ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1232
Скачиваний: 1
рия, Румыния). При этом Вышеградская группа (Польша, Венгрия, Словакия и Чехия), явившаяся первой структурой со времен падения Берлинской стены, которая самостоятельно заявила об интеграционных приоритетах во внешней политике, тяготела к Дунайско-Балканскому региону, что гипотетически подразумевало создание треугольника Адриатика-Балтика-Черноморье. «Свидетельством такого подхода стало создание в 1992 г. зоны свободной торговли Центральной Европы на базе Центральноевропейского соглашения о свободной торговле (ЦЕФТА). Кроме стран - членов Вышеградской группы, в ЦЕФТА вошли Болгария, Словения, Румыния и Хорватия»13
14. Ряд украинских экспертов и политиков также рассматривали Балто-Черноморское сотрудничество как перспективное для Украины, т.к. страна является важным связующим звеном между Севером и Югом15. Неопределенность также выражается в том, что не совсем ясно, какие государства можно относить к этой оси, а какие нет. Так как если брать полный географический спектр, то в эту ось должны войти государства Северной Европы, которые имеют выход к Балтийскому морю, а также Турция и страны Южного
Кавказа, в первую очередь, Грузия. Кроме того, на данный момент в таком блоке остаются слабые места - государства с проблемным суверенитетом - Приднестровье, территорию которого оспаривает Молдова, и Абхазия, к которой имеет территориальные претензии Грузия. В первую очередь для Центральной Европы беспокойство причиняет Приднестровье, так как из-за статуса этой непризнанной республики интеграционные проекты в регионе не могут быть окончательно утверждены.
Можно сказать, что первоначальные попытки основать союз региональной кооперации, вместе с историческими компонентами в определенной мере послужили базой для перемоделирования этого проекта в иную, более широкую стратегическую плоскость, затрагивающую интересы крупных сил - как континентальных (евразийских), так и атлантистских (мондиалистских). Неслучайно ряд исследователей начал сравнивать модель балто-черноморской оси с санитарным кордоном, который образовался после Версальского соглашения по окончании Первой мировой войны. Основными протагонистами идеи создания новых государств в Центральной Европе на обломках Австро-Венгерской и Российской Империй были Вудро Вильсон и Хэлфорд Макиндер. Американский президент обосновывал необходимость создания новых суверенных государств на национальной основе, в то время как британский географ и политик предложил проект санитарного кордона между Германией и Россией. По мнению Макиндера, который во время гражданской войны в России являлся эмиссаром Антанты в Украине, для того чтобы сдерживать Россию, на территории которой находится географическая ось истории16, необходимо было не допустить ее сближения с другой континентальной силой - Германией, для чего нужно было создать цепь из новых государств, начиная с Северной Европы и заканчивая Кавказом. Геополитическим проектом, косвенно связанным с подобными идеями, можно назвать ГУУАМ, который не получил никакого реального развития и определялся как проект стран Запада (включая США) по созданию искусственного барьера между современными Россией и ЕС.
С учетом вышесказанного, при эскалации напряжения отношений как стран, входящих в восточную периферию ЕС, так и всего Европейского Союза в целом с Россией, это будет приводить к определенной демонстрации силы. Если будет проведена четкая идентификация, где применение (угроза применения) военной силы будет наиболее эффективным, этот метод также может быть применен. Ранее Генштаб России заявлял о возможности размещения опера
тивно-тактических ракетных комплексов «Искандер» в Калининградской области. Модернизация Черноморского и Балтийского военно-морских флотов Российской Федерации также относятся к этому виду hard power17. По мнению руководителя программы по исследованию ЕС Йельского университета Дэвида Кэмерона, Россия по отношению к Европе стратегически применяет линию smart, что зачастую ставит европейцев в тупик. Кэмерон это связывает с тем, что у всех стран сообщества свои национальные интересы, а многие из них зависят от российских энергоносителей18.
Балансирование между двумя осями hard и soft power может послужить дальнейшей стратегией стран региона. Это связано не только с объективными императивами международной обстановки, но и наличием новых рисков, а также процессом осетевления общественных процессов. Изменения, связанные с информационной эпохой привели не только к появлению такого феномена, как электронная демократия, но несут в себе угрозы киберпре-ступлений, а в общем способствуют тому, что подобные техники влияния и борьбы за власть могут применяться и негосударственными акторами, которые отстаивают свои интересы или являются проводниками чужих. Как справедливо отмечают специалисты по сетевым войнам Аркилла и Ронфельдт, «четко организованные, ограниченные группы, которые ранее поддерживались государственными спонсорами, трансформируются в произвольно организованные, международные сети террористов. Преступные организации создают сети и сотрудничают друг с другом намного плотнее, чем это было раньше, что позволяет им сочетать экспертизу и расширять область своих действий. Вместо того, чтобы рассматривать друг на друга как конкурентов, множество преступных организаций делятся друг с другом информацией, услугами, ресурсами и доступом к рынку согласно принципу сравнительных преимуществ»19. Вместе с угрозой роста нелегальной миграции, а также эффекта исламизации ряда европейских стран, подобные тенденции указывают, что для их мониторинга, профилактики и эффективных мер сдерживания новых угроз, старые методики не подойдут. Поэтому предложения Аркиллы и Ронфельдта, изложенные в их работе Advent of Netwar по выработке диапазона альтернативных стратегий, которые позволяют применять их по отношению друг к другу, представляются вполне применимыми.
В отношении перспектив развития государств, которые относятся к Балто-Черноморскому региону существует ряд прогнозов и индексов, которые отражают динамику социально-политических
изменений в регионе. Один из ведущих экспертов по геополитике из США, директор частной разведывательно-аналитической организации Stratfor Джордж Фридман считает, что после окончания холодной войны Европа до сих пор пребывает в легком хаосе и распутать этот клубок сложных и неоднозначных отношений между разными институтами не представляется возможным. Он также отмечает, что за внешне благопристойным фасадом Европейского Союза «кроются застарелые националистические «язвы» Европы20. Автор предполагает также дальнейшую конфронтацию с Россией, т.к. она будет пытаться восстановить свое влияние в бывших советских республиках и это ей удастся и в Украине, и в Беларуси. Фактический выход российского военного и экономического присутствия вплотную к границам Польши и странам Балтии заставит эти страны проявить определенное беспокойство. По мнению американского эксперта, если страны Балтии останутся нейтральными, то Россия будет чувствовать себя в безопасности, но США могут захотеть усилить мощь Польши и стран Балтии, тем самым, создавая первый очаг конфликта в регионе. Вторым очагом может стать Южный Кавказ в лице Грузии21.
Есть и более мирные версии прогноза. Глобальный рейтинг мощи ведущих 100 стран мира, составленный международной группой ученых на основе политических и экономических показателей, не зависящих от конъюнктурных показателей отдельный стран при сценарии «умеренной глобализации»^ показывает, что серьезных изменений не предвидится22. Среди стран региона только Беларусь, Литва, Молдова и Польша улучшат свои геополитические показатели. По ряду параметров рейтинг ухудшится у Украины, но по другим улучшится. В целом, среди стран Балто-Черноморской оси серьезных изменений не произойдет. С одной стороны, это характеризует определенную социальную и политическую устойчивость, с другой - свидетельствует о том, что текущие проблемы в различных областях, возможно, останутся не решенными.
Учитывая изложенное, наиболее приемлемым сценарием развития стран Балтийско-Черноморской оси будет прагматический подход, который привязан к геополитической специфике региона и будет направлен на трансграничное сотрудничество по вопросам безопасности, торговли, экономического развития, как со странами Западной Европы, так и с Россией, при этом выйдя из-под влияния США, как прямого, так и опосредованного членством в НАТО и военной помощью.
-
Дрыночкин А.В. Восточная Европа как элемент системы глобальных рынков. М.: Олита, 2004. С. 11.
-
См. напр. Макаров И. Ментальная война в Белоруссии - «психическая атака» литвинства http://www. zapadrus.su/zaprus/filzr/115-2010-09-03-14-54-43.html Проекту литвинства посвящен сайт http://www. litvania.org/
-
Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс. // Экономическая социология, 2002. Т.3 -№2. с. 62-73
-
Perroux F. Savoirs economiques methematises et theorie englobante. // Economies et societes, 1972. -T.VI. - № 8. рр. 1650-1651
-
Jose Manuel Durao Barroso. A New Atlanticism for the Century. 26 March 2010 http://europa.eu/rapid/ pressReleasesAction.do?reference=SPEECH/10/135
-
Chingono H. The Nexus between the Democratic Peace Theory and Economic Coercion:
Why Democracies Fight Each Other?//Alternatives: Turkish Journal of International Relations, Vol. 8, No. 4, Winter 2009, р. 69.
-
Laffen, B. "Democracy and the European Union", in Cram, L., Dinan, D. and Nugent, N. (eds.), Developments in the European Union, London: Macmillan Press Ltd., 1999, p. 334.
-
Hufbauer Clyde Gary, Schott Jeffrey J and Elliot Ann Kimberly. Economic Sanctions Reconsidered, Washington, DC, Institute for International Economics, 2006, p. 20-32.
-
Booth К., Strategy and Ethnocentrism. New York: Homes & Meier Publishers, 1979, р 65
-
Johnston А., Cultural Realism: Strategic Culture and Grand Strategy in Chinese History, Princeton: Princeton University Press, 1995
-
Gray С., Modern Strategy, New York: Oxford University Press, 1999, р 129.
-
Федорцева В.А. Газовый вектор энергетической стратегии Европейского Союза.// Проблемы национальной стратегии № 3(4), 2010.
-
Kanter J. Outlook for Shale Gas in Europe Is Uncertain. New York times, October 13, 2010. http://www. nytimes.com/2010/10/14/business/global/14shale.html?_r=2
14) Панасюк П. Балто-Черноморский регион: геополитический шанс. http://soskin.info/ea/2006/3-
4/20060303.html
-
Зарубинский О., Черный В. Перспективы Балто-Черноморского сотрудничества.// Зеракло недели. № 8 (536) 5-11 марта 2005. http://www.zn.ua/2000/2675/49403/
-
Mackinder J.Halford. The Geographical Pivot of History, Geographical Journal, London, 1904.
-
Под hard power принято понимать прямолинейные политические действия, обычно связанные с приминением военной силы и/или дипломатического давления. Soft Power - это непрямые методы действия. Smart Power является сочетанием обеих. Подробнее см. Nye J. The Powers to Lead. Oxford University Press, 2008; CSIS Commission on Smart Power : a smarter, more secure America / cochairs, Richard L.Armitage, Joseph S. Nye, Jr. Washington, CSIS Press, 2007.
-
Dancing with the Bear. An Interview with David Cameron. http://thepolitic.org/content/view/154/39/
-
Arquilla J., Ronfeldt D. The Advent of Netwar. Santa Monica, Rand, 1996.
-
Фридман Д. Следующие 100 лет: прогноз событий XXI века. М.: Эксмо, 2010. с. 106.
-
Там же, с. 154-158.
-
Глобальный рейтинг интегральной мощи 100 ведущих стран мира. М.: МЛСУ, МАИБ, ИНЭС, 2008.