Файл: Геополитика номер 13.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Россия:

восстановление империи по возможности


Лорен Гудрич

Отношения между США и Россией, кажется, были относительно спокойными в последнее время, хотя в Вашингтоне есть множество про­тиворечивых взглядов об истинном характере современной внешней политики России. Также есть и сомнения насчет искренности Государ­ственного департамента США по поводу так называемой "перезагрузки" отношений с Россией - этот термин начал употребляться в 2009 г., когда государственный секретарь США Хиллари Клинтон передала кнопку перезагрузки (reset) своему русскому коллеге в качестве символа мора­тория на эскалацию напряженности между Москвой и Вашингтоном. Проблема состоит в том, является ли «перезагрузка» реальным сдвигом в отношениях между двумя бывшими противниками или просто пере­дышкой перед тем, как отношения вновь ухудшатся.

Перезагрузка на самом деле имела мало общего с Соединенными Штатами, желающими видеть Россию в качестве друга и союзника. Ско­рее всего, Вашингтон хотел создать условия для управления другими ситуациями - в основном в Афганистане и Иране - и просить Россию о помощи (Россия уже оказывает помощь в транспортировке грузов в Аф­ганистан и отказалась от поддержки Ирану). Между тем, Россия также хотела бы и изменить условия, чтобы создать систему, которая помогла бы ей создать новую версию своей старой империи.

Конечный план России состоит в том, чтобы восстановить контроль над большей частью своих бывших территорий. Это неизбежно опять приведет Москву и Вашингтон в противостояние, что поставит крест на так называемой перезагрузке, так как русское могущество на всей тер­ритории Евразии является прямой угрозой способности США сохра­нить свое влияние в мире. Так Россия действовала на протяжении всей истории для того, чтобы выжить. Советский Союз действовал в том же русле, что и большинство имперских режимов до него, и Россия сегодня следует той же модели поведения.

География имперостроительства

Определяющей географической характеристикой России является ее незащищенность, а значит, ее главная стратегия заключается в создании для себя безопасности. В отличие от большинства могущественных стран, центральный регион России, Московия, не имеет никаких препятствий


для ее защиты, и таким образом она была захвачена несколько раз. Из-за этого на протяжении всей истории Россия расширяла свои географиче­ские границы для того, чтобы установить редут и создать стратегическую глубину между русским ядром и множеством окружающих ее врагов. Это означает расширение до естественных преград Карпатских (Украина и Молдова) и Кавказских гор (в особенности, для Малого Кавказа, в про­шлом в Грузии и Армении) и Тянь-Шаня на дальней стороне Центральной Азии. Одной географической дырой является Восточно-Европейская рав­нина, где Россия исторически устанавливает для себя столько территории, сколько было возможно (например, страны Балтии, Беларусь, Польша и даже некоторые части Германии). Короче говоря, для того, чтобы Россия была в безопасности, она должна создать некий тип империи.

C созданием империи связано две проблемы: люди и экономика. Из-за того, что они абсорбируют довольно много территорий, Россий­ские империи столкнулись с трудностями обеспечения огромного ко­личества людей и подавления несогласных (особенно тех, кто не были этническими русскими). Это приводит к изначально слабой экономике, которая никогда не сможет преодолеть инфраструктурные проблемы обеспечения для населения огромной империи. Однако, несмотря на свои экономические недостатки, это никогда не удерживало Россию от притязания на статус могущественной силы в течение длительного пе­риода времени, потому что Россия часто акцентирует значение своего сильного военного аппарата и служб безопасности, чем (а иногда и в ущерб) экономическое развитие.

Поддержание сильного государства

Российская власть должна быть измерена с точки зрения государ­ственной мощи и способности управлять людьми. Это не то же самое, что популярность правительства России (хотя популярность бывшего президента и нынешнего премьер-министра Владимира Путина нельзя отрицать), это способность руководства России, будь то царь, Комму­нистическая партия или премьер-министр, сохранить жесткий контроль над обществом и обеспечить безопасность. Это позволяет Москве брать ресурсы из народного потребления для государственной безопасности и подавления сопротивления. Если правительство имеет жесткий кон­троль над людьми, народное недовольство политикой, социальной по­литикой или экономикой не представляют угрозу для государства - по крайней мере, не в краткосрочной перспективе.

Это случается тогда, когда российские лидеры теряют контроль над аппаратом безопасности, что приводит к падению режимов. Например, когда царь потерял контроль над армией во время Второй


мировой войны, он потерял власть, а Российская империя распалась. При Иосифе Сталине отмечалась массовая экономическая дисфунк­ция и массовое недовольство, но Сталин сохранил жесткий контроль над службой безопасности и армией, которые он использовал, чтобы иметь дело с любыми намеками на инакомыслие. Экономическая сла­бость и жесткий режим в конечном итоге были приняты в качестве неизбежной цены за безопасность стратегическое могущество .

Москва использует ту же логику и стратегию сегодня. Когда Путин при­шел к власти в 1999 г., русское государство было разбито и уязвимо для других мировых держав. Для того, чтобы восстановить стабильность в России - и в ко­нечном итоге свое место на мировой арене - Путин должен был сначала кон­солидировать власть Кремля внутри страны, что означало укрепление страны в экономическом, политическом и социальном плане. Это произошло после того, как Путин реорганизовал и укрепил службы безопасности, что дало ему большие возможности для доминирования над людьми, объединенных под одной политической партией, а также очистить страну от иностранного влия­ния в экономике и создать культ личности среди народа.

Затем Путин положил глаз на русскую империю для того, чтобы обе­спечить будущее страны. Это был выбор не лично Путина, а национальных проблем безопасности, связанных с вековым историческим прецедентом.

Путин видел, как США посягают на территории России, которые считаются необходимыми для ее выживания: Вашингтон помог боль­шинству государств Центральной Европы и бывших советских стран Балтии вступить в НАТО и Европейский Союз; поддерживал прозапад­ные «цветные революции» в Украине, Грузии и Кыргызстане; создавал военные базы в Центральной Азии, а также объявил о планах размеще­ния баллистических установок ПРО в Центральной Европе. Для России казалось, что США пожирали ее периферию для того, чтобы Москва на­всегда осталась уязвимой.

За последние шесть лет Россия в какой-то степени снизила западное влияние в большинстве бывших советских республик. Одна из причин такого успеха состоит в том, что Соединенные Штаты были заняты другими вопросами, в основном в странах Ближнего Востока и Южной Азии. Более того, Вашингтон ввел себя заблуждение, полагая, что Россия не будет официально пытаться воссоздать нечто вроде империи. Но, как мы видели на протяжении всей истории, она должна это сделать.

Планы Путина

Путин объявил в сентябре, что он будет стремиться опять занять президентский пост в России в 2012 г., и он начал с изложения своих целей для нового царствования. Он заявил, что Россия должна форма­


лизовать свои отношения с бывшими советскими государствами, соз­давая Евразийский Союз (ЕАС); другие бывшие советские республики предлагали эту концепцию почти десять лет назад, но Россия именно сейчас находится в таком положении, в котором она может приступить к осуществлению этого проекта. Россия начнет эту новую интеграцию русской империи, создав союз с бывшими советскими республиками на основе текущих ассоциаций Москвы, таких как Таможенный Союз, Со­юзное Государство и Организация Договора о Коллективной Безопас­ности. Это позволит ЕАС стратегически охватить как экономическую сферу, так и сферу безопасности.

Предстоящий ЕАС не будет являться воссозданием Советского Со­юза. Путин понимает, какие уязвимости ожидают Россию, если она понесет бремя экономической и стратегической заботы о таком коли­честве людей на территории почти девяти миллионов квадратных кило­метров. Попытки прямого контроля были одним из самых слабых мест Советского Союза. Вместо этого Путин создает союз, в котором Мо­сква будет влиять на внешнюю политику и безопасность, но не будет не­сти ответственность за большую часть внутренних дел в каждой стране. Россия просто не имеет средств на то, чтобы поддерживать такие интен­сивные стратегии. Москва не считает необходимым разбираться в кир­гизском политическом театре или экономически поддерживать Украину для того, чтобы контролировать эти страны.

Кремль намерен полностью сформировать ЕАС к 2015 г., когда, по мнению России, Соединенные Штаты снова перенесут свое внимание на Евразию. Вашингтон в этом году занят своими обязательствами в Ираке и намеревается положить конец боевым действиям и значительно сократить свой контингент в Афганистане, так что к 2015 году Соеди­ненные Штаты будут иметь запас военного и дипломатического внима­ния. Это также тот же период времени, за который будет инсталлиро­вана система противоракетной обороны США в Центральной Европе. Для России это сводится к формированию фронта США и их сателлитов в Центральной Европе у постсоветских (и будущих ЕАС) границ. Это создание новой версии русской империи, в сочетании с консолидацией влияния США на периферии империи, скорее всего, вызовет новые во­енные действия между Москвой и Вашингтоном.

Это могло бы подготовить почву для новой версии холодной во­йны, хотя она не будет столь долгоживущей, как предыдущая. Другой причиной Путина по восстановлению русской империи является то, что он знает, что следующий кризис, скорее всего, так повлияет на Россию, что она не сможет вновь возродиться: Россия умирает. Демо­графические показатели страны являются одними из худших в мире,


неуклонно снижаясь со времен Первой мировой войны. Рождаемость в стране значительно ниже смертности, и сейчас уже там больше граж­дан за 50 лет, чем подросткового возраста. Россия может быть крупной державой без крепкой экономики, но ни одна страна не может быть мировой державой без людей. Вот почему Путин пытается укрепить и обезопасить Россию в настоящее время, прежде чем ее ослабит демо­графия. Однако, даже принимая во внимание демографические пока­затели, Россия будет в состоянии поддерживать свой нынешний рост у власти в течение, по крайней мере, еще одного поколения. Это означа­ет, что ближайшие несколько лет, вероятно, будут последним великим моментом для России, который будет отмечен возвращением страны в качестве региональной империи и новой конфронтацией с ее старым противником, Соединенными Штатами Америки.