Файл: Геополитика номер 13.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Возможности и перспективы Евразийского Союза

Шаповалова А.А.

Вторая половина 2011 года ознаменовалась тремя событиями, име­ющими немаловажное значение для экономической, а в перспективе и политической организации восточной части европейского континента. Во-первых, подписанием соглашения о зоне свободной торговли в СНГ, пусть и в неполном составе. Во-вторых, окончательным согласованием условий вступления России в ВТО. И в-третьих, выдвижением проекта создания Евразийского союза, первые шаги по воплощению которого не заставили себя долго ждать. На фоне обострения кризисных явлений в США и Евросоюзе эти первичные успехи интеграции в евразийском пространстве выглядят впечатляюще, но всё же оставляют открытыми вопросы того, способна ли интеграция как таковая преодолеть центро­бежные тенденции постсоветского этапа истории стран СНГ, и насколь­ко обсуждаемые нынче формы интеграции соответствуют масштабам поставленных перед ними задач. Попробуем дать оценку уже достигну­тым результатам интеграционных усилий России и её партнёров, а также обозначить условия, при которых эти усилия могут возыметь должный эффект на пространстве СНГ и в рамках европейской системы междуна­родных отношений в целом.

За прошедшие два года России удалось в рамках Таможенного сою­за сформировать основательную нормативную базу для полноценной экономической интеграции, на данной стадии происходит формиро­вание необходимой институциональной базы, что позволит преоб­разовать пока ещё довольно аморфную комбинацию двух комплексов двусторонних отношений в целостное интеграционное объединение с наднациональным компонентом. Очевидно, предполагается, что бла­годаря этому трёхсторонний союз будет наделён достаточной мерой устойчивости, необратимости и консолидации, чтобы избежать уча­сти превращения в банальную переговорную площадку или предмет взаимного торга, постигшую большинство его предшественников. По­этому ключевая ценность идеи Евразийского союза заключается в том, что она формулирует сравнительно чёткий проект, способный стать тем общим благом, для поддержания которого его участники будут го­товы идти на взаимные уступки.

Однако, помимо стимулирования консолидации в его собствен­ных рамках, Евразийский союз призван выполнять ещё две важные функции - выступать своеобразным центростремительным ядром


или центром притяжения для других стран на пространстве СНГ, тем самым оказывая на него структурирующее влияние, и являться альтернативным полюсом европейской континентальной системы, способствуя сбалансированию её структурной конфигурации. Это означает, что Евразийский союз важен не только как инструмент обе­спечения внутренней консолидации, но и как генератор структур­ных эффектов для внешнего его окружения.

До некоторой степени эти функции взаимосвязаны - чем большего уровня внутренней сплочённости удастся добиться данному объедине­нию, тем более весомой будет его способность генерировать внешние импульсы. Но для того, чтобы эти импульсы принесли желаемые плоды, они должны опираться на более широкую идеологическую и политиче­скую платформу и, что наиболее важно, стимулировать распростране­ние и укрепление кооперативных форм взаимодействия как в своём не­посредственном соседстве, так и на европейском континенте в целом. Иными словами, Евразийский союз не может представлять собой зам­кнутое, «интровертное», ориентированное вовнутрь объединение, для которого поддержание внутренней консолидации является самоце­лью, потому что в этом случае он будет способствовать лишь фиксации и усугублению существующих геополитических разломов. В то время, как первостепенная задача России и её партнёров заключается в преодо­лении пагубной ситуации, когда структурные параметры организации пространства СНГ задаются глубоко укоренившимися противоречиями и конфликтами, которые всё чаще проецируются на структуру европей­ской системы, осложняя становление кооперативных механизмов кон­тинентального уровня (одним из наиболее ярких примеров чего являет­ся саммит ОБСЕ в Астане в декабре 2010 года).

На данном этапе однозначных признаков того, что Евразийский союз будет приспособлен к выполнению этой задачи, немного. Характер про­цессов, которые до недавних пор происходили в рамках Таможенного союза, указывает скорее на стремление участников закрепить в более когерентной конструкции результаты, достигнутые на двустороннем уровне, нежели на твёрдую нацеленность произвести качественные по­литические изменения в более широком масштабе. И хотя в Декларации о евразийской экономической интеграции среди направлений дальней­шего взаимодействия упоминается развитие сотрудничества в сфере внешней политики по вопросам, представляющим взаимный интерес, ни цели, ни механизмы подобного сотрудничества там не указаны. До некоторой степени это объясняется тем, что Евразийский союз проек­тируется как интеграционное, а не политическое объединение, но опыт предыдущих интеграционных инициатив на пространстве СНГ гово­


рит о том, что без полноценной политической составляющей, без целе­направленной конвергенции политических, причём в первую очередь внешнеполитических, интересов, задач и ориентиров его участников, прогресс в экономической плоскости всегда остаётся незавершенным и ограниченным.

В этой связи вызывает сомнение целесообразность заявленного ис­пользования модели интеграции в Европейском союзе как образца для построения интеграционного объединения на пространстве СНГ. С одной стороны, задействование наднациональных механизмов по ана­логии с Евросоюзом позволяет России, как в своё время Германии, обе­спечить ситуацию, при которой усиление её экономических позиций не будет восприниматься ближайшими соседями как угроза и создаст возможности для сравнительно беспроблемного расширения её эко­номического присутствия. Но с другой стороны, надо отдать должное, что становление евроинтеграционных процессов происходило в усло­виях, когда эпицентр политических противоречий находился на более высоком общесистемном уровне, а интеграция выглядела логическим продолжением консолидации западного блока. Это явно не соответ­ствует нынешнему положению вещей в восточной части Европы - здесь интеграция не просто нуждается в политической оболочке, а непосред­ственно выполняет политические функции, что требует формирования наряду с экономическим фундаментом соответствующей политической платформы.

Очевидно, что расчёт делается на то, что успех экономической инте­грации в сочетании с сохранением существенной, а в некоторых случаях критической, зависимости других стран СНГ от доступа на рынок стран Евразийского союза сам по себе сможет стимулировать эти страны к сближению с данным объединением. Однако, нужно учитывать, что за прошедшие два десятилетия произошла значительная диверсификация экономических связей сопредельных государств, что серьёзно усложня­ет поставленную задачу.

Наиболее иллюстративным в этом плане является пример Украины, которая до сих пор воздерживается от неоднократно предлагаемого уча­стия в данном проекте, и экономическая логика выступает отнюдь не единственным мотивом подобной позиции.

Для Украины формирование Таможенного союза действительно несло в себе риск ограничения доступа на рынок стран-участниц, но его пока что удалось частично нейтрализовать благодаря созданию зоны свободной торговли СНГ. Если добавить к этому фактор всту­пления России в ВТО, то вырисовывается тенденция к постепенному переведению торгово-экономического аспекта украинско-российских


отношений на нормативную основу и снижению его зависимости от двустороннего политического контекста, что нельзя не приветство­вать. Но параллельно с этим происходит сужение возможностей для налаживания реального политического партнёрства между двумя го­сударствами. Поскольку Украина даже после прихода к власти новой команды так и не смогла выдвинуть жизнеспособной альтернативной основы такого политического партнёрства, Россия настаивает на том, что только полноценное присоединение Украины к Таможенному / Евразийскому союзу может гарантировать бесконфликтное развитие двусторонних отношений, что выглядит как политическое давление при дефиците практических стимулов.

И хотя мотивация российского руководства в целом понятна, эффек­тивность тактики превращения вопроса участия в Таможенном союзе в обязательное условие прогресса на остальных направлениях сотруд­ничества выглядит неоднозначно, главным образом потому, что не учи­тывает сложившихся на Украине и вокруг Украины политических реа­лий. Постановка вопроса в подобной плоскости чревата дальнейшими осложнениями двустороннего диалога, предотвратить которые можно лишь путём акцентирования политических преимуществ, которые мо­жет получить Украина от укрепления солидарности с Россией в двусто­роннем и многостороннем форматах, при одновременной выработке приемлемых частичных форм привлечения Украины к работе в рамках Таможенного / Евразийского союза.

И в этом случае опять-таки решающую роль будет играть фактор зам­кнутости и статичности предлагаемого объединения - чем более замкну­тым и закрытым будет Евразийский союз, тем с большей вероятностью он будет восприниматься как инструмент закрепления геополитическо­го дуализма европейского континента, чего Украине и другим странам Восточной Европы жизненно необходимо избежать. Понятно, что при стремлении придать Евразийскому союзу качества альтернативного по­люса европейской системы избежать некоторого усиления данного ду­ализма вряд ли получится, но если этот процесс будет способствовать реальному сбалансированию структуры взаимосвязей на континенте на кооперативной основе, то его эффект и восприятие, несомненно, будут гораздо более положительными.

В практическом плане этот процесс предполагает формирование аль­тернативного «нормативного поля», позволяющего вести речь в диало­ге с Евросоюзом о гармонизации нормативных систем, а не об их одно­сторонней проекции, как это происходит до сих пор. Поскольку именно совместимость нормативных систем рассматривается Западом как не­обходимое условие политического сближения, России крайне важно


устранить хроническое давление этого фактора, используемого Западом в целом и Евросоюзом в частности как предлог для ухода от обсуждения даже гипотетической возможности перехода к качественно иным коопе­ративным формам взаимодействия с Россией и другими странами СНГ. Поэтому гармонизация регуляторных норм в рамках Евразийского со­юза должна рассматриваться как движение к взаимной конвергенции, а не очередной шаг к нормативной конкуренции, при которой влияние России в Восточной Европе будет под серьёзной угрозой.

В итоге, можно сделать вывод, что проект Евразийского союза пред­ставляет серьёзный шаг вперёд в интеграционной политике России на пространстве СНГ, однако его способность сформировать новую систему координат для СНГ и Европы в целом и стать движущей си­лой для кристаллизации новой, более сбалансированной и стабильной структуры европейской системы пока не очевидна. Она будет зависеть, во-первых, от успеха его базовой экономической составляющей, во-вторых, от меры политической консолидации его участников, в-третьих, от интенсивности его кооперативного импульса, способного возобла­дать над конфликтной структурой пространства СНГ, и, в-четвёртых, от его восприятия в качестве инструмента консолидации политической ор­ганизации европейского континента в противовес «разделительным» конфронтационным тенденциям.