Файл: Геополитика номер 17.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1249

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

36

Геополитика XVII

Казакам предлагается «при желании» воспользоваться в индивидуальном 

порядке другим федеральным законом «О реабилитации жертв политиче-
ских репрессий», который построен на основе персональной реабилитации 
реабилитируемых и членов их семей. Но государство подвергло казаков ре-
прессиям по групповому признаку -  скопом, без различения по каким-либо 
индивидуальным качествам или личным провинностям. Факты жесточайших 
массовых репрессий бесспорны. И потому, если бесспорно то, что власть под-
вергла казаков коллективной репрессии, их «коллективное» право на реаби-
литацию  также бесспорно и установлено законом. Именно казачье население 
Карачаево-Черкесской республики на основании Закона РФ «О реабилита-
ции репрессированных народов (казачества)» более всего имеет прав на вос-
становление незаконно утраченного в результате политических репрессий и 
геноцида.

В 1931 году на территории нынешней Карачаево-Черкесии, в результате 

проводимой государственной политики расказачивания, направленной на 
поголовное истребление казаков, был ликвидирован Русский (Баталпашин-
ский) район, ведущий свое начало от также незаконно ликвидированного по-
сле октябрьского переворота 1917 года  Баталпашинского отдела Кубанского 
казачьего войска. Только в первой половине XX века станицы и хутора каза-
ков, населяющих нынешнюю Карачаево-Черкесию шесть раз передавались из 
одного административно-территориального образования в другое. Казаков 
Баталпашинского отдела на их территории проживания (будущей КЧР) унич-
тожали целыми станицами, высылали, морили организованным голодом и те-
перь требуют индивидуальных доказательств. Требуют у людей планомерно и 
коллективно уничтожаемых еще с 1918 года. Хотя даже в XXI веке все также 
не прекращались попытки руководства Карачаево-Черкесской республики 
(КЧР) ликвидировать, созданные именно в рамках закона «О реабилитации 
репрессированных народов» (в том числе казачества), государственные каза-
чьи структуры. 

Так, к примеру, Президенту КЧР Б.С. Эбзееву, утвержденному Парламен-

том КЧР 5.08.2008 г, видимо в рамках проводимой им реформы по нивелиро-
ванию этнического фактора в госуправлении, Министром Миннаца КЧР В.С. 
Казаковым подавался проект по ликвидации Управления по делам казачества 
при Президенте КЧР и передачи его в качестве не самостоятельного отдела в 
состав Министерства КЧР  по делам национальностей, массовых коммуника-
ций и печати. Причем Конституции КЧР требует, чтобы высшие органы вет-
вей власти Карачаево-Черкесии формировались с учетом этнического пари-
тета — и исполнительной, и представительной и законодательной. 

Андрей Гудимов


background image

37

Северный Кавказ

Подобные попытки неоднократно  предпринимались и ранее. Случалось, что 

численный состав «управления» доводили до двух человек, а должности замести-

телей глав районов КЧР по делам казачества (в местах компактного проживания 

казаков) ликвидировав, не восстановили до сих пор, хотя ныне действующее ру-

ководство республикой публично обещало восстановить их деятельность.

Казаки КЧР, как и все 

граждане Российской Федерации, проживающие на тер-

ритории Карачаево-Черкесской Республики, имеют право участвовать в управле-

нии делами Карачаево-Черкесской Республики как непосредственно, 

так и через 

своих представителей 

(Конституция КЧР Статья 29. п.1.). Кроме того, Кон-

ституция КЧР утверждает, что 

Государственная защита прав и свобод человека и 

гражданина в Карачаево-Черкесской Республике гарантируется

 (Статья 42.п.1.). 

Таким образом, гарантируется государственная защита прав и свобод каждого 

казака проживающего на территории КЧР, а следовательно должны быть обе-

спечены гарантии выполнения условий проведенного референдума также для 

каждого казака. Условия референдума не могут быть пересмотрены в соответ-

ствии с требованиями Статьи 29. п.2. Конституции КЧР (

Граждане Российской 

Федерации, проживающие на территории Карачаево-Черкесской Республики, име-

ют право… участвовать в референдуме

). Ведь именно референдум, в соответ-

ствии со Статьей 2. п.2. Конституции КЧР, является 

Высшим непосредственным 

выражением власти народа.

 И в соответствии со Статьей 79. п.2. 

Вопросы, на-

ходящиеся в ведении Карачаево-Черкесской Республики, могут быть вынесены на 

референдум Карачаево-Черкесской Республики 

(в том числе по реабилитации ре-

прессированного казачества). 

Таким образом, фактически вопросы реабилитации народов (этносов) 

проживающих на территории КЧР были фактически вынесены на референдум 

и положительно решены населением. А на территории КЧР только карачаев-

цы и казаки попадают под действие федерального закона «О реабилитации 

репрессированных народов» (казачества). И так как проведенный референ-

дум, согласно Конституции, это именно высшее непосредственное выраже-

ние власти народа, никто не вправе отменить это решение именно на терри-

тории Карачаево-Черкесской республики. В отношении карачаевцев решение 

многонационального народа Карачаево-Черкесии исполнено, в отношении 

казаков — нет. Но в соответствии со Статьей 49 Конституции КЧР

 

Права 

потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются зако-

ном. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенса-

цию причиненного ущерба

. И в соответствии со Статьей 50 Конституции КЧР, 

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незакон-

ными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их 

должностных лиц. 

Казаки ждут исполнения этого требования Конституции 

в полном объеме. Ведь Конституция КЧР — это основной закон Карачаево-

Казаки Верхней Кубани: в ожидании реабилитации


background image

38

Геополитика XVII

Черкесской республики. И ждут первичного проявления инициативы имен-

но от Главы КЧР.  Ведь в соответствии со Статьей 63. п.3. Конституцией КЧР 

именно Глава республики 

является гарантом Конституции Карачаево-Черкесской 

Республики. 

Кроме того, именно Глава Карачаево-Черкесской Республики, в соот-

ветствии со Статьей 4 Конституции КЧР, 

в первую очередь 

осуществляет

 Госу-

дарственную власть в Карачаево-Черкесской Республике

. И лишь затем 

Народное 

Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики, Правительство Кара-

чаево-Черкесской Республики, суды Карачаево-Черкесской Республики

.

Андрей Гудимов


background image

39

Северный Кавказ

Кровная месть и коллективная ответственность 

как фактор социальной стабильности на Север-

ном Кавказе  

Валерий Коровин

Рассмотрение такого явления, как коллективная ответственность, а так же вы-

текающего из него подхода, получившего определение «кровная месть», наибо-

лее интересно именно в свете процесса однополярной глобализации, перемалы-

вающей и унифицирующей все нюансы культурного и социального устройства 

народов, этнические и конфессиональные отличия, сами народы и этносы. И этот 

процесс является серьёзной угрозой для тех, кто считает культурное и этниче-

ское многообразие — ценностью. Такой подход во многом присущ представите-

лям традиционных конфессий, к которым можно отнести большинство христиан, 

мусульман, иудеев, индуистов, буддистов (исключая секты, искажающие суть), 

приверженцев других древних традиций. А это уже — большинство населения 

планеты, которому небезразличны последствия механического глобализацион-

ного подхода, уничтожающего сами основы мировоззренческих представлений и 

социального уклада этого большинства.

В этой связи, именно ислам, в самых разных своих проявлениях, включая и 

сугубо сектантские, на сегодня находится в авангарде сопротивления однополяр-

ной глобализации современного мира. Поэтому именно в контексте ислама наи-

более интересно рассмотреть явления коллективной ответственности и кровной 

мести, к тому же именно там, где он максимально сохранился в своих изначальных 

формах — на Северном Кавказе. При этом следует оговориться, что эти явления 

свойственны и для других культурно-этнических ореолов. В частности, эти явле-

ния были присущи и для славянских племён

1

, а так же для других традиционных 

народов и этносов, и имеют изначальное, традиционное происхождение именно 

из родоплеменной формы социального устройства. По мнению С. В. Жильцова, 

обычай кровной мести возникает за десятки тысяч лет до появления первых го-

сударств

2

.  

Представителям и носителям традиционалистского мировоззрения совер-

шенно очевидно, что бюрократический аппарат современного государства, вы-

строенный современным миром, может иметь воздействие и влияние только на 

светское десакрализованное общество атомизированных людей, лишенных ка-

ких-либо корней и традиционной идентичности. Рамки же нравственного и эти-

1  

Георгиевский Э. В.

 Кровная месть и смертная казнь у восточных славян // Сибирский 

Юридический Вестник. - 2005. - № 1.

2  

Жильцов С. В.

 Смертная казнь в истории России // М., 2002. С. 19.


background image

40

Геополитика XVII

ческого поля как раз сохраняются в кровнородственных семьях или кланах, и, в 

частности, примерами этого являются многочисленные традиционные этносы, 

состоящие из кланов и больших кровнородственных семей на территории Рос-

сии

1

, в особенности, на Северном Кавказе, но так же и в Сибири, на Алтае и т.д.

Сегодня, живя в России, мы воочию наблюдаем то, что римское право, кото-

рое доминирует на данный момент во всём мире, даёт сбои там, где сохранились 

элементы кланового, родоплеменного устройства. В частности, если речь идёт 

о России, то в первую очередь мы должны говорить в этой связи именно о Се-

верном Кавказе, где и проживает большинство традиционных этносов, которые 

являются хранителями изначальной традиции. Стоя на нормативах ислама — на 

аятах — они сохраняют в себе ещё и элементы предисламской традиции, то, что 

определяется понятием адат

2

. И именно в этом контексте в России сохраняются 

элементы коллективной ответственности и такое, основанное на них явление, как 

кровная месть

3

.

Понятие кровная месть вызывает у европейцев легкую оторопь. Однако 

именно сохранение принципа кровной мести на Северном Кавказе, тем не менее, 

является во многом элементом стабильности.

Обоснование сохранения системы традиционного устройства мы находим, в 

первую очередь, в Коране. И здесь можно говорить о том, что утрата или ослабле-

ние веры, свойственные современному миру, приводят, помимо всего прочего, к 

разрушению родственных связей, а, следовательно, и к разрушению родовой ор-

ганизации.

В частности, сура 47, Мухаммат, аяты 22 и 23 гласят: «А может быть, вы, 

если отвратитесь (в контексте — от веры), будете портить землю и разрывать 

родственные связи? Это — те, кого проклял Аллах. Он оглушил их и ослепил их 

взоры»

4

. Из этого аята следует, что ослабление веры — морально-нравственной 

основы — есть следствие ослабления кровнородственных связей.

Таким образом, сохранение кровнородственных связей является основным 

элементом традиционных этносов, гарантом сохранения традиций и веры, в част-

ности, самого ислама. Исходя из этого, на верующих мусульман, сохраняющих 

родственные связи, возлагается обязанность родственной взаимопомощи и долг 

кровной мести. Это, в частности, так же обосновано в Коране, сура 2, Корова, 

1  

Нухаев

 

Х.-А. 

Государственность и традиционный порядок: непримиримость миров // 

Возвращение варваров. М.: Мехк-Кхел, 2002, стр. 38

2  

Омаров

 

А. С. 

Адат (араб. — обычай), обычное право у мусульманских народов, противостоящее 

религиозному праву — шариату. Многие нормы А. сложились в условиях господства родоплеменных  

отношений (кровная месть, побратимство и т. д.) // БСЭ, В 30 т. - М.: «Советская энциклопедия», 

1969-1978.

3   Кровная месть — lex talionis в римском праве — возмездие — в Коране, с арабского — техниче-

ский термин, оценочно не нагруженный.

4   Коран, сура 47 «Мухаммад», аяты 22-23 // Внешторгиздат. Изд. № 1781 р, стр. 393

Валерий Коровин