ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2625
Скачиваний: 1
411
-
наличие
социальной
стратификации
,
иерархии
,
доми
-
нирование
интересов
социума
над
интересами
семьи
и
инди
-
вида
;
-
гармоничное
взаимодействие
социума
и
природы
(
среды
обитания
);
-
наличие
языка
как
основного
носителя
и
ретранслято
-
ра
культуры
.
Совершенно
иной
выглядит
ситуация
с
определением
понятия
цивилизации
,
стоит
представить
ее
как
нечто
общее
по
отношению
к
культурному
частному
или
как
нечто
каче
-
ственно
более
высокое
и
сложное
.
Под
цивилизацией
здесь
и
далее
мы
будем
понимать
некую
традиционную
долгоживу
-
щую
(
тысячелетнюю
)
духовную
среду
,
охватывающую
неко
-
торое
число
наций
,
где
каждая
национальная
культура
явля
-
ется
лишь
частной
формой
целого
,
а
также
некую
уникаль
-
ную
комбинацию
традиций
,
государственности
,
обществен
-
ных
структур
и
культуры
.
Вслед
за
Н
.
Я
.
Данилевским
1
,
А
.
Тойнби
,
Ф
.
Броделем
и
другими
постараемся
дать
собст
-
венное
определение
ныне
существующим
,
традиционным
цивилизациям
,
основываясь
на
их
фундаментальных
,
рели
-
гиозных
,
этносоциологических
и
этнокультурных
особенно
-
стях
.
1.
Китайская
цивилизация
–
восточноазиатский
ци
-
вилизационный
комплекс
,
образованный
на
основе
субстрата
ханьского
анимизма
,
шаманизма
,
культа
предков
(
даосизма
),
почитания
богов
как
земных
«
императоров
»
и
ряда
смежных
локальных
традиций
(
корейской
,
японской
,
вьетнамской
,
кхмерской
,
лаосской
,
в
какой
-
то
мере
–
монгольской
),
с
од
-
ной
стороны
,
и
суперстрата
учений
конфуцианства
и
буд
-
дизма
,
с
другой
,
и
оформившийся
к
настоящему
времени
в
1
Н
.
Я
.
Данилевский
–
русский
мыслитель
,
автор
книги
"
Россия
и
Европа
:
Взгляд
на
культурно
-
исторические
и
политические
отношения
славян
-
ского
мира
к
германо
-
романскому
", 1869
г
.
412
целом
нерелигиозное
социально
-
этическое
,
культовое
не
-
оконфуцианство
.
Высшие
цели
и
ценности
:
коллективизм
1
,
семействен
-
ность
,
патернализм
;
достоинство
;
нравственное
совершенст
-
вование
личности
в
гармонии
с
природой
,
миролюбие
;
прак
-
тичность
,
упорство
;
соблюдение
установленных
традиций
и
канонов
,
уважение
к
социальной
иерархии
,
почитание
предков
,
патриотизм
,
чувство
долга
,
социальная
справед
-
ливость
.
Доминирующие
установки
:
мир
как
материальный
,
гармоничный
баланс
противоположностей
,
где
различия
от
-
носительны
,
мир
как
изначально
совершенная
гармония
Неба
и
Человека
2
.
Отсюда
необходимость
поиска
гармонии
в
себе
по
аналогии
с
гармонией
в
природе
3
,
которая
является
источ
-
ником
творческого
начала
в
человеке
.
Труд
без
помыслов
о
почестях
,
наградах
и
чинах
.
Восприятие
социума
как
«
боль
-
шой
семьи
»
4
,
где
интересы
личности
подчинены
интересам
семьи
,
интересы
семьи
–
интересам
клана
,
интересы
клана
–
интересам
государства
.
Приобщенность
к
семейному
клану
,
коллективу
,
обществу
,
сплоченность
на
основе
четкого
рас
-
пределения
мест
и
ролей
.
Особенности
психотипа
:
стремление
к
самосовершен
-
ствованию
,
боязнь
«
потерять
лицо
»,
энергичность
,
предпри
-
имчивость
,
целеустремленность
,
упорство
5
,
неприхотли
-
вость
,
умеренность
,
приспособляемость
,
умение
наслаждать
-
1
Артель
и
богатыря
повалит
(
китайская
поговорка
).
2
Бедный
не
отходит
от
гадателя
,
богатый
не
расстается
с
лекарством
(
ки
-
тайская
поговорка
).
3
В
медовых
словах
всегда
горечь
найдется
.
В
небе
тощ
орел
,
на
земле
беден
бобыль
.
Доброму
человеку
и
небо
помогает
(
китайские
поговорки
).
4
Дома
опирайся
на
родителей
,
вышел
за
ворота
–
опирайся
на
друзей
.
Единодушие
и
гору
своротит
,
и
море
осушит
(
китайские
поговорки
).
5
Была
бы
твердая
воля
–
и
гора
превратится
в
поле
(
китайская
поговор
-
ка
).
413
ся
жизнью
и
довольствоваться
малым
1
,
тяга
к
рациональной
простоте
в
жизни
и
деятельности
,
гостеприимство
,
преду
-
предительность
,
сочувствие
и
сопереживание
,
скромность
2
.
2.
Индуистская
цивилизация
–
южноазиатский
циви
-
лизационный
комплекс
,
образованный
на
основе
индоарий
-
ского
ведическо
-
брахманического
политеизма
,
и
оформив
-
шийся
к
настоящему
времени
в
эпический
,
плюралистиче
-
ский
политеизм
«
закона
индусов
» (
хинду
дхарма
)
с
некото
-
рыми
тенденциями
к
пантеизму
и
мессианству
.
Высшие
цели
и
ценности
:
освобождение
от
цепей
зако
-
на
кармы
(
трансмиграции
душ
)
и
слияние
с
Абсолютом
(
Брахманом
);
следование
должному
(
дхарме
) –
стремление
к
добру
,
истине
,
праведности
,
добродетели
,
добросовестности
,;
патриотизм
,
неприятие
насилия
и
стяжательства
3
.
Доминирующие
установки
:
мир
как
проекция
вечной
,
неизменной
и
абсолютно
гармоничной
Высшей
Реальности
.
Земная
жизнь
с
ее
обязанностями
как
необходимое
условие
подготовки
души
к
последующим
,
более
высоким
уровням
развития
,
вплоть
до
слияния
с
Высшим
Духом
(
Брахманом
)
4
;
веротерпимость
,
установка
на
борьбу
с
эгоизмом
5
,
воспри
-
ятие
социума
как
данной
свыше
незыблемой
иерархической
(
сословно
-
кастовой
,
надэтнической
)
системы
,
полностью
со
-
ответствующей
смыслу
земного
существования
;
устремлен
-
1
Есть
дом
–
живет
в
тысяче
комнат
,
нет
дома
–
проживет
и
в
углу
(
китай
-
ская
поговорка
).
2
Есть
ты
–
ничего
не
прибавилось
,
нет
тебя
–
ничего
не
убыло
(
китайская
поговорка
).
3
Махабхарата
: "
Два
слова
обозначают
свободу
и
рабство
.
Это
слова
"
не
мое
"
и
"
мое
".
Через
осознание
"
моего
"
живое
существо
попадает
в
рабст
-
во
,
и
через
осознание
"
не
–
моего
"
освобождается
".
4
«
Бог
дела
творит
,
а
человек
за
них
отвечает
» (
индийская
поговорка
).
5
Махопанишад
: "
Бедствия
происходят
из
-
за
влияния
эго
,
страдания
–
из
-
за
эго
,
желания
–
из
-
за
покорности
эго
,
нет
более
великого
врага
,
чем
эго
".
414
ность
к
поддержанию
гармонии
на
всех
уровнях
социальной
организации
:
следование
нормам
и
правилам
,
установлен
-
ным
для
варн
и
каст
;
труд
как
непреходящая
обязанность
;
1
следование
принципу
: «
приятное
для
себя
» (
кама
)
и
полез
-
ное
для
семьи
и
общины
(
артха
),
почтение
предков
и
уваже
-
ние
к
старшим
,
целомудрие
,
супружеская
верность
.
Особенности
психотипа
:
пассивная
добросовестность
,
мудрое
спокойствие
,
религиозность
,
созерцательность
,
внут
-
реннее
достоинство
,
дисциплинированность
и
ответствен
-
ность
,
рассудительность
,
любознательность
;,
доброжела
-
тельность
,
дружелюбие
2
,
приветливость
,
отзывчивость
;
взаимовыручка
,
непротиворечивость
,
терпеливость
,
безыни
-
циативность
,
неторопливость
,
умеренность
3
.
3.
Русская
(
православная
)
цивилизация
–
северный
евроазийский
цивилизационный
комплекс
,
образованный
на
основе
суперстрата
византийской
христианской
ортодоксии
и
субстрата
восточнославянского
анимизма
,
многобожия
и
угро
-
финского
шаманизма
,
с
небольшим
влиянием
поволж
-
ского
(
тюркского
)
ислама
и
уральско
-
алтайского
шаманизма
,
и
оформившийся
к
настоящему
времени
в
православно
-
исламский
симбиоз
с
некоторым
влиянием
социал
-
дарви
-
нистского
«
научного
»
атеизма
.
Высшие
цели
и
ценности
: «
жить
по
Правде
и
по
совес
-
ти
»
4
,
Родина
,
Судьба
,
Отечество
,
смирение
,
боголюбие
и
бо
-
гобоязнь
,
вера
в
высшую
справедливость
,
служение
Христу
;
восприятие
автократии
с
ее
властной
иерархией
как
естест
-
венной
социально
-
политической
необходимости
;
Бог
как
аб
-
1
«
Быстро
сделанная
работа
хорошей
не
бывает
» (
индийская
поговорка
).
2
«
Друг
проверяется
бедой
,
герой
–
сражением
.
Честность
–
долгами
»
(
индийская
поговорка
).
3
«
Щепотка
сандала
лучше
телеги
дров
», «
Расплатиться
с
долгами
–
все
равно
,
что
разбогатеть
» (
индийские
поговорки
).
4
«
Мы
на
совести
сделались
», «
Глаза
–
мера
,
душа
–
вера
,
совесть
–
пору
-
ка
» (
русские
поговорки
).
415
солютная
разумная
и
всемогущая
сущность
,
как
всесовер
-
шенная
благодать
и
любовь
,
как
объединяющая
,
роднящая
людей
сила
,
как
источник
человеческого
счастья
;
спасение
души
и
достижение
блаженства
в
Царстве
Небесном
.
Доминирующие
установки
:
мир
как
арена
,
где
борются
добро
и
зло
1
,
где
происходит
самореализация
человека
через
любовь
2
;
восприятие
социума
как
открытой
,
наднациональ
-
ной
русской
православной
общины
вкупе
с
иноверцами
;
стремление
к
упорядочению
социального
бытия
(
патриар
-
хальность
),
потребность
внешнего
контроля
наряду
со
стремлением
к
самостоятельности
;
групповая
солидарность
и
взаимовыручка
.
Особенности
психотипа
:
совестливость
по
отношению
к
окружающим
,
стремление
к
всеобщей
справедливости
,
ра
-
венству
и
поведенческому
совершенствованию
,
неприятие
жесткой
регламентации
,
переходящее
в
презрение
к
закону
,
беспечность
,
расхлябанность
;
слабость
конкурентных
уста
-
новок
,
отсутствие
склонности
к
эксплуатации
кого
-
либо
,
безразличие
к
интриганству
,
осуждение
рвачества
и
богатст
-
ва
;
жертвенность
,
неприхотливость
,
стойкость
в
страданиях
,
любовь
и
сострадание
к
ближним
,
доверчивость
,
подвержен
-
ность
отрицательным
влияниям
.
4.
Исламская
цивилизация
–
северо
-
африканский
,
ближне
-,
средне
-
и
юго
-
восточный
цивилизационный
ком
-
плекс
,
образованный
на
основе
конгломерата
проповеди
пророка
Мохаммеда
(«
Нет
божества
кроме
Аллаха
,
и
Мо
-
хаммед
—
пророк
Его
»)
с
восточно
-
семитским
(
арабским
)
доисламским
многобожием
,
ветхозаветным
монотеизмом
и
ранним
христианством
и
оформившийся
к
настоящему
вре
-
1
«
Бог
дал
родню
,
а
чёрт
вражду
» (
русская
поговорка
).
2
«
Кого
любишь
,
того
сам
даришь
;
а
не
любишь
,
и
от
него
не
примешь
»
(
русская
поговорка
).
416
мени
в
религиозно
-
политическую
систему
«
покорности
» (
ис
-
лам
)
и
«
закона
» (
шариат
).
Высшие
цели
и
ценности
:
вера
в
единого
Бога
и
ревно
-
стное
его
почитание
,
стремление
к
гармонии
сотрудничества
и
взаимопомощи
в
рамках
«
добродетельного
града
»;
необхо
-
димость
непримиримой
борьбы
с
неверными
,
нравственное
очищение
и
совершенствование
,
терпение
и
стойкость
на
пу
-
ти
к
нему
;
верность
,
справедливость
,
умеренность
,
благора
-
зумие
,
сострадание
.
Доминирующие
установки
:
мир
как
антитеза
«
земли
ислама
» (
дар
-
аль
-
ислам
) «
земле
войны
» (
дар
-
аль
-
харб
),
в
со
-
временных
условиях
–
секуляризованному
«
западному
»
ми
-
ру
.
Необходимость
«
реисламизации
»
мира
с
целью
утвер
-
ждения
в
нем
исламского
закона
и
порядка
1
.
Восприятие
со
-
циума
как
архипелага
родовых
единоверческих
общин
(
ум
-
ма
)
в
океане
ислама
;
восприятие
труда
как
повинности
2
;
при
-
ятие
насилия
,
рабства
и
двойной
морали
.
Особенности
психотипа
:
выраженное
чувство
достоин
-
ства
и
родовой
ответственности
,
благочестивость
,
высокоме
-
рие
высших
слоев
и
подобострастие
низших
3
,
мстительность
,
бессовестность
в
плане
принятия
собственной
вины
;
стара
-
тельность
,
терпеливость
,
неприхотливость
4
,
умеренность
,
любознательность
,
быстрая
приспособляемость
к
новым
ус
-
ловиям
,
жизнелюбие
;
общительность
,
беспечность
,
впечат
-
лительность
,
несдержанность
,
импульсивность
;
образность
мышления
и
выражения
,
восприятие
языка
как
украшения
мысли
,
склонность
к
гиперболизации
.
1
Мышь
приняла
ислам
,
но
число
мусульман
не
увеличилось
,
а
число
христиан
не
уменьшилось
(
арабская
поговорка
)
2
Общайтесь
как
братья
,
работайте
как
чужие
(
арабская
поговорка
).
3
Если
стал
наковальней
–
терпи
,
если
стал
молотом
–
бей
(
арабская
пого
-
ворка
).
4
«
Будет
рад
тот
,
кто
доволен
тем
,
что
имеет
» (
арабская
поговорка
).
417
Дополнить
современную
экспозицию
мирового
циви
-
лизационного
разнообразия
позволяют
рассуждения
М
.
Мел
-
ко
,
С
.
Хантингтона
(«
Столкновение
цивилизаций
», 1993)
и
других
по
поводу
существования
японской
,
африканской
,
латиноамериканской
и
западной
цивилизаций
.
Не
вдаваясь
в
полемику
относительно
аутентичности
японской
и
африкан
-
ской
цивилизаций
,
о
первой
из
которых
с
нашей
точки
зре
-
ния
еще
очень
рано
говорить
как
о
независимой
от
китайской
(«
синской
»
по
определению
С
.
Хантингтона
)
1
,
а
о
второй
–
вообще
безосновательно
,
обратимся
непосредственно
к
ге
-
неалогии
двух
последних
–
латиноамериканской
и
западной
.
Если
считать
первую
из
них
«
субцивилизацией
»,
все
более
удаляющейся
от
некоей
виртуальной
«
западноевропейской
цивилизации
»,
то
немедленно
возникает
вопрос
о
«
цивили
-
зационности
»
так
называемого
Запада
.
В
период
«
нового
времени
»
христианство
на
Западе
по
-
лучило
три
отличные
формы
существования
2
:
евразийскую
русскую
православную
цивилизацию
,
иберо
-
латиноамери
-
канскую
субцивилизацию
и
некое
североатлантическое
но
-
вообразование
,
которое
С
.
Хантингтон
определил
как
«
уни
-
версальную
цивилизацию
»
3
.
Потакая
тщеславию
англосак
-
сов
,
попробуем
дать
ей
«
цивилизационное
»
определение
в
изначально
принятом
нами
формате
:
1
Лексический
состав
японского
языка
почти
наполовину
–
китайского
происхождения
.
Лишь
34%
в
нем
составляет
собственно
японская
лек
-
сика
.
2
По
Данилевскому
каждый
культурно
-
исторический
тип
,
т
.
е
.
цивилиза
-
ция
,
переживает
три
периода
своего
становления
:
этнографический
,
го
-
сударственный
(
исторический
)
и
цивилизационный
(
культурный
).
3
«
Западная
цивилизация
предстает
в
истории
как
настоящая
аномалия
:
из
всех
более
или
менее
нам
известных
,
эта
цивилизация
является
единст
-
венной
,
развивавшейся
в
чисто
материальном
направлении
…
Но
самое
необычное
,
может
быть
,
это
претензия
сделать
из
этой
ненормальной
цивилизации
образец
любой
Цивилизации
,
рассматривать
ее
как
«
циви
-
лизацию
»
по
преимуществу
…».
Рене
Генон
, «
Восток
и
Запад
».
418
«
Запад
»
–
североатлантический
парацивилизационный
комплекс
,
образованный
на
основе
суперстрата
доктрины
«
материалистического
теизма
» (
неоплатонизма
,
герметиче
-
ской
философии
,
каббализма
,
гностицизма
,
оккультизма
,
стоицизма
,
натурфилософии
)
европейского
масонства
и
суб
-
страта
германского
протестантизма
,
еврейского
талмудизма
,
отчасти
романского
католицизма
,
и
оформившийся
к
на
-
стоящему
времени
в
причудливую
амальгаму
шовинистиче
-
ского
социал
-
дарвинистского
атеизма
,
миссионерского
соци
-
ального
протестантизма
,
сионизма
и
широкого
спектра
сек
-
тантства
от
парахристианского
до
сатанинского
с
четкой
ориентацией
на
глобальное
доминирование
и
тоталитаризм
.
Высшие
цели
и
ценности
:
преобладает
эгоцентрически
ориентированная
система
ценностей
–
склонность
к
эксплуа
-
тации
,
манипулированию
,
обману
и
присвоению
чужого
;
устремленность
к
материальному
достатку
,
богатству
,
власти
как
цели
активной
самодеятельности
;
индивидуальное
(
редко
семейное
)
мирское
благополучие
и
комфорт
(«
качество
жиз
-
ни
», “Don’t Worry – Be Happy”, “Relax and Enjoy”),
самоцен
-
ность
денежного
капитала
как
символа
богоугодности
лич
-
ности
;
религиозная
(«
свобода
совести
»)
и
индивидуальная
свобода
1
,
бессовестность
2
,
абстракция
свободы
и
демокра
-
тии
.
Доминирующие
установки
:
мир
как
материальный
объ
-
ект
освоения
,
эксплуатации
,
колонизации
и
произвольного
«
улучшения
»,
как
источник
исключительно
материальных
1
«
Дайте
мне
поэтому
свободу
знать
,
свободу
выражать
свои
мысли
,
а
самое
главное
—
свободу
судить
по
своей
совести
»,
Джон
Мильтон
.
«
У
нас
теперь
поистине
царство
свободы
–
всеобщей
ни
–
к
–
чему
–
не
–
привязанности
,
никому
–
не
–
обязанности
,
ни
–
во
–
что
–
не
–
верия
…»,
Ж
.
Бодрийяр
.
2
«
Я
в
души
Совесть
им
вселю
, –
Вождя
и
Судию
.
Кто
внемлет
ей
,
от
све
-
та
к
свету
следуя
,
стремясь
к
заветной
цели
,
тот
себя
спасет
».
Джон
Мильтон
.
419
благ
с
одновременным
антагонизмом
и
пренебрежением
к
нему
1
;
подсознательный
страх
перед
возмездием
за
свои
зем
-
ные
деяния
,
подчинение
высшей
силе
как
карающему
судье
и
грозному
властителю
2
;
восприятие
социума
как
дихотомии
целеустремленной
корпорации
технократов
«
среднего
клас
-
са
»
и
пассивной
,
аморфной
атомистической
«
массы
».
Общая
установка
на
борьбу
,
состязательность
и
соперничество
.
Особенности
психотипа
:
расчетливость
,
беспринцип
-
ность
,
цинизм
,
склонность
к
компромиссам
,
деловитость
,
ор
-
ганизованность
,
дисциплинированность
,
законнопослуш
-
ность
;
моральный
эгоизм
и
нигилизм
,
стремление
к
преуспе
-
ванию
,
торопливость
,
нечестность
,
интриганство
,
коварство
,
вспыльчивость
;
самолюбие
,
надменность
,
острое
ощущение
собственной
исключительности
,
избранности
3
,
морального
превосходства
;
приспособляемость
,
изобретательность
,
предприимчивость
,
инициативность
,
самостоятельность
,
на
-
пористость
,
азартность
;
амбивалентность
приветливости
и
замкнутости
,
отчужденности
и
участливости
,
простоты
и
снобизма
.
СТРАНЫ
БРИКС
КАК
ТРАДИОННЫЕ
ЦИВИЛИЗАЦИИ
В
данном
контексте
страны
БРИКС
оказываются
глав
-
ными
представителями
всех
традиционных
цивилизаций
,
за
исключением
ЮАР
,
представлять
которой
собственно
нече
-
го
.
Вместе
с
тем
,
если
Китай
,
Индия
и
Россия
(
до
недавнего
времени
СССР
)
в
целом
эквивалентны
соответствующим
ци
-
вилизационным
комплексам
,
то
Бразилия
являет
собой
пусть
и
существенную
,
но
все
же
часть
,
формирующейся
латино
-
1
И
.
В
.
Мичурин
: «
Мы
не
можем
ждать
милостей
от
природы
,
взять
их
у
нее
–
наша
задача
».
2
«
К
Добру
стремиться
мы
не
станем
с
этих
пор
,
Мы
будем
счастливы
,
творя
лишь
Зло
» (
Джон
Мильтон
).
3
Уже
Кальвин
в
ходе
дебатов
о
сущности
божественной
благодати
раз
-
делил
человечество
на
«
осужденных
»
и
«
избранных
».
420
американской
субцивилизации
.
Как
и
все
латиноамерикан
-
ские
страны
,
Бразилия
является
проекцией
иберийского
ка
-
толического
культурного
узла
,
но
в
отличие
от
«
белых
»
стран
так
называемого
«
южного
конуса
» (
Чили
,
Аргентина
,
Парагвай
,
Уругвай
)
или
преимущественно
индейской
Мек
-
сики
испытывает
на
себе
значительное
влияние
африканско
-
го
генотипа
.
Это
выражается
в
виде
широко
распространен
-
ного
афрокатолического
синкретизма
с
сохранением
отдель
-
ных
чисто
африканских
анимистических
(
шаманско
-
тотемических
)
традиций
.
Негры
,
мулаты
,
метисы
и
самбо
Бразилии
сегодня
составляют
половину
ее
170-
миллионного
населения
,
и
влияние
этого
этно
-
расово
-
культурного
компо
-
нента
продолжает
расти
.
По
этой
причине
вполне
естествен
-
ным
выглядит
начавшееся
в
последние
десятилетия
«
воз
-
вращение
»
Бразилии
в
Африку
.
Наряду
с
этим
в
этой
стране
,
как
и
в
Чили
и
ряде
других
стран
,
отмечается
ускоренный
рост
доли
протестантского
населения
(
сейчас
20%)
в
основ
-
ном
за
счет
католиков
,
доля
которых
всего
за
последние
два
-
дцать
лет
сократилась
с
93%
до
73%.
Учитывая
,
что
ее
расо
-
во
-
культурный
архетип
продублирован
в
Колумбии
,
Венесу
-
эле
и
странах
Карибского
бассейна
,
мы
можем
полагать
,
что
именно
в
этот
регион
и
будет
направлена
ближайшая
геопо
-
литическая
экспансия
Бразилии
.
Все
это
позволяет
вернуться
к
проблеме
цивилизацион
-
ности
,
начав
с
определения
основных
критериев
цивилиза
-
ционной
«
зрелости
»
вообще
и
для
стран
БРИК
,
в
частности
:
-
наличие
непрерывной
,
как
минимум
,
тысячелетней
духовной
традиции
в
виде
«
государственной
»
религии
,
за
парадоксальным
исключением
,
пожалуй
,
Китая
,
где
роль
ре
-
лигии
(
в
западном
смысле
)
в
значительной
мере
играет
древ
-
ний
культ
предков
и
даосизм
вкупе
с
этико
-
социальными
доктринами
конфуцианства
,
буддизма
,
а
в
последнее
пятиде
-
сятилетие
и
марксизма
,
и
маоизма
,
и
реформизма
Дэн
Сяо
-
пина
;