Файл: Геополитика номер 10.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1234

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9 февраля 1934 г. в Афинах представители Румынии, Югос­лавии, Турции и Греции подписали Пакт Балканской Антанты, в котором стороны обязывались содействовать безопасности региона. Замысленная как политический, военный и экономи­ческий союз, Балканская Антанта даже если и не охватывала все государства полуострова, конкретизировала естественные и тра­диционные устремления дружбы и сотрудничества между бал­канскими народами во множестве областей и продвигала цели сближения и понимания между подписантами и неподписантами. К сожалению, Болгария отказалась присоединиться к пакту.

Последняя полпытка имела место после Второй мировой во­йны, когда лидер коммунистов Югославии, Иосип Броз Тито и лидер болгарских коммунистов Георгий Димитров начали пере­говоры о слиянии этих государств в Федерацию Балканских Государств. Болгарская сторона показала свою предрасполо­женность к некоторым уступкам, признав этническую и лингви­стическую идентичность македонского меньшинства. Это было одним из условий подписания соглашения в Бледе между Софией и Белградом 1 августа 1947 г., который предусматривал помимо всего прочего разрешение некоторых территориальных про­блем, снятие визового режима и создание таможенного союза. Все же из-за дипломатических конфликтов между Югославией и СССР Болгария была вынуждена играть на руку Москвы, выбрав позицию противника Белграда. Кремль боялся роста влияния Югославии на Балканах, а югославский лидер был раздражен по­пытками Советского Союза контролировать государства Юго-Восточной Европы.

Европейский Союз - провалившийся проект инте­грации балканского пространства

После череды кровопролитных воин, которые привели к рас­паду Югославии, сегодня европейская интеграция рассматри­вается в качестве единственного средства решения проблемы объединения народов этого региона. Греция, Румыния и Бол­гария уже являются членами ЕС, тогда как государства бывшей Югославии: Сербия, Босния и Герцеговина, Хорватия и Черно­гория претендуют на статус членов Союза. И все же перспекти­вы подобного проекта стоят под вопросом из-за финансового кризиса в Европе, а также по причине внутренних конфликтов в ЕС. Знаменитый американский ученый и преподаватель Джо-ел Коткин в статье, опубликованной в «Ньюсвик», утверждает,


что в ближайшем будущем «племенные связи» (включающие расу, этнос и религию) станут гораздо более важными, чем по­литические границы. Более общие концепции - а именно зеле­ная идеология, социализм или рыночный капитализм могут во­одушевить космополитические элиты, но в целом они никак не мотивируют людей. В свою очередь «племя» ценится гораздо выше, чем любая универсалистская идеология», подчеркивает автор, добавляя, что «хотя племенные связи так же стары как и история, политические изменения и глобализация усиливают их воздействие».

Таким образом, регионализация Европы и борьба «погранич­ных государств» за свою автономию против «конкурирующих зон влияния», как и попытки Франции и Германии утвердить порядок на континенте, будет определять в ближайшее время обращение к альтернативным геополитическим проектам. Тем более, что ни Европейский Союз, ни НАТО больше не в состо­янии гарантировать безопасность стран бывшего социалистиче­ского лагеря, более того, Сербия и Румыния выразили недоволь­ство политикой Вашингтона и Брюсселя в отношении проблемы сербской провинции Косово, которая продолжает оставаться больной раной на теле Балкан.

Балканский Союз - альтернативный проект

Новый геополитический контекст (ось Париж-Берлин-Мо­сква, впечатляющий рост Китая, создание исламского блока Тур­ция-Сирия-Иран), как и мировой финансовый кризис утверж­дают необходимость возвращения к обсуждению перспектив объединения пространства Балкан

Юго-Восточная Европа приобретает и еще большую важ­ность, становясь единственным источником импорта энергети­ческих ресурсов в Европейский Союз. Прежде всего речь идет о российско-итальянском проекте „Southstream" и «Набукко», продвигаемом США и ЕС. Через Балканский полуостров про­ходят главные транспортные артерии, связыыающие Западную Европу с Малой Азией и Ближним Востоком. Одним словом, Балканы представляют собой связующее звено между регионами индустриальных государств и евразийскими регионами, облада­ющими важными минеральными ресурсами.

Сила Византии в прошлом вытекала из того, что она господ-стовала над путями коммуникаций, шедшими из Восточной и Центральной Европы, Азии и Восточной Африки. Это положение


может быть благоприятно использовано Балканским Союзом.

В терминах геополитики, балканская зона представляет со­бой Римланд, прибрежный регион, который взаимодействует как с морской силой, так и с сухопутной, регион, контроль над которым обеспечивает господство над Хартлендом (геополити­ческим центром). С этой точки зрения, Балканы представляют собой зону повышенного интереса для России, Турции, Ирана и Китая, что открывает ряд перспектив заключения союзов.

В 2010 г. Китай уже начал экономическое наступление на по­луостров, предоставив Сербии грант в размере 1 миллиарда евро на строительство двух электростанций и моста через Дунай. Песпективные соглашения заключены между китайским компа­ниями и Македонией, Словенией и Грецией. Китайские деньги двигают балканские государства, хотя методом, отличным от западных международных финансовых организаций, Пекин не ставит экономических и политических условий, в свою очередь уменьшая влияние Европейского Союза и США в регионе, что на руку и балканским государствам.

Идеологический фундамент: консерватизм, традиционализм и православие

Коммунизм как идеология был не в состоянии создать необ­ходимую основу для сближения балканских народов. Их объеди­нение невозможно иначе как через сохранение идентичности и уважение ценностей каждой нации. Исходя из этих соображе­ний, Балканский Союз можно построить только отталкиваясь от консервативных и радиционалистских ценностей, принимая во внимание и единство в лоне Православной Церкви. Для этой цели многому поможет общее византийское наследие, на почве которой выросли балканские нации, в противовес ценностям Ев­ропейского Союза, восходящим к просветительским принципам французской революции 1789 г.

Как христианский Константинополь был антиподом языче­ского Рима, так и Балканский Союз может стать антиподом Ев­ропейского Союза. Вокруг подобных идей можно будет найти Республику Молдову, Румынию, Болгарию, Сербию, Македонию и Черногорию. Балканы стали бы не только простым оборони­тельным геополитическим проектом, но и наступательным идео­логическим проектом. Если в прошлом в центре подобного про­екта пыталась себя позиционировать Сербия, пришел момент, в котором Румыния и Республика Молдова могли бы осуществить


свою историческую миссию по возведению этого строения. Ре­ализация этого проекта не может осуществиться иначе как че­рез смену парадигм внутри государств, которые станут членами Балканского Союза. Евробалканский вектор мог бы стать плат­формой новых политических движений, которые представляют настоящую альтернативу силам, представляющим себя в качестве продвигающих европейскую интеграцию или «коммунистиче­скую ностальгию». Новый вектор уменьшил бы популистские месседжи и перевел бы в повестку дня проблемы, касающиеся национальных интересов государств региона, что будет означать новую революцию в обществах вышедших два десятилетия назад из коммунизма, конец кризиса идентичности и так называемого «переходного периода».


Глобализация и Европейский союз



Эрик Гермушка

В своём докладе я хочу сосредоточить своё внимание на бу­дущем Европейского союза в связи с геополитическими событя-ми в европейском пространстве с момента окончания "холодной войны", после "бархатной" революции в бывшей Чехословакии, которая оказалась де-факто первым шагом к евроинтеграции Словакии. С точки зрения геополитики, Европа проживает глобальный экономический кризис, который показывает нам на кризис не только в экономической сфере, но и в сфере инте­грации. Интеграционный фактор связан не только с принятием новых членов а также и уже интегрированных членов ЕС с госу­дарствами "старой" Европы. Очень важной является и интегра­ция инокультурных мигрантов внутри наиболее развитых стран, которые в основном являются не адаптивными.

Прежде всего я хотел бы представить путь Словакии к Евро­пейскому Союзу. Словацкая Республика возникла 1 января 1993 года. В это время все правительства пост-коммунистических стран Вышеградской четвёрки (V4) имели совместную задачу -вступление в Европейский Союз. Первым премьер-министром правительства Словакии стал Владимир Мечиар, который был одним из инициаторов создания Словацкой Республики. Его правление приходится на период с 1992 по 1998 гг. Это был период, характеризующийся переходом от централизованно­го планового хозяйства к открытой рыночной экономике. Ука­занный период обозначается как период "дикой" приватизации. Стремление Владимира Мечиара было направлено на создание внутренней экономической элиты, которая сможет полноценно конкурировать с иностранным капиталом. Это означало, что в процессе приватизации было дано преимущество отечествен­ным предпринимателям перед иностранными. Внешняя полити­ка была направлена не только на экономическое сотрудничество с Европейским союзом, но и в какой-то степени на Россию. Уси­лия основателя второй независимой Словацкой Республики ока­зались не очень успешными. Благодаря такой политике Владимир Мечиар воспринимался за рубежом как авторитарный лидер, а Словакия считалась недемократическим государством. В это