Файл: BRIKS_i_Afrika_-_sotrudnichestvo_v_tselyakh_razvitia.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2299
Скачиваний: 1
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
21
сформулированы стратегические цели России в рамках БРИКС. Как
подчеркнул в этой связи заместитель министра иностранных дел России
С.А. Рябков, БРИКС не является блоковой структурой, она не
предназначена для партнерства в военной сфере. Хотя приоритетом
является экономика, это не отменяет сотрудничества стран-‐членов в
политической сфере. Москва хочет видеть БРИКС «не форумом диалогов,
а инструментом координаций позиций по ключевым вопросам
глобальной повестки»[4]. Посол по особым поручениям МИД России и су-‐
шерпа России в БРИКС В.Б. Луков подчеркнул, отмечая роль БРИКС как
локомотива развития «Группы двадцати», что «Существует глубокая
взаимосвязь между развитием БРИКС, с одной стороны, и «Группы
двадцати» – с другой. В ее основе – процесс формирования
многополярной глобальной экономики XXI века» [5].
Как отметил Президент России В.В. Путин в интервью накануне
Саммита: «Россия придает большое значение развитию торгово-‐
инвестиционного взаимодействия с партнерами по БРИКС, запуску новых
многосторонних бизнес-‐проектов с участием предпринимательских
кругов наших стран... Россия и ЮАР способны значительно – в разы –
увеличить объёмы двусторонней торговли и инвестиций, число
взаимовыгодных проектов в горнодобывающей отрасли, в энергетике, в
том числе атомной, исследовании космоса, военно-‐технической сфере»
[6]. При этом, как подчеркнул В.В. Путин, «мы не рассматриваем БРИКС
как геополитического конкурента западным государствам или их
организациям» [6]. Говоря о стратегических ориентирах развития БРИКС,
Президент России В.В. Путин отметил, что «БРИКС – один из ключевых
элементов формирующегося многополярного мира… Участники БРИКС
выступают за создание более сбалансированной и справедливой системы
мировых экономических отношений». Среди стратегических ориентиров
экономического развития БРИКС В.В. Путин выделил многосторонние
бизнес-‐проекты с участием предпринимательских кругов стран-‐участниц
[6].
В рамках Саммита состоялся Деловой форум под лозунгом «Раскрыть
потенциал Африки: инфраструктурное сотрудничество БРИКС и Африки»,
в работе которого приняли участие более 900 бизнесменов из стран
БРИКС. Россию на Форуме представляли руководители ведущих
российских
корпораций
–
«Росатом»,
«Норильский
никель»,
Внешэкономбанк, и др.[6]
Значительный интерес у специалистов вызвал V Академический
форум экспертных центров БРИКС, состоявшийся 10-‐13 марта 2013 г. в
Дурбане (ЮАР) в преддверии Пятого саммита. Россию на Форуме
представляла делегация во главе с председателем правления
Национального комитета по исследованию БРИКС В.А. Никоновым. В ходе
форума, на котором выступили более 50 представителей стран БРИКС,
были обсуждены следующие темы: БРИКС и глобальная экономика;
реформа институтов глобального управления; сотрудничество в Африке;
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
22
образование, исследования и профессиональное развитие с целью
построения индустриальных экономик; мир и безопасность.
Как было отмечено в Бюллетене НКИ БРИКС, по итогам V
Академического форума была принята Декларация, определившая
следующие приоритетные направления: реформирование глобальной
экономики; сотрудничество в сфере определения и использования
стратегических возможностей реформы глобальных многосторонних
институтов; взаимодействие БРИКС и Африканского Союза в целях
устойчивого социально-‐экономического и политического развития стран-‐
участников; укрепление взаимодействия между академическими и
научными кругами стран БРИКС, включая поддержку механизмов по
продвижению местных культур и языков, а также созданию независимого
рейтингового агентства БРИКС по образовательным учреждениям;
противодействие вызовам безопасности при сохранении центральной
роли ООН и др.[7]
Принявшая участие в работе этого Форума Министр иностранных
дел ЮАР М. Машабане (Maite Nkoana-‐Mashabane) подчеркнула важность
сотрудничества по линии экспертных сообществ стран БРИКС, особо
отметив, что «неравенство между Севером и Югом в производстве знаний
и содержании доминирующих в научном дискурсе концепций отражает
неравенство и дисбаланс сил, которые характеризуют свою систему
глобального управления». В этой связи М. Машабане определила
основную задачу экспертного сообщества стран БРИКС – способствовать
развитию плюрализма научного дискурса [8].
Принятое на Форуме в ЮАР решение о создании Совета экспертных
центров БРИКС (СЭЦ БРИКС, BRICS Think Tanks Council) можно оценить
как внесение нового измерения в сотрудничество стран БРИКС, выводя
его в сферу контактов открытого интеррегионального партнерства –
контактов на уровне гражданского общества, что в условиях
глобализации становится императивом устойчивых международных
отношений.
По итогам работы Пятого саммита БРИКС 27 марта 2013 г. были
приняты Этеквинская декларация и Этеквинский план действий. Лидеры
стран БРИКС выразили свою готовность «разрабатывать новые модели и
подходы к более справедливому развитию и всеобъемлющему
глобальному росту» [9]. Даже первичный анализ содержания
Этеквинской декларации позволяет сделать вывод о сохранении
основных направлений взаимодействия и об усилении интереса к
глобальным аспектам развития (что подчеркнуло значимость принятия
решения по формированию СЭЦ БРИКС). Общая цель БРИКС определена
как содействие всеобщему миру, стабильности, развитию и
сотрудничеству (статья 1). Ближайшая цель – «поступательное развитие
БРИКС и его трансформация в полноформатный механизм текущей и
долгосрочной координации по широкому кругу ключевых проблем
мировой экономики и политики». Была также рассмотрена роль БРИКС в
международной системе, основанной на всеобъемлющем подходе общей
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
23
солидарности и сотрудничества со всеми странами и народами (ст. 2). В
статье 22 Декларации было заявлено: «Мы привержены делу построения
гармоничного мироустройства, опирающегося на прочный мир и общее
процветание, и вновь подтверждаем, что XXI век должен стать веком
мира, безопасности, развития и сотрудничества».
Темы БРИКС были структурированы по глобальному, региональному
и проблемному основаниям:
г
лобальное развитие (новые модели и
подходы к более справедливому развитию и всеобъемлющему
глобальному
росту,
ст.
2,
многосторонние
соглашения
по
софинансированию проектов, ст. 5,12);
с
нижение глобальных рисков
в экономике (в Европе, США и Японии политика, направленная на
уменьшение побочных рисков для мировой экономики, ст. 6,
поддерживаемый рост и укрепление финансовой стабильности, шаги по
возвращению доверия, поощрение роста и обеспечение уверенного
восстановления экономики, ст. 6, уменьшение побочных рисков для
мировой экономики);
г
лобальная экономическая стабильность
(реализация повестки дня «Группы двадцати» в области развития как
ключевому
элементу
глобальной
экономической
стабильности,
долгосрочного устойчивого роста и создания рабочих мест, ст. 8); БРИКС
как новый формат глобального сотрудничества (трансформация
в полноформатный механизм текущей и долгосрочной координации по
широкому кругу ключевых проблем мировой экономики и политики, ст.
2, создание Банка развития БРИКС, ст. 9); открытое партнерство (с
государствами, не входящими в БРИКС, в особенности со странами с
формирующейся рыночной экономикой и развивающимися странами, а
также
соответствующими
международными
и
региональными
организациями, как предусмотрено Саньяской
д
екларацией, ст. 3,
сотрудничество в рамках БРИКС, направленное на более продуктивное
использование мировых финансовых ресурсов, ст. 9);
р
егиональное
экономическое развитие (устойчивое развитие инфраструктуры в
Африке, ст. 5, процесс индустриализации, ст. 5, региональная интеграция
для устойчивого роста, развития и ликвидации нищеты в Африке, ст. 4,
многосторонние соглашения о софинансировании инфраструктуры в
Африке, ст. 12);
р
еформа международных финансовых институтов
(с целью сделать их более представительными, отражающими
увеличение веса стран БРИКС и других развивающихся стран, ст. 13);
у
крепление
финансовой
стабильности
(финансирование
инвестиций и обеспечение устойчивости государственного долга, ст. 8,
создание валютного резерва для использования в чрезвычайных
обстоятельствах с первоначальным размером в 100 млрд долл. США, ст.
10, реформа системы управления и квот Международного валютного
фонда (МВФ) 2010
г
.
, ст. 13, усилия для масштабного пополнения
ресурсов Международной ассоциации развития, ст. 14);
г
армоничное
мироустройство (прочный мир и общее процветание, общее твердое
стремление к миру, безопасности, развитию и сотрудничеству, ст. 22);
г
лобальная безопасность (разработка Всеобщей конвенции по
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
24
международному терроризму и осуждение терроризма во всех его формах
и проявлениях, ст. 33 мирное, безопасное, открытое киберпространство,
ст. 34);
г
лобальные проблемы человечества (Цели тысячелетия, ст.
38, 39, изменение климата, ст. 37, биологическое разнообразие, ст. 36,
Цели устойчивого развития после 2015 г., ст. 39, 40, повестка дня для
развития
ООН,
ст.
40);
г
лобальная
торговая
система
(многосторонняя, открытая, транспарентная и основанная на
совокупности правил, ст. 15);
с
отрудничество с ЮНКТАД
(центральное звено в системе ООН по рассмотрению вопросов торговли,
инвестирования, финансов и технологий с точки зрения перспектив для
развития, ст. 17);
р
оль государственных компаний (ГК) в
экономике и сотрудничестве (ст. 18);
р
оль малых и средних
предприятий (ст. 19);
п
риверженность совместной работе в ООН
(главный
многосторонний
форум,
на
который
возложена
ответственность за реализацию надежд, содействие миру, порядку и
устойчивому развитию в мире,, права человека, верховенство права и
Устава ООН в международных отношениях, повышение международного
статуса Бразилии, Индии и Южной Африки, ст. 20);
к
онфликты и
угроза суверенитету и территориальной целостности стран и
регионов,
нестабильность
(в
Африке,
неурегулированность
Ближневосточного мирного процесса, насилие в Сирии, ситуация вокруг
Ирана, отсутствие мира и стабильности в Афганистане, восстановление
суверенитета и территориальной целостности Мали, ухудшение ситуации
в ЦАР, нестабильность в Д.Р. Конго, ст. 24-‐32) [9].
Подводя итоги Пятого саммита БРИКС, Президент России В.В. Путин
особенно выделил подписание Многостороннего соглашения о
финансировании совместных проектов в сфере «зелёной экономики», как
пример перехода к оценке не только количества, но и качества
экономического роста. Было подчеркнуто также, что «Россия выступила с
инициативой разработать Стратегию долгосрочного экономического
сотрудничества, которая учитывала бы национальные планы развития и
способствовала бы укреплению роста экономик всех стран «пятёрки»
[10].
Цели подтверждены и уточнены, задачи поставлены. В Этеквинской
декларации и накопленной международной практике «большой пятерки»
воплощены, как минимум, два важных теоретических постулата. Это
принцип неприсоединения и установка на преимущественное внимание к
связям с государствами-‐членами БРИКС. При этом все участники
Объединения БРИКС едины в понимании центральной роли ООН в
системе международного права.
BRICS: Priorities for the Development Strategy
V. Yurtaev
Abstract. The article examines the main priorities of the countries’ participation
in the international cooperation of BRICS. Special attention is paid to revelation of
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
25
strategic plans of participating countries for the development of BRICS integration and
the formation of stable formats of international joint actions.
Keywords: BRICS, strategy of Development, priorities of strategic partnership,
global integration, globalization.
Список литературы:
[
1] Юртаев В.И. БРИКС: приоритеты стратегического партнерства // Африка
в поисках источников мира и развития: Ежегодник – 2013 : сб. статей / под ред.
Н.С. Кирабаева, Л.В. Пономаренко, В.И. Юртаева, Е.А. Долгинова. – М.: РУДН, 2013. –
С. 172.
[2]
BRICS
reach
deal
over
development
bank
//
http://www.aljazeera.com/news/africa/2013/03/ 20133268641350653.html
[3] ИТАР-‐ТАСС // Сотрудничество стран БРИКС работает на формирование
более сбалансированной мировой экономики -‐ СИ Цзиньпин // http://www.itar-‐
tass.com/c193/681492.html
[4] Радио Голос России. В ЮАР Россия заявит о приоритетах участия в БРИКС
//
http://rus.ruvr.ru/2013_03_21/V-‐JUAR-‐Rossija-‐zajavit-‐o-‐prioritetah-‐uchastija-‐v-‐
BRIKS/
[5] БРИКС – важный «локомотив развития» «Группы двадцати» // МИД
Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www.mid.ru/bdomp/brics.nsf/WEB
forumBric/ B84C7A2A9FB4D01944257B020026CB7D
[6] ИТАР-‐ТАСС // Россия предлагает трансформировать БРИКС в
полноформатный механизм стратегического взаимодействия -‐ Владимир
ПУТИНhttp://www.itar-‐tass.com/c529/683423.html
[7] Бюллетень Национального комитета по исследованию БРИКС. – М., март
2013. – № 21. – C. 1-‐2.
[8] Бюллетень Национального комитета по исследованию БРИКС. – М., март
2013. – № 21. – C. 2; см. также: Kirton John, Bracht Caroline. Prospects for the 2013
BRICS Durban Summit / BRICS Research Group, March 22, 2013 // BRICS.utoronto.ca:
[сайт].
http://www.brics.utoronto.ca/commentary/130322-‐kirton-‐bracht-‐
prospects.html
[9] Этеквинская декларация. 27 марта 2013 г. (неофициальный перевод НКИ
БРИКС).
[10]
Заявление
для
прессы
по
итогам
саммита
БРИКС
//
http://kremlin.ru/transcripts/17756