Файл: Strategia_Rossii_v_BRIKS_tseli_i_instrumenty.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2631

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

21

Географическое

 

положение

 

и

 

территории

 

стран

 

БРИКС

 

являются

 

еще

 

одним

 

объективным

 

фактором

 

нарождающего

-

ся

 

доминирования

Одна

 

лишь

 

Россия

 

располагается

 

на

 

од

-

ной

 

седьмой

 

мировой

 

суши

 

2. 

Эволюция

 

БРИКС

 

Общеизвестный

 

факт

что

 

акроним

 

БРИК

 

появился

 

еще

 

в

 2001 

году

 

как

 

инвестиционный

 

проект

 

старшего

 

аналитика

 

Голдман

 

и

 

Сакс

 

Джима

 

О

Нила

 – 

в

 

тот

 

момент

 

ничего

 

обще

-

го

 

между

 

этими

 

странами

кроме

 

как

 

группирования

 

их

 

по

 

принципу

 

наиболее

 

динамичных

 

и

 

экономически

 

перспек

-

тивных

 

для

 

инвестиций

 

стран

которые

 

превзойдут

 

по

 

объе

-

мам

 

ВВП

 

страны

 «

семерки

», 

не

 

было

Но

 

позднее

 

этот

 

про

-

ект

 

зажил

 

собственной

 

жизнью

 

и

 

превратился

 

в

 

квази

-

блок

 

пяти

 

стран

объединенных

 

идеей

 

переформатирования

 

со

-

временной

 

системы

 

международных

 

отношений

в

 

первую

 

очередь

 

финансовых

 

и

 

экономических

в

 

сторону

 

большего

 

учета

 

мнений

 

этих

 

стран

.  

С

 

российской

 

стороны

 

очевидные

 

предпосылки

 

к

 

тако

-

му

 

развитию

 

событий

 

просматривались

 

как

 

в

 

теоретической

так

 

и

 

практической

 

плоскости

Теоретическое

 

обоснование

 

данной

 

концепции

 

можно

 

отнести

 

к

 

идее

 

Е

.

М

Примакова

 

о

 

создании

 

треугольника

 

сотрудничества

 

с

 

Индией

 

и

 

Китаем

 

и

 

диверсификации

 

российской

 

внешней

 

политики

 

от

 

чрезмер

-

ной

 

ориентации

 

на

 

страны

 

Запада

По

 

целому

 

ряду

 

причин

 

предложенный

 

треугольник

 

не

 

мог

 

быть

 

реализован

 

в

 1990-

е

 

годы

но

 

на

 

сегодняшний

 

день

 

все

 

три

 

страны

 

смогли

 

разре

-

шить

 

или

 

же

 

отодвинуть

 

в

 

сторону

 

существующие

 

разногла

-

сия

 

и

 

активно

 

сотрудничают

 

в

 

формате

 

не

 

только

 

БРИКС

но

 

и

 

более

 

глубоко

с

 

включением

 

военно

-

политических

 

аспек

-

тов

 

и

 

проблем

 

безопасности

 – 

РИК

Первая

 

трехсторонняя

 

встреча

 

министров

 

иностранных

 

дел

 

прошла

 

после

 «

гостевой

 

сессии

» 

Петербургского

 

самми

-

та

 «

восьмерки

», 

при

 

том

что

 

двумя

 

месяцами

 

позже

 

минист

-

ры

 

иностранных

 

дел

 

Бразилии

Китая

 

и

 

России

 

и

 

министр

 

 

22

обороны

 

Индии

 

вновь

 

встретились

 

на

 

полях

 

Генеральной

 

Ассамблеи

 

ООН

Дальнейшее

 

осознание

 

общности

 

интере

-

сов

 

России

 

со

 

странами

 «

пятерки

»

1

 

по

 

целому

 

ряду

 

проблем

включая

 

но

 

не

 

ограничивая

 

их

 

проблемами

 

защиты

 

прав

 

ин

-

теллектуальной

 

собственности

энергоэффективности

 

и

 

т

.

п

., 

происходило

 

в

 

рамках

 

Хайлигендаммско

-

Аквильского

 

про

-

цесса

 

диалога

 (

ХАП

), 

что

 

в

 

свою

 

очередь

 

привело

 

к

 

очеред

-

ной

 

встрече

 

министров

 

иностранных

 

дел

 

БРИК

 

на

 

полях

 

Ге

-

неральной

 

Ассамблеи

 

ООН

на

 

которой

 

было

 

принято

 

реше

-

ние

 

о

 

создании

 

консультативного

 

механизма

 

на

 

уровне

 

за

-

местителей

 

министров

2

 

наряду

 

с

 

регулярными

 

контактами

 

на

 

уровне

 

постоянных

 

представителей

 

в

 

ООН

В

 

мае

 2008 

года

 

прошла

 

первая

 

самостоятельная

 

сессия

 

министров

 

иностранных

 

дел

 

БРИК

что

впрочем

не

 

отмени

-

ло

 

очередную

 

встречу

 

на

 

полях

 

ГА

 

ООН

 

в

 

сентябре

 

того

 

же

 

года

на

 

которой

 

обсуждались

 

проблемы

 

глобальной

 

финан

-

совой

 

архитектуры

продовольственного

 

кризиса

изменения

 

климата

 

и

 

укрепления

 

сотрудничества

 

в

 

рамках

 

ХАП

С

 

тех

 

пор

 

встречи

 

министров

 

иностранных

 

дел

 

приобрели

 

регуляр

-

ный

 

характер

Россия

 

также

 

инициировала

 

диалог

 

по

 

безо

-

пасности

 

в

 

рамках

 

этой

 

группы

впервые

 

состоявшийся

 

в

 

Москве

 

в

 

мае

 2009 

года

При

 

этом

на

 

уровне

 

руководителей

 

государств

 

консультации

 

в

  «

квази

-

блоке

» 

прошли

 

накануне

 

саммита

  «

восьмерки

» 

в

 

Тойако

 

в

 

Японии

а

 

затем

 

были

  

возобновлены

 

в

 

этом

 

же

 

году

 

накануне

 

первого

 

саммита

 

«

двадцатки

». 

                                                 

1

 

После

 

предложенного

 

в

 2007 

году

 

механизма

 

взаимодействия

 

со

 

стра

-

нами

не

 

входящими

 

в

 «

восьмерку

» – 

Бразилией

Китаем

Индией

Мек

-

сикой

 

и

 

ЮАР

 – 

немецким

 

председателем

 

в

 

рамках

 

Хайлигендаммско

-

Аквильского

 

процесса

 

диалога

эти

 

пять

 

стран

 

на

 

некоторое

 

время

 

обра

-

зовали

 

группу

 

с

 

единой

 

идентичностью

 

пятерки

  (

изначально

 Outreach 

Five, 

с

 

последующим

 

преобразованием

 

в

 Group of Five, 

с

 

тем

чтобы

 

под

-

черкнуть

 

равноправный

 

статус

 

со

 

странами

 «

восьмерки

»). 

2

 

Первая

 

такая

 

встреча

 

прошла

 

в

 

марте

 2008 

года

 

в

 

Рио

 

де

 

Жанейро

Бра

-

зилии


background image

 

23

С

 

ноября

 2008 

года

 

было

 

положено

 

начало

 

встречам

 

министров

 

финансов

 

БРИК

инициированное

 

бразильской

 

стороной

 

и

 

прошедшее

 

в

 

Сан

-

Пауло

 

накануне

 

встречи

 

«

Группы

 

двадцати

», 

с

 

последующей

 

встречей

 

также

 

накану

-

не

 «

двадцатки

» 

в

 

Хоршеме

на

 

этот

 

раз

 

уже

 

с

 

участием

 

глав

 

центральных

 

банков

 

четырех

 

стран

Тогда

 

министры

 

стран

 

БРИК

 

обсудили

 

целый

 

ряд

 

вопросов

по

 

которым

 

у

 

них

 

были

 

схожие

 

обеспокоенности

 

и

 

позиции

среди

 

которых

 

можно

 

выделить

 

стабилизацию

 

и

 

регулирование

 

международных

 

финансовых

 

рынков

  (

с

 

особым

 

вниманием

 

к

  «

теневой

 

бан

-

ковской

 

системе

», 

хедж

 

фондам

т

.

к

динамично

 

развиваю

-

щиеся

 

экономики

 

значительно

 

пострадали

 

от

 

массового

 

от

-

тока

 

спекулятивного

 

капитала

), 

угрозу

 

протекционизма

ре

-

форму

 

международных

 

финансовых

 

институтов

 (

в

 

частности

 

перераспределение

 

квот

 

МВФ

обзор

 

которых

 

должен

 

был

 

пройти

 

в

 

январе

 2011 

года

распределение

 

специальных

 

прав

 

заимствования

роль

 

резервных

 

валют

 

и

 

активирование

 

но

-

вой

 

модели

 

доходов

 – 

каждый

 

из

 

которых

 

был

 

позднее

 

включен

 

в

 

текст

 

итогового

 

документа

  «

двадцатки

». 

Также

 

именно

 

к

 

этой

 

встрече

 

уходит

 

корнями

 

более

 

поздняя

 

ини

-

циатива

которая

 

была

 

озвучена

 

на

 

саммите

 

БРИКС

 

в

 

Дели

об

 

изучении

 

возможностей

 

создания

 

Банка

 

развития

 

БРИКС

равно

 

как

 

и

 

решений

 

по

 

СВОП

-

механизмам

т

.

к

в

 

заявлении

 

министров

 

отмечалась

 «

необходимость

 

развития

 

новых

 

схем

 

кредитования

способных

 

помочь

 

странам

стоящим

 

перед

 

финансовыми

 

проблемами

 […] 

применять

 

новые

 

и

 

более

 

гиб

-

кие

 

подходы

 

к

 

проблеме

 

условий

 

получения

 

кредитов

», 

а

 

так

-

же

 

наличия

 

средств

 

на

 

непредвиденные

 

цели

Дальнейшие

 

встречи

 

министров

 

финансов

 

и

 

глав

 

ЦБ

 

происходили

 

нака

-

нуне

 

каждой

 

встречи

  «

двадцатки

» 

министерского

 

уровня

а

 

также

 

на

 

полях

 

сессий

 

МВФ

 

и

 

Всемирного

 

банка

Начиная

 

с

 

2011 

года

страны

 

БРИКС

 

также

 

стали

 

встречаться

 

на

 

уровне

 

министров

 

экономики

 

и

 

внешней

 

торговли

 

для

 

обсуждения

 

вопросов

 

макроэкономической

 

политики

 

стран

 

на

 

фоне

 

гло

-

бального

 

финансового

 

и

 

экономического

 

кризиса

укрепле

-

 

24

ния

 

торгово

-

экономических

 

отношений

 

между

 

пятью

 

стра

-

нами

 

и

 

их

 

координацию

 

в

 

рамках

 

других

 

институтов

Одним

 

из

 

свидетельств

 

более

 

тесной

 

координации

 

в

 

рамках

 

БРИКС

 

стало

 

решение

 

о

 

создании

 

контактной

 

группы

 

с

 

задачей

 

раз

-

работки

 

соответствующих

 

рекомендаций

На

 

уровне

 

руководителей

 

государств

встречи

  «

клуба

» 

стали

 

проходить

 

по

 

предложению

 

России

начиная

 

с

 2009 

го

-

да

Первая

 

из

 

них

 

прошла

 

в

 

Екатеринбурге

  (

когда

 

Бразилия

 

присоединилась

 

к

 

остальным

 

трем

 

странам

 

после

 

диалога

 

по

 

ШОС

с

 

последующими

 

саммитами

 

в

 

Бразилии

Китае

 

и

 

Ин

-

дии

.

1

 

Самая

 

последняя

 

встреча

 

пяти

 

лидеров

 

состоялась

 

по

 

инициативе

 

текущего

 

индийского

 

председателя

 

перед

 

нача

-

лом

 

общих

 

переговоров

 

на

 

саммите

  «

Группы

 

двадцати

» 

в

 

Лос

 

Кабосе

 (

Мексика

в

 

июне

 2012 

года

что

 

позволило

 

пяти

 

странам

 «

сверить

 

часы

» 

по

 

важнейшим

 

международным

 

фи

-

нансово

-

экономическим

 

и

 

политическим

 

вопросам

Эта

 

сес

-

сия

 

фактически

 

мало

 

отличалась

 

от

 

предыдущих

 

встреч

 

пя

-

терки

 

и

 

состояла

 

из

 

обсуждений

 

проблем

 

кризиса

 

еврозоны

реформы

 

МВФ

дальнейших

 

перспектив

 «

Группы

 

двадцати

», 

равно

 

как

 

и

 

ходе

 

выполнения

 

решений

принятых

 

на

 

саммите

 

БРИКС

 

в

 

Дели

 

и

 

Делийскому

 

плану

 

действий

 

по

 

развитию

 

сотрудничества

Российская

 

сторона

 

при

 

этом

 

сделала

 

акцент

 

на

 

важности

 

разработки

 

долгосрочной

 

стратегии

 

развития

 

и

 

создания

 

Делового

 

совета

 

БРИКС

Не

 

обошлись

 

эти

 

перего

-

воры

 

и

 

без

 

обсуждения

 

ряда

 

политических

 

вопросов

в

 

част

-

ности

сирийского

что

 

обозначило

 

дальнейшую

 

эволюцию

 

БРИКС

 

от

 

коалиции

 

по

 

консультациям

 

внутри

  «

двадцатки

»  

в

 

более

 

устойчивый

 

и

 

всеобъемлющий

 

механизм

участники

 

которого

 

чувствуют

 

свою

 

ответственность

 

не

 

только

 

за

 

даль

-

                                                 

1

 

Со

 

стороны

 

России

 

была

 

сделана

 

заявка

 

на

 

изменение

 

последовательно

-

сти

 

председательствования

 

в

 

рамках

 

БРИКС

В

 

этом

 

случае

после

 

сле

-

дующего

 

года

 

с

 

ЮАР

 

во

 

главе

 

председательство

 

перейдет

 

к

 

Бразилии

,  

и

 

лишь

 

в

 2015 

году

 

вернется

 

в

 

Россию


background image

 

25

нейшую

 

финансово

-

экономическую

 

ситуацию

но

 

и

 

полити

-

ческий

 

климат

 

в

 

мире

 

3. 

Место

 

России

 

в

 

БРИКС

 

Несмотря

 

на

 

то

что

 

Россия

 

сама

 

инициировала

 

встречи

 

БРИК

продолжаются

 

споры

 

на

 

уровне

 

исследователей

 

и

 

СМИ

 

о

 

том

насколько

 

Россия

 

принадлежит

 

к

 

этой

 

группе

Такие

 

вопросы

на

 

самом

 

деле

возникают

 «

по

 

обеим

 

сторо

-

нам

 

баррикад

», 

но

 

в

 

основном

  (

равно

 

как

 

и

 

относительно

 

жизнеспособности

 

БРИКС

 

как

 

такового

разрабатываются

 

западными

 

экспертами

не

 

заинтересованными

 

в

 

возникнове

-

нии

 

реального

 

блока

 

держав

способных

 

изменить

 

сущест

-

вующий

 

миропорядок

Один

 

из

 

наиболее

 

популярных

 

тезисов

 – 

вопрос

 

о

 

том

насколько

  «

нарождающаяся

» 

страна

 

Россия

 

и

таким

 

обра

-

зом

насколько

 

она

 

принадлежит

  «

клубу

» 

динамично

 

разви

-

вающихся

 

Бразилии

Индии

 

и

 

Китая

Некоторые

 

эксперты

 

утверждают

что

 

более

чем

 

объективными

 

причинами

при

-

сутствие

 

России

 

в

 

БРИКС

 

определяется

 

внутриполитическим

 

и

 

экономическим

 

контекстом

а

 

вовне

 

вопрос

 

состоит

 

не

 

в

 

продвижении

 

убеждений

 

и

 

определении

 

международных

 

норм

а

 

скорее

 

в

 

плане

 

преследования

 

более

 

узких

 

нацио

-

нальных

 

интересов

 

с

 

целью

 

ограничения

 

степени

 

зарубежно

-

го

  (

в

 

первую

 

очередь

 

американского

присутствия

 

в

 

зоне

 

ее

 

особых

 

интересов

что

в

 

свою

 

очередь

ведет

 

к

 

сотрудниче

-

ству

 

или

 

соглашению

 

по

 

вопросам

важным

 

для

 

США

и

 

бо

-

лее

 

жесткой

 

позиции

 

по

 

проблемам

важным

 

для

 

России

но

 

в

 

меньшей

 

степени

 

значимых

 

для

 

Вашингтона

1

Хотя

 

подобное

 

утверждение

 

и

 

представляется

 

несколько

 

упрощенным

 

с

 

уче

-

                                                 

1

 

Более

 

подробно

 

на

 

эту

 

тему

 

см

. N.Macfarlane, “The ‘R’ in BRICs: is Rus-

sia an emerging power?”, International Affairs 82,1 (2006), pp. 41-57; 
C.Roberts, Russia’s BRICs Diplomacy: Rising Outsider with Dreams of an 
Insider, Polity, Volume 42, Number 1, January 2010 etc. 

 

26

том

 

того

что

 

Россия

 

постоянно

 

выступала

 

против

 

таких

 

аме

-

риканских

 

проектов

 

как

 

расширение

 

НАТО

 

и

 

Евро

-

ПРО

Что

 

касается

 

споров

 

о

 

принадлежности

 

России

 

к

 

клубу

 

восходящих

 

держав

то

действительно

в

 

годы

 

холодной

 

войны

 

СССР

 

был

 

одним

 

из

 

полюсов

 

биполярного

 

конфрон

-

тационного

 

миропорядка

а

 

после

 

развала

 

Советского

 

Союза

 

и

 

окончания

 

холодной

 

войны

 

Россия

 

прошла

 

через

 

совокуп

-

ность

 

экономического

политического

социального

демо

-

графического

 

кризисов

 

и

 

потерю

 

идентичности

Достаточно

 

перечислить

 

несколько

 

примеров

 – 

экономика

 

страны

 

со

-

кращалась

 

беспрерывно

 

с

 1990 

до

 1997 

года

 

примерно

 

на

 

40%

1

 (

дефолт

 1998 

года

 

еще

 

более

 

усугубил

 

ситуацию

), 

вос

-

становление

 

роста

 

произошло

 

лишь

 

в

 1999 

году

.

2

 

С

 

точки

 

зрения

 

геополитического

 

положения

 

Россия

 

как

 

правопреем

-

ница

 

СССР

 

после

 

его

 

развала

 

сократилась

 

более

 

чем

 

на

 

чет

-

верть

 

и

 

не

 

являлась

 

лидером

 

блока

 

социалистических

 

стран

 

(

ОВД

 

и

 

СЭВ

 

были

 

распущены

 

незадолго

 

до

 

распада

 

Совет

-

ского

 

Союза

). 

Демографическое

 

положение

 

страны

 

также

 

значительно

 

ухудшилось

когда

 

население

 

сокращалось

 

при

-

мерно

 

на

 

миллион

 

человек

 

в

 

год

 

со

 148,3 

миллионов

 

человек

 

в

 1990 

году

 

до

 140 

миллионов

 

с

 

постепенным

 

возобновлен

-

ным

 

ростом

в

 

основном

 

за

 

счет

 

миграции

 

до

 

порядка

 143 

миллионов

 

человек

 

на

 

сегодняшний

 

день

.

3

 

Система

 

правосу

-

                                                 

1

 

Более

 

подробно

 

см

. I.Dolinskaya, Explaining Russia’s Output Collapse, 

IMF Staff Papers, Vol. 49, No. 2, 2002 International Monetary Fund, 
http://www.ieo-imf.org/External/Pubs/FT/staffp/2002/02/pdf/dolin.pdf 

2

 

Так

в

 

рамках

 

Киотского

 

протокола

 

Россия

как

 

страна

 

Приложения

 I, 

имеет

 

обязательства

 

скорее

 

не

 

сокращать

а

 

увеличивать

 

выбросы

 

СО

из

-

за

 

развала

 

большей

 

части

 

промышленности

что

 

может

в

 

свою

 

оче

-

редь

дать

 

России

 

определенные

 

преимущества

 

от

 

торговли

 

квотами

 

и

 

использованием

 

МЧР

  (

механизмы

 

чистого

 

развития

которые

впрочем

никогда

 

реально

 

не

 

использовались

 

из

-

за

 

отсутствия

 

соответствующей

 

юридической

 

базы

что

 

не

 

позволило

 

воплощать

 

крупные

 

выгодные

 

про

-

екты

). 

3

 

При

 

этом

 

соотношение

 

уровня

 

рождаемости

 

и

 

смертности

 

обрело

 

пози

-

тивные

 

тенденции

 

за

 

последнее

 

десятилетие

Так

в

 2000 

году

 

уровень

 


background image

 

27

дия

здравоохранения

 

и

 

другие

 

социальные

 

сферы

 

оказались

 

практически

 

разрушенными

При

 

этом

несмотря

 

на

 

то

что

 

демографическая

 

ситуация

 

в

 

России

 

развивается

 

в

 

противо

-

положном

 

направлении

 

по

 

сравнению

 

с

 

остальными

 

страна

-

ми

 

БРИКС

  (

т

.

е

сокращается

 

по

 

сравнению

 

с

 

ростом

 

в

 

ос

-

тальных

 

четырех

 

странах

), 

ряд

 

тенденций

 

остаются

 

доста

-

точно

 

благоприятными

 

для

 

России

.

 1

 

Во

-

первых

ВВП

 

в

 

Рос

-

сии

 

на

 

душу

 

населения

 

гораздо

 

выше

чем

 

в

 

остальных

 

стра

-

нах

 

БРИКС

 

и

 

по

 

этому

 

показателю

 

Россия

 

относится

 

к

 

стра

-

нам

 

со

 

средним

 

уровнем

 

дохода

 (

Бразилия

 

в

 

рамках

 

БРИКС

 

находится

 

на

 

втором

 

месте

 

и

 

ее

 

подушевой

 

ВВП

 

составляет

 

две

 

трети

 

от

 

отечественного

 

показателя

). 

Во

-

вторых

Индекс

 

развития

 

человека

 (HDI) 

в

 

России

 

гораздо

 

выше

чем

 

в

 

ос

-

тальных

 

странах

 

группы

 (66 

место

 

по

 

сравнению

 

с

 84 

для

 

Бразилии

, 101 

для

 

КНР

, 123 

для

 

ЮАР

 

и

 134 

для

 

Индии

).

2

 

Имея

 

в

 

виду

 

данные

 

объективные

 

различия

нет

 

необ

-

ходимости

 

делать

 

из

 

этой

 

разницы

 

препятствия

 

для

 

установ

-

ления

 

сотрудничества

а

 

также

 

нет

 

предпосылок

 

к

 

тому

что

-

бы

 

эти

 

различия

 

не

 

позволили

 

определить

 

согласованную

 

политику

 

всех

 

пяти

 

стран

Различные

 

стартовые

 

позиции

 

мо

-

гут

напротив

нести

 

в

 

себе

 

решение

 

через

 

взаимодополняе

-

мость

При

 

этом

 

имеется

 

в

 

виду

 

не

 

упрощенческое

 

понима

 
                                                                                                           

рождаемости

 

составлял

 8,7, 

в

 

то

 

время

 

как

 

уровень

 

смертности

 

был

 

прак

-

тически

 

в

 2 

раза

 

выше

 (15,3), 

а

 

уже

 

в

 2010 

году

 

аналогичные

 

показатели

 

составляли

 12,5 

и

 14,2 

человека

 

соответственно

 (12,7 

и

 13,6 

по

 

данным

 

за

 

январь

 – 

май

 2012 

года

). 

См

Федеральная

 

служба

 

государственной

 

ста

-

тистики

Естественное

 

движение

 

населения

. http://www.gks.ru/wps/wcm/ 

connect/rosstat/rosstatsite/main/population/demography/# 

1

 

Существует

 

направление

 

исследований

в

 

которых

 

утверждается

что

 

меньшее

 

по

 

размеру

 

население

 

создает

 

меньше

 

проблем

 

с

 

точки

 

зрения

 

соревнования

 

за

 

ограниченные

 

ресурсы

и

 

поэтому

 

в

 

России

 

будет

 

гораз

-

до

 

более

 

низкая

 

вероятность

 

возникновения

 

проблем

 

на

 

почве

 

борьбы

 

за

 

недостающие

 

ресурсы

2

 Human Development Index – 2011 Rankings, UNDP, http://hdr.undp.org/ 

en/statistics/ 

 

28

ние

когда

 

Россию

 

и

 

Бразилию

 

ставят

 

в

 

ряд

 

экспортеров

  

сырья

  (

энергетического

 

и

 

сельскохозяйственного

 

соответст

-

венно

), 

Индию

 

определяют

 

как

 

производителя

 

услуг

 

и

 

ин

-

формационных

 

технологий

а

 

Китай

 – 

как

 

экспортера

 

про

-

мышленных

 

товаров

а

 

всеобъемлющая

 

взаимодополняе

-

мость

 

через

 

способность

 

к

 

преодолению

 

существующих

 

со

-

циальных

экономических

политических

 

и

 

технологических

 

недостатков

через

 

более

 

тесный

 

обмен

 

и

 

сотрудничество

.  

Ранее

в

 1990-

х

 

России

и

 

на

 

уровне

 

элит

и

 

населения

 

в

 

целом

 

после

 

развала

 

СССР

 

необходимо

 

было

 

компенсиро

-

вать

 

потерю

 

статуса

 

сверх

 

державы

что

 

и

 

делалось

 

через

 

по

-

пытки

 

присоединения

 

к

 

максимально

 

большему

 

количеству

 

западных

 

институтов

 («

Группа

 

семи

», 

Парижский

 

и

 

Лондон

-

ский

 

клубы

Совет

 

Европы

МВФ

 

и

 

т

.

п

., 18 

лет

 

переговоров

 

по

 

поводу

 

вступления

 

в

 

ВТО

предполагаемое

 

к

 2014 

году

но

 

еще

 

не

 

реализованное

 

присоединение

 

к

 

ОЭСР

). 

Сегодня

 

ос

-

татки

 

имперских

 

амбиций

 

еще

 

живы

 

в

 

части

 

российского

 

общества

но

 

они

 

не

 

соответствуют

 

реальному

 

потенциалу

 

и

 

возможностям

 

страны

.

1

 

С

 

течением

 

времени

по

 

мере

 

восстановления

 

позиций

 

России

 

на

 

мировой

 

арене

Москва

 

все

 

в

 

меньшей

 

степени

 

стала

 

сопротивляться

 

перспективам

 

занятия

 

подчиненного

 

положения

 

по

 

отношению

 

к

 

западным

 

странам

эйфория

 

об

-

щего

 

равенства

 

и

 

братства

 

по

 

итогам

 

холодной

 

войны

 

окон

-

чательно

 

выветрилась

 

во

 

второй

 

половине

 1990-

х

 

годов

По

 

мере

 

укреплений

 

позиций

 

в

 

экономической

 

и

 

политической

 

областях

 

российское

 

государство

 

все

 

с

 

большим

 

напором

 

стало

 

отставить

 

свои

 

интересы

 

и

 

подходы

что

в

 

свою

 

оче

-

редь

скорее

 

позволяет

 

классифицировать

 

его

 

как

 

возвра

-

щающуюся

нежели

 

нарождающуюся

 

державу

Тем

 

не

 

менее

                                                 

1

 

Статус

 

России

 

по

 

мнению

 

ряда

 

исследователей

 

сегодня

 

превышает

 

ее

 

реальный

 

потенциал

 (overachiever) 

и

 

она

 

относится

 

к

 

странам

 

с

  «

несо

-

стоятельным

 

статусом

» (status inconsistency). 

Подробнее

 

о

 

вопросах

 

ста

-

туса

 

в

 

международных

 

отношениях

 

см


background image

 

29

если

 

рассматривать

 

БРИКС

 

как

 

группу

 

стран

укрепляющих

 

свое

 

положение

 

на

 

мировой

 

арене

без

 

различий

 

относитель

-

но

 

исторической

 

подоплеки

 

ранее

 

присущего

 

статуса

 

сверх

 

державы

 

и

 

результата

 

низкого

 

старта

 

накануне

 

быстрого

 

рос

-

та

то

 

Россия

 

вполне

 

органично

 

вписывается

 

в

 

группу

 

ос

-

тальных

 

динамично

 

развивающихся

 

стран

Также

 

многое

 

зависит

 

от

 

того

по

 

каким

 

именно

 

пара

-

метрам

 

сравнивать

 

принадлежность

 

или

 

несостоятельность

 

России

 

в

  «

клубе

». 

С

 

одной

 

стороны

действительно

 

Россия

 

растет

 

медленнее

чем

 

Китай

 

или

 

Индия

но

 

ее

 

темпы

 

сопос

-

тавимы

 

с

 

двумя

 

другими

 

странами

 

БРИКС

 (

если

 

рассматри

-

вать

 

только

 

последние

 

три

 

года

то

 

темпы

 

экономического

 

роста

 

России

 

составляли

 4,3% 

в

 2010 

и

 2011 

годах

с

 

прогно

-

зами

 

в

 3,8% 

на

 

текущий

 

год

в

 

то

 

время

 

как

 

в

 

Бразилии

 

ана

-

логичные

 

годы

 

демонстрируют

 

показатели

 

в

 7,5% 

и

 2,7% 

с

 

прогнозом

 

в

 2,9%, 

а

 

в

 

ЮАР

 (

учитывая

 

дополнительно

 

гораз

-

до

 

меньший

 

объем

 

экономики

 

и

 

более

 

низкое

 

развитие

) – 

2,9% 

и

 3,1% 

с

 

прогнозом

 

в

 2,7%

1

). 

Более

 

того

на

 

сегодняш

-

ний

 

день

 

Россия

 

в

 

противоположность

 

начальному

 

периоду

 

кризиса

 2008-2009 

гг

рассматривается

 

как

 

один

 

из

 

наиболее

 

сильных

 

игроков

 

в

  «

клубе

». 

Не

 

так

 

давно

 

Индия

 

оказалась

 

перед

 

лицом

 

опасности

 

снижения

 

ее

 

рейтингов

а

 

темпы

 

рос

-

та

 

Китая

 

ожидают

 

значительное

 

падение

Еще

 

один

 

фактор

который

 

необходимо

 

учитывать

это

 

стадия

 

экономического

 

развития

Действительно

пока

 

Китай

 

растет

 

наиболее

 

высокими

 

темпами

в

 

то

 

время

 

как

 

три

 

ос

-

тальных

 

страны

 

БРИКС

 

показывают

 

меньшие

 

показатели

но

 

при

 

этом

 

КНР

 

находится

 

в

  «

самом

 

начале

 

экономической

 

конвергенции

», 

в

 

то

 

время

 

как

 

Россия

 

и

 

Бразилия

 

прошли

 

«

порядка

 

половины

 

пути

 

в

 

рамках

 

данной

 

исторической

 

                                                 

1

 The Global Outlook in Summary, 2010 – 2014, World Bank, 

http://web.worldbank.org/external/default/main?theSitePK=659149&pagePK=
2470434&contentMDK=20370107&menuPK=659160&piPK=2470429 

 

30

трансформации

», 

что

в

 

свою

 

очередь

поднимает

 

вопрос

 

со

-

отношения

 

предпочтения

 

качества

 

или

 

количества

.

1

 

Еще

 

одна

 

проблема

которую

 

необходимо

 

отметить

го

-

воря

 

о

 

совместимости

 

в

 

рамках

 

БРИКС

это

 

размер

 

экономик

 

стран

-

участниц

В

 

данном

 

случае

 

речь

 

пойдет

 

не

 

о

 

России

а

 

о

 

ЮАР

которая

 

представляет

 

собой

 

страну

 

со

 

средним

 

раз

-

мером

 

экономики

 

в

 

отличие

 

от

 

остальных

 

стран

 

блока

 

и

 

что

 

определяет

 

несколько

 

отличные

 

интересы

 

и

 

подходы

Эта

 

разница

 

в

 

определенной

 

степени

 

смягчается

 

по

 

линии

 

ИБСА

 

(

Индия

Бразилия

ЮАР

), 

т

.

к

даже

 

несмотря

 

на

 

то

что

 

пер

-

вые

 

две

 

не

 

являются

 

странами

 

с

 

экономиками

 

среднего

 

раз

-

мера

их

 

политические

 

амбиции

 

в

 

отличии

 

от

 

китайских

 

и

 

российских

 

не

 

выходят

 

значительно

 

за

 

рамки

 

регионального

 

доминирования

По

 

словам

 

одного

 

российского

 

эксперта

БРИКС

 – 

это

 

блок

 

региональных

 

держав

 

с

 

глобальными

 

ам

-

бициями

но

тем

 

не

 

менее

Бразилия

Индия

 

и

 

ЮАР

 

на

 

сего

-

дняшний

 

день

 

не

 

стремятся

 

к

 

глобальной

 

роли

а

 

скорее

 

к

 

более

 

сильному

 

совокупному

 

голосу

 

на

 

мировой

 

арене

 

для

 

реализации

 

своих

 

региональных

 

интересов

 

и

 

гарантирован

-

ного

 

развития

 

без

 

вмешательства

 

со

 

стороны

 

институтов

 

с

 

преобладанием

 

западных

 

держав

то

 

время

 

как

 

и

 

Россия

и

 

Китай

 

в

 

основном

 

продолжают

 

опираться

 

на

 

игру

 

баланса

 

сил

 

и

 

пытаются

 

на

 

равных

 

взаимодействовать

 

с

 

США

В

 

дополнение

 

к

 

различиям

 

в

 

восприятии

идеологии

 

и

 

идентичности

 

в

 

рамках

 

БРИКС

 

эти

 

страны

 

также

 

имеют

 

объ

-

ективно

 

разные

 

интересы

 

относительно

 

того

для

 

чего

 

им

 

в

 

принципе

 

нужен

 

это

 «

клуб

». 

Впрочем

эти

 

различие

 

не

 

стоит

 

                                                 

1

 

Более

 

подробно

 

на

 

тему

 

соотношения

 

экономического

 

развития

 

стран

 

БРИКС

 

см

. Rachel Morarjee, Russia’s raw deal among the Bric countries. 

Financial Times, January 04, 2011. http://blogs.ft.com/economistsforum/ 
2010/01/does-russia-belong-in-the-brics/#ixzz1yZW3lVFk 

Хотя

 

эта

 

ситуация

 

в

 

корне

 

отличается

 

от

 

ситуации

 

середины

 20 

века

когда

 

новообразован

-

ная

 

КНР

 

находилась

 

на

 

более

 

ранней

 

стадии

 

построения

 

социализма

 

по

 

сравнению

 

с

 

СССР

что

 

определяло

 

ее

 

более

 

агрессивное

 

поведение

 

на

 

международной

 

арене

Сегодня

 

же

несмотря

 

на