Файл: Геополитика номер 14.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1205

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

76

Геополитика

наиболее важных торговых партнеров

45

. Конечно, это не только эконо-

мическое воздействие, но также политическое и ментальное. Доминиро-

вание Европейского Союза как самого большого производителя ВВП, а 

также имеющего демографический перевес, ясно указывает на огромные 

возможности взаимодействия, особенно, что соседство с европейски-

ми странами характеризует огромное желание взаимосотрудничества в 

очень многих плоскостях,начиная  от хозяйства до культуры.

Вопрос, который отличает страны, особенно которые находятся на 

южном берегу Средиземного моря — это огромный контраст побере-

жий. На юге находится мало больших городов, в сравнении с европей-

ским побережьем. Юг Средиземного моря намного меньше развит чем 

северное побережье. Разница уровня жизни показывает, что на глобаль-

ном уровне больше всего просьб о получении убежища подается именно 

в Европейский Союз

46

. В 2008 году пришли к выводу, что каждый год на 

европейскую территорию прибывает от 350 до 500 тыс. нелегальных ми-

грантов

47

. Только эти показатели показывают, какой это большой магнит 

и с какими большими проблемами сталкивается Европейский Союз. Эти 

проблемы дополнительно усиливают факт существования небольшого ге-

ографического расстояния не только между решающими центрами  пери-

ферийных стран и Брюсселем (на практике это пять часов полета самоле-

том), но и непосредственное соседство с европейскими государствами

48

.

Сравнивая эти данные, можно спекулировать,  что Беларусь или 

Украина представляют собой периферию/полупериферию России или 

Европейского Союза. Важно подчеркнуть, что эти страны, охваченные 

Восточным Партнерством, кроме Грузии, принадлежат СНГ, однако тор-

говые контакты с Россией облегчают ментальное мышление или языко-

вые вопросы. Не меняет это, однако, факта, что СНГ не имеет настолько  

мощного экономического веса как Европейский Союз, а экономические 

вопросы не являются главным интересом  членов этой организации

49

. Вы-

45 

 В этом обществе самым главным потребителем  Израиля являются США (Европейский 

Союз занимает второе место), а также Иордания, экспорт которой, в сравнении с Европейским 

Союзом очень мал. Европейский Союз находится на первом месте импортеров. Для Белоруси  первым 

импортером является Россия(58, 5% всего импорта), Европейский Союз занимает второе место (22, 9% 

импорта). Похожая ситуация имеет место в случае Украины, хотя соотношения очень похожи. В эту 

страну с России импортируется 35, 4% всей продукции, а с Европейского Союза только 31, 8%. Данные 

взяты из CIA — The World Factbook I Trade and tariff indicators, The World Trade Organization [w:] http//

www. wto. opg/englich/res-e/statis-e-statis-maps-e. htm. от 17. 11. 2010 г.
46  Хенн С. , Новый пакт о миграции даст направление иммиграционной политики Европейского 

Союза [w:]http://www. euranet. eu/pol/Raporty/Imigracja-legalna/  от 17. 11. 2010г.
47 

Никлевич К. , Европейская комиссия хочет расправиться с нелегальной иммиграцией, 

http;//gazetapraca/1, 90443, 4137274. html, от 17. 11. 2010 г. 
48 

 Если примем, что морская граница до какой-то степени равносильна с сухопутной, 

только Мавритания и Иордания, на юге Молдавия, Грузия, Армения и Азейбарджан не граничат с 

Европейским Союзом.
49 

Последний документ хозяйственного характера, принятый Советом Директоров 


background image

77

www.geopolitika.ru

ключая из этого круга условно Беларусь

50

, можно предположить, что госу-

дарства, охваченные программой Восточного партнерства, представляют 

собой Европейскую периферию.

Это ситуация не означает, что принятие в будущем в Европейский 

Союз будет равносильно с принадлежностью к центру. Совсем наобо-

рот. Раздел на центр и периферию может продолжаться и углублять-

ся и  дальше. Хорошим примером является Польша, которая есть 

типичным основным  периферийным европейским государством и 

статус которой, вследствие вступления в Европейский Союз, был за-

креплен, вместо ожидаемого перехода к статусу полпериферийного, 

который наша страна имела еще в 70-х годах  XX века

51

.

Последним показателем периферийности стран вокруг Европей-

ского Союза является факт, что эти страны  согласились одобрить 

практическое измерение СНГ в виде программы Восточного Пар-

тнерства и Европейского Союза региона Средиземного моря, согла-

шаясь на принятие условий и  стандартов, продиктованные внешним 

, по отношении к ним, заграничным субъектом.

Европейская Политика Добрососедства — хозяйственное 

вторжение

ЕПД  — это во многих случаях закамуфлированный подход стать 

членом Европейского Союза, однако путем кропотливой и продол-

жительной эволюции, которая в некоторых случаях, как мы оцени-

ваем, может длиться несколько десятков лет. Конечно, охват ЕПД ни 

в коем случае не означает даже начало союзных переговоров. Непо-

средственно ЕПД не представляет собой приглашение в Союз. Ибо 

ни в каком документе, определяющем эту политику, такое предложе-

ние не зафиксировано. Сейчас официально ЕПД в сфере глубокой 

интеграции (на нынешнем этапе союза) и касается исключительно 

восточных стран

52

, а не южных. Среди южных стран, охваченных 

ЕПД, наиболее большие шансы на возможное вступление в Европей-

ский Союз имеет только Марокко

53

.

Правительства СНГ

 

от 30 ноября 2000 г. [w:]http;//cis. minsk. by/main. aspx?uid=76. 34, от 17. 11. 2010 г.

50 

Беларусь вместе с Россией создает отдельное союзное государство, называемое Союз 

России с Белорусью. См. Справочник Свежак П. , Беларусько — российские экономические отношения 

[w:] Национальная безопасность 1-2010/13, Варшава 2010 г. Стр. 60-65
51 

Маймурок  Я. РП, проект периферийной модернизации, [w:] РП без предупреждений, 

Варшава 2010, стр. 85.
52  Общая декларация принятая во время верхушки Восточного Партнерства в Праге, Брюссели, 7 

мая 2009 г. , http://www. concilium. europa. eu/ueDocs/cms-Data/docs/pressdata/PL/er/107647. pdf, стр. 6 

от 17. 10. 2010 г.
53  Решчинский Л. , Марокко как пример приоритета южного вектора в Европейской Политике 

Соседства Лукаш Решчинский, выступление на конференции “Европейская Политика Соседства” 

в Торуню  18 мая 2010 года, высказывание дополнительно авторизованное на потребности этого 

текста, записка в архиве автора. В 1987 году Мароко внесло предложение о принятии в Европейские 


background image

78

Геополитика

Хозяйственные вопросы представляют собой один из самых важ-

ных аспектов соглашения с Европейским Союзом. Польско-шведское 

предложение Восточного Партнерства, включало требование, опреде-

ленное, 

как 

Установление углубленной зоны Свободной Торговли, по-

строенной на основе серии индивидуальных  углубленных переговоров 

и всесторонних договоров о свободной торговле между Европейским 

Союзом и партнерскими странами

54

Идентичный характер имеют 

документы, касающиеся постановления Союза в пользу Региона Среди-

земного Моря. Резолюция Европейского Парламента уже в первом пун-

кте своего решения, после обсуждения предыдущих шагов и выражения 

всех оговорок и замечаний, прямо говорит об экономической интегра-

ции

55

.

В этом месте следует заметить, что европейские интересы на юге 

имеют совершенно другой характер, чем на востоке. Задачей Средизем-

номорского Союза, во-первых — сделать этот район более стабильным 

(особенно израильско-палестинский конфликт), во-вторых -обезопа-

сить получения энергоносителей

56

. Целью Восточного Партнерства 

есть не только стабилизация партнерских стран, но и подготовка удоб-

ного трамполина для более дальней экспансии на восток.

На практике, определенные в начале условия — это ни что другое, 

как намерение осуществления собственного экономического влияния, 

связанного с увеличением рынка торгового обмена, а в более далекой 

перспективе — создание политической платформы для приобретения 

поступлений с налогов. Кроме того, более сильные европейские пред-

приятия, благодаря либерализации доступа к партнерским рынкам, бу-

дут все более агрессивно вторгаться в местные хозяйства, исключая из 

экономики более слабые локальные предприятия, а так же их продукты и 

услуги. Достаточно будет увеличить импорт в эти страны. Важно в этом 

месте обратить внимание, что европейские страны уже в большой мере 

являются главными торговыми партнерами стран, охваченных ЕПД. Бо-

лее того, дополнительной мерой огромной силы будет являться факт, что 

Европейский Союз допускает финансирование расходов целенаправ-

ленной приостановки производства продовольствия (например регули-

общности, однако осталось  оно  в тогда отклонено. Справочник :Что нужно знать о расширении 

Европейского Союза, Люксембург 2009 г. , стр. 10 [w:] http://ec. europa. eu/enlargement/pdf/publication/

screen_mythfacts_a5_pl/pdf, от 17. 11. 2010 г.
54 

Война Б. , Гняздовский М. , Восточное Партнерство — рапорт открытия, Варшава 2009 — 

также: Польско-Шведское предложение: Восточное Партнерство, июнь 2008, стр. 71.
55   Пункт I резолюции Европейского Парламента от 19 февраля 2009 года по делу брюссельского 

процесса — в пользу Региона Средиземного Моря (2008/2231(INI) [w:] http://eur-lex. europa. eu/Lex-

UriServ. do?uri=OJ:C:2010:076E:0076:0083:PL:PDF, от 17. 11. 2010 г.
56   Борковский Я. П. , Евросредиземноморское партнерство, Варшава 2005, стр. 82, а также таблицы 

4. 1. и 4. 2 на стр. 88.


background image

79

www.geopolitika.ru

рования рынка молока) или поддержки производителей в целях удержа-

ния цен на определенном уровне (прямые дотации). Оценивается, что 

каждый год из бюджета на эту цель предназначено потратить приблизи-

тельно 55 млрд. евро, которые в действительности в значительной мере 

попадают к концернам и большим сельскохозяйственным владельцам, 

вместо семейных сельскохозяйственных хозяйств. Вся же Общая Сель-

скохозяйственная политика поглощает около 40% европейского бюдже-

та

57

. Сумма эта, в некоторых случаях, превышает ВВП некоторых сосед-

них стран, например Албании, Грузии или Туниса.

В документах на тему ЕПД очень часто переплетается показатель 

роста, но в пределах так называемого уравновешенного развития 

он принят как знак равновесия между отраслями — экономической 

(хозяйственное развитие и справедливое распределение народного 

дохода), общественной (постоянное общественное развитие, доступ 

к образованию и медицинской помощи) и естественной средой 

(рациональное хозяйствование запасами окружающей среды, 

ограничение ее загрязнения). Целью является выработка такого 

образа жизни, который сохранит нынешним и будущим поколениям 

безопасное будущее

58

. На практике это обозначает строительство 

экономически стабильного общества, определенного как гражданское, 

в странах, которые являются, прежде всего европейским центром, на 

уровне приближенном к качеству жизни нынешнего среднего класса, 

охватывающего наиболее широкие слои населения. Это стремление, 

несмотря на благородство цели, будет приобретать  размер экспансии и 

хозяйственного дренажа периферии как в форме медленного процесса 

поглощения предприятий посредством конкуренции, так и десанта 

специалистов и образованных лиц в европейские страны, а также 

внедрение рыночных стандартов согласно с западными интересами, 

как это имело место в Польше

59

. Именно бенефициенты этого 

общественного слоя, представляющие собой, как сейчас оценивается 

от 40% до 60 % совокупности всего западноевропейского общества

60

особенно в старой Европе, диктуют вышеупомянутые условия. 

Политические представители этого слоя, начиная от Германа Ван 

57  Больше (w:] http://www. farmsubsigy. org/, от 17. 11. 2010; Гроховская Р. , Косер К. , как 

восстановить удостоверение  Общей Сельскохозяйственной Политики. Материал  о будущем Общей 

Седьскохозяйственной политики  после  2013 года. , [w:] Европейский Институт № 1(53) 2010, Варшава 

2010, стр. 80-81.
58  Осыпинская А. , Экология, общество, хозяйство — концепция уравновешенного развития. [w:] 

http://histmag. org/?id=952 от 17. 11. 2010 г.
59  Титтенбрун Я., Z deszczu pod rynnę, Меандры польской приватизации, том 1, Познань 2007 г. , 

стр. 108.
60  Доманский Х. , термин ”средний класс” [w:] Энциклопедия социологии, том 2, Варшава 1999, стр. 

19.


background image

80

Геополитика

Ромпея, а заканчивая Жаном-Мари Ле Пен, часто невербально являются 

выразителями этих лозунгов и стремлений, согласно с экономическими 

интересами самой большой общественной группы, будучи основанием 

политики Европейского Союза по отношению к соседним странам.

На практике такое решение применили тогдашние Европейские об-

щества в отношении Польши в так называемой Европейской Системе, 

которая снимала, между прочим, таможенные барьеры или облегчала 

проникновение сильных европейских предприятий на более слабого и 

неопытный польский рынок

61

. В будущем, изменения, генерированные 

Европейским Союзом Партнерства  должны будут вызвать похожие дей-

ствия и процессы, которые будут помогать из-за внедрения механизмов, 

как в юридическом направлении, так и экономическом, начать экономи-

ческую перестройку стран и обществ в сторону увеличения их потреби-

тельских способностей. 

Сомнительным является  то, чтобы на этих территориях возникли 

сильные отечественные предприятия, готовые к эффективной конку-

ренции в международном масштабе. Важно здесь подчеркнуть, что в 

первой сотне в списке пятьсот самых больших европейских предпри-

ятий в 2010 году в отношении рыночной стоимости, находится только 

одно предприятие из стран, принятых в Европейский Союз после 2004 

года

62

. Идентичная закономерность будет касаться предприятий на тер-

риториях  стран, охваченных Европейским Союзом, которые скорее не 

имеют большой возможности занять заметную позицию на шкале всей 

Европы или Европейского Союза.

Хозяйственное вторжение на юге Европейского Союза направляет-

ся в сторону создания Средиземного Моря внутренним европейским 

морем №2 после Балтийского. Такая ситуация станет причиной того, 

что торговый обмен среди стран, сосредоточенных на этой территории 

вернется к ситуации, известной еще с давних времен Римской Импе-

рии

63

. Это одно стремление должно касаться стран, объятых Восточным 

Партнерством, с разницей, что кроме прибыли, вытекающей из доми-

нировании на рынке, Европа приобретет подходящий плацдарм к более 

дальней экспансии на территорию России а также Азиатский Средний 

Восток.

61  Европейская система устанавливающая союз между Польской Республикой, с одной стороны, 

а Европейскими сообществами и партнерскими странами, с другой стороны. Дневник законов 94. 

11. 38, особенно разделы III (свободный оборот товарами), IV (Оборот работниками закладывание 

предприятий, оборот в сфере обслуживания).
62   Рейтинг журнала Financial Times. Идет разговор о чешский CEZ Group, который находится на 

93 месте. Первые польские предприятия, соответствующим образом, занимают 153 (Pekao SA) и 154 

место -(PRO BP). Рейтинг учитывает тоже российские предприятия — [w:] Europe 500 2010, The world’s 

largest companies, http://media. ft. com/cms/68c478a2-68b9-11df-96f1-00144feab49a. pdf, от 17. 11. 2010 г.
63  Кары M. , Скуллард Х. , История Рима, том 2, Варшава 1992, стр. 126.