Файл: Strategia_Rossii_v_BRIKS_tseli_i_instrumenty.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2625

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

411

наличие

 

социальной

 

стратификации

иерархии

доми

-

нирование

 

интересов

 

социума

 

над

 

интересами

 

семьи

 

и

 

инди

-

вида

гармоничное

 

взаимодействие

 

социума

 

и

 

природы

 

(

среды

 

обитания

); 

наличие

 

языка

 

как

 

основного

 

носителя

 

и

 

ретранслято

-

ра

 

культуры

 

Совершенно

 

иной

 

выглядит

 

ситуация

 

с

 

определением

 

понятия

 

цивилизации

стоит

 

представить

 

ее

 

как

 

нечто

 

общее

 

по

 

отношению

 

к

 

культурному

 

частному

 

или

 

как

 

нечто

 

каче

-

ственно

 

более

 

высокое

 

и

 

сложное

Под

 

цивилизацией

 

здесь

 

и

 

далее

 

мы

 

будем

 

понимать

 

некую

 

традиционную

 

долгоживу

-

щую

 (

тысячелетнюю

духовную

 

среду

охватывающую

 

неко

-

торое

 

число

 

наций

где

 

каждая

 

национальная

 

культура

 

явля

-

ется

 

лишь

 

частной

 

формой

 

целого

а

 

также

 

некую

 

уникаль

-

ную

 

комбинацию

 

традиций

государственности

обществен

-

ных

 

структур

 

и

 

культуры

Вслед

 

за

 

Н

.

Я

Данилевским

1

,  

А

Тойнби

Ф

Броделем

 

и

 

другими

 

постараемся

 

дать

 

собст

-

венное

 

определение

 

ныне

 

существующим

традиционным

 

цивилизациям

основываясь

 

на

 

их

 

фундаментальных

рели

-

гиозных

этносоциологических

 

и

 

этнокультурных

 

особенно

-

стях

 

1. 

Китайская

 

цивилизация

 – 

восточноазиатский

 

ци

-

вилизационный

 

комплекс

образованный

 

на

 

основе

 

субстрата

 

ханьского

 

анимизма

шаманизма

культа

 

предков

 (

даосизма

), 

почитания

 

богов

 

как

 

земных

 «

императоров

» 

и

 

ряда

 

смежных

 

локальных

 

традиций

  (

корейской

японской

вьетнамской

кхмерской

лаосской

в

 

какой

-

то

 

мере

 – 

монгольской

), 

с

 

од

-

ной

 

стороны

и

 

суперстрата

 

учений

 

конфуцианства

 

и

 

буд

-

дизма

с

 

другой

и

 

оформившийся

 

к

 

настоящему

 

времени

 

в

 

                                                 

1

 

Н

.

Я

.

Данилевский

 – 

русский

 

мыслитель

автор

 

книги

 "

Россия

 

и

 

Европа

Взгляд

 

на

 

культурно

-

исторические

 

и

 

политические

 

отношения

 

славян

-

ского

 

мира

 

к

 

германо

-

романскому

", 1869 

г

 

412

целом

 

нерелигиозное

 

социально

-

этическое

культовое

 

не

-

оконфуцианство

Высшие

 

цели

 

и

 

ценности

коллективизм

1

семействен

-

ность

патернализм

достоинство

нравственное

 

совершенст

-

вование

 

личности

 

в

 

гармонии

 

с

 

природой

миролюбие

прак

-

тичность

упорство

соблюдение

 

установленных

 

традиций

  

и

 

канонов

уважение

 

к

 

социальной

 

иерархии

почитание

 

предков

патриотизм

чувство

 

долга

социальная

 

справед

-

ливость

Доминирующие

 

установки

мир

 

как

 

материальный

гармоничный

 

баланс

 

противоположностей

где

 

различия

 

от

-

носительны

мир

 

как

 

изначально

 

совершенная

 

гармония

 

Неба

 

и

 

Человека

2

Отсюда

 

необходимость

 

поиска

 

гармонии

 

в

 

себе

 

по

 

аналогии

 

с

 

гармонией

 

в

 

природе

3

которая

 

является

 

источ

-

ником

 

творческого

 

начала

 

в

 

человеке

Труд

 

без

 

помыслов

 

о

 

почестях

наградах

 

и

 

чинах

Восприятие

 

социума

 

как

 «

боль

-

шой

 

семьи

»

4

где

 

интересы

 

личности

 

подчинены

 

интересам

 

семьи

интересы

 

семьи

 – 

интересам

 

клана

интересы

 

клана

 – 

интересам

 

государства

Приобщенность

 

к

 

семейному

 

клану

коллективу

обществу

сплоченность

 

на

 

основе

 

четкого

 

рас

-

пределения

 

мест

 

и

 

ролей

Особенности

 

психотипа

стремление

 

к

 

самосовершен

-

ствованию

боязнь

 «

потерять

 

лицо

», 

энергичность

предпри

-

имчивость

целеустремленность

упорство

5

неприхотли

-

вость

умеренность

приспособляемость

умение

 

наслаждать

-

                                                 

1

 

Артель

 

и

 

богатыря

 

повалит

 (

китайская

 

поговорка

). 

2

 

Бедный

 

не

 

отходит

 

от

 

гадателя

богатый

 

не

 

расстается

 

с

 

лекарством

 (

ки

-

тайская

 

поговорка

). 

3

 

В

 

медовых

 

словах

 

всегда

 

горечь

 

найдется

В

 

небе

 

тощ

 

орел

на

 

земле

 

беден

 

бобыль

Доброму

 

человеку

 

и

 

небо

 

помогает

 

(

китайские

 

поговорки

). 

4

 

Дома

 

опирайся

 

на

 

родителей

вышел

 

за

 

ворота

 – 

опирайся

 

на

 

друзей

Единодушие

 

и

 

гору

 

своротит

и

 

море

 

осушит

 

(

китайские

 

поговорки

). 

5

 

Была

 

бы

 

твердая

 

воля

 – 

и

 

гора

 

превратится

 

в

 

поле

 

(

китайская

 

поговор

-

ка

). 


background image

 

413

ся

 

жизнью

 

и

 

довольствоваться

 

малым

1

тяга

 

к

 

рациональной

 

простоте

 

в

 

жизни

 

и

 

деятельности

гостеприимство

преду

-

предительность

сочувствие

 

и

 

сопереживание

скромность

2

 
2. 

Индуистская

 

цивилизация

 – 

южноазиатский

 

циви

-

лизационный

 

комплекс

образованный

 

на

 

основе

 

индоарий

-

ского

 

ведическо

-

брахманического

 

политеизма

и

 

оформив

-

шийся

 

к

 

настоящему

 

времени

 

в

 

эпический

плюралистиче

-

ский

 

политеизм

  «

закона

 

индусов

» (

хинду

 

дхарма

с

 

некото

-

рыми

 

тенденциями

 

к

 

пантеизму

 

и

 

мессианству

Высшие

 

цели

 

и

 

ценности

освобождение

 

от

 

цепей

 

зако

-

на

 

кармы

  (

трансмиграции

 

душ

и

 

слияние

 

с

 

Абсолютом

 

(

Брахманом

); 

следование

 

должному

 (

дхарме

) – 

стремление

 

к

 

добру

истине

праведности

добродетели

добросовестности

,; 

патриотизм

неприятие

 

насилия

 

и

 

стяжательства

3

Доминирующие

 

установки

мир

 

как

 

проекция

 

вечной

неизменной

 

и

 

абсолютно

 

гармоничной

 

Высшей

 

Реальности

Земная

 

жизнь

 

с

 

ее

 

обязанностями

 

как

 

необходимое

 

условие

 

подготовки

 

души

 

к

 

последующим

более

 

высоким

 

уровням

 

развития

вплоть

 

до

 

слияния

 

с

 

Высшим

 

Духом

 (

Брахманом

)

4

веротерпимость

установка

 

на

 

борьбу

 

с

 

эгоизмом

5

воспри

-

ятие

 

социума

 

как

 

данной

 

свыше

 

незыблемой

 

иерархической

 

(

сословно

-

кастовой

надэтнической

системы

полностью

 

со

-

ответствующей

 

смыслу

 

земного

 

существования

устремлен

-

                                                 

1

 

Есть

 

дом

 – 

живет

 

в

 

тысяче

 

комнат

нет

 

дома

 – 

проживет

 

и

 

в

 

углу

 

(

китай

-

ская

 

поговорка

). 

2

 

Есть

 

ты

 – 

ничего

 

не

 

прибавилось

нет

 

тебя

 – 

ничего

 

не

 

убыло

 (

китайская

 

поговорка

). 

3

 

Махабхарата

: "

Два

 

слова

 

обозначают

 

свободу

 

и

 

рабство

Это

 

слова

 "

не

 

мое

и

 "

мое

". 

Через

 

осознание

 "

моего

живое

 

существо

 

попадает

 

в

 

рабст

-

во

и

 

через

 

осознание

 "

не

 – 

моего

освобождается

". 

4

 «

Бог

 

дела

 

творит

а

 

человек

 

за

 

них

 

отвечает

» (

индийская

 

поговорка

). 

5

 

Махопанишад

: "

Бедствия

 

происходят

 

из

-

за

 

влияния

 

эго

страдания

 – 

из

-

за

 

эго

желания

 – 

из

-

за

 

покорности

 

эго

нет

 

более

 

великого

 

врага

чем

 

эго

". 

 

414

ность

 

к

 

поддержанию

 

гармонии

 

на

 

всех

 

уровнях

 

социальной

 

организации

следование

 

нормам

 

и

 

правилам

установлен

-

ным

 

для

 

варн

 

и

 

каст

труд

 

как

 

непреходящая

 

обязанность

;

1

 

следование

 

принципу

: «

приятное

 

для

 

себя

» (

кама

и

 

полез

-

ное

 

для

 

семьи

 

и

 

общины

 (

артха

), 

почтение

 

предков

 

и

 

уваже

-

ние

 

к

 

старшим

целомудрие

супружеская

 

верность

Особенности

 

психотипа

пассивная

 

добросовестность

мудрое

 

спокойствие

религиозность

созерцательность

внут

-

реннее

 

достоинство

дисциплинированность

 

и

 

ответствен

-

ность

рассудительность

любознательность

;, 

доброжела

-

тельность

дружелюбие

2

приветливость

отзывчивость

взаимовыручка

непротиворечивость

терпеливость

безыни

-

циативность

неторопливость

умеренность

3

 
3. 

Русская

  (

православная

цивилизация

 – 

северный

 

евроазийский

 

цивилизационный

 

комплекс

образованный

 

на

 

основе

 

суперстрата

 

византийской

 

христианской

 

ортодоксии

 

и

 

субстрата

 

восточнославянского

 

анимизма

многобожия

 

и

 

угро

-

финского

 

шаманизма

с

 

небольшим

 

влиянием

 

поволж

-

ского

 (

тюркского

ислама

 

и

 

уральско

-

алтайского

 

шаманизма

и

 

оформившийся

 

к

 

настоящему

 

времени

 

в

 

православно

-

исламский

 

симбиоз

 

с

 

некоторым

 

влиянием

 

социал

-

дарви

-

нистского

 «

научного

» 

атеизма

Высшие

 

цели

 

и

 

ценности

: «

жить

 

по

 

Правде

 

и

 

по

 

совес

-

ти

»

4

Родина

Судьба

Отечество

смирение

боголюбие

 

и

 

бо

-

гобоязнь

вера

 

в

 

высшую

 

справедливость

служение

 

Христу

восприятие

 

автократии

 

с

 

ее

 

властной

 

иерархией

 

как

 

естест

-

венной

 

социально

-

политической

 

необходимости

Бог

 

как

 

аб

-

                                                 

1

 «

Быстро

 

сделанная

 

работа

 

хорошей

 

не

 

бывает

» (

индийская

 

поговорка

). 

2

  «

Друг

 

проверяется

 

бедой

герой

 – 

сражением

Честность

 – 

долгами

» 

(

индийская

 

поговорка

). 

3

 «

Щепотка

 

сандала

 

лучше

 

телеги

 

дров

», «

Расплатиться

 

с

 

долгами

 – 

все

 

равно

что

 

разбогатеть

» (

индийские

 

поговорки

).  

4

 «

Мы

 

на

 

совести

 

сделались

», «

Глаза

 – 

мера

душа

 – 

вера

совесть

 – 

пору

-

ка

» (

русские

 

поговорки

). 


background image

 

415

солютная

 

разумная

 

и

 

всемогущая

 

сущность

как

 

всесовер

-

шенная

 

благодать

 

и

 

любовь

как

 

объединяющая

роднящая

 

людей

 

сила

как

 

источник

 

человеческого

 

счастья

спасение

 

души

 

и

 

достижение

 

блаженства

 

в

 

Царстве

 

Небесном

Доминирующие

 

установки

мир

 

как

 

арена

где

 

борются

 

добро

 

и

 

зло

1

где

 

происходит

 

самореализация

 

человека

 

через

 

любовь

2

восприятие

 

социума

 

как

 

открытой

наднациональ

-

ной

 

русской

 

православной

 

общины

 

вкупе

 

с

 

иноверцами

стремление

 

к

 

упорядочению

 

социального

 

бытия

  (

патриар

-

хальность

), 

потребность

 

внешнего

 

контроля

 

наряду

 

со

 

стремлением

 

к

 

самостоятельности

групповая

 

солидарность

 

и

 

взаимовыручка

Особенности

 

психотипа

совестливость

 

по

 

отношению

 

к

 

окружающим

стремление

 

к

 

всеобщей

 

справедливости

ра

-

венству

 

и

 

поведенческому

 

совершенствованию

неприятие

 

жесткой

 

регламентации

переходящее

 

в

 

презрение

 

к

 

закону

беспечность

расхлябанность

слабость

 

конкурентных

 

уста

-

новок

отсутствие

 

склонности

 

к

 

эксплуатации

 

кого

-

либо

безразличие

 

к

 

интриганству

осуждение

 

рвачества

 

и

 

богатст

-

ва

жертвенность

неприхотливость

стойкость

 

в

 

страданиях

любовь

 

и

 

сострадание

 

к

 

ближним

доверчивость

подвержен

-

ность

 

отрицательным

 

влияниям

 
4. 

Исламская

 

цивилизация

 – 

северо

-

африканский

ближне

-, 

средне

и

 

юго

-

восточный

 

цивилизационный

 

ком

-

плекс

образованный

 

на

 

основе

 

конгломерата

 

проповеди

 

пророка

 

Мохаммеда

 («

Нет

 

божества

 

кроме

 

Аллаха

и

 

Мо

-

хаммед

 — 

пророк

 

Его

») 

с

 

восточно

-

семитским

  (

арабским

доисламским

 

многобожием

ветхозаветным

 

монотеизмом

 

и

 

ранним

 

христианством

 

и

 

оформившийся

 

к

 

настоящему

 

вре

-

                                                 

1

 «

Бог

 

дал

 

родню

а

 

чёрт

 

вражду

» (

русская

 

поговорка

). 

2

 «

Кого

 

любишь

того

 

сам

 

даришь

а

 

не

 

любишь

и

 

от

 

него

 

не

 

примешь

» 

(

русская

 

поговорка

). 

 

 

416

мени

 

в

 

религиозно

-

политическую

 

систему

 «

покорности

» (

ис

-

лам

и

 «

закона

» (

шариат

). 

 

Высшие

 

цели

 

и

 

ценности

вера

 

в

 

единого

 

Бога

 

и

 

ревно

-

стное

 

его

 

почитание

стремление

 

к

 

гармонии

 

сотрудничества

 

и

 

взаимопомощи

 

в

 

рамках

 «

добродетельного

 

града

»; 

необхо

-

димость

 

непримиримой

 

борьбы

 

с

 

неверными

нравственное

 

очищение

 

и

 

совершенствование

терпение

 

и

 

стойкость

 

на

 

пу

-

ти

 

к

 

нему

верность

справедливость

умеренность

благора

-

зумие

сострадание

Доминирующие

 

установки

мир

 

как

 

антитеза

  «

земли

 

ислама

» (

дар

-

аль

-

ислам

) «

земле

 

войны

» (

дар

-

аль

-

харб

), 

в

 

со

-

временных

 

условиях

 – 

секуляризованному

  «

западному

» 

ми

-

ру

Необходимость

  «

реисламизации

» 

мира

 

с

 

целью

 

утвер

-

ждения

 

в

 

нем

 

исламского

 

закона

 

и

 

порядка

1

Восприятие

 

со

-

циума

 

как

 

архипелага

 

родовых

 

единоверческих

 

общин

  (

ум

-

ма

в

 

океане

 

ислама

восприятие

 

труда

 

как

 

повинности

2

при

-

ятие

 

насилия

рабства

 

и

 

двойной

 

морали

Особенности

 

психотипа

выраженное

 

чувство

 

достоин

-

ства

 

и

 

родовой

 

ответственности

благочестивость

высокоме

-

рие

 

высших

 

слоев

 

и

 

подобострастие

 

низших

3

мстительность

бессовестность

 

в

 

плане

 

принятия

 

собственной

 

вины

стара

-

тельность

терпеливость

неприхотливость

4

умеренность

любознательность

быстрая

 

приспособляемость

 

к

 

новым

 

ус

-

ловиям

жизнелюбие

общительность

беспечность

впечат

-

лительность

несдержанность

импульсивность

образность

 

мышления

 

и

 

выражения

восприятие

 

языка

 

как

 

украшения

 

мысли

склонность

 

к

 

гиперболизации

                                                 

1

 

Мышь

 

приняла

 

ислам

но

 

число

 

мусульман

 

не

 

увеличилось

а

 

число

 

христиан

 

не

 

уменьшилось

 (

арабская

 

поговорка

2

 

Общайтесь

 

как

 

братья

работайте

 

как

 

чужие

 (

арабская

 

поговорка

). 

3

 

Если

 

стал

 

наковальней

 – 

терпи

если

 

стал

 

молотом

 – 

бей

 (

арабская

 

пого

-

ворка

). 

4

 «

Будет

 

рад

 

тот

кто

 

доволен

 

тем

что

 

имеет

» (

арабская

 

поговорка

). 


background image

 

417

Дополнить

 

современную

 

экспозицию

 

мирового

 

циви

-

лизационного

 

разнообразия

 

позволяют

 

рассуждения

 

М

Мел

-

ко

С

Хантингтона

 («

Столкновение

 

цивилизаций

», 1993) 

и

 

других

 

по

 

поводу

 

существования

 

японской

африканской

латиноамериканской

 

и

 

западной

 

цивилизаций

Не

 

вдаваясь

 

в

 

полемику

 

относительно

 

аутентичности

 

японской

 

и

 

африкан

-

ской

 

цивилизаций

о

 

первой

 

из

 

которых

 

с

 

нашей

 

точки

 

зре

-

ния

 

еще

 

очень

 

рано

 

говорить

 

как

 

о

 

независимой

 

от

 

китайской

 

синской

» 

по

 

определению

 

С

Хантингтона

)

1

а

 

о

 

второй

 – 

вообще

 

безосновательно

обратимся

 

непосредственно

 

к

 

ге

-

неалогии

 

двух

 

последних

 – 

латиноамериканской

 

и

 

западной

Если

 

считать

 

первую

 

из

 

них

  «

субцивилизацией

», 

все

 

более

 

удаляющейся

 

от

 

некоей

 

виртуальной

  «

западноевропейской

 

цивилизации

», 

то

 

немедленно

 

возникает

 

вопрос

 

о

  «

цивили

-

зационности

» 

так

 

называемого

 

Запада

В

 

период

 «

нового

 

времени

» 

христианство

 

на

 

Западе

 

по

-

лучило

 

три

 

отличные

 

формы

 

существования

2

евразийскую

 

русскую

 

православную

 

цивилизацию

иберо

-

латиноамери

-

канскую

 

субцивилизацию

 

и

 

некое

 

североатлантическое

 

но

-

вообразование

которое

 

С

Хантингтон

 

определил

 

как

  «

уни

-

версальную

 

цивилизацию

»

3

Потакая

 

тщеславию

 

англосак

-

сов

попробуем

 

дать

 

ей

  «

цивилизационное

» 

определение

 

в

 

изначально

 

принятом

 

нами

 

формате

                                                 

1

 

Лексический

 

состав

 

японского

 

языка

 

почти

 

наполовину

 – 

китайского

 

происхождения

Лишь

 34% 

в

 

нем

 

составляет

 

собственно

 

японская

 

лек

-

сика

.  

2

 

По

 

Данилевскому

 

каждый

 

культурно

-

исторический

 

тип

т

.

е

цивилиза

-

ция

переживает

 

три

 

периода

 

своего

 

становления

этнографический

го

-

сударственный

 (

исторический

и

 

цивилизационный

 (

культурный

).  

3

 «

Западная

 

цивилизация

 

предстает

 

в

 

истории

 

как

 

настоящая

 

аномалия

из

 

всех

 

более

 

или

 

менее

 

нам

 

известных

эта

 

цивилизация

 

является

 

единст

-

венной

развивавшейся

 

в

 

чисто

 

материальном

 

направлении

… 

Но

 

самое

 

необычное

может

 

быть

это

 

претензия

 

сделать

 

из

 

этой

 

ненормальной

 

цивилизации

 

образец

 

любой

 

Цивилизации

рассматривать

 

ее

 

как

  «

циви

-

лизацию

» 

по

 

преимуществу

…». 

Рене

 

Генон

, «

Восток

 

и

 

Запад

».  

 

418

«

Запад

»

 – 

североатлантический

 

парацивилизационный

 

комплекс

образованный

 

на

 

основе

 

суперстрата

 

доктрины

 

«

материалистического

 

теизма

» (

неоплатонизма

герметиче

-

ской

 

философии

каббализма

гностицизма

оккультизма

стоицизма

натурфилософии

европейского

 

масонства

 

и

 

суб

-

страта

 

германского

 

протестантизма

еврейского

 

талмудизма

отчасти

 

романского

 

католицизма

и

 

оформившийся

 

к

 

на

-

стоящему

 

времени

 

в

 

причудливую

 

амальгаму

 

шовинистиче

-

ского

 

социал

-

дарвинистского

 

атеизма

миссионерского

 

соци

-

ального

 

протестантизма

сионизма

 

и

 

широкого

 

спектра

 

сек

-

тантства

 

от

 

парахристианского

 

до

 

сатанинского

 

с

 

четкой

 

ориентацией

 

на

 

глобальное

 

доминирование

 

и

 

тоталитаризм

 

Высшие

 

цели

 

и

 

ценности

преобладает

 

эгоцентрически

 

ориентированная

 

система

 

ценностей

 – 

склонность

 

к

 

эксплуа

-

тации

манипулированию

обману

 

и

 

присвоению

 

чужого

устремленность

 

к

 

материальному

 

достатку

богатству

власти

 

как

 

цели

 

активной

 

самодеятельности

индивидуальное

 (

редко

 

семейное

мирское

 

благополучие

 

и

 

комфорт

 («

качество

 

жиз

-

ни

», “Don’t Worry – Be Happy”, “Relax and Enjoy”), 

самоцен

-

ность

 

денежного

 

капитала

 

как

 

символа

 

богоугодности

 

лич

-

ности

религиозная

 («

свобода

 

совести

») 

и

 

индивидуальная

 

свобода

1

бессовестность

2

абстракция

 

свободы

 

и

 

демокра

-

тии

Доминирующие

 

установки

мир

 

как

 

материальный

 

объ

-

ект

 

освоения

эксплуатации

колонизации

 

и

 

произвольного

 

«

улучшения

», 

как

 

источник

 

исключительно

 

материальных

 

                                                 

1

  «

Дайте

 

мне

 

поэтому

 

свободу

 

знать

свободу

 

выражать

 

свои

 

мысли

,  

а

 

самое

 

главное

 — 

свободу

 

судить

 

по

 

своей

 

совести

», 

Джон

 

Мильтон

.  

«

У

 

нас

 

теперь

 

поистине

 

царство

 

свободы

 – 

всеобщей

 

ни

к

чему

не

привязанности

никому

не

обязанности

ни

во

что

не

верия

…»,  

Ж

Бодрийяр

2

 «

Я

 

в

 

души

 

Совесть

 

им

 

вселю

, – 

Вождя

 

и

 

Судию

Кто

 

внемлет

 

ей

от

 

све

-

та

 

к

 

свету

 

следуя

стремясь

 

к

 

заветной

 

цели

тот

 

себя

 

спасет

». 

Джон

 

Мильтон


background image

 

419

благ

 

с

 

одновременным

 

антагонизмом

 

и

 

пренебрежением

 

к

 

нему

1

подсознательный

 

страх

 

перед

 

возмездием

 

за

 

свои

 

зем

-

ные

 

деяния

подчинение

 

высшей

 

силе

 

как

 

карающему

 

судье

 

и

 

грозному

 

властителю

2

восприятие

 

социума

 

как

 

дихотомии

 

целеустремленной

 

корпорации

 

технократов

  «

среднего

 

клас

-

са

» 

и

 

пассивной

аморфной

 

атомистической

 «

массы

». 

Общая

 

установка

 

на

 

борьбу

состязательность

 

и

 

соперничество

Особенности

 

психотипа

расчетливость

беспринцип

-

ность

цинизм

склонность

 

к

 

компромиссам

деловитость

ор

-

ганизованность

дисциплинированность

законнопослуш

-

ность

моральный

 

эгоизм

 

и

 

нигилизм

стремление

 

к

 

преуспе

-

ванию

торопливость

нечестность

интриганство

коварство

вспыльчивость

самолюбие

надменность

острое

 

ощущение

 

собственной

 

исключительности

избранности

3

морального

 

превосходства

приспособляемость

изобретательность

предприимчивость

инициативность

самостоятельность

на

-

пористость

азартность

амбивалентность

 

приветливости

 

и

 

замкнутости

отчужденности

 

и

 

участливости

простоты

 

и

 

снобизма

 

СТРАНЫ

 

БРИКС

 

КАК

 

ТРАДИОННЫЕ

 

ЦИВИЛИЗАЦИИ

 

 

В

 

данном

 

контексте

 

страны

 

БРИКС

 

оказываются

 

глав

-

ными

 

представителями

 

всех

 

традиционных

 

цивилизаций

за

 

исключением

 

ЮАР

представлять

 

которой

 

собственно

 

нече

-

го

Вместе

 

с

 

тем

если

 

Китай

Индия

 

и

 

Россия

 (

до

 

недавнего

 

времени

 

СССР

в

 

целом

 

эквивалентны

 

соответствующим

 

ци

-

вилизационным

 

комплексам

то

 

Бразилия

 

являет

 

собой

 

пусть

 

и

 

существенную

но

 

все

 

же

 

часть

формирующейся

 

латино

-

                                                 

1

 

И

.

В

Мичурин

: «

Мы

 

не

 

можем

 

ждать

 

милостей

 

от

 

природы

взять

 

их

 

у

 

нее

 – 

наша

 

задача

». 

2

  «

К

 

Добру

 

стремиться

 

мы

 

не

 

станем

 

с

 

этих

 

пор

Мы

 

будем

 

счастливы

творя

 

лишь

 

Зло

» (

Джон

 

Мильтон

). 

3

 

Уже

 

Кальвин

 

в

 

ходе

 

дебатов

 

о

 

сущности

 

божественной

 

благодати

 

раз

-

делил

 

человечество

 

на

 «

осужденных

» 

и

 «

избранных

». 

 

420

американской

 

субцивилизации

Как

 

и

 

все

 

латиноамерикан

-

ские

 

страны

Бразилия

 

является

 

проекцией

 

иберийского

 

ка

-

толического

 

культурного

 

узла

но

 

в

 

отличие

 

от

  «

белых

» 

стран

 

так

 

называемого

  «

южного

 

конуса

» (

Чили

Аргентина

Парагвай

Уругвай

или

 

преимущественно

 

индейской

 

Мек

-

сики

 

испытывает

 

на

 

себе

 

значительное

 

влияние

 

африканско

-

го

 

генотипа

Это

 

выражается

 

в

 

виде

 

широко

 

распространен

-

ного

 

афрокатолического

 

синкретизма

 

с

 

сохранением

 

отдель

-

ных

 

чисто

 

африканских

 

анимистических

  (

шаманско

-

тотемических

традиций

Негры

мулаты

метисы

 

и

 

самбо

 

Бразилии

 

сегодня

 

составляют

 

половину

 

ее

 170-

миллионного

 

населения

и

 

влияние

 

этого

 

этно

-

расово

-

культурного

 

компо

-

нента

 

продолжает

 

расти

По

 

этой

 

причине

 

вполне

 

естествен

-

ным

 

выглядит

 

начавшееся

 

в

 

последние

 

десятилетия

  «

воз

-

вращение

» 

Бразилии

 

в

 

Африку

Наряду

 

с

 

этим

 

в

 

этой

 

стране

как

 

и

 

в

 

Чили

 

и

 

ряде

 

других

 

стран

отмечается

 

ускоренный

 

рост

 

доли

 

протестантского

 

населения

  (

сейчас

 20%) 

в

 

основ

-

ном

 

за

 

счет

 

католиков

доля

 

которых

 

всего

 

за

 

последние

 

два

-

дцать

 

лет

 

сократилась

 

с

 93% 

до

 73%. 

Учитывая

что

 

ее

 

расо

-

во

-

культурный

 

архетип

 

продублирован

 

в

 

Колумбии

Венесу

-

эле

 

и

 

странах

 

Карибского

 

бассейна

мы

 

можем

 

полагать

что

 

именно

 

в

 

этот

 

регион

 

и

 

будет

 

направлена

 

ближайшая

 

геопо

-

литическая

 

экспансия

 

Бразилии

Все

 

это

 

позволяет

 

вернуться

 

к

 

проблеме

 

цивилизацион

-

ности

начав

 

с

 

определения

 

основных

 

критериев

 

цивилиза

-

ционной

 «

зрелости

» 

вообще

 

и

 

для

 

стран

 

БРИК

в

 

частности

наличие

 

непрерывной

как

 

минимум

тысячелетней

 

духовной

 

традиции

 

в

 

виде

  «

государственной

» 

религии

за

 

парадоксальным

 

исключением

пожалуй

Китая

где

 

роль

 

ре

-

лигии

 (

в

 

западном

 

смысле

в

 

значительной

 

мере

 

играет

 

древ

-

ний

 

культ

 

предков

 

и

 

даосизм

 

вкупе

 

с

 

этико

-

социальными

 

доктринами

 

конфуцианства

буддизма

а

 

в

 

последнее

 

пятиде

-

сятилетие

 

и

 

марксизма

и

 

маоизма

и

 

реформизма

 

Дэн

 

Сяо

-

пина