Файл: Геополитика номер 10.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1175

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Роль Восточной Европы

в геополитической конфигурации

европейского континента

Шаповалова А.И.


Формирование геополитического пространства Восточной Европы (ввиду недостатка внутренней целостности и сохраня­ющейся политической аморфности нет оснований называть его регионом) как относительно обособленного фрагмента на поли­тической карте Европы произошло сравнительно недавно и явля­лось логическим следствием постсоциалистической реструкту­ризации восточной части европейского континента. Вступление ряда стран Центральной Европы в евроатлантические структу­ры и постепенная кристаллизация автономной региональной ди­намики в Центральной Азии привели к тому, что постсоветские государства европейского континента, выпавшие на начальном этапе из общих направляющих тенденций развития европейской системы, заняли примерно сходное промежуточное место в её структуре и к тому же стали рассматриваться внешними игрока­ми в единой связке. Это способствовало становлению отдельных форматов политики в отношении данных стран, что не слишком усилило внутреннюю консолидацию этого пространства, но придало ему некоторые внешние признаки целостности или по крайней мере общности их геополитического положения.

В этом плане программа Восточного партнёрства Европей­ского Союза сыграла ключевую роль. Не имея изначально су­щественного практического наполнения и чёткой политической направленности, она самим фактом своего образования обозна­чила обособленность шести постсоветских стран и выделила их в отдельное самостоятельное направление политики ЕС. В сущно­сти, в этом и заключался заложенный её инициаторами полити­ческий смысл - размежевать форматы отношений ЕС с Россией и с остальными постсоветскими странами, предложив последним более углублённые механизмы сотрудничества, наделённые, в от­личие от механизмов отношений Россия-ЕС, некоторыми, пусть и ограниченными интеграционными элементами.

Россия таким образом не только утрачивает роль первосте­пенного «ментального центра» и главного генератора полити­ческих импульсов в Восточной Европе, но, что самое важное,


превращается из неотъемлемого компонента внутренней ор­ганизации этого пространства в, условно говоря, «рядового» внешнего игрока наравне со США или Евросоюзом. Поэтому экстернализация России является для политического оформле­ния Восточной Европы не менее весомой составляющей, нежели наделение её некоторыми внешними (и во многом искусствен­ными) признаками целостности.

Несмотря на это, оценка того, какую роль играет простран­ство Восточной Европы в геополитической конфигурации евро­пейского континента, до сих пор остаётся неоднозначной. Одни обозреватели склонны видеть в нём исключительно площадку для конкуренции между ведущими центрами силы в Европе, другие указывают на возможности маневрирования, которыми обладают элиты восточноевропейских государств в ходе данной конкуренции. Однако, главными в этом контексте представля­ются два вопроса: во-первых, насколько взаимосвязи, которые формируются в этом пространстве как между внешними игро­ками, так и между его непосредственными участниками, зависят от континентальной конфигурации, и во-вторых, насколько эти взаимосвязи устойчивы и какое структурное значение они име­ют для формирования континентальной конфигурации.

Для выяснения этих вопросов рассмотрим процесс эволюции данного пространства за минувшие два десятилетия и конкрет­ные его результаты на текущем этапе.

Нужно признать, что долгое время перипетии в нынешней Восточной Европы не находились на переднем плане европейской


политики. В первое десятилетие после распада СССР это про­странство оставалось довольно замкнутым и до некоторой сте­пени периферийным полем европейской системы. Внешние им­пульсы его структуризации были минимальными и сводились преимущественно к недопущению перетекания за его пределы доминирующих в нём центробежных тенденций к дестабилиза­ции и фрагментации. Почти ничем не сдерживаемые, эти тен­денции в полном объёме проявили себя в 90-е гг., приведя не только к нарастанию турбулентности и нестабильности в этом пространстве, но и к аккумуляции в нём значительного кон­фликтного потенциала.

Нарастание конфликтного потенциала в Восточной Европе происходило на трёх структурных уровнях этого пространства: во-первых, на уровне отношений России с новыми независимы­ми государствами, во-вторых, на уровне отношений между эти­ми государствами и, в-третьих, внутри этих государств между центральной властью и сепаратистскими образованиями. Хотя первый из указанных уровней, несомненно, генерировал глав­ные структурные импульсы дальнейшей эволюции данного про­странства, наличие существенных очагов конфликтности на двух других уровнях привело к дисперсии ресурсов, власти и влияния, не позволяющей придать его структуре даже формальных при­знаков интегральности.

Как следствие, ни одна из сформировавшихся конфликтный линий не стала фундаментом для построения новой системы вза­имосвязей в Восточной Европе. Но совокупный эффект напря­жённости по всем существующим конфликтным линиям вылил­ся в невозможность построения подобной системы и на основе кооперативных проектов. Любая, даже секторальная инициати­ва, направленная на консолидацию восточноевропейских госу­дарств, от кого бы она ни исходила, и на каком бы принципе ни базировалась, непременно сталкивалась с проявлениями этой имманентной конфликтности.

Ситуация усугублялась ещё и тем, что практически никто из основных игроков данного пространства не задавался целью пре­одолеть нарастающие конфликты, стремясь скорее использовать их для получения дополнительных политических дивидендов, нежели нейтрализовать их как потенциальную угрозу безопас­ности для всей Восточной Европы. Проще говоря, конфликты стали рассматриваться как инструменты политического влияния. Причём эффективных механизмов сдерживания и ограничения


конфликтного потенциала выработано не было - унаследован­ная с советских времён экономическая взаимозависимость не воспринималась в качестве абсолютной ценности, поддержание которой оправдывало возможные политические уступки, а пред­ложить новый целостный проект, способный оказать цементиру­ющее воздействие на страны данного пространства, никому не удалось. Неудивительно, что в таких условиях лидеры как восточ­ноевропейских государств, так и России не отступали перед пер­спективой эскалации конфликтов и открыто демонстрировали готовность к конфронтационным сценариям в отношениях друг с другом. Если добавить к этому тактику использования мест­ными элитами конфликтов одного уровня для демпфирования конфликтов на других уровнях, то можно получить достаточно точную картину политического ландшафта Восточной Европы на рубеже тысячелетий и причин углубления его политических разломов.

Ключевым звеном в этой цепочке фрагментации и конфликт­ности, бесспорно, являлись перипетии российско-украинских отношений. Украина играет для Восточной Европы примерно ту же роль, что играет Казахстан для Центральной Азии - наи­более крупного, относительно самодостаточного государства, имеющего тесные взаимосвязи со всеми участниками данного пространства и способного самостоятельно задавать вектор по­литических процессов в своём региональном окружении, хотя и не определять его напрямую. Правильно выстроенная стратегия отношений с Украиной могла бы не только дать России суще­ственные рычаги влияния в Восточной Европе, но и обеспечить условия для стабилизации данного пространства без вовлечения внешних сил. Однако, по ряду причин, как объективного, так и субъективного характера, этого не произошло.

Отношения между Россией и Украиной увязли в узких дву­сторонних противоречиях экономической и энергетической, а со временем и гуманитарной направленности, из-за которых стороны часто жертвовали стратегической ценностью партнёр­ства ради сомнительных тактических интересов. Удовлетворить эти интересы при довольно конфликтном общем контексте диа­лога не удавалось, что побуждало как Киев, так и Москву «играть на понижение» значимости двусторонних отношений. Правда, пытаясь нивелировать значимость отношений ради ограничения взаимного влияния, элиты обеих стран тем самым ограничива­ли и собственные возможности для усиления роли в Восточной


Европе, не говоря уже о консервации политической «раздро­бленности» этого пространства. Но как украинские, так и рос­сийские лидеры не были склонны рассматривать двусторонние отношения в более широком контексте как компонент их соот­ветствующих европейских стратегий, усматривая в этих отноше­ниях в лучшем случае производную от западного вектора своей дипломатии, а в худшем отвлечённое второстепенное измерение внешней политики, никак не связанное с более приоритетными задачи на европейском направлении.

Следствием концептуального тупика в российско-украин­ских отношениях стала постепенная переориентация обеих сто­рон на решение своих проблем в ближайшем окружении за счёт привлечения внешних сил. Переломным этапом в этом смысле представляется период 2001-2003 гг., когда благодаря сближе­нию России и Запада на фоне борьбы с терроризмом у Москвы появилось существенное «окно возможностей» в ближнем за­