Файл: Геополитика номер 14.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1208

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

71

www.geopolitika.ru

Создает ли Российская Федерация в этом контексте совсем другую 

мир-систему? То, что отличает Россию от других стран — это величина 

(самое большое государство мира), значение и способ функциониро-

вания. И близкое географическое положение с Европейским Союзом. 

На международной арене это государство выделяется культурным во-

просом (например, системная коррупция, трактованная как своеобраз-

ный art gubernandum — показатель INE Freedom From Corruption — 

150/183), традиционный, обвиняемый Западом авторитаризм, систему 

власти, а тем самым,  своебразную форму дистрибуции народного дохо-

да. Кроме того, Российская мировая-система  действует по собственным 

отличным правилам и нормам, вытекающим в  результате исторического 

опыта.

В экономике правительство этой страны неоднократно осуществля-

ло контроль над народным хозяйством. Чтобы вести интересы на вы-

соком уровне, нужны контакты на правительственной (политической) 

ступени. Из них вытекают привилегии, а также и обязанности. Такого 

рода общения немыслимы в странах Европейского Союза или в Амери-

ке. Билл Гейтс, создавая Microsft, не пользовался связями с Белым До-

мом. Белый Дом тоже не вмешивался в интересы Miсrosoft, несмотря на 

то, что иногда действия этой фирмы могли быть противоречивы с пред-

ставленными американским правительством свободолюбивыми ценно-

стями

30

.

В России другая ситуация. В экономической  истории России из-

вестны случаи, когда лично премьер–министр страны Владимир Путин 

велел выплатить работникам просроченную заработную плату. Такой 

приказ тотчас был выполнен в июне 2009 г. олигархом локального це-

ментного предприятия в Пикалево — Олегом Дерипаска

31

. Дополни-

тельно этот город получил на развитие денежную помощь в сумме 532 

млн. рублей из центрального бюджета

32

. Это один из многочисленных 

примеров сильного влияния российского правительства на ведение ин-

тересов “зависимых” олигархов. Если так быстро удалось развязать та-

кой незначительный относительно всей шкалы российского хозяйства 

вопрос, то следует задуматься, какое влияние центральная власть имеет 

30

 

Raport Amnesty International:People’s Republic of China Controls tighten as Internet activism 

grows, № ASA 17/001/2004 от 24 января 2004 г. S. n. n. 10 [w:] http://www. amnesty. org/en/library/info/

ASA17/001/2004 от 17. 11. 2010 г.

31

 

Путин. Публично наказывает олигарха “Попрятались как тараканы” [w:] http://www. tvn24. pl/-1, 

1603919, 0, 1, путин от 17. 11. 2010 г.

32

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2010 года № 1664-р, ” о 

дотации для моногородов (в том же Пикалево). Сумма будет передана в бюджет Ленинградской 

области, который „ в пределах государственной дотации осуществит в 2010 году комплексное действие 

плана капиталовложения и модернизации г. Пикалево и Ленинградской области”, [w:] http://law. 

kodeks. ru/egov/index?tid=0 &nd=902238804&prewDoc=902187895, от 17. 11. 2010 г.


background image

72

Геополитика

на  частные российские концерны. Стоит добавить, что Олег Дерипаска 

является членом совета директоров ГМК Норильский Никель, предпри-

ятия,  которому принадлежит самый большой литейный завод, перера-

батывающий медь в Норильске, а также является добывающим мировым 

концерном, оперирующим не только на Дальнем Севере, но и в Амери-

ке, Ботсване и Австралии

33

.

Следующей абсурдной и не понятной, с точки зрения западных хо-

зяйственных идеологов, системой  в российском хозяйстве, являются 

требования российскими работниками национализации. Эти требова-

ния тоже выполняются, так как их реализация не только гарантирует 

предупреждение разорения данного предприятия, но и делает его спо-

собным к функционированию

34

.

Другим качеством есть чрезвычайно сильная монополия государ-

ства в стратегических для государства отраслях, например, добыча на-

турального сырья, хотя бы газа. В 2006 году российское правительство 

отнеслось к этому вопросу очень серьезно, почти силой вновь обре-

тая контроль над западными предприятиями в этом секторе и передав 

Газпрому

35

. Впрочем, не только западных. До сих пор на территории 

Европейского Союза как икона плохого отношения к предпринимате-

лям показан Михаил Ходорковский. Его процесс, касающийся обвине-

ния присвоения компаниями-дочками, принадлежащими ему концерна 

ЮКОС, нефти, показан как один из стандартных примеров недостатка 

демократии и нарушения прав человека в этой стране. Между тем, на 

этот процесс следовало бы взглянуть как проведенное Кремлем пропа-

гандистское действие обретения контроля в хозяйстве, независимо от 

цены в рамках длинного и усложненного процесса приватизации со вре-

мен Бориса Ельцина, то есть, наиболее важных предприятий, особенно 

основных технологий и добывающей промышленности

36

. Это лишь не-

сколько примеров, которые можно цитировать. 

Вышеизложенные  подходы к частной собственности, как основа-

ния капиталистической системы стоят в радикальном противоречии 

не только с положениями конституций отдельных стран Европейского 

Союза, но так же  с наиболее важным документом, определяющим пра-

33

 

 Статья”MMC Norilsk Nikel JSC”[w:] EMIC Emerging Markets Information Service, www. securities. 

com, от 17. 11. 2010 г.

34

 

 Радзивинович В. , Российский АвтоВАЗ требует национализации [w:] htt://wyborcz. pl/dzienni-

karze/1 от 17. 11. 2010 г.

35

 

 Cтуермер М. , Путин и возрождение России, Вроцлав 2009 г. , стр. 133-137. В настоящее время 

Российское государство имеет 38, 37 % акций этого предприятия, будучи самым большим акционером. 

Больше 24% акций этого предприятия имеет американский Bank of New York-пароль “Gasprom” [w:] 

EMIS…. , от 17. 11. 2010 г.

36

 

 Высказывание док. П. Серадзана для Польского Радио за границей 4 ноября 2010 года, архив 

автора.


background image

73

www.geopolitika.ru

ва и свободу европейцев в Европейском Союзе, каким является Хартия 

ЕС об Основных Правах. Ст. 17 этого документа констатирует прямо, 

что, «к

аждый может иметь , пользоваться, распоряжаться и передавать 

по наследству имущество , приобретенное

 

по закону»

. Этот артикул это 

единственная запись, относящаяся к частной собственности в наиболее 

важном документе Европейского Союза, определяющим гражданские 

права

37

. Впрочем, если рассматривать польскую конституцию, то она 

не охраняет и не предусматривает защиты, а тем самым равноценного 

функционирования других форм собственности, кроме частной

38

.

Разумеется, вышеизложенный тезис будет предметом более широкой 

дискуссии, но его постановка имеет целью показать, что вторжение Ев-

ропейского Союза, совершенное при помощи Европейской Политики 

Добрососедства , будет наталкиваться на очень важный барьер, который 

нужно воспринимать в категориях, прежде всего, особой экономиче-

ской величины.

Тем самым, по принципу противоположностей, мы вынуждены 

принять, что Европейский Союз представляет собой отдельную мир-

систему, действующую согласно установившимся историческим эко-

номическим нормам (идея заботливого государства и социальной ры-

ночной экономики

39

), культурным (европейская культура происходит, 

в основном, от римского наследия), языковым (признание  языков стран 

Европейского Союза государственными языками Европейского Союза), 

веры (христианская религия — католицизм и протестанские фракции, 

а также сильные атеистические и агноститеские

 

движения, 

40

  требую-

щие  отделения церкви от государства), и политическим (демократия)

41

названное  латинской или шире, западной цивилизацией. Ее законода-

тельной базой есть римское право, которое до самого высокого ранга  

поднимает частную собственность, понимаемую в американском стиле. 

Можно предположить, что первоначальная граница западноевропей-

ской цивилизации (Европы) мир-системы  проходит, начиная от вос-

точной политической границы Финляндии, вдоль границы Эстонии и 

Латвии, части территории Беларуси, Украины и Румынии, а также вдоль 

восточной границы Хорватии

42

. Это очередной важный определитель 

37

 

Карта Основных Прав Европейского Союза [w:] http://eur_lex. europa. eu/LexUriServ. do?uri=OJ:C:

2007:303:0001:0016:PL:PDF, от 17. 11. 2010 г.

38

 

 Конституция РП: арт. 20, 21 и 64.

39

 

 Колодко Г. ,Świаt na wyciągnięcie myśli, Варшава 2010 г. Стр. 132-133.

40

 

Рифкин Д. Европейские мечты. Как европейский образ будущего затмевает American dream, 

Варшава 2005, стр. 42

41

 

Интересное составление определений демократии в 25 европейских странах находится в работе  

Демократия в 25 странах Европейского Союза [w:] Зеленка И. , Европа как Империя. Новый взгляд на 

Европейский Союз, Варшава 2007 г. , стр. 106-107.

42

 

Граница была назначена в зависимости от взятых во внимание религиозного и этнического 


background image

74

Геополитика

разницы между Европейским Союзом и соседствующими странами, и 

даже Америкой.

Более того, Европейский Союз есть выражением того, что амери-

канский социолог называет 

европейскими мечтами

. Эта мысль, ставит на 

первое место качество жизни, устойчивое развитие или миролюбивую 

деятельность, которые вместе исключают в основном неограниченную 

аккумуляцию капитала единицами в капиталистическом, т. е. нелибе-

ральном духе

43

. Это имеет огромное влияние на методы работы. Амери-

канцы живут, чтобы работать, а европейцы работают, чтобы жить

44

. Ко-

нечно, это имеет значение, особенно во внешней политике, в отличие от 

внутренней. Снаружи Европейский Союз действует, правда мирными 

методами, но пользуясь инструментами широкого арсенала имперских 

действий. Инструменты эти не так, однако, видимы как американские. В 

смысле общественного приема имеет огромное значение аксиологиче-

ское. Например, на антиглобалистических протестах против политиков 

некоторых государств поджигают не европейские флаги, а американ-

ские. Террористические атаки скорее направлены не против Европей-

ского Союза в целом, а, в крайнем случае, против некоторых его членов 

и только тех, которые являлись или были союзниками США.  

Краткий анализ показателей могущества этих стран, а также вы-

шеописанные примеры разрешают допустить, что скорее мы имеем 

дело не с европейскими перифериями, а с иначе функционирующими 

государствами, создающими отдельные мир-системы (российскую и 

исламскую), в которых нет капиталистического денежного оборота в 

классической форме, и принимая во внимание огромное различие обще-

ственной, экономической и культурной основ. Конечно, нельзя отно-

ситься к обсуждаемым территориям, как более плохим цивилизациям. 

Просто они другие, отличные от западного мира и имеют совершенно 

другие исторические основания.

Европейская периферия.

В связи с отсутствием  вооружений, готовых к операционной дея-

тельности под общим звездно-полосатым флагом, Европейский Союз 

производит экспансию мирными действиями. Согалсно выводу, пока-

занном в прежнем подразделе, можно констатировать, что охват Евро-

пейским Союзом соседних стран программой Европейской Политики 

факторов. Автор тем самым помещает такие страны как Болгария, Греция и Румыния за западными 

цивилизованными границами. Этот факт может хорошо прояснить проблемы приспособления этих 

стран к требованиям Европейского Союза. Справочник-Eberhardt P. , Eastern Boundary of Latin Cirlisa-

tion, [w:]Geopolitical Studies vol. 11 Eastern Dimensions of European Union, Варшава 2003 г. , стр. 92, 87

43

 

 Рифкин Д. Европейские. . . . стр. 27 Мнением автора этой статьи только на этом этапе можно 

говорить о разновидностях капитализма.

44

 

 Тоже, стр. 78


background image

75

www.geopolitika.ru

Добрососедства, а также одобрение правительством этих стран такого 

решения означает попытку охвата доминирующим контролем внеш-

них государств — периферии Европейского Союза. Конечно, при та-

кой предпосылке возникает много вопросов о взаимоотношениях этих 

стран с Европейским центром. Наилучшим  доказательством является 

перечень, заключенный в Таблице № 1, сравнивающий могущество Ев-

ропейского Союза в целом со странами, которые участвуют в Европей-

ской Политике Соседства (Восточное партнерство, а также Европей-

ский Союз в регионе Средиземного Моря).

Таблица № 1. Общее могущество Европейского Союза в отно-

шению к странам, охваченных Европейской Политикой Добросо-

седства.

 

Рассматривая  вышеуказанную таблицу мы видим какое большое воз-

действие при помощи своего могущества оказывает Европейский Союз 

на оставшиеся соседние страны. Во всех этих странах, кроме Иордании, 

государства, которые входят в Европейский Союз, находятся в кругу