ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1234
Скачиваний: 1
9 февраля 1934 г. в Афинах представители Румынии, Югославии, Турции и Греции подписали Пакт Балканской Антанты, в котором стороны обязывались содействовать безопасности региона. Замысленная как политический, военный и экономический союз, Балканская Антанта даже если и не охватывала все государства полуострова, конкретизировала естественные и традиционные устремления дружбы и сотрудничества между балканскими народами во множестве областей и продвигала цели сближения и понимания между подписантами и неподписантами. К сожалению, Болгария отказалась присоединиться к пакту.
Последняя полпытка имела место после Второй мировой войны, когда лидер коммунистов Югославии, Иосип Броз Тито и лидер болгарских коммунистов Георгий Димитров начали переговоры о слиянии этих государств в Федерацию Балканских Государств. Болгарская сторона показала свою предрасположенность к некоторым уступкам, признав этническую и лингвистическую идентичность македонского меньшинства. Это было одним из условий подписания соглашения в Бледе между Софией и Белградом 1 августа 1947 г., который предусматривал помимо всего прочего разрешение некоторых территориальных проблем, снятие визового режима и создание таможенного союза. Все же из-за дипломатических конфликтов между Югославией и СССР Болгария была вынуждена играть на руку Москвы, выбрав позицию противника Белграда. Кремль боялся роста влияния Югославии на Балканах, а югославский лидер был раздражен попытками Советского Союза контролировать государства Юго-Восточной Европы.
Европейский Союз - провалившийся проект интеграции балканского пространства
После череды кровопролитных воин, которые привели к распаду Югославии, сегодня европейская интеграция рассматривается в качестве единственного средства решения проблемы объединения народов этого региона. Греция, Румыния и Болгария уже являются членами ЕС, тогда как государства бывшей Югославии: Сербия, Босния и Герцеговина, Хорватия и Черногория претендуют на статус членов Союза. И все же перспективы подобного проекта стоят под вопросом из-за финансового кризиса в Европе, а также по причине внутренних конфликтов в ЕС. Знаменитый американский ученый и преподаватель Джо-ел Коткин в статье, опубликованной в «Ньюсвик», утверждает,
что в ближайшем будущем «племенные связи» (включающие расу, этнос и религию) станут гораздо более важными, чем политические границы. Более общие концепции - а именно зеленая идеология, социализм или рыночный капитализм могут воодушевить космополитические элиты, но в целом они никак не мотивируют людей. В свою очередь «племя» ценится гораздо выше, чем любая универсалистская идеология», подчеркивает автор, добавляя, что «хотя племенные связи так же стары как и история, политические изменения и глобализация усиливают их воздействие».
Таким образом, регионализация Европы и борьба «пограничных государств» за свою автономию против «конкурирующих зон влияния», как и попытки Франции и Германии утвердить порядок на континенте, будет определять в ближайшее время обращение к альтернативным геополитическим проектам. Тем более, что ни Европейский Союз, ни НАТО больше не в состоянии гарантировать безопасность стран бывшего социалистического лагеря, более того, Сербия и Румыния выразили недовольство политикой Вашингтона и Брюсселя в отношении проблемы сербской провинции Косово, которая продолжает оставаться больной раной на теле Балкан.
Балканский Союз - альтернативный проект
Новый геополитический контекст (ось Париж-Берлин-Москва, впечатляющий рост Китая, создание исламского блока Турция-Сирия-Иран), как и мировой финансовый кризис утверждают необходимость возвращения к обсуждению перспектив объединения пространства Балкан
Юго-Восточная Европа приобретает и еще большую важность, становясь единственным источником импорта энергетических ресурсов в Европейский Союз. Прежде всего речь идет о российско-итальянском проекте „Southstream" и «Набукко», продвигаемом США и ЕС. Через Балканский полуостров проходят главные транспортные артерии, связыыающие Западную Европу с Малой Азией и Ближним Востоком. Одним словом, Балканы представляют собой связующее звено между регионами индустриальных государств и евразийскими регионами, обладающими важными минеральными ресурсами.
Сила Византии в прошлом вытекала из того, что она господ-стовала над путями коммуникаций, шедшими из Восточной и Центральной Европы, Азии и Восточной Африки. Это положение
может быть благоприятно использовано Балканским Союзом.
В терминах геополитики, балканская зона представляет собой Римланд, прибрежный регион, который взаимодействует как с морской силой, так и с сухопутной, регион, контроль над которым обеспечивает господство над Хартлендом (геополитическим центром). С этой точки зрения, Балканы представляют собой зону повышенного интереса для России, Турции, Ирана и Китая, что открывает ряд перспектив заключения союзов.
В 2010 г. Китай уже начал экономическое наступление на полуостров, предоставив Сербии грант в размере 1 миллиарда евро на строительство двух электростанций и моста через Дунай. Песпективные соглашения заключены между китайским компаниями и Македонией, Словенией и Грецией. Китайские деньги двигают балканские государства, хотя методом, отличным от западных международных финансовых организаций, Пекин не ставит экономических и политических условий, в свою очередь уменьшая влияние Европейского Союза и США в регионе, что на руку и балканским государствам.
Идеологический фундамент: консерватизм, традиционализм и православие
Коммунизм как идеология был не в состоянии создать необходимую основу для сближения балканских народов. Их объединение невозможно иначе как через сохранение идентичности и уважение ценностей каждой нации. Исходя из этих соображений, Балканский Союз можно построить только отталкиваясь от консервативных и радиционалистских ценностей, принимая во внимание и единство в лоне Православной Церкви. Для этой цели многому поможет общее византийское наследие, на почве которой выросли балканские нации, в противовес ценностям Европейского Союза, восходящим к просветительским принципам французской революции 1789 г.
Как христианский Константинополь был антиподом языческого Рима, так и Балканский Союз может стать антиподом Европейского Союза. Вокруг подобных идей можно будет найти Республику Молдову, Румынию, Болгарию, Сербию, Македонию и Черногорию. Балканы стали бы не только простым оборонительным геополитическим проектом, но и наступательным идеологическим проектом. Если в прошлом в центре подобного проекта пыталась себя позиционировать Сербия, пришел момент, в котором Румыния и Республика Молдова могли бы осуществить
свою историческую миссию по возведению этого строения. Реализация этого проекта не может осуществиться иначе как через смену парадигм внутри государств, которые станут членами Балканского Союза. Евробалканский вектор мог бы стать платформой новых политических движений, которые представляют настоящую альтернативу силам, представляющим себя в качестве продвигающих европейскую интеграцию или «коммунистическую ностальгию». Новый вектор уменьшил бы популистские месседжи и перевел бы в повестку дня проблемы, касающиеся национальных интересов государств региона, что будет означать новую революцию в обществах вышедших два десятилетия назад из коммунизма, конец кризиса идентичности и так называемого «переходного периода».
Глобализация и Европейский союз
Эрик Гермушка
В своём докладе я хочу сосредоточить своё внимание на будущем Европейского союза в связи с геополитическими событя-ми в европейском пространстве с момента окончания "холодной войны", после "бархатной" революции в бывшей Чехословакии, которая оказалась де-факто первым шагом к евроинтеграции Словакии. С точки зрения геополитики, Европа проживает глобальный экономический кризис, который показывает нам на кризис не только в экономической сфере, но и в сфере интеграции. Интеграционный фактор связан не только с принятием новых членов а также и уже интегрированных членов ЕС с государствами "старой" Европы. Очень важной является и интеграция инокультурных мигрантов внутри наиболее развитых стран, которые в основном являются не адаптивными.
Прежде всего я хотел бы представить путь Словакии к Европейскому Союзу. Словацкая Республика возникла 1 января 1993 года. В это время все правительства пост-коммунистических стран Вышеградской четвёрки (V4) имели совместную задачу -вступление в Европейский Союз. Первым премьер-министром правительства Словакии стал Владимир Мечиар, который был одним из инициаторов создания Словацкой Республики. Его правление приходится на период с 1992 по 1998 гг. Это был период, характеризующийся переходом от централизованного планового хозяйства к открытой рыночной экономике. Указанный период обозначается как период "дикой" приватизации. Стремление Владимира Мечиара было направлено на создание внутренней экономической элиты, которая сможет полноценно конкурировать с иностранным капиталом. Это означало, что в процессе приватизации было дано преимущество отечественным предпринимателям перед иностранными. Внешняя политика была направлена не только на экономическое сотрудничество с Европейским союзом, но и в какой-то степени на Россию. Усилия основателя второй независимой Словацкой Республики оказались не очень успешными. Благодаря такой политике Владимир Мечиар воспринимался за рубежом как авторитарный лидер, а Словакия считалась недемократическим государством. В это