ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1136
Скачиваний: 2
Россия:
восстановление империи по возможности
Лорен Гудрич
Отношения между США и Россией, кажется, были относительно спокойными в последнее время, хотя в Вашингтоне есть множество противоречивых взглядов об истинном характере современной внешней политики России. Также есть и сомнения насчет искренности Государственного департамента США по поводу так называемой "перезагрузки" отношений с Россией - этот термин начал употребляться в 2009 г., когда государственный секретарь США Хиллари Клинтон передала кнопку перезагрузки (reset) своему русскому коллеге в качестве символа моратория на эскалацию напряженности между Москвой и Вашингтоном. Проблема состоит в том, является ли «перезагрузка» реальным сдвигом в отношениях между двумя бывшими противниками или просто передышкой перед тем, как отношения вновь ухудшатся.
Перезагрузка на самом деле имела мало общего с Соединенными Штатами, желающими видеть Россию в качестве друга и союзника. Скорее всего, Вашингтон хотел создать условия для управления другими ситуациями - в основном в Афганистане и Иране - и просить Россию о помощи (Россия уже оказывает помощь в транспортировке грузов в Афганистан и отказалась от поддержки Ирану). Между тем, Россия также хотела бы и изменить условия, чтобы создать систему, которая помогла бы ей создать новую версию своей старой империи.
Конечный план России состоит в том, чтобы восстановить контроль над большей частью своих бывших территорий. Это неизбежно опять приведет Москву и Вашингтон в противостояние, что поставит крест на так называемой перезагрузке, так как русское могущество на всей территории Евразии является прямой угрозой способности США сохранить свое влияние в мире. Так Россия действовала на протяжении всей истории для того, чтобы выжить. Советский Союз действовал в том же русле, что и большинство имперских режимов до него, и Россия сегодня следует той же модели поведения.
География имперостроительства
Определяющей географической характеристикой России является ее незащищенность, а значит, ее главная стратегия заключается в создании для себя безопасности. В отличие от большинства могущественных стран, центральный регион России, Московия, не имеет никаких препятствий
для ее защиты, и таким образом она была захвачена несколько раз. Из-за этого на протяжении всей истории Россия расширяла свои географические границы для того, чтобы установить редут и создать стратегическую глубину между русским ядром и множеством окружающих ее врагов. Это означает расширение до естественных преград Карпатских (Украина и Молдова) и Кавказских гор (в особенности, для Малого Кавказа, в прошлом в Грузии и Армении) и Тянь-Шаня на дальней стороне Центральной Азии. Одной географической дырой является Восточно-Европейская равнина, где Россия исторически устанавливает для себя столько территории, сколько было возможно (например, страны Балтии, Беларусь, Польша и даже некоторые части Германии). Короче говоря, для того, чтобы Россия была в безопасности, она должна создать некий тип империи.
C созданием империи связано две проблемы: люди и экономика. Из-за того, что они абсорбируют довольно много территорий, Российские империи столкнулись с трудностями обеспечения огромного количества людей и подавления несогласных (особенно тех, кто не были этническими русскими). Это приводит к изначально слабой экономике, которая никогда не сможет преодолеть инфраструктурные проблемы обеспечения для населения огромной империи. Однако, несмотря на свои экономические недостатки, это никогда не удерживало Россию от притязания на статус могущественной силы в течение длительного периода времени, потому что Россия часто акцентирует значение своего сильного военного аппарата и служб безопасности, чем (а иногда и в ущерб) экономическое развитие.
Поддержание сильного государства
Российская власть должна быть измерена с точки зрения государственной мощи и способности управлять людьми. Это не то же самое, что популярность правительства России (хотя популярность бывшего президента и нынешнего премьер-министра Владимира Путина нельзя отрицать), это способность руководства России, будь то царь, Коммунистическая партия или премьер-министр, сохранить жесткий контроль над обществом и обеспечить безопасность. Это позволяет Москве брать ресурсы из народного потребления для государственной безопасности и подавления сопротивления. Если правительство имеет жесткий контроль над людьми, народное недовольство политикой, социальной политикой или экономикой не представляют угрозу для государства - по крайней мере, не в краткосрочной перспективе.
Это случается тогда, когда российские лидеры теряют контроль над аппаратом безопасности, что приводит к падению режимов. Например, когда царь потерял контроль над армией во время Второй
мировой войны, он потерял власть, а Российская империя распалась. При Иосифе Сталине отмечалась массовая экономическая дисфункция и массовое недовольство, но Сталин сохранил жесткий контроль над службой безопасности и армией, которые он использовал, чтобы иметь дело с любыми намеками на инакомыслие. Экономическая слабость и жесткий режим в конечном итоге были приняты в качестве неизбежной цены за безопасность стратегическое могущество .
Москва использует ту же логику и стратегию сегодня. Когда Путин пришел к власти в 1999 г., русское государство было разбито и уязвимо для других мировых держав. Для того, чтобы восстановить стабильность в России - и в конечном итоге свое место на мировой арене - Путин должен был сначала консолидировать власть Кремля внутри страны, что означало укрепление страны в экономическом, политическом и социальном плане. Это произошло после того, как Путин реорганизовал и укрепил службы безопасности, что дало ему большие возможности для доминирования над людьми, объединенных под одной политической партией, а также очистить страну от иностранного влияния в экономике и создать культ личности среди народа.
Затем Путин положил глаз на русскую империю для того, чтобы обеспечить будущее страны. Это был выбор не лично Путина, а национальных проблем безопасности, связанных с вековым историческим прецедентом.
Путин видел, как США посягают на территории России, которые считаются необходимыми для ее выживания: Вашингтон помог большинству государств Центральной Европы и бывших советских стран Балтии вступить в НАТО и Европейский Союз; поддерживал прозападные «цветные революции» в Украине, Грузии и Кыргызстане; создавал военные базы в Центральной Азии, а также объявил о планах размещения баллистических установок ПРО в Центральной Европе. Для России казалось, что США пожирали ее периферию для того, чтобы Москва навсегда осталась уязвимой.
За последние шесть лет Россия в какой-то степени снизила западное влияние в большинстве бывших советских республик. Одна из причин такого успеха состоит в том, что Соединенные Штаты были заняты другими вопросами, в основном в странах Ближнего Востока и Южной Азии. Более того, Вашингтон ввел себя заблуждение, полагая, что Россия не будет официально пытаться воссоздать нечто вроде империи. Но, как мы видели на протяжении всей истории, она должна это сделать.
Планы Путина
Путин объявил в сентябре, что он будет стремиться опять занять президентский пост в России в 2012 г., и он начал с изложения своих целей для нового царствования. Он заявил, что Россия должна форма
лизовать свои отношения с бывшими советскими государствами, создавая Евразийский Союз (ЕАС); другие бывшие советские республики предлагали эту концепцию почти десять лет назад, но Россия именно сейчас находится в таком положении, в котором она может приступить к осуществлению этого проекта. Россия начнет эту новую интеграцию русской империи, создав союз с бывшими советскими республиками на основе текущих ассоциаций Москвы, таких как Таможенный Союз, Союзное Государство и Организация Договора о Коллективной Безопасности. Это позволит ЕАС стратегически охватить как экономическую сферу, так и сферу безопасности.
Предстоящий ЕАС не будет являться воссозданием Советского Союза. Путин понимает, какие уязвимости ожидают Россию, если она понесет бремя экономической и стратегической заботы о таком количестве людей на территории почти девяти миллионов квадратных километров. Попытки прямого контроля были одним из самых слабых мест Советского Союза. Вместо этого Путин создает союз, в котором Москва будет влиять на внешнюю политику и безопасность, но не будет нести ответственность за большую часть внутренних дел в каждой стране. Россия просто не имеет средств на то, чтобы поддерживать такие интенсивные стратегии. Москва не считает необходимым разбираться в киргизском политическом театре или экономически поддерживать Украину для того, чтобы контролировать эти страны.
Кремль намерен полностью сформировать ЕАС к 2015 г., когда, по мнению России, Соединенные Штаты снова перенесут свое внимание на Евразию. Вашингтон в этом году занят своими обязательствами в Ираке и намеревается положить конец боевым действиям и значительно сократить свой контингент в Афганистане, так что к 2015 году Соединенные Штаты будут иметь запас военного и дипломатического внимания. Это также тот же период времени, за который будет инсталлирована система противоракетной обороны США в Центральной Европе. Для России это сводится к формированию фронта США и их сателлитов в Центральной Европе у постсоветских (и будущих ЕАС) границ. Это создание новой версии русской империи, в сочетании с консолидацией влияния США на периферии империи, скорее всего, вызовет новые военные действия между Москвой и Вашингтоном.
Это могло бы подготовить почву для новой версии холодной войны, хотя она не будет столь долгоживущей, как предыдущая. Другой причиной Путина по восстановлению русской империи является то, что он знает, что следующий кризис, скорее всего, так повлияет на Россию, что она не сможет вновь возродиться: Россия умирает. Демографические показатели страны являются одними из худших в мире,
неуклонно снижаясь со времен Первой мировой войны. Рождаемость в стране значительно ниже смертности, и сейчас уже там больше граждан за 50 лет, чем подросткового возраста. Россия может быть крупной державой без крепкой экономики, но ни одна страна не может быть мировой державой без людей. Вот почему Путин пытается укрепить и обезопасить Россию в настоящее время, прежде чем ее ослабит демография. Однако, даже принимая во внимание демографические показатели, Россия будет в состоянии поддерживать свой нынешний рост у власти в течение, по крайней мере, еще одного поколения. Это означает, что ближайшие несколько лет, вероятно, будут последним великим моментом для России, который будет отмечен возвращением страны в качестве региональной империи и новой конфронтацией с ее старым противником, Соединенными Штатами Америки.