ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1366
Скачиваний: 1
60
Геополитика
Европе, не говоря уже о консервации политической «раздро-
бленности» этого пространства. Но как украинские, так и рос-
сийские лидеры не были склонны рассматривать двусторонние
отношения в более широком контексте как компонент их соот-
ветствующих европейских стратегий, усматривая в этих отноше-
ниях в лучшем случае производную от западного вектора своей
дипломатии, а в худшем отвлечённое второстепенное измерение
внешней политики, никак не связанное с более приоритетными
задачи на европейском направлении.
Следствием концептуального тупика в российско-украин-
ских отношениях стала постепенная переориентация обеих сто-
рон на решение своих проблем в ближайшем окружении за счёт
привлечения внешних сил. Переломным этапом в этом смысле
представляется период 2001-2003 гг., когда благодаря сближе-
нию России и Запада на фоне борьбы с терроризмом у Москвы
появилось существенное «окно возможностей» в ближнем за-
61
www.geopolitika.ru
рубежье. Но грамотно воспользоваться им у Кремля не получи-
лось – выдвижение новой интеграционной инициативы создания
Единого экономического пространства четырёх государств со-
провождалось нерациональным витком напряжённости вокруг
острова Тузла, в контексте которого достичь конструктивных
результатов было вряд ли возможно. Эти события показали, что
даже при отсутствии активного вмешательства внешних сил,
России и Украине не удаётся создать устойчивые механизмы пар-
тнёрства, способные не только перевести в русло двусторонние
отношения, но и стать структурной основой системы в Восточ-
ной Европе.
«Оранжевая революция» стала кульминационным моментом
в развитии данных тенденций. Кризис передачи власти на Украине
стал также и кризисом действующих стратегий основных игроков
в отношении Восточной Европы. В первую очередь, стратегии
России, которая в конечном итоге оказалась отстранена от процес-
са поиска компромиссных путей выхода из украинского кризиса.
Но и для других игроков этот кризис стал сигналом о необходимо-
сти пересмотра существующих подходов. Так, для Европейского
Союза, долгое время предпочитавшего оставаться в стороне от
восточноевропейских пертурбаций, более активное вовлечение в
дела этого пространства стало не просто необходимым, но и не-
избежным итогом его роли посредника в урегулировании кризиса
на Украине. Правда, в случае Соединённых Штатов качественных
сдвигов в политике по отношению к Восточной Европе не произо-
шло. Наоборот после «оранжевой революции» наблюдался неко-
торый концептуальный вакуум стратегии США, когда желаемый
результат вроде бы достигнут, поэтому насущной потребности в
дальнейших изменениях нет, а главная задача заключается в под-
держании сложившегося баланса.
Но самым значимым последствием «оранжевой революции»
для Восточной Европы стало не столько возрастающее вовлече-
ние внешних сил, – США и ЕС – сколько изменение отношения
к такому вовлечению со стороны главных «действующих лиц»
данного пространства – России и Украины. Новое украинское
руководство расценивало его как главный и единственный спо-
соб решения проблем в отношениях с Россией. А Москва, в свою
очередь, усматривала в нём главную и единственную причину не-
удачи собственной политики на этом направлении и, что самое
важное, считала, что достижение желаемого результата и укре-
пление собственных позиций в данном пространстве возможно
62
Геополитика
только на уровне взаимодействия с Западом. Российские полити-
ческие деятели и эксперты часто высказывали мысль о том, что,
по их мнению, вопросы, касающиеся Украины, Грузии, Молдовы
лучше обсуждать в Брюсселе или других западных столицах, не-
жели в Киеве, Тбилиси или Кишинёве.
Именно эти три обстоятельства – рост активности США и
ЕС, готовность стран Восточной Европы использовать противо-
речия в отношениях России с Западом для усиления своих пози-
ций в отношениях с Россией и настроенность самой России на
решение наиболее проблемных вопросов в данном простран-
стве на уровне взаимодействия с Западом – и привели к тому,
что Восточная Европа превратилась в один из компонентов ба-
ланса между ведущими центрами силы на европейском конти-
ненте. Инкорпорация аккумулированных в этом пространстве
конфликтов и противоречий в общий контекст сложного ком-
плекса взаимосвязей между США, Евросоюзом и Россией стала
продуктом целенаправленных усилий всех его участников и оз-
начала существенное повышение структурного значения этого
пространства в геополитической конфигурации европейского
континента, но не как самостоятельной силы, способной влиять
на ход политических процессов, а как ещё одного поля столкно-
вения интересов ведущих центров силы. Проще говоря, Восточ-
ная Европа стала ещё одной крупной ставкой в «большой игре»,
но, как ни парадоксально, это не привело к качественным измене-
ниям характера процессов в самой Восточной Европе.
Во многом это объясняется особенностями развития в по-
следующие годы ситуации на базовом структурном уровне евро-
пейской системы, который сводится преимущественно к взаимо-
действию ведущих центров силы, и в рамках этого пространства
непосредственно.
Во-первых, превращение Восточной Европы в поле кон-
куренции ведущих центров силы происходило в условиях со-
хранения и до некоторой степени углубления геополитически
промежуточного положения этого пространства. Причём это
положение обусловлено не только и не столько отсутствием ин-
ституционально закреплённой принадлежности его стран к тому
или иному центру силы, сколько отсутствием чётко определён-
ных и согласованных «правил игры», то есть нормативных па-
раметров и «пределов дозволенного» в поведении всех акторов
в данном пространстве. Вне единой целостной «системы коор-
динат» каждое действие одного актора рассматривается сквозь
63
www.geopolitika.ru
призму общего баланса и вызывает реакцию со стороны других
акторов сообразно с их субъективными ожиданиями, а не понят-
ными для всех нормами поведения.
Во-вторых, конкуренция за влияние в данном пространстве
велась не открыто и напрямую, а имплицитно и в опосредство-
ванных формах. Проблемные вопросы, относящиеся к этому
полю, не были предметом систематических переговоров в рамках
действующих институциональных или двусторонних форматов
взаимодействия. Более того, не наблюдалось даже попыток выра-
ботать системный компромисс по этим вопросам. То, что проис-
ходило вокруг Восточной Европы в 2005-2008 гг., представляло
собой скорее цепочку взаимного асимметричного реагирования
европейских центров силы на односторонние действия друг дру-
га, генерирующую своеобразную «спираль напряжённости»,
которая, тем не менее, не находила открытого признания в по-
литической риторике сторон.
В-третьих, эта конкуренция носила неравномерный и изби-
рательный характер. Она касалась ряда наиболее болезненных
аспектов ситуации в Восточной Европе, а именно военно-поли-
тического и энергетического. Внимание было сконцентрировано
на усилении стратегического присутствия США в этом простран-
стве, тогда как усиление присутствия ЕС не вызывало особых
беспокойств. Вместе с тем, именно в данный период в тени рос-
сийско-американской конфронтации были заложены предпосыл-
ки конкуренции между Россией и ЕС в Восточной Европе, кото-
рая хоть и отличается меньшей интенсивностью и резонансом,
но, как выяснилось, имеет более весомое структурное значение
для политической организации данного пространства.
Нужно признать, что эта конкуренция возникла не в резуль-
тате целенаправленной стратегии сторон, а скорее явилась по-
бочным продуктом реализации их разнонаправленной политики
в условиях недостатка координации между ними. Становление
упомянутых в начале статьи форматов политики ЕС в отноше-
нии восточных соседей – Европейской политики соседства и
Восточного партнёрства – долгое время не рассматривалось Рос-
сией как угроза её стратегическим интересам, поскольку они не
содержали перспективы членства восточноевропейских стран
в Евросоюзе, но в виде этих форматов ЕС демонстрировал го-
товность взять на себя те функции, которые до этого выполня-
ла только Россия, а именно структурирование и централизация
данного пространства с помощью вовлечения его участников в
64
Геополитика
ограниченные интеграционные инициативы. И если Россия ис-
пользовала для реализации подобных инициатив экономические
и энергетические инструменты, то ЕС опирался на традицион-
ную для него стратегию нормативной конвергенции, в основе ко-
торой лежали стимулы, ориентированные на цивилизационную
принадлежность и европейскую идентичность стран-партнёров.
И в-четвёртых, конкурентная политика ведущих центров
силы в отношении Восточной Европы не затрагивала глубин-
ных источников конфликтности и флуктуативности данного
пространства. Скорее, противоречия на уровне США-Россия и
частично ЕС-Россия «наложились» на сформированный в нём
комплекс конфликтов разных уровней, но существенно его не из-
менили, поэтому не привели к желаемой стабилизации.
При этом в структуре общего политического баланса в Евро-
пе противоречия вокруг восточноевропейских проблем заняли
скорее подчинённое, нежели определяющее место. Они весьма
своеобразно вписались в существующий контекст, превратив-
шись в его неотъемлемый компонент, но вместе с тем не стали
его движущей силой. Это было вполне предсказуемо, поскольку
противоречия России с Западом носят намного более системный
характер, нежели конъюнктурная конкуренция в Восточной Ев-
ропе, и касаются более глубинных, в чём-то даже экзистенциаль-
ных для обеих сторон вещей, которые мало зависят от их пози-
ций в восточноевропейской конфигурации.
Но нельзя игнорировать тот факт, что вследствие перипетий
указанного периода нахождение компромиссной формулы вза-
имодействия ведущих центров силы в Восточной Европе стало
обязательным условием для формирования кооперативных ос-
нов системы отношений на континенте, в том числе построения
новой архитектуры безопасности в Европе. Без преодоления
сложившихся в этом пространстве очагов конфликтности выра-
ботать приемлемый modus operandi для всех акторов континен-
тальной системы не представляется возможным.
Ход развития конкуренции между Россией, США и ЕС в Вос-
точной Европе продемонстрировал неоптимальность конфрон-
тационной логики и ошибочность ожиданий всех её участников.
Государствам данного пространства так и не удалось воспользо-
ваться нарастанием противоречий между ведущими центрами
силы и переложить на них решение своих политических и эко-
номических проблем. В результате эти государства были вынуж-
дены самостоятельно противостоять последствиям глобального