ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1387
Скачиваний: 1
35
www.geopolitika.ru
Балтийского до Черноморского бассейнов, наподобие прежнего
Санитарного кордона. Польша и Украина
22
являлись главными
опорами США, значительное место имели прибалтийские ре-
спублики Литва, Латвия и Эстония, а в буферную „занавеску” по-
следовательно включались и другие страны центральной и юго-
восточной Европы. Дональд Рамсфельд, министр обороны США
(2001-2006 гг. при президенте Джордже В. Буше), назвал эту
новую постбиполярную буферную зону Новой Европой, подчер-
кнув, что она имеет более выраженную проамериканскую роль,
чем государства, уже включенные во время Холодной войны в
трансатлантический альянс (НАТО). Но вынужденным россий-
ским ответом на данное провоцирование конфликта стало про-
ектирование подводных маршрутов трубопроводов: „Северного
потока” в обход прибалтийских республик и Польши, и „Южно-
го потока” в обход Украины. Эти две газопроводные магистрали
должны с севера и юга взять в „энергетическое объятие” две эко-
номически и политически могущественные страны, Германию и
Италию, т.е. подавляющую часть центральной, восточной и юго-
восточной Европы.
В энергетических геополитических играх США/НАТО/ЕС,
с одной стороны, и России, с другой, важным является транзит-
ное, а в некоторой степени и узловое положение Сербии
23
. Раз-
ветвлясь в Болгарии, одна ветка ориентировочного маршрута
„Южного потока” пойдет к Греции и югу Италии, а вторая через
Сербию (ветка к Республике Сербской) к Венгрии и Австрии.
Американская реакция и попытка сорвать прорыв российских
интересов на Балканы путем трубопроводной сети и собствен-
ного „сербского форпоста”, выражалась следующим образом:
1. Спроектирован конкурирующий трубопровод „Набук-
ко”
24
. Одна его исходная ветка из Азербайджана (через Грузию!)
и вторая из северного Ирана (?!) соединяются под Эрзерумом в
Турции, после чего трубопровод должен пойти дальше к западу
Турции, перейти Дарданеллы и потом через Болгарию, Румынию
и Венгрию дойти до Австрии, откуда разветвления пойдут к Че-
хии и Германии, с возможными опциями к Словении и северной
Италии. Показательно, что данный маршрут в обход Сербии свя-
зывает американских союзников на южной (Турция), восточной
(Грузия) и западной (Болгария, Румыния) сторонах Черномор-
ского бассейна. Данная альтернатива также имеет несколько не-
разрешимых проблем, в т.ч. числе главную – недостаточное коли-
чество газа и острое противостояние США и Ирана.
36
Геополитика
2. Слишком быстро и вне очереди
25
в евроатлантическую
группировку государств вошли Румыния и Болгария (в НАТО в
2004 г. и в ЕС в 2007 г.), вопреки тому, что тогда и даже теперь
далеки от заданных стандартов. На то имелись преимущественно
геополитические причины.
26
В соответствии с возобновленным
страхом США перед „повторным империализмом России”
27
,
этим двум странам отводилась роль предупредительного заграж-
дения от возможного трансбалканского (intermarium) прорыва
оправившейся России из Черноморского к Адратическому и
Эгейскому бассейнам, с опорой на Сербию в румыно-болгар-
ском тылу. Тест на преданность Западу Румыния и Болгария
прошли еще в 1999 г., примкнув к антисербской стороне в агрес-
сии НАТО против СР Югославии.
28
Вместо вывода: Косово и Метохия как парадигма
намерений НАТО в отношении Сербии
У сербов отрицательный опыт отношений с США, НАТО и ЕС
в течение всего югославского кризиса, продолжавшегося с 1990-х
гг. и все еще не оконченного. Пожалуй, нет ни одного не только
просербского, но и объективного политического, экономическо-
го и военного действия, как со стороны самой могущественной
страны мира и пакта под ее командованием, так и европейской
интеграции, на формирование функционирование и расширение
которой США решающим образом не влияют. Они поощряли,
судили, всесторонне контролировали, военным путем навязали и
политико-географически оформили деструкцию СФР Югославия,
причем противоположно сербским интересам. За счет историко-
этнических областей сербских земель удовлетворены требования
не только конституентов „первого” югославского государства
(преимущественно хорватского), но и „инстант-наций”
29
, воз-
никших в результате титовского декрет-этноинжиниринга после
Второй мировой войны (македонской, черногорской, мусульман-
ской), и даже национальных меньшинств (албанского), причем
преследовалась цель как можно больше ослабить сербский фактор
и долгосрочно его „сдерживать”. Более того, в этом США и НАТО
и напрямую участвовали военным путем – как закамуфлированно,
в составе (псевдо)миротворческих соединений, предоставляя по-
литические, дипломатические, экономические, разведывательные,
консультационные и логистические услуги сербским военным
соперникам, так и открыто, бомбардируя Республику Сербскую
Краину в 1994 г. и помагая хорватским вооруженным силам занять
37
www.geopolitika.ru
ее в ходе операции „Буря” в августе 1995 г., потом несколько раз
бомбардируя Республику Сербскую, помогая хорватско-мусуль-
манским формированиям в августе 1995 г. завоевать обширные ее
части, и заставив ее пойти на уступки в Дейтоне, а потом совершив
агрессию против Сербии в 1999 г. и овладев ее косовско-метохий-
ской частью.
Именно Косово и Метохия представляют парадигму не толь-
ко отношений евроатлантических структур к Сербии, но также
Сербии (и сербов) к евроатлантическим интеграциям. США,
НАТО как военный союз, ЕС как политико-экономический блок
и подавляющее число их членов, в отдельности и/или скоорди-
нированно, в значительной степени посодействовали созданию,
после участия в ампутации Косова и Метохии из состава Сербии,
благоприятного дипломатического окружения для нелегального
провозглашения так называемой косовской независимости 17
февраля 2008 г. Потом сами они предводительствовали в призна-
нии „независимости”, также оказывая давление на большое число
стран мира, чтобы они сделали то же самое. Вопреки этому, за
три года (по состоянию на 13 января 2011 г.) косовскую „незави-
симость” признали 74 государства. Большинство этих государств
можно классифицировать на несколько групп:
1. ведущие, влиятельные, экономически и военно могуще-
ственные государства НАТО и ЕС (с несколькими исключени-
ями), под предводительством США, Канады, Великобритании,
Франции, Германии, Италии...;
2. их традиционные геополитические последователи и быв-
шие колониальные владения (Япония, Южная Корея, Австралия,
Новая Зеландия, незначительное число африканских и южноаме-
риканских государств...);
3. несколько исламских стран, связанных с косово-метохий-
скими албанцами /пан/исламской солидарностью (Афганистан,
марионеточные проамериканские власти которого первыми в
мире заявили о признании, потом Саудовская Аравия как гло-
бальный защитник, Турция как балканский спонсор...);
4. группа маленьких островных государств в Тихом океане
под влиянием США или бывших европейских колониальных ме-
трополий. (карта 8)
Таким образом, антисербская роль НАТО является решаю-
щей не только в акте косовского отделения, провозглашенного
руководством албанского национального меньшинства, но и в
процессе достижения как можно более массового признания
38
Геополитика
в качестве совершившегося факта накануне вердикта Междуна-
родного суда ООН в Гааге о легальности самопровозглашенной
„независимости” по международному праву.
Путем насильственного военного захвата, а потом и спон-
сорирования „независимости”, НАТО лишает сербов и Сербию
косовского центра национальной и государствообразующей
идентичности. В нем расположены не только средневековые
ориентиры сербской православно-христианской духовности,
но и живые центры подлинного культурно-цивилизационного
бытования. Монастыри и храмы, древние укрепленные города,
столицы, памятники, поля сражений, письменные документы и
устное наследие, топонимы, гидронимы и этнонимы – все это
свидетельствует о сербской автохтонности и непрерывности су-
ществования в Косово и Метохии как центральной территории
сербского государства. И все это сепаратистское движение косо-
во-метохийских албанцев под покровительством НАТО систе-
матически разрушает, сжигает, уничтожает, переименовывает и
искореняет, стремясь сфальсифицировать подлинную этноисто-
рическую и геополитическую идентичность данного простран-
ства. Вопреки этому, именно сербов упрекают в том, что они яв-
ляются „анахронно неприспособленными”, „иррациональными
пленниками истории” и „заложниками косовского мифа”, и что
им следует „уважать реальность” косовской независимости и по-
вернуться к будущему и „стать прагматичными” в современном
рациональном и материалистическом мире. Мнимая сербская
чрезмерная эмоциональная привязанность к Косову и Метохии
Карта 8: Государства, признавшие нелегальную косовскую независимость
(до 13 января 2011 года)
Источник: www.wikipedia.org/NATO_countries
39
www.geopolitika.ru
и закрытость в традиционные сакрально-географические, гео-
культурные и геополитические матрицы не корреспондируют с
постмодернистским дискурсом всемогущей геоэкономии.
Следовательно, из евроатлантических институтов и стран
сербам „благожелательно” подсказывают, что Косово и Метохия
не имеют экономическую ценность, являясь лишь обузой, кото-
рой следует поскорее освободиться. Этими 12,3% территории
Сербии
30
необходимо пожертвовать ради обещанного процвета-
ния Сербии, ожидающего ее только если войдет в состав НАТО и
ЕС. Но и по этим прагматичным, экономическим соображениям
Косово и Метохия жизненно важны для Сербии. Центральное
положение на Балканах имеет преимущественно геополитиче-
ское измерение, но из этого проистекают производственные,
транспортные, торговые и прочие ценности. Котловины Мето-
хия и Косово имеют очень плодородную землю и благоприят-
ный климат – ключевые предпосылки для развития земледелия
и производства продовольствия, считающегося в современном
мире стратегическим продуктом. Богатство качественной водой
огромно – а она также все больше приобретает статус стратегиче-
ского ресурса. Вода и продовольствие в геополитическом смысле
считаются „нефтью и газом XXI столетия”, ценность и дефицит
которых в будущем вызовут не только большинство конфликтов,
но и значительные миграции населения. Залежи неметаллов и
цветных металлов в Косове и Метохии (в особености свинцово-
цинковой руды) значительны даже в европейских масштабах. За-
пасы бурого угля, необходимого для получения электроэнергии
и достижения „энергетической безопасности” Сербии (и Балкан
в целом) – входят в ряд крупнейших в мире! (диаграмма 1) Без
косово-метохийских природных ресурсов экономические пер-
спективы Сербии очень уменьшены. А данных природных основ
развития Сербия лишена именно благодаря НАТО, что является
доказательством продолжения постмодернистской, неокенна-
новской стратегии сдерживания Сербии.
Вопреки весьма отрицательному опыту отношений с экспан-
сивным талассократическим Западом в течение прошедших двух
десятилетий, включение в евроатлантические интеграции является
главной провозглашенной внешнеполитической, экономической,
геополитической и геостратегической ориентацией большинства
сербского политического класса. Присоединение к ЕС всеобъ-
емлюще раскручивается как „безальтернативный путь”, „решение
всех проблем”, „путь к тому, чтобы стать нормальной страной”,