Файл: Геополитика номер 10.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1172

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

существенно пробуксовывает ввиду, во-первых, её собственной структурной специфики, а во-вторых, особенностей её реализа­ции. Евросоюз предлагает восточным партнёрам набор стиму­лов - общих функциональных инструментов сотрудничества или механизмов участия в интеграционных процессах, требующих соответствующей адаптации регуляторных и управленческих стандартов этих стран. С одной стороны, эти стимулы никак формально не соотносятся с политической ситуацией в данном пространстве и продвигаются как деполитизированные формы сближения, не учитывающие текущих геополитических послед­ствий их воплощения, в первую очередь последствий в отноше­ниях с Россией. Но с другой, самим фактом своего внедрения они означают сдвиг геополитического баланса, который не могут игнорировать ни российские правящие элиты, ни руководства соседних стран. Брюссель, в свою очередь, не предпринимает необходимых шагов для нейтрализации негативных эффектов от подобного геополитического сдвига: он не проявляет ни готов­ности взять на себя вытекающие из него риски и потери соседних стран, ни стремления дополнить оформление собственного при­сутствия в данном пространстве усилением механизмов коорди­нации с Россией. Как следствие, восточноевропейским странам приходится самостоятельно искать решения этих дилемм, для чего у них объективно не хватает ни влияния, ни ресурсов.

Политика России в этом контексте приобретает особое качество главной переменной, которая определяет степень устойчивости геополитического баланса в Восточной Европе. В условиях «перезагрузки» российское руководство предпри­няло ряд попыток ограничить конфликтный потенциал этого пространства в отношениях с западными партнёрами. С одной стороны, была выдвинута масштабная инициатива, направлен­ная на выработку единых «правил игры» в сфере европейской безопасности при сохранении сложившегося статус-кво (Дого­вор о европейской безопасности). С другой, предпринимаются усилия для создания механизмов координации политики России и Евросоюза в Восточной Европе (комитет Эштон - Лавров). И с третьей, происходит процесс реконструкции отношений с восточно-европейскими странами, толчок к которому дала сме­на власти на Украине.

Сложно сказать на нынешнем этапе, к чему приведут эти по­пытки. Но можно с уверенностью утверждать, что качественные изменения ситуации возможны только в случае одновременного


прогресса на обоих уровнях баланса в Восточной Европе - на уровне взаимодействия России с другими центрами силы и на уровне её отношений со странами данного пространства. В про­тивном случае результаты будут частичными, неустойчивыми и неокончательными.

Нужно отметить, что применяя тактику одностороннего давления в отношении восточноевропейских стран, Россия по­падает в ту же ловушку, что и в период 2001-2003 гг. и сводит свой диалог с этими странами к набору взаимных претензий и противоречий. Это несомненно является тупиковым путём раз­вития отношений, который не только не позволяет достичь каче­ственных изменений в геополитическом балансе в данном про­странстве, но и серьёзно ослабляет позиции России, которая, в отличие от ЕС, не имеет в своём распоряжении механизмов по­литического структурирования или кооперативных проектов, ради продвижения которых местные элиты стран Восточной Европы готовы пойти на существенные политические уступки.

Подводя итог представленного анализа, следует подчер­кнуть, что, оставаясь наиболее аморфным, наименее регулиру­емым и наиболее небезопасным пространством на континенте, Восточная Европа, тем не менее, выполняет и конструктивную функцию, стимулируя ведущие центры силы к поиску оптималь­ных вариантов организации этого пространства и оптимальных принципов взаимодействия в этом пространстве. Его стратеги­ческая ценность для поддержания безопасности и стабильности как в западной части континента, так и в восточной, настолько высока, что допустить перехода к открытой конфронтации они не могут. Правда, факторов, которые бы делали дальнейшее со­хранение нынешнего неустойчивого и конфликтогенного состо­яния этого пространства непереносимым, и побуждали бы его участников к радикальным изменениям сложившегося положе­ния вещей, тоже не наблюдается.

Восточная Европа представляет собой сложный комплекс разноуровневых конфликтов и противоречий, который не впи­сывается ни в один навязанный извне проект - ни в американ­ский проект продвижения демократии, ни в проект нормативной конвергенции Евросоюза, ни в российский проект постсовет­ской реинтеграции России. Нахождение приемлемого баланса в этом пространстве требует комплексных интегральных реше­ний, осуществление которых непременно связано с ревизией действующих политических подходов, а также отказом от ряда


достигнутых позиций как со стороны ведущих центров силы, так и со стороны самих восточноевропейских стран. Сложность подобного пути наряду с негарантированностью окончательно­го результата заставляет всех игроков придерживаться тради­ционных подходов, которые, несмотря на их неоптимальность, дают возможность сохранить отдельные преимущества и закре­пить достигнутые позиции. Поэтому текущее аморфное, конку­рентное состояние пространства Восточной Европы, хоть и не устраивает многих его участников, но вполне может продлиться достаточно долгое время до тех пор, пока один из экстремумов -переход к конфронтации или к координации - не возобладает в их политическом мышлении над тактическими преимуществами, обеспечиваемыми этим состоянием.

Таким образом, можно сделать вывод, что противоречия между ведущими центрами силы в Восточной Европе не являют­ся первичным структурным фактором для конфигурации евро­пейской системы, а скорее выступают производными от базовых политических противоречий между ними, однако, разрешение последних требует нахождения оптимальных путей решения острых вопросов на восточноевропейском направлении. Исходя из этого, можно сказать, что в геополитической конфигурации европейской системы Восточная Европа играет роль промежу­точного пространства, аморфность и флуктуативность которого создаёт поле для конкуренции за влияние, а взаимосвязи, сфор­мированные в этом пространстве, дополняют существующую конфигурацию, но не определяют её.


Балканский Союз -

альтернатива Союзу Европейскому?


Октавиан Раку

Балканское пространство принадлежит к ареалу фракийской цивилизации, о которой Геродот говорил, что если бы фракийцы не были разъединены, они стали бы самым сильным народом в мире. Кажется, что гораздо позже эта черта балканской идентич­ности сохранится в коллективном бессознательном народов, ко­торые вопреки наплыву пришельцев, мигрирующих в эти места, будут продолжать сохранять черты своих предков.

Общей будет оставаться историческая судьба: римское за­воевание, византийское политическое и духовное управление, а распад Османской Империи вызовет не без лицемерного вмеша­тельства великих держав, начало войн за независимость и за пере­дел границ. Балканы становятся известными в истории только в качестве «пороховой бочки» Европы.

Об объединении Балкан мечтали императоры Влахско-Бол-гарской Империи, румынские князья Стефан Великий, Петру Ра-реш, Михай Храбрый, и все же воплощению этого проекта мешал либо некоторый геополитический, либо неблагоприятный исто­рический контекст.

Солидарность балканских народов часто выражалась в борь­бе за свободу. В 1185 г. румыны, жившие на юг от Дуная во главе с братьями Петру и Асаном восстали против Константинополя из-за роста налогов при императоре Исааке Втором. В результате этого восстания, поддержанного царем Сербии Стефаном Немани в 1188 г. Византия признала существование румыно-болгарского царства. Через год амбиции румын стали еще больше. Так, они предлагали сербам и германскому императору Фридриху Барбароссе захватить и поделить Византийскую Империю. По причине внутренних поли­тических конфликтов этот проект так и не был реализован.

Имперская румынская идея возрождается во время правле­ния Ионицы, который просит Рим признать за ним титул им­ператора и поднятия своего епископства до ранга Патриархии, просьба, которая была отвергнута Папой Иннокентием III. Рим не мог признать более двух центром имперской власти на земле -Константинополь и Рим. Все же в ноябре 1204 г. прямо признан «королем валахов и болгар».


Балканская Федерация - провал коммунистов

Первая попытка создания единого балканского простран­ства имела место в начале XIX века, когда мощь турок на Балка­нах была уже чем-то из области истории. В 1865 г. эта идея была сформулирована левывми кругами Белграда, вдохновлявшимися федерализмом Сен-Симона, социализмом Карла Маркса и анар­хизмом Николая Бакунина. Они предлагали создать Восточную Демократическую Федерацию от Альп до Кипра. На этой базе в 1894 г. была сохдана Лига за Балканскую Конфедерацию, в ко­торой участвовали румынские, сербские, болгарские и греческие социалисты.

Первая конференция балканских социал-демократов состоя­лась в Белграде между 25 и 27 декабря 1909 г., в рамках которой было предложено создать Федерацию Балканских Госудасртв. В этой конференции участвовали представители социал-демо­кратических партий из Румынии, Сербии, Болгарии, Греции, Турции, Боснии и Герцеговины, Хорватии, Словении и Македо­нии. Во время этой встречи лидер сербских социал-демократов Димитрий Тукович заявил, что «объединение и взаимопомощь балканских народов - единственный путь к экономическому, на­циональному и политическому освобождению. Во время этой же конференции была принята резолюция, в которой подчеркива­лось, что балканская проблема может быть разрешена только че­рез «объединение всех народов, которые живут на этой террито­рии, ликвидацию всех границ, созданных искусственным путем, и гарантию взаимного сотрудничества в обороне от внешних опасностей». После этого, все партии социал-демократической и социалистической ориентации включили в свои программы в качестве цели создание Балканской Федерации.

В 1915 г. после прошедшей в Бухаресте конференции было решено создать Революционную Балканскую Трудовую Соци­ал-Демократическую Федерацию, которую возглавил Кристиан Раковский, а среди ее членов были Геогрий Димитров и Василь Коларов - известные лидеры болгарских коммунистов.

После большевистской революции в Петрограде в 1917 г. была создана Балканская Коммунистическая Федерация, которая предложила объединить под эгидой Москвы Болгарию, Югосла­вию, Грецию и Турцию. Принятие Румынии в этот проект, об­уславливалось расчленением румынского государства, чтобы исключить любой риск румынской доминации на Балканах.В дальнейшем, эта организация была распущенна в 1939 г.