ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1386
Скачиваний: 1
45
www.geopolitika.ru
Проект Межморья и геополитика
региональных рисков
Савин Л.В.
Прием новых членов в ЕС изменил геополитическую картину
Европы. К Атлантико-Средиземноморскому фактору, который
был доминирующим, добавился Балтийско-Черноморский, и
страны из этого региона были вынуждены столкнуться с решени-
ем ряда вопросов – адаптации законодательной системы, полити-
ческих и гражданских институтов, экономики; в то же время, со-
храняя свой этноцентрум, а также национальную историческую
память и традиции. Данная историческая перспектива, особенно
во время транзитного периода, характерна пересмотром своей
геополитической роли по отношении к действующим акторам и
окружающему пространству. В этом плане новые члены ЕС – стра-
ны Центральной и Восточной Европы активно включились в меж-
дународные политические процессы, что привело к определенной
дихотомии. Условные обозначения на Восточные и Юго-восточ-
ные регионы все еще сохраняется в западных центрах, таких как
Германия и Франция, более того, учитывая географическую пе-
риферийность (то же, но с другим знаком можно сказать и в от-
ношении как Португалии и Испании, так и скандинавских стран),
термин «восточный» будет еще сохраняться определенное время.
Однако географическое расширение сделало возможным зарож-
дения дискурса о новых геополитических осях, в определенной
мере, конкурирующих со старыми векторами. Вопрос централь-
ности для общего определения новой Европы (термин Фридриха
Науманна «Срединная Европа) также продолжал интерпретиро-
ваться. Были предложены такие дефиниции, как «МидиЕвропа»,
«Димидальная Европа» и «Вискальная Европа», которые осно-
ваны на соответствующих латинских терминах
1
. На них наклады-
вались существующие концепции еврорегионов, основанные на
модели водоразделов (зона бассейнов рек Маас-Рейн, Дунайская
низменность). Аналогично, в новой постмодернистской и техно-
политической (энергетическая и коммуникационная составляю-
щая) версии был возрожден проект Межморья польского геогра-
фа и картографа Евгениуша Ромера, прототипом которой в свою
очередь послужила ягеллонская идея. Стратегия Йозефа Пилсуд-
ского (как известно из истории, неудачная) по созданию «Польши
46
Геополитика
47
www.geopolitika.ru
от моря до моря» была построена именно по этой модели. Вместе
с коммуникационной привлекательностью (адаптация пути «из
варяг в греки» по новому сценарию) эта геополитическая модель
имела и этнонациональное содержание – предполагалось, что
балто-славянская культурная идентичность послужит дополни-
тельной основой для реализации этого проекта. Необходимо от-
метить, что в настоящий момент вопросы о балто-славянских кор-
нях являются темой для политических спекуляций в Беларуси – на
фоне обострения отношений между руководствами официальных
Минска и Москвы, там развивается концепция литвинства, которая
вызывает противоречивые отклики у самих белорусов
2
. Параллель-
но с этим начало употребляться слово из обихода XIX в. «тутэшни»,
которое обозначало самоопределение жителей Беларуси и прилега-
ющих регионов Украины. Необходимо отметить, что как Беларусь,
так и Украина, исходя из-за своего геополитического расположения,
могли бы играть значительную роль в качестве государств-транзи-
теров, однако пока эти страны не являются членами ЕС и не могут
быть полноценными игроками в подобном проекте. Более того, даже
между государствами, которые можно условно отнести к единому
цивилизационному типу, называемому иногда западно-христиан-
ским миром или западно-европейскому суперэтносу, существует
ряд глубинных противоречий, имеющих исторические или этнопо-
литические причины, выраженные в устройстве границ и взглядах
на распределение ресурсов. Столкнувшись с давлением старых чле-
нов ЕС в отношении гомогенизации экономического пространства,
что отразилось в первую очередь в том, что транснациональные
корпорации получили доступ к национальным ресурсам, государ-
ства Балто-Черноморской оси были заинтересованы в протекцио-
нистских мерах направленных против такого однобокого эффекта
от глобализации. Хотя К. Полани еще в середине XX в. доказал, что
рынок является одной из трех форм аллокации ресурсов (наряду с
перераспределением и реципрокностью)
3
, а Ф. Перу также выделил
три формы, на основе которых состоит экономическая структура
общества ( товарное перемещение благ, вынужденное перемещение
благ и солидарное перемещение благ)
4
, новые государства ЕС были
вынуждены принять условия рыночного либерализма, что отраз-
илось на попытках выработки новых региональных проектов, соот-
ветствующих как устремлению политико-экономических центров в
лице Германии и Франции, так и национальных интересов.
Евробюрократия, хоть и настаивает на исторической пре-
емственности, как посредством риторических заявлений
5
, так и
48
Геополитика
с помощью введения единых стандартов, это не исключает риски
экономической и социальной дестабилизации.
Существует распространенное мнение, что демократические
государства не применяют санкций по отношению друг к другу,
так как между их гражданами и элитами существует понимание,
основанное на общих ценностях и идеях. Частично это верно,
однако упускается тот факт, что современные демократические
государства отстаивают в свою очередь свои интересы, а потом
уже общие ценности. Согласно теории либералов и конструкти-
вистов национальные интересы определяются значительно боль-
шим количеством факторов, чем расположение государства в
международной системе. Исходя из этого, внутренние ценности
и приоритеты могут перевесить общие ценности и нормы, разде-
ляемые с другими государствами, а продвижение национальных
интересов в дальнейшем привести к конфликту
6
. Не обязатель-
но конфликт должен быть военным или политическим. Вполне
эффективным механизмом для сдерживания государства и даже
его дисфункции могут быть различные экономические санк-
ции. При этом, «экономические войны» могут вестись между
странами, которые на протяжении длительного времени были
партнерами и имели общую историю. Некоторые исследователи
связывают такие прецеденты с недостаточно развитой политиче-
ской культурой государства (известны такие термины, как пост-
49
www.geopolitika.ru
тоталитарное устройство, страны с транзитной экономикой и
пр.), однако экономические связи США с другими странами убе-
дительно демонстрируют, что санкции могут быть применены к
демократическим странам, в то же время торговля может вестись
с диктаторскими режимами. Также следует отметить, что термин
«дефицит демократии» возник именно в Европе в 1977 г. для
определения неспособности ЕС решить вопросы, связанные с
нуждами европейских граждан
7
.
Что, касается возможности экономического давления, то
Хафбаер, Шот и Эллиот в своем исследовании отмечают
8
, что де-
мократические страны могут применять санкции по отношению
друг к другу, исходя из трех независимых переменных, таких как:
- Уровень торговли демократической страны;
- Экономическая мощь демократического государства и воз-
можность покрывать расходы, связанные с санкциями;
- Внутренние ценности и приоритеты.
С ценностями и приоритетами как раз связаны противоречия
как внутри Европы, так и по отношению к основным партнерам
– США и России. Это происходит по причине различных версий
национализма в этих странах и стратегической культуры, которая
напрямую связана с внешней политикой. Британский теоретик
международных отношений Кен Бут связывает стратегическую
культуру с этнической (национальной) самоидентификацией.
Бут отмечает, что «думая о рациональном поведении других,
стратеги имеют тенденцию проектировать свои собственные
культурные ценности…, но должно быть очевидно, что можно
лишь предсказать поведение «рационального человека», если и
у наблюдателя и у наблюдаемого сила и власть логически похожи.
В этот процесс вмешивается этноцентрическое восприятие: это
означает, что собственные ценности и смыслы по поводу при-
оритетов, спроектированы на другого. Этим процессом этно-
центризм подрывает центральное действие в стратегии, которое
сначала оценивает то, как другие смотрят на мир, а затем уже про-
исходит процесс осмысления и действия»
9
. Один из авторов кон-
цепции стратегической культуры Aлистер Джонстон отмечал,
что в ее основе лежат ответы на три важных вопроса: роль войны
в международных отношениях, природа врагов и угроз, которые
они могут представлять и применение силы
10
. Современный гео-
политик Колин Грей также проводил взаимосвязь между культур-
ными пластами определенного народа и государственной страте-
гией. Он указывал, что «никто и никакое учреждение не могут