ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1248
Скачиваний: 1
31
Северный Кавказ
Казачье население Северо-Кавказского региона является составной частью
коренного населения региона. И, следовательно, интересы русских и казаков Се-
верного Кавказа должны учитываться при принятии политических и иных реше-
ний, затрагивающих интересы его населения, а не проводится в интересах какой-
либо одной этнической группы.
Без сохранения русского присутствия в регионе невозможно сохранение ме-
жэтнического мира и профилактика насилия в этнорелигиозной сфере. В этой
связи необходимо придать казачеству правовой статус действительно служилого
сословия, с возложением на него обязанностей государственной службы и наде-
лением соответствующими правами. Казачество должно быть восстановлено в
новых условиях, но на испытанных временем принципах: вооруженное сельское
население, со своим укладом и системой местного самоуправления, несущее го-
сударственную службу, передающуюся из поколения в поколение.
Русский вопрос на юге России
32
Геополитика XVII
Казаки Верхней Ку бани: в ожидании
реабилитации
Андрей Гудимов
Фактически сразу после октябрьского переворота, с момента установления
советской власти на юге России, территория
бывшего Кубанского войска
была
поделена между различными административно-территориальными единицами.
После распада СССР часть Кубанского войска оказалась в составе националь-
ных республик Северного Кавказа. Казачьи станицы Верхней Кубани оказались
в составе Карачаево-Черкесской республики. В начавшемся «параде суверените-
тов» казачество, как и другие репрессированные народы, опираясь на положения
федерального закона «О реабилитации репрессированных народов», пыталось
отстоять свои права, добившись восстановления реального казачьего самоуправ-
ления.
Игнорирование властями Карачаево-Черкесии казачества в качестве самосто-
ятельной этнической группы привело к попыткам фиксации и институциализа-
ции казачьей этничности в ходе всероссийских переписей 2002 и 2010 годов.
В соответствии с Конституцией Карачаево-Черкесской республики, приня-
той 5 марта 1996 года и опираясь на Статью 23.
п.1
.
(
Каждый вправе определять
и указывать свою национальную принадлежность
) часть казаков Баталпашинского
казачьего отдела Кубанского казачьего войска (БКО ККВ) во время проведения
всероссийской переписи населения в 2002 году на территории Карачаево-Чер-
кесии указала в графе национальность — казак. В то же время, часть казачьего
населения КЧР, сохранив в своей исторической памяти кошмар геноцида, про-
водимого в двадцатом веке государственными органами с начала 1918 года, на-
блюдая разного рода ограничения и ущемления прав казаков уже в веке двадцать
первом, руководствуясь той же статьей Конституции КЧР (Статья 23. п.1.
Ни-
кто не может быть принужден к определению свой национальной принадлежности)
,
либо не указывала вовсе свою национальность, либо в качестве национальной
принадлежности указала — русский/русская. Во время проведения разного рода
соцопросов на вопрос «почему Вы так поступили», давался прямой и недвус-
мысленный ответ — «Опасаемся возобновления репрессий»; «Власть намерена
хитростью выявить всех казаков, которых пока еще не удалось уничтожить, а за-
тем уже окончательно извести казачество под корень».
Перед проведением всероссийской переписи 2002 года верхи казачества и на
Кубани в целом, и на Верхней Кубани в частности, не смогли придти к единому
мнению о том, как же следует поступить при определении национальной при-
33
Северный Кавказ
надлежности казаков и членов их семей во время проведения переписи. Из Рады
Кубанского казачьего войска (Правительство кубанского казачества) приходили
противоречивые, взаимоисключающие по смыслу приказы.
В Баталпашинском казачьем отделе Кубанского казачьего войска (БКО ККВ),
непосредственно перед проведением переписи, разослали на места - в хутора,
станицы, города, районы с компактным проживанием казаков, указание о том,
что следует указать национальность — русский/русская. Но в последнюю ми-
нуту» в руководстве БКО ККВ передумали и пошла команда о том, что каждый
определяется самостоятельно. Однако это оповещение запоздало и не все каза-
ки были с ним ознакомлены. В результате руководство БКО ККВ после проведе-
ния переписи получило в свой адрес множество упреков. Имелись случаи, когда
глава семьи, как сознательный и дисциплинированный казак, руководствовался
первоначальным указанием Правления БКО ККВ и записывался как русский, а
супруга, «своенравная казачка», дети и старики родители записывались как ка-
заки. Что потом вызывало в хуторах и станицах обидные прозвища «кацап» в
отношении таких казаков, позиционировавших свою национальность в качестве
русского. Подобные «обиды» явились одной из причин того, что не все казаки,
Казаки Верхней Кубани: в ожидании реабилитации
34
Геополитика XVII
годные «к государственной службе», вошли в государственный реестр (казаки,
принявшие на себя обязательства по несению государственно службы) в БКО
ККВ. А некоторые вошедшие казаки в последствии вышли из госреестра.
Эта ситуация в определенной мере повторилась и при проведении всерос-
сийской переписи населения 2010 года. Надо отметить, что после проведения
переписи 2010 года, к концу 2012 года на территории Карачаево-Черкесии
имеется значительное число казаков, которые организованы в виде межреги-
ональных и местных общественных организаций, отвергающих государствен-
ный казачий реестр по принципиальным соображениям. Число их растет, в том
числе и за счет казаков вышедших из госреестра Кубанского казачьего войска.
С учетом сложившихся в стране политический реалий, среди верхнекубанских
казаков все больше становится сторонников создания «своей» казачьей поли-
тической партии, с целью создания, наконец, механизма решения своих насущ-
ных вопросов.
Подобные идеи все глубже проникают в умы казаков юга России. Так летом
2012 года, казаки, как не реестровые, так и реестровые, собрались в г. Армави-
ре на большой круг обсудить вопросы создания в Российской Федерации поли-
тической партии казаков. Казаки полагают, что прошедшие 20 лет практически
ничего коренным образом не изменили в деле возрождения казачества. И само
российское казачество в годы геноцида и репрессий лишенное своей земли, сво-
его казачьего самоуправления, не реабилитированное в полной мере, обрекается
на вымирание и забвение.
На референдуме, прошедшем 28 марта 1992 года, решившем судьбу сохра-
нения территориального единства Карачаево-Черкесии, на вопрос
«Согласны
ли Вы при полной реализации закона «О реабилитации репрессированных
народов» сохранить единую Карачаево-Черкесскую ССР в составе Россий-
ской Федерации»
, казаки, проживающие на территории нынешней Карачаево-
Черкесии, не без сомнений ответили утвердительно. Именно итоги проведенного
Референдума отражает Статья 1. п.2. Конституции КЧР -
Территория Карачаево-
Черкесской Республики является единой и неделимой, и составляет неотъемлемую
часть территории Российской Федерации. Ее границы не могут быть изменены
без согласия народов Карачаево-Черкесской Республики.
Однозначное утверждение
Статьи 2. п.2. Конституции КЧР, говорящее о том, что
Высшим непосредственным
выражением власти народа являются референдум и свободные выборы,
фактически
легитимирует итоги этого референдума в отношении целостности Карачаево-
Черкесской республики.
Для казаков, населяющих Карачаево-Черкесию, безусловно то, что сохра-
нение легитимности нынешней республики в её нынешних границах основа-
но и сохраняется лишь на соблюдении выполнения условий Референдума от
28.03.1992 года. А именно - на неукоснительном исполнении в отношении
Андрей Гудимов
35
Северный Кавказ
верхнекубанского казачества положений федерального закона «О реабилита-
ции репрессированных народов». Причем это должна быть именно
«полная
реализация»
данного закона в отношении казаков БКО ККВ. Ведь в отно-
шении другого народа, проживающего на территории нынешней Карачаево-
Черкесии, подвергнутого политическим репрессиям, - карачаевцев, реаби-
литация проведена в полном объеме. Восстановлена утраченная автономия.
Восстановлены административно-территориальные образования - созданы
Карачаевский и Малокарачаевский районы, г. Карачаевск. На их обустрой-
ство и создание инфраструктуры неоднократно выделялись государственные
средства. За счет государства подготовлена управленческая и научная карача-
евская этноэлита. Карачаевцы фактически стали титульной (определено в на-
звании республики) и субъектообразующей нацией в Карачаево-Черкесской
республике (определено в преамбуле Конституции КЧР). Карачаевский язык
получил статус государственного языка (Статья 11. п.1. Конституции КЧР).
Восстановлены печатные органы на национальном карачаевском языке. Их
финансирование взяло на себя государство. В школах ведется обучение кара-
чаевскому языку и преподавание на нем. Мусульманское духовенство в ме-
стах компактного проживания карачаевцев получает от государства реальную
поддержку. Все карачаевцы неоднократно получали выплаты за потерянное
имущество и ссуды от государства на обустройство, которые затем в большей
части погашались. А самое главное реабилитация карачаевцев проходила именно
поколлективному принципу, исходя из года рождения. В индивидуальном поряд-
ке карачаевцам не пришлось доказывать то, что они пострадали от политических
репрессий.
Все это позволяет сделать вывод о том, что на территории КЧР в полной мере
реабилитированы ранее высланные карачаевцы и реабилитированы именно на
основании закона «О реабилитации репрессированных народов».
Реабилитация карачаевцев осуществлялась не в индивидуальном порядке, а в
коллективном, по годам рождения. Они получили и льготы, и выплаты за утра-
ченное имущество, ничего и никому не доказывая индивидуально. Получили на-
зад и утраченные земли и фактически, пусть и квази, но государственность.
В отношении казаков, проживающих в Карачаево-Черкесии, к которым при-
меняли не просто политические репрессии, а осуществляли настоящий геноцид,
подобной реабилитации не происходит. Действие закона «О реабилитации ре-
прессированных народов» в отношении казаков «заморожено». Хотя реаль-
ность такова, что в отношении казаков этот закон на территории КЧР никогда
и не применялся. В этом случае прямо нарушены требования Конституции КЧР
изложенные в Статье 10. п.2. …
сохранение и защита исторического и культурного
наследия народов, их национальной самобытности - высшая цель Карачаево-Черкес-
ской Республики
.
Казаки Верхней Кубани: в ожидании реабилитации