеми своими действиями он демонстри-
ровал, что не хочет быть 

формальным лидером

, а желает быть лидером реальным, 

естественным, и эти устремления он так же, как его отец Ахмад-хаджи Кадыров, 
не уставал доказывать своими делами.

Чеченское общество построено по тейповому принципу. Каждый чеченец 

знает, к какому 

тейпу 

он принадлежит. Тейповая система сохраняется столетия-

ми, она пронесена сквозь советский период полного выжигания всякой традиции 
и сохранилась по сей день, пережив две войны в новейшей истории. Это как раз 
та модель, которая и является ответом на вызов мирного времени, о котором го-
ворил Ахмад-хаджи Кадыров.

И вот именно на основе этой модели, на которую веками и опирались тради-

ционные чеченские элиты, нохчи и сохраняли социальный баланс и социальную 
стабильность. В Чечне, где всегда существовал фактор коллективной ответствен-
ности, который сдерживал от совершения преступлений, и фактор, естественно, 
лидерства, который упорядочивал социальное устройство, реальную власть име-
ет только тот, кто реально опирается на эти базовые основы чеченского обще-
ства. И только такую элиту можно считать реальной, полноценной на традици-
оналистском Северном Кавказе. Сама элитная структура традиционного этноса 
испокон веков складывалась так: глава вара — чеченского клана, участвовал в 
съезде своего тейпа, на котором выдвигался лучший на роль лидера тейпа. Далее, 
на съезде лидеров тейпов избирался глава тукхума, а из глав тукхумов избирался 
лидер народа, самый авторитетный и уважаемый человек, с которым советовались 
главы всех тейпов по самым важным и судьбоносным вопросам. Именно совето-
вались, ибо он не правил в привычном для нас понимании, но влиял на принятие 
решений. Данная традиционная модель власти, к слову сказать, стала прототи-
пом системы советов, установленной в качестве системы элитного управления 
Советским государством — СССР, и распространённой на все страны социали-
стического лагеря. Глава Верховного Совета СССР тоже формально не правил, 
но лишь модерировал работу главного органа власти, коим и являлся Верховный 
Совет. Собственно, нарушение этого принципа в сторону увеличения властных 
полномочий «лучшего из лучших» в сторону 

управления

 и разбалансировало си-

стему советов, приведя её к банальной автократии и разрыву между смыслом, из-
начальной идеей  и реальностью.

Кровная месть и коллективная ответственность


background image

50

Геополитика XVII

Рамзан Кадыров, по всем признакам, стремится быть именно таким лиде-

ром, 

конахом

, лучшим из лучших своего народа, а не продавленным из Москвы 

формальным главой субъекта федерации, навязанным посредством процеду-
ры президентских выборов, не имеющей для традиционных чеченцев ника-
кого реального значения. Как правильно однажды заметил советник прези-
дента России Асламбек Ахмедович Аслаханов, из тысячи чеченцев — тысяча 
считает себя лидерами. В Чечне единоличное правление никогда не прини-
малось и всегда заканчивалось насильственным смещением. Чеченцы — это 
народ, который представлен своими общинами, это традиция коллективно-
го правления. К этому и должен в итоге прийти и Рамзан Кадыров, пройдя 
через вынужденное светское замирение, начатое его покойным отцом, через 
возрождение подлинной чеченской традиции и, в конечном итоге, придя к 
восстановлению тейпово-тукхумной системы — подлинной, традиционной 
чеченской демократии, дающей народу мир и внутреннюю гармонию, а также 
естественного, всеми признаваемого и уважаемого лидера. И как знать, мо-
жет быть, этот опыт станет, в конце концов, положительным примером и для 
остальных народов России, поводом вспомнить и возродить свои традиции, 
как это делают чеченцы, древний народ нохчи.

Одно пространство — две системы: права народов как база 

для снятия российско-чеченской напряженности

Северный Кавказ является особым пространством России, на котором, 

несмотря на десятилетия атеизма и искусственно привнесённой светскости, 
всё же в значительной степени сохранились очаги традиции в своём изна-
чальном, практически нетронутом состоянии, содержащие традиционные 
этнические архетипы. И именно желание сохранить свою традицию, жить по 
своим исконным законам, всегда двигало народы Северного Кавказа по пути 
сопротивления общероссийской унификации и приведения к формату граж-
данского общества по общему шаблону. Несомненно, это стремление многие 
годы использовалось геополитическими врагами России для борьбы с её го-
сударственностью, и здесь те же чеченцы и их стремление к восстановлению 
собственной идентичности использовались «в темную». Однако и с той, и с 
другой стороны всегда стояла когорта политиков, которые уж точно знали, 
чего хотят и для чего разыгрывают эту кровавую драму. Такой политический 
цинизм годами можно было наблюдать как с российской, так и с чеченской сто-
роны, не говоря уже о Западе. Но век политика недолог, а вот взаимная обида 
наших народов, переплетение судеб, вражда и горе будут утихать ещё довольно 
значительное время.

Валерий Коровин