ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1293
Скачиваний: 1
16
Геополитика
при сохранении политического суверенитета и гарантированной кол-
лективной безопасности. Сегодня идея Евразийского Союза государств
становится политическим мейнстримом. Она обретает конкретные
очертания на постсоветском пространстве, наполняется юридическим
и экономическим содержанием.
Трудный путь от СНГ к ЕАС
Но путь от хорошей идеи к практической реализации был труден и
занял почти два десятилетия. Почему так получилось? Видимо, необ-
ходимо было определенное время для того, чтобы постсоветские по-
литические элиты, вышедшие из недр провинциальной номенклатуры,
насытились своей независимостью – персональными самолетами, руко-
пожатиями королей и красными ковровыми дорожками. И еще не хвата-
ло политической воли у руководства ряда ключевых стран СНГ.
Лишь с приходом Владимира Путина на пост президента РФ ста-
ли складываться более или менее работоспособные интеграционные
структуры, такие как «зонтик» ОДКБ в военной сфере или ЕврАзЭС –
в экономической. Создание ЕврАзЭС в 2000 году в формате пяти стран
– Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана, по сути,
стало переломным моментом в практике евразийской интеграции. Все-
го за 11 лет в рамках ЕврАзЭС сформировалась разветвленная структу-
ра механизмов и инструментов по различным измерениям интеграцион-
ного процесса. Особо, следует отметить создание Евразийского банка
развития и Антикризисного фонда, а также ряд постоянно действующих
комиссий ЕврАзЭС.
Наличие постоянно действующих наднациональных органов, прак-
тически ежедневно занимающихся проблемой евразийской интеграции, -
очень важный и своевременный ход. Не секрет, что первое издание Тамо-
женного союза в 90-х гг. было недееспособно во многом из-за отсутствия
наднациональных органов контроля. Еще одна очевидная помеха - долгое
время наша постсоветская интеграция находилась в каком-то стихийном
состоянии. У руководителей новых независимых образований, появив-
шихся на месте бывшего СССР, отсутствовало ясное видение общей цели
- куда должно двигаться постсоветское пространство. Но после распада
Союза в 1991 г. большинство союзных республик не рискнули уйти в сво-
бодное плавание и вошли в состав нового образования – СНГ.
В декабре этого года СНГ исполнится 20 лет – достаточный срок, чтобы
понять, оказалось ли Содружество жизнеспособным. Давайте оценим плю-
сы и минусы этого проекта. Во-первых, зададимся вопросом: зачем вообще
был нужен «проект СНГ» бывшим братским республикам? Ответ очень
прост и прагматичен. Прежде чем получить признание на международной
17
www.geopolitika.ru
арене, все эти новообразованные государства должны быть взаимно при-
знаны в рамках СНГ. Вот почему Содружество на первом этапе было всем
крайне ценно и нужно. Но как только в этих государствах сменилась поли-
тическая элита, которая получила «ярлык на княжение» от мирового цен-
тра силы - Запада, интерес к СНГ с их стороны резко ослаб.
Второй момент. Наши страны долгие годы объединяла своеобразная
«стратегическая триада»: единство энергетической инфраструктуры
(«братство трубы», как это иногда называют), общность военной ин-
фраструктуры и общность культурных связей, которую часто недооце-
нивают. Советский Союз был одной из передовых держав того времени,
у нас накоплено гигантское количество и документации, и технологий,
и культурных достижений на общем межнациональном языке общения
– русском. Эти три «кита» какое-то время держали структуру СНГ как
единую организацию. Но сейчас эта остаточная связность также подо-
шла к критическому рубежу. [3]
Локомотивы интеграции
Главный дефект СНГ обозначил Владимир Путин, который очень
точно назвал Содружество «механизмом цивилизованного развода»
стран, образованных на пространстве бывшего Советского Союза. [4]
Но, посудите сами: развод - это логика разделения, а не объединения!
Всегда важно понимать, на чем зиждется то или иное государственное
объединение. Так, например, Евросоюз родился из объединительного
союза «угля и стали». В его основе – логика интеграции, стратегиче-
ский союз двух европейских «локомотивов» – Франции и Германии.
Чтобы не делить Эльзас и Лотарингию, а вслед за ними всю старую Евро-
пу, две главные державы решили навсегда закрыть этот вопрос. Из этого
маленького зародыша и вырос большой Евросоюз.
Этот поучительный опыт формирования ЕС показывает, что реаль-
ная интеграция идет лишь между странами с достаточно развитым и
сопоставимым потенциалом. В СНГ (после двух десятилетий деинду-
стриализации) к таким странам можно отнести только Россию, Украину,
Беларусь. И, разумеется, стремительно растущий Казахстан. Поэтому
на начальном этапе нам не следовало стремиться к поголовному охва-
ту всех стран СНГ в одну интеграционную рамку. На эти «грабли» мы
уже наступили в 90-х гг. Куда важнее было иметь в Содружестве крепкое
«ядро» интеграции, которое станет настоящим «мотором» для успеш-
ного объединения остальных национальных хозяйств. [5]
«Евразийская тройка» - Астана, Москва и Минск - объективно долж-
на была стать таким интеграционным ядром на постсоветском простран-
стве. Ведь вместе эти три страны обладают почти 80% экономического
18
Геополитика
потенциала СССР. По всем мировым меркам, это будет мощное объ-
единение - совокупный ВВП трех стран составляет почти 2 триллиона
долларов. Промышленный потенциал «тройки» оценивается в 600 мил-
лиардов долларов, объем выпуска продукции сельского хозяйства – по-
рядка 112 миллиардов долларов, а общий потребительский рынок – бо-
лее 165 миллионов человек.
Как показал опыт формирования Евросоюза, межгосударственная
интеграция — процесс позитивный. Он также не противоречит полити-
ческой самостоятельности каждого суверенного государства. Главное,
чтобы всеми участниками интеграционного проекта одинаково четко
понималась конечная цель интеграции и основные вехи на этом пути.
Эта согласованность стратегических позиций и понимание общности
целей внутри «евразийской тройки» стала надежным базисом для инте-
грационного процесса на пространстве СНГ. В последующие годы она
поэтапно воплощалась в жизнь в создании целого ряда успешных межго-
сударственных структур – Организации Договора о коллективной без-
опасности, Евразийского экономического сообщества, Таможенного
союза Казахстана, Беларуси и России.
Таможенный союз «на троих»
В истории евразийской интеграции особо надо выделить следующий
момент - подписание в 2007 г. договора о создании трехстороннего, с
участием России, Казахстана и Беларуси, Таможенного союза. За корот-
кий срок сторонами-участниками была проведена колоссальная работа.
Менее чем за три года разработан и принят единый Таможенный кодекс
трех стран, создан наднациональный орган – Комиссия Таможенного со-
юза. Согласовано более 11 тысяч товарных позиций для применения уни-
фицированного тарифа в торговле со странами вне единой таможенной
территории. Безусловно, были и определенные трудности: они связаны с
периодом адаптации экономических субъектов трех стран к унифициро-
ванным таможенным тарифам и импортным пошлинам. Были и еще есть
отдельные нестыковки между национальными таможенными администра-
циями, которые методично устраняются работой Комиссии Таможенного
союза во главе с талантливым экономистом С.Ю.Глазьевым. [6]
Появление Таможенного союза означает ликвидацию таможенных
границ на пути движения товаров и услуг внутри таможенной террито-
рии. Разрешительные документы, например, ветеринарные для товара
сельскохозяйственного происхождения, признаются компетентными
органами друг друга. Проще говоря, Таможенный союз расширил до
Бреста и Владивостока границы рынка сбыта для производителей всех
трех стран. Это будет стимулировать экономическую активность и по-
19
www.geopolitika.ru
вышать товарооборот. Только одно соглашение по выравниванию же-
лезнодорожных тарифов позволит увеличить грузооборот между наши-
ми странами на 30 процентов.
Второй плюс - восстановление экономического пространства быв-
шего СССР как единого организма. Тем самым, научно-технический и
производственный потенциал предприятий, выпускающих продукцию с
высокой добавленной стоимостью, будет объединен. Это очень важный
шаг к модернизации наших стран! И, наконец, третий плюс - большой
внутренний рынок. Создание Казахстаном, РФ и Беларусью Таможен-
ного союза открывает для зарубежных инвесторов рынок с населением
в 165 млн. человек и суммарным валовым внутренним продуктом (ВВП)
почти $2 трлн. Все это реальные плюсы, прежде всего, для всех простых
казахстанцев, россиян и белорусов.
Выгоды Таможенного союза
Уже сегодня очевиден позитивный макроэкономический эффект от
создания Таможенного союза. Только в первом полугодии 2011 г. на
треть вырос общий товарооборот трех стран. Прогнозируется, что по
итогам года он достигнет уровня 100 миллиардов долларов, что на 13
% больше прошлогоднего показателя. Причем наиболее быстро растут
объемы приграничной торговли между Казахстаном и Россией – более
чем на 40 %. А торговый отношения между ранее не граничившими стра-
нами Белоруссие и Казахстаном имеют «взрывной рост» - белорусско-
казахстанский оборот вырос в пять раз по отношению к прошлому году.
И это всего за пять лет! Европейский союз же к аналогичному уровню
интеграции шел 40 лет после создания объединения угля и стали.
Причины этого успеха лежит в том, что степень интеграции бывших
союзных республик в отдельных направлениях до сих пор выше, чем даже
ныне в ЕС. Во времена СССР те же Россия, Белоруссия и Казахстан де-
сятилетиями развивались как единый организм с общим народнохозяй-
ственным комплексом. Экономики бывших союзных республик взаимно
дополняли друг друга, а тысячи производственных связей образовывали
индустриальные цепочки с полным циклом - от сырья до готовой про-
дукции и от фундаментальной науки до массовых товаров. Евразийская
интеграция сегодня - это целенаправленная политика на воссоздание
большого экономического пространства в новых рыночных условиях.
Еще одна параллель – Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС реали-
зует задачу сходную с той, которую знаменитый экономист Фридрих
Лист решал в XIX веке для Германии. Напомню, что Ф. Лист предлагал
объединить разрозненные Пруссию, Германию и Австрию в большое
экономическое пространство. А в результате получилось «германское
20
Геополитика
экономическое чудо». Будем надеяться, что скоро мы станем свидетеля-
ми нового «евразийского чуда». По расчетам ученых РАН, государства-
участники Таможенного союза за счет интеграционного фактора полу-
чат дополнительно около 15 % прироста ВВП к 2015 г. Это предполагает
активизацию сохранившегося научно-производственного потенциала,
что также позволит нашим государствам выйти из сырьевой ловушки на
путь инновационного развития.
Евразийский союз: стратегия будущего
Итак, Таможенный союз успешно заработал. Но тут возникает во-
прос - как и куда нам двигаться дальше? Лучше всего о стратегии евра-
зийской интеграции рассказал ее признанный идеолог – Нурсултан На-
зарбаев. Вот что заявил казахстанский президент на пресс-конференции
после подписания Декларации о евразийской экономической интегра-
ции: «Любая интеграционная идея заключается прежде всего в создании
общей зоны торговли, потом – таможенный союз, единое экономическое
пространство, потом – экономический союз с выходом на какую-то еди-
ницу в смысле валюты, а потом и на валюту. То есть это классический путь,
по которому мы и движемся. Зона свободной торговли у нас была, мы Та-
моженный союз создали, теперь мы создаём Единое экономическое про-
странство. И, самое главное, нам надо это экономическое пространство
запустить во всю мощь, тогда мы подойдём, естественно, к Союзу.» [7]
Президент Казахстана четко обозначил следующий важный этап
евразийской интеграции – это старт с 1 января 2012 г. Единого эко-
номического пространства (ЕЭП). Создание полноценного единого
экономического пространства означает общий рынок товаров, услуг,
трудовых ресурсов и капитала, что будет способствовать повышению
устойчивости к изменениям мировой экономической конъюнктуры.
С созданием ЕЭП будут обеспечены свободный и равный доступ сто-
рон к транспортным и энергетическим ресурсам, национальный режим
предприятиям-резидентам при участии в госзакупках, гармонизация
норм антимонопольной политики, формирование институтов проведе-
ния согласованной макроэкономической политики. Опытный политик
Н.А.Назарбаев сразу обратил на внимание на этот момент и предложил
«выстроить общий алгоритм модернизации и инновационного разви-
тия наших стран». Прежде всего, надо согласовать промышленную и
экономическую политику между наиболее продвинутыми государства-
ми - Россией, Белоруссией и Казахстаном. [ 8]
Для этого страны-участники приняли 17 договоренностей, выполне-
ние которых создаст условия для формирования Евразийского экономи-
ческого сообщества. Всего, за пять предстоящих лет наднациональным