ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2620
Скачиваний: 1
421
-
наличие
многовековой
импероподобной
государст
-
венности
,
за
исключением
,
пожалуй
,
исламской
,
центробеж
-
ной
по
своей
природе
цивилизации
,
не
имеющей
в
настоящее
время
единого
политического
и
,
тем
более
,
государственного
центра
(
хотя
такая
цель
и
просматривается
)
1
.
Вместе
с
тем
,
проблема
определения
политического
ядра
грядущего
«
все
-
мирного
халифата
»
представляется
весьма
актуальной
,
если
не
с
цивилизационной
,
то
с
геополитической
точки
зрения
;
-
представление
о
пределах
собственного
цивилизаци
-
онного
влияния
и
пространства
,
то
есть
о
некоем
равновесии
между
центробежными
и
центростремительными
силами
.
Для
Китая
,
например
, –
это
древний
космографический
кон
-
цепт
о
«
Священном
красном
континенте
»
или
«
Срединном
государстве
» (
Чжунго
)
как
ядре
,
осуществляющем
цивили
-
зационный
«
протекторат
»
над
окружающими
его
девятью
областями
(
цзю
чжоу
)
вплоть
до
Памира
на
западе
,
Монго
-
лии
на
севере
и
Мьянмы
,
Малайзии
и
Филиппин
на
юго
-
востоке
.
Для
России
–
это
идея
«
Святой
Руси
»
и
«
Москвы
–
Третьего
Рима
»
вкупе
с
целеустремленной
«
русификацией
»
Сибири
на
востоке
и
идеями
панславянизма
(
Восточная
Ев
-
ропа
и
Балканы
)
на
западе
и
юго
-
западе
.
Для
ислама
–
это
потенциально
территория
всего
мира
,
а
кинетически
–
погра
-
ничные
бои
с
зороастризмом
и
индуизмом
на
востоке
и
хри
-
стианством
на
западе
и
севере
.
Минимум
экспансионизма
демонстрирует
лишь
не
приемлющая
насилие
индуистская
цивилизация
,
хотя
и
ее
границы
потенциально
могли
бы
раз
-
двинуться
до
Ирана
,
Афганистана
и
Таджикистана
на
северо
-
западе
и
до
Мьянмы
,
Таиланда
и
Камбоджи
–
на
востоке
;
-
непременное
наличие
моноэтнического
и
монокуль
-
турного
ядра
в
окружении
полиэтнической
и
поликультур
-
ной
оболочки
с
доминантой
«
цивилизационного
»
языка
ядра
1
Арабский
халифат
с
центром
в
Медине
просуществовал
не
более
200
лет
,
Османская
империя
с
центром
в
Анатолии
–
около
500
лет
.
422
наряду
с
большим
этнолингвистическим
разнообразием
пе
-
риферии
(
минимальное
в
исламе
,
максимальное
в
России
и
Индии
,
а
в
Бразилии
–
еще
и
расовое
).
МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
В
современной
историографии
и
культурологи
под
«
межцивилизационным
диалогом
»,
как
правило
,
понимается
двусторонний
торговый
обмен
и
производные
от
него
меж
-
государственные
экономические
связи
,
в
результате
которых
заимствуются
отдельные
знания
,
навыки
и
технологии
.
Ха
-
рактерно
,
при
этом
,
что
заимствование
это
со
времен
антич
-
ности
и
вплоть
до
XVI
века
шло
почти
исключительно
с
«
варварского
»
Востока
на
«
цивилизованный
»
Запад
,
а
нема
-
териальное
культурное
взаимодействие
отсутствовало
как
явление
.
Еще
сложнее
назвать
«
межцивилизационным
диа
-
логом
»
вынужденные
взаимодействия
культур
в
результате
массовых
миграций
и
завоеваний
.
Порабощенная
культура
либо
деградирует
и
сходит
с
исторической
сцены
,
либо
осво
-
бождается
от
инокультурного
гнета
и
возрождается
.
В
этом
плане
культура
и
цивилизация
не
эквивалентны
,
поскольку
под
цивилизацией
следует
понимать
некое
качественно
иное
состояние
культуры
и
ее
носителя
,
способное
противостоять
«
болезням
роста
»
в
виде
межрелигиозных
конфликтов
,
ин
-
тервенций
и
колонизации
.
Значение
межцивилизационного
и
межкультурного
диалога
нельзя
недооценивать
.
Когда
он
происходит
между
«
действительными
членами
»,
он
,
безусловно
,
позитивен
,
по
-
скольку
позволяет
им
осознать
единство
доктрин
,
в
котором
сходятся
все
цивилизации
и
глубже
понять
непреходящее
значение
и
ценность
собственной
культурной
традиции
.
Он
также
позволяет
им
сравнивать
культурные
достоинства
и
недостатки
друг
друга
,
судить
о
них
и
понимать
их
,
сохраняя
423
при
этом
традиционный
мир
культурного
многообразия
и
культурной
идентичности
наций
,
народов
и
отдельных
пле
-
мен
.
В
любом
случае
культурный
обмен
развивает
нацио
-
нальное
самосознание
и
способствует
росту
национального
достоинства
его
участников
.
И
если
нельзя
допустить
ника
-
кой
попытки
слияния
разных
доктрин
,
то
тем
более
не
может
быть
и
речи
о
замене
одной
традиции
на
другую
.
Ведь
каж
-
дая
из
них
по
сути
самодостаточна
и
обладает
собственным
смыслом
существования
хотя
бы
потому
,
что
наилучшим
об
-
разом
приспособлена
к
конкретным
природным
условиям
.
Любые
попытки
привести
их
к
единообразию
по
западному
образцу
плачевны
и
разрушительны
.
Как
строить
отношения
с
доминирующей
глобаль
-
ной
культурой
?
Прежде
необходимо
ответить
на
вопрос
,
как
сформиро
-
валась
и
что
в
настоящее
время
представляет
собой
эта
«
гло
-
бальная
культура
».
Идейно
-
психологической
основой
для
западноевропей
-
ского
добровольного
дезертирства
из
единого
(
апостольско
-
го
)
христианского
мира
следует
считать
исходно
греховную
претензию
на
исключительность
католической
церкви
и
не
-
погрешимость
папской
проповеди
.
Непосредственная
вовле
-
ченность
ее
епископата
в
политическую
жизнь
Европы
,
на
-
чиная
с
VIII
века
,
влияние
римского
права
и
духа
римского
императорского
экспансионизма
заложили
основу
будущей
агрессивной
внешней
политики
этой
теократической
федера
-
ции
.
Ее
апогеем
стала
стратегия
«
креста
и
меча
»
в
Европе
и
на
Ближнем
Востоке
(
крестовые
походы
),
а
затем
в
Цен
-
тральной
и
Южной
Америке
,
где
колонизация
в
купе
с
на
-
сильственной
христианизацией
индейцев
приняла
форму
жесточайшего
расового
террора
и
угнетения
.
Все
это
,
начи
-
ная
с
«
эпохи
Возрождения
»,
привело
к
неизбежной
духовно
-
нравственной
деградации
и
росту
коррупции
(
симония
,
ин
-
424
дульгенция
)
в
высших
эшелонах
католического
священства
.
В
качестве
протестной
реакции
последовала
Реформация
и
растянувшиеся
на
целое
столетие
кровопролитные
религиоз
-
ные
войны
.
Аналогичная
деградация
имела
место
и
в
аристо
-
кратической
среде
Западной
Европы
,
которая
вместе
с
ду
-
ховно
-
нравственным
потенциалом
,
в
конце
концов
,
потеряла
и
власть
.
Пика
духовного
истощения
деморализованная
,
раско
-
лотая
на
партии
и
секты
Европа
достигла
в
«
эпоху
Просве
-
щения
»
1
,
когда
окончательно
оформилась
принципиально
новая
,
доселе
неизвестная
,
всецело
материалистическая
сис
-
тема
мировоззрения
–
так
называемые
индивидуализм
или
гуманизм
2
.
Если
ключевым
аспектом
мировоззрения
всех
традиционных
цивилизаций
и
культур
является
моральная
ответственность
за
свои
действия
и
убежденность
в
неиз
-
бежности
наказание
за
любое
преступление
,
когда
верхов
-
ным
судьей
выступает
всемогущий
и
всевидящий
Творец
,
то
«
гуманисты
»,
выведя
себя
из
под
божественной
юрисдикции
,
заодно
освободили
себя
от
понятия
чести
и
совести
.
Востор
-
жествовала
личная
выгода
,
ради
которой
достаточно
скрыть
преступление
от
окружающих
или
откупиться
в
ходе
судеб
-
1
«
Почти
совершенно
невозможно
поверить
и
в
то
,
что
миф
,
представ
-
ляющий
Средние
века
эпохой
мракобесия
,
невежества
и
варварства
,
сло
-
жился
абсолютно
спонтанно
,
и
что
очевидная
фальсификация
истории
,
навязанная
нашим
современникам
,
могла
быть
осуществлена
без
какого
-
то
предварительного
плана
» (
Рене
Генон
,
Кризис
современного
мира
).
2
«
С
этого
времени
существуют
лишь
"
профаническая
философия
"
и
"
профаническая
наука
",
основанные
на
полном
отрицании
подлинного
интеллекта
,
на
сведении
знания
к
его
самым
низшим
уровням
-
эмпирическому
и
аналитическому
изучению
фактов
,
не
связанных
с
Принципом
,
на
расстворении
в
бесконечном
количестве
малозначитель
-
ных
деталей
,
на
накоплении
необоснованных
гипотез
,
бесконечно
разру
-
шающих
друг
друга
,
и
на
фрагментарных
точках
зрения
,
не
способных
привести
ни
к
чему
иному
,
кроме
как
к
узко
практическому
использова
-
нию
» (
Рене
Генон
,
Кризис
современного
мира
).
425
ного
процесса
.
В
результате
этой
лукавой
манипуляции
со
-
циум
(
народ
,
племя
,
род
,
община
)
был
снят
с
должности
субъекта
истории
–
ее
передали
«
освобожденной
»
личности
менялы
-
торговца
.
Понятно
,
что
хорошо
организованные
и
активные
буржуа
тут
же
приступили
к
альтернативному
,
транснациональному
,
надгосударственному
, «
сетевому
»
про
-
екту
,
целями
которого
явились
уничтожение
автократии
и
сословной
иерархии
,
на
смену
которым
должна
была
прийти
формальная
демократия
,
негативный
отбор
республиканских
правителей
и
создание
собственной
сначала
региональной
,
а
затем
и
глобальной
сети
тайных
обществ
и
клубов
.
Стремление
Запада
к
«
демократии
»
и
«
прогрессу
»
1
,
за
которым
скрыта
постоянная
идеологическая
экспансия
и
фи
-
нансово
-
экономическое
закабаление
(
в
последней
редакции
–
«
устойчивое
развитие
»),
угрожает
будущему
традиционных
цивилизаций
и
всего
человечества
.
Подобная
стратегия
ведет
лишь
к
ускоренному
росту
потребления
,
истощению
природ
-
ных
ресурсов
,
загрязнению
и
дестабилизации
биосферы
,
ста
-
вя
мир
на
грань
экологической
катастрофы
,
что
срочно
тре
-
бует
решительного
отпора
со
стороны
объединенных
сил
традиционных
цивилизаций
.
Мировая
культурная
война
или
мировая
гумани
-
тарная
революция
«
Культурная
война
уже
началась
без
положенного
объявления
,
без
барабанов
и
труб
.
Война
при
помощи
лживых
слов
,
при
помощи
обманчивых
представлений
,
при
помощи
предательских
улыбок
.
Культурная
война
целит
в
голову
,
чтобы
парализовать
,
не
убивая
,
чтобы
покорить
,
испортив
,
и
обогащаться
за
счёт
разложения
культур
и
народов
.
1
То
,
что
З
.
Бжезинский
называет
«
демократическим
пылом
».
426
Культурная
война
употребляет
все
свободы
и
злоупотребляет
ими
,
чтобы
проникать
повсюду
и
разрушать
изнутри
все
ценности
,
все
различия
,
все
духовные
богатства
народов
».
(
Анри
Гобар
,
министр
культуры
Франции
,
«
Культурная
война
.
Логика
разрушения
»)
Некоторые
характеризуют
нынешнюю
ситуацию
как
«
военное
время
» –
интервенция
в
лице
,
мол
,
глобалистского
блока
уже
подошла
к
последним
этнокультурным
и
духовно
-
нравственным
рубежам
обороны
.
Отметим
,
цитируя
А
.
Тойнби
,
что
она
уже
«
припёрла
к
стенке
все
другие
со
-
временные
цивилизации
и
запутала
их
в
сетях
своего
собст
-
венного
экономического
и
политического
превосходства
.
Однако
она
еще
не
лишила
эти
цивилизации
их
собственных
отличительных
культур
.
Как
бы
они
не
были
понуждаемы
,
они
еще
могут
считать
своими
свои
собственные
души
".
Говорится
о
тотальной
войне
североатлантической
кор
-
поратократии
,
использующей
оружие
«
массовой
культуры
,
то
есть
антикультуры
,
против
всех
остальных
культур
1
.
Оце
-
нивая
ситуацию
в
мире
,
складывающуюся
на
протяжении
последних
двухсот
лет
,
высказывается
мнение
об
идеологи
-
ческой
войне
,
а
,
точнее
,
о
геополитическом
реванше
со
сто
-
роны
еврейской
финансовой
элиты
в
тесном
союзе
с
англо
-
саксонской
протестантской
элитой
,
и
тогда
обтекаемый
1
«
Европа
не
признает
нас
своими
.
Она
видит
в
России
и
в
славянах
во
-
обще
нечто
ей
чуждое
,
а
вместе
с
тем
такое
,
что
не
может
служить
для
нее
простым
материалом
,
из
которого
она
могла
бы
извлекать
свои
выго
-
ды
,
как
извлекает
из
Китая
,
Индии
,
Африки
,
большей
части
Америки
и
т
.
д
.,
материалом
,
который
можно
бы
формировать
и
обделывать
по
образу
и
подобию
своему
,
как
прежде
было
надеялась
,
как
особливо
надеялись
немцы
,
которые
,
несмотря
на
препрославленный
космополитизм
,
только
от
единой
спасительной
германской
цивилизации
чают
спасения
мира
»
(
Н
.
Я
.
Данилевский
).
427
вопрос
об
«
отношениях
с
доминирующей
глобальной
куль
-
турой
»
следует
ставить
ребром
:
как
относиться
к
гуманитар
-
ной
интервенции
,
в
основе
которой
лежит
теперь
уже
массо
-
вая
антикультура
постмодернизма
.
Что
делать
?
Страны
БРИКС
и
«
мягкая
сила
»
Важнейшим
фактором
национальной
консолидации
для
России
является
объединяющая
надэтническая
идея
с
четким
духовно
-
нравственным
целеполаганием
в
виде
государст
-
венной
идеологии
,
а
в
ближайшей
перспективе
и
региональ
-
ной
(
в
рамках
создаваемого
Евразийского
союза
госу
-
дарств
)
1
.
Фактически
это
означает
,
что
России
нужно
уйти
,
наконец
,
от
плоской
дихотомии
Запад
-
Восток
,
Север
-
Юг
и
от
стадной
идеи
общечеловеческой
, «
универсальной
»
цивили
-
зации
2
,
но
прийти
к
осознанию
собственной
цивилизацион
-
ной
идентичности
и
самодостаточности
.
Крайне
необходимо
содействовать
национальному
сплочению
народа
,
направлять
его
волевое
и
духовное
усилие
для
перехода
из
состояния
объекта
текущего
исторического
процесса
в
состояние
субъ
-
екта
.
Дальнейшее
существование
самобытной
российской
цивилизации
невозможно
без
сохранения
многообразия
на
-
циональных
культур
и
традиций
народов
нашей
многона
-
1
«…
выработка
стратегии
есть
не
просто
создание
перспективы
в
качест
-
ве
идеологии
,
но
в
то
же
время
и
конвенциональное
структурирование
своих
намерений
,
которые
уже
сами
по
себе
будучи
заявленными
значи
-
тельно
изменяют
ситуацию
и
делают
общество
более
перспективным
,
нежели
когда
такие
намерения
не
высказываются
.
Перспектива
же
нико
-
гда
не
существует
в
виде
отдаленной
перспективы
.
Перспектива
всегда
должна
быть
этапирована
,
распределена
на
периоды
,
что
предполагает
этапную
верификацию
и
ответственность
власти
за
каждый
этап
» –
Сер
-
гей
Дацюк
.
2
Свою
судьбу
Европа
в
лице
романо
-
германского
этнического
союза
,
судя
по
всему
,
отождествляет
с
судьбами
всего
человечества
уже
целое
тысячелетие
.
428
циональной
Родины
.
Невозможно
оно
и
без
охраны
русского
языка
как
языка
межнационального
общения
при
одновре
-
менном
сохранении
языков
всех
народов
России
.
Главной
оборонительной
стратегией
для
России
должна
стать
политика
национального
патернализма
,
т
.
е
.
покрови
-
тельства
и
поддержки
множества
малочисленных
народов
.
Ее
реализация
подразумевает
создание
для
всех
этносов
Рос
-
сии
равных
экономических
и
культурные
условий
существо
-
вания
;
помощь
окраинам
из
центра
,
а
их
народам
–
равный
доступ
ко
всем
богатствам
метрополии
.
Под
«
мягкой
силой
»
следует
,
прежде
всего
,
понимать
притягательную
силу
идеологии
и
ценностей
,
предлагаемых
цивилизацией
или
государством
на
мировой
арене
,
где
и
происходит
«
столкновение
цивилизаций
».
В
настоящих
ус
-
ловиях
можно
говорить
о
конкуренции
между
рекламными
кампаниями
цивилизаций
и
государств
,
которые
«
мерятся
»
своими
моделями
и
стратегиями
развития
,
социально
-
экономическими
достижениями
,
творческими
силами
наций
,
обаянием
культуры
,
авторитетом
и
влиянием
в
международ
-
ных
делах
.
В
оценке
потенциала
и
эффективности
североатланти
-
ческой
рекламной
кампании
нам
поможет
известное
заявле
-
ние
З
.
Бжезинского
: «
Что
бы
ни
думали
некоторые
о
своих
эстетических
ценностях
,
американская
массовая
культура
излучает
магнитное
притяжение
,
особенно
для
молодёжи
,
во
всем
мире
.
Ее
привлекательность
,
вероятно
,
берёт
своё
нача
-
ло
в
жизнелюбивом
качестве
жизни
,
которое
она
проповеду
-
ет
,
но
её
притягательность
во
всём
мире
неоспорима
.
Амери
-
канские
телевизионные
программы
и
фильмы
занимают
поч
-
ти
три
четверти
мирового
рынка
.
Американская
попмузыка
также
занимает
господствующее
положение
,
и
увлечениям
американцев
,
привычкам
в
еде
и
даже
одежде
всё
больше
подражают
во
всём
мире
.
Язык
Internet –
английский
,
и
по
-
429
давляющая
часть
компьютерной
«
болтовни
» –
также
из
Аме
-
рики
и
влияет
на
содержание
глобальных
разговоров
»
1
.
В
этой
связи
представляется
насущной
разработка
еди
-
ной
цивилизационной
идеологии
,
которая
была
бы
приемле
-
мой
для
всех
стран
БРИКС
.
Речь
идет
о
футуристическом
проекте
построения
справедливого
миропорядка
,
торжестве
истинных
нравственных
идеалов
как
антитезе
нынешнему
«
царству
денег
»,
деструктивному
космополитизму
и
глоба
-
лизму
.
В
области
познания
и
науки
(
истории
,
философии
,
со
-
циологии
,
психологии
,
межнациональных
и
межэтнических
отношений
,
математики
,
физики
,
астрономии
,
астрофизики
,
космических
исследований
,
биологии
,
экологии
,
агрономии
,
медицины
,
диетологии
,
физической
культуры
)
наиболее
це
-
нен
и
перспективен
культурный
и
научный
обмен
с
Китаем
и
Индией
.
Дело
в
том
,
что
это
единственные
из
существующих
цивилизаций
,
располагающие
непрерывной
и
открытой
тра
-
дицией
в
виде
богатейшей
системы
эмпирического
и
духов
-
ного
знания
,
сохранившие
вместе
с
Россией
такой
«
антиква
-
риат
»,
как
нравственную
оценку
знания
.
Перспективным
в
этой
связи
представляется
создание
системы
постоянно
дей
-
ствующих
многосторонних
конференций
и
семинаров
(
в
об
-
ласти
медицины
,
физиологии
,
диетологии
,
евгеники
,
физиче
-
ской
культуры
и
т
.
п
.),
а
также
межотраслевых
исследова
-
тельских
коллективов
и
рабочих
групп
.
1
По
этому
поводу
можно
процитировать
Рене
Генона
: «
Самое
удиви
-
тельное
,
что
в
своем
самодовольстве
они
искренне
воображают
,
что
об
-
ладают
«
престижем
»
у
всех
народов
;
а
поскольку
их
опасаются
,
как
опа
-
саются
грубой
силы
,
то
они
думают
,
что
их
обожают
;
но
будет
ли
чело
-
век
,
которому
грозит
опасность
быть
раздавленным
снежной
лавиной
,
уважать
или
восхищаться
этим
?»
430
СТРАТЕГИЯ
РОССИИ
В
БРИКС
:
ЦЕЛИ
И
ИНСТРУМЕНТЫ
Сборник
статей
Под
редакцией
В
.
А
.
Никонова
,
Г
.
Д
.
Толорая
Издание
подготовлено
в
авторской
редакции
Технический
редактор
Н
.
А
.
Ясько
Компьютерная
верстка
М
.
Н
.
Заикина
Дизайн
обложки
М
.
В
.
Рогова