Файл: Геополитика номер 10.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1222

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рубежье. Но грамотно воспользоваться им у Кремля не получи­лось - выдвижение новой интеграционной инициативы создания Единого экономического пространства четырёх государств со­провождалось нерациональным витком напряжённости вокруг острова Тузла, в контексте которого достичь конструктивных результатов было вряд ли возможно. Эти события показали, что даже при отсутствии активного вмешательства внешних сил, России и Украине не удаётся создать устойчивые механизмы пар­тнёрства, способные не только перевести в русло двусторонние отношения, но и стать структурной основой системы в Восточ­ной Европе.

«Оранжевая революция» стала кульминационным моментом в развитии данных тенденций. Кризис передачи власти на Украине стал также и кризисом действующих стратегий основных игроков в отношении Восточной Европы. В первую очередь, стратегии России, которая в конечном итоге оказалась отстранена от процес­са поиска компромиссных путей выхода из украинского кризиса. Но и для других игроков этот кризис стал сигналом о необходимо­сти пересмотра существующих подходов. Так, для Европейского Союза, долгое время предпочитавшего оставаться в стороне от восточноевропейских пертурбаций, более активное вовлечение в дела этого пространства стало не просто необходимым, но и не­избежным итогом его роли посредника в урегулировании кризиса на Украине. Правда, в случае Соединённых Штатов качественных сдвигов в политике по отношению к Восточной Европе не произо­шло. Наоборот после «оранжевой революции» наблюдался неко­торый концептуальный вакуум стратегии США, когда желаемый результат вроде бы достигнут, поэтому насущной потребности в дальнейших изменениях нет, а главная задача заключается в под­держании сложившегося баланса.

Но самым значимым последствием «оранжевой революции» для Восточной Европы стало не столько возрастающее вовлече­ние внешних сил, - США и ЕС - сколько изменение отношения к такому вовлечению со стороны главных «действующих лиц» данного пространства - России и Украины. Новое украинское руководство расценивало его как главный и единственный спо­соб решения проблем в отношениях с Россией. А Москва, в свою очередь, усматривала в нём главную и единственную причину не­удачи собственной политики на этом направлении и, что самое важное, считала, что достижение желаемого результата и укре­пление собственных позиций в данном пространстве возможно


только на уровне взаимодействия с Западом. Российские полити­ческие деятели и эксперты часто высказывали мысль о том, что, по их мнению, вопросы, касающиеся Украины, Грузии, Молдовы лучше обсуждать в Брюсселе или других западных столицах, не­жели в Киеве, Тбилиси или Кишинёве.

Именно эти три обстоятельства - рост активности США и ЕС, готовность стран Восточной Европы использовать противо­речия в отношениях России с Западом для усиления своих пози­ций в отношениях с Россией и настроенность самой России на решение наиболее проблемных вопросов в данном простран­стве на уровне взаимодействия с Западом - и привели к тому, что Восточная Европа превратилась в один из компонентов ба­ланса между ведущими центрами силы на европейском конти­ненте. Инкорпорация аккумулированных в этом пространстве конфликтов и противоречий в общий контекст сложного ком­плекса взаимосвязей между США, Евросоюзом и Россией стала продуктом целенаправленных усилий всех его участников и оз­начала существенное повышение структурного значения этого пространства в геополитической конфигурации европейского континента, но не как самостоятельной силы, способной влиять на ход политических процессов, а как ещё одного поля столкно­вения интересов ведущих центров силы. Проще говоря, Восточ­ная Европа стала ещё одной крупной ставкой в «большой игре», но, как ни парадоксально, это не привело к качественным измене­ниям характера процессов в самой Восточной Европе.

Во многом это объясняется особенностями развития в по­следующие годы ситуации на базовом структурном уровне евро­пейской системы, который сводится преимущественно к взаимо­действию ведущих центров силы, и в рамках этого пространства непосредственно.

Во-первых, превращение Восточной Европы в поле кон­куренции ведущих центров силы происходило в условиях со­хранения и до некоторой степени углубления геополитически промежуточного положения этого пространства. Причём это положение обусловлено не только и не столько отсутствием ин­ституционально закреплённой принадлежности его стран к тому или иному центру силы, сколько отсутствием чётко определён­ных и согласованных «правил игры», то есть нормативных па­раметров и «пределов дозволенного» в поведении всех акторов в данном пространстве. Вне единой целостной «системы коор­динат» каждое действие одного актора рассматривается сквозь


призму общего баланса и вызывает реакцию со стороны других акторов сообразно с их субъективными ожиданиями, а не понят­ными для всех нормами поведения.

Во-вторых, конкуренция за влияние в данном пространстве велась не открыто и напрямую, а имплицитно и в опосредство­ванных формах. Проблемные вопросы, относящиеся к этому полю, не были предметом систематических переговоров в рамках действующих институциональных или двусторонних форматов взаимодействия. Более того, не наблюдалось даже попыток выра­ботать системный компромисс по этим вопросам. То, что проис­ходило вокруг Восточной Европы в 2005-2008 гг., представляло собой скорее цепочку взаимного асимметричного реагирования европейских центров силы на односторонние действия друг дру­га, генерирующую своеобразную «спираль напряжённости», которая, тем не менее, не находила открытого признания в по­литической риторике сторон.

В-третьих, эта конкуренция носила неравномерный и изби­рательный характер. Она касалась ряда наиболее болезненных аспектов ситуации в Восточной Европе, а именно военно-поли­тического и энергетического. Внимание было сконцентрировано на усилении стратегического присутствия США в этом простран­стве, тогда как усиление присутствия ЕС не вызывало особых беспокойств. Вместе с тем, именно в данный период в тени рос­сийско-американской конфронтации были заложены предпосыл­ки конкуренции между Россией и ЕС в Восточной Европе, кото­рая хоть и отличается меньшей интенсивностью и резонансом, но, как выяснилось, имеет более весомое структурное значение для политической организации данного пространства.

Нужно признать, что эта конкуренция возникла не в резуль­тате целенаправленной стратегии сторон, а скорее явилась по­бочным продуктом реализации их разнонаправленной политики в условиях недостатка координации между ними. Становление упомянутых в начале статьи форматов политики ЕС в отноше­нии восточных соседей - Европейской политики соседства и Восточного партнёрства - долгое время не рассматривалось Рос­сией как угроза её стратегическим интересам, поскольку они не содержали перспективы членства восточноевропейских стран в Евросоюзе, но в виде этих форматов ЕС демонстрировал го­товность взять на себя те функции, которые до этого выполня­ла только Россия, а именно структурирование и централизация данного пространства с помощью вовлечения его участников в


ограниченные интеграционные инициативы. И если Россия ис­пользовала для реализации подобных инициатив экономические и энергетические инструменты, то ЕС опирался на традицион­ную для него стратегию нормативной конвергенции, в основе ко­торой лежали стимулы, ориентированные на цивилизационную принадлежность и европейскую идентичность стран-партнёров.

И в-четвёртых, конкурентная политика ведущих центров силы в отношении Восточной Европы не затрагивала глубин­ных источников конфликтности и флуктуативности данного пространства. Скорее, противоречия на уровне США-Россия и частично ЕС-Россия «наложились» на сформированный в нём комплекс конфликтов разных уровней, но существенно его не из­менили, поэтому не привели к желаемой стабилизации.

При этом в структуре общего политического баланса в Евро­пе противоречия вокруг восточноевропейских проблем заняли скорее подчинённое, нежели определяющее место. Они весьма своеобразно вписались в существующий контекст, превратив­шись в его неотъемлемый компонент, но вместе с тем не стали его движущей силой. Это было вполне предсказуемо, поскольку противоречия России с Западом носят намного более системный характер, нежели конъюнктурная конкуренция в Восточной Ев­ропе, и касаются более глубинных, в чём-то даже экзистенциаль­ных для обеих сторон вещей, которые мало зависят от их пози­ций в восточноевропейской конфигурации.

Но нельзя игнорировать тот факт, что вследствие перипетий указанного периода нахождение компромиссной формулы вза­имодействия ведущих центров силы в Восточной Европе стало обязательным условием для формирования кооперативных ос­нов системы отношений на континенте, в том числе построения новой архитектуры безопасности в Европе. Без преодоления сложившихся в этом пространстве очагов конфликтности выра­ботать приемлемый modus operandi для всех акторов континен­тальной системы не представляется возможным.

Ход развития конкуренции между Россией, США и ЕС в Вос­точной Европе продемонстрировал неоптимальность конфрон-тационной логики и ошибочность ожиданий всех её участников. Государствам данного пространства так и не удалось воспользо­ваться нарастанием противоречий между ведущими центрами силы и переложить на них решение своих политических и эко­номических проблем. В результате эти государства были вынуж­дены самостоятельно противостоять последствиям глобального


финансового кризиса. Россия сумела предотвратить наиболее негативные для неё военно-политическое сценарии в данном пространстве, но не смогла ни достичь приемлемого компро­мисса со США и ЕС, ни предотвратить дальнейшего дистанци-ирования восточноевропейских государств. Для Запада тактика ограниченного вовлечения также оказалась контрпродуктивной, поскольку ни эффективной стабилизации, ни демократизации Восточной Европы осуществить не получилось.

Конечным итогом активной фазы этой конкуренции стал стратегический тупик. На определённом этапе «спираль напря­жённости» дошла до такого витка, который для большинства игроков данного пространства считался неприемлемым, то есть до открытого вооружённого конфликта. Ответом на это был переход к политике «перезагрузки», в рамках которой напря­жение вокруг восточноевропейских проблем несколько ослабло. Но подобное ослабление являлось следствием скорее негласной линии на «самосдерживание» основных игроков, нежели каче­ственных изменений принципов их взаимодействия в этом про­странстве. Достигнутые в предыдущие годы позиции основных игроков сохранялись, а вместе с ними сохранялся и довольно вы­сокий уровень конфликтогенности, хоть и приглушённый общим настроем на конструктивное сотрудничество.

К тому же, устранив «верхний слой» этой конкуренции на уровне российско-американской стратегической конфронтации, «перезагрузка» вынесла на поверхность два других уровня струк­турной организации восточноевропейского пространства, не ме­нее значимых для его стабилизации - во-первых, уровень интегра­ционной конкуренции между Россией и ЕС, а во-вторых, уровень взаимодействия России со странами данного пространства.

Структурирующее значение, которое приобрела политика Евросоюза для Восточной Европы за эти годы, нельзя сбрасы­вать со счетов, каким бы ограниченным оно ни казалось. Несмо­тря на всю критику, которой сопровождалось становление новых форматов политики ЕС в данном пространстве, Брюсселю так или иначе удалось сделать то, что не вышло у Москвы, - сфор­мировать единые политические рамки, объединяющие все шесть стран Восточной Европы, несмотря на разрозненность их целей и подходов в отношениях с ЕС.

Другой вопрос, насколько эти рамки эффективны для вы­полнения поставленных задач по стабилизации и нормативной конвергенции восточных соседей. И в этом аспекте политика ЕС