Файл: Геополитика номер 13.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1088

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

при сохранении политического суверенитета и гарантированной кол­лективной безопасности. Сегодня идея Евразийского Союза государств становится политическим мейнстримом. Она обретает конкретные очертания на постсоветском пространстве, наполняется юридическим и экономическим содержанием.

Трудный путь от СНГ к ЕАС

Но путь от хорошей идеи к практической реализации был труден и занял почти два десятилетия. Почему так получилось? Видимо, необ­ходимо было определенное время для того, чтобы постсоветские по­литические элиты, вышедшие из недр провинциальной номенклатуры, насытились своей независимостью - персональными самолетами, руко­пожатиями королей и красными ковровыми дорожками. И еще не хвата­ло политической воли у руководства ряда ключевых стран СНГ.

Лишь с приходом Владимира Путина на пост президента РФ ста­ли складываться более или менее работоспособные интеграционные структуры, такие как «зонтик» ОДКБ в военной сфере или ЕврАзЭС -в экономической. Создание ЕврАзЭС в 2000 году в формате пяти стран

  • Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана, по сути, стало переломным моментом в практике евразийской интеграции. Все­го за 11 лет в рамках ЕврАзЭС сформировалась разветвленная структу­ра механизмов и инструментов по различным измерениям интеграцион­ного процесса. Особо, следует отметить создание Евразийского банка развития и Антикризисного фонда, а также ряд постоянно действующих комиссий ЕврАзЭС.

Наличие постоянно действующих наднациональных органов, прак­тически ежедневно занимающихся проблемой евразийской интеграции, -очень важный и своевременный ход. Не секрет, что первое издание Тамо­женного союза в 90-х гг. было недееспособно во многом из-за отсутствия наднациональных органов контроля. Еще одна очевидная помеха - долгое время наша постсоветская интеграция находилась в каком-то стихийном состоянии. У руководителей новых независимых образований, появив­шихся на месте бывшего СССР, отсутствовало ясное видение общей цели

  • куда должно двигаться постсоветское пространство. Но после распада Союза в 1991 г. большинство союзных республик не рискнули уйти в сво­бодное плавание и вошли в состав нового образования - СНГ.

В декабре этого года СНГ исполнится 20 лет - достаточный срок, чтобы понять, оказалось ли Содружество жизнеспособным. Давайте оценим плю­сы и минусы этого проекта. Во-первых, зададимся вопросом: зачем вообще был нужен «проект СНГ» бывшим братским республикам? Ответ очень прост и прагматичен. Прежде чем получить признание на международной


арене, все эти новообразованные государства должны быть взаимно при­знаны в рамках СНГ. Вот почему Содружество на первом этапе было всем крайне ценно и нужно. Но как только в этих государствах сменилась поли­тическая элита, которая получила «ярлык на княжение» от мирового цен­тра силы - Запада, интерес к СНГ с их стороны резко ослаб.

Второй момент. Наши страны долгие годы объединяла своеобразная «стратегическая триада»: единство энергетической инфраструктуры («братство трубы», как это иногда называют), общность военной ин­фраструктуры и общность культурных связей, которую часто недооце­нивают. Советский Союз был одной из передовых держав того времени, у нас накоплено гигантское количество и документации, и технологий, и культурных достижений на общем межнациональном языке общения - русском. Эти три «кита» какое-то время держали структуру СНГ как единую организацию. Но сейчас эта остаточная связность также подо­шла к критическому рубежу. [3]

Локомотивы интеграции

Главный дефект СНГ обозначил Владимир Путин, который очень точно назвал Содружество «механизмом цивилизованного развода» стран, образованных на пространстве бывшего Советского Союза. [4] Но, посудите сами: развод - это логика разделения, а не объединения! Всегда важно понимать, на чем зиждется то или иное государственное объединение. Так, например, Евросоюз родился из объединительного союза «угля и стали». В его основе - логика интеграции, стратегиче­ский союз двух европейских «локомотивов» - Франции и Германии. Чтобы не делить Эльзас и Лотарингию, а вслед за ними всю старую Евро­пу, две главные державы решили навсегда закрыть этот вопрос. Из этого маленького зародыша и вырос большой Евросоюз.

Этот поучительный опыт формирования ЕС показывает, что реаль­ная интеграция идет лишь между странами с достаточно развитым и сопоставимым потенциалом. В СНГ (после двух десятилетий деинду­стриализации) к таким странам можно отнести только Россию, Украину, Беларусь. И, разумеется, стремительно растущий Казахстан. Поэтому на начальном этапе нам не следовало стремиться к поголовному охва­ту всех стран СНГ в одну интеграционную рамку. На эти «грабли» мы уже наступили в 90-х гг. Куда важнее было иметь в Содружестве крепкое «ядро» интеграции, которое станет настоящим «мотором» для успеш­ного объединения остальных национальных хозяйств. [5]

«Евразийская тройка» - Астана, Москва и Минск - объективно долж­на была стать таким интеграционным ядром на постсоветском простран­стве. Ведь вместе эти три страны обладают почти 80% экономического


потенциала СССР. По всем мировым меркам, это будет мощное объ­единение - совокупный ВВП трех стран составляет почти 2 триллиона долларов. Промышленный потенциал «тройки» оценивается в 600 мил­лиардов долларов, объем выпуска продукции сельского хозяйства - по­рядка 112 миллиардов долларов, а общий потребительский рынок - бо­лее 165 миллионов человек.

Как показал опыт формирования Евросоюза, межгосударственная интеграция — процесс позитивный. Он также не противоречит полити­ческой самостоятельности каждого суверенного государства. Главное, чтобы всеми участниками интеграционного проекта одинаково четко понималась конечная цель интеграции и основные вехи на этом пути. Эта согласованность стратегических позиций и понимание общности целей внутри «евразийской тройки» стала надежным базисом для инте­грационного процесса на пространстве СНГ. В последующие годы она поэтапно воплощалась в жизнь в создании целого ряда успешных межго­сударственных структур - Организации Договора о коллективной без­опасности, Евразийского экономического сообщества, Таможенного союза Казахстана, Беларуси и России.

Таможенный союз «на троих»

В истории евразийской интеграции особо надо выделить следующий момент - подписание в 2007 г. договора о создании трехстороннего, с участием России, Казахстана и Беларуси, Таможенного союза. За корот­кий срок сторонами-участниками была проведена колоссальная работа. Менее чем за три года разработан и принят единый Таможенный кодекс трех стран, создан наднациональный орган - Комиссия Таможенного со­юза. Согласовано более 11 тысяч товарных позиций для применения уни­фицированного тарифа в торговле со странами вне единой таможенной территории. Безусловно, были и определенные трудности: они связаны с периодом адаптации экономических субъектов трех стран к унифициро­ванным таможенным тарифам и импортным пошлинам. Были и еще есть отдельные нестыковки между национальными таможенными администра­циями, которые методично устраняются работой Комиссии Таможенного союза во главе с талантливым экономистом С.Ю.Глазьевым. [6]

Появление Таможенного союза означает ликвидацию таможенных границ на пути движения товаров и услуг внутри таможенной террито­рии. Разрешительные документы, например, ветеринарные для товара сельскохозяйственного происхождения, признаются компетентными органами друг друга. Проще говоря, Таможенный союз расширил до Бреста и Владивостока границы рынка сбыта для производителей всех трех стран. Это будет стимулировать экономическую активность и по­


вышать товарооборот. Только одно соглашение по выравниванию же­лезнодорожных тарифов позволит увеличить грузооборот между наши­ми странами на 30 процентов.

Второй плюс - восстановление экономического пространства быв­шего СССР как единого организма. Тем самым, научно-технический и производственный потенциал предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью, будет объединен. Это очень важный шаг к модернизации наших стран! И, наконец, третий плюс - большой внутренний рынок. Создание Казахстаном, РФ и Беларусью Таможен­ного союза открывает для зарубежных инвесторов рынок с населением в 165 млн. человек и суммарным валовым внутренним продуктом (ВВП) почти $2 трлн. Все это реальные плюсы, прежде всего, для всех простых казахстанцев, россиян и белорусов.

Выгоды Таможенного союза

Уже сегодня очевиден позитивный макроэкономический эффект от создания Таможенного союза. Только в первом полугодии 2011 г. на треть вырос общий товарооборот трех стран. Прогнозируется, что по итогам года он достигнет уровня 100 миллиардов долларов, что на 13 % больше прошлогоднего показателя. Причем наиболее быстро растут объемы приграничной торговли между Казахстаном и Россией - более чем на 40 %. А торговый отношения между ранее не граничившими стра­нами Белоруссие и Казахстаном имеют «взрывной рост» - белорусско-казахстанский оборот вырос в пять раз по отношению к прошлому году. И это всего за пять лет! Европейский союз же к аналогичному уровню интеграции шел 40 лет после создания объединения угля и стали.

Причины этого успеха лежит в том, что степень интеграции бывших союзных республик в отдельных направлениях до сих пор выше, чем даже ныне в ЕС. Во времена СССР те же Россия, Белоруссия и Казахстан де­сятилетиями развивались как единый организм с общим народнохозяй­ственным комплексом. Экономики бывших союзных республик взаимно дополняли друг друга, а тысячи производственных связей образовывали индустриальные цепочки с полным циклом - от сырья до готовой про­дукции и от фундаментальной науки до массовых товаров. Евразийская интеграция сегодня - это целенаправленная политика на воссоздание большого экономического пространства в новых рыночных условиях.

Еще одна параллель - Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС реали­зует задачу сходную с той, которую знаменитый экономист Фридрих Лист решал в XIX веке для Германии. Напомню, что Ф. Лист предлагал объединить разрозненные Пруссию, Германию и Австрию в большое экономическое пространство. А в результате получилось «германское


экономическое чудо». Будем надеяться, что скоро мы станем свидетеля­ми нового «евразийского чуда». По расчетам ученых РАН, государства-участники Таможенного союза за счет интеграционного фактора полу­чат дополнительно около 15 % прироста ВВП к 2015 г. Это предполагает активизацию сохранившегося научно-производственного потенциала, что также позволит нашим государствам выйти из сырьевой ловушки на путь инновационного развития.

Евразийский союз: стратегия будущего

Итак, Таможенный союз успешно заработал. Но тут возникает во­прос - как и куда нам двигаться дальше? Лучше всего о стратегии евра­зийской интеграции рассказал ее признанный идеолог - Нурсултан На­зарбаев. Вот что заявил казахстанский президент на пресс-конференции после подписания Декларации о евразийской экономической интегра­ции: «Любая интеграционная идея заключается прежде всего в создании общей зоны торговли, потом - таможенный союз, единое экономическое пространство, потом - экономический союз с выходом на какую-то еди­ницу в смысле валюты, а потом и на валюту. То есть это классический путь, по которому мы и движемся. Зона свободной торговли у нас была, мы Та­моженный союз создали, теперь мы создаём Единое экономическое про­странство. И, самое главное, нам надо это экономическое пространство запустить во всю мощь, тогда мы подойдём, естественно, к Союзу.» [7]

Президент Казахстана четко обозначил следующий важный этап евразийской интеграции - это старт с 1 января 2012 г. Единого эко­номического пространства (ЕЭП). Создание полноценного единого экономического пространства означает общий рынок товаров, услуг, трудовых ресурсов и капитала, что будет способствовать повышению устойчивости к изменениям мировой экономической конъюнктуры. С созданием ЕЭП будут обеспечены свободный и равный доступ сто­рон к транспортным и энергетическим ресурсам, национальный режим предприятиям-резидентам при участии в госзакупках, гармонизация норм антимонопольной политики, формирование институтов проведе­ния согласованной макроэкономической политики. Опытный политик Н.А.Назарбаев сразу обратил на внимание на этот момент и предложил «выстроить общий алгоритм модернизации и инновационного разви­тия наших стран». Прежде всего, надо согласовать промышленную и экономическую политику между наиболее продвинутыми государства­ми - Россией, Белоруссией и Казахстаном. [ 8]

Для этого страны-участники приняли 17 договоренностей, выполне­ние которых создаст условия для формирования Евразийского экономи­ческого сообщества. Всего, за пять предстоящих лет наднациональным