Файл: BRIKS_i_Afrika_-_sotrudnichestvo_v_tselyakh_razvitia.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2417
Скачиваний: 1
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
121
19 место, повысив рейтинг на 5 пунктов, а Южная Африка -‐ 39, потеряв 4
позиции. В то же время Китай находится лишь на 91 месте. Бразилия с
Индией вовсе на 130 и 132 месте соответственно. Россия же начала
заметно улучшать свои результаты, поднявшись за год со 120 на 112
место [7]. Благодаря чему же Южной Африке удалось так сильно
вырваться вперед? Если рассматривать более подробно показатели,
необходимые для расчета итогового индекса, то можно выделить сферы,
в которых ЮАР имеет наибольшие преимущества. Это кредитование, по
которому страна уже не первый год находится на первом месте, защита
инвесторов (10 место) и налогообложение (32 место), что еще раз
свидетельствуют о развитости финансового рынка. В то же время Индия в
сфере кредитования находится
на 23 месте, а остальные страны БРИКС и
вовсе разместились выше 70 позиции [8].
Банковская сфера Южной Африки одна из самых развитых в мире, в
первую
очередь
благодаря
профессиональному
менеджменту,
прибыльности и высокой капитализации. Правительством Южной
Африки был разработан ряд программ по поддержки инвестиционной
деятельности компаний, начиная от программ помощи в различных
сферах, заканчивая поддержкой «темнокожих» поставщиков [9]. Не
существует законодательных ограничений для иностранных инвесторов,
желающих открыть совместные предприятия в стране, за исключением
небольших формальностей. Налоговая система предельно упрощена и не
за счет низких ставок (ЮАР не является офшором), а за счет предельно
простой схемы взимания. Относительно регистрации новых предприятий
и получения разрешений на строительство ЮАР опережает страны
БРИКC. Связано это не с количеством процедур или сроками оформления
всей документации, а со стоимостью оформления и размером
минимального капитала.
Подключение к системе электроснабжения, международная торговля
и разрешение неплатёжеспособности компаний – основные проблемные
области Южной Африки. В ЮАР и России самые сложные процедуры и
высокая стоимость по подключению к электросетям, а занимает это
больше двухсот дней. Хотя во многих странах Африки к югу от Сахары
данная процедура намного проще и дешевле. В области международной
торговли, все страны группы за исключением Китая сильно уступают
другим государствам, а в особенности членам ОЭСР. Оформление
экспорта/импорта занимает длительное время, а стоимость за контейнер
в среднем на 50% выше, чем в странах ОЭСР [10]. Благодаря новой
программе модернизации таможенной службы правительству ЮАР
удалось совершить огромный скачок, переместившись в рейтинге по
показателям международной торговли за один год со 145 на 115 место.
Было сокращенно количество процедур с 8 до 5 и время на оформление
экспорта/импорта с 30 дней до 16.
Маврикий занимает почетное 19 место за счет того, что данное
государство является офшором с хорошо развивающимся банковским
бизнесом. Защита инвесторов, система налогообложения, международная
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
122
торговля и процедура регистрации предприятий -‐ главные движущие
факторы.
Безусловно, по рейтингу легкости ведения бизнеса Южная Африка на
целый порядок опережает своих партнеров в группе быстро
развивающихся государств, но с 2006 году она опустилось больше, чем на
10 строк. Связано это с недостаточностью проводимых реформ и их
качеством в сферах так или иначе связанных с предпринимательской
деятельностью. Как ни удивительно, часть стран Африки имеют лучшие
условия для ведения бизнеса, чем БРИКС, это Руанда, Ботсвана, Гана,
Сейшельские острова и Намибия. Остальные же страны замыкают
рейтинг Легкости ведения Бизнеса, начиная со 120 позиции. Страны
Субсахары, имеющие хорошие показатели похожи на своего рода
«оазисы» в своих микрорегионах, т.к. друг от друга они расположены
достаточно далеко. Это важно для БРИКС, т.к. через них легче выходить
на рынки стран соседей.
Рассмотрим более детально влияние и значение государственного
сектора. И прежде чем перейти к Индексу экономической свободы
рассмотрим Индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index),
рассчитываемый глобальной организацией гражданского общества
Transparency International, являющейся ведущим борцом с коррупцией по
всему миру. Следует отметить, что в индексе используется термин
«восприятие» т.к. коррупция, будь то частота или количество незаконных
операций -‐ это в значительной степени незаконная деятельность,
которую трудно измерить. Формируя запрос в сети Интернет «коррупция
в Африке», выходит множество статей о ее чрезвычайно высоком уровне,
и о всеобъемлющей зараженности Черного континента взяточничеством.
Изучая индекс восприятия коррупции, данная информация
подтверждается, т.к. большинство стран Африки располагаются выше
сотой позиции, т.е. относятся к странам с чрезвычайно высоким уровнем
восприятия коррупции. Притом изначально коррупцию породили
крупные
западные
компании
и
банки,
через
которые
высокопоставленные лица государств вывозили капитал за границу, так
называемая «деловая коррупция». Высокий уровень «коррупции
верховной власти» наблюдается постоянно вследствие постоянной
борьбы за власть в государствах. Рассматривая ЮАР и некоторые другие
государства Субсахары, возникает противоречивое мнение. Председатель
Совета по развитию конституции Южной Африки Сифо Питьяна заявил,
что государство находится на грани попадания в ряды стран
недееспособных из-‐за коррупции [11]. А в рейтинге из 174 исследуемых
стран Южная Африка находится на 69 месте и оценивается в 43 балла, т.е.
на границе показателей близких к высоко коррумпированным странам,
на одном уровне с ней находится Бразилия. На порядок ниже уровень
коррумпированности в Ботсване (30), Маврикии (43), Руанде (50), на
Сейшельских островах (51) и в Намибии (58).В то время как в Китае и
Индии уровень коррупции находится на 80 и 94 строках, а Россия и вовсе
на 133 месте [12]. Как и во всех странах мира в Африке ведется борьба с
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
123
коррупцией. Принимаются различные способы борьбы с разных сторон.
Со стороны государства создаются независимые контролирующие
органы типа института омбудсмена в Южной Африке, система
контролирующих органов в рамках самого правительства, повышаются
требования к гласности и открытости подотчетности государственных
чиновников. А со стороны населения активизируются гражданские
инициативы и привлекаются к работе группы отдельных граждан,
создавая некоммерческие организации, в которые может обратиться
каждый гражданин страны любым наиболее удобным для него способом,
начиная от обычного письма или смс сообщения с мобильного телефона.
Особого внимания достоин Индекс экономической свободы (Index of
Economic Freedom), рассчитываемый американским исследовательским
центром «Фонд наследия» (The Heritage Foundation) совместно с газетой
The Wall Street Journal. Под экономической свободой эксперты понимают
«отсутствие
правительственного
вмешательства
или
воспрепятствования производству, распределению и потреблению
товаров и услуг, за исключением необходимой гражданам защиты и
поддержки свободы как таковой» [13]. Так же как и в рейтинге Ведения
Бизнеса, ЮАР на протяжении нескольких лет теряет свои позиции (рис.2).
В индексе 2013 года оценка Южной Африки составила 61,8 (74 место),
оставаясь «умеренно свободной» страной. Среди стран БРИКС ЮАР
является наиболее свободным государством, существенно отстает
Бразилия (100 место), а Индия (119), Китай (136) и Россия (139) вовсе
относятся к наиболее экономически несвободным странам. Таким
образом, по индексу экономической свободы члены БРИКС находятся на
одном уровне с большинством стран Африки к югу от Сахары, которые
располагаются выше 90 позиции, являясь наиболее несвободными. В
качестве основных проблем препятствующих свободе выделяют свободу
от коррупции, свободу ведения бизнеса и инвестиций, и права
собственности. Большего внимания снова заслуживает Маврикий и
Ботсвана, которые занимают 8 и 30 позиции соответственно относятся к
наиболее свободным. Главными их преимуществами является налоговая
свобода, свобода торговли, монетарная и финансовые свободы.
Приблизительно на одном уровне с ЮАР находится Мадагаскар, Руанда и
Кабо-‐Верде.
Для расширения сотрудничества стран Африки и БРИКС важно
обратить внимание на сотрудничество в сфере торговли. Так наиболее
высокая свобода торговли в Замбии, Намибии, Ботсване и Руанде. Следует
отметить, что Китай один из главных партнеров Африки, как по экспорту,
так и по импорту. За последние десять лет товарооборот между КНР и
странами Черного континента увеличился в 20 раз — до $200 млрд. [16].
Рассматривая составляющие индекса (рис. 3), видно, что по
большинству показателей положение Южной Африки ухудшилось за
последние несколько лет, начиная от свободы коррупции, заканчивая
государственными расходами.
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
124
Рис. 2. Динамика позиций ЮАР в рейтинге Экономической Свободы 2007-‐2013.
Источник: составлено автором по данным отчетов The Heritage Foundation 2007-‐
2013
Рис. 3. Оценка ЮАР по отдельным факторам индекса Экономической Свободы
2013.
Источник: составлено автором по данным отчетов The Heritage Foundation 2013. c.
417
Из рисунка 2 можно выявить проблемные сферы ЮАР. В первую
очередь это верховенство закона (право собственности и свобода от
коррупции) и открытость рынка (свобода торговли, инвестиций и
финансов). В противовес этому самыми благоприятными являются
факторы эффективности управления (свобода бизнеса, труда и
монетарная свобода). Наибольшие трудности испытывает показатель
свободы инвестиций, т.к. частным инвестициям сильно препятствует
непрозрачность законов, а иностранные инвестиции сталкиваются с
дополнительными ограничениями, препятствующими их эффективности.
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
125
Свободе передвижений товаров мешает лишь использование нетарифных
барьеров, включая антидемпинговое законодательство. Ограниченность
власти,
а
именно
управление
государственными
расходами,
характеризующиеся дефицитом бюджета является дополнением к списку
проблем страны. Что касается эффективности управления, то ЮАР, за
исключением свободы труда, существенно опережает своих партнеров в
группе быстро развивающихся стран. Монетарная свобода во многих
странах Субсахары выше, чем в БРИКС за счет сокращения инфляции на
протяжении последних нескольких лет, так в Южной Африке уровень
инфляции был сокращен с 11,5% в 2008 году до 5,2% в 2012 [14]. Рынок
труда ЮАР сравним с уровнем Бразилии, основная причина этому не
эффективное применение трудового законодательства и отсутствие
гибкости, данная проблема присуща большинству африканских стран.
Проанализировав позиции стран Африки к югу от Сахары в
международных
социально-‐экономических
индексах,
мы
можем
выделить наиболее отличившиеся страны. Это Маврикий, Южная Африка,
Ботсвана, Руанда, Намибия, Сейшельские острова. Данные страны не
равнозначны, т.к. выбиваются вперед за счет разных факторов. Маврикий
и Сейшельские острова это островные государства, которые на данный
момент предоставляют услуги офшоров и в качестве стран стратегически
важных для выхода и усиления позиций БРИКС на Африканском
континенте не играют большой роли. Руанда, которая за последние годы
в соответствии с индексами, показала хорошие результаты, не обладает
достаточной мощью для усиления влияния БРИКС на континенте, МВФ
приписывает Руанду к уровню беднейших стран с огромной внешней
задолженностью, а основу экономики составляет сельское хозяйство. Что
касается Ботсваны и Намибии, которые по многим показателям
социально-‐экономических индексов занимают позиции выше членов
БРИКС, то их вполне можно рассматривать в качестве серьезных
партнеров. Но стоит отметить, что Ботсвана и Намибия сильно зависимы
от экономики Южной Африки. Все три государства являются членами
САДК и таможенного союза, который в какой-‐то мере выступает в
качестве валютного союза (валютный курс равен один к одному). А
крупнейшие компании Ботсваны, Намибии и других стран Субсахары
котируется на фондовой бирже ЮАР.
Таким
образом,
по
данным
международных
социально-‐
экономических индексов Южная Африка, в самом деле, служит
«воротами» на Черный континент. Главное преимущество ЮАР это
развитость в разных секторах экономики, начиная от рынка финансов,
заканчивая уровнем технологического развития. Участие и лидерство в
экономических интеграциях в регионе Субсахары, дает возможность
членам БРИКС через ЮАР сотрудничать с большинством стран Африки,
одна из целей чего перевес международной силы. ЮАР лидирует на
финансовом рынке, что немало важно для изменения системы
управления в финансово-‐экономической сфере мира, включая изменения
мировой валютной системы. Проблемы же, с которыми ЮАР и другие