Файл: BRIKS_i_Afrika_-_sotrudnichestvo_v_tselyakh_razvitia.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2318

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

146   

инициативе   президента   предпринимаются   меры   не   только   для  
улучшения  качества  жизни  людей,  но  и  для  обеспечения  их  стабильными  
источниками   дохода,   и   на   указанные   цели   из   бюджета   будет  
израсходована   сумма,   эквивалентная   15,6   млрд   долл.,   при   этом   34   %  
целевых   расходов   пойдет      на   нужды   здравоохранения,   16,3   %   –   на  
образование,  7  %  –  на  оборону,  3  %  –  на  науку  и  инновации  [15].  

Национальная  программа  Бразилии  по  борьбе  с  ВИЧ/СПИД  получила  

в  2003  г.  международное  признание  и  награду  –  Gates  Global  Health  Award.  
Для   борьбы   с   этой   болезнью   был   создан   Международный   центр   по  
техническому   сотрудничеству   (CICT),   и   Бразилии   также   принадлежит  
инициатива   по   поддержанию   совместных   программ   действий   в   этом  
направлении  в  рамках  программы  ООН  UNAIDS.  [2]  

Бразильская   деятельность   в   развитии   системы   здравоохранения  

стран   Африки   основана   на   «дипломатии   солидарности»,   на   понимании  
того,   что   содействие   в   этой   сфере   может   стать   основой   для  
индустриального   развития.   Здесь   выделяются   два   положения:   здоровое  
население   активно   участвует   в   производственной   сфере,   поэтому  
Бразилия   уверена   в   том,   что   должна   развивать   свой   «индустриальный  
комплекс  

здравоохранения»,  

расширять  

его  

деятельность  

в  

биотехнологических   исследованиях,   производстве   фармацевтической  

продукции   и   расширении   ее   потребления,   что   в   свою   очередь   ведет   к  
созданию   новых   рабочих   мест   и   содействию   экономическому   росту.   Во  
внешней  политике  эта  стратегия  основана  на  том  утверждении,  что  право  
на   здоровье   важнее,   чем   экономическая   выгода.   Бразилия   считает,   что  
права  на  интеллектуальную  собственность  не  должны  мешать  доступу  к  
жизненно   важным   лекарствам,   и   все   страны   должны   иметь   доступ   к  

новейшим  технологиям  в  их  производстве  [5,p.1-­‐2].  

Бразилия   подписала   53   соглашения   с   22   государствами   Африки   в  

сфере   здравоохранения,   среди   которых   можно   выделить   Программу   по  
контролю   за   диагностикой   и   распространением   малярии,   направленную  
на   улучшение   санитарно-­‐эпидемиологической   ситуации   в   Анголе,  
Камеруне,   Кении,   Гвинее-­‐Бисау.   В   Намибии   с   2006   г.,   Замбии   с   2007г.,   в  
Сьерра-­‐Леоне,  Кении,  Сан-­‐Томе  и  Принсипи,  Ботсване,  Кабо-­‐Верде  с  2009  

г.   действуют   миссии   по   взаимодействию   в   борьбе   с   ВИЧ/СПИД.   На  
Мадагаскаре   в   2008-­‐2009   гг      реализована   программа   по   контролю   за  
здоровьем  матери  и  ребенка  [12].  

Первым  конкретным  результатом  этой  деятельности  стало  создание  

в   2006   г.   Международного   комитета   по   закупке   лекарственных   средств  
(International   Drug   Purchase   Facility,   UNITAID),   для   борьбы   с   болезнями  
(СПИД,   туберкулез   и   малярия),   которые   сопровождают   голод   и   нищету.  

Бразильское  правительство  выделило  6  млн  долл.  для  UNITAID  в  2006  г,  а  
с   2007   г.   собирается   выделять   по   12   млн   долл.,   в   то   время   как   общий  
бюджет  планируется  около  300  млн  долл.  [3,p.21].    

В   отношении   португалоязычных   стран   с   2005   г.   Бразилия  

осуществляет  

консолидированное  

сотрудничество  

в  

сфере  

здравоохранения,   которое   включает   в   себя   следующие      программы:  


background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

147   

Projecto   CPLP   –   2000;   Cсоздание   Национальной   школы   здравоохранения;  
Проект   в   Анголе   (ENSPA)   и   Мозамбике   (PASS-­‐EU)   по   развитию  
здравоохранения;   Курсы   подготовки   медицинского   персонала   в   области  
лабораторных  исследований  [5,p.6].  

МИД  и  Минздрав  играют  ведущую  роль  в  формировании  глобальной  

повестки,  хотя  министерство  науки  и  технологии  и  национальный  совет  
по   научному   и   техническому   развитию   также   участвуют   в   некоторых  

проектах.   Основные   направления   сотрудничества   в   таких   африканских  
странах,   как   Сенегал,   Гана,   Бенин,   Ангола,   Мозамбик,   Гвинея-­‐Бисау,  
Алжир,   Ботсвана,   Буркина   Фасо,   Либерия,   Кабо   –   Верде,   Нигерия,  
Намибия,   Кения,   Сан   Томе   и   Принсипи,   ДРК,   Танзания   и   Замбия  
сосредоточены   на   борьбе   с   малярией,   ВИЧ/СПИД,   улучшении   общей  
системы   здравоохранения,   питании,   создании   банка   материнского  

молока,  

контроле  

за  

состоянием  

окружающей  

среды  

и  

эпидемиологической  

ситуации,  

на  

совершенствовании  

системы  

управления  госпиталями.  

Именно   бразильские   дипломаты   и   специалисты   Минздрава   вместе  

определяют   подходы   страны   к   ключевым   проблемам   в   сфере  
здравоохранения   заинтересованных   сторон.   Изо   всех   бразильских  
агентств,   занимающихся   помощью   развитию,   Минздрав   располагает  

наибольшим   бюджетом,   который   составляет   около   27   млн   долл.   для  
зарубежной   деятельности   [9,   p.10-­‐11].   Ряд   проектов   осуществляется  
Фондом   Освальдо   Круса,   который   существует   уже   более   110   лет,   и  
Центром   по   международным   отношениям   в   области   здоровья   (CRIS),  
который  

сводит  

вместе  

проекты  

в  

сфере  

здравоохранения.  

Представители   Фонда   Освальдо   Круса   и   Минздрава   работают   в   тесном  

сотрудничестве   с   АВС   в   плане   развития   технического   сотрудничества,  
поскольку   у   агентства   нет   своего   штата   сотрудников,   оно   оплачивает  
поездки,   субсидирует   проведение   экспертиз   и   исследований   тех,   кто  
работает  за  рубежом  по  программе  ПРООН.  

Так,   в   Мозамбике   Бразилия   вложила   8   млн   долл.   в   строительство  

фармацевтического   предприятия,   которое   будет   обслуживать   всю  
Южную   Африку,   подготовила   технический   персонал,   который   должен  

заниматься  

сертификацией,  

производством,  

контролем  

над  

распространением   лекарств   и   маркетинговой   политикой.   С   Анголой  
реализуется   7   проектов   и   обсуждаются   3,   где   затрагиваются   вопросы  
здравоохранения,   образования.   В   2010   г.   между   двумя   странами   было  
установлено  

Стратегическое  

партнерство  

и  

было  

подписано  

Дополнительное   соглашение   к   плану   технического   сотрудничества   в  
рамках  стратегического  партнерства  Бразилии  и  Анголы  на  2012-­‐2014  гг.,  

где   определены   22   направления   для   совместной   деятельности.   В   Кабо-­‐
Верде   Бразилия   реализует   12   проектов   на   сумму   в   1,9   млн   долл.,   а   4  
проекта   на   сумму   в   1,2   млн   долл.   обсуждаются.   Среди   них   можно  
выделить  проект  ARFA  (Агентство  по  контролю  за    качеством  продуктов  
питания   и   цен   на   медикаменты).   В   Гвинее   Бисау   в   2011   г.   было   8  
проектов,   связанных   с   подготовкой   кадров,   в   том   числе   и   медицинских,  


background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

148   

укреплением   национальной   комиссии   по   правам   человека,   борьбой   с  
эпидемиями   и   болезнями.   В   Сан   Томе   и   Принсипи   в   2012   г.  
осуществлялось   177   проектов   в   сфере   здравоохранения,   образования,  
занятости,   коммуникации   и   культуры,   социального      развития,  
окружающей   среды.   На   Достижение   Целей   Тысячелетия,   среди   которых  
основное   внимание   уделялось   следующим   задачам:   сокращение   детской  
смертности,  улучшение  здоровья  матерей,  борьба  с  ВИЧ/СПИД,  малярией,  

туберкулезом,  и  стимулирование  глобального  партнерства  для  развития,  
Бразилия  с  2003  по  2009  гг.  израсходовала  1,25  млрд  долл.    на  более  чем  
400  проектов  [5,  pp.  6-­‐8].  

Бразилия  вместе  с  другими  странами  БРИКС  работает  в  Глобальном  

Фонде   по   борьбе   со   СПИДом,   туберкулезом   и   малярией.   Пожертвование  
Бразилии   в   этот   фонд   составило   45   млн   долл.   (Китай   –   16   млн   долл.,  

Индия   –   10   млн   долл.)   [5,   p.1].   Она   курирует   150   проектов   по  
сотрудничеству  в  области  здравоохранения,  ей  принадлежит  лидерство  в  
реализации   Рамочной   конвенции   по   контролю   над   употреблением  
табака.   Концепция   «партнерства   ради   развития»,   принятая   Бразилией,  
основана   на   идее   двустороннего   сотрудничества,   с   совместным  
приложением  усилий  и  получением  выгод.  

В  АВС  руководствуются  следующими  подходами  к  выбору  проектов:  

проекты  должны  соответствовать  приоритетам  национального  развития,  
давать   многосторонний      и   устойчивый   эффект,   гарантировать  
наибольший   результат,   без   распыления   средств   и   усилий,   в   их  
реализации   должны   быть   задействованы   кадры   и   ресурсы   страны-­‐
реципиента  [10].  

В   рамках   трехстороннего   сотрудничества   Бразилия   стремится  

объединить  усилия  таких  стран,  как  Канада,  Германия,  Япония,  Испания,  
Великобритания,   США   в   ряде   проектов   технического   содействия   для  
стран   Африки   [18].   В   2007   г.   Бразилия   отметила   важность   развития  
совместного   сотрудничества   в   сфере   здравоохранения   в   связи   с  
присоединением   Франции,   Индонезии,   Норвегии,      Южной   Африки   и  
Таиланда  

и  

подписанием  

Декларации  

Осло  

по  

глобальному  

здравоохранению   и   внешней   политике   [5,   p.8].   В   выполнении   своей  

задачи   АВС   ориентируется   на   внешнюю   политику,   проводимую    
Бразильским   МИДом   и   приоритетами   национального   развития,  
определенными   в   планах   и   отраслевых   программах   правительства.   10  
августа   2012   г.   Бразилия   запустила   новую   программу   на   срок   2   года   с  
бюджетом   в   2   млн   долл.   для   проектов   международного   сотрудничества,  
осуществлением   которых   могут   заниматься   штаты   и   муниципалитеты  
[13].  

Гуманитарная   деятельность   Бразилии   также   становится   важной  

стратегией   правительства,   для   которой   характерно   межминистерское  
сотрудничество,   участие   гражданского   общества.   С   2003   по   2010   годы  
более   50   стран,   которые   пострадали   от   стихийных   бедствий,   голода,  
болезней,  внутренних  конфликтов,  получали  бразильскую  гуманитарную  
помощь.  Если  в  2008-­‐2009  годах  таких  стран  было  14,  то  в  2010  г.  более  50  


background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

149   

стран   стали   получателями   бразильской   помощи.      В   2006   г.   в   Бразилии  
создается   Межминистерская   рабочая   группа   по   гуманитарной   помощи  
(Grupo   do   Trabalho      Intermenesterial      sobre   Assistencia   Humanitaria,   GTI-­‐
AHI),  

и  

гуманитарная  

помощь  

консолидировалась  

как  

внешнеполитическая  стратегия.  Чтобы  ускорить  доставку  гуманитарной  
помощи,   в   2009   г.   Бразильское   правительство   создает   базу      в  
международном   аэропорту   в   Рио-­‐де-­‐Жанейро   и   увеличивает   фонды,  

расходуемые   на   гуманитарную   деятельность.   Если   в   2006   г.   на   эти   цели  
было   затрачено   500   тысяч   реалов,   в   2007   –   14   млн,   то   в   2010   –   уже   375  
млн.  реалов  [14].  

Таким   образом,   создание   Бразильского   Агентства   Сотрудничества  

(АВС)   и   межминистерской   рабочей   группы   по   гуманитарной   помощи  
(GTI-­‐AHI)  

не  

только  

институционализировало  

техническое  

сотрудничество   Бразилии   в   области   здравоохранения   со   странами  
Африки   и   гуманитарную   деятельность   страны,   но   и   поставило   его   на  
качественно   новый   уровень,   обеспечив   Бразилии   роль   лидера   по  
масштабам  и  комплексному  характеру  предоставляемой  помощи.    

  

Role  of  Brazilian  Cooperation  Agency  in  Health  System  Development  

in  Africa  

A.I.  Borzova  

  

Abstract.  The  article  discusses  the  main  aspects  of  technical  cooperation  of    Brazil  

with  the  countries  of  Africa  in    terms  of  health  system  development  and  humanitarian  

aid,   where   the   creation   and   operation   of   the   Brazilian   Cooperation   Agency   (ABC)   and  
the   Inter-­‐ministerial   working   group   on   humanitarian   assistance   gave      clarity   and  
organization  in  coordinating,  financing,  implementation,  and  staffing  of  projects.  

  
Keywords:  Brazil,  ABC,  South-­‐South,  health,  technical  assistance  programs,  

humanitarian  aid.  

  

Список  литературы  

[1]  ABC,  Agência  Brasileira  de  Cooperação.  Via  ABC.  Publicação  da  Agência  Brasileira  de  
Cooperação   do   Ministério   das   Relações   Exteriores.   Brasília:   Coordenação   Geral   de  
Comunicação   e   Informação,   Março   de   2007,   24   p.   Disponível   em:  
http://www.abc.gov.br/documentos/viaABC-­‐baixa.pdf    
[2]  ABC,  Agência  Brasileira  de  Cooperação.  Via  ABC.  Publicação  da  Agência  Brasileira  de  
Cooperação   do   Ministério   das   Relações   Exteriores.   Brasília:   Coordenação   Geral   de  
Comunicação  

e  

Informação,  

Julho  

de  

2005,  

8  

p.  

Disponível  

em:  

http://www.abc.gov.br/documentos/via-­‐ABC.pdf  
[3]  Atkinson  A.B.  New  Sources  of  Development  Finance.  Oxford  University  Press,  2005.  
[4]  The  African  Trading  Relationship  with  Brazil.  /http://www.gtis.com/gta  
[5]   Bliss   Katherine   E..   Health   in   all   Policies.   Brazil   s   approach   to   global   health   within  
foreign   policy   and   development   cooperation   initiatives.   /Key   Players   in   Global   Health.  
How  Brazil,  Russia,  India,  China  and  South  Africa  are  Influencing  the  Game.  A  Report  of  

CSIS  Global  Health  Policy  Center  November,  2010  
[6]   Bruno   Ayllón   Pino.   Brazilian   Cooperation:   a   model   under   construction   for   an  
emerging  power  (ARI),  2010.  


background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

150   

[7]  Cabral  Lidia  and  Weinstock  Julia.  Brazilian  Technical  Cooperation  for  Development:  
Drivers,  Mechanics  and  Future  Prospects,  Overseas  Development  Institute,  September  6,  
2010,3  .http://www.odi.org.uk/resourses/dounload/5002.pdf.  
[8]   Cooperação   brasileira   para   o   desenvolvimento   internacional   :   2005-­‐2009   /   Instituto   de  
Pesquisa  Econômica  Aplicada,  Agência  Brasileira  de  Cooperação.  -­‐  Brasília  :  Ipea  :  ABC,  2010.    
[9]   Costa   Vaz   and   Aoki   Inoue,   Emerging   Donors   in   International   Development:   The  
Brazil   Case,   /   International   development   Research   Center,   Partnership   and   Business  
Development  

Division,  

December  

2007,2,,http://www.idrc.ca/uploads/user-­‐

S/12447281201  case  of  Brazil.pdf.    
[10]  

МИД  

БРАЗИЛИИ  

//  

http://www.abc.gov.br/abc_por/webforms/interna.aspx?secao_id=32&Idioma_id=1  
[11]   МИД   БРАЗИЛИИ   //   http://www.itamaraty.gov.br/temas/balanco-­‐de-­‐politica-­‐
externa-­‐2003-­‐2010/2.2.3-­‐africa-­‐comercio-­‐e-­‐investimentos/at_download/file  
[12]   МИД   БРАЗИЛИИ   //      http://www.itamaraty.gov.br/temas/balanco-­‐de-­‐politica-­‐
externa-­‐2003-­‐2010/2.2.4-­‐africa-­‐saude/at_download/file  
[13]  http://new.paho.org/sscoop/?p=1889&lang=es  
[14]  

Министерство   развития,   промышленности   и   внешней   торговли

   Бразилии//  

http://www.camara.gov.br.480/2010.Provision   Measure   Annual   Budget   Law-­‐Loa  
(mre.gov.br)  
[15]  

Бюджет.ру  

//  

Бюджетный  

процесс  

по-­‐бразильски//  

http://bujet.ru/article/200845.php  
[16]

  

International  Policy  Centre  for  Inclusive  Growth  (IPC-­‐IG)  Poverty  Practice,  Bureau  

for  

Development  

Policy,  

UNDP//  

  

http://www.ipc-­‐

undp.org/pub/IPCWorkingPaper76.pdf  
[17]

   Министерство   развития,   промышленности   и   внешней   торговли

   Бразилии  

//http://www.desenvolvimento.gov.br/sitio/interna/interna.php?area=5&menu=571  

[18]Health  Cooperation:  Brazilian  International  Health  Activities  Bulletin  1(2009).  
[19]   Iglesias   Puente,   Carlos   Alfonso.   A   cooperação   técnica   horizontal   brasileira   como  
instrumento   de   política   externa:   a   evolução   da   cooperação   técnica   com   países   em  
desenvolvimento  –  CTPD-­‐  no  período  1995-­‐2005.  Brasília:  FUNAG,  2010.  
[20]  Мартынов  Б.Ф.  Бразилия-­‐гигант  в  глобализирующемся  мире.  М.,2008.319  c.  
[21]   MAGALHÃES,   Thais   Quezado   Soares.   A   Cooperação   Técnica   entre   Países   em  
Desenvolvimento   na   Política   Externa   do   Governo   Lula   (2003-­‐2006):   O   Brasil   e   o  
continente   Africano.   Monografia   de   Especialização.   Brasília:   Universidade   de   Brasília,  
2009.  
[22]  Teo  Kermeliotis.  Brazil  competes  with  China,  India  to  invest  in  Africa,  June  7,  2012  -­‐
-­‐  Updated  1204  GMT  (2004  HKT)  http://edition.cnn.com/2012/06/07/business/brazil-­‐
africa-­‐business/index.html  
[23]   What   can   IBSA   Offer   to   the   Global   Community?   International   Policy   Centre   for  
Inclusive   Growth   Poverty   Practice,   Bureau   for   Development   Policy,   UNDP,   2010,   №21.  
http://www.ipc-­‐undp.org/pub/IPCPovertyInFocus21.pdf