ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1298
Скачиваний: 1
11
www.geopolitika.ru
С другой стороны, следует всячески поощрять создание местных
платежных и обменных средств, имеющих хождение внутри одной или
нескольких соседних автономий. Эта мера сделает неэффективной кон-
центрацию капитала для спекулятивных целей, повысит его обращае-
мость. Кроме того, возрастут объемы вложений в реальный сектор эко-
номики, причем средства будут вкладываться преимущественно там, где
они были заработаны.
Сфера финансов в евразийском проекте рассматривается как ин-
струмент реального производства и обмена, ориентированного на ка-
чественные стороны развития хозяйства. В отличие от атлантистского
(глобалистского) проекта никакой автономии финансов (т.н. «финан-
сизма») быть не должно.
Финансизм – экономический строй капиталистического общества
в его постиндустриальной фазе, логический результат безграничного
развития либеральных принципов в экономике. Отличается тем, что ре-
альный сектор экономики становится вторичным по отношению к вир-
туальным финансовым операциям (финансовые биржи, рынки ценных
бумаг, портфельные инвестиции, работа с межгосударственной задол-
женностью, фьючерсные сделки, произвольно оценивающие финансо-
вые тренды и т.д.). Финансизм делает упор на монетаристском подходе,
отрывая область денег (мировой резервной валюты, электронных де-
нег) от производства.
Зональное видение многополярного мира предполагает несколько
уровней валют:
• валюта геоэкономическая (денежные средства и ценные бумаги,
имеющие хождение в рамках отдельной геоэкономической зоны как
инструмент финансовых взаимоотношений между стратегическими
центрами совокупности «больших пространств»);
• валюта «большого пространства» (денежные средства и ценные
бумаги, имеющие хождение в рамках отдельного «большого про-
странства» — в частности, в Евразийском Союзе — как инструмент
финансовых взаимоотношений между автономиями);
• валюта (иные формы менового эквивалента) уровня автономий.
В соответствии с этой схемой должны быть организованы эмисси-
онные и финансово-кредитные институты (банки) – зональные банки,
банки «большого пространства», банки (и их аналоги) автономий.
Евразийское отношение к религии
В верности духовному наследию предков, в полноценной религиоз-
ной жизни евразийцы видят залог подлинного новаторства и гармонич-
ного общественного развития. Атлантист принципиально отказывается
12
Геополитика
видеть все, кроме эфемерного, сиюминутного настоящего. Для него,
в сущности, нет ни прошлого ни будущего.
Философия евразийства, напротив, сочетает глубокое и искреннее
доверие прошлому и открытость грядущему. Евразиец приветствует как
верность истокам, так и свободный творческий поиск.
Духовное развитие для евразийца является главным жизненным при-
оритетом, отсутствие которого не могут компенсировать никакие эко-
номические или социальные блага.
Каждая, даже самая незначительная, локальная религиозная тради-
ция или система верований, по мнению евразийцев, является достоя-
нием всего человечества. Традиционные религии народов, связанное
с ними духовное и культурное наследие заслуживает внимательного,
бережного отношения. Структуры, представляющие традиционные
религии, должны пользоваться поддержкой стратегического центра.
Раскольничьим группам, экстремистским религиозным сообществам,
тоталитарным сектам, проповедникам нетрадиционных вероучений и
религиозных доктрин, любым силам деструктивной направленности
следует оказывать противодействие.
Евразийский взгляд на национальный вопрос
Евразийцы считают, что каждый народ земли — от тех, что создали
великие цивилизации, до самых малочисленных, бережно сохраняющих
свои традиции — бесценен. Ассимиляция в результате внешнего воздей-
ствия, утрата языка, традиционного уклада, физическое вымирание лю-
бого из народов Земли – невосполнимая потеря для всего человечества.
Обилие народов, культур, традиций, называемое евразийцами «цве-
тущей сложностью» — признак здорового, гармоничного развития че-
ловеческой цивилизации. Великороссы в этом отношении представля-
ют собой уникальный случай смешения трех этнических составляющих
(славянской, тюркской и финно-угорской) в единый народ, с самобыт-
ными традициями и богатой культурой. В самом факте возникновения
великороссов в результате синтеза трех этнических групп содержится
интеграционный потенциал исключительной ценности. Именно поэто-
му Россия не раз становилась ядром для соединения множества разных
народов и культур в единый цивилизационный узел. Евразийцы верят,
что ту же роль России суждено сыграть и в XXI веке.
Евразийцы не являются изоляционистами, так же, как не являются
сторонниками ассимиляции любой ценой. Жизнь и судьба народов —
это органический процесс, не терпящий искусственного вмешательства.
Межэтнические, межнациональные вопросы должны решаться исходя
из их внутренней логики. Каждому народу Земли должна быть предо-
13
www.geopolitika.ru
ставлена свобода самостоятельно сделать свой исторический выбор.
Никто не имеет права принуждать народы к отказу от своей уникально-
сти в «общем плавильном котле», как того желают атлантисты.
Права народов для евразийцев значат не меньше, чем права человека.
Евразия как планета
Евразийство является мировоззрением, философией, геополитиче-
ским проектом, экономической теорией, духовным движением, ядром
консолидации широкого спектра политических сил. Евразийству чужд
догматизм, слепое следование за авторитетами и идеологиями прошло-
го. Евразийство — идейная платформа обитателей нового мира, для ко-
торого споры, войны, конфликты и мифы прошлого представляют лишь
исторический интерес. Евразийство – принципиально новое мировоз-
зрение для новых поколений нового тысячелетия. Евразийство черпает
вдохновение в различных философских, политических и духовных уче-
ниях, которые подчас выступали в отношении друг друга как неприми-
римые и взаимоисключающие.
Вместе с тем, евразийство имеет определенный набор основных
идейных принципов, отступать от которых не следует ни при каких об-
стоятельствах. Одним из важнейших принципов евразийства является
последовательное, деятельное и масштабное противодействие однопо-
лярному глобалистскому проекту. Это противодействие (в отличие от
чистого отрицания или консерватизма) имеет созидательный характер.
Мы понимаем неизбежность определенных исторических процессов и
стремимся осознать их, участвовать в них, задавая то направление, ко-
торое соответствует нашим идеалам. Можно сказать, что евразийство –
это философия многополярной глобализации, призванная объединить
все общества и народы земли в строительстве самобытного и ориги-
нального мира, каждая составляющая которого органично проистекала
бы из исторических традиций и местных культур.
Исторически первые евразийские теории появились среди русских
мыслителей в начале XX века. Но этим идеям были созвучны духовные
и философские искания всех народов земли – по меньшей мере, тех, кто
осознавал ограниченность и недостаточность банальных догматов, об-
реченность и тупиковость расхожих интеллектуальных клише (либе-
ральных и коммунистических), потребность выйти за привычные рамки
к новым горизонтам. Сегодня мы можем придать евразийству новый,
глобальный смысл, осознать как наше евразийское наследие не только
труды русской школы, чаще всего отождествляющейся с этим названи-
ем, но и огромный культурный, интеллектуальный пласт всех народов
земли, не попадающий строго в узкие рамки того, что совсем недавно
14
Геополитика
(в XX веке) считалось неотменимой ортодоксией (либеральной, марк-
систкой или националистической).
В таком сверхшироком понимании евразийство приобретает новое
небывалое значение. Теперь это не только форма национальной идеи
для новой посткоммунистической России (какой она виделась отцам-
основателям этого движения и современным неоевразийцам на первом
этапе), но широкая программа планетарной общечеловеческой значи-
мости, вышедшая далеко за пределы России, самого евразийского мате-
рика. Подобно тому, как понятие «американизм» сегодня может быть
применено к географическим областям, находящимся далеко за предела-
ми самого американского континента, «евразийство» означает особый
цивилизационный, культурный, философский и стратегический выбор,
который может быть сделан любым представителем человеческого рода,
в какой бы точке планеты он ни находился и к какой бы национальной и
духовной культуре ни принадлежал.
Чтобы придать такому пониманию евразийства реальное содержа-
ние, предстоит еще очень много сделать. И по мере того, как в данный
проект будут включаться все новые и новые культурные, национальные,
философские и религиозные пласты, само глобальное понятие евра-
зийства будет расширяться, обогащаться, видоизменяться… Но такое
смысловое развитие евразийской платформы не должно оставаться
только вопросом теории – многие аспекты должны обнаружиться и осу-
ществиться через конкретную политическую практику.
В евразийском синтезе слово немыслимо без дела, а дело — без
мысли. Поле духовной брани за смысл и ход истории – весь мир. Выбор
своего стана – личное дело каждого. Остальное решит время. Рано или
поздно, великой ценой больших свершений и драматических битв, но
час Евразии пробьет.
15
www.geopolitika.ru
Евразийский Союз: от идеи к практике
Солозобов Ю.М.
18 ноября 2011 г. наша евразийская интеграция шагнула на новую
ступень. Подписание в московском Кремле трехсторонней Декларации
о евразийской экономической интеграции стало судьбоносным событи-
ем для государств постсоветского пространства. То, о чем убежденный
евразиец Нурсултан Назарбаев говорил еще 17 лет назад, свершилось.
Напомним, что еще в 1994 г. президент Казахстана Нурсултан Назар-
баев предложил идею создания Евразийского союза. [1] В тот год ка-
захстанский лидер в стенах МГУ заявил, что странам СНГ необходимо
образовать новое объединение по типу Евросоюза. Речь шла о принци-
пиально ином союзе - равноправном, без старших и младших братьев.
И как финал - о проекте полномасштабного взаимодействия без утраты
политического суверенитета.
«Евразийский Союз я изначально видел как объединение государств
на основе принципов равенства, невмешательства во внутренние дела
друг друга, уважения суверенитета и неприкосновенности государ-
ственных границ», - писал Нурсултан Назарбаев. [2] Время доказало,
что всем нам была прозорливо указана надежная и достижимая цель.
Официальная формула нынешнего проекта интеграции в рамках Евра-
зийского союза обозначает именно это: экономическую интеграцию