Файл: BRIKS_i_Afrika_-_sotrudnichestvo_v_tselyakh_razvitia.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2402
Скачиваний: 1
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
146
инициативе президента предпринимаются меры не только для
улучшения качества жизни людей, но и для обеспечения их стабильными
источниками дохода, и на указанные цели из бюджета будет
израсходована сумма, эквивалентная 15,6 млрд долл., при этом 34 %
целевых расходов пойдет на нужды здравоохранения, 16,3 % – на
образование, 7 % – на оборону, 3 % – на науку и инновации [15].
Национальная программа Бразилии по борьбе с ВИЧ/СПИД получила
в 2003 г. международное признание и награду – Gates Global Health Award.
Для борьбы с этой болезнью был создан Международный центр по
техническому сотрудничеству (CICT), и Бразилии также принадлежит
инициатива по поддержанию совместных программ действий в этом
направлении в рамках программы ООН UNAIDS. [2]
Бразильская деятельность в развитии системы здравоохранения
стран Африки основана на «дипломатии солидарности», на понимании
того, что содействие в этой сфере может стать основой для
индустриального развития. Здесь выделяются два положения: здоровое
население активно участвует в производственной сфере, поэтому
Бразилия уверена в том, что должна развивать свой «индустриальный
комплекс
здравоохранения»,
расширять
его
деятельность
в
биотехнологических исследованиях, производстве фармацевтической
продукции и расширении ее потребления, что в свою очередь ведет к
созданию новых рабочих мест и содействию экономическому росту. Во
внешней политике эта стратегия основана на том утверждении, что право
на здоровье важнее, чем экономическая выгода. Бразилия считает, что
права на интеллектуальную собственность не должны мешать доступу к
жизненно важным лекарствам, и все страны должны иметь доступ к
новейшим технологиям в их производстве [5,p.1-‐2].
Бразилия подписала 53 соглашения с 22 государствами Африки в
сфере здравоохранения, среди которых можно выделить Программу по
контролю за диагностикой и распространением малярии, направленную
на улучшение санитарно-‐эпидемиологической ситуации в Анголе,
Камеруне, Кении, Гвинее-‐Бисау. В Намибии с 2006 г., Замбии с 2007г., в
Сьерра-‐Леоне, Кении, Сан-‐Томе и Принсипи, Ботсване, Кабо-‐Верде с 2009
г. действуют миссии по взаимодействию в борьбе с ВИЧ/СПИД. На
Мадагаскаре в 2008-‐2009 гг реализована программа по контролю за
здоровьем матери и ребенка [12].
Первым конкретным результатом этой деятельности стало создание
в 2006 г. Международного комитета по закупке лекарственных средств
(International Drug Purchase Facility, UNITAID), для борьбы с болезнями
(СПИД, туберкулез и малярия), которые сопровождают голод и нищету.
Бразильское правительство выделило 6 млн долл. для UNITAID в 2006 г, а
с 2007 г. собирается выделять по 12 млн долл., в то время как общий
бюджет планируется около 300 млн долл. [3,p.21].
В отношении португалоязычных стран с 2005 г. Бразилия
осуществляет
консолидированное
сотрудничество
в
сфере
здравоохранения, которое включает в себя следующие программы:
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
147
Projecto CPLP – 2000; Cсоздание Национальной школы здравоохранения;
Проект в Анголе (ENSPA) и Мозамбике (PASS-‐EU) по развитию
здравоохранения; Курсы подготовки медицинского персонала в области
лабораторных исследований [5,p.6].
МИД и Минздрав играют ведущую роль в формировании глобальной
повестки, хотя министерство науки и технологии и национальный совет
по научному и техническому развитию также участвуют в некоторых
проектах. Основные направления сотрудничества в таких африканских
странах, как Сенегал, Гана, Бенин, Ангола, Мозамбик, Гвинея-‐Бисау,
Алжир, Ботсвана, Буркина Фасо, Либерия, Кабо – Верде, Нигерия,
Намибия, Кения, Сан Томе и Принсипи, ДРК, Танзания и Замбия
сосредоточены на борьбе с малярией, ВИЧ/СПИД, улучшении общей
системы здравоохранения, питании, создании банка материнского
молока,
контроле
за
состоянием
окружающей
среды
и
эпидемиологической
ситуации,
на
совершенствовании
системы
управления госпиталями.
Именно бразильские дипломаты и специалисты Минздрава вместе
определяют подходы страны к ключевым проблемам в сфере
здравоохранения заинтересованных сторон. Изо всех бразильских
агентств, занимающихся помощью развитию, Минздрав располагает
наибольшим бюджетом, который составляет около 27 млн долл. для
зарубежной деятельности [9, p.10-‐11]. Ряд проектов осуществляется
Фондом Освальдо Круса, который существует уже более 110 лет, и
Центром по международным отношениям в области здоровья (CRIS),
который
сводит
вместе
проекты
в
сфере
здравоохранения.
Представители Фонда Освальдо Круса и Минздрава работают в тесном
сотрудничестве с АВС в плане развития технического сотрудничества,
поскольку у агентства нет своего штата сотрудников, оно оплачивает
поездки, субсидирует проведение экспертиз и исследований тех, кто
работает за рубежом по программе ПРООН.
Так, в Мозамбике Бразилия вложила 8 млн долл. в строительство
фармацевтического предприятия, которое будет обслуживать всю
Южную Африку, подготовила технический персонал, который должен
заниматься
сертификацией,
производством,
контролем
над
распространением лекарств и маркетинговой политикой. С Анголой
реализуется 7 проектов и обсуждаются 3, где затрагиваются вопросы
здравоохранения, образования. В 2010 г. между двумя странами было
установлено
Стратегическое
партнерство
и
было
подписано
Дополнительное соглашение к плану технического сотрудничества в
рамках стратегического партнерства Бразилии и Анголы на 2012-‐2014 гг.,
где определены 22 направления для совместной деятельности. В Кабо-‐
Верде Бразилия реализует 12 проектов на сумму в 1,9 млн долл., а 4
проекта на сумму в 1,2 млн долл. обсуждаются. Среди них можно
выделить проект ARFA (Агентство по контролю за качеством продуктов
питания и цен на медикаменты). В Гвинее Бисау в 2011 г. было 8
проектов, связанных с подготовкой кадров, в том числе и медицинских,
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
148
укреплением национальной комиссии по правам человека, борьбой с
эпидемиями и болезнями. В Сан Томе и Принсипи в 2012 г.
осуществлялось 177 проектов в сфере здравоохранения, образования,
занятости, коммуникации и культуры, социального развития,
окружающей среды. На Достижение Целей Тысячелетия, среди которых
основное внимание уделялось следующим задачам: сокращение детской
смертности, улучшение здоровья матерей, борьба с ВИЧ/СПИД, малярией,
туберкулезом, и стимулирование глобального партнерства для развития,
Бразилия с 2003 по 2009 гг. израсходовала 1,25 млрд долл. на более чем
400 проектов [5, pp. 6-‐8].
Бразилия вместе с другими странами БРИКС работает в Глобальном
Фонде по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией. Пожертвование
Бразилии в этот фонд составило 45 млн долл. (Китай – 16 млн долл.,
Индия – 10 млн долл.) [5, p.1]. Она курирует 150 проектов по
сотрудничеству в области здравоохранения, ей принадлежит лидерство в
реализации Рамочной конвенции по контролю над употреблением
табака. Концепция «партнерства ради развития», принятая Бразилией,
основана на идее двустороннего сотрудничества, с совместным
приложением усилий и получением выгод.
В АВС руководствуются следующими подходами к выбору проектов:
проекты должны соответствовать приоритетам национального развития,
давать многосторонний и устойчивый эффект, гарантировать
наибольший результат, без распыления средств и усилий, в их
реализации должны быть задействованы кадры и ресурсы страны-‐
реципиента [10].
В рамках трехстороннего сотрудничества Бразилия стремится
объединить усилия таких стран, как Канада, Германия, Япония, Испания,
Великобритания, США в ряде проектов технического содействия для
стран Африки [18]. В 2007 г. Бразилия отметила важность развития
совместного сотрудничества в сфере здравоохранения в связи с
присоединением Франции, Индонезии, Норвегии, Южной Африки и
Таиланда
и
подписанием
Декларации
Осло
по
глобальному
здравоохранению и внешней политике [5, p.8]. В выполнении своей
задачи АВС ориентируется на внешнюю политику, проводимую
Бразильским МИДом и приоритетами национального развития,
определенными в планах и отраслевых программах правительства. 10
августа 2012 г. Бразилия запустила новую программу на срок 2 года с
бюджетом в 2 млн долл. для проектов международного сотрудничества,
осуществлением которых могут заниматься штаты и муниципалитеты
[13].
Гуманитарная деятельность Бразилии также становится важной
стратегией правительства, для которой характерно межминистерское
сотрудничество, участие гражданского общества. С 2003 по 2010 годы
более 50 стран, которые пострадали от стихийных бедствий, голода,
болезней, внутренних конфликтов, получали бразильскую гуманитарную
помощь. Если в 2008-‐2009 годах таких стран было 14, то в 2010 г. более 50
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
149
стран стали получателями бразильской помощи. В 2006 г. в Бразилии
создается Межминистерская рабочая группа по гуманитарной помощи
(Grupo do Trabalho Intermenesterial sobre Assistencia Humanitaria, GTI-‐
AHI),
и
гуманитарная
помощь
консолидировалась
как
внешнеполитическая стратегия. Чтобы ускорить доставку гуманитарной
помощи, в 2009 г. Бразильское правительство создает базу в
международном аэропорту в Рио-‐де-‐Жанейро и увеличивает фонды,
расходуемые на гуманитарную деятельность. Если в 2006 г. на эти цели
было затрачено 500 тысяч реалов, в 2007 – 14 млн, то в 2010 – уже 375
млн. реалов [14].
Таким образом, создание Бразильского Агентства Сотрудничества
(АВС) и межминистерской рабочей группы по гуманитарной помощи
(GTI-‐AHI)
не
только
институционализировало
техническое
сотрудничество Бразилии в области здравоохранения со странами
Африки и гуманитарную деятельность страны, но и поставило его на
качественно новый уровень, обеспечив Бразилии роль лидера по
масштабам и комплексному характеру предоставляемой помощи.
Role of Brazilian Cooperation Agency in Health System Development
in Africa
A.I. Borzova
Abstract. The article discusses the main aspects of technical cooperation of Brazil
with the countries of Africa in terms of health system development and humanitarian
aid, where the creation and operation of the Brazilian Cooperation Agency (ABC) and
the Inter-‐ministerial working group on humanitarian assistance gave clarity and
organization in coordinating, financing, implementation, and staffing of projects.
Keywords: Brazil, ABC, South-‐South, health, technical assistance programs,
humanitarian aid.
Список литературы
[1] ABC, Agência Brasileira de Cooperação. Via ABC. Publicação da Agência Brasileira de
Cooperação do Ministério das Relações Exteriores. Brasília: Coordenação Geral de
Comunicação e Informação, Março de 2007, 24 p. Disponível em:
http://www.abc.gov.br/documentos/viaABC-‐baixa.pdf
[2] ABC, Agência Brasileira de Cooperação. Via ABC. Publicação da Agência Brasileira de
Cooperação do Ministério das Relações Exteriores. Brasília: Coordenação Geral de
Comunicação
e
Informação,
Julho
de
2005,
8
p.
Disponível
em:
http://www.abc.gov.br/documentos/via-‐ABC.pdf
[3] Atkinson A.B. New Sources of Development Finance. Oxford University Press, 2005.
[4] The African Trading Relationship with Brazil. /http://www.gtis.com/gta
[5] Bliss Katherine E.. Health in all Policies. Brazil s approach to global health within
foreign policy and development cooperation initiatives. /Key Players in Global Health.
How Brazil, Russia, India, China and South Africa are Influencing the Game. A Report of
CSIS Global Health Policy Center November, 2010
[6] Bruno Ayllón Pino. Brazilian Cooperation: a model under construction for an
emerging power (ARI), 2010.
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
150
[7] Cabral Lidia and Weinstock Julia. Brazilian Technical Cooperation for Development:
Drivers, Mechanics and Future Prospects, Overseas Development Institute, September 6,
2010,3 .http://www.odi.org.uk/resourses/dounload/5002.pdf.
[8] Cooperação brasileira para o desenvolvimento internacional : 2005-‐2009 / Instituto de
Pesquisa Econômica Aplicada, Agência Brasileira de Cooperação. -‐ Brasília : Ipea : ABC, 2010.
[9] Costa Vaz and Aoki Inoue, Emerging Donors in International Development: The
Brazil Case, / International development Research Center, Partnership and Business
Development
Division,
December
2007,2,,http://www.idrc.ca/uploads/user-‐
S/12447281201 case of Brazil.pdf.
[10]
МИД
БРАЗИЛИИ
//
http://www.abc.gov.br/abc_por/webforms/interna.aspx?secao_id=32&Idioma_id=1
[11] МИД БРАЗИЛИИ // http://www.itamaraty.gov.br/temas/balanco-‐de-‐politica-‐
externa-‐2003-‐2010/2.2.3-‐africa-‐comercio-‐e-‐investimentos/at_download/file
[12] МИД БРАЗИЛИИ // http://www.itamaraty.gov.br/temas/balanco-‐de-‐politica-‐
externa-‐2003-‐2010/2.2.4-‐africa-‐saude/at_download/file
[13] http://new.paho.org/sscoop/?p=1889&lang=es
[14]
Министерство развития, промышленности и внешней торговли
Бразилии//
http://www.camara.gov.br.480/2010.Provision Measure Annual Budget Law-‐Loa
(mre.gov.br)
[15]
Бюджет.ру
//
Бюджетный
процесс
по-‐бразильски//
http://bujet.ru/article/200845.php
[16]
International Policy Centre for Inclusive Growth (IPC-‐IG) Poverty Practice, Bureau
for
Development
Policy,
UNDP//
http://www.ipc-‐
undp.org/pub/IPCWorkingPaper76.pdf
[17]
Министерство развития, промышленности и внешней торговли
Бразилии
//http://www.desenvolvimento.gov.br/sitio/interna/interna.php?area=5&menu=571
[18]Health Cooperation: Brazilian International Health Activities Bulletin 1(2009).
[19] Iglesias Puente, Carlos Alfonso. A cooperação técnica horizontal brasileira como
instrumento de política externa: a evolução da cooperação técnica com países em
desenvolvimento – CTPD-‐ no período 1995-‐2005. Brasília: FUNAG, 2010.
[20] Мартынов Б.Ф. Бразилия-‐гигант в глобализирующемся мире. М.,2008.319 c.
[21] MAGALHÃES, Thais Quezado Soares. A Cooperação Técnica entre Países em
Desenvolvimento na Política Externa do Governo Lula (2003-‐2006): O Brasil e o
continente Africano. Monografia de Especialização. Brasília: Universidade de Brasília,
2009.
[22] Teo Kermeliotis. Brazil competes with China, India to invest in Africa, June 7, 2012 -‐
-‐ Updated 1204 GMT (2004 HKT) http://edition.cnn.com/2012/06/07/business/brazil-‐
africa-‐business/index.html
[23] What can IBSA Offer to the Global Community? International Policy Centre for
Inclusive Growth Poverty Practice, Bureau for Development Policy, UNDP, 2010, №21.
http://www.ipc-‐undp.org/pub/IPCPovertyInFocus21.pdf