ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2616
Скачиваний: 1
1
СТРАТЕГИЯ
РОССИИ
В
БРИКС
:
ЦЕЛИ
И
ИНСТРУМЕНТЫ
Сборник
статей
Под
редакцией
В
.
А
.
Никонова
,
Г
.
Д
.
Толорая
Москва
2013
2
УДК
327.3:339.9(470) (082)
ББК
65.428
С
83
Под
редакцией
В
.
А
.
Никонова
,
Г
.
Д
.
Толорая
С
83
Стратегия
России
в
БРИКС
:
цели
и
инструменты
[
Текст
] :
сб
.
статей
/
под
ред
.
В
.
А
.
Никонова
,
Г
.
Д
.
Толо
-
рая
. –
М
. :
РУДН
, 2013. – 429
с
. :
ил
.
ISBN 978-5-209-05493-1
Издание
посвящено
комплексному
анализу
проблем
участия
России
в
меж
-
государственном
объединении
БРИКС
в
свете
выработки
концептуальных
подхо
-
дов
в
этой
новой
области
внешнеполитической
и
внешнеэкономической
страте
-
гии
нашей
страны
.
Сборник
является
итогом
осуществленного
Национальным
комитетом
по
исследованию
БРИКС
на
протяжении
2012-2013
гг
.
исследователь
-
ского
проекта
с
привлечением
нескольких
десятков
ведущих
российских
экспер
-
тов
,
представляющих
академические
и
практические
организации
.
Рассмотрены
интересы
и
позиции
стран
БРИКС
в
отношении
этого
объединения
,
намечены
основные
ориентиры
взаимодействия
,
включая
предложения
о
приоритетах
со
-
трудничества
в
политической
,
финансово
-
экономической
,
экологической
,
гума
-
нитарной
и
других
сферах
.
Сборник
будет
полезен
как
регионоведам
,
так
и
спе
-
циалистам
по
глобальным
проблемам
,
интересующимся
проблематикой
БРИКС
и
глобального
управления
,
а
также
может
быть
использован
в
процессе
подготовки
специалистов
-
международников
и
экономистов
.
УДК
327.3:339.9(470) (082)
ISBN 978-5-209-05493-1
ББК
65.428
©
Коллектив
авторов
,
ред
.
В
.
А
.
Никонов
,
Г
.
Д
.
Толорая
, 2013
©
Российский
университет
дружбы
народов
,
Издательство
, 2013
3
СОДЕРЖАНИЕ
П
РЕДИСЛОВИЕ
6
I.
БРИКС
:
ГЛОБАЛЬНАЯ
РОЛЬ
И
СОВМЕСТИМОСТЬ
НАЦИОНАЛЬНЫХ
ИНТЕРЕСОВ
8
1.1.
Диалоговый
формат
БРИКС
и
его
роль
в
становлении
многополярного
мира
(
А
.
В
.
Виноградов
,
д
.
п
.
н
.,
Институт
Дальнего
Востока
РАН
)
8
1.2.
БРИКС
:
место
России
в
группе
,
видение
и
практические
результаты
,
совместная
деятельность
«
пятерки
»
в
рамках
многосторонних
институтов
(
В
.
В
.
Панова
,
к
.
и
.
н
.,
МГИМО
(
У
)
МИД
России
)
19
1.3.
Сотрудничество
в
БРИКС
в
системе
внешнеполитических
приоритетов
Китая
(
С
.
В
.
Уянаев
,
к
.
и
.
н
.,
Институт
Дальнего
Востока
РАН
)
56
1.4.
Ключевые
интересы
и
целевые
ориентиры
Бразилии
,
как
участницы
формата
БРИКС
(
Б
.
Ф
.
Мартынов
,
д
.
и
.
н
.,
Институт
Латинской
Америки
РАН
;
З
.
В
.
Ивановский
,
д
.
п
.
н
,
Институт
Латинской
Америки
РАН
;
Л
.
Н
.
Симонова
,
к
.
э
.
н
.,
Институт
Латинской
Америки
РАН
;
Л
.
С
.
Окунева
,
д
.
и
.
н
.,
проф
.
МГИМО
(
У
)
МИД
РФ
)
85
1.5.
Индия
и
БРИКС
(
А
.
Г
.
Володин
,
д
.
и
.
н
.,
главный
научный
сотрудник
ИМЭМО
РАН
)
119
1.6.
Фактор
двусторонних
отношений
в
формате
БРИКС
:
опыт
Индии
(
Т
.
Л
.
Шаумян
,
к
.
и
.
н
.,
Институт
востоковедения
РАН
)
124
1.7.
ЮАР
–
новый
член
БРИКС
(
А
.
А
.
Архангельская
,
к
.
и
.
н
,
Институт
Африки
РАН
;
В
.
Г
.
Шубин
,
проф
.,
Институт
Африки
РАН
)
142
II.
С
ОТРУДНИЧЕСТВО
СТРАН
БРИКС
В
ОБЕСПЕЧЕНИИ
МЕЖДУНАРОДНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
И
СТАНОВЛЕНИИ
НОВОЙ
СИСТЕМЫ
ГЛОБАЛЬНОГО
УПРАВЛЕНИЯ
166
2.1.
Взаимодействие
стран
БРИКС
в
международных
структурах
(
В
.
И
.
Трифонов
,
Институт
Дальнего
Востока
РАН
)
166
2.2.
Ядерный
фактор
и
страны
БРИКС
:
возможности
и
перспективы
сотрудничества
(
С
.
В
.
Уянаев
,
к
.
и
.
н
,
Институт
Дальнего
Востока
РАН
)
172
2.3.
Перспективы
институализации
и
«
кодекс
поведения
»
БРИКС
(
А
.
В
.
Виноградов
,
д
.
п
.
н
.,
Институт
Дальнего
Востока
РАН
)
188
4
2.4.
БРИКС
:
формы
и
методы
институциализации
(
выбор
направления
развития
на
основе
анализа
сходных
действующих
структур
).
Информационное
обеспечение
БРИКС
(
К
.
М
.
Беликова
,
д
.
ю
.
н
.,
Российский
Университет
дружбы
народов
)
197
III.
БРИКС
И
РЕФОРМИРОВАНИЕ
МЕЖДУНАРОДНОЙ
ФИНАНСОВО
-
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
АРХИТЕКТУРЫ
В
ИНТЕРЕСАХ
Р
ОССИИ
222
3.1.
Роль
стран
БРИКС
в
реформировании
мировой
валютно
-
финансовой
системы
(
М
.
Ю
.
Головнин
,
д
.
э
.
н
.,
Институт
экономики
РАН
)
222
3.2.
Возможности
сотрудничества
в
БРИКС
для
формирования
решений
БРИКС
и
«
двадцатки
»
по
ключевым
направлениям
реформы
международной
финансово
-
экономической
архитектуры
в
интересах
России
(
М
.
В
.
Ларионова
,
д
.
п
.
н
.,
Институт
международных
организаций
и
международного
сотрудничества
НИУ
ВШЭ
;
Н
.
А
.
Медушевский
,
НИУ
Высшая
Школа
Экономики
;
М
.
Р
.
Рахмангулов
,
НИУ
Высшая
Школа
Экономики
;
А
.
Г
.
Сахаров
,
НИУ
Высшая
Школа
Экономики
;
А
.
В
.
Шелепов
,
НИУ
Высшая
Школа
Экономики
)
245
3.3.
Возможности
использования
национальных
валют
и
политика
национальных
банков
(
И
.
З
.
Ярыгина
,
д
.
э
.
н
.,
Финансовая
Академия
)
249
3.4.
Взаимодействие
в
инвестиционной
сфере
(
Л
.
М
.
Григорьев
,
к
.
э
.
н
.,
Аналитический
центр
при
Правительстве
РФ
;
А
.
К
.
Морозкина
,
Экономическая
Экспертная
группа
)
266
3.5.
Банк
развития
(
Л
.
М
.
Григорьев
,
к
.
э
.
н
.,
Аналитический
центр
при
Правительстве
РФ
;
А
.
К
.
Морозкина
,
Экономическая
Экспертная
группа
)
273
3.6.
Реформирование
мировой
финансовой
архитектуры
(
Л
.
М
.
Григорьев
,
к
.
э
.
н
.,
Аналитический
центр
при
Правительстве
РФ
;
А
.
К
.
Морозкина
,
Экономическая
Экспертная
группа
)
287
IV.
В
ОЗМОЖНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПОТРЕБНОСТЕЙ
МОДЕРНИЗАЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ
Р
ОССИИ
ЧЕРЕЗ
СОТРУДНИЧЕСТВО
С
ПАРТНЕРАМИ
ПО
БРИКС
302
4.1.
Возможности
экономического
сотрудничества
в
рамках
БРИКС
(
В
.
П
.
Оболенский
,
д
.
э
.
н
.,
Институт
экономики
РАН
;
О
.
О
.
Комолов
,
Институт
экономики
РАН
)
302
4.2.
Сотрудничество
со
странами
БРИКС
в
интересах
модернизации
российской
экономики
(
Г
.
А
.
Власкин
,
к
.
э
.
н
.,
Институт
экономики
РАН
;
С
.
П
.
Глинкина
,
Институт
экономики
РАН
;
Е
.
Б
.
Ленчук
,
Институт
экономики
РАН
)
312
5
4.3.
БРИКС
и
передовые
технологии
:
перспективы
сотрудничества
и
интересы
России
(
В
.
А
.
Орлов
,
ПИР
-
Центр
)
352
4.4.
Перспективы
сотрудничества
стран
БРИКС
в
области
«
зеленой
экономики
»
в
интересах
устойчивого
развития
России
(
Понизова
О
.
А
.,
Аверченков
А
.
А
.,
Киселев
С
.
В
.,
Козельцев
М
.
Л
.,
Сперанская
О
.
А
.,
И
.
В
.
Ушаков
,
к
.
э
.
н
.,
Институт
Дальнего
Востока
РАН
;
Честных
О
.
В
.)
362
4.5.
Укрепление
международно
-
политических
позиций
России
в
контексте
экологической
дипломатии
в
рамках
БРИКС
и
китайский
фактор
(
И
.
В
.
Ушаков
,
к
.
э
.
н
.,
Институт
Дальнего
Востока
РАН
)
402
4.6.
Страны
БРИКС
и
межцивилизационный
диалог
(
Н
.
Н
.
Михайлов
,
Фонд
«
Русский
мир
»)
409
6
ПРЕДИСЛОВИЕ
Институты
глобального
управления
и
международного
со
-
трудничества
,
сформировавшиеся
после
Второй
мировой
войны
,
испытывают
кризис
легитимности
.
Однако
альтернативы
,
способ
-
ной
их
заменить
,
на
глобальном
уровне
пока
не
существует
.
По
-
требность
в
более
справедливом
международном
регулировании
способствует
образованию
и
развитию
альтернативных
инстру
-
ментов
.
Одним
из
них
может
стать
БРИКС
.
И
сегодня
формируют
-
ся
новые
основы
глобального
управления
:
не
вызывает
сомнения
тот
факт
,
что
будущее
–
за
многополярным
миром
.
Противоречия
между
блоками
и
основными
игроками
,
кото
-
рые
становятся
всё
более
заметными
в
таких
вопросах
как
между
-
народные
финансы
,
торговля
,
сырьевые
ресурсы
затрудняют
как
ускоренное
развитие
восходящих
держав
,
так
и
продолжения
ста
-
бильного
процветания
Запада
.
Россия
выступила
инициатором
превращения
БРИКС
из
«
инвестиционной
аббревиатуры
»
в
союз
реформаторов
междуна
-
родных
отношений
.
Интеллектуальное
лидерство
надо
подтвер
-
ждать
.
Именно
поэтому
созданный
для
координации
исследований
и
сотрудничества
с
зарубежными
партнерами
по
БРИКС
Нацио
-
нальный
комитет
по
исследованию
БРИКС
сразу
после
начала
своей
работы
предпринял
попытку
обобщить
стратегические
идеи
отечественных
специалистов
по
поводу
будущих
путей
развития
БРИКС
.
Первые
итоги
этой
работы
перед
Вами
.
В
сборнике
научных
трудов
«
Стратегия
России
в
БРИКС
:
цели
и
инструменты
»
представлены
работы
ведущих
российских
исследователей
,
занимающихся
проблематикой
БРИКС
.
Подробно
анализируются
основные
вызовы
для
БРИКС
–
такие
как
глобаль
-
ная
роль
стран
-
участниц
и
совместимость
национальных
интере
-
сов
,
сотрудничество
в
обеспечении
международной
безопасности
,
становлении
новой
системы
глобального
управления
,
и
реформи
-
7
рование
международной
финансово
-
экономической
архитектуры
.
Исследуются
особенности
российских
национальных
интересов
в
объединении
и
возможности
модернизационного
развития
,
кото
-
рые
предоставляет
нашей
стране
сотрудничество
с
партнёрами
по
БРИКС
.
Научное
исследование
такого
масштаба
как
«
Стратегия
Рос
-
сии
в
БРИКС
:
цели
и
инструменты
»
издаётся
впервые
.
В
сборнике
представлены
статьи
двадцати
двух
авторов
и
авторских
коллекти
-
вов
из
ключевых
экспертных
центров
–
Института
экономики
РАН
,
Института
Дальнего
Востока
РАН
,
Института
Латинской
Америки
РАН
,
Института
Африки
РАН
,
Института
востоковеде
-
ния
РАН
,
Аналитического
центра
при
Правительстве
РФ
,
Финан
-
совой
академии
,
ПИР
-
Центра
,
МГИМО
(
У
)
МИД
РФ
,
Российского
университета
дружбы
народов
,
фонда
«
Русский
мир
»,
независи
-
мых
экспертов
.
Синергетический
эффект
,
достигнутый
при
соединении
под
одной
обложкой
специалистов
по
глобальным
проблемам
и
регио
-
новедов
,
должен
быть
оценен
как
академическими
исследователя
-
ми
,
так
и
специалистами
-
практиками
.
Сборник
адресован
,
кроме
того
,
молодым
учёным
,
преподавателям
и
студентам
,
которые
за
-
нимаются
вопросами
БРИКС
,
изучением
роли
БРИКС
в
мировой
политике
,
экономке
,
торговле
,
международных
отношениях
.
От
имени
редакционной
коллегии
благодарю
всех
коллег
,
принявших
участие
в
сборнике
,
и
желаю
дальнейших
успехов
в
изучении
вопросов
становления
и
развития
БРИКС
и
роли
России
в
этом
объединении
.
Выражаю
особую
благодарность
за
консуль
-
тационную
помощь
в
подготовке
сборника
Послу
по
особым
по
-
ручениям
МИД
РФ
В
.
Б
.
Лукову
и
члену
-
корреспонденту
РАН
В
.
М
.
Давыдову
.
Декан
факультета
государственного
управления
МГУ
,
Председатель
Правления
НП
НКИ
БРИКС
доктор
исторических
наук
,
Никонов
Вячеслав
Алексеевич
8
I.
БРИКС
:
ГЛОБАЛЬНАЯ
РОЛЬ
И
СОВМЕСТИМОСТЬ
НАЦИОНАЛЬНЫХ
ИНТЕРЕСОВ
1.1.
ДИАЛОГОВЫЙ
ФОРМАТ
БРИКС
И
ЕГО
РОЛЬ
В
СТАНОВЛЕНИИ
МНОГОПОЛЯРНОГО
МИРА
А
.
В
.
Виноградов
,
д
.
п
.
н
.,
Институт
Дальнего
Востока
РАН
У
БРИКС
очень
короткая
история
,
объединение
еще
ищет
свое
место
в
мире
,
не
только
в
системе
международных
отношений
,
но
и
в
социальной
,
экономической
и
политиче
-
ской
сферах
.
Появление
БРИКС
было
вызвано
глубокими
изменениями
в
международной
обстановке
,
но
перспективы
его
развития
в
значительной
степени
зависят
от
его
природы
.
Понять
природу
и
определить
миссию
БРИКС
–
главная
за
-
дача
,
которая
стоит
перед
экспертным
сообществом
и
поли
-
тиками
наших
стран
.
Очевидно
,
что
в
отличие
от
другого
диалогового
фор
-
мата
– G7 –
страны
БРИКС
представляют
не
только
разные
социально
-
экономические
модели
,
но
и
разные
цивилизации
.
Именно
цивилизации
являются
основными
субъектами
исто
-
рического
развития
,
потому
что
они
существуют
дольше
других
социальных
субъектов
,
а
их
влияние
на
мировой
ис
-
торический
процесс
неизмеримо
больше
.
Они
также
облада
-
ют
самой
высокой
в
истории
степенью
идентичности
.
На
протяжении
тысячелетий
цивилизации
имели
локальный
ста
-
тус
,
развивались
большей
частью
изолированно
,
внося
свой
,
индивидуальный
вклад
в
общую
историю
человечества
.
Гло
-
9
бализация
привела
их
в
соприкосновение
и
наделила
новыми
функциями
,
превратив
их
еще
и
в
главных
субъектов
между
-
народных
отношений
.
Неравномерность
развития
,
которая
раньше
была
скрыта
их
изолированным
положением
,
стала
фундаментом
их
взаимоотношений
и
позволила
одних
отно
-
сить
к
мировому
центру
,
в
котором
была
сосредоточена
вся
значимая
для
мира
история
,
а
других
к
периферии
,
которая
была
предназначена
только
для
того
,
чтобы
воспринимать
импульсы
транслируемые
мировым
центром
.
В
такой
конфи
-
гурации
отношений
неравномерность
стала
основанием
для
неравноправности
,
удовлетворив
естественное
желание
бо
-
лее
сильных
управлять
и
эксплуатировать
более
слабых
.
Длительное
время
протест
периферии
не
имел
необходимых
инструментов
и
форм
для
убедительного
ответа
.
Но
посте
-
пенно
ситуация
претерпевала
изменения
.
И
тогда
на
разви
-
той
стадии
глобализации
стал
виден
недостаток
и
слабость
механизмов
регулирования
отношений
между
ними
.
Воспол
-
нение
их
дефицита
и
разработка
принципов
межцивилизаци
-
онного
взаимодействия
превратилось
в
одну
из
центральных
задач
современности
.
До
сих
пор
в
основе
международных
отношений
лежат
принципы
отношений
между
европейскими
государствами
,
которые
распространились
на
остальной
мир
только
благо
-
даря
материально
-
техническому
превосходству
Запада
.
Но
модель
отношений
внутри
одной
цивилизации
неизбежно
имеет
ограничения
.
Более
того
,
она
не
является
единственно
возможной
.
На
другом
конце
Земли
,
в
Восточной
Азии
в
конфуцианском
культурном
ареале
существовала
своя
сис
-
тема
международных
отношений
,
вполне
удовлетворительно
решавшая
стоявшие
перед
ней
аналогичные
задачи
,
но
кото
-
рая
так
и
не
вышла
за
рамки
региона
и
осталась
достоянием
истории
.
Сейчас
,
когда
социально
-
экономические
модели
за
пределами
Евро
-
Атлантики
доказали
свою
эффективность
,
а
действующая
Вестфальская
система
международных
отно
-
шений
переживает
глубокий
кризис
даже
в
Европе
,
созрели
10
предпосылки
для
формирования
новой
системы
междуна
-
родных
отношений
.
Создание
БРИКС
отразило
эти
2
тенден
-
ции
–
увеличение
роли
новых
субъектов
в
мировых
делах
и
кризис
системы
международных
отношений
–
и
,
безусловно
,
стало
значительным
шагом
в
направлении
формирования
но
-
вых
принципов
мирового
порядка
.
В
чем
отличие
межцивилизационных
отношений
от
межгосударственных
?
Прежде
всего
,
в
масштабе
социально
-
экономической
,
исторической
и
культурной
идентичности
участников
.
У
цивилизаций
значительно
больше
мера
ответ
-
ственности
в
регионе
,
мире
и
перед
историей
,
чем
у
других
социальных
субъектов
,
в
т
.
ч
.
государств
.
Именно
они
обес
-
печивают
непрерывность
истории
человечества
и
задают
ос
-
новные
направления
его
развития
,
определяя
пространство
его
возможной
эволюции
.
Отношения
между
ними
должны
учитывать
этот
особый
статус
,
при
котором
ни
одна
часть
суверенитета
не
передается
и
не
может
быть
передана
другой
цивилизации
,
за
исключением
жизненно
важных
для
всего
человечества
ситуаций
,
потому
что
историческая
ответст
-
венность
цивилизации
значительно
выше
политической
от
-
ветственности
,
свойственной
государствам
.
Это
совмещение
исторического
и
политического
статуса
предполагает
очень
высокую
степень
свободы
и
независимости
,
но
и
высочай
-
шую
степень
ответственности
.
Характерной
чертой
действующей
системы
междуна
-
родных
отношений
является
добровольное
ограничение
су
-
веренитета
в
разных
формах
через
принятие
международных
обязательств
,
что
закрепляется
международными
договорами
и
предусматривает
равную
или
пропорциональную
ответст
-
венность
.
В
сложившейся
первоначально
в
Европе
Вестфаль
-
ской
системе
оно
было
подчинено
высокой
цели
–
целостно
-
сти
и
благополучию
европейской
цивилизации
.
Но
в
совре
-
менном
мире
существует
и
несколько
форм
ограничения
обязательств
во
имя
неделимости
суверенитета
.
Например
,
статус
постоянных
членов
СБ
ООН
,
отвечающих
за
глобаль
-