Файл: Геополитика номер 10.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1296

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

1) 

Дрыночкин

 

А

.

В

Восточная

 

Европа

 

как

 

элемент

 

системы

 

глобальных

 

рынков

М

.: 

Олита

, 2004. 

С

. 11.

2) 

См

напр

Макаров

 

И

Ментальная

 

война

 

в

 

Белоруссии

 – «

психическая

 

атака

» 

литвинства

 http://www.

zapadrus.su/zaprus/fi lzr/115-2010-09-03-14-54-43.html 

Проекту

 

литвинства

 

посвящен

 

сайт

 http://www.

litvania.org/

3) 

Поланьи

 

К

Экономика

 

как

 

институционально

 

оформленный

 

процесс

. // 

Экономическая

 

социология

2002. 

Т

.3 -

2. 

с

. 62-73

4) Perroux F. Savoirs economiques methematises et theorie englobante. // Economies et societes, 1972. – 
T.VI. - 

 8. 

рр

. 1650-1651

5) José Manuel Durão Barroso. A New Atlanticism for the Century. 26 March 2010 http://europa.eu/rapid/
pressReleasesAction.do?reference=SPEECH/10/135

6) Chingono H. The Nexus between the Democratic Peace Theory and Economic Coercion:

Why Democracies Fight Each Other?//Alternatives: Turkish Journal of International Relations, Vol. 8, No. 4, 
Winter 2009, 

р

. 69.

7) Laffen, B. “Democracy and the European Union”, in Cram, L., Dinan, D. and Nugent, N. (eds.),

Developments in the European Union, London: Macmillan Press Ltd., 1999, p. 334.

8) Hufbauer Clyde Gary, Schott Jeffrey J and Elliot Ann Kimberly. Economic Sanctions Reconsidered, Wash-
ington, DC, Institute for International Economics, 2006, p. 20-32.

9) Booth 

К

., Strategy and Ethnocentrism. New York: Homes & Meier Publishers, 1979, 

р

 65

10) Johnston 

А

., Cultural Realism: Strategic Culture and Grand Strategy in Chinese History, Princeton: Prince-

ton University Press, 1995

11) Gray 

С

., Modern Strategy, New York: Oxford University Press, 1999, 

р

 129.

12) 

Федорцева

 

В

.

А

Газовый

 

вектор

 

энергетической

 

стратегии

 

Европейского

 

Союза

.// 

Проблемы

 

на

-

циональной

 

стратегии

 

 3(4), 2010.

13) Kanter J. Outlook for Shale Gas in Europe Is Uncertain. New York times, October 13, 2010. http://www.
nytimes.com/2010/10/14/business/global/14shale.html?_r=2

14) 

Панасюк

 

П

Балто

-

Черноморский

 

регион

геополитический

 

шанс

. http://soskin.info/ea/2006/3-

4/20060303.html

15) 

Зарубинский

 

О

., 

Черный

 

В

Перспективы

 

Балто

-

Черноморского

 

сотрудничества

.// 

Зеракло

 

недели

 8 (536) 5-11 

марта

 2005. http://www.zn.ua/2000/2675/49403/

16) Mackinder J.Halford. The Geographical Pivot of History, Geographical Journal, London, 1904.

17) 

Под

 hard power 

принято

 

понимать

 

прямолинейные

 

политические

 

действия

обычно

 

связанные

 

с

 

приминением

 

военной

 

силы

 

и

/

или

 

дипломатического

 

давления

. Soft Power – 

это

 

непрямые

 

методы

 

дей

-

ствия

. Smart Power 

является

 

сочетанием

 

обеих

Подробнее

 

см

. Nye J. The Powers to Lead. Oxford Uni-

versity Press, 2008; CSIS Commission on Smart Power : a smarter, more secure America / cochairs, Richard 
L.Armitage, Joseph S. Nye, Jr. Washington, CSIS Press, 2007.

18) Dancing with the Bear. An Interview with David Cameron. http://thepolitic.org/content/view/154/39/

19) Arquilla J., Ronfeldt D. The Advent of Netwar. Santa Monica, Rand, 1996.

20) 

Фридман

 

Д

Следующие

 100 

лет

прогноз

 

событий

 XXI 

века

М

.: 

Эксмо

, 2010. 

с

. 106.

21) 

Там

 

же

с

. 154-158.

22) 

Глобальный

 

рейтинг

 

интегральной

 

мощи

 100 

ведущих

 

стран

 

мира

М

.: 

МЛСУ

МАИБ

ИНЭС

, 2008.

 


background image

56

Геополитика

Роль Восточной Европы 
в геополитической конфигурации 
европейского континента

Шаповалова А.И.

Формирование геополитического пространства Восточной 

Европы (ввиду недостатка внутренней целостности и сохраня-
ющейся политической аморфности нет оснований называть его 
регионом) как относительно обособленного фрагмента на поли-
тической карте Европы произошло сравнительно недавно и явля-
лось логическим следствием постсоциалистической  реструкту-
ризации восточной части европейского континента. Вступление 
ряда стран Центральной Европы в евроатлантические структу-
ры и постепенная кристаллизация автономной региональной ди-
намики в Центральной Азии привели к тому, что постсоветские 
государства европейского континента, выпавшие на начальном 
этапе из общих направляющих тенденций развития европейской 
системы, заняли примерно сходное промежуточное место в её 
структуре и к тому же стали рассматриваться внешними игрока-
ми в единой связке. Это способствовало становлению отдельных 
форматов политики в отношении данных стран, что не слишком 
усилило внутреннюю консолидацию этого пространства, но 
придало ему некоторые внешние признаки целостности или по 
крайней мере общности их геополитического положения. 

В этом плане программа Восточного партнёрства Европей-

ского Союза сыграла ключевую роль. Не имея изначально су-
щественного практического наполнения и чёткой политической 
направленности, она самим фактом своего образования обозна-
чила обособленность шести постсоветских стран и выделила их в 
отдельное самостоятельное направление политики ЕС. В сущно-
сти, в этом и заключался заложенный её инициаторами полити-
ческий смысл – размежевать форматы отношений ЕС с Россией и 
с остальными постсоветскими странами, предложив последним 
более углублённые механизмы сотрудничества, наделённые, в от-
личие от механизмов отношений Россия-ЕС, некоторыми, пусть 
и ограниченными интеграционными элементами. 

Россия таким образом не только утрачивает роль первосте-

пенного «ментального центра» и главного генератора полити-
ческих импульсов в Восточной Европе, но, что самое важное, 


background image

57

www.geopolitika.ru

превращается из неотъемлемого компонента внутренней ор-
ганизации этого пространства в, условно говоря, «рядового» 
внешнего игрока наравне со США или Евросоюзом. Поэтому 
экстернализация России является для политического оформле-
ния Восточной Европы не менее весомой составляющей, нежели 
наделение её некоторыми внешними (и во многом искусствен-
ными) признаками целостности.

Несмотря на это, оценка того, какую роль играет простран-

ство Восточной Европы в геополитической конфигурации евро-
пейского континента, до сих пор остаётся неоднозначной. Одни 
обозреватели склонны видеть в нём исключительно площадку 
для конкуренции между ведущими центрами силы в Европе, 
другие указывают на возможности маневрирования, которыми 
обладают элиты восточноевропейских государств в ходе данной 
конкуренции. Однако, главными в этом контексте представля-
ются два вопроса: во-первых, насколько взаимосвязи, которые 
формируются в этом пространстве как между внешними игро-
ками, так и между его непосредственными участниками, зависят 
от континентальной конфигурации, и во-вторых, насколько эти 
взаимосвязи устойчивы и какое структурное значение они име-
ют для формирования континентальной конфигурации.

Для выяснения этих вопросов рассмотрим процесс эволюции 

данного пространства за минувшие два десятилетия и конкрет-
ные его результаты на текущем этапе. 

Нужно признать, что долгое время перипетии в нынешней 

Восточной Европы не находились на переднем плане европейской 


background image

58

Геополитика

политики. В первое десятилетие после распада СССР это про-
странство оставалось довольно замкнутым и до некоторой сте-
пени периферийным полем европейской системы. Внешние им-
пульсы его структуризации были минимальными и сводились 
преимущественно к недопущению перетекания за его пределы 
доминирующих в нём центробежных тенденций к дестабилиза-
ции и фрагментации. Почти ничем не сдерживаемые, эти тен-
денции в полном объёме проявили себя в 90-е гг., приведя не 
только к нарастанию турбулентности и нестабильности в этом 
пространстве, но и к аккумуляции в нём значительного кон-
фликтного потенциала. 

Нарастание конфликтного потенциала в Восточной Европе 

происходило на трёх структурных уровнях этого пространства: 
во-первых, на уровне отношений России с новыми независимы-
ми государствами, во-вторых, на уровне отношений между эти-
ми государствами и, в-третьих, внутри этих государств между 
центральной властью и сепаратистскими образованиями. Хотя 
первый из указанных уровней, несомненно, генерировал глав-
ные структурные импульсы дальнейшей эволюции данного про-
странства, наличие существенных очагов конфликтности на двух 
других уровнях привело к дисперсии ресурсов, власти и влияния, 
не позволяющей придать его структуре даже формальных при-
знаков интегральности. 

Как следствие, ни одна из сформировавшихся конфликтный 

линий не стала фундаментом для построения новой системы вза-
имосвязей в Восточной Европе. Но совокупный эффект напря-
жённости по всем существующим конфликтным линиям вылил-
ся в невозможность построения подобной системы и на основе 
кооперативных проектов. Любая, даже секторальная инициати-
ва, направленная на консолидацию восточноевропейских госу-
дарств, от кого бы она ни исходила, и на каком бы принципе ни 
базировалась, непременно сталкивалась с проявлениями этой 
имманентной конфликтности.

Ситуация усугублялась ещё и тем, что практически никто из 

основных игроков данного пространства не задавался целью пре-
одолеть нарастающие конфликты, стремясь скорее использовать 
их для получения дополнительных политических дивидендов, 
нежели нейтрализовать их как потенциальную угрозу безопас-
ности для всей Восточной Европы. Проще говоря, конфликты 
стали рассматриваться как инструменты политического влияния. 
Причём эффективных механизмов сдерживания и ограничения 


background image

59

www.geopolitika.ru

конфликтного потенциала выработано не было – унаследован-
ная с советских времён экономическая взаимозависимость не 
воспринималась в качестве абсолютной ценности, поддержание 
которой оправдывало возможные политические уступки, а пред-
ложить новый целостный проект, способный оказать цементиру-
ющее воздействие на страны данного пространства, никому не 
удалось. Неудивительно, что в таких условиях лидеры как восточ-
ноевропейских государств, так и России не отступали перед пер-
спективой эскалации конфликтов и открыто демонстрировали 
готовность к конфронтационным сценариям в отношениях друг 
с другом. Если добавить к этому тактику использования мест-
ными элитами конфликтов одного уровня для демпфирования 
конфликтов на других уровнях, то можно получить достаточно 
точную картину политического ландшафта Восточной Европы 
на рубеже тысячелетий и причин углубления его политических 
разломов. 

Ключевым звеном в этой цепочке фрагментации и конфликт-

ности, бесспорно, являлись перипетии российско-украинских 
отношений. Украина играет для Восточной Европы примерно 
ту же роль, что играет Казахстан для Центральной Азии – наи-
более крупного, относительно самодостаточного государства, 
имеющего тесные взаимосвязи со всеми участниками данного 
пространства и способного самостоятельно задавать вектор по-
литических процессов в своём региональном окружении, хотя и 
не определять его напрямую. Правильно выстроенная стратегия 
отношений с Украиной могла бы не только дать России суще-
ственные рычаги влияния в Восточной Европе, но и обеспечить 
условия для стабилизации данного пространства без вовлечения 
внешних сил. Однако, по ряду причин, как объективного, так и 
субъективного характера, этого не произошло. 

Отношения между Россией и Украиной увязли в узких дву-

сторонних противоречиях экономической и энергетической, 
а со временем и гуманитарной направленности, из-за которых 
стороны часто жертвовали стратегической ценностью партнёр-
ства ради сомнительных тактических интересов. Удовлетворить 
эти интересы при довольно конфликтном общем контексте диа-
лога не удавалось, что побуждало как Киев, так и Москву «играть 
на понижение» значимости двусторонних отношений. Правда, 
пытаясь нивелировать значимость отношений ради ограничения 
взаимного влияния, элиты обеих стран тем самым ограничива-
ли и собственные возможности для усиления роли в Восточной