ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1203
Скачиваний: 1
81
www.geopolitika.ru
Европейская Политика Добрососедства — предупредительное
вторжение
Внедряя ЕПД Европейский Союз ведет также своеобразную пред-
упредительную войну не военного характера, имеющего в виду исклю-
чение главной угрозы для своего общественного и экономического
функционирования. Процесс этот происходит путем внедрения вы-
шеупомянутых идеологий устойчивого развития, которая делает упор
на борьбу с коррупцией, общественным исключением или неравно-
мерным отношением к окружающим ее границами стран, способству-
ет исключению очагов потенциальных конфликтов и явлений, которые
могут привести в будущем к отрицательным последствиям для самого
Европейского Союза. Этим самым Европа настаивает на внедрение
программ уважения прав человека, демократии или внедрения мировых
процессов
64
, особенно перед лицом таких угроз, как терроризм или рас-
пространение оружия массового уничтожения. Европа прекрасно отда-
ет себе отчет также другим угрозам, определенных в Европейской Стра-
тегии Безопасности. Принадлежат к ним, кроме того, такие вопросы, как
региональные конфликты, слабость государств, а так же организованная
преступность. Они определены как “ключевая угроза” (Key Threats)
65
.
Умело определенные угрозы — это не все. Внедрение Европой ряда
мероприятий в странах, которые имеют границы с Европейским Союзом
станет причиной не только уменьшения европейских расходов на преду-
преждение патологических проблем, а также продолжительного эффек-
та, но должно содействовать увеличению европейской безопасности, а,
тем самым, безопасности средств европейских доходов. Это широко на-
меченное либеральное действие облегчит не только функционирование
европейских предприятий согласно европейскому менталитету, а также
установит определенные правила, действующие в духе свободного рын-
ка на территории Европы. Например, давление по созданию широкого
рынка без барьеров, исходящее из Брюсселя, имеет целью ограничение
контрабанды, которая негативно действует на весь доход европейского
бюджета
66
, а также негативно влияет на условия конкуренции в рамках
рыночного торгового обмена, т. е. на весь европейский рынок.
Конечно, такие предпосылки не могут функционировать в полити-
ческом вакууме. Политическая система, которой располагает Европей-
ский Союз, это, конечно, демократия. Такое внедрение предполагает,
64 Общий объем этих политик [w:]http://eeas. europa. eu/policies/index-en. htm, от 17. 11. 2010 г.
65 A Secure Europe in a Better World, European Security Strategy, Brussels, 12 декабря 2003 года [w:]
http://www. consilium. europa. eu/uedocs/cmsUpload/78367. pdf, стр. 3-5 от 17. 11. 2010 года.
66 Война Б. , Гняздовский Н. , Восточное партнерство — рапорт открытия, Варшава 2009 — здесь:
минирапорты касающиеся отдельных стран, охваченных Восточным Партнерством стр. 57-68, здесь
же: Предложение Польско-Шведское: Восточное Партнерство, июнь 2008, стр. 71-73.
82
Геополитика
что большинство европейских учреждений должны выполнять базо-
вые стандарты, которые могут дать основание для подтверждения, что
данная страна выполняет требования демократии. К ним принадлежат
уважение прав человека и основных прав свободы, право на участие в
проведении общественных дел, плюралистическая система партий и
политических организаций, уважение основ закона страны, разделение
властей и независимый суд, прозрачность и несение ответственности в
публичной администрации, а также свободные, независимые и плюра-
листические средства массовой информации
67
. Установление таких пра-
вил в странах, окружающих Европейский Союз, не только предотвратит
в будущем опасность нарушения этой системы некоторыми странами,
потенциально недовольными изменениями, проведенных Европейским
Союзом, но также укрепит европейское влияние как на высшем поли-
тическом, так на общественном и хозяйственном уровнях. Постоянное
поддерживание европейской системы управления, вместо традицион-
ных форм власти, а также организаций, показывающих слабость исто-
рических форм, таким образом будет, вероятно, гарантировать европей-
ское доминирование на этих территориях.
ЕПД имеет также оборонное измерение. Ни одна страна, непосред-
ственно соседствуя с Европейским Союзом, не может представлять со-
бой военной угрозы для него,
68
и не только. Этим самым государствен-
ные интересы Европейского Союза должны быть доведены до того,
чтобы страны имеющие границы с Европейским Союзом
были хорошо
управляемы
69
и лучше всего демократическим способом. Что бы так про-
изошло, Европейский Союз, практически во всех странах, охваченных
Европейской Политикой Добрососедства, осуществляет десятки про-
грамм, которые имеют целью с точки зрения Европейского Союза лик-
видацию потенциальных очагов конфликтов и проблем, которые могут
содействовать конфликтам.
На высшем уровне одним из таких проектов есть SIGMA — Про-
грамма содействия совершенствованию государственного управления
в странах Центральной и Восточной Европы, охватывающих одновре-
менно восточных и южных европейских соседей
70
. Она целиком финан-
сируется из европейских средств, но реализуется вместе OECD. Глав-
ные сферы действия этой программы охватывают такие секторы, как
67 Резолюция Европейского Парламента от 22 октября 2009 года, по делу строительства демократии
во внутренних отношениях Европейского Союза № P7-TA(2009)0056, справочник [w:] http://eur-lex.
europa. eu/LexUriServ. do?uri=OJ:C:2010:265E:0003:0008:pl:PDF, от 17. 11. 2010 г.
68 Альбиони Р. , Геополитическая импликация Европейской Политики Добрососедства, [w:] Новая
Европа. Просмотр Натолинский, №1(9) 2010 г. Варшава 2010 г. , стр. 47.
69 A Secure Europe in a better World…, от 17. 11. 2010 г.
70 Support for Improvement in Governance and Management, больше [w:] http://www. sigmaweb. org/, от
17. 11. 2010 г.
83
www.geopolitika.ru
право, финансы, общественные заказы и внедрение административной
политики. На похожем принципе, хотя в глобальном размере, действует
EuropeAid (одно из бюро главного управления Европейской Комиссии),
которое ведет программы в пользу демократии и прав человека, а также
работы, миграции, здоровья, образования или экономической помощи
71
.
Европейский Союз также осуществляет десятки программ непосред-
ственно приспособленных к условиям и проблемам отдельных стран,
охваченных ЕПД. Такие проекты, например, внедрялись в Сирии, где
занимались вопросами строительства гражданского общества или мо-
дернизации городской администрации
72
. Следующим заданием (внедря-
ющим в этом государстве вместе с Caucasus Institute Foundation) это про-
грамма имеет строительство плюралистической публичной площадки для
дебатов в Армении
73
. Следующим — строительство прозрачной системы
правосудия на Украине
74
, или укрепления диалога в пользу прав человека в
Израиле в связи с палестинским конфликтом
75
. Таких программов сотни,
но главная их цель — это предупреждение потенциальных конфликтов на
этих территориях, а также невербальное влияние на их участников с це-
лью выработки у них убеждения, что только Европейский Союз и предла-
гаемые способы разрешения конфликтов будут выгодны и для них, как для
граждан, так и для этих стран (невербальный призыв к патриотизму). Ко-
нечно нужно подчеркнуть, что систематическое внедрение этих программ
принесет пользу, прежде всего, самому Европейскому Союзу, который от-
носительно небольшими затратами мирным и очень выгодный способом
предохраняет свои границы от потенциальных проблем.
Чрезвычайно важный аспект играет невоенный способ воздействия.
Благодаря soft power Европейский Союз эффективно расширяет сферу
экономических и территориальных влияний. Это следующий элемент вли-
яния, благодаря которому широкие общественные группы приобретают
убеждения, что только Европейский Союз может дать им стабильность, а
выбор Европейского Союза в будущем будет выражением суверенитета.
Например, в арабском мире убеждение в этом будут поддерживать многие
организации, которые уже теперь являются успешными носителями евро-
пейских идей, как например Arab Press Freedom Watch или Amman Center
for Numan Rights
76
.
71 Справочник [w:] http://ec/europa. eu/europeaid/index_en. htm, от 17. 11. 2010 г.
72 Справочник [w:] http://ec. europa. eu/delegations/syria/projects/list_of_projects/228263_en. htm а
также http://ec. europa. ed/delegations/syria/projects/list_of_projects/228263_en. htm, от 17. 11. 2010.
73 Справочник [w:] http://ec. europa. eu/delegations/armtniz/projects/163647_en. htm, от 17. 11. 2010 г
74 Справочник [w:] http://ec. europa. eu/delegations/ukraine/projerts/list_of_projects/141439_en. htm, от
17. 11. 2010 г.
75 Справочник [w:] http://ec. europa. eu/delegations/israel/projects/152316_en. htm, от 17. 11. 2010 г
76 Ягелло Б. , Democratic in the Mediterranean Partner Countries — Selected Case-Studies, [w:]
84
Геополитика
Такой подход, впрочем, приносит ожидаемые эффекты. В практиче-
ском измерении большинство восточных и южных обществ соседей Ев-
ропейского Союза открыто мечтает о билете на Брюссельский поезд
77
.
Стратегическое выражение ЕПД –охрана территорий
Кроме вышеизложенных вопросов, следует подчеркнуть, что созда-
ние границ хорошо управляемых государств вокруг Европейского Со-
юза имеет также важное значение в военной обороне. Правда Европей-
скому Союзу, как теперь, так и в ближайшем , будущем, не будет грозить
опасность, однако с другой стороны нехватка европейских вооружен-
ных сил в национальных армиях, объединенных в союзе, в котором глав-
ную роль играет геополитический конкурент — не является комфорт-
ной ситуацией.
ЕПД предохраняет главные европейские территории со стороны
юга (страны Африки), Ближнего востока (средиземноморские страны
Ближнего Востока, а также Турции) и востока (страны бывшего Совет-
ского Союзы и Кавказа). С южной стороны, как показывает история,
военное нападение возможно. В древней истории наиболее крупной во-
енной операцией было завоевание тогдашней Европы, — это время II
пунической войны в III в. до н. э. , когда армия под командованием Ган-
нибала, идя от Иберийского полуострова, перешла через Альпы, опусто-
шая Аппенинский полуостров. Более тысячи лет позже арабская армия
под командованием Абд ар-Рахмана перешла с той самой стороны через
Пиренеи на территорию Франции. Там же были разбиты франкские во-
йска Карла Молота в октябре 725 года. Последним случаем наступления
проведенной от юга Средиземного Моря, было союзное нашествие на
Италию от юга Средиземного Моря, эта союзное нашествие на Италию
была началом операции Хаски в 1943 году. Успехи союзников остались,
однако, эффективно заблокированы на линии готов немецкими войска-
ми под командованием фельдмаршала Альберта Кесселринга, который
предотвратил дальшее нашествие через Альпы к сердцу гитлеровской
Германии. Тем самым военная безопасность, плывущая с юга, несмотря
на то, что европейские страны всегда были в состоянии эффективно с
этим справиться, в прошлом существовала.
Подобным образом стоит относиться к угрозе с юга Востока. В
истории именно под мусульманским напором в 1452 году пали ворота
в Европу, каким была Византия со своей столицей в Константинополе.
Оттоманская Империя имела под своим владением до 1683 года все
Балканы, а бои под Веной угрожали Европе. Влияние Турции в этом
районе эффективно удалось искоренить только с началом первой Ми-
Жукровская К. , Euro-Mediterranean Pratnership, Варшава 2009 года стр. 217.
77 Домагала М. , Вето для державы, [w:] Гражданин № 6 (44) 2008 год Лодзь 2008 года стр. 53.
85
www.geopolitika.ru
ровой Войны. Теперь это направление по-прежнему не принадлежит к
наиболее спокойным, следовательно, не удивляет, что оно остается под
постоянным вниманием ЕС.
Однако самая большая опасность для Европы находилась на востоке
с древних времен. С этого географического направления Римскую Им-
перию до IV века преследовали набеги гунов. Следующую опасность
принесли монгольские набеги. В современные времена возможность
глубокого военного проникновения с той стороны показал 1815 год,
когда российские войска, под командование царя Александра I, пресле-
дуя Большую Армию Бонапарта, дошли до Парижа. В подобном случае
возможность глубокого и последовательного удара доказала вторая Ми-
ровая Война и советские операции — Багратион, Восточнопрусская и
Берлинская.
В истории надлежало бы найти одну из причин, почему страны, охва-
ченные Восточным Партнерством могут быть приняты в Европейский
Союз быстрее, чем страны, охваченные Среднеземноморским Партнер-
ством. Нужно, однако, подчеркнуть, что стратегическое охранение в во-
енном значении не принадлежит к аспектам этой политики. Однако, по-
казывает, что история имеет значение в формировании такого подхода,
несмотря на недостаток современных угроз.
ЕПД как колониальное наследство Европы
В некотором роде ЕПД и программы, реализованные в рамках этой
политики, являются, до определенной степени выражением колонизаци-
онной миссии Европы. Конечно, такому подходу очень далеко к киплин-
говскому понятию
бремени белого человека
78
. Не изменяет этого факта,
что в этом случае колонизационная миссия Европы приняла формы еди-
ного рынка, действующего в рамках однородной политической систе-
мы, пользующейся однородными ценностями, исходящие из Западного
наследства цивилизации. В этом контексте намерение добиться домини-
рования в регионе Средиземного Моря, в чем обвинял ЕС руководитель
Ливии Муаммар Кадафи, является правильным
79
.
Подведение итогов
Если Европейский Союз является источником идеологии, заданием
которой является продажа ее другим цивилизациям, чтобы там вне-
дрить свои политические и экономические влияния, является ли такое
поведение выгодным для соседских стран?
Однозначного ответа нет. Наверно, такое избранное направление яв-
ляется выгодным для самого Европейского Союза и его граждан, так
как он осуществляет задания, которые сохраняют основы самого ЕС.
78 Киплинг Р. , The White Man’s Burden, [w:] http://www. online-literature. com/keats/922/, от 17. 11.
2010 г.
79 Справочник [w:] http://www. psz. pl/tekst-12477/ от 17. 11. 2010 г.