ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 904
Скачиваний: 1
Можно предположить, что еврооблигации будут под контролем министров финансов еврозоны. Совет может представлять собой финансовое дополнение Европейского Центрального Банка, он также может быть европейским аналогом Международного Валютного Фонда.
Поэтому дискуссия будет вращаться вокруг права голоса. ЕЦБ действует по принципу одного голоса от каждой страны, МВФ назначает право голоса в соответствии с взносами страны. Какая система должна преобладать? В первом случае будет дан карт-бланш странам-должникам, чтобы они решили вопрос со своими дефицитами, в последнем может произойти увековечивание двухскоростной Европы. Поэтому определенный компромисс будет необходим.
Так как судьба Европы зависит от Германии, и поскольку выпуск еврооблигаций приведет к угрозе риска собственные кредиты Германии, компромисс определенно должен поставить Германию на водительское место.
К сожалению, Германия имеет некоторые несостоятельные идеи о макроэкономической политике: она хочет, чтобы остальные европейские страны последовали ее примеру. Но то, что работает на Германию не может работать на всю Европу: ни одна страна не может иметь хронический торговый профицит без того, чтобы другие страны не имели дефицита. Германия должна предложить правила, которым могут следовать другие страны.
Эти правила должны предусматривать постепенное уменьшение задолженности. Они также должны позволить странам с высоким уровнем безработицы, таким, как Испания, продолжить погашение бюджетного дефицита. Правила, имеющие целью также и циклически выверенный дефицит, могут достичь обе эти цели. Самое главное, чтобы правила признавали свои несовершенства - и, таким образом, они должны оставаться открытыми для пересмотра и улучшения.
Брейгель, аналитический центр из Брюсселя, предложил, чтобы еврооблигации составляли 60% от внешнего долга еврозоны. Учитывая высокие взносы за риск, которые в настоящее время существуют в Европе, эта доля слишком мала, чтобы представлять собой ровное игровое поле. На мой взгляд, новые выпуски должны быть полностью в еврооблигациях до пределов, установленных советом. Чем больший объем еврооблигаций страна хочет выпустить, тем более тяжелые условия должен будет навязать Совет. Совет не должен иметь никаких проблем в вопросах навязывания своей воли, потому что отказ в праве на дополнительную эмиссию еврооблигаций будет мощным сдерживающим фактором. Надзор должен быть улучшен, однако, с тем, чтобы предоставлять странам своевременное извещение, если они совершают нарушения.
Это прямо ведет к третьей нерешенной проблеме: что произойдет, если страна не желает или не в состоянии оставаться в рамках согласованных условий? Невозможность выпуска еврооблигаций может привести к беспорядочному дефолту или девальвации. При отсутствии механизма выхода это может иметь катастрофические последствия. Сдерживание, которое также слишком опасно для осуществления, не вызывало бы доверия. Греция является поучительным примером.
Это самая сложная из трех проблемных областей, и я не утверждаю, что уже имеется готовое решение. Многое зависит от того, как кризис в Греции будет сходить на «нет». Можно было бы разработать упорядоченный выход для такой небольшой страны, как Греция, который не может быть применен в другой более большой, такой, как Италия. В этом случае режиму еврооблигаций придется применять санкции, и это будет безвыходной ситуацией - что-то вроде европейского министерства финансов, которое имеет как политическую, так и финансовую законность, что может получится с помощью столь необходимых интенсивных дебатов и самоанализа (особенно в Германии).
Одно можно сказать наверняка: эти три проблемные зоны - реформы и рекапитализация банковской системы, режим еврооблигаций и механизм выхода - необходимо решить для того, чтобы сделать евро жизнеспособной валютой. Но финансовые рынки могут и не предоставить отсрочку, необходимую для установления новых договоренностей на местах.
Под продолжающимся давлением рынка Европейский Совет может найти временную договоренность для того, чтобы избежать катастрофы. Он мог бы разрешить ЕЦБ кредитовать непосредственно правительства, которые не могут заимствовать из рынков на разумных условиях, до тех пор, пока не будет введен режим еврооблигаций.
Циклическая модель экономики, войны и гегемонии
Савин Л.В.
После того как российский экономист Н.Д. Кондратьев ввел теорию больших или длинных хозяйственных циклов, его идею подхватили другие экономисты и ученые и начали применять ее по отношению к другим отраслям. Помимо макроэкономического анализа и экономического анализа регионов подобные концепции стали применять к развитию обществ и их упадку. И, безусловно, увидели взаимосвязь экономики и конфликтов. В частности Арнольд Тойнби предложил цикл «великих войн» длительностью примерно в 120 лет, который делится на прелюдию, войну, передышку, эпилог и всеобщий мир. Такая длительность по Тойнби связана с человеческим фактором и исторической памятью -когда ужасы прошлой войны забываются очередным поколением велика возможность начала новой.
Уильям Томпсон так описывает подобную взаимосвязь: «инновационные процессы и глобальная концентрация связаны с глобальной войной. Базируясь на теоретических аргументах и эмпирических данных (XIX и XX вв.) мы обнаружили, что систематическая война является продуктом экономических инноваций и стремления к лидерству. И наоборот, систематическая война влияет на инновации, а также на экономическую и мореходную концентрацию. В этом смысле длинные волны экономических и технологических изменений, длинный цикл военно-политического лидерства и война являются тесно взаимосвязанной динамикой, которая находится в центре функционирования глобальной политической экономикой»19. Он указывает, что до сегодняшнего дня исследователями больших циклов было идентифицировано пять глобальных войн:
Голландско-испанская 1580 -1608 гг.
Войны Великого Альянса 1688 -1713 гг.
Французская революция и войны Наполеона 1792 -1815 гг.
Первая и Вторая Мировая войны 1914 - 45 гг20.
Здесь мы видим, что периоды между глобальными войнами составляли от 80 до 100 лет. Следовательно, впереди в ближайшем будущем нас ожидает новая глобальная война.
Д октор Элен Уитни-Смит солидарна с Томпсоном в вопросе новых технологий. После 30-летних исследований теории экономического прогресса и его взаимосвязи с технологиями она также пришла к выводу что именно инновации являлись толчком для экономической волны в том или ином государстве - будь то испанские гранды XVII столетия или английские ткачи. Однако она говорит об инновациях в информационных технологиях! В ее новой книге "Winning Information Revolutions: From the Ice Age to the Internet" указано, что ранее было шесть информационных революций. Первая произошла между охотниками и собирателями до то как люди научились обрабаты-ваь землю. Вторая непосредственно связана с развитием письменности. Третья - это падение Рима. Четвертая - появление печатного станка. Пятая связана с электричеством, что привело к распространению телеграфа, телефона и железных дорог. Шестая - это цифровая революция, в которой мы сейчас пребываем. И, по утверждению Уитни-Смит, три последних имеют одинаковый экономический паттерн - вначале длится бум, за которым следует неизбежный крах. А новые формы организаций нарушают старые правила, которые пытается поддержать существующая элита3. Социальные сети, растущие на основе Интернет, их активная манипуляция военно-политическими кругами США полностью подтверждают тезисы Уитни-Смит. И чем могут быть нарушения старых правил, которые упорно хочет сохранить старая элита как не определенной формой конфликта?
Уолтер Голдфранк из Университета Санта Круз-Калифорния также предложил рассмотреть помимо экономических факторов социальные и военные4. Он применил модель мир-системного анализа И. Валлерстай-на (сам Валлерстайн делил цикл на три фазы: война, гегемония одной державы, ее упадок) и к полупериферии отнес большинство стран Восточной Европы, Россию, Мексику, Колумбию, Венесуэлу, Бразилию, Аргентину, Чили, Южную Африку, Турцию, а также часть Ближнего Востока и государства Восточной Азии. Согласно его прогнозам если будут развиваться свободные экономические зоны, то лидирующие позиции займут три вертикальных географических блока под руководством
3 Kleiner A. A Long-Wave Theory on Today's Digital Revolution. May 16, 2011. Strategy+Business mag.
4 Goldfrank W. Beyond Cycles Of Hegemony: Econimic, Social, and Military Factors. Journal of World-Systems Research. Volume 1, Number 8, 1995.
Hegcmon
Economic Expansion
Economic Contraction
Hegemonic Phase
Netherlands
Britain
United States
1575-1590 1620-1650
1798-1815 1850-1873
1897-1913/1920 1945-1967 1590-1620 1650-1700
1815-1850 1873-1897
1913/1920-1945 1967-
Ascending Hegemony (Al) Hegemonic Victory (Bl) Hegemonic Maturity (A2) Hegemonic Decline (B2)
Ascending Hegemony (Al) Hegemonic Victory (Bl) Hegemonic Maturity (A2) Hegemonic Decline (B2)
Ascending Hegemony (AI) Hegemonic Victory (Bl) Hegemonic Maturity <A2) Declining Hegemony (B2)
США, Японии и ЕС. В дальнейшем это сможет привести к тому, что Япония и США будут доминировать вместе, втянув в свою орбиту обе Америки и Тихоокеанский регион. Над остальными регионами будет доминировать политически объединенная Европа, что приведет с одной стороны к двуполярной системе соперничества, а с другой к высокому уровню организационной интеграции, попытки которой уже очевидны (унификация законодательств, трансатлантическое сотрудничество и т.д.). В глобальном масштабе Голдфранк предрекает упадок современной системы капитализма и рассматривает четыре возможных будущих модели мироустройства: разруха, фашизм, социальная демократия и социализм. Первый вариант возможен в основном из-за развязывания ядерной войны или разрушения биосферы. Второй представляет собой трансформацию капитализма в новый вид социально-экономического тоталитаризма или создание мир-империи с кастой центральных администраторов, которые будут заниматься перераспределением излишков. Учитывая разделение на страны-ядро и периферию последние испытают на себе политические репрессии, включая такие меры, как евгенику и физическое уничтожение. При этом вариант войны также не исключен, что будет представлять собой либо неудачные попытки восстаний, либо затяжной конфликт. Будущее номер три и четыре Голдфранк описывает как наиболее желательную модель, связанную с государствами благосостояния, однако нынешние тенденции (включая глобальный кризис, перенаселение в ряде стран и упадок демографии в других, истощение природные ресурсов, опустынивание сельхозугодий, рост цен на продукты питания) показывают, что в глобальном масштабе это вряд ли будет возможным. Кроме того, две последние модели больше напоминают
заигрывание с капитализмом, так как подразумевают альянс капиталистов стран ядра и периферии. В любом случае, для нраодов стран, желающих сохранить свой суверенитет и самобытность все четыре варианта нежелательны.
Существуют еще множество исследований циклов войны и гегемонии, наиболее известные авторы которых - Дж. Голдстайн и Дж. Мо-дельски. Модельски назвал периоды подъема и упадка великих держав длинными мировыми политическими циклами, где по аналогии с двумя фазами цикла Кондратьева фаза подъема называется этапом обучения, а фаза упадка этапом лидерства, в начале которой и происходит глобальная мировая война.
Каждый из периодов делится на четыре фазы. На исторических примерах Модельски увязал влияние Португалии, Голландии, а также Британии на мировую политику. В случае с США им был предложен вариант с двумя циклами. Первый уже закончился, он происходил с 1850 по 1945 гг. Второй начался в 1971 г., а фаза деконцентрации попала на 2000 г. Далее в 2030 г. должна начаться фаза глобальной войны, а в 2050 г. очередной период мировой власти США21.
Мировой финансовый кризис и падение фондовых рынков также по мнению специалистов указывают на приближение нового глобального конфликта.
Известный финансист и математик, в прошлом ведущий финансовый аналитик компании Goldman Sachs Чарльз Неннер, предсказавший крах 2008 г. в марте этого года заявил, что в 2012 г. состоится обвал индекса