Файл: Геополитика номер 14.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1213

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

61

www.geopolitika.ru

растет естественным образом по мере увеличения объемов российской 

торговли с сопредельными странами. Уже около 70% безналичного обо-

рота между Россией и Белоруссией осуществляется в рублях

14

. В конце 

2011 г. было объявлено о создании Венчурного фонда стран «таможен-

ной тройки».

Многое предстоит сделать и для совершенствования правовой базы 

ТС-ЕЭП-ЕЭС, исключить появления неконтролируемых участков на 

внешних таможенных границах, например, в казахстанском Хоргосе, 

который, как опасаются, грозит превратиться в своего рода «черную 

дыру» Таможенного союза, куда под видом сырья смогут беспошлин-

но завозиться практически готовые товары из КНР и, подвергаясь здесь 

минимальной доработке, также беспошлинно распространяться по об-

щей таможенной территории уже в качестве казахстанской продукции. 

Другим «тонким местом» на внешних таможенных рубежах может 

стать в будущем киргизско-китайская граница, через которую традици-

онно следуют контрабандные потоки из КНР. По всей вероятности, Мо-

скве придется нести финансовые затраты на техническое обустройство 

этого участка и настаивать на контроле за ним со стороны российских 

структур.

Сказанное в отношении совершенствования механизмов 

экономических интеграционных объединений в полной мере 

относится и к ОДКБ, где давно обсуждается необходимость 

реформирования порядка принятия решений, в частности перехода от 

принципа консенсуса к большинству голосов, распределяемых между 

государствами в зависимости от их вклада в общую безопасность. 

Особая позиция отдельных участников и в частности Узбекистана 

не должна сдерживать развитие организации, а выгоды от участия 

в ОДКБ в виде льгот по закупке российской военной техники и 

обучения военнослужащих уравновешиваться соответствующими 

обязательствами, в том числе по формированию коллективных сил. В 

документы ОДКБ уже сейчас могли бы быть внесены юридических 

ограничения на предоставление территории государства-участника 

Организации в целях снабжения иностранных военных контингентов без 

согласия других членов, что позволит блокировать некоторые опасные 

инициативы США по наращиванию поставок для своего контингента 

в Афганистан через Кавказ и ЦА в обход контроля России. Другая 

важнейшая сфера укрепления сотрудничества России с ЦА — борьба 

с наркотрафиком. Для нас неприемлема ситуация, когда Вашингтон 

через такие проекты как Центрально-Азиатская антинаркотическая 

14

 

Выступление председателя Правительства России В. Путина на инвестиционном форуме 

«Россия-2012». 02 февраля 2012 г. // Официальный сайт председателя Правительства РФ. http://premier.

gov.ru/events/news/17938/.


background image

62

Геополитика

инициатива (CACI)

15

 и частично Центральноазиатский региональный 

информационно-координационный центр по борьбе с незаконным 

оборотом наркотических средств (ЦАРИКЦ), открытый в декабре 

2009 г. в Алма-Ате, стремится перехватить у проявляющей активность 

России инициативу по созданию собственных обновленных механизмов 

борьбы с наркотиками в ЦА. Посредством CACI  Вашингтон, имеющий 

источник наркопроизводства на подконтрольной территории, 

пытается отодвинуть фронт борьбы с наркотиками ближе к границам 

России, что в корне противоречит предложенному Москвой подходу 

по уничтожению посевов опиумного мака в самом Афганистане. 

Учитывая стратегическую незаинтересованность США в ослаблении 

наркоагрессии против России как своего геополитического конкурента, 

усиление роли Америки в вопросах борьбы с наркотиками в регионе 

в долгосрочной перспективе лишь усугубит проблему. Напротив, 

наиболее эффективные решения в этой области могут быть реализованы 

только странами, непосредственно затронутыми наркотрафиком — 

Россией и центральноазиатскими республиками без участия США. А 

значит, в этой сфере существует как потребность, так и значительный 

потенциал для развития совместных институтов.

Четвертое. Углубление интеграции должно идти не только на госу-

дарственном, но и на отраслевом и корпоративном уровне. В частности, 

создание зернового пула России и Казахстана или интеграция «Роса-

тома» и «Казатомпрома» повлекут усиление общих переговорных по-

зиций двух стран при определении цены на ресурсы для внешних по-

купателей и, прежде всего, Китая. Не исключено, что Пекин, со своей 

стороны, попытается не допустить международную торговую коопера-

цию Москвы с республиками ЦА в части поставок сырья в КНР, для чего 

будет максимально использовать существующие между бывшими со-

ветскими республиками, в т.ч. в сфере торговли, противоречия. Россия 

уже столкнулась с неблагоприятными последствиями торгово-сырьевой 

конкуренции с ЦА, когда в результате появления здесь китайских трубо-

проводов были ослаблены позиции Москвы на непростых переговорах 

об условиях поставок в КНР российских нефти и газа по дальневосточ-

ным маршрутам.

Пока же, действительно, например, переговоры России и Казахстана 

по интеграции «Росатома» и «Казатомпрома» и созданию объединен-

ного атомно-энергетического комплекса явно затянулись. Предпосыл-

ки к такой интеграции есть: Россия в отличие от Казахстана имеет все 

технологии ядерного топливного цикла, а Казахстан с 2009 г. занимает 

15

 

Richard Weitz. Obama’s New Central Asian Strategy and Its Impediments // The Central Asia-Caucasus 

Analyst. 25.01.2012.


background image

63

www.geopolitika.ru

первое место в мире по объемам добычи урана (28% мировой добычи)

16

Тем не менее, существенные результаты достигнуты только в коопера-

ции по обогащению казахстанского урана на территории России, тогда 

как в области конверсии Астана создает совместные предприятия с ка-

надской Cameco, а производства топливных сборок для АЭС — фран-

цузской AREVA

17

.

Наконец, пятое. Как было отмечено, свои интересы в Центрально-

Азиатском регионе имеет не только Россия, но и США, ЕС, Китай и ряд 

других игроков. При этом, скажем, китайский и западный региональные 

проекты во многом конкурируют между собой. Отсюда, России выгод-

но отслеживать и использовать противоречия между Вашингтоном, Пе-

кином и Брюсселем в своих интересах.

Показательный пример — строительство газопровода из Туркме-

нистана в Китай и получение китайскими компаниями исключительных 

прав на работу в Восточном Туркменистане, которые в комплексе сни-

жают шансы на появление Nabucco. Китай может выступить союзни-

ком Москвы в части противодействия проекту трубопровода в Европу, 

поскольку он также не заинтересован в прямой продаже туркменских 

энергоносителей по высоким ценам в ЕС и опасается впоследствии по-

пыток Ашхабада пересмотреть стоимость газа для самой КНР. Веро-

ятно также, что Пекин предпримет шаги для получения доступа к наи-

более перспективным казахстанским нефтяным проектам на шельфе 

Каспийского моря, что приведет к столкновению его интересов с ранее 

доминировавшими здесь западными корпорациями.

Целесообразно развивать сотрудничество с Китаем и по предупреж-

дению попыток США разместить в регионе новые военные базы или 

вновь применить здесь сценарии «цветных революций» (а также «араб-

ской весны»). Китай, как и Россия, выступает против дестабилизации 

региона или его отдельных территорий, поскольку опасается роста сепа-

ратизма и экстремизма вблизи своих неспокойных западных областей. 

Кроме того, основные поставщики нефти в КНР (Тунис, Алжир, Ливия, 

Судан, Венесуэла, Сирия, Иран, Ирак) подвержены риску политической 

нестабильности и вмешательства во внутренние дела со стороны Запада, 

а в Центральной Азии у КНР вместе с Россией остается больше шансов 

влиять на политическую ситуацию. Общие шаги в указанном направ-

лении уже предпринимались Москвой и Пекином, когда в июле 2005 г. 

они выступили с совместной декларацией, призывающей западную ко-

16

 

А.М. Абсаметова, Е.Ю. Винокуров. Сотрудничество России и Казахстана в атомно-

энергетическом комплексе. // Отраслевой обзор. № 11. Евразийский банк развития. 2011.

17

 

Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию 

Республики Казахстан на 2010-2014 гг. (ГПФИИР). Утверждена Указом Президента Республики 

Казахстан от  19 марта   2010 г. № 958.


background image

алицию определиться с конечными сроками пребывания военных кон-

тингентов на территориях стран-членов ШОС, т.е., по сути, обратились 

с требованием вывести американскую военную базу из Киргизии.

В целом же принципиально важно четко расставить акценты и разгра-

ничить направления, по которым мы можем сотрудничать с Вашингто-

ном и Пекином, и направления, где мы обязаны им противодействовать, 

отстаивая свои национальные интересы и интересы наших центрально-

азиатских партнеров. Разграничить ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС. Занять 

адекватную позицию по американской инициативе «Нового шелкового 

пути», газопроводу TAPI и ЛЭП CASA-1000. Однако стратегические 

подходы геополитических конкурентов России в ЦА и меры по нивели-

рованию их негативных последствий для нашей страны — это самосто-

ятельная тема, достойная отдельной публикации, возможно, в одном из 

следующих выпусков «Геополитики».


background image

65

www.geopolitika.ru

Геополитическоеизмерение Европейской 

Политики Добрососедства

Марчин Домагала

Под названием Европейской политики добрососедства (ЕПД) скры-

вается официальная политика Европейского Союза, ведущаяся по отно-

шению к соседним странам  Союза, находящихся вдоль северо-западно-

го Атлантического побережья Африки, в бассейне Средиземного Моря 

и группы западных стран бывшего Советского Союза на территориях 

Восточной Европы и Западной Азии (Кавказ)

1

. Начало ЕПД приходит-

ся на март 2003 года и связано с объявлением Европейской Комиссией 

о новых отношениях с Восточными и Южными соседями

2

, посвящен-

ное основанию  Европейской Политики Добрососедства

3

. Особенно 

последний документ, который определяет объем этой политики и гео-

графическое пространство политических и экономических  интересов 

Европейского Союза. В этом тексте мы рассмотрим страны, охваченные 

ЕПД, в том числе в рамках особых планов Восточных партнеров и Со-

юза по отношению к району Средиземного моря.

Мир-системы вокруг ЕС

Согласно классической дефиниции, касающейся анализа мир-систем, 

созданной Имануилом Валлерстейном, современный земной шар, явля-

ется однородной, капиталистической мир-системой, в которой суще-

ствует разделение труда, а также внутренний обмен основных и необхо-

димых благ,  потоки капитала и труда

4

. В дальнейшей части теории автор 

замечает существующую разницу в культуре, религии и политике, кото-

рые взаимосвязаны между собой достаточно свободно, однако подчер-

кивает, что они вырабатывают общий пример, складывающийся в одно 

целое, названное геокультурой. Однако не стоит искать однородной 

политической и культурной экономики мира. В большой степени укре-

пляет ее разделение труда, однако связывает настоящую мир-систему ка-

питализм

5

. С этого места мы попытаемся опровергнуть эту теорию, так 

как в настоящее время не существует одной мир-системы . Их несколько, 

1

 

Границы Азии термин „Азия „(W:) Большая Энциклопедия PWN, 1. 3, Варшава 2001, стр. 7, а 

также термин “Кавказ” Большая …. , Варшава 2003, стр. 409

2

 

Communication from The Commission to the Council and The European Parliament, Wider Europe-

Neighbourhood: A New Framework for Relations with our Eastern and Southern Neighbours, COM(2003) 

104 final, [w:] http://eu. europa. emu/world/enp/pdf/com03_104_en. pdf, от 17. 11. 2010 г.

3

 

Communication from The Commission, Europefn Neighbourhood Policy, Strategy Paper, COM(2004) 

373 final [w:]http://ec. europa. eu/world/epn/pdf/strategy/strategy_paper_en. pdf, от 17. 11. 2010 г.

4

 

Валлерстейн И. ,Мир -Системный анализ.  Предисловие, Варшава 2007 г. Стр. 41

 Там же.