Файл: Геополитика номер 13.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1249

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

11

www.geopolitika.ru

С другой стороны, следует всячески поощрять создание местных 

платежных и обменных средств, имеющих хождение внутри одной или 
нескольких соседних автономий. Эта мера сделает неэффективной кон-
центрацию капитала для спекулятивных целей, повысит его обращае-
мость. Кроме того, возрастут объемы вложений в реальный сектор эко-
номики, причем средства будут вкладываться преимущественно там, где 
они были заработаны.

Сфера финансов в евразийском проекте рассматривается как ин-

струмент реального производства и обмена, ориентированного на ка-
чественные стороны развития хозяйства. В отличие от атлантистского 
(глобалистского) проекта никакой автономии финансов (т.н. «финан-
сизма») быть не должно. 

Финансизм – экономический строй капиталистического общества 

в его постиндустриальной фазе, логический результат безграничного 
развития либеральных принципов в экономике. Отличается тем, что ре-
альный сектор экономики становится вторичным по отношению к вир-
туальным финансовым операциям (финансовые биржи, рынки ценных 
бумаг, портфельные инвестиции, работа с межгосударственной задол-
женностью, фьючерсные сделки, произвольно оценивающие финансо-
вые тренды и т.д.). Финансизм делает упор на монетаристском подходе, 
отрывая область денег (мировой резервной валюты, электронных де-
нег) от производства. 

Зональное видение многополярного мира предполагает несколько 

уровней валют: 

• валюта геоэкономическая (денежные средства и ценные бумаги, 

имеющие хождение в рамках отдельной геоэкономической зоны как 
инструмент финансовых взаимоотношений между стратегическими 
центрами совокупности «больших пространств»); 

• валюта «большого пространства» (денежные средства и ценные 

бумаги, имеющие хождение в рамках отдельного «большого про-
странства» — в частности, в Евразийском Союзе — как инструмент 
финансовых взаимоотношений между автономиями); 

• валюта (иные формы менового эквивалента) уровня автономий. 

В соответствии с этой схемой должны быть организованы эмисси-

онные и финансово-кредитные институты (банки) – зональные банки, 
банки «большого пространства», банки (и их аналоги) автономий. 

Евразийское отношение к религии 

В верности духовному наследию предков, в полноценной религиоз-

ной жизни евразийцы видят залог подлинного новаторства и гармонич-
ного общественного развития. Атлантист принципиально отказывается 


background image

12

Геополитика

видеть все, кроме эфемерного, сиюминутного настоящего. Для него, 
в сущности, нет ни прошлого ни будущего. 

Философия евразийства, напротив, сочетает глубокое и искреннее 

доверие прошлому и открытость грядущему. Евразиец приветствует как 
верность истокам, так и свободный творческий поиск. 

Духовное развитие для евразийца является главным жизненным при-

оритетом, отсутствие которого не могут компенсировать никакие эко-
номические или социальные блага. 

Каждая, даже самая незначительная, локальная религиозная тради-

ция или система верований, по мнению евразийцев, является достоя-
нием всего человечества. Традиционные религии народов, связанное 
с ними духовное и культурное наследие заслуживает внимательного, 
бережного отношения. Структуры, представляющие традиционные 
религии, должны пользоваться поддержкой стратегического центра. 
Раскольничьим группам, экстремистским религиозным сообществам, 
тоталитарным сектам, проповедникам нетрадиционных вероучений и 
религиозных доктрин, любым силам деструктивной направленности 
следует оказывать противодействие. 

Евразийский взгляд на национальный вопрос

Евразийцы считают, что каждый народ земли — от тех, что создали 

великие цивилизации, до самых малочисленных, бережно сохраняющих 
свои традиции — бесценен. Ассимиляция в результате внешнего воздей-
ствия, утрата языка, традиционного уклада, физическое вымирание лю-
бого из народов Земли – невосполнимая потеря для всего человечества. 

Обилие народов, культур, традиций, называемое евразийцами «цве-

тущей сложностью» — признак здорового, гармоничного развития че-
ловеческой цивилизации. Великороссы в этом отношении представля-
ют собой уникальный случай смешения трех этнических составляющих 
(славянской, тюркской и финно-угорской) в единый народ, с самобыт-
ными традициями и богатой культурой. В самом факте возникновения 
великороссов в результате синтеза трех этнических групп содержится 
интеграционный потенциал исключительной ценности. Именно поэто-
му Россия не раз становилась ядром для соединения множества разных 
народов и культур в единый цивилизационный узел. Евразийцы верят, 
что ту же роль России суждено сыграть и в XXI веке. 

Евразийцы не являются изоляционистами, так же, как не являются 

сторонниками ассимиляции любой ценой. Жизнь и судьба народов — 
это органический процесс, не терпящий искусственного вмешательства. 
Межэтнические, межнациональные вопросы должны решаться исходя 
из их внутренней логики. Каждому народу Земли должна быть предо-


background image

13

www.geopolitika.ru

ставлена свобода самостоятельно сделать свой исторический выбор. 
 Никто не имеет права принуждать народы к отказу от своей уникально-
сти в «общем плавильном котле», как того желают атлантисты. 

Права народов для евразийцев значат не меньше, чем права человека. 

Евразия как планета 

Евразийство является мировоззрением, философией, геополитиче-

ским проектом, экономической теорией, духовным движением, ядром 
консолидации широкого спектра политических сил. Евразийству чужд 
догматизм, слепое следование за авторитетами и идеологиями прошло-
го. Евразийство — идейная платформа обитателей нового мира, для ко-
торого споры, войны, конфликты и мифы прошлого представляют лишь 
исторический интерес. Евразийство – принципиально новое мировоз-
зрение для новых поколений нового тысячелетия. Евразийство черпает 
вдохновение в различных философских, политических и духовных уче-
ниях, которые подчас выступали в отношении друг друга как неприми-
римые и взаимоисключающие. 

Вместе с тем, евразийство имеет определенный набор основных 

идейных принципов, отступать от которых не следует ни при каких об-
стоятельствах. Одним из важнейших принципов евразийства является 
последовательное, деятельное и масштабное противодействие однопо-
лярному глобалистскому проекту. Это противодействие (в отличие от 
чистого отрицания или консерватизма) имеет созидательный характер. 
Мы понимаем неизбежность определенных исторических процессов и 
стремимся осознать их, участвовать в них, задавая то направление, ко-
торое соответствует нашим идеалам. Можно сказать, что евразийство – 
это философия многополярной глобализации, призванная объединить 
все общества и народы земли в строительстве самобытного и ориги-
нального мира, каждая составляющая которого органично проистекала 
бы из исторических традиций и местных культур. 

Исторически первые евразийские теории появились среди русских 

мыслителей в начале XX века. Но этим идеям были созвучны духовные 
и философские искания всех народов земли – по меньшей мере, тех, кто 
осознавал ограниченность и недостаточность банальных догматов, об-
реченность и тупиковость расхожих интеллектуальных клише (либе-
ральных и коммунистических), потребность выйти за привычные рамки 
к новым горизонтам. Сегодня мы можем придать евразийству новый, 
глобальный смысл, осознать как наше евразийское наследие не только 
труды русской школы, чаще всего отождествляющейся с этим названи-
ем, но и огромный культурный, интеллектуальный пласт всех народов 
земли, не попадающий строго в узкие рамки того, что совсем недавно 


background image

14

Геополитика

(в  XX веке) считалось неотменимой ортодоксией (либеральной, марк-
систкой или националистической). 

В таком сверхшироком понимании евразийство приобретает новое 

небывалое значение. Теперь это не только форма национальной идеи 
для новой посткоммунистической России (какой она виделась отцам-
основателям этого движения и современным неоевразийцам на первом 
этапе), но широкая программа планетарной общечеловеческой значи-
мости, вышедшая далеко за пределы России, самого евразийского мате-
рика. Подобно тому, как понятие «американизм» сегодня может быть 
применено к географическим областям, находящимся далеко за предела-
ми самого американского континента, «евразийство» означает особый 
цивилизационный, культурный, философский и стратегический выбор, 
который может быть сделан любым представителем человеческого рода, 
в какой бы точке планеты он ни находился и к какой бы национальной и 
духовной культуре ни принадлежал. 

Чтобы придать такому пониманию евразийства реальное содержа-

ние, предстоит еще очень много сделать. И по мере того, как в данный 
проект будут включаться все новые и новые культурные, национальные, 
философские и религиозные пласты, само глобальное понятие евра-
зийства будет расширяться, обогащаться, видоизменяться… Но такое 
смысловое развитие евразийской платформы не должно оставаться 
только вопросом теории – многие аспекты должны обнаружиться и осу-
ществиться через конкретную политическую практику. 

В евразийском синтезе слово немыслимо без дела, а дело — без 

мысли. Поле духовной брани за смысл и ход истории – весь мир. Выбор 
своего стана – личное дело каждого. Остальное решит время. Рано или 
поздно, великой ценой больших свершений и драматических битв, но 
час Евразии пробьет.


background image

15

www.geopolitika.ru

Евразийский Союз: от идеи к практике

Солозобов Ю.М.  

18 ноября 2011 г. наша евразийская интеграция шагнула на новую 

ступень. Подписание в московском Кремле трехсторонней Декларации 
о евразийской экономической интеграции стало судьбоносным событи-
ем для государств постсоветского пространства.  То, о чем убежденный 
евразиец Нурсултан Назарбаев говорил еще 17 лет назад, свершилось. 
Напомним, что еще в 1994 г. президент Казахстана Нурсултан Назар-
баев предложил идею создания Евразийского союза. [1] В тот год ка-
захстанский лидер в стенах МГУ заявил, что странам СНГ необходимо 
образовать новое объединение по типу Евросоюза. Речь шла о принци-
пиально ином союзе - равноправном, без старших и младших братьев. 
И как финал - о проекте полномасштабного взаимодействия без утраты 
политического суверенитета. 

«Евразийский Союз я изначально видел как объединение государств 

на основе принципов равенства, невмешательства во внутренние дела 
друг друга, уважения суверенитета и неприкосновенности государ-
ственных границ», - писал Нурсултан Назарбаев. [2]  Время доказало, 
что всем нам была прозорливо указана надежная и достижимая цель. 
Официальная формула нынешнего проекта интеграции в рамках Евра-
зийского союза обозначает именно это: экономическую интеграцию