ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2626
Скачиваний: 1
11
ную
безопасность
,
или
статус
макроэкономических
субъек
-
тов
-
членов
G7,
жизненно
важных
для
функционирования
всей
мировой
экономики
.
Членство
в
G7
гарантировало
при
-
надлежность
к
«
золотому
миллиарду
»,
поэтому
G7
обладала
еще
и
статусом
международного
политического
центра
,
оп
-
ределявшего
внешнеполитическую
повестку
дня
во
имя
со
-
хранения
статус
-
кво
и
обеспечивавшего
высшую
меру
субъ
-
ектности
в
вертикально
интегрированном
,
иерархическом
мире
.
Образование
G20
признало
за
развивающимися
стра
-
нами
и
рынками
жизненно
важную
для
стабильного
развития
мира
роль
и
,
одновременно
,
создало
предпосылки
для
фор
-
мирования
новых
центров
силы
и
соперничества
за
лидерст
-
во
с
G7.
Однако
наличие
таких
параллельных
структур
гло
-
бального
управления
и
отсутствие
единых
стандартов
и
норм
отношений
имеет
серьезный
потенциал
нестабильности
и
подрывает
взаимное
доверие
.
Характерной
чертой
G7
является
общая
природа
и
сис
-
тема
ценностей
–
либеральная
экономика
и
демократия
.
В
пространстве
общих
ценностей
решающую
роль
играет
фи
-
зический
размер
,
поэтому
в
G7
входили
наиболее
крупные
экономики
Запада
.
Общая
природа
G7
не
только
допускала
,
но
и
предполагала
существование
лидера
.
США
как
самая
мощная
в
военном
,
экономическом
и
политическом
отноше
-
нии
держава
,
обоснованно
претендовала
на
эту
роль
,
потому
что
была
лучшим
,
наиболее
эффективным
инструментом
достижения
общих
целей
.
Общая
природа
предполагала
так
-
же
консолидацию
перед
лицом
остального
мира
,
что
и
при
-
вело
на
определенном
этапе
к
включению
в
G7
посткомму
-
нистической
России
,
длительное
время
выступавшей
самым
принципиальным
оппонентом
«
семерки
»
в
мировой
полити
-
ке
.
Но
даже
эта
гораздо
более
сложная
модель
оказалась
не
в
состоянии
решить
возникшие
в
глобальном
масштабе
про
-
блемы
.
Не
случайно
,
что
именно
Россия
стала
инициатором
новой
диалоговой
альтернативы
,
потому
что
по
своему
исто
-
рическому
опыту
в
ХХ
в
.
понимала
(
вне
зависимости
от
12
предпочтений
ее
политического
класса
)
принципиальную
возможность
существования
иного
миропорядка
.
Диалоговые
форматы
,
таким
образом
,
возникают
в
си
-
туации
неопределенности
,
когда
передача
суверенитета
не
-
приемлема
,
а
ответственность
сторон
еще
не
определена
или
неопределима
в
принципе
.
С
точки
зрения
классической
сис
-
темы
международных
отношений
такой
формат
свидетельст
-
вует
о
незрелости
международной
системы
.
Однако
процесс
появления
новых
субъектов
и
подобного
рода
объединений
продолжается
,
а
их
роль
в
мире
возрастает
,
что
характеризу
-
ет
пограничное
состояние
мировой
системы
и
востребован
-
ность
архитектуры
свободных
форм
с
сочетанием
жесткого
суверенитета
и
индивидуальной
ответственности
,
свойствен
-
ных
цивилизациям
,
с
коллективными
обязательствами
,
свой
-
ственными
государствам
одной
цивилизации
.
.
Ослабление
недавнего
мирового
центра
неизбежно
ве
-
дет
к
реконфигурации
мирового
пространства
и
изменению
мирового
порядка
.
И
одновременно
усилило
опасения
экс
-
пертов
и
политиков
на
Западе
,
что
крупные
развивающиеся
экономики
займут
их
место
.
Главный
вызов
этим
планам
они
видят
в
росте
Китая
,
который
может
,
заняв
место
США
в
мировой
экономике
,
воссоздать
вокруг
себя
аналогичные
структуры
,
построить
еще
одно
иерархическое
пространство
в
мировом
масштабе
.
В
таком
контексте
БРИКС
воспринимается
ими
как
инстру
-
мент
конструирования
нового
мирового
центра
во
главе
с
Китаем
,
возвышения
Китая
,
утверждения
китайского
миро
-
вого
порядка
и
не
имеет
самостоятельного
значения
.
Другая
точка
зрения
состоит
в
том
,
что
в
силу
неразрешимых
внут
-
ренних
противоречий
экономического
порядка
это
объеди
-
нение
не
имеет
будущего
.
Одна
из
целей
БРИКС
доказать
,
что
это
не
так
,
и
формат
БРИКС
способен
взять
ответствен
-
ность
на
себя
и
предложить
не
только
политическую
альтер
-
нативу
,
но
и
историческую
инициативу
.
13
БРИКС
не
может
превратиться
в
аналог
G7
и
соз
-
дать
однополярную
или
воссоздать
биполярную
структуру
мира
.
Во
-
первых
,
повторение
диалогового
формата
«
семер
-
ки
»,
в
котором
ведущую
роль
играли
США
и
вокруг
которых
консолидировались
остальные
члены
G7,
невозможно
.
Слишком
велики
отличия
между
странами
БРИКС
,
слабы
их
экономические
связи
друг
с
другом
по
сравнению
с
их
свя
-
зями
с
ЕС
и
США
,
есть
обширные
зоны
соперничества
за
ре
-
сурсы
и
рынки
.
Различий
между
странами
БРИКС
значи
-
тельно
больше
,
чем
между
странами
G7.
Во
-
вторых
,
несмотря
на
масштабы
экономик
и
их
ди
-
намику
,
которые
и
легли
первоначально
в
основу
выделения
этой
группы
,
их
социально
-
экономическая
природа
не
едина
.
Разнообразие
стран
БРИКС
,
как
фундамент
многополюсного
мира
,
сделало
критерием
участия
в
объединении
не
физиче
-
ский
размер
,
а
качество
и
меру
идентичности
,
что
и
подтвер
-
дило
присоединение
к
объединению
ЮАР
.
Общие
ценности
есть
,
конечно
,
и
у
стран
БРИКС
,
но
они
качественно
иного
,
по
-
настоящему
исторического
порядка
:
свобода
в
выборе
пу
-
тей
развития
,
суверенность
исторических
традиций
и
куль
-
турное
многообразие
.
Не
случайно
они
впервые
были
зафик
-
сированы
на
конференции
Афро
-
Азиатских
стран
в
Бандунге
1955
г
.
Количественные
показатели
–
экономическая
мощь
и
военная
сила
,
измеряющие
единообразие
,
неприменимы
для
их
измерения
и
описания
.
Как
диалоговый
формат
высшего
уровня
субъектности
БРИКС
представляет
модель
,
приемле
-
мую
для
всего
мира
,
как
развивающихся
,
так
и
развитых
стран
.
В
-
третьих
,
природа
БРИКС
зависит
не
только
от
соста
-
ва
участников
,
но
и
предполагает
другую
внутреннюю
структуру
объединения
.
В
БРИКС
нет
и
не
может
быть
лиде
-
ра
.
Претендовать
на
лидерство
в
БРИКС
кроме
промышлен
-
ного
гиганта
Китая
может
,
например
,
и
Россия
,
которая
,
по
-
теряв
статус
сверхдержавы
и
одновременно
носителя
влия
-
14
тельного
социально
-
исторического
проекта
,
тем
не
менее
,
выступила
с
инициативой
по
созданию
БРИКС
.
Она
связала
старый
и
новый
мир
и
внесла
в
объединение
мирополитиче
-
скую
субъектность
и
значимость
.
К
тому
же
каждая
страна
-
участница
представляет
интересы
большого
геополитическо
-
го
региона
и
является
его
лидером
.
В
-
четвертых
,
если
многообразие
–
количественный
по
-
казатель
развития
,
то
прежнее
понятие
лидерства
уходит
или
,
как
минимум
,
приобретает
другой
смысл
–
привлекатель
-
ность
индивидуального
интеллектуального
проекта
.
Совре
-
менный
Китай
,
как
и
Россия
в
начале
ХХ
века
+,
не
достиг
уровня
развитых
стран
,
что
не
помешало
ему
предложить
ис
-
торическую
альтернативу
.
Передача
эстафеты
мировой
аль
-
тернативы
Западу
от
России
к
Китаю
означает
,
что
БРИКС
принципиально
неиерархичен
.
В
этом
логика
истории
–
по
своей
природе
историческая
инициатива
не
возникает
на
высшей
стадии
развития
,
она
возникает
на
более
низких
ста
-
диях
,
и
только
последующее
успешное
развитие
выводит
ее
на
вершину
.
Очевидный
потенциал
исторической
инициати
-
вы
в
экономическом
развитии
и
международном
разделении
труда
,
в
частности
, IT-
секторе
,
есть
у
Индии
и
Бразилии
.
Де
-
мократические
проекты
и
общественно
-
политическая
орга
-
низация
Индии
,
Бразилии
и
ЮАР
также
имеют
важное
само
-
стоятельное
историческое
значение
.
В
-
пятых
,
БРИКС
зафиксировал
мировую
тенденцию
–
перемещение
экономического
и
политического
центра
мира
из
Евро
-
Атлантики
в
другие
регионы
,
но
не
монополизиро
-
вал
ее
.
Вплотную
к
странам
БРИКС
приближаются
другие
страны
и
регионы
.
Важно
понимать
,
что
задача
утвердиться
в
качестве
ведущих
экономических
держав
продиктована
не
природой
БРИКС
,
а
предшествующим
развитием
мира
,
по
-
скольку
,
только
заняв
ведущие
экономические
позиции
,
можно
подготовить
условия
и
пространство
для
собственной
инициативы
.
Историческая
ответственность
БРИКС
заклю
-
чается
не
столько
в
экономическом
росте
,
сколько
в
выходе
15
из
цикла
экономического
доминирования
,
в
предложении
новых
гуманитарных
идей
развития
,
учитывающих
и
интере
-
сы
мирового
Юга
,
который
не
исчез
с
появлением
БРИКС
.
В
-
шестых
,
отношения
со
старым
полюсом
.
Страны
БРИКС
не
станут
новым
оппонентом
Западу
.
Экономически
они
слишком
взаимосвязаны
,
научно
-
технически
слишком
зависимы
.
БРИКС
–
это
принципиальная
альтернатива
за
-
падному
мироустройству
,
в
котором
найдется
место
и
Запа
-
ду
. G7
хотела
создать
мир
по
своему
образу
и
подобию
и
по
-
этому
явилась
источником
глобализации
в
том
виде
,
который
мы
хорошо
знаем
–
с
сильным
вестернизаторским
акцентом
.
БРИКС
хочет
сохранить
существующее
многообразие
,
пото
-
му
что
единообразие
не
соответствует
природе
БРИКС
.
В
-
седьмых
,
природа
БРИКС
отражает
новое
качество
мира
и
не
предполагает
повторение
пути
,
проложенного
За
-
падом
.
В
биполярном
мире
было
возможно
только
движение
по
прямой
между
полюсами
,
в
однополярном
мире
такое
же
движение
было
возможно
только
в
одном
направлении
,
что
и
определило
содержание
начального
этапа
глобализации
.
Та
-
ким
образом
,
и
в
биполярной
,
и
в
однополярной
структуре
отсутствовало
пространство
для
самостоятельного
развития
и
творчества
.
Социально
-
экономические
и
политические
мо
-
дели
БРИКС
–
это
не
просто
центры
силы
или
экономическо
-
го
влияния
,
а
разные
исторические
проекты
,
сила
которых
измеряется
не
сравнением
в
реальном
времени
,
а
возможно
-
стями
отвечать
на
вызовы
времени
в
длительной
перспекти
-
ве
.
В
многополярности
впервые
после
объединения
мира
в
результате
глобализации
появляется
общее
пространство
для
исторического
творчества
.
Только
в
этом
пространстве
мно
-
гообразия
могут
родиться
5
больших
идей
,
точнее
,
следуя
природе
БРИКС
,
направлений
или
измерений
развития
.
В
каком
направлении
исходя
из
природы
будет
разви
-
ваться
БРИКС
?
Ни
один
новый
проект
не
имеет
шансов
на
успех
,
если
не
способен
решить
задачи
,
которые
другие
ис
-
торические
проекты
смогли
решить
до
него
–
преодолеть
16
бедность
и
голод
,
обеспечить
охрану
здоровья
населения
.
Поэтому
,
во
-
первых
,
одним
из
главных
направлений
разви
-
тия
будут
инновации
в
сельском
хозяйстве
,
производстве
продовольствия
,
биотехнологиях
и
общедоступной
медици
-
не
.
Во
-
вторых
,
инновации
в
индустриальной
экономике
,
в
первую
очередь
,
в
производстве
и
потреблении
энергии
,
не
только
потому
,
что
это
отражает
интересы
растущих
эконо
-
мик
стран
БРИКС
,
но
и
потому
,
что
повторение
западного
пути
остальным
миром
невозможно
–
планета
не
выдержит
антропогенной
нагрузки
.
С
решением
этой
задачи
тесно
свя
-
зана
проблема
защиты
окружающей
среды
.
В
-
третьих
,
созда
-
ние
новой
,
более
справедливой
и
надежной
финансовой
сис
-
темы
,
обеспечивающей
стабильность
экономическому
разви
-
тию
.
Это
задачи
,
которые
достались
от
предыдущего
этапа
,
но
должны
быть
решены
и
,
если
посмотреть
на
итоговые
до
-
кументы
саммитов
БРИКС
,
уже
решаются
по
-
новому
.
Перед
миром
стоят
и
новые
задачи
,
в
решении
которых
БРИКС
может
предложить
инициативу
.
Вступление
мира
в
информационную
эпоху
повысило
роль
знаний
и
человече
-
ского
капитала
в
развитии
.
Поэтому
,
в
-
четвертых
,
необходи
-
мо
повышение
качества
,
разработка
новых
стандартов
обра
-
зования
–
начального
и
высшего
,
гуманитарного
и
естест
-
веннонаучного
.
В
-
пятых
,
в
ближайшее
десятилетие
на
фоне
трудностей
экономического
роста
основной
мировой
тенденцией
станут
проблемы
экономической
справедливости
и
,
как
следствие
,
распределения
.
БРИКС
может
предложить
новую
концепцию
справедливости
во
всех
сферах
деятельности
:
в
валютно
-
финансовой
,
обеспечении
природными
ресурсами
,
торговле
,
политических
отношениях
,
гуманитарных
связях
.
Общение
между
цивилизациями
–
это
,
прежде
всего
,
гуманитарное
общение
,
отношения
между
народами
,
народная
дипломатия
.
Решение
проблем
международных
отношений
с
точки
зрения
интересов
культуры
требует
новой
межцивилизационной
этики
.
Формирование
ее
принципов
важнейшая
практическая
17
задача
стран
БРИКС
,
которая
будет
решаться
как
на
государ
-
ственном
уровне
,
так
и
на
уровне
общественных
организаций
и
индивидов
.
Оценивая
перспективы
БРИКС
в
2020
г
.,
Россия
как
участник
склонна
исходить
из
оптимистического
прогноза
,
но
может
быть
и
пессимистический
сценарий
.
Какие
угрозы
могут
возникнуть
для
БРИКС
в
ближайшие
10
лет
?
Одна
из
главных
–
выбор
направления
роста
,
который
лежит
между
институализацией
и
расширением
.
Для
БРИКС
как
межциви
-
лизационного
объединения
важно
сохранить
диалоговый
формат
,
минимально
ограничивающий
субъектность
и
иден
-
тичность
во
внутреннем
развитии
и
гарантирующий
много
-
образие
при
способности
согласовывать
интересы
и
действия
на
международной
арене
.
Для
решения
этой
задачи
БРИКС
неизбежно
будет
эво
-
люционировать
из
экономической
статистической
группы
в
международное
политическое
и
цивилизационное
объедине
-
ние
.
Об
этом
убедительно
свидетельствует
и
вся
его
история
.
Экономический
рост
в
начале
ХХ
I
в
.
и
заметно
увели
-
чившийся
масштаб
экономик
во
всех
этих
странах
дал
им
по
-
вод
открыто
заявить
о
своих
амбициях
на
международной
арене
.
Их
практической
реализации
в
тот
момент
препятст
-
вовали
психологические
барьеры
и
неготовность
взять
на
се
-
бя
ответственность
в
конструировании
новых
международ
-
ных
структур
.
Потребность
в
их
создании
с
участием
стран
БРИК
в
тот
период
планомерно
реализовывалась
на
регио
-
нальном
уровне
.
Первоначально
в
фундаменте
нового
фор
-
мата
лежало
сотрудничество
ослабленной
России
и
растуще
-
го
,
но
все
еще
слабого
Китая
.
Присоединение
к
ним
Индии
и
создание
формата
РИК
,
а
затем
конституирование
аналогич
-
ной
структуры
в
составе
Индии
,
Бразилии
и
Южной
Афри
-
кой
(
ИБСА
)
стало
первым
шагом
к
созданию
нового
объеди
-
нения
.
В
основе
обоих
форматов
лежали
общие
,
но
,
по
миро
-
вым
меркам
,
узкие
,
преимущественно
,
региональные
интере
-
сы
.
18
Кризис
2008
г
.
кардинально
изменил
ситуацию
.
При
-
знанные
экономические
лидеры
и
старые
международные
финансово
-
экономические
институты
продемонстрировали
системные
пороки
.
Их
кризис
в
представлении
развивающе
-
гося
мира
,
углубил
кризис
старого
миропорядка
,
положенно
-
го
крахом
биполярности
.
Размеры
экономик
,
динамика
роста
,
а
главное
успехи
в
преодолении
мирового
кризиса
дали
стра
-
нам
БРИК
веские
основания
осознать
себя
в
новом
качестве
и
,
как
следствие
,
право
на
изменение
несправедливого
эко
-
номического
порядка
.
Перспектива
превращения
в
локомо
-
тив
мировой
экономики
открыла
перед
ними
возможность
преобразовать
свой
экономический
потенциал
в
политиче
-
ский
вес
.
До
2011
г
.
БРИК
оставался
объединением
крупных
держав
,
входящих
в
число
12
ведущих
экономик
мира
.
При
-
соединение
к
объединению
ЮАР
,
явно
не
соответствующей
этим
высоким
экономическим
показателям
,
показало
,
что
объединение
постепенно
эволюционирует
в
международно
-
политическом
направлении
,
а
в
его
основе
лежат
уже
не
только
общие
экономические
интересы
,
но
и
другие
,
быть
может
,
менее
очевидные
,
но
не
менее
значимые
задачи
.
Под
-
ключение
ЮАР
в
первом
приближении
завершило
цивилиза
-
ционную
картину
не
-
западного
мира
и
подтвердило
на
прак
-
тике
,
что
объединение
из
экономического
превращается
в
геополитическое
,
глобальное
по
значению
и
межцивилиза
-
ционное
по
смыслу
.
Речь
,
таким
образом
,
может
идти
о
рас
-
ширении
или
даже
смене
повестки
дня
БРИКС
,
приобре
-
тающей
глобальный
проблемный
характер
.
19
1.2.
БРИКС
:
МЕСТО
РОССИИ
В
ГРУППЕ
,
ВИДЕНИЕ
И
ПРАКТИЧЕСКИЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
,
СОВМЕСТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«
ПЯТЕРКИ
»
В
РАМКАХ
МНОГОСТОРОННИХ
ИНСТИТУТОВ
В
.
В
.
Панова
,
к
.
и
.
н
.,
МГИМО
(
У
)
МИД
России
1.
Глобальные
позиции
БРИКС
Как
известно
современные
международные
отношения
характеризуются
значительными
геополитическими
и
гео
-
экономическими
сдвигами
,
возникновением
новых
системно
важных
игроков
и
противоречий
между
ними
и
традицион
-
ными
центрами
властного
мироустройства
.
Центр
тяжести
мировой
политики
фактически
переместился
с
Севера
на
Юг
и
с
Запада
на
Восток
.
Причем
здесь
речь
идет
не
только
о
странах
БРИКС
,
но
и
еще
одном
изобретении
Джима
О
’
Нила
–
Следующими
11 (Next 11).
В
первую
очередь
,
речь
идет
об
экономических
и
финансовых
позициях
динамично
развивающихся
стран
и
изменении
относительных
пропор
-
ций
положения
и
роли
пост
-
индустриальных
государств
Ев
-
ропы
,
Северной
Америки
и
Японии
визави
остального
мира
,
и
в
частности
БРИКС
.
С
одной
стороны
,
достаточно
сложно
говорить
о
кол
-
лективном
весе
настолько
разнопланового
объединения
,
т
.
к
.
безусловным
лидером
является
Китай
.
С
другой
стороны
,
наличие
взаимного
признания
,
как
единой
группы
,
по
край
-
ней
мере
на
данном
этапе
позволяет
по
консенсусным
для
пяти
стран
вопросам
оценивать
общий
потенциал
БРИКС
.
Говоря
об
объективных
показателях
:
По
размеру
экономики
Китай
сейчас
находится
на
2
месте
и
его
номинальный
ВВП
в
текущих
долларах
США
составляет
7,298.147 (
по
ППС
11,299.967; 14.322%)
млрд
.
(
первое
место
остается
за
США
в
объеме
15,094.025;
19.131%),
на
восьмом
–
Бразилия
(2,492.908;
по
ППС
2,294.243, 2.908%),
Индия
(1,676.143;
по
ППС
4,457.784;
20
5.650%),
Россия
(1,850.401;
по
ППС
2,383.402; 3.021%),
и
,
наконец
,
ЮАР
(408.074;
по
ППС
555.134; 0.704%).
В
итоге
все
страны
БРИКС
производят
26,6%
мирового
ВВП
.
Динамика
роста
ВВП
всех
стран
БРИКС
представляет
более
значительный
показатель
,
нежели
аналогичный
пока
-
затель
основной
массы
промышленно
развитых
стран
(
пожа
-
луй
,
исключение
составляет
Канада
,
рост
которой
в
2011
го
-
ду
был
практически
равен
росту
экономики
Бразилии
).
Хотя
достаточно
мрачные
экономические
прогнозы
касаются
в
том
числе
и
динамично
развивающихся
экономик
стран
БРИКС
.
Так
,
одним
из
результатов
продолжающегося
кризи
-
са
зоны
евро
видится
снижение
темпов
роста
Китая
,
кото
-
рый
,
несмотря
на
сохранение
значительного
отрыва
от
зна
-
чений
других
стран
,
может
негативно
повлиять
на
общеми
-
ровое
развитие
.
Отрицательно
рассматривается
и
недавний
скандал
в
отношении
возможностей
со
стороны
Standard and
Poors
негативного
пересмотра
рейтинга
Индии
.
По
оценкам
экспертов
из
МакКинзи
потенциальный
выход
Греции
и
ряда
других
неблагополучных
стран
из
зоны
евро
,
может
также
отрицательно
повлиять
на
экономическую
ситуацию
в
Рос
-
сии
(
хотя
и
в
меньшей
степени
,
чем
на
остальные
европей
-
ские
страны
,
тем
не
менее
,
снижением
темпов
роста
пример
-
но
на
1,5%.
При
этом
дополнительным
фактором
риска
явля
-
ется
зависимость
России
от
конъюнктуры
цен
на
нефть
).
Еще
одним
фактором
,
который
обычно
отмечают
,
оце
-
нивая
мощь
БРИКС
,
является
демография
,
в
основном
обес
-
печиваемая
количественно
за
счет
Китая
и
Индии
(1 341
млн
.
и
1 224
млн
.
человек
соответственно
).
Общая
численность
населения
стран
БРИКС
превышает
40%.
Тем
не
менее
,
это
не
единственный
,
и
даже
не
самый
важный
показатель
,
опре
-
деляющий
роль
и
место
пятерки
на
мировой
арене
.
Основ
-
ным
демографическим
индикатором
является
качество
,
т
.
е
.
уровень
образования
(
в
том
числе
количество
высококвали
-
фицированных
специалистов
).