ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1253
Скачиваний: 1
46
Геополитика XVII
ках: «Сам я хитрить так и не научился... Иначе я стану политиком, а не Рамзаном
Кадыровым. А хитрить — у нас есть тысячи таких политиков. Я не хочу»
1
. В этом
высказывании кроется подлинное отношение традиционного народа к так назы-
ваемой светской политике.
Тридцатилетие дало формальную возможность Кадырову претендовать на
пост президента республики, однако, занимавший на тот момент пост премье-
ра молодой Кадыров отметил юбилей неожиданным заявлением об отсутствии
у него подобных амбиций. И это уже тогда стало неожиданностью для многих.
Здесь следует напомнить, что именно Рамзан Кадыров первым, среди множества
российских «президентов» выступил с инициативой отменить понятие «пре-
зидент» применительно к руководителям субъектов Российской Федерации, что
было поддержано в дальнейшем остальными.
Президентство Кадырова-младшего и проблемы недостаточного возраста
были главной темой все предшествующие годы как в самой Чечне, так и среди
российских политологов. Однако разгадка здесь настолько же проста, насколько
и не всегда понятна светскому сознанию. Чеченцы — всё ещё традиционный на-
род, за что и страдали всегда, отстаивая своё право на традиционную этническую
идентичность. Любой чеченец, даже ребенок, знает, что основа чеченского тра-
диционного уклада — кровнородственная община, а система социального сдер-
живания — это древний закон коллективного возмездия «око за око», согласно
которому за любое деяние отвечает не только тот, кто его совершил, но и весь
его кровнородственный клан — вар, объединяющий родственников до седьмого
колена. В этой правовой системе каждый, совершающий преступление, помнит
о коллективной ответственности и знает, что если не найдут его самого — най-
дут его отца, брата, другого родственника и накажут вместо него. В отличие от
римского права, почему-то ставшего сегодня единственно верным во всём мире,
где будь ты хоть самым кровавым Бен Ладеном, взорвавшим и убившим тысячи
людей, а всё равно больше пожизненного не получишь.
Здесь стоит вспомнить, что и русский царь, восходя на престол, давал клятву,
относящую ответственность за его деяния на весь его род до седьмого коле-
на
2
. Коллективная ответственность являлась нормой у многих традиционных
народов и племен как высшая норма социальной стабильности, в том числе
и у русских, однако, сохранилась по сей день практически только у чеченцев.
Или нохчи — как они сами себя называют. Вековые попытки сделать из нохчи
светский народ, выжечь «огнём и мечём» их традиционные нормы подорвали
систему кровно-родственных связей, а, следовательно, и коллективной ответ-
ственности.
1 Рамзану Кадырову подарили Ferrari и Триумфальную арку // «Комсомольская правда», 6 Октября
2006.
2 Повесть o Земском Соборе 1613 года // «Вопросы истории», № 5, 1985.
Валерий Коровин
47
Северный Кавказ
Теперь вооруженный чеченец сдерживается либо Уголовным кодексом — зна-
ем мы, чего стоит Уголовный кодекс РФ в Чечне, его зачастую просто игнорируют
перед необходимостью соблюдения обычного (основанного на древних обыча-
ях) права — либо своим предводителем. В традиционной системе предводите-
лем рода — вара — является старейшина. Предводителем образования из девяти
родов — тейпа — является самый достойный, избранный на совете старейшин.
Представителем девяти тейпов — тукхума — самый достойный, избранный на
совете самых достойных предводителей тейпов
1
. Такова модель традиционной
чеченской демократии. Так выявляется предводитель традиционного народа.
То, что делает сегодня Рамзан Кадыров — это попытка продемонстрировать
своему народу, что он представляет его интересы по праву, имея для этого спо-
собности, волю и понимание судьбы и традиций своего народа. Рамзан знает —
нохчи никогда не принимали и не примут кого-то, навязанного извне, поэтому у
«не своего» в Чечне нет шансов. Они всегда сражались и умирали за свой тра-
диционный уклад. Поэтому у чужеродного понятия «президент» в Чечне тоже
оказалась незавидная судьба.
Ну и самое главное — чеченцы никогда не откажутся от своего традиционно-
го уклада, за который пролили столько крови и отдали столько жизней. Поэтому
у любого «конституционного» светского порядка, навязанного извне, всегда бу-
дет противник — вооруженный чеченский народ. Кадыров все годы своего прав-
ления Чечнёй, движется сверху вниз, от формы к содержанию, от формализма к
традиции, от номинального избрания ко всё более легитимной форме традици-
онной власти.
Рамзан не захотел быть просто номинальным президентом. Несмотря на
своё избрание и «электоральную» поддержку, он по сути открыто заявил, что
хочет быть
конахом
— лучшим из естественных лидеров своего народа, и он
это доказывает делами. Следующий шаг — восстановление традиционной —
тейпово-тукхумной модели, чему служат регулярные съезды народов Чечни,
возврат к исконному названию — нохчи, восстановление советов старейшин
и традиционного права, основанного на коллективной ответственности. Не
сделав этих шагов, Рамзан не удержится. Не удержит вооруженный народ, ко-
торый в противном случае вновь окажется в горах. Собственно, опираясь ис-
ключительно на светские модели, в Чечне у власти никто не удержится. Чечня
не удержится в составе России, если не удержится естественный лидер. Рамзан
понимает, чего стоит традиция. Традиция — наше решение. Без этого у России
не будет Чечни. Как не будет Ингушетии, Дагестана, да и всех остальных этни-
ческих, традиционных образований Северного Кавказа, без которого не будет
и самой России.
1
Нухаев Х.-А.
Ведено или Вашингтон. Евразия на распутье между Варварством и Цивилизацией //
Международное «Евразийское движение», М.: 2002.
Кровная месть и коллективная ответственность
48
Геополитика XVII
Естественный лидер народа нохчи и тейпо-
во-тукхумная система демократии
В своё время, после завершения второй военной кампании в Чечне, тог-
дашний президент республики Ахмад-Хаджи Кадыров говорил о немину-
емом «вызове мирного времени», подразумевая, что завершение горячей
фазы конфликта ещё не означает наступления мира, а является лишь нача-
лом к мирному развитию общества. Чем ответить на прекращение войны,
какие модели устройства общества предложить? — в этом и заключается
вызов. Неверный ответ на него легко может столкнуть Северный Кавказ в
новую бойню, возможно внутреннюю, ещё более страшную. Чеченский эт-
нос является по сути одним из немногих в России, сохранивших свои обы-
чаи в первозданном виде. Конечно, годы советского атеизма наложили свой
отпечаток, и многие чеченцы считают себя светскими «современными»
людьми, оторвавшись от корней и перемешавшись в атомизированных об-
ществах больших городов. Однако большинство чеченцев всё же продолжа-
ют хранить наследие предков.
Значительным фактором, всегда толкавшим Чечню к конфликту с Центром,
было желание жить в соответствии со своей традицией, со своими законами,
которые складывались столетиями. Эта тенденция наблюдалась и в советское
время. Ещё в 1939 году Чечню бомбила авиация
1
, чтобы в очередной раз за-
гнать её, тогда уже в формат советского государства и выровнять под «общую
гребенку». Что произошло в 1990-х? Чеченцам, традиционному этносу, кото-
рый столетиями боролся за свою идентичность, предложили принять Консти-
туцию Российской Федерации. Подобные попытки навязать нохчи светский
усреднённый образ жизни по каким-то непонятным законам всегда толкали
его на конфликт.
Безусловно, когда всё уже горело, когда шла война, нужно было какими-то
пожарными методами этот конфликт погасить, хоть как-то стабилизировать раз-
дираемое внутренними противоречиями общество. В результате были введены
общепринятые в современном мире модели социального устройства — парла-
мент, президент, конституция. Однако чеченцы всё ещё остаются традиционным
этносом, а все эти модели, по большому счёту, являются продуктами десакрали-
зованного, выродившегося Запада, бездуховного и аморального, зашедшего, по
мнению многих философов, мыслителей и интеллектуалов в концептуальный
цивилизационный тупик
2
.
Сейчас конфликт погашен, и мы видим, что история выдвинула на первый
план реального лидера послевоенной Чечни, вынужденно выстроенной по свет-
1 Тридцатилетний капитан // «Время новостей», 08.11.2006.
2 См. например
Шпенглер О.
Закат Европы // Издательство «Феникс», Р.-на-Д. 1998.
Валерий Коровин
49
Северный Кавказ
ским лекалам, — это Рамзан Кадыров, который по сути является естественным,
а не директивно назначенным «сверху», предводителем своего народа. До того
момента, как Рамзану Кадырову исполнилось тридцать лет и он по Конституции
приобрёл право выдвигаться в президенты, мы наблюдали интересную ситуацию:
всё это время он не осуществляет никаких формальных действий для своего про-
движения на высший пост. Напротив, всеми своими действиями он демонстри-
ровал, что не хочет быть
формальным лидером
, а желает быть лидером реальным,
естественным, и эти устремления он так же, как его отец Ахмад-хаджи Кадыров,
не уставал доказывать своими делами.
Чеченское общество построено по тейповому принципу. Каждый чеченец
знает, к какому
тейпу
он принадлежит. Тейповая система сохраняется столетия-
ми, она пронесена сквозь советский период полного выжигания всякой традиции
и сохранилась по сей день, пережив две войны в новейшей истории. Это как раз
та модель, которая и является ответом на вызов мирного времени, о котором го-
ворил Ахмад-хаджи Кадыров.
И вот именно на основе этой модели, на которую веками и опирались тради-
ционные чеченские элиты, нохчи и сохраняли социальный баланс и социальную
стабильность. В Чечне, где всегда существовал фактор коллективной ответствен-
ности, который сдерживал от совершения преступлений, и фактор, естественно,
лидерства, который упорядочивал социальное устройство, реальную власть име-
ет только тот, кто реально опирается на эти базовые основы чеченского обще-
ства. И только такую элиту можно считать реальной, полноценной на традици-
оналистском Северном Кавказе. Сама элитная структура традиционного этноса
испокон веков складывалась так: глава вара — чеченского клана, участвовал в
съезде своего тейпа, на котором выдвигался лучший на роль лидера тейпа. Далее,
на съезде лидеров тейпов избирался глава тукхума, а из глав тукхумов избирался
лидер народа, самый авторитетный и уважаемый человек, с которым советовались
главы всех тейпов по самым важным и судьбоносным вопросам. Именно совето-
вались, ибо он не правил в привычном для нас понимании, но влиял на принятие
решений. Данная традиционная модель власти, к слову сказать, стала прототи-
пом системы советов, установленной в качестве системы элитного управления
Советским государством — СССР, и распространённой на все страны социали-
стического лагеря. Глава Верховного Совета СССР тоже формально не правил,
но лишь модерировал работу главного органа власти, коим и являлся Верховный
Совет. Собственно, нарушение этого принципа в сторону увеличения властных
полномочий «лучшего из лучших» в сторону
управления
и разбалансировало си-
стему советов, приведя её к банальной автократии и разрыву между смыслом, из-
начальной идеей и реальностью.
Кровная месть и коллективная ответственность
50
Геополитика XVII
Рамзан Кадыров, по всем признакам, стремится быть именно таким лиде-
ром,
конахом
, лучшим из лучших своего народа, а не продавленным из Москвы
формальным главой субъекта федерации, навязанным посредством процеду-
ры президентских выборов, не имеющей для традиционных чеченцев ника-
кого реального значения. Как правильно однажды заметил советник прези-
дента России Асламбек Ахмедович Аслаханов, из тысячи чеченцев — тысяча
считает себя лидерами. В Чечне единоличное правление никогда не прини-
малось и всегда заканчивалось насильственным смещением. Чеченцы — это
народ, который представлен своими общинами, это традиция коллективно-
го правления. К этому и должен в итоге прийти и Рамзан Кадыров, пройдя
через вынужденное светское замирение, начатое его покойным отцом, через
возрождение подлинной чеченской традиции и, в конечном итоге, придя к
восстановлению тейпово-тукхумной системы — подлинной, традиционной
чеченской демократии, дающей народу мир и внутреннюю гармонию, а также
естественного, всеми признаваемого и уважаемого лидера. И как знать, мо-
жет быть, этот опыт станет, в конце концов, положительным примером и для
остальных народов России, поводом вспомнить и возродить свои традиции,
как это делают чеченцы, древний народ нохчи.
Одно пространство — две системы: права народов как база
для снятия российско-чеченской напряженности
Северный Кавказ является особым пространством России, на котором,
несмотря на десятилетия атеизма и искусственно привнесённой светскости,
всё же в значительной степени сохранились очаги традиции в своём изна-
чальном, практически нетронутом состоянии, содержащие традиционные
этнические архетипы. И именно желание сохранить свою традицию, жить по
своим исконным законам, всегда двигало народы Северного Кавказа по пути
сопротивления общероссийской унификации и приведения к формату граж-
данского общества по общему шаблону. Несомненно, это стремление многие
годы использовалось геополитическими врагами России для борьбы с её го-
сударственностью, и здесь те же чеченцы и их стремление к восстановлению
собственной идентичности использовались «в темную». Однако и с той, и с
другой стороны всегда стояла когорта политиков, которые уж точно знали,
чего хотят и для чего разыгрывают эту кровавую драму. Такой политический
цинизм годами можно было наблюдать как с российской, так и с чеченской сто-
роны, не говоря уже о Западе. Но век политика недолог, а вот взаимная обида
наших народов, переплетение судеб, вражда и горе будут утихать ещё довольно
значительное время.
Валерий Коровин