Файл: Геополитика номер 10.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1298

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

50

Геополитика

действовать вне культуры», и что «природа и функция страте-
гии являются постоянными и универсальными и она, также, в ее 
специфической и динамической исторической форме и содержа-
нии, неизбежно является культурной»

11

. Безусловно, практиче-

ски во всех странах рассматриваемого нами региона существуют 
культурно-политические традиции, в рамках которых деятель-
ность Российской Империи, а позже СССР и сейчас России, рас-
сматривается как экспансионистская политика, которая может 
выражаться в военной агрессии, ресурсной политике и импер-
ских амбициях, связанных с ностальгией по прошлому. Поэтому 
в странах Балто-Черноморской оси существует как гражданский 
национализм, где действия руководства России и русской куль-
туры в целом подвергаются оценочным суждениям, так и воен-
но-политическая составляющая на уровне межгосударственного 
сотрудничества, выраженная, в первую очередь, в деятельности 
Североатлантического альянса.

Внешнее влияние также играет определенную роль в формиро-

вании международной политики стран Балто-Черноморской оси 
и интеграционных процессах региона. На фоне трансатлантиче-
ского сотрудничества, связанного с США, появился такой термин 
как рефлексивный атлантизм по отношению к странам региона. 
Он означает целенаправленные действия руководства страны во 
внешней политике, в первую очередь, направленные против инте-
ресов России. До 2010 г. такую линию проводили Польша и Укра-
ина, продолжает проводить Румыния. Ряд амбициозных проектов, 
связанных с энергетическими коммуникациями, также связаны 
непосредственно с рефлексивным атлантизмом. В действительно-
сти же попытки адекватно решить энергетическую зависимость от 
России оцениваются по-разному. Эксперты Российского Инсти-
тута Стратегических Исследований считают, что в будущем усилия 
европейских стран по диверсификации поставок топлива приве-
дут к снижению объема экспорта газа из России

12

. На Западе также 

лоббируют проекты по добыче сланцевого газа, которые активно 
поддерживают США, но они имеют объективные трудности – 
экологические последствия, высокая плотность населения, нали-
чие фермерских угодий в зонах предполагаемого бурения и т.п.

13

Важно также отметить, что в отношении самого понятия Балтий-

ско-Черноморской оси существует неопределенность. Как правило, 
под таким названием подразумеваются страны региона, входившие 
ранее в СССР (Латвия, Литва, Эстония, Беларусь, Украина, Молдо-
ва) и Варшавский блок (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Болга-


background image

51

www.geopolitika.ru

рия, Румыния). При этом Вышеградская группа (Польша, Венгрия, 
Словакия и Чехия), явившаяся первой структурой со времен паде-
ния Берлинской стены, которая самостоятельно заявила об интегра-
ционных приоритетах во внешней политике, тяготела к Дунайско-
Балканскому региону, что гипотетически подразумевало создание 
треугольника Адриатика-Балтика-Черноморье. «Свидетельством 
такого подхода стало создание в 1992 г. зоны свободной торговли 
Центральной Европы на базе Центральноевропейского соглаше-
ния о свободной торговле (ЦЕФТА). Кроме стран – членов Выше-
градской группы, в ЦЕФТА вошли Болгария, Словения, Румыния и 
Хорватия»

14

. Ряд украинских экспертов и политиков также рассма-

тривали Балто-Черноморское сотрудничество как перспективное 
для Украины, т.к. страна является важным связующим звеном между 
Севером и Югом

15

. Неопределенность также выражается в том, 

что не совсем ясно, какие государства можно относить к этой оси, 
а какие нет. Так как если брать полный географический спектр, то в 
эту ось должны войти государства Северной Европы, которые име-
ют выход к Балтийскому морю, а также Турция и страны Южного 


background image

52

Геополитика

Кавказа, в первую очередь, Грузия. Кроме того, на данный момент 
в таком блоке остаются слабые места – государства с проблемным 
суверенитетом – Приднестровье, территорию которого оспаривает 
Молдова, и Абхазия, к которой имеет территориальные претензии 
Грузия. В первую очередь для Центральной Европы беспокойство 
причиняет Приднестровье, так как из-за статуса этой непризнан-
ной республики интеграционные проекты в регионе не могут быть 
окончательно утверждены.

Можно сказать, что первоначальные попытки основать союз 

региональной кооперации, вместе с историческими компонента-
ми в определенной мере послужили базой для перемоделирования 
этого проекта в иную, более широкую стратегическую плоскость, 
затрагивающую интересы крупных сил – как континентальных (ев-
разийских), так и атлантистских (мондиалистских). Неслучайно ряд 
исследователей начал сравнивать модель балто-черноморской оси 
с санитарным кордоном, который образовался после Версальско-
го соглашения по окончании Первой мировой войны. Основными 
протагонистами идеи создания новых государств в Центральной Ев-
ропе на обломках Австро-Венгерской и Российской Империй были 
Вудро Вильсон и Хэлфорд Макиндер. Американский президент обо-
сновывал необходимость создания новых суверенных государств на 
национальной основе, в то время как британский географ и политик 
предложил проект санитарного кордона между Германией и Росси-
ей. По мнению Макиндера, который во время гражданской войны 
в России являлся эмиссаром Антанты в Украине, для того чтобы 
сдерживать Россию, на территории которой находится географиче-
ская ось истории

16

, необходимо было не допустить ее сближения с 

другой континентальной силой – Германией, для чего нужно было 
создать цепь из новых государств, начиная с Северной Европы и за-
канчивая Кавказом. Геополитическим проектом, косвенно связан-
ным с подобными идеями, можно назвать ГУУАМ, который не по-
лучил никакого реального развития и определялся как проект стран 
Запада (включая США) по созданию искусственного барьера между 
современными Россией и ЕС.  

С учетом вышесказанного, при эскалации напряжения отноше-

ний как стран, входящих в восточную периферию ЕС, так и всего 
Европейского Союза в целом с Россией, это будет приводить к опре-
деленной демонстрации силы. Если будет проведена четкая иденти-
фикация, где применение (угроза применения) военной силы будет 
наиболее эффективным, этот метод также может быть применен. 
Ранее Генштаб России заявлял о возможности размещения опера-


background image

53

www.geopolitika.ru

тивно-тактических ракетных комплексов «Искандер» в Калинин-
градской области. Модернизация Черноморского и Балтийского 
военно-морских флотов Российской Федерации также относятся к 
этому виду hard power

17

. По мнению руководителя программы по 

исследованию ЕС Йельского университета Дэвида Кэмерона, Рос-
сия  по отношению к Европе стратегически применяет линию smart, 
что зачастую ставит европейцев в тупик. Кэмерон это связывает с 
тем, что у всех стран сообщества свои национальные интересы, а 
многие из них зависят от российских энергоносителей

18

.

Балансирование между двумя осями hard и soft  power может 

послужить дальнейшей стратегией стран региона. Это связано не 
только с объективными императивами международной обстанов-
ки, но и наличием новых рисков, а также процессом осетевления 
общественных процессов. Изменения, связанные с информаци-
онной эпохой привели не только к появлению такого феномена, 
как электронная демократия, но несут в себе угрозы киберпре-
ступлений, а в общем способствуют тому, что подобные техники 
влияния и борьбы за власть могут применяться и негосударствен-
ными акторами, которые отстаивают свои интересы или являются 
проводниками чужих. Как справедливо отмечают специалисты по 
сетевым войнам Аркилла и Ронфельдт, «четко организованные, 
ограниченные группы, которые ранее поддерживались государ-
ственными спонсорами, трансформируются в произвольно ор-
ганизованные, международные сети террористов… Преступные 
организации создают сети и сотрудничают друг с другом намного 
плотнее, чем это было раньше, что позволяет им сочетать экспер-
тизу и расширять область своих действий. Вместо того, чтобы рас-
сматривать друг на друга как конкурентов, множество преступ-
ных организаций делятся друг с другом информацией, услугами, 
ресурсами и доступом к рынку согласно принципу сравнительных 
преимуществ»

19

. Вместе с угрозой роста нелегальной миграции, 

а также эффекта исламизации ряда европейских стран, подобные 
тенденции указывают, что для их мониторинга, профилактики и 
эффективных мер сдерживания новых угроз, старые методики не 
подойдут. Поэтому предложения Аркиллы и Ронфельдта, изложен-
ные в их работе Advent of Netwar по выработке диапазона альтер-
нативных стратегий, которые позволяют применять их по отноше-
нию друг к другу, представляются вполне применимыми.

В отношении перспектив развития государств, которые отно-

сятся к Балто-Черноморскому региону существует ряд прогнозов 
и индексов, которые отражают динамику социально-политических 


background image

54

Геополитика

изменений в регионе. Один из ведущих экспертов по геополитике из 
США, директор частной разведывательно-аналитической организа-
ции Stratfor Джордж Фридман считает, что после окончания холод-
ной войны Европа до сих пор пребывает в легком хаосе и распутать 
этот клубок сложных и неоднозначных отношений между разными 
институтами не представляется возможным. Он также отмечает, 
что за внешне благопристойным фасадом Европейского Союза 
«кроются застарелые националистические «язвы» Европы

20

. Ав-

тор предполагает также дальнейшую конфронтацию с Россией, т.к. 
она будет пытаться восстановить свое влияние в бывших советских 
республиках и это ей удастся и в Украине, и в Беларуси. Фактический 
выход российского военного и экономического присутствия вплот-
ную к границам Польши и странам Балтии заставит эти страны 
проявить определенное беспокойство. По мнению американского 
эксперта, если страны Балтии останутся нейтральными, то Россия 
будет чувствовать себя в безопасности, но США могут захотеть уси-
лить мощь Польши и стран Балтии, тем самым, создавая первый очаг 
конфликта в регионе. Вторым очагом может стать Южный Кавказ в 
лице Грузии

21

Есть и более мирные версии прогноза. Глобальный рейтинг 

мощи ведущих 100 стран мира, составленный международной груп-
пой ученых на основе политических и экономических показателей, 
не зависящих от конъюнктурных показателей отдельный стран при 
сценарии «умеренной глобализации»,vv показывает, что серьезных 
изменений не предвидится

22

. Среди стран региона только Беларусь, 

Литва, Молдова и Польша улучшат свои геополитические показате-
ли. По ряду параметров рейтинг ухудшится у Украины, но по другим 
улучшится. В целом, среди стран Балто-Черноморской оси серьез-
ных изменений не произойдет. С одной стороны, это характеризует 
определенную социальную и политическую устойчивость, с другой 
– свидетельствует о том, что текущие проблемы в различных обла-
стях, возможно, останутся не решенными.

Учитывая изложенное, наиболее приемлемым сценарием раз-

вития стран Балтийско-Черноморской оси будет прагматиче-
ский подход, который привязан к геополитической специфике 
региона и будет направлен на трансграничное сотрудничество 
по вопросам безопасности, торговли, экономического развития, 
как со странами Западной Европы, так и с Россией, при этом  вы-
йдя из-под влияния США, как прямого, так и опосредованного 
членством в НАТО и военной помощью.