Файл: Геополитика номер 17.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1250

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

51

Северный Кавказ

Именно судьба народов, веками живших бок о бок на пространстве Север-

ного Кавказа и должна, в первую очередь, становиться объектом наиболее при-

стального внимания для снятия глубинных противоречий, остающихся по сей 

день, и, к сожалению, становящихся вновь и вновь причиной взаимного недове-

рия и конфликтов русских и представителей традиционных этносов. Поэтому для 

разрешения противоречий, ставших последствиями двух последних войн в Чеч-

не, необходимо исходить из того, что именно интересы наших народов являют-

ся первоочередной ценностью. А следовательно, основными субъектами любых 

договоров и отношений, призванных снять противоречия, должны являться не 

политики и не государственные чиновники (а в Чечне, по большому счету, и нет 

ни полноценной государственной, ни политической системы), а народы Чечни и 

России. Как это происходило несколько столетий назад между русскими — тер-

скими казаками — и чеченцами, так это должно происходить и сейчас.

Между народами, живущими по соседству на одной земле, нет и не должно 

быть противоречий, так как их появление всегда используется общим врагом — 

Западом. Противоречия возникают тогда, когда в эти взаимоотношения вмеши-

ваются политические, экономические, корпоративные и тому подобные интере-

сы различных групп, политиков и сторонних государств. В связи с этим, любая 

создаваемая структура для урегулирования российско-чеченских отношений 

должна представлять собой не политическую организацию, а скорее обществен-

ную, основывающуюся на общих интересах. Общей и для чеченцев, и для рус-

ских, и для других народов Евразии является угроза однополярной глобализации, 

выраженная в стирании, унификации, уничтожении национальных, культурных и 

религиозных особенностей всех самобытных евразийских народов. Вот от логики 

общего врага и нужно переходить к логике общих интересов, и уже на этой плат-

форме строить мир между русским народом и традиционными этносами России.

Исходя из первоочередности интересов наших народов перед всеми осталь-

ными интересами, за основу наших отношений логично брать евразийскую тео-

рию 

прав народов

,

1

 согласно которой всякий народ имеет право на культурную су-

веренность, на сохранение своей национальной и духовной идентичности, своей 

веры, своего языка. От этого мы, русские, никогда не отказывались и не откажем-

ся. Свой язык, культуру, свою веру мы будем отстаивать, что бы ни происходило.

Но вот по этой же причине нелепо требовать от традиционных этносов Се-

верного Кавказа, чтобы они отказались от своего традиционного образа жизни, 

от своей родоплеменной системы, по которой жили их предки, от своих обыча-

ев и веры. Насаждение чуждых для этих этносов законов формирования элиты и 

образа жизни нарушает права этих этносов. То же самое сегодня осуществляют 

силы однополярного глобализма, насаждая повсюду, зачастую с помощью ору-

1  

Шмитт К.

 Номос Земли в праве народов, СПб 2008: Georg H.J. Erler. Missverstehen, Misstrauen und 

Misserfoig im Genfer Minderheitenschutzsystem//Zeitschrift fur Volkerrecht. Bd XXII. 1938. S.5.

Кровная месть и коллективная ответственность


background image

52

Геополитика XVII

жия, свои ценности и образ жизни. Такая однополярная глобализация, в этой 

связи, заслуживает лишь осуждения: народу, сохранившемуся в истории, негоже 

следовать этой негативной тенденции, ломая свой традиционный образ жизни. 

Если чеченцам насаждаются какие-то 

иные 

законы, которые они не воспринима-

ют, они получают моральное право сражаться за то, чтобы жить так, как жили их 

предки. Так же, как и русские веками сражались за возможность жить по законам 

и обычаям своих предков.

Для русских справедливо исходить из того, что нужно признавать право че-

ченского народа, наравне с правом русского или любых других народов и этно-

сов России на своё самоопределение, но не в качестве суверенного 

государства-

нации

 европейского образца, а как традиционного этноса. Россия же взамен в 

праве ожидать от чеченцев встречных уступок, поэтому, в свою очередь, че-

ченцы должны учитывать интересы России, которые заключаются в том, что 

большое пространство России-Евразии должно быть сохранено. Целостность 

России, её большого пространства, — есть незыблемая ценность, оплаченная 

миллионами жизней. И учитывая это, чеченцы, как и другие традиционные на-

роды и этносы, должны отказаться от идеи о построении суверенного чечен-

ского или любого другого национального государства, а также от требований 

признать это государство субъектом международного правового поля. Одно 

это стремление ставит под угрозу стратегическую целостность Большой Рос-

сии, создаёт на Кавказе плацдарм антироссийских сил. В этом отношении су-

ществует знаковое высказывание Владимира Путина: «Не важен статус Чечни, 

важно, чтобы она не была плацдармом для антироссийских сил». Вот в таком 

признании взаимных интересов традиционных народов и заключаются нор-

мальные отношения русского народа с традиционными этносами. Формула 

мира, таким образом, подходящая для решения любых, и, в частности, россий-

ско-чеченских противоречий должна звучать так: «одно пространство — две 

системы». То есть мы должны признать ту общественную систему, которую от-

стаивает чеченский народ, а они, в свою очередь, должны признать неделимость 

единого пространства России-Евразии.

Если мы хотим интегрировать Чечню в ценностное пространство Рос-

сии, то мы должны признать существующую ныне неоднородность чечен-

ского народа, при которой северную равнинную Чечню населяет более или 

менее светское, урбанизированное население, ориентированное на Россию, 

и управляемое светской властью, а южную, горную Чечню, населяет народ, в 

своей основной массе придерживающийся традиций своих первых отцов, от-

стаивающий свою веру и обычаи и принимающий в качестве законной лишь 

традиционную, тейпово-тукхумную элиту. Эти горные чеченцы и составляли 

всегда основу отрядов сопротивления, «именем Аллаха» ведущих ожесточён-

Валерий Коровин


background image

53

Северный Кавказ

ные бои с федеральными силами, отстаивая свои ценности, свой традицион-

ный образ жизни.

Естественно, что и подходы к этим двум различным сегментам чеченского об-

щества должны быть разными. Для двух типов чеченского общества должна быть 

предусмотрена возможность интеграции разных скоростей. Северная часть, 

светская, интегрируется с Россией-Евразией, естественно, быстрее, и там стоит 

продолжать линию, которая реализуется сейчас. И, соответственно, особый под-

ход должен быть применен к южной, горной части Чечни. Там нужно пойти на 

предоставление некой автономии, на создание своего рода национально-теокра-

тического образования, дающего право этим горным чеченцам жить по своим 

традиционным законам.

Если чеченцы южной, горной Чечни, настаивают на том, что они должны со-

хранить свой вековой национальный уклад, который был им присущ на протя-

жении многих веков, и продолжают отстаивать это своё право с оружием в ру-

ках, то почему бы нам с этим не согласиться, если это не будет противоречить 

целостности России? Ведь и остальным этносам 

полиэтничной

 России тоже не-

плохо было бы восстановить свой вековой традиционный уклад. Исходя из этого, 

внутричеченскую проблему предлагается решать по формуле «один народ — две 

системы».

Естественно, что контакты в этом случае должны быть налажены между пред-

ставителями легитимной элиты - духовными лидерами народов России и Чечни, 

ведь высшим органом власти у чеченцев является совет старейшин, который раз-

решает любые вопросы именем Аллаха и опираясь на адаты — чеченские тра-

диционные законы. Старейшины и духовные лидеры являются неоспоримыми 

авторитетами для чеченского народа, Священное Писание, в этом случае, — есть 

основной и единственный закон. Если мы хотим говорить на одном языке, по-

нятном и чеченцам и русским, на языке общего пространства и общей судьбы, а 

не на языке пушек и автоматов, мы должны признать это, принять за основу наши 

Священные Писания — Библию и Коран, и, основываясь на общих для нас всех 

принципах, вместе идти к миру и согласию, с опорой на традиционные, легитим-

ные элиты. Ибо у нас общая история и общая судьба.

Кровная месть и коллективная ответственность


background image

54

Геополитика XVII

 

Миграционные процессы на Северном Кавказе: 

межнациональный аспект 

Антон Аверьянов

Трудовая и этническая миграция играет ключевую роль в этносоциальных и 

демографических изменениях современной России. Северокавказский регион 

демонстрирует наиболее высокие показатели динамики миграционных процес-

сов. Деиндустриализация и кризис в агропромышленном комплексе в 1990-е гг. 

наиболее сильно ударили по республикам Северного Кавказа. Это привело к де-

градации социальной сферы и общему падению уровня доходов и качества жиз-

ни. Ситуация усугубляется вследствие избытка трудоспособного населения, что 

побуждает значительную часть его жителей искать средства к существованию за 

пределами первоначального места проживания. В свою очередь массовая трудо-

вая миграция в сопредельные регионы зачастую сопровождается увеличением 

степени межэтнической напряжённости в регионах-реципиентах и переводит 

экономическую проблему в межнациональную плоскость.

Проблема трудовой и этнической миграции существовала и в советский пери-

од, однако в то время она была объектом государственной политики и протекала 

в более или менее контролируемом русле. В 1990-е годы миграционные процес-

сы на Северном Кавказе приобрели неконтролируемый и стихийный характер. 

Обострение и перерастание в фазу вооружённых столкновений ряда этнополи-

тических конфликтов привели к росту количества вынужденных переселенцев и 

повышению интенсивности перемещений населения внутри региона и выезда за 

его пределы. Так, осетино-ингушский конфликт в октябре 1992 г. породил про-

блему ингушских беженцев, в массовом порядке покинувших территорию своего 

компактного проживания в Пригородном районе республики Северная Осетия-

Алания. Ключевым фактором нестабильности стали военные действия в Чечен-

ской республике, приведшие к появлению сотен тысяч беженцев и вынужденных 

мигрантов. Массовый отток русского и русскоязычного населения из ряда севе-

рокавказских республик, прежде всего, Чечни и Ингушетии, и Закавказья увели-

чил миграционную нагрузку на сопредельные регионы, в первую очередь Став-

ропольский край, а также Краснодарский край и Ростовскую область. 

В 2000-е гг. общественно-политическая ситуация в регионе заметно улучши-

лась, однако общая социально-экономическая неустроенность по-прежнему де-

лает проблему массовой миграции актуальной для Северокавказского региона. 

За последнее десятилетие массовый отток населения продолжился практически 

из всех северокавказских республик, что обусловлено их экономической и соци-

альной депрессивностью, а также общественно-политической нестабильностью. 


background image

55

Северный Кавказ

На современном этапе можно выделить целый комплекс миграционных потоков 

и направлений: внутреннюю миграцию в рамках СКФО, межрегиональную ми-

грацию (за пределы СКФО), международную миграцию - приток мигрантов из 

стран Ближнего зарубежья и выезд населения Северокавказского региона за ру-

беж.  

Внутрирегиональная миграция в рамках СКФО характеризуется неравномер-

ностью миграционных потоков и наличием регионов доноров и реципиентов. К 

первым относятся северокавказские национальные республики, для которых ха-

рактерен отрицательный коэффициент миграции, ко вторым - Ставропольский 

край, который аккумулирует в себя миграционные потоки ещё с момента распада 

Советского Союза.  Республиками с наиболее высокими отрицательными показа-

телями миграционного прироста являются Северная Осетия–Алания, Карачае-

во-Черкесия, Дагестан и Кабардино-Балкария. 

Коэффициенты миграционного прироста по субъектам СКФО (на 1 тыс. чел) 

[1,с.487]

СКФО

1990 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009

Республика Дагестан

100

-52

86

-23

-27

-3

-36

-30

Республика Ингушетия

-31

513 2523

9

3

4

19

18

Кабардино-Балкарская 

республика

125

130

83

-32

-37

-33

-33

-26

Карачаево-Черкесская 

республика

47

31

21

-71

-67

-64

-43

-39

Республика Северная 

Осетия — Алания

14

94

175

-18

-15

-11

-38

-42

Чеченская республика

477

-169 -1170 -12

-10

-13

-8

-2

Ставропольский край

139

129

46

15

7

35

20

25

Значительную долю в миграционных процессах в регионе играют массовые 

перемещения населения на уровне национальных республик. В начале 2000-х гг. 

фиксировался массовый отток чеченского населения главным образом в Ингуше-

тию в связи с возобновлением боевых действий в Чеченской республике. После 

завершения активной фазы боевых действий наблюдался процесс возвращения 

чеченского населения. С 2006 г. по итогам взаимной договорённости между руко-

водством республик Ингушетия и Северная Осетия–Алания при посредничестве 

Москвы начался процесс возвращения ингушских беженцев в Пригородный рай-

он РСО-А. Однако он тормозится из-за наличия целого ряда проблем: сохраня-

ющегося напряжения и взаимного недоверия между осетинами и ингушами, от-

сутствия точных данных о количестве беженцев и как следствие имеющих право 

Миграционные процессы на Северном Кавказе: межнациональный аспект