ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1213
Скачиваний: 1
61
www.geopolitika.ru
растет естественным образом по мере увеличения объемов российской
торговли с сопредельными странами. Уже около 70% безналичного обо-
рота между Россией и Белоруссией осуществляется в рублях
14
. В конце
2011 г. было объявлено о создании Венчурного фонда стран «таможен-
ной тройки».
Многое предстоит сделать и для совершенствования правовой базы
ТС-ЕЭП-ЕЭС, исключить появления неконтролируемых участков на
внешних таможенных границах, например, в казахстанском Хоргосе,
который, как опасаются, грозит превратиться в своего рода «черную
дыру» Таможенного союза, куда под видом сырья смогут беспошлин-
но завозиться практически готовые товары из КНР и, подвергаясь здесь
минимальной доработке, также беспошлинно распространяться по об-
щей таможенной территории уже в качестве казахстанской продукции.
Другим «тонким местом» на внешних таможенных рубежах может
стать в будущем киргизско-китайская граница, через которую традици-
онно следуют контрабандные потоки из КНР. По всей вероятности, Мо-
скве придется нести финансовые затраты на техническое обустройство
этого участка и настаивать на контроле за ним со стороны российских
структур.
Сказанное в отношении совершенствования механизмов
экономических интеграционных объединений в полной мере
относится и к ОДКБ, где давно обсуждается необходимость
реформирования порядка принятия решений, в частности перехода от
принципа консенсуса к большинству голосов, распределяемых между
государствами в зависимости от их вклада в общую безопасность.
Особая позиция отдельных участников и в частности Узбекистана
не должна сдерживать развитие организации, а выгоды от участия
в ОДКБ в виде льгот по закупке российской военной техники и
обучения военнослужащих уравновешиваться соответствующими
обязательствами, в том числе по формированию коллективных сил. В
документы ОДКБ уже сейчас могли бы быть внесены юридических
ограничения на предоставление территории государства-участника
Организации в целях снабжения иностранных военных контингентов без
согласия других членов, что позволит блокировать некоторые опасные
инициативы США по наращиванию поставок для своего контингента
в Афганистан через Кавказ и ЦА в обход контроля России. Другая
важнейшая сфера укрепления сотрудничества России с ЦА — борьба
с наркотрафиком. Для нас неприемлема ситуация, когда Вашингтон
через такие проекты как Центрально-Азиатская антинаркотическая
14
Выступление председателя Правительства России В. Путина на инвестиционном форуме
«Россия-2012». 02 февраля 2012 г. // Официальный сайт председателя Правительства РФ. http://premier.
gov.ru/events/news/17938/.
62
Геополитика
инициатива (CACI)
15
и частично Центральноазиатский региональный
информационно-координационный центр по борьбе с незаконным
оборотом наркотических средств (ЦАРИКЦ), открытый в декабре
2009 г. в Алма-Ате, стремится перехватить у проявляющей активность
России инициативу по созданию собственных обновленных механизмов
борьбы с наркотиками в ЦА. Посредством CACI Вашингтон, имеющий
источник наркопроизводства на подконтрольной территории,
пытается отодвинуть фронт борьбы с наркотиками ближе к границам
России, что в корне противоречит предложенному Москвой подходу
по уничтожению посевов опиумного мака в самом Афганистане.
Учитывая стратегическую незаинтересованность США в ослаблении
наркоагрессии против России как своего геополитического конкурента,
усиление роли Америки в вопросах борьбы с наркотиками в регионе
в долгосрочной перспективе лишь усугубит проблему. Напротив,
наиболее эффективные решения в этой области могут быть реализованы
только странами, непосредственно затронутыми наркотрафиком —
Россией и центральноазиатскими республиками без участия США. А
значит, в этой сфере существует как потребность, так и значительный
потенциал для развития совместных институтов.
Четвертое. Углубление интеграции должно идти не только на госу-
дарственном, но и на отраслевом и корпоративном уровне. В частности,
создание зернового пула России и Казахстана или интеграция «Роса-
тома» и «Казатомпрома» повлекут усиление общих переговорных по-
зиций двух стран при определении цены на ресурсы для внешних по-
купателей и, прежде всего, Китая. Не исключено, что Пекин, со своей
стороны, попытается не допустить международную торговую коопера-
цию Москвы с республиками ЦА в части поставок сырья в КНР, для чего
будет максимально использовать существующие между бывшими со-
ветскими республиками, в т.ч. в сфере торговли, противоречия. Россия
уже столкнулась с неблагоприятными последствиями торгово-сырьевой
конкуренции с ЦА, когда в результате появления здесь китайских трубо-
проводов были ослаблены позиции Москвы на непростых переговорах
об условиях поставок в КНР российских нефти и газа по дальневосточ-
ным маршрутам.
Пока же, действительно, например, переговоры России и Казахстана
по интеграции «Росатома» и «Казатомпрома» и созданию объединен-
ного атомно-энергетического комплекса явно затянулись. Предпосыл-
ки к такой интеграции есть: Россия в отличие от Казахстана имеет все
технологии ядерного топливного цикла, а Казахстан с 2009 г. занимает
15
Richard Weitz. Obama’s New Central Asian Strategy and Its Impediments // The Central Asia-Caucasus
Analyst. 25.01.2012.
63
www.geopolitika.ru
первое место в мире по объемам добычи урана (28% мировой добычи)
16
.
Тем не менее, существенные результаты достигнуты только в коопера-
ции по обогащению казахстанского урана на территории России, тогда
как в области конверсии Астана создает совместные предприятия с ка-
надской Cameco, а производства топливных сборок для АЭС — фран-
цузской AREVA
17
.
Наконец, пятое. Как было отмечено, свои интересы в Центрально-
Азиатском регионе имеет не только Россия, но и США, ЕС, Китай и ряд
других игроков. При этом, скажем, китайский и западный региональные
проекты во многом конкурируют между собой. Отсюда, России выгод-
но отслеживать и использовать противоречия между Вашингтоном, Пе-
кином и Брюсселем в своих интересах.
Показательный пример — строительство газопровода из Туркме-
нистана в Китай и получение китайскими компаниями исключительных
прав на работу в Восточном Туркменистане, которые в комплексе сни-
жают шансы на появление Nabucco. Китай может выступить союзни-
ком Москвы в части противодействия проекту трубопровода в Европу,
поскольку он также не заинтересован в прямой продаже туркменских
энергоносителей по высоким ценам в ЕС и опасается впоследствии по-
пыток Ашхабада пересмотреть стоимость газа для самой КНР. Веро-
ятно также, что Пекин предпримет шаги для получения доступа к наи-
более перспективным казахстанским нефтяным проектам на шельфе
Каспийского моря, что приведет к столкновению его интересов с ранее
доминировавшими здесь западными корпорациями.
Целесообразно развивать сотрудничество с Китаем и по предупреж-
дению попыток США разместить в регионе новые военные базы или
вновь применить здесь сценарии «цветных революций» (а также «араб-
ской весны»). Китай, как и Россия, выступает против дестабилизации
региона или его отдельных территорий, поскольку опасается роста сепа-
ратизма и экстремизма вблизи своих неспокойных западных областей.
Кроме того, основные поставщики нефти в КНР (Тунис, Алжир, Ливия,
Судан, Венесуэла, Сирия, Иран, Ирак) подвержены риску политической
нестабильности и вмешательства во внутренние дела со стороны Запада,
а в Центральной Азии у КНР вместе с Россией остается больше шансов
влиять на политическую ситуацию. Общие шаги в указанном направ-
лении уже предпринимались Москвой и Пекином, когда в июле 2005 г.
они выступили с совместной декларацией, призывающей западную ко-
16
А.М. Абсаметова, Е.Ю. Винокуров. Сотрудничество России и Казахстана в атомно-
энергетическом комплексе. // Отраслевой обзор. № 11. Евразийский банк развития. 2011.
17
Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию
Республики Казахстан на 2010-2014 гг. (ГПФИИР). Утверждена Указом Президента Республики
Казахстан от 19 марта 2010 г. № 958.
алицию определиться с конечными сроками пребывания военных кон-
тингентов на территориях стран-членов ШОС, т.е., по сути, обратились
с требованием вывести американскую военную базу из Киргизии.
В целом же принципиально важно четко расставить акценты и разгра-
ничить направления, по которым мы можем сотрудничать с Вашингто-
ном и Пекином, и направления, где мы обязаны им противодействовать,
отстаивая свои национальные интересы и интересы наших центрально-
азиатских партнеров. Разграничить ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС. Занять
адекватную позицию по американской инициативе «Нового шелкового
пути», газопроводу TAPI и ЛЭП CASA-1000. Однако стратегические
подходы геополитических конкурентов России в ЦА и меры по нивели-
рованию их негативных последствий для нашей страны — это самосто-
ятельная тема, достойная отдельной публикации, возможно, в одном из
следующих выпусков «Геополитики».
65
www.geopolitika.ru
Геополитическоеизмерение Европейской
Политики Добрососедства
Марчин Домагала
Под названием Европейской политики добрососедства (ЕПД) скры-
вается официальная политика Европейского Союза, ведущаяся по отно-
шению к соседним странам Союза, находящихся вдоль северо-западно-
го Атлантического побережья Африки, в бассейне Средиземного Моря
и группы западных стран бывшего Советского Союза на территориях
Восточной Европы и Западной Азии (Кавказ)
1
. Начало ЕПД приходит-
ся на март 2003 года и связано с объявлением Европейской Комиссией
о новых отношениях с Восточными и Южными соседями
2
, посвящен-
ное основанию Европейской Политики Добрососедства
3
. Особенно
последний документ, который определяет объем этой политики и гео-
графическое пространство политических и экономических интересов
Европейского Союза. В этом тексте мы рассмотрим страны, охваченные
ЕПД, в том числе в рамках особых планов Восточных партнеров и Со-
юза по отношению к району Средиземного моря.
Мир-системы вокруг ЕС
Согласно классической дефиниции, касающейся анализа мир-систем,
созданной Имануилом Валлерстейном, современный земной шар, явля-
ется однородной, капиталистической мир-системой, в которой суще-
ствует разделение труда, а также внутренний обмен основных и необхо-
димых благ, потоки капитала и труда
4
. В дальнейшей части теории автор
замечает существующую разницу в культуре, религии и политике, кото-
рые взаимосвязаны между собой достаточно свободно, однако подчер-
кивает, что они вырабатывают общий пример, складывающийся в одно
целое, названное геокультурой. Однако не стоит искать однородной
политической и культурной экономики мира. В большой степени укре-
пляет ее разделение труда, однако связывает настоящую мир-систему ка-
питализм
5
. С этого места мы попытаемся опровергнуть эту теорию, так
как в настоящее время не существует одной мир-системы . Их несколько,
1
Границы Азии термин „Азия „(W:) Большая Энциклопедия PWN, 1. 3, Варшава 2001, стр. 7, а
также термин “Кавказ” Большая …. , Варшава 2003, стр. 409
2
Communication from The Commission to the Council and The European Parliament, Wider Europe-
Neighbourhood: A New Framework for Relations with our Eastern and Southern Neighbours, COM(2003)
104 final, [w:] http://eu. europa. emu/world/enp/pdf/com03_104_en. pdf, от 17. 11. 2010 г.
3
Communication from The Commission, Europefn Neighbourhood Policy, Strategy Paper, COM(2004)
373 final [w:]http://ec. europa. eu/world/epn/pdf/strategy/strategy_paper_en. pdf, от 17. 11. 2010 г.
4
Валлерстейн И. ,Мир -Системный анализ. Предисловие, Варшава 2007 г. Стр. 41
5
Там же.