ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1208
Скачиваний: 1
71
www.geopolitika.ru
Создает ли Российская Федерация в этом контексте совсем другую
мир-систему? То, что отличает Россию от других стран — это величина
(самое большое государство мира), значение и способ функциониро-
вания. И близкое географическое положение с Европейским Союзом.
На международной арене это государство выделяется культурным во-
просом (например, системная коррупция, трактованная как своеобраз-
ный art gubernandum — показатель INE Freedom From Corruption —
150/183), традиционный, обвиняемый Западом авторитаризм, систему
власти, а тем самым, своебразную форму дистрибуции народного дохо-
да. Кроме того, Российская мировая-система действует по собственным
отличным правилам и нормам, вытекающим в результате исторического
опыта.
В экономике правительство этой страны неоднократно осуществля-
ло контроль над народным хозяйством. Чтобы вести интересы на вы-
соком уровне, нужны контакты на правительственной (политической)
ступени. Из них вытекают привилегии, а также и обязанности. Такого
рода общения немыслимы в странах Европейского Союза или в Амери-
ке. Билл Гейтс, создавая Microsft, не пользовался связями с Белым До-
мом. Белый Дом тоже не вмешивался в интересы Miсrosoft, несмотря на
то, что иногда действия этой фирмы могли быть противоречивы с пред-
ставленными американским правительством свободолюбивыми ценно-
стями
30
.
В России другая ситуация. В экономической истории России из-
вестны случаи, когда лично премьер–министр страны Владимир Путин
велел выплатить работникам просроченную заработную плату. Такой
приказ тотчас был выполнен в июне 2009 г. олигархом локального це-
ментного предприятия в Пикалево — Олегом Дерипаска
31
. Дополни-
тельно этот город получил на развитие денежную помощь в сумме 532
млн. рублей из центрального бюджета
32
. Это один из многочисленных
примеров сильного влияния российского правительства на ведение ин-
тересов “зависимых” олигархов. Если так быстро удалось развязать та-
кой незначительный относительно всей шкалы российского хозяйства
вопрос, то следует задуматься, какое влияние центральная власть имеет
30
Raport Amnesty International:People’s Republic of China Controls tighten as Internet activism
grows, № ASA 17/001/2004 от 24 января 2004 г. S. n. n. 10 [w:] http://www. amnesty. org/en/library/info/
ASA17/001/2004 от 17. 11. 2010 г.
31
Путин. Публично наказывает олигарха “Попрятались как тараканы” [w:] http://www. tvn24. pl/-1,
1603919, 0, 1, путин от 17. 11. 2010 г.
32
Постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2010 года № 1664-р, ” о
дотации для моногородов (в том же Пикалево). Сумма будет передана в бюджет Ленинградской
области, который „ в пределах государственной дотации осуществит в 2010 году комплексное действие
плана капиталовложения и модернизации г. Пикалево и Ленинградской области”, [w:] http://law.
kodeks. ru/egov/index?tid=0 &nd=902238804&prewDoc=902187895, от 17. 11. 2010 г.
72
Геополитика
на частные российские концерны. Стоит добавить, что Олег Дерипаска
является членом совета директоров ГМК Норильский Никель, предпри-
ятия, которому принадлежит самый большой литейный завод, перера-
батывающий медь в Норильске, а также является добывающим мировым
концерном, оперирующим не только на Дальнем Севере, но и в Амери-
ке, Ботсване и Австралии
33
.
Следующей абсурдной и не понятной, с точки зрения западных хо-
зяйственных идеологов, системой в российском хозяйстве, являются
требования российскими работниками национализации. Эти требова-
ния тоже выполняются, так как их реализация не только гарантирует
предупреждение разорения данного предприятия, но и делает его спо-
собным к функционированию
34
.
Другим качеством есть чрезвычайно сильная монополия государ-
ства в стратегических для государства отраслях, например, добыча на-
турального сырья, хотя бы газа. В 2006 году российское правительство
отнеслось к этому вопросу очень серьезно, почти силой вновь обре-
тая контроль над западными предприятиями в этом секторе и передав
Газпрому
35
. Впрочем, не только западных. До сих пор на территории
Европейского Союза как икона плохого отношения к предпринимате-
лям показан Михаил Ходорковский. Его процесс, касающийся обвине-
ния присвоения компаниями-дочками, принадлежащими ему концерна
ЮКОС, нефти, показан как один из стандартных примеров недостатка
демократии и нарушения прав человека в этой стране. Между тем, на
этот процесс следовало бы взглянуть как проведенное Кремлем пропа-
гандистское действие обретения контроля в хозяйстве, независимо от
цены в рамках длинного и усложненного процесса приватизации со вре-
мен Бориса Ельцина, то есть, наиболее важных предприятий, особенно
основных технологий и добывающей промышленности
36
. Это лишь не-
сколько примеров, которые можно цитировать.
Вышеизложенные подходы к частной собственности, как основа-
ния капиталистической системы стоят в радикальном противоречии
не только с положениями конституций отдельных стран Европейского
Союза, но так же с наиболее важным документом, определяющим пра-
33
Статья”MMC Norilsk Nikel JSC”[w:] EMIC Emerging Markets Information Service, www. securities.
com, от 17. 11. 2010 г.
34
Радзивинович В. , Российский АвтоВАЗ требует национализации [w:] htt://wyborcz. pl/dzienni-
karze/1 от 17. 11. 2010 г.
35
Cтуермер М. , Путин и возрождение России, Вроцлав 2009 г. , стр. 133-137. В настоящее время
Российское государство имеет 38, 37 % акций этого предприятия, будучи самым большим акционером.
Больше 24% акций этого предприятия имеет американский Bank of New York-пароль “Gasprom” [w:]
EMIS…. , от 17. 11. 2010 г.
36
Высказывание док. П. Серадзана для Польского Радио за границей 4 ноября 2010 года, архив
автора.
73
www.geopolitika.ru
ва и свободу европейцев в Европейском Союзе, каким является Хартия
ЕС об Основных Правах. Ст. 17 этого документа констатирует прямо,
что, «к
аждый может иметь , пользоваться, распоряжаться и передавать
по наследству имущество , приобретенное
по закону»
. Этот артикул это
единственная запись, относящаяся к частной собственности в наиболее
важном документе Европейского Союза, определяющим гражданские
права
37
. Впрочем, если рассматривать польскую конституцию, то она
не охраняет и не предусматривает защиты, а тем самым равноценного
функционирования других форм собственности, кроме частной
38
.
Разумеется, вышеизложенный тезис будет предметом более широкой
дискуссии, но его постановка имеет целью показать, что вторжение Ев-
ропейского Союза, совершенное при помощи Европейской Политики
Добрососедства , будет наталкиваться на очень важный барьер, который
нужно воспринимать в категориях, прежде всего, особой экономиче-
ской величины.
Тем самым, по принципу противоположностей, мы вынуждены
принять, что Европейский Союз представляет собой отдельную мир-
систему, действующую согласно установившимся историческим эко-
номическим нормам (идея заботливого государства и социальной ры-
ночной экономики
39
), культурным (европейская культура происходит,
в основном, от римского наследия), языковым (признание языков стран
Европейского Союза государственными языками Европейского Союза),
веры (христианская религия — католицизм и протестанские фракции,
а также сильные атеистические и агноститеские
движения,
40
требую-
щие отделения церкви от государства), и политическим (демократия)
41
,
названное латинской или шире, западной цивилизацией. Ее законода-
тельной базой есть римское право, которое до самого высокого ранга
поднимает частную собственность, понимаемую в американском стиле.
Можно предположить, что первоначальная граница западноевропей-
ской цивилизации (Европы) мир-системы проходит, начиная от вос-
точной политической границы Финляндии, вдоль границы Эстонии и
Латвии, части территории Беларуси, Украины и Румынии, а также вдоль
восточной границы Хорватии
42
. Это очередной важный определитель
37
Карта Основных Прав Европейского Союза [w:] http://eur_lex. europa. eu/LexUriServ. do?uri=OJ:C:
2007:303:0001:0016:PL:PDF, от 17. 11. 2010 г.
38
Конституция РП: арт. 20, 21 и 64.
39
Колодко Г. ,Świаt na wyciągnięcie myśli, Варшава 2010 г. Стр. 132-133.
40
Рифкин Д. Европейские мечты. Как европейский образ будущего затмевает American dream,
Варшава 2005, стр. 42
41
Интересное составление определений демократии в 25 европейских странах находится в работе
Демократия в 25 странах Европейского Союза [w:] Зеленка И. , Европа как Империя. Новый взгляд на
Европейский Союз, Варшава 2007 г. , стр. 106-107.
42
Граница была назначена в зависимости от взятых во внимание религиозного и этнического
74
Геополитика
разницы между Европейским Союзом и соседствующими странами, и
даже Америкой.
Более того, Европейский Союз есть выражением того, что амери-
канский социолог называет
европейскими мечтами
. Эта мысль, ставит на
первое место качество жизни, устойчивое развитие или миролюбивую
деятельность, которые вместе исключают в основном неограниченную
аккумуляцию капитала единицами в капиталистическом, т. е. нелибе-
ральном духе
43
. Это имеет огромное влияние на методы работы. Амери-
канцы живут, чтобы работать, а европейцы работают, чтобы жить
44
. Ко-
нечно, это имеет значение, особенно во внешней политике, в отличие от
внутренней. Снаружи Европейский Союз действует, правда мирными
методами, но пользуясь инструментами широкого арсенала имперских
действий. Инструменты эти не так, однако, видимы как американские. В
смысле общественного приема имеет огромное значение аксиологиче-
ское. Например, на антиглобалистических протестах против политиков
некоторых государств поджигают не европейские флаги, а американ-
ские. Террористические атаки скорее направлены не против Европей-
ского Союза в целом, а, в крайнем случае, против некоторых его членов
и только тех, которые являлись или были союзниками США.
Краткий анализ показателей могущества этих стран, а также вы-
шеописанные примеры разрешают допустить, что скорее мы имеем
дело не с европейскими перифериями, а с иначе функционирующими
государствами, создающими отдельные мир-системы (российскую и
исламскую), в которых нет капиталистического денежного оборота в
классической форме, и принимая во внимание огромное различие обще-
ственной, экономической и культурной основ. Конечно, нельзя отно-
ситься к обсуждаемым территориям, как более плохим цивилизациям.
Просто они другие, отличные от западного мира и имеют совершенно
другие исторические основания.
Европейская периферия.
В связи с отсутствием вооружений, готовых к операционной дея-
тельности под общим звездно-полосатым флагом, Европейский Союз
производит экспансию мирными действиями. Согалсно выводу, пока-
занном в прежнем подразделе, можно констатировать, что охват Евро-
пейским Союзом соседних стран программой Европейской Политики
факторов. Автор тем самым помещает такие страны как Болгария, Греция и Румыния за западными
цивилизованными границами. Этот факт может хорошо прояснить проблемы приспособления этих
стран к требованиям Европейского Союза. Справочник-Eberhardt P. , Eastern Boundary of Latin Cirlisa-
tion, [w:]Geopolitical Studies vol. 11 Eastern Dimensions of European Union, Варшава 2003 г. , стр. 92, 87
43
Рифкин Д. Европейские. . . . стр. 27 Мнением автора этой статьи только на этом этапе можно
говорить о разновидностях капитализма.
44
Тоже, стр. 78
75
www.geopolitika.ru
Добрососедства, а также одобрение правительством этих стран такого
решения означает попытку охвата доминирующим контролем внеш-
них государств — периферии Европейского Союза. Конечно, при та-
кой предпосылке возникает много вопросов о взаимоотношениях этих
стран с Европейским центром. Наилучшим доказательством является
перечень, заключенный в Таблице № 1, сравнивающий могущество Ев-
ропейского Союза в целом со странами, которые участвуют в Европей-
ской Политике Соседства (Восточное партнерство, а также Европей-
ский Союз в регионе Средиземного Моря).
Таблица № 1. Общее могущество Европейского Союза в отно-
шению к странам, охваченных Европейской Политикой Добросо-
седства.
Рассматривая вышеуказанную таблицу мы видим какое большое воз-
действие при помощи своего могущества оказывает Европейский Союз
на оставшиеся соседние страны. Во всех этих странах, кроме Иордании,
государства, которые входят в Европейский Союз, находятся в кругу