ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1383
Скачиваний: 1
50
Геополитика
действовать вне культуры», и что «природа и функция страте-
гии являются постоянными и универсальными и она, также, в ее
специфической и динамической исторической форме и содержа-
нии, неизбежно является культурной»
11
. Безусловно, практиче-
ски во всех странах рассматриваемого нами региона существуют
культурно-политические традиции, в рамках которых деятель-
ность Российской Империи, а позже СССР и сейчас России, рас-
сматривается как экспансионистская политика, которая может
выражаться в военной агрессии, ресурсной политике и импер-
ских амбициях, связанных с ностальгией по прошлому. Поэтому
в странах Балто-Черноморской оси существует как гражданский
национализм, где действия руководства России и русской куль-
туры в целом подвергаются оценочным суждениям, так и воен-
но-политическая составляющая на уровне межгосударственного
сотрудничества, выраженная, в первую очередь, в деятельности
Североатлантического альянса.
Внешнее влияние также играет определенную роль в формиро-
вании международной политики стран Балто-Черноморской оси
и интеграционных процессах региона. На фоне трансатлантиче-
ского сотрудничества, связанного с США, появился такой термин
как рефлексивный атлантизм по отношению к странам региона.
Он означает целенаправленные действия руководства страны во
внешней политике, в первую очередь, направленные против инте-
ресов России. До 2010 г. такую линию проводили Польша и Укра-
ина, продолжает проводить Румыния. Ряд амбициозных проектов,
связанных с энергетическими коммуникациями, также связаны
непосредственно с рефлексивным атлантизмом. В действительно-
сти же попытки адекватно решить энергетическую зависимость от
России оцениваются по-разному. Эксперты Российского Инсти-
тута Стратегических Исследований считают, что в будущем усилия
европейских стран по диверсификации поставок топлива приве-
дут к снижению объема экспорта газа из России
12
. На Западе также
лоббируют проекты по добыче сланцевого газа, которые активно
поддерживают США, но они имеют объективные трудности –
экологические последствия, высокая плотность населения, нали-
чие фермерских угодий в зонах предполагаемого бурения и т.п.
13
Важно также отметить, что в отношении самого понятия Балтий-
ско-Черноморской оси существует неопределенность. Как правило,
под таким названием подразумеваются страны региона, входившие
ранее в СССР (Латвия, Литва, Эстония, Беларусь, Украина, Молдо-
ва) и Варшавский блок (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Болга-
51
www.geopolitika.ru
рия, Румыния). При этом Вышеградская группа (Польша, Венгрия,
Словакия и Чехия), явившаяся первой структурой со времен паде-
ния Берлинской стены, которая самостоятельно заявила об интегра-
ционных приоритетах во внешней политике, тяготела к Дунайско-
Балканскому региону, что гипотетически подразумевало создание
треугольника Адриатика-Балтика-Черноморье. «Свидетельством
такого подхода стало создание в 1992 г. зоны свободной торговли
Центральной Европы на базе Центральноевропейского соглаше-
ния о свободной торговле (ЦЕФТА). Кроме стран – членов Выше-
градской группы, в ЦЕФТА вошли Болгария, Словения, Румыния и
Хорватия»
14
. Ряд украинских экспертов и политиков также рассма-
тривали Балто-Черноморское сотрудничество как перспективное
для Украины, т.к. страна является важным связующим звеном между
Севером и Югом
15
. Неопределенность также выражается в том,
что не совсем ясно, какие государства можно относить к этой оси,
а какие нет. Так как если брать полный географический спектр, то в
эту ось должны войти государства Северной Европы, которые име-
ют выход к Балтийскому морю, а также Турция и страны Южного
52
Геополитика
Кавказа, в первую очередь, Грузия. Кроме того, на данный момент
в таком блоке остаются слабые места – государства с проблемным
суверенитетом – Приднестровье, территорию которого оспаривает
Молдова, и Абхазия, к которой имеет территориальные претензии
Грузия. В первую очередь для Центральной Европы беспокойство
причиняет Приднестровье, так как из-за статуса этой непризнан-
ной республики интеграционные проекты в регионе не могут быть
окончательно утверждены.
Можно сказать, что первоначальные попытки основать союз
региональной кооперации, вместе с историческими компонента-
ми в определенной мере послужили базой для перемоделирования
этого проекта в иную, более широкую стратегическую плоскость,
затрагивающую интересы крупных сил – как континентальных (ев-
разийских), так и атлантистских (мондиалистских). Неслучайно ряд
исследователей начал сравнивать модель балто-черноморской оси
с санитарным кордоном, который образовался после Версальско-
го соглашения по окончании Первой мировой войны. Основными
протагонистами идеи создания новых государств в Центральной Ев-
ропе на обломках Австро-Венгерской и Российской Империй были
Вудро Вильсон и Хэлфорд Макиндер. Американский президент обо-
сновывал необходимость создания новых суверенных государств на
национальной основе, в то время как британский географ и политик
предложил проект санитарного кордона между Германией и Росси-
ей. По мнению Макиндера, который во время гражданской войны
в России являлся эмиссаром Антанты в Украине, для того чтобы
сдерживать Россию, на территории которой находится географиче-
ская ось истории
16
, необходимо было не допустить ее сближения с
другой континентальной силой – Германией, для чего нужно было
создать цепь из новых государств, начиная с Северной Европы и за-
канчивая Кавказом. Геополитическим проектом, косвенно связан-
ным с подобными идеями, можно назвать ГУУАМ, который не по-
лучил никакого реального развития и определялся как проект стран
Запада (включая США) по созданию искусственного барьера между
современными Россией и ЕС.
С учетом вышесказанного, при эскалации напряжения отноше-
ний как стран, входящих в восточную периферию ЕС, так и всего
Европейского Союза в целом с Россией, это будет приводить к опре-
деленной демонстрации силы. Если будет проведена четкая иденти-
фикация, где применение (угроза применения) военной силы будет
наиболее эффективным, этот метод также может быть применен.
Ранее Генштаб России заявлял о возможности размещения опера-
53
www.geopolitika.ru
тивно-тактических ракетных комплексов «Искандер» в Калинин-
градской области. Модернизация Черноморского и Балтийского
военно-морских флотов Российской Федерации также относятся к
этому виду hard power
17
. По мнению руководителя программы по
исследованию ЕС Йельского университета Дэвида Кэмерона, Рос-
сия по отношению к Европе стратегически применяет линию smart,
что зачастую ставит европейцев в тупик. Кэмерон это связывает с
тем, что у всех стран сообщества свои национальные интересы, а
многие из них зависят от российских энергоносителей
18
.
Балансирование между двумя осями hard и soft power может
послужить дальнейшей стратегией стран региона. Это связано не
только с объективными императивами международной обстанов-
ки, но и наличием новых рисков, а также процессом осетевления
общественных процессов. Изменения, связанные с информаци-
онной эпохой привели не только к появлению такого феномена,
как электронная демократия, но несут в себе угрозы киберпре-
ступлений, а в общем способствуют тому, что подобные техники
влияния и борьбы за власть могут применяться и негосударствен-
ными акторами, которые отстаивают свои интересы или являются
проводниками чужих. Как справедливо отмечают специалисты по
сетевым войнам Аркилла и Ронфельдт, «четко организованные,
ограниченные группы, которые ранее поддерживались государ-
ственными спонсорами, трансформируются в произвольно ор-
ганизованные, международные сети террористов… Преступные
организации создают сети и сотрудничают друг с другом намного
плотнее, чем это было раньше, что позволяет им сочетать экспер-
тизу и расширять область своих действий. Вместо того, чтобы рас-
сматривать друг на друга как конкурентов, множество преступ-
ных организаций делятся друг с другом информацией, услугами,
ресурсами и доступом к рынку согласно принципу сравнительных
преимуществ»
19
. Вместе с угрозой роста нелегальной миграции,
а также эффекта исламизации ряда европейских стран, подобные
тенденции указывают, что для их мониторинга, профилактики и
эффективных мер сдерживания новых угроз, старые методики не
подойдут. Поэтому предложения Аркиллы и Ронфельдта, изложен-
ные в их работе Advent of Netwar по выработке диапазона альтер-
нативных стратегий, которые позволяют применять их по отноше-
нию друг к другу, представляются вполне применимыми.
В отношении перспектив развития государств, которые отно-
сятся к Балто-Черноморскому региону существует ряд прогнозов
и индексов, которые отражают динамику социально-политических
54
Геополитика
изменений в регионе. Один из ведущих экспертов по геополитике из
США, директор частной разведывательно-аналитической организа-
ции Stratfor Джордж Фридман считает, что после окончания холод-
ной войны Европа до сих пор пребывает в легком хаосе и распутать
этот клубок сложных и неоднозначных отношений между разными
институтами не представляется возможным. Он также отмечает,
что за внешне благопристойным фасадом Европейского Союза
«кроются застарелые националистические «язвы» Европы
20
. Ав-
тор предполагает также дальнейшую конфронтацию с Россией, т.к.
она будет пытаться восстановить свое влияние в бывших советских
республиках и это ей удастся и в Украине, и в Беларуси. Фактический
выход российского военного и экономического присутствия вплот-
ную к границам Польши и странам Балтии заставит эти страны
проявить определенное беспокойство. По мнению американского
эксперта, если страны Балтии останутся нейтральными, то Россия
будет чувствовать себя в безопасности, но США могут захотеть уси-
лить мощь Польши и стран Балтии, тем самым, создавая первый очаг
конфликта в регионе. Вторым очагом может стать Южный Кавказ в
лице Грузии
21
.
Есть и более мирные версии прогноза. Глобальный рейтинг
мощи ведущих 100 стран мира, составленный международной груп-
пой ученых на основе политических и экономических показателей,
не зависящих от конъюнктурных показателей отдельный стран при
сценарии «умеренной глобализации»,vv показывает, что серьезных
изменений не предвидится
22
. Среди стран региона только Беларусь,
Литва, Молдова и Польша улучшат свои геополитические показате-
ли. По ряду параметров рейтинг ухудшится у Украины, но по другим
улучшится. В целом, среди стран Балто-Черноморской оси серьез-
ных изменений не произойдет. С одной стороны, это характеризует
определенную социальную и политическую устойчивость, с другой
– свидетельствует о том, что текущие проблемы в различных обла-
стях, возможно, останутся не решенными.
Учитывая изложенное, наиболее приемлемым сценарием раз-
вития стран Балтийско-Черноморской оси будет прагматиче-
ский подход, который привязан к геополитической специфике
региона и будет направлен на трансграничное сотрудничество
по вопросам безопасности, торговли, экономического развития,
как со странами Западной Европы, так и с Россией, при этом вы-
йдя из-под влияния США, как прямого, так и опосредованного
членством в НАТО и военной помощью.