ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1205
Скачиваний: 1
76
Геополитика
наиболее важных торговых партнеров
45
. Конечно, это не только эконо-
мическое воздействие, но также политическое и ментальное. Доминиро-
вание Европейского Союза как самого большого производителя ВВП, а
также имеющего демографический перевес, ясно указывает на огромные
возможности взаимодействия, особенно, что соседство с европейски-
ми странами характеризует огромное желание взаимосотрудничества в
очень многих плоскостях,начиная от хозяйства до культуры.
Вопрос, который отличает страны, особенно которые находятся на
южном берегу Средиземного моря — это огромный контраст побере-
жий. На юге находится мало больших городов, в сравнении с европей-
ским побережьем. Юг Средиземного моря намного меньше развит чем
северное побережье. Разница уровня жизни показывает, что на глобаль-
ном уровне больше всего просьб о получении убежища подается именно
в Европейский Союз
46
. В 2008 году пришли к выводу, что каждый год на
европейскую территорию прибывает от 350 до 500 тыс. нелегальных ми-
грантов
47
. Только эти показатели показывают, какой это большой магнит
и с какими большими проблемами сталкивается Европейский Союз. Эти
проблемы дополнительно усиливают факт существования небольшого ге-
ографического расстояния не только между решающими центрами пери-
ферийных стран и Брюсселем (на практике это пять часов полета самоле-
том), но и непосредственное соседство с европейскими государствами
48
.
Сравнивая эти данные, можно спекулировать, что Беларусь или
Украина представляют собой периферию/полупериферию России или
Европейского Союза. Важно подчеркнуть, что эти страны, охваченные
Восточным Партнерством, кроме Грузии, принадлежат СНГ, однако тор-
говые контакты с Россией облегчают ментальное мышление или языко-
вые вопросы. Не меняет это, однако, факта, что СНГ не имеет настолько
мощного экономического веса как Европейский Союз, а экономические
вопросы не являются главным интересом членов этой организации
49
. Вы-
45
В этом обществе самым главным потребителем Израиля являются США (Европейский
Союз занимает второе место), а также Иордания, экспорт которой, в сравнении с Европейским
Союзом очень мал. Европейский Союз находится на первом месте импортеров. Для Белоруси первым
импортером является Россия(58, 5% всего импорта), Европейский Союз занимает второе место (22, 9%
импорта). Похожая ситуация имеет место в случае Украины, хотя соотношения очень похожи. В эту
страну с России импортируется 35, 4% всей продукции, а с Европейского Союза только 31, 8%. Данные
взяты из CIA — The World Factbook I Trade and tariff indicators, The World Trade Organization [w:] http//
www. wto. opg/englich/res-e/statis-e-statis-maps-e. htm. от 17. 11. 2010 г.
46 Хенн С. , Новый пакт о миграции даст направление иммиграционной политики Европейского
Союза [w:]http://www. euranet. eu/pol/Raporty/Imigracja-legalna/ от 17. 11. 2010г.
47
Никлевич К. , Европейская комиссия хочет расправиться с нелегальной иммиграцией,
http;//gazetapraca/1, 90443, 4137274. html, от 17. 11. 2010 г.
48
Если примем, что морская граница до какой-то степени равносильна с сухопутной,
только Мавритания и Иордания, на юге Молдавия, Грузия, Армения и Азейбарджан не граничат с
Европейским Союзом.
49
Последний документ хозяйственного характера, принятый Советом Директоров
77
www.geopolitika.ru
ключая из этого круга условно Беларусь
50
, можно предположить, что госу-
дарства, охваченные программой Восточного партнерства, представляют
собой Европейскую периферию.
Это ситуация не означает, что принятие в будущем в Европейский
Союз будет равносильно с принадлежностью к центру. Совсем наобо-
рот. Раздел на центр и периферию может продолжаться и углублять-
ся и дальше. Хорошим примером является Польша, которая есть
типичным основным периферийным европейским государством и
статус которой, вследствие вступления в Европейский Союз, был за-
креплен, вместо ожидаемого перехода к статусу полпериферийного,
который наша страна имела еще в 70-х годах XX века
51
.
Последним показателем периферийности стран вокруг Европей-
ского Союза является факт, что эти страны согласились одобрить
практическое измерение СНГ в виде программы Восточного Пар-
тнерства и Европейского Союза региона Средиземного моря, согла-
шаясь на принятие условий и стандартов, продиктованные внешним
, по отношении к ним, заграничным субъектом.
Европейская Политика Добрососедства — хозяйственное
вторжение
ЕПД — это во многих случаях закамуфлированный подход стать
членом Европейского Союза, однако путем кропотливой и продол-
жительной эволюции, которая в некоторых случаях, как мы оцени-
ваем, может длиться несколько десятков лет. Конечно, охват ЕПД ни
в коем случае не означает даже начало союзных переговоров. Непо-
средственно ЕПД не представляет собой приглашение в Союз. Ибо
ни в каком документе, определяющем эту политику, такое предложе-
ние не зафиксировано. Сейчас официально ЕПД в сфере глубокой
интеграции (на нынешнем этапе союза) и касается исключительно
восточных стран
52
, а не южных. Среди южных стран, охваченных
ЕПД, наиболее большие шансы на возможное вступление в Европей-
ский Союз имеет только Марокко
53
.
Правительства СНГ
от 30 ноября 2000 г. [w:]http;//cis. minsk. by/main. aspx?uid=76. 34, от 17. 11. 2010 г.
50
Беларусь вместе с Россией создает отдельное союзное государство, называемое Союз
России с Белорусью. См. Справочник Свежак П. , Беларусько — российские экономические отношения
[w:] Национальная безопасность 1-2010/13, Варшава 2010 г. Стр. 60-65
51
Маймурок Я. РП, проект периферийной модернизации, [w:] РП без предупреждений,
Варшава 2010, стр. 85.
52 Общая декларация принятая во время верхушки Восточного Партнерства в Праге, Брюссели, 7
мая 2009 г. , http://www. concilium. europa. eu/ueDocs/cms-Data/docs/pressdata/PL/er/107647. pdf, стр. 6
от 17. 10. 2010 г.
53 Решчинский Л. , Марокко как пример приоритета южного вектора в Европейской Политике
Соседства Лукаш Решчинский, выступление на конференции “Европейская Политика Соседства”
в Торуню 18 мая 2010 года, высказывание дополнительно авторизованное на потребности этого
текста, записка в архиве автора. В 1987 году Мароко внесло предложение о принятии в Европейские
78
Геополитика
Хозяйственные вопросы представляют собой один из самых важ-
ных аспектов соглашения с Европейским Союзом. Польско-шведское
предложение Восточного Партнерства, включало требование, опреде-
ленное,
как
Установление углубленной зоны Свободной Торговли, по-
строенной на основе серии индивидуальных углубленных переговоров
и всесторонних договоров о свободной торговле между Европейским
Союзом и партнерскими странами
54
.
Идентичный характер имеют
документы, касающиеся постановления Союза в пользу Региона Среди-
земного Моря. Резолюция Европейского Парламента уже в первом пун-
кте своего решения, после обсуждения предыдущих шагов и выражения
всех оговорок и замечаний, прямо говорит об экономической интегра-
ции
55
.
В этом месте следует заметить, что европейские интересы на юге
имеют совершенно другой характер, чем на востоке. Задачей Средизем-
номорского Союза, во-первых — сделать этот район более стабильным
(особенно израильско-палестинский конфликт), во-вторых -обезопа-
сить получения энергоносителей
56
. Целью Восточного Партнерства
есть не только стабилизация партнерских стран, но и подготовка удоб-
ного трамполина для более дальней экспансии на восток.
На практике, определенные в начале условия — это ни что другое,
как намерение осуществления собственного экономического влияния,
связанного с увеличением рынка торгового обмена, а в более далекой
перспективе — создание политической платформы для приобретения
поступлений с налогов. Кроме того, более сильные европейские пред-
приятия, благодаря либерализации доступа к партнерским рынкам, бу-
дут все более агрессивно вторгаться в местные хозяйства, исключая из
экономики более слабые локальные предприятия, а так же их продукты и
услуги. Достаточно будет увеличить импорт в эти страны. Важно в этом
месте обратить внимание, что европейские страны уже в большой мере
являются главными торговыми партнерами стран, охваченных ЕПД. Бо-
лее того, дополнительной мерой огромной силы будет являться факт, что
Европейский Союз допускает финансирование расходов целенаправ-
ленной приостановки производства продовольствия (например регули-
общности, однако осталось оно в тогда отклонено. Справочник :Что нужно знать о расширении
Европейского Союза, Люксембург 2009 г. , стр. 10 [w:] http://ec. europa. eu/enlargement/pdf/publication/
screen_mythfacts_a5_pl/pdf, от 17. 11. 2010 г.
54
Война Б. , Гняздовский М. , Восточное Партнерство — рапорт открытия, Варшава 2009 —
также: Польско-Шведское предложение: Восточное Партнерство, июнь 2008, стр. 71.
55 Пункт I резолюции Европейского Парламента от 19 февраля 2009 года по делу брюссельского
процесса — в пользу Региона Средиземного Моря (2008/2231(INI) [w:] http://eur-lex. europa. eu/Lex-
UriServ. do?uri=OJ:C:2010:076E:0076:0083:PL:PDF, от 17. 11. 2010 г.
56 Борковский Я. П. , Евросредиземноморское партнерство, Варшава 2005, стр. 82, а также таблицы
4. 1. и 4. 2 на стр. 88.
79
www.geopolitika.ru
рования рынка молока) или поддержки производителей в целях удержа-
ния цен на определенном уровне (прямые дотации). Оценивается, что
каждый год из бюджета на эту цель предназначено потратить приблизи-
тельно 55 млрд. евро, которые в действительности в значительной мере
попадают к концернам и большим сельскохозяйственным владельцам,
вместо семейных сельскохозяйственных хозяйств. Вся же Общая Сель-
скохозяйственная политика поглощает около 40% европейского бюдже-
та
57
. Сумма эта, в некоторых случаях, превышает ВВП некоторых сосед-
них стран, например Албании, Грузии или Туниса.
В документах на тему ЕПД очень часто переплетается показатель
роста, но в пределах так называемого уравновешенного развития
он принят как знак равновесия между отраслями — экономической
(хозяйственное развитие и справедливое распределение народного
дохода), общественной (постоянное общественное развитие, доступ
к образованию и медицинской помощи) и естественной средой
(рациональное хозяйствование запасами окружающей среды,
ограничение ее загрязнения). Целью является выработка такого
образа жизни, который сохранит нынешним и будущим поколениям
безопасное будущее
58
. На практике это обозначает строительство
экономически стабильного общества, определенного как гражданское,
в странах, которые являются, прежде всего европейским центром, на
уровне приближенном к качеству жизни нынешнего среднего класса,
охватывающего наиболее широкие слои населения. Это стремление,
несмотря на благородство цели, будет приобретать размер экспансии и
хозяйственного дренажа периферии как в форме медленного процесса
поглощения предприятий посредством конкуренции, так и десанта
специалистов и образованных лиц в европейские страны, а также
внедрение рыночных стандартов согласно с западными интересами,
как это имело место в Польше
59
. Именно бенефициенты этого
общественного слоя, представляющие собой, как сейчас оценивается
от 40% до 60 % совокупности всего западноевропейского общества
60
,
особенно в старой Европе, диктуют вышеупомянутые условия.
Политические представители этого слоя, начиная от Германа Ван
57 Больше (w:] http://www. farmsubsigy. org/, от 17. 11. 2010; Гроховская Р. , Косер К. , как
восстановить удостоверение Общей Сельскохозяйственной Политики. Материал о будущем Общей
Седьскохозяйственной политики после 2013 года. , [w:] Европейский Институт № 1(53) 2010, Варшава
2010, стр. 80-81.
58 Осыпинская А. , Экология, общество, хозяйство — концепция уравновешенного развития. [w:]
http://histmag. org/?id=952 от 17. 11. 2010 г.
59 Титтенбрун Я., Z deszczu pod rynnę, Меандры польской приватизации, том 1, Познань 2007 г. ,
стр. 108.
60 Доманский Х. , термин ”средний класс” [w:] Энциклопедия социологии, том 2, Варшава 1999, стр.
19.
80
Геополитика
Ромпея, а заканчивая Жаном-Мари Ле Пен, часто невербально являются
выразителями этих лозунгов и стремлений, согласно с экономическими
интересами самой большой общественной группы, будучи основанием
политики Европейского Союза по отношению к соседним странам.
На практике такое решение применили тогдашние Европейские об-
щества в отношении Польши в так называемой Европейской Системе,
которая снимала, между прочим, таможенные барьеры или облегчала
проникновение сильных европейских предприятий на более слабого и
неопытный польский рынок
61
. В будущем, изменения, генерированные
Европейским Союзом Партнерства должны будут вызвать похожие дей-
ствия и процессы, которые будут помогать из-за внедрения механизмов,
как в юридическом направлении, так и экономическом, начать экономи-
ческую перестройку стран и обществ в сторону увеличения их потреби-
тельских способностей.
Сомнительным является то, чтобы на этих территориях возникли
сильные отечественные предприятия, готовые к эффективной конку-
ренции в международном масштабе. Важно здесь подчеркнуть, что в
первой сотне в списке пятьсот самых больших европейских предпри-
ятий в 2010 году в отношении рыночной стоимости, находится только
одно предприятие из стран, принятых в Европейский Союз после 2004
года
62
. Идентичная закономерность будет касаться предприятий на тер-
риториях стран, охваченных Европейским Союзом, которые скорее не
имеют большой возможности занять заметную позицию на шкале всей
Европы или Европейского Союза.
Хозяйственное вторжение на юге Европейского Союза направляет-
ся в сторону создания Средиземного Моря внутренним европейским
морем №2 после Балтийского. Такая ситуация станет причиной того,
что торговый обмен среди стран, сосредоточенных на этой территории
вернется к ситуации, известной еще с давних времен Римской Импе-
рии
63
. Это одно стремление должно касаться стран, объятых Восточным
Партнерством, с разницей, что кроме прибыли, вытекающей из доми-
нировании на рынке, Европа приобретет подходящий плацдарм к более
дальней экспансии на территорию России а также Азиатский Средний
Восток.
61 Европейская система устанавливающая союз между Польской Республикой, с одной стороны,
а Европейскими сообществами и партнерскими странами, с другой стороны. Дневник законов 94.
11. 38, особенно разделы III (свободный оборот товарами), IV (Оборот работниками закладывание
предприятий, оборот в сфере обслуживания).
62 Рейтинг журнала Financial Times. Идет разговор о чешский CEZ Group, который находится на
93 месте. Первые польские предприятия, соответствующим образом, занимают 153 (Pekao SA) и 154
место -(PRO BP). Рейтинг учитывает тоже российские предприятия — [w:] Europe 500 2010, The world’s
largest companies, http://media. ft. com/cms/68c478a2-68b9-11df-96f1-00144feab49a. pdf, от 17. 11. 2010 г.
63 Кары M. , Скуллард Х. , История Рима, том 2, Варшава 1992, стр. 126.