Файл: BRIKS_i_Afrika_-_sotrudnichestvo_v_tselyakh_razvitia.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2417

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

121   

19  место,  повысив  рейтинг  на  5  пунктов,  а  Южная  Африка  -­‐  39,  потеряв  4  
позиции.   В   то   же   время   Китай   находится   лишь   на   91   месте.   Бразилия   с  
Индией   вовсе   на   130   и   132   месте   соответственно.   Россия   же   начала  
заметно   улучшать   свои   результаты,   поднявшись   за   год   со   120   на   112  
место   [7].   Благодаря   чему   же   Южной   Африке   удалось   так   сильно  
вырваться   вперед?   Если   рассматривать   более   подробно   показатели,  
необходимые  для  расчета  итогового  индекса,  то  можно  выделить  сферы,  

в   которых   ЮАР   имеет   наибольшие   преимущества.   Это   кредитование,   по  
которому   страна   уже   не   первый   год   находится   на   первом   месте,   защита  
инвесторов   (10   место)   и   налогообложение   (32   место),   что   еще   раз  
свидетельствуют  о  развитости  финансового  рынка.  В  то  же  время  Индия  в  
сфере  кредитования  находится

 

на  23  месте,  а  остальные  страны  БРИКС  и  

вовсе  разместились  выше  70  позиции  [8].    

Банковская  сфера  Южной  Африки  одна  из  самых  развитых  в  мире,  в  

первую  

очередь  

благодаря  

профессиональному  

менеджменту,  

прибыльности   и   высокой   капитализации.   Правительством   Южной  
Африки   был   разработан   ряд   программ   по   поддержки   инвестиционной  
деятельности   компаний,   начиная   от   программ   помощи   в   различных  
сферах,   заканчивая   поддержкой   «темнокожих»   поставщиков   [9].   Не  
существует  законодательных  ограничений  для  иностранных  инвесторов,  

желающих   открыть   совместные   предприятия   в   стране,   за   исключением  
небольших  формальностей.  Налоговая  система  предельно  упрощена  и  не  
за   счет   низких   ставок   (ЮАР   не   является   офшором),   а   за   счет   предельно  
простой  схемы  взимания.  Относительно  регистрации  новых  предприятий  
и   получения   разрешений   на   строительство   ЮАР   опережает   страны  
БРИКC.  Связано  это  не  с  количеством  процедур  или  сроками  оформления  

всей   документации,   а   со   стоимостью   оформления   и   размером  
минимального  капитала.    

Подключение  к  системе  электроснабжения,  международная  торговля  

и   разрешение   неплатёжеспособности   компаний   –   основные   проблемные  
области   Южной   Африки.   В   ЮАР   и   России   самые   сложные   процедуры   и  
высокая   стоимость   по   подключению   к   электросетям,   а   занимает   это  
больше   двухсот   дней.   Хотя   во   многих   странах   Африки   к   югу   от   Сахары  

данная   процедура   намного   проще   и   дешевле.   В   области   международной  
торговли,   все   страны   группы   за   исключением   Китая   сильно   уступают  
другим   государствам,   а   в   особенности   членам   ОЭСР.   Оформление  
экспорта/импорта  занимает  длительное  время,  а  стоимость  за  контейнер  
в   среднем   на   50%   выше,   чем   в   странах   ОЭСР   [10].   Благодаря   новой  
программе   модернизации   таможенной   службы   правительству   ЮАР  
удалось   совершить   огромный   скачок,   переместившись   в   рейтинге   по  

показателям   международной   торговли   за   один   год   со   145   на   115   место.  
Было   сокращенно   количество   процедур   с   8   до   5   и   время   на   оформление  
экспорта/импорта  с  30  дней  до  16.  

Маврикий   занимает   почетное   19   место   за   счет   того,   что   данное  

государство   является   офшором   с   хорошо   развивающимся   банковским  
бизнесом.  Защита  инвесторов,  система  налогообложения,  международная  


background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

122   

торговля   и   процедура   регистрации   предприятий   -­‐   главные   движущие  
факторы.    

Безусловно,  по  рейтингу  легкости  ведения  бизнеса  Южная  Африка  на  

целый   порядок   опережает   своих   партнеров   в   группе   быстро  
развивающихся  государств,  но  с  2006  году  она  опустилось  больше,  чем  на  
10   строк.   Связано   это   с   недостаточностью   проводимых   реформ   и   их  
качеством   в   сферах   так   или   иначе   связанных   с   предпринимательской  

деятельностью.   Как   ни   удивительно,   часть   стран   Африки   имеют   лучшие  
условия   для   ведения   бизнеса,   чем   БРИКС,   это   Руанда,   Ботсвана,   Гана,  
Сейшельские   острова   и   Намибия.   Остальные   же   страны   замыкают  
рейтинг   Легкости   ведения   Бизнеса,   начиная   со   120   позиции.   Страны  
Субсахары,   имеющие   хорошие   показатели   похожи   на   своего   рода  
«оазисы»   в   своих   микрорегионах,   т.к.   друг   от   друга   они   расположены  

достаточно   далеко.   Это   важно   для   БРИКС,   т.к.   через   них   легче   выходить  
на  рынки  стран  соседей.    

Рассмотрим   более   детально   влияние   и   значение   государственного  

сектора.   И   прежде   чем   перейти   к   Индексу   экономической   свободы  
рассмотрим   Индекс   восприятия   коррупции   (Corruption   Perception   Index),  
рассчитываемый   глобальной   организацией   гражданского   общества  
Transparency  International,  являющейся  ведущим  борцом  с  коррупцией  по  

всему   миру.   Следует   отметить,   что   в   индексе   используется   термин  
«восприятие»  т.к.  коррупция,  будь  то  частота  или  количество  незаконных  
операций   -­‐   это   в   значительной   степени   незаконная   деятельность,  
которую  трудно  измерить.  Формируя  запрос  в  сети  Интернет  «коррупция  
в  Африке»,  выходит  множество  статей  о  ее  чрезвычайно  высоком  уровне,  
и  о  всеобъемлющей  зараженности  Черного  континента  взяточничеством.    

Изучая   индекс   восприятия   коррупции,   данная   информация    

подтверждается,   т.к.   большинство   стран   Африки   располагаются   выше  
сотой  позиции,  т.е.  относятся  к  странам  с  чрезвычайно  высоким  уровнем  
восприятия   коррупции.   Притом   изначально   коррупцию   породили  
крупные  

западные  

компании  

и  

банки,  

через  

которые  

высокопоставленные  лица  государств  вывозили  капитал  за  границу,  так  
называемая   «деловая   коррупция».   Высокий   уровень   «коррупции  

верховной   власти»   наблюдается   постоянно   вследствие   постоянной  
борьбы  за  власть  в  государствах.  Рассматривая  ЮАР  и  некоторые  другие  
государства  Субсахары,  возникает  противоречивое  мнение.  Председатель  
Совета   по   развитию   конституции   Южной   Африки   Сифо   Питьяна   заявил,  
что   государство   находится   на   грани   попадания   в   ряды   стран  
недееспособных   из-­‐за   коррупции   [11].   А   в   рейтинге   из   174   исследуемых  
стран  Южная  Африка  находится  на  69  месте  и  оценивается  в  43  балла,  т.е.  

на   границе   показателей   близких   к   высоко   коррумпированным   странам,  
на   одном   уровне   с   ней   находится   Бразилия.   На   порядок   ниже   уровень  
коррумпированности   в   Ботсване   (30),   Маврикии   (43),   Руанде   (50),   на  
Сейшельских   островах   (51)   и   в   Намибии   (58).В   то   время   как   в   Китае   и  
Индии  уровень  коррупции  находится  на  80  и  94  строках,  а  Россия  и  вовсе  
на  133  месте  [12].  Как  и  во  всех  странах  мира  в  Африке  ведется  борьба  с  


background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

123   

коррупцией.   Принимаются   различные   способы   борьбы   с   разных   сторон.  
Со   стороны   государства   создаются      независимые   контролирующие  
органы   типа   института   омбудсмена   в   Южной   Африке,   система  
контролирующих   органов   в   рамках   самого   правительства,   повышаются  
требования   к   гласности   и   открытости   подотчетности   государственных  
чиновников.   А   со   стороны   населения   активизируются   гражданские  
инициативы   и   привлекаются   к   работе   группы   отдельных   граждан,  

создавая   некоммерческие   организации,   в   которые   может   обратиться  
каждый  гражданин  страны  любым  наиболее  удобным  для  него  способом,  
начиная  от  обычного  письма  или  смс  сообщения  с  мобильного  телефона.    

Особого  внимания  достоин  Индекс  экономической  свободы  (Index  of  

Economic   Freedom),   рассчитываемый   американским   исследовательским  
центром   «Фонд   наследия»   (The  Heritage   Foundation)   совместно   с   газетой    

The  Wall  Street  Journal.  Под  экономической  свободой  эксперты  понимают  
«отсутствие  

правительственного  

вмешательства  

или  

воспрепятствования   производству,   распределению   и   потреблению  
товаров   и   услуг,   за   исключением   необходимой   гражданам   защиты   и  
поддержки   свободы   как   таковой»   [13].   Так   же   как   и   в   рейтинге   Ведения  
Бизнеса,  ЮАР  на  протяжении  нескольких  лет  теряет  свои  позиции  (рис.2).  
В   индексе   2013   года   оценка   Южной   Африки   составила   61,8   (74   место),  

оставаясь   «умеренно   свободной»   страной.   Среди   стран   БРИКС   ЮАР  
является   наиболее   свободным   государством,   существенно   отстает  
Бразилия   (100   место),   а   Индия   (119),   Китай   (136)   и   Россия   (139)   вовсе  
относятся   к   наиболее   экономически   несвободным   странам.   Таким  
образом,  по  индексу  экономической  свободы  члены  БРИКС  находятся  на  
одном   уровне   с   большинством   стран   Африки   к   югу   от   Сахары,   которые  

располагаются   выше   90   позиции,   являясь   наиболее   несвободными.   В  
качестве  основных  проблем  препятствующих  свободе  выделяют  свободу  
от   коррупции,   свободу   ведения   бизнеса   и   инвестиций,   и   права  
собственности.   Большего   внимания   снова   заслуживает   Маврикий   и  
Ботсвана,  которые  занимают  8  и  30  позиции  соответственно  относятся  к  
наиболее  свободным.  Главными  их  преимуществами  является  налоговая  
свобода,   свобода   торговли,   монетарная   и   финансовые   свободы.  

Приблизительно  на  одном  уровне  с  ЮАР  находится  Мадагаскар,  Руанда  и  
Кабо-­‐Верде.    

Для   расширения   сотрудничества   стран   Африки   и   БРИКС   важно  

обратить   внимание   на   сотрудничество   в   сфере   торговли.   Так   наиболее  
высокая  свобода  торговли  в  Замбии,  Намибии,  Ботсване  и  Руанде.  Следует  
отметить,  что  Китай  один  из  главных  партнеров  Африки,  как  по  экспорту,  
так   и   по   импорту.   За   последние   десять   лет   товарооборот   между   КНР   и  

странами  Черного  континента  увеличился  в  20  раз  —  до  $200  млрд.  [16].  

Рассматривая   составляющие   индекса   (рис.   3),   видно,   что   по  

большинству   показателей   положение   Южной   Африки   ухудшилось   за  
последние   несколько   лет,   начиная   от   свободы   коррупции,   заканчивая  
государственными  расходами.    


background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

124   

  

Рис.   2.   Динамика   позиций   ЮАР   в   рейтинге   Экономической   Свободы   2007-­‐2013.  
Источник:   составлено   автором   по   данным   отчетов   The  Heritage   Foundation   2007-­‐  
2013  

  

  

  

Рис.   3.   Оценка   ЮАР   по   отдельным   факторам   индекса   Экономической   Свободы  
2013.    
Источник:  составлено  автором  по  данным  отчетов  The  Heritage  Foundation  2013.  c.  
417  

  

Из   рисунка   2   можно   выявить   проблемные   сферы   ЮАР.   В   первую  

очередь   это   верховенство   закона   (право   собственности   и   свобода   от  
коррупции)   и   открытость   рынка   (свобода   торговли,   инвестиций   и  
финансов).   В   противовес   этому   самыми   благоприятными   являются  

факторы   эффективности   управления   (свобода   бизнеса,   труда   и  
монетарная   свобода).   Наибольшие   трудности   испытывает   показатель  
свободы   инвестиций,   т.к.   частным   инвестициям   сильно   препятствует  
непрозрачность   законов,   а   иностранные   инвестиции   сталкиваются   с  
дополнительными  ограничениями,  препятствующими  их  эффективности.  

2007   

2008   

2009   

2010   

2011   

2012   

2013   


background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

125   

Свободе  передвижений  товаров  мешает  лишь  использование  нетарифных  
барьеров,   включая   антидемпинговое   законодательство.   Ограниченность  
власти,  

а  

именно  

управление  

государственными  

расходами,  

характеризующиеся  дефицитом  бюджета  является  дополнением  к  списку  
проблем   страны.   Что   касается   эффективности   управления,   то   ЮАР,   за  
исключением   свободы   труда,   существенно   опережает   своих   партнеров   в  
группе   быстро   развивающихся   стран.   Монетарная   свобода   во   многих  

странах   Субсахары   выше,   чем   в   БРИКС   за   счет   сокращения   инфляции   на  
протяжении   последних   нескольких   лет,   так   в   Южной   Африке   уровень  
инфляции  был  сокращен  с  11,5%  в  2008  году  до  5,2%  в  2012  [14].  Рынок  
труда   ЮАР   сравним   с   уровнем   Бразилии,   основная   причина   этому   не  
эффективное   применение   трудового   законодательства   и   отсутствие  
гибкости,  данная  проблема  присуща  большинству  африканских  стран.  

Проанализировав   позиции   стран   Африки   к   югу   от   Сахары   в  

международных  

социально-­‐экономических  

индексах,  

мы  

можем  

выделить  наиболее  отличившиеся  страны.  Это  Маврикий,  Южная  Африка,  
Ботсвана,   Руанда,   Намибия,   Сейшельские   острова.   Данные   страны   не  
равнозначны,  т.к.  выбиваются  вперед  за  счет  разных  факторов.  Маврикий  
и   Сейшельские   острова   это   островные   государства,   которые   на   данный  
момент  предоставляют  услуги  офшоров  и  в  качестве  стран  стратегически  

важных   для   выхода   и   усиления   позиций   БРИКС   на   Африканском  
континенте  не  играют  большой  роли.  Руанда,  которая  за  последние  годы  
в   соответствии   с   индексами,   показала   хорошие   результаты,   не   обладает  
достаточной   мощью   для   усиления   влияния   БРИКС   на   континенте,   МВФ  
приписывает   Руанду   к   уровню   беднейших   стран   с   огромной   внешней  
задолженностью,  а  основу  экономики  составляет  сельское  хозяйство.  Что  

касается   Ботсваны   и   Намибии,   которые   по   многим   показателям  
социально-­‐экономических   индексов   занимают   позиции   выше   членов  
БРИКС,   то   их   вполне   можно   рассматривать   в   качестве   серьезных  
партнеров.  Но  стоит  отметить,  что  Ботсвана  и  Намибия  сильно  зависимы  
от   экономики   Южной   Африки.   Все   три   государства   являются   членами  
САДК   и   таможенного   союза,   который   в   какой-­‐то   мере   выступает   в  
качестве   валютного   союза   (валютный   курс   равен   один   к   одному).   А  

крупнейшие   компании   Ботсваны,   Намибии   и   других   стран   Субсахары  
котируется  на  фондовой  бирже  ЮАР.    

Таким  

образом,  

по  

данным  

международных  

социально-­‐

экономических   индексов   Южная   Африка,   в   самом   деле,   служит  
«воротами»   на   Черный   континент.   Главное   преимущество   ЮАР   это  
развитость   в   разных   секторах   экономики,   начиная   от   рынка   финансов,  
заканчивая   уровнем   технологического   развития.   Участие   и   лидерство   в  

экономических   интеграциях   в   регионе   Субсахары,   дает   возможность  
членам   БРИКС   через   ЮАР   сотрудничать   с   большинством   стран   Африки,  
одна   из   целей   чего   перевес   международной   силы.   ЮАР   лидирует   на  
финансовом   рынке,   что   немало   важно   для   изменения   системы  
управления  в  финансово-­‐экономической  сфере  мира,  включая  изменения  
мировой   валютной   системы.   Проблемы   же,   с   которыми   ЮАР   и   другие