Файл: Геополитика номер 14.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1203

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

81

www.geopolitika.ru

Европейская Политика Добрососедства — предупредительное 

вторжение

Внедряя ЕПД Европейский Союз ведет также своеобразную пред-

упредительную войну не военного характера, имеющего в виду исклю-

чение главной угрозы для своего общественного и экономического 

функционирования. Процесс этот происходит путем внедрения вы-

шеупомянутых идеологий устойчивого развития, которая делает упор 

на борьбу с коррупцией, общественным исключением или неравно-

мерным отношением к окружающим ее границами стран, способству-

ет исключению очагов потенциальных конфликтов и явлений, которые 

могут привести в будущем к отрицательным последствиям для самого 

Европейского Союза. Этим самым Европа настаивает на внедрение 

программ уважения прав человека, демократии или внедрения мировых 

процессов

64

, особенно перед лицом таких угроз, как терроризм или рас-

пространение оружия массового уничтожения. Европа прекрасно отда-

ет себе отчет также другим угрозам, определенных в Европейской Стра-

тегии Безопасности. Принадлежат к ним, кроме того, такие вопросы, как 

региональные конфликты, слабость государств, а так же организованная 

преступность. Они определены как “ключевая угроза” (Key Threats)

65

.

Умело определенные угрозы — это не все. Внедрение Европой ряда 

мероприятий в странах, которые имеют границы с Европейским Союзом 

станет причиной не только уменьшения европейских расходов на преду-

преждение патологических проблем, а также продолжительного эффек-

та, но должно содействовать увеличению европейской безопасности, а, 

тем самым, безопасности средств европейских доходов. Это широко на-

меченное либеральное  действие облегчит не только функционирование 

европейских предприятий согласно европейскому менталитету, а также 

установит определенные правила, действующие в духе свободного рын-

ка на территории Европы. Например, давление по созданию широкого 

рынка без барьеров, исходящее из Брюсселя, имеет целью ограничение 

контрабанды, которая негативно действует на весь доход европейского 

бюджета

66

, а также негативно влияет на условия конкуренции в рамках 

рыночного торгового обмена, т. е. на весь европейский рынок.

Конечно, такие предпосылки не могут функционировать в полити-

ческом вакууме. Политическая система, которой располагает Европей-

ский Союз, это, конечно, демократия. Такое внедрение предполагает, 

64  Общий объем  этих политик [w:]http://eeas. europa. eu/policies/index-en. htm, от 17. 11. 2010 г.
65  A Secure Europe in a Better World, European Security Strategy, Brussels, 12 декабря 2003 года [w:] 

http://www. consilium. europa. eu/uedocs/cmsUpload/78367. pdf, стр. 3-5 от 17. 11. 2010 года.
66  Война Б. , Гняздовский Н. , Восточное партнерство — рапорт открытия, Варшава 2009 — здесь: 

минирапорты касающиеся отдельных стран, охваченных Восточным Партнерством стр. 57-68, здесь 

же: Предложение Польско-Шведское: Восточное Партнерство, июнь 2008, стр. 71-73.


background image

82

Геополитика

что большинство европейских учреждений должны выполнять базо-

вые стандарты, которые могут дать основание для подтверждения, что 

данная страна выполняет требования демократии. К ним принадлежат 

уважение прав человека и основных прав свободы, право на участие в 

проведении общественных дел, плюралистическая система партий и 

политических организаций, уважение основ закона страны, разделение 

властей и независимый суд, прозрачность и несение ответственности в 

публичной администрации, а также свободные, независимые и плюра-

листические средства массовой информации

67

. Установление таких пра-

вил в странах, окружающих Европейский Союз, не только предотвратит 

в будущем опасность нарушения этой системы некоторыми странами, 

потенциально недовольными изменениями, проведенных Европейским 

Союзом, но также укрепит европейское влияние  как на высшем поли-

тическом, так на общественном и хозяйственном уровнях. Постоянное 

поддерживание европейской системы управления, вместо традицион-

ных форм власти, а также организаций, показывающих слабость исто-

рических форм, таким образом будет, вероятно, гарантировать европей-

ское доминирование на этих территориях.

ЕПД имеет также оборонное измерение. Ни одна страна, непосред-

ственно соседствуя с Европейским Союзом, не может представлять со-

бой военной угрозы для него,

68

 и не только. Этим самым государствен-

ные интересы Европейского Союза должны быть доведены до того, 

чтобы страны имеющие границы с Европейским Союзом 

были хорошо

 

управляемы

69

и  лучше всего  демократическим способом. Что бы так про-

изошло, Европейский Союз, практически во всех странах, охваченных 

Европейской Политикой Добрососедства, осуществляет десятки про-

грамм, которые имеют целью с точки зрения Европейского Союза лик-

видацию потенциальных очагов конфликтов и проблем, которые могут 

содействовать конфликтам.

На высшем уровне одним из таких проектов есть SIGMA — Про-

грамма содействия совершенствованию государственного управления 

в странах Центральной и Восточной Европы, охватывающих одновре-

менно восточных и южных европейских соседей

70

. Она целиком финан-

сируется из европейских средств, но реализуется вместе OECD. Глав-

ные сферы действия этой программы охватывают такие секторы, как 

67  Резолюция Европейского Парламента от 22 октября 2009 года, по делу строительства демократии 

во внутренних отношениях Европейского Союза № P7-TA(2009)0056, справочник [w:] http://eur-lex. 

europa. eu/LexUriServ. do?uri=OJ:C:2010:265E:0003:0008:pl:PDF, от 17. 11. 2010 г.
68  Альбиони Р. , Геополитическая импликация Европейской Политики Добрососедства, [w:] Новая 

Европа. Просмотр Натолинский, №1(9) 2010 г. Варшава 2010 г. , стр. 47.
69  A Secure Europe in a better World…, от 17. 11. 2010 г.
70  Support for Improvement in Governance and Management, больше [w:] http://www. sigmaweb. org/, от 

17. 11. 2010 г.


background image

83

www.geopolitika.ru

право, финансы, общественные заказы и внедрение административной 

политики. На похожем принципе, хотя в глобальном размере, действует 

EuropeAid (одно из бюро главного управления Европейской Комиссии), 

которое ведет программы в пользу демократии и прав человека, а также  

работы, миграции, здоровья, образования или экономической помощи

71

.

Европейский Союз также осуществляет десятки программ непосред-

ственно приспособленных к условиям и проблемам отдельных стран, 

охваченных ЕПД. Такие проекты, например, внедрялись в Сирии, где 

занимались  вопросами строительства гражданского общества или мо-

дернизации городской администрации

72

. Следующим заданием (внедря-

ющим в этом государстве вместе с Caucasus Institute Foundation) это про-

грамма имеет строительство плюралистической публичной площадки для 

дебатов в Армении 

73

. Следующим — строительство прозрачной системы 

правосудия на Украине

74

, или укрепления диалога в пользу прав человека в 

Израиле в связи с палестинским конфликтом

75

. Таких программов сотни, 

но главная их цель — это предупреждение потенциальных конфликтов на 

этих территориях, а также невербальное влияние на их участников с це-

лью выработки у них убеждения, что только Европейский Союз и предла-

гаемые способы разрешения конфликтов будут выгодны и для них, как для 

граждан, так и для этих стран (невербальный призыв к патриотизму). Ко-

нечно нужно подчеркнуть, что систематическое внедрение этих программ 

принесет пользу, прежде всего, самому Европейскому Союзу, который от-

носительно небольшими затратами мирным и очень выгодный способом 

предохраняет свои границы от потенциальных проблем.

Чрезвычайно важный аспект играет невоенный способ воздействия. 

Благодаря  soft power Европейский Союз эффективно расширяет сферу 

экономических и территориальных влияний. Это следующий элемент вли-

яния, благодаря которому широкие общественные группы приобретают 

убеждения, что только Европейский Союз может дать им стабильность, а 

выбор Европейского Союза в будущем будет выражением суверенитета. 

Например, в арабском мире убеждение в этом будут поддерживать многие 

организации, которые уже теперь являются успешными носителями евро-

пейских идей, как например Arab Press Freedom Watch или Amman Center 

for Numan Rights

76

.

71  Справочник [w:] http://ec/europa. eu/europeaid/index_en. htm, от 17. 11. 2010 г.
72  Справочник [w:] http://ec. europa. eu/delegations/syria/projects/list_of_projects/228263_en. htm а 

также http://ec. europa. ed/delegations/syria/projects/list_of_projects/228263_en. htm, от 17. 11. 2010.
73  Справочник [w:] http://ec. europa. eu/delegations/armtniz/projects/163647_en. htm, от 17. 11. 2010 г
74  Справочник [w:] http://ec. europa. eu/delegations/ukraine/projerts/list_of_projects/141439_en. htm, от 

17. 11. 2010 г.
75  Справочник [w:] http://ec. europa. eu/delegations/israel/projects/152316_en. htm, от 17. 11. 2010 г
76  Ягелло Б. , Democratic in the Mediterranean Partner Countries — Selected Case-Studies, [w:] 


background image

84

Геополитика

Такой подход, впрочем, приносит ожидаемые эффекты. В практиче-

ском измерении большинство восточных и южных обществ соседей Ев-

ропейского Союза открыто мечтает о билете на Брюссельский поезд

77

.

Стратегическое выражение ЕПД –охрана территорий

Кроме вышеизложенных вопросов, следует подчеркнуть, что созда-

ние границ хорошо управляемых государств вокруг Европейского Со-

юза имеет также важное значение в военной обороне. Правда Европей-

скому Союзу, как теперь, так и в ближайшем , будущем, не будет грозить 

опасность, однако с другой стороны нехватка  европейских вооружен-

ных сил в  национальных армиях, объединенных в союзе, в котором глав-

ную роль играет геополитический конкурент — не является комфорт-

ной ситуацией.

ЕПД предохраняет главные европейские территории со стороны 

юга (страны Африки), Ближнего востока (средиземноморские страны 

Ближнего Востока, а также Турции) и востока (страны бывшего Совет-

ского Союзы и Кавказа). С южной стороны, как показывает история, 

военное нападение возможно. В древней истории наиболее крупной во-

енной операцией было завоевание тогдашней Европы, — это время II 

пунической войны в III в. до н. э. , когда армия под командованием Ган-

нибала, идя от Иберийского полуострова, перешла через Альпы, опусто-

шая Аппенинский полуостров. Более тысячи лет позже арабская армия 

под командованием Абд ар-Рахмана перешла с той самой стороны через 

Пиренеи на территорию Франции. Там же были разбиты франкские во-

йска Карла Молота в октябре 725 года. Последним случаем наступления 

проведенной от юга Средиземного Моря, было союзное нашествие на 

Италию от юга Средиземного Моря, эта союзное нашествие на Италию 

была началом операции Хаски в 1943 году. Успехи союзников остались, 

однако, эффективно заблокированы на линии готов немецкими войска-

ми под командованием фельдмаршала Альберта Кесселринга, который  

предотвратил дальшее нашествие через Альпы к сердцу гитлеровской 

Германии. Тем самым военная безопасность, плывущая с юга, несмотря 

на то, что европейские страны всегда были в состоянии эффективно с 

этим справиться, в прошлом существовала.

Подобным образом стоит относиться к угрозе с юга Востока. В 

истории именно под мусульманским напором в 1452 году пали ворота 

в Европу, каким была Византия со своей столицей в Константинополе. 

Оттоманская Империя имела под своим владением  до 1683 года все 

Балканы, а бои под Веной угрожали Европе. Влияние Турции в этом 

районе эффективно удалось искоренить только с началом первой Ми-

Жукровская К. , Euro-Mediterranean Pratnership, Варшава 2009 года стр. 217.
77  Домагала М. , Вето для державы, [w:] Гражданин № 6 (44) 2008 год Лодзь 2008 года стр. 53.


background image

85

www.geopolitika.ru

ровой Войны. Теперь это направление по-прежнему не принадлежит к 

наиболее спокойным, следовательно, не удивляет, что оно остается под 

постоянным вниманием ЕС.

Однако самая большая опасность для Европы находилась на востоке 

с древних времен. С этого географического направления Римскую Им-

перию до IV века преследовали набеги гунов. Следующую опасность 

принесли монгольские набеги. В современные времена возможность 

глубокого военного проникновения с той стороны показал 1815 год, 

когда российские войска, под командование царя Александра I, пресле-

дуя Большую Армию Бонапарта, дошли до Парижа. В подобном случае 

возможность глубокого и последовательного удара доказала вторая Ми-

ровая Война и советские операции — Багратион, Восточнопрусская и 

Берлинская.

В истории надлежало бы найти одну из причин, почему страны, охва-

ченные Восточным Партнерством могут быть приняты в Европейский 

Союз быстрее, чем страны, охваченные Среднеземноморским Партнер-

ством. Нужно, однако, подчеркнуть, что стратегическое охранение в во-

енном значении не принадлежит к аспектам этой политики. Однако, по-

казывает, что история имеет значение в формировании такого подхода, 

несмотря на недостаток современных угроз.

ЕПД как колониальное наследство Европы

В некотором роде ЕПД и программы, реализованные в рамках этой 

политики, являются, до определенной степени выражением колонизаци-

онной миссии Европы. Конечно, такому подходу очень далеко к киплин-

говскому понятию 

бремени белого человека

78

. Не изменяет этого факта, 

что в этом случае колонизационная миссия Европы приняла формы еди-

ного рынка, действующего в рамках однородной политической систе-

мы, пользующейся однородными ценностями, исходящие из Западного 

наследства цивилизации. В этом контексте намерение добиться домини-

рования в регионе Средиземного Моря, в чем обвинял ЕС руководитель 

Ливии Муаммар Кадафи, является правильным 

79

.

Подведение итогов

Если Европейский Союз является источником идеологии, заданием 

которой является  продажа ее  другим цивилизациям, чтобы там вне-

дрить свои политические и экономические влияния, является ли такое 

поведение выгодным для соседских стран?

Однозначного ответа нет. Наверно, такое избранное направление яв-

ляется выгодным  для самого Европейского Союза и его граждан, так 

как он осуществляет задания, которые сохраняют основы самого ЕС. 

78  Киплинг Р. , The White Man’s Burden, [w:] http://www. online-literature. com/keats/922/, от 17. 11. 

2010 г.
79  Справочник [w:] http://www. psz. pl/tekst-12477/ от 17. 11. 2010 г.