ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1249
Скачиваний: 1
36
Геополитика XVII
Казакам предлагается «при желании» воспользоваться в индивидуальном
порядке другим федеральным законом «О реабилитации жертв политиче-
ских репрессий», который построен на основе персональной реабилитации
реабилитируемых и членов их семей. Но государство подвергло казаков ре-
прессиям по групповому признаку - скопом, без различения по каким-либо
индивидуальным качествам или личным провинностям. Факты жесточайших
массовых репрессий бесспорны. И потому, если бесспорно то, что власть под-
вергла казаков коллективной репрессии, их «коллективное» право на реаби-
литацию также бесспорно и установлено законом. Именно казачье население
Карачаево-Черкесской республики на основании Закона РФ «О реабилита-
ции репрессированных народов (казачества)» более всего имеет прав на вос-
становление незаконно утраченного в результате политических репрессий и
геноцида.
В 1931 году на территории нынешней Карачаево-Черкесии, в результате
проводимой государственной политики расказачивания, направленной на
поголовное истребление казаков, был ликвидирован Русский (Баталпашин-
ский) район, ведущий свое начало от также незаконно ликвидированного по-
сле октябрьского переворота 1917 года Баталпашинского отдела Кубанского
казачьего войска. Только в первой половине XX века станицы и хутора каза-
ков, населяющих нынешнюю Карачаево-Черкесию шесть раз передавались из
одного административно-территориального образования в другое. Казаков
Баталпашинского отдела на их территории проживания (будущей КЧР) унич-
тожали целыми станицами, высылали, морили организованным голодом и те-
перь требуют индивидуальных доказательств. Требуют у людей планомерно и
коллективно уничтожаемых еще с 1918 года. Хотя даже в XXI веке все также
не прекращались попытки руководства Карачаево-Черкесской республики
(КЧР) ликвидировать, созданные именно в рамках закона «О реабилитации
репрессированных народов» (в том числе казачества), государственные каза-
чьи структуры.
Так, к примеру, Президенту КЧР Б.С. Эбзееву, утвержденному Парламен-
том КЧР 5.08.2008 г, видимо в рамках проводимой им реформы по нивелиро-
ванию этнического фактора в госуправлении, Министром Миннаца КЧР В.С.
Казаковым подавался проект по ликвидации Управления по делам казачества
при Президенте КЧР и передачи его в качестве не самостоятельного отдела в
состав Министерства КЧР по делам национальностей, массовых коммуника-
ций и печати. Причем Конституции КЧР требует, чтобы высшие органы вет-
вей власти Карачаево-Черкесии формировались с учетом этнического пари-
тета — и исполнительной, и представительной и законодательной.
Андрей Гудимов
37
Северный Кавказ
Подобные попытки неоднократно предпринимались и ранее. Случалось, что
численный состав «управления» доводили до двух человек, а должности замести-
телей глав районов КЧР по делам казачества (в местах компактного проживания
казаков) ликвидировав, не восстановили до сих пор, хотя ныне действующее ру-
ководство республикой публично обещало восстановить их деятельность.
Казаки КЧР, как и все
граждане Российской Федерации, проживающие на тер-
ритории Карачаево-Черкесской Республики, имеют право участвовать в управле-
нии делами Карачаево-Черкесской Республики как непосредственно,
так и через
своих представителей
(Конституция КЧР Статья 29. п.1.). Кроме того, Кон-
ституция КЧР утверждает, что
Государственная защита прав и свобод человека и
гражданина в Карачаево-Черкесской Республике гарантируется
(Статья 42.п.1.).
Таким образом, гарантируется государственная защита прав и свобод каждого
казака проживающего на территории КЧР, а следовательно должны быть обе-
спечены гарантии выполнения условий проведенного референдума также для
каждого казака. Условия референдума не могут быть пересмотрены в соответ-
ствии с требованиями Статьи 29. п.2. Конституции КЧР (
Граждане Российской
Федерации, проживающие на территории Карачаево-Черкесской Республики, име-
ют право… участвовать в референдуме
). Ведь именно референдум, в соответ-
ствии со Статьей 2. п.2. Конституции КЧР, является
Высшим непосредственным
выражением власти народа.
И в соответствии со Статьей 79. п.2.
Вопросы, на-
ходящиеся в ведении Карачаево-Черкесской Республики, могут быть вынесены на
референдум Карачаево-Черкесской Республики
(в том числе по реабилитации ре-
прессированного казачества).
Таким образом, фактически вопросы реабилитации народов (этносов)
проживающих на территории КЧР были фактически вынесены на референдум
и положительно решены населением. А на территории КЧР только карачаев-
цы и казаки попадают под действие федерального закона «О реабилитации
репрессированных народов» (казачества). И так как проведенный референ-
дум, согласно Конституции, это именно высшее непосредственное выраже-
ние власти народа, никто не вправе отменить это решение именно на терри-
тории Карачаево-Черкесской республики. В отношении карачаевцев решение
многонационального народа Карачаево-Черкесии исполнено, в отношении
казаков — нет. Но в соответствии со Статьей 49 Конституции КЧР
Права
потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются зако-
ном. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенса-
цию причиненного ущерба
. И в соответствии со Статьей 50 Конституции КЧР,
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незакон-
ными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их
должностных лиц.
Казаки ждут исполнения этого требования Конституции
в полном объеме. Ведь Конституция КЧР — это основной закон Карачаево-
Казаки Верхней Кубани: в ожидании реабилитации
38
Геополитика XVII
Черкесской республики. И ждут первичного проявления инициативы имен-
но от Главы КЧР. Ведь в соответствии со Статьей 63. п.3. Конституцией КЧР
именно Глава республики
является гарантом Конституции Карачаево-Черкесской
Республики.
Кроме того, именно Глава Карачаево-Черкесской Республики, в соот-
ветствии со Статьей 4 Конституции КЧР,
в первую очередь
осуществляет
Госу-
дарственную власть в Карачаево-Черкесской Республике
. И лишь затем
Народное
Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики, Правительство Кара-
чаево-Черкесской Республики, суды Карачаево-Черкесской Республики
.
Андрей Гудимов
39
Северный Кавказ
Кровная месть и коллективная ответственность
как фактор социальной стабильности на Север-
ном Кавказе
Валерий Коровин
Рассмотрение такого явления, как коллективная ответственность, а так же вы-
текающего из него подхода, получившего определение «кровная месть», наибо-
лее интересно именно в свете процесса однополярной глобализации, перемалы-
вающей и унифицирующей все нюансы культурного и социального устройства
народов, этнические и конфессиональные отличия, сами народы и этносы. И этот
процесс является серьёзной угрозой для тех, кто считает культурное и этниче-
ское многообразие — ценностью. Такой подход во многом присущ представите-
лям традиционных конфессий, к которым можно отнести большинство христиан,
мусульман, иудеев, индуистов, буддистов (исключая секты, искажающие суть),
приверженцев других древних традиций. А это уже — большинство населения
планеты, которому небезразличны последствия механического глобализацион-
ного подхода, уничтожающего сами основы мировоззренческих представлений и
социального уклада этого большинства.
В этой связи, именно ислам, в самых разных своих проявлениях, включая и
сугубо сектантские, на сегодня находится в авангарде сопротивления однополяр-
ной глобализации современного мира. Поэтому именно в контексте ислама наи-
более интересно рассмотреть явления коллективной ответственности и кровной
мести, к тому же именно там, где он максимально сохранился в своих изначальных
формах — на Северном Кавказе. При этом следует оговориться, что эти явления
свойственны и для других культурно-этнических ореолов. В частности, эти явле-
ния были присущи и для славянских племён
1
, а так же для других традиционных
народов и этносов, и имеют изначальное, традиционное происхождение именно
из родоплеменной формы социального устройства. По мнению С. В. Жильцова,
обычай кровной мести возникает за десятки тысяч лет до появления первых го-
сударств
2
.
Представителям и носителям традиционалистского мировоззрения совер-
шенно очевидно, что бюрократический аппарат современного государства, вы-
строенный современным миром, может иметь воздействие и влияние только на
светское десакрализованное общество атомизированных людей, лишенных ка-
ких-либо корней и традиционной идентичности. Рамки же нравственного и эти-
1
Георгиевский Э. В.
Кровная месть и смертная казнь у восточных славян // Сибирский
Юридический Вестник. - 2005. - № 1.
2
Жильцов С. В.
Смертная казнь в истории России // М., 2002. С. 19.
40
Геополитика XVII
ческого поля как раз сохраняются в кровнородственных семьях или кланах, и, в
частности, примерами этого являются многочисленные традиционные этносы,
состоящие из кланов и больших кровнородственных семей на территории Рос-
сии
1
, в особенности, на Северном Кавказе, но так же и в Сибири, на Алтае и т.д.
Сегодня, живя в России, мы воочию наблюдаем то, что римское право, кото-
рое доминирует на данный момент во всём мире, даёт сбои там, где сохранились
элементы кланового, родоплеменного устройства. В частности, если речь идёт
о России, то в первую очередь мы должны говорить в этой связи именно о Се-
верном Кавказе, где и проживает большинство традиционных этносов, которые
являются хранителями изначальной традиции. Стоя на нормативах ислама — на
аятах — они сохраняют в себе ещё и элементы предисламской традиции, то, что
определяется понятием адат
2
. И именно в этом контексте в России сохраняются
элементы коллективной ответственности и такое, основанное на них явление, как
кровная месть
3
.
Понятие кровная месть вызывает у европейцев легкую оторопь. Однако
именно сохранение принципа кровной мести на Северном Кавказе, тем не менее,
является во многом элементом стабильности.
Обоснование сохранения системы традиционного устройства мы находим, в
первую очередь, в Коране. И здесь можно говорить о том, что утрата или ослабле-
ние веры, свойственные современному миру, приводят, помимо всего прочего, к
разрушению родственных связей, а, следовательно, и к разрушению родовой ор-
ганизации.
В частности, сура 47, Мухаммат, аяты 22 и 23 гласят: «А может быть, вы,
если отвратитесь (в контексте — от веры), будете портить землю и разрывать
родственные связи? Это — те, кого проклял Аллах. Он оглушил их и ослепил их
взоры»
4
. Из этого аята следует, что ослабление веры — морально-нравственной
основы — есть следствие ослабления кровнородственных связей.
Таким образом, сохранение кровнородственных связей является основным
элементом традиционных этносов, гарантом сохранения традиций и веры, в част-
ности, самого ислама. Исходя из этого, на верующих мусульман, сохраняющих
родственные связи, возлагается обязанность родственной взаимопомощи и долг
кровной мести. Это, в частности, так же обосновано в Коране, сура 2, Корова,
1
Нухаев
Х.-А.
Государственность и традиционный порядок: непримиримость миров //
Возвращение варваров. М.: Мехк-Кхел, 2002, стр. 38
2
Омаров
А. С.
Адат (араб. — обычай), обычное право у мусульманских народов, противостоящее
религиозному праву — шариату. Многие нормы А. сложились в условиях господства родоплеменных
отношений (кровная месть, побратимство и т. д.) // БСЭ, В 30 т. - М.: «Советская энциклопедия»,
1969-1978.
3 Кровная месть — lex talionis в римском праве — возмездие — в Коране, с арабского — техниче-
ский термин, оценочно не нагруженный.
4 Коран, сура 47 «Мухаммад», аяты 22-23 // Внешторгиздат. Изд. № 1781 р, стр. 393
Валерий Коровин