ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1250
Скачиваний: 1
51
Северный Кавказ
Именно судьба народов, веками живших бок о бок на пространстве Север-
ного Кавказа и должна, в первую очередь, становиться объектом наиболее при-
стального внимания для снятия глубинных противоречий, остающихся по сей
день, и, к сожалению, становящихся вновь и вновь причиной взаимного недове-
рия и конфликтов русских и представителей традиционных этносов. Поэтому для
разрешения противоречий, ставших последствиями двух последних войн в Чеч-
не, необходимо исходить из того, что именно интересы наших народов являют-
ся первоочередной ценностью. А следовательно, основными субъектами любых
договоров и отношений, призванных снять противоречия, должны являться не
политики и не государственные чиновники (а в Чечне, по большому счету, и нет
ни полноценной государственной, ни политической системы), а народы Чечни и
России. Как это происходило несколько столетий назад между русскими — тер-
скими казаками — и чеченцами, так это должно происходить и сейчас.
Между народами, живущими по соседству на одной земле, нет и не должно
быть противоречий, так как их появление всегда используется общим врагом —
Западом. Противоречия возникают тогда, когда в эти взаимоотношения вмеши-
ваются политические, экономические, корпоративные и тому подобные интере-
сы различных групп, политиков и сторонних государств. В связи с этим, любая
создаваемая структура для урегулирования российско-чеченских отношений
должна представлять собой не политическую организацию, а скорее обществен-
ную, основывающуюся на общих интересах. Общей и для чеченцев, и для рус-
ских, и для других народов Евразии является угроза однополярной глобализации,
выраженная в стирании, унификации, уничтожении национальных, культурных и
религиозных особенностей всех самобытных евразийских народов. Вот от логики
общего врага и нужно переходить к логике общих интересов, и уже на этой плат-
форме строить мир между русским народом и традиционными этносами России.
Исходя из первоочередности интересов наших народов перед всеми осталь-
ными интересами, за основу наших отношений логично брать евразийскую тео-
рию
прав народов
,
1
согласно которой всякий народ имеет право на культурную су-
веренность, на сохранение своей национальной и духовной идентичности, своей
веры, своего языка. От этого мы, русские, никогда не отказывались и не откажем-
ся. Свой язык, культуру, свою веру мы будем отстаивать, что бы ни происходило.
Но вот по этой же причине нелепо требовать от традиционных этносов Се-
верного Кавказа, чтобы они отказались от своего традиционного образа жизни,
от своей родоплеменной системы, по которой жили их предки, от своих обыча-
ев и веры. Насаждение чуждых для этих этносов законов формирования элиты и
образа жизни нарушает права этих этносов. То же самое сегодня осуществляют
силы однополярного глобализма, насаждая повсюду, зачастую с помощью ору-
1
Шмитт К.
Номос Земли в праве народов, СПб 2008: Georg H.J. Erler. Missverstehen, Misstrauen und
Misserfoig im Genfer Minderheitenschutzsystem//Zeitschrift fur Volkerrecht. Bd XXII. 1938. S.5.
Кровная месть и коллективная ответственность
52
Геополитика XVII
жия, свои ценности и образ жизни. Такая однополярная глобализация, в этой
связи, заслуживает лишь осуждения: народу, сохранившемуся в истории, негоже
следовать этой негативной тенденции, ломая свой традиционный образ жизни.
Если чеченцам насаждаются какие-то
иные
законы, которые они не воспринима-
ют, они получают моральное право сражаться за то, чтобы жить так, как жили их
предки. Так же, как и русские веками сражались за возможность жить по законам
и обычаям своих предков.
Для русских справедливо исходить из того, что нужно признавать право че-
ченского народа, наравне с правом русского или любых других народов и этно-
сов России на своё самоопределение, но не в качестве суверенного
государства-
нации
европейского образца, а как традиционного этноса. Россия же взамен в
праве ожидать от чеченцев встречных уступок, поэтому, в свою очередь, че-
ченцы должны учитывать интересы России, которые заключаются в том, что
большое пространство России-Евразии должно быть сохранено. Целостность
России, её большого пространства, — есть незыблемая ценность, оплаченная
миллионами жизней. И учитывая это, чеченцы, как и другие традиционные на-
роды и этносы, должны отказаться от идеи о построении суверенного чечен-
ского или любого другого национального государства, а также от требований
признать это государство субъектом международного правового поля. Одно
это стремление ставит под угрозу стратегическую целостность Большой Рос-
сии, создаёт на Кавказе плацдарм антироссийских сил. В этом отношении су-
ществует знаковое высказывание Владимира Путина: «Не важен статус Чечни,
важно, чтобы она не была плацдармом для антироссийских сил». Вот в таком
признании взаимных интересов традиционных народов и заключаются нор-
мальные отношения русского народа с традиционными этносами. Формула
мира, таким образом, подходящая для решения любых, и, в частности, россий-
ско-чеченских противоречий должна звучать так: «одно пространство — две
системы». То есть мы должны признать ту общественную систему, которую от-
стаивает чеченский народ, а они, в свою очередь, должны признать неделимость
единого пространства России-Евразии.
Если мы хотим интегрировать Чечню в ценностное пространство Рос-
сии, то мы должны признать существующую ныне неоднородность чечен-
ского народа, при которой северную равнинную Чечню населяет более или
менее светское, урбанизированное население, ориентированное на Россию,
и управляемое светской властью, а южную, горную Чечню, населяет народ, в
своей основной массе придерживающийся традиций своих первых отцов, от-
стаивающий свою веру и обычаи и принимающий в качестве законной лишь
традиционную, тейпово-тукхумную элиту. Эти горные чеченцы и составляли
всегда основу отрядов сопротивления, «именем Аллаха» ведущих ожесточён-
Валерий Коровин
53
Северный Кавказ
ные бои с федеральными силами, отстаивая свои ценности, свой традицион-
ный образ жизни.
Естественно, что и подходы к этим двум различным сегментам чеченского об-
щества должны быть разными. Для двух типов чеченского общества должна быть
предусмотрена возможность интеграции разных скоростей. Северная часть,
светская, интегрируется с Россией-Евразией, естественно, быстрее, и там стоит
продолжать линию, которая реализуется сейчас. И, соответственно, особый под-
ход должен быть применен к южной, горной части Чечни. Там нужно пойти на
предоставление некой автономии, на создание своего рода национально-теокра-
тического образования, дающего право этим горным чеченцам жить по своим
традиционным законам.
Если чеченцы южной, горной Чечни, настаивают на том, что они должны со-
хранить свой вековой национальный уклад, который был им присущ на протя-
жении многих веков, и продолжают отстаивать это своё право с оружием в ру-
ках, то почему бы нам с этим не согласиться, если это не будет противоречить
целостности России? Ведь и остальным этносам
полиэтничной
России тоже не-
плохо было бы восстановить свой вековой традиционный уклад. Исходя из этого,
внутричеченскую проблему предлагается решать по формуле «один народ — две
системы».
Естественно, что контакты в этом случае должны быть налажены между пред-
ставителями легитимной элиты - духовными лидерами народов России и Чечни,
ведь высшим органом власти у чеченцев является совет старейшин, который раз-
решает любые вопросы именем Аллаха и опираясь на адаты — чеченские тра-
диционные законы. Старейшины и духовные лидеры являются неоспоримыми
авторитетами для чеченского народа, Священное Писание, в этом случае, — есть
основной и единственный закон. Если мы хотим говорить на одном языке, по-
нятном и чеченцам и русским, на языке общего пространства и общей судьбы, а
не на языке пушек и автоматов, мы должны признать это, принять за основу наши
Священные Писания — Библию и Коран, и, основываясь на общих для нас всех
принципах, вместе идти к миру и согласию, с опорой на традиционные, легитим-
ные элиты. Ибо у нас общая история и общая судьба.
Кровная месть и коллективная ответственность
54
Геополитика XVII
Миграционные процессы на Северном Кавказе:
межнациональный аспект
Антон Аверьянов
Трудовая и этническая миграция играет ключевую роль в этносоциальных и
демографических изменениях современной России. Северокавказский регион
демонстрирует наиболее высокие показатели динамики миграционных процес-
сов. Деиндустриализация и кризис в агропромышленном комплексе в 1990-е гг.
наиболее сильно ударили по республикам Северного Кавказа. Это привело к де-
градации социальной сферы и общему падению уровня доходов и качества жиз-
ни. Ситуация усугубляется вследствие избытка трудоспособного населения, что
побуждает значительную часть его жителей искать средства к существованию за
пределами первоначального места проживания. В свою очередь массовая трудо-
вая миграция в сопредельные регионы зачастую сопровождается увеличением
степени межэтнической напряжённости в регионах-реципиентах и переводит
экономическую проблему в межнациональную плоскость.
Проблема трудовой и этнической миграции существовала и в советский пери-
од, однако в то время она была объектом государственной политики и протекала
в более или менее контролируемом русле. В 1990-е годы миграционные процес-
сы на Северном Кавказе приобрели неконтролируемый и стихийный характер.
Обострение и перерастание в фазу вооружённых столкновений ряда этнополи-
тических конфликтов привели к росту количества вынужденных переселенцев и
повышению интенсивности перемещений населения внутри региона и выезда за
его пределы. Так, осетино-ингушский конфликт в октябре 1992 г. породил про-
блему ингушских беженцев, в массовом порядке покинувших территорию своего
компактного проживания в Пригородном районе республики Северная Осетия-
Алания. Ключевым фактором нестабильности стали военные действия в Чечен-
ской республике, приведшие к появлению сотен тысяч беженцев и вынужденных
мигрантов. Массовый отток русского и русскоязычного населения из ряда севе-
рокавказских республик, прежде всего, Чечни и Ингушетии, и Закавказья увели-
чил миграционную нагрузку на сопредельные регионы, в первую очередь Став-
ропольский край, а также Краснодарский край и Ростовскую область.
В 2000-е гг. общественно-политическая ситуация в регионе заметно улучши-
лась, однако общая социально-экономическая неустроенность по-прежнему де-
лает проблему массовой миграции актуальной для Северокавказского региона.
За последнее десятилетие массовый отток населения продолжился практически
из всех северокавказских республик, что обусловлено их экономической и соци-
альной депрессивностью, а также общественно-политической нестабильностью.
55
Северный Кавказ
На современном этапе можно выделить целый комплекс миграционных потоков
и направлений: внутреннюю миграцию в рамках СКФО, межрегиональную ми-
грацию (за пределы СКФО), международную миграцию - приток мигрантов из
стран Ближнего зарубежья и выезд населения Северокавказского региона за ру-
беж.
Внутрирегиональная миграция в рамках СКФО характеризуется неравномер-
ностью миграционных потоков и наличием регионов доноров и реципиентов. К
первым относятся северокавказские национальные республики, для которых ха-
рактерен отрицательный коэффициент миграции, ко вторым - Ставропольский
край, который аккумулирует в себя миграционные потоки ещё с момента распада
Советского Союза. Республиками с наиболее высокими отрицательными показа-
телями миграционного прироста являются Северная Осетия–Алания, Карачае-
во-Черкесия, Дагестан и Кабардино-Балкария.
Коэффициенты миграционного прироста по субъектам СКФО (на 1 тыс. чел)
[1,с.487]
СКФО
1990 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009
Республика Дагестан
100
-52
86
-23
-27
-3
-36
-30
Республика Ингушетия
-31
513 2523
9
3
4
19
18
Кабардино-Балкарская
республика
125
130
83
-32
-37
-33
-33
-26
Карачаево-Черкесская
республика
47
31
21
-71
-67
-64
-43
-39
Республика Северная
Осетия — Алания
14
94
175
-18
-15
-11
-38
-42
Чеченская республика
477
-169 -1170 -12
-10
-13
-8
-2
Ставропольский край
139
129
46
15
7
35
20
25
Значительную долю в миграционных процессах в регионе играют массовые
перемещения населения на уровне национальных республик. В начале 2000-х гг.
фиксировался массовый отток чеченского населения главным образом в Ингуше-
тию в связи с возобновлением боевых действий в Чеченской республике. После
завершения активной фазы боевых действий наблюдался процесс возвращения
чеченского населения. С 2006 г. по итогам взаимной договорённости между руко-
водством республик Ингушетия и Северная Осетия–Алания при посредничестве
Москвы начался процесс возвращения ингушских беженцев в Пригородный рай-
он РСО-А. Однако он тормозится из-за наличия целого ряда проблем: сохраня-
ющегося напряжения и взаимного недоверия между осетинами и ингушами, от-
сутствия точных данных о количестве беженцев и как следствие имеющих право
Миграционные процессы на Северном Кавказе: межнациональный аспект