Файл: Геополитика номер 17.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1248

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

31

Северный Кавказ

Казачье население Северо-Кавказского региона является составной частью 

коренного населения региона. И, следовательно, интересы русских и казаков Се-

верного Кавказа должны учитываться при принятии политических и иных реше-

ний, затрагивающих интересы его населения, а не проводится в интересах какой-

либо одной этнической группы.

Без сохранения русского присутствия в регионе невозможно сохранение ме-

жэтнического мира и профилактика насилия в этнорелигиозной сфере. В этой 

связи необходимо придать казачеству правовой статус действительно служилого 

сословия, с возложением на него обязанностей государственной службы и наде-

лением соответствующими правами. Казачество должно быть восстановлено в 

новых условиях, но на испытанных временем принципах: вооруженное сельское 

население, со своим укладом и системой местного самоуправления, несущее го-

сударственную службу, передающуюся из поколения в поколение. 

Русский вопрос на юге России


background image

32

Геополитика XVII

Казаки Верхней Ку бани: в ожидании 

реабилитации

  

Андрей Гудимов

Фактически сразу после октябрьского переворота, с момента установления 

советской власти на юге России, территория

 

бывшего Кубанского войска

 

была 

поделена между различными административно-территориальными единицами. 

После распада СССР часть Кубанского войска оказалась в составе националь-

ных республик Северного Кавказа. Казачьи станицы Верхней Кубани оказались 

в составе Карачаево-Черкесской республики. В начавшемся «параде суверените-

тов» казачество, как и другие репрессированные народы, опираясь на положения 

федерального закона «О реабилитации репрессированных народов», пыталось 

отстоять свои права, добившись восстановления реального казачьего самоуправ-

ления.

Игнорирование властями Карачаево-Черкесии казачества в качестве самосто-

ятельной этнической группы привело к попыткам фиксации и институциализа-

ции казачьей этничности в ходе всероссийских переписей 2002 и 2010 годов.

В соответствии с Конституцией Карачаево-Черкесской республики, приня-

той 5 марта 1996 года и опираясь на  Статью 23.

 

п.1

(

Каждый вправе определять 

и указывать свою национальную принадлежность

) часть казаков Баталпашинского 

казачьего отдела Кубанского казачьего войска (БКО ККВ) во время проведения 

всероссийской переписи населения в 2002 году на территории Карачаево-Чер-

кесии указала в графе национальность — казак. В то же время, часть казачьего 

населения КЧР, сохранив в своей исторической памяти кошмар геноцида, про-

водимого в двадцатом веке государственными органами с начала 1918 года, на-

блюдая разного рода ограничения и ущемления прав казаков уже в веке двадцать 

первом, руководствуясь той же статьей Конституции КЧР (Статья 23. п.1. 

Ни-

кто не может быть принужден к определению свой национальной принадлежности)

либо не указывала вовсе свою национальность, либо в качестве национальной 

принадлежности указала — русский/русская. Во время проведения разного рода 

соцопросов на вопрос «почему Вы так поступили», давался прямой и недвус-

мысленный ответ — «Опасаемся возобновления репрессий»; «Власть намерена 

хитростью выявить всех казаков, которых пока еще не удалось уничтожить, а за-

тем уже окончательно извести казачество под корень». 

Перед проведением всероссийской переписи 2002 года верхи казачества и на 

Кубани в целом, и на Верхней Кубани в частности, не смогли придти к единому 

мнению о том, как же следует поступить при определении национальной при-


background image

33

Северный Кавказ

надлежности казаков и членов их семей во время проведения переписи. Из Рады 
Кубанского казачьего войска (Правительство кубанского казачества) приходили 
противоречивые, взаимоисключающие по смыслу приказы. 

В Баталпашинском казачьем отделе Кубанского казачьего войска (БКО ККВ), 

непосредственно перед проведением переписи, разослали на места - в хутора, 
станицы, города, районы с компактным проживанием казаков, указание о том, 
что следует указать национальность — русский/русская. Но в последнюю ми-
нуту» в руководстве БКО ККВ передумали и пошла команда о том, что каждый 
определяется самостоятельно. Однако это оповещение запоздало и не все каза-
ки были с ним ознакомлены. В результате руководство БКО ККВ после проведе-
ния переписи получило в свой адрес множество упреков. Имелись случаи, когда 
глава семьи, как сознательный и дисциплинированный казак, руководствовался 
первоначальным указанием Правления БКО ККВ и записывался как русский, а  
супруга, «своенравная казачка», дети и старики родители записывались как ка-
заки. Что потом вызывало в хуторах и станицах обидные прозвища «кацап» в 
отношении таких казаков, позиционировавших свою национальность в качестве 
русского. Подобные «обиды» явились одной из причин того, что не все казаки, 

Казаки Верхней Кубани: в ожидании реабилитации


background image

34

Геополитика XVII

годные «к государственной службе», вошли в государственный реестр (казаки, 

принявшие на себя обязательства по несению государственно службы) в БКО 

ККВ. А некоторые вошедшие казаки в последствии вышли из госреестра.

Эта ситуация в определенной мере повторилась и при проведении всерос-

сийской переписи населения 2010 года. Надо отметить, что после проведения 

переписи 2010 года, к концу 2012 года на территории Карачаево-Черкесии 

имеется значительное число казаков, которые организованы в виде межреги-

ональных и местных общественных организаций, отвергающих государствен-

ный казачий реестр по принципиальным соображениям. Число их растет, в том 

числе и за счет казаков вышедших из госреестра Кубанского казачьего войска. 

С учетом сложившихся в стране политический реалий, среди верхнекубанских 

казаков все больше становится сторонников создания «своей» казачьей поли-

тической партии, с целью создания, наконец, механизма решения своих насущ-

ных вопросов. 

Подобные идеи все глубже проникают в умы казаков юга России. Так летом 

2012 года, казаки, как не реестровые, так и реестровые, собрались в г. Армави-

ре на большой круг обсудить вопросы создания в Российской Федерации поли-

тической партии казаков. Казаки полагают, что прошедшие 20 лет практически 

ничего коренным образом не изменили в деле возрождения казачества. И само 

российское казачество в годы геноцида и репрессий лишенное своей земли, сво-

его казачьего самоуправления, не реабилитированное в полной мере, обрекается 

на вымирание и забвение.

На референдуме, прошедшем 28 марта 1992 года, решившем судьбу сохра-

нения территориального единства Карачаево-Черкесии, на вопрос 

«Согласны 

ли Вы при полной реализации закона «О реабилитации репрессированных 

народов» сохранить единую Карачаево-Черкесскую ССР в составе Россий-

ской Федерации»

, казаки, проживающие на территории нынешней Карачаево-

Черкесии, не без сомнений ответили утвердительно. Именно итоги проведенного 

Референдума отражает Статья 1. п.2. Конституции КЧР - 

Территория Карачаево-

Черкесской Республики является единой и неделимой, и составляет неотъемлемую 

часть территории Российской Федерации. Ее границы не могут быть изменены 

без согласия народов Карачаево-Черкесской Республики.

 Однозначное утверждение 

Статьи 2. п.2. Конституции КЧР, говорящее о том, что  

Высшим непосредственным 

выражением власти народа являются референдум и свободные выборы,

 фактически 

легитимирует итоги этого референдума в отношении целостности Карачаево-

Черкесской республики.

Для казаков, населяющих Карачаево-Черкесию, безусловно то, что сохра-

нение легитимности нынешней республики в её нынешних границах основа-

но и сохраняется лишь на соблюдении выполнения условий Референдума от 

28.03.1992 года. А именно - на  неукоснительном исполнении в отношении 

Андрей Гудимов


background image

35

Северный Кавказ

верхнекубанского казачества положений федерального закона «О реабилита-

ции репрессированных народов». Причем это должна быть именно 

«полная 

реализация»

 данного закона в отношении казаков БКО ККВ. Ведь в отно-

шении другого народа, проживающего на территории нынешней Карачаево-

Черкесии, подвергнутого политическим репрессиям, - карачаевцев, реаби-

литация проведена в полном объеме. Восстановлена утраченная автономия. 

Восстановлены административно-территориальные образования - созданы 

Карачаевский и Малокарачаевский районы, г. Карачаевск. На их обустрой-

ство и создание инфраструктуры неоднократно выделялись государственные 

средства. За счет государства подготовлена управленческая и научная карача-

евская этноэлита. Карачаевцы фактически стали титульной (определено в на-

звании республики) и субъектообразующей нацией в Карачаево-Черкесской 

республике (определено в преамбуле Конституции КЧР). Карачаевский язык 

получил статус государственного языка (Статья 11. п.1. Конституции КЧР). 

Восстановлены печатные органы на национальном карачаевском языке. Их 

финансирование взяло на себя государство. В школах ведется обучение кара-

чаевскому языку и преподавание на нем. Мусульманское духовенство  в ме-

стах компактного проживания карачаевцев получает от государства реальную 

поддержку. Все карачаевцы неоднократно получали выплаты за потерянное 

имущество и ссуды от государства на обустройство, которые затем в большей 

части погашались. А самое главное реабилитация карачаевцев проходила именно 

поколлективному принципу, исходя из года рождения. В индивидуальном поряд-

ке карачаевцам не пришлось доказывать то, что они пострадали от политических 

репрессий. 

Все это позволяет сделать вывод о том, что на территории КЧР в полной мере 

реабилитированы ранее высланные карачаевцы и реабилитированы именно на 

основании закона «О реабилитации репрессированных народов». 

Реабилитация карачаевцев осуществлялась не в индивидуальном порядке, а в 

коллективном, по годам рождения. Они получили и льготы,  и выплаты за утра-

ченное имущество, ничего и никому не доказывая индивидуально. Получили на-

зад и утраченные земли и фактически, пусть и квази, но государственность.

В отношении казаков, проживающих в Карачаево-Черкесии, к которым при-

меняли не просто политические репрессии, а осуществляли настоящий геноцид, 

подобной реабилитации не происходит. Действие закона «О реабилитации ре-

прессированных народов» в отношении казаков «заморожено». Хотя реаль-

ность такова, что в отношении казаков этот закон на территории КЧР никогда 

и не применялся. В этом случае прямо нарушены требования Конституции КЧР 

изложенные в Статье 10. п.2. …

сохранение и защита исторического и культурного 

наследия народов, их национальной самобытности - высшая цель Карачаево-Черкес-

ской Республики

.

Казаки Верхней Кубани: в ожидании реабилитации