Файл: BRIKS_i_Afrika_-_sotrudnichestvo_v_tselyakh_razvitia.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2322

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

141   

для   миротворческих   операций   или   выполнения   функций   посредника   на  
переговорах  урегулированию  конфликтов.  

Еще   одно   преимущество   ЮАР   заключается   в   том,   что   превосходная  

инфраструктура   позволяет   ей   играть   роль   ворот   при   продвижении  
товаров   и   инвестиций   в   друге   страны   Африканского   континента.   И,  
наконец,   что   не   менее   важно,   страна,   которая   избавилась   от   режима  
апартеида   и   создала   подлинно   демократическое   общество,   обладает  

весомым  моральным  авторитетом  во  всем  мире.  

Хотелось   бы   надеяться,   что   в   России   будут   более   внимательно  

относиться  к  дружественной  нам  Южной  Африке  и  ее  роли.  Однако  пока  
приходится   сталкиваться   с   другим.   Так,   «Ведомости»   –   казалось   бы,  
«респектабельная»   буржуазная   газета   –   и   год   спустя   после   вступления  
ЮАР   все   еще   сокрушалась,   что   «ЮАР   имеет   виды   на   то,   чтобы  

присоединиться  к  Бразилии,  России,  Индии  и  Китаю  в  этой  группе…»  [16].    

Саммит   БРИКС,   состоявшийся   в   Дурбане   (точнее,   в   Тиквини)   26-­‐27  

марта   2013   г.   под   предложенным   ЮАР   девизом   «БРИКС   и   Африка:  
партнерство   для   развития,   интеграции   и   индустриализации»   и  
проведенная  в  его  рамках  встреча  лидеров  стран  БРИКС  и    африканских  
стран   будут   способствовать   лучшему   пониманию   в   России   важности  
этого  форума  и,  в  частности,  роли  в  нем  ЮАР.  

Не  меньшее  значение  имел  и  рабочий  визит  (хотя  и  весьма  краткий)  

российского   президента   в   ЮАР.   Подписанные   в   ходе   его   документы,  
прежде  всего,  Совместная  декларация  об  установлении  всеобъемлющего  
стратегического   партнерства   между   Российской   Федерацией   и   Южно-­‐
Африканской   Республикой,   которую   нередко   называют   «окном   в  
Африку»,   должны   придать   не   только   новый   импульс   двусторонним  

связям,   но   и   способствовать   развитию   сотрудничества   нашей   страны   с  
африканским  континентом  в  целом.  

  

Why  South  Africa  is  in  BRICS?  

V.G.  Shubin  

  

Abstract.  The  article  considers  the  motives  of  South  Africa  for  joining  BRICS  and  

the  causes  it  was  apprehended  positively  by  other  member  economies.  

  
Keywords:  BRICS,  South  African  economy,  Durban’s  summit,  Africa  

  

Список  литературы:  

[1]  Беседа  автора  с  членом  кабинета  ЮАР,  г.  Претория,  26  апреля  2005  г.  
[2]   Беседа   автора   с   Э.   Малокой,   специальным   советником   министра  
международных  отношений  и  сотрудничества  ЮАР,  г.  Претория,  31  марта  2012  г.  
[3]   Statement   by   Ambassador   Mandisi   Mpahlwa   of   South   Africa,   Peoples’   Friendship  
University,  Moscow,  18  May  2011.  “South  Africa’s  accession  to  BRICS:  its  relevance  for  
today’s  global  agenda”,  с.1.  
[4]Там  же  
[5]Там  же  


background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

142   

[6]  Address  by  President  Jacob  Zuma  to  the  plenary  of  the  third  BRICS  leaders  meeting,  
Sanya,  

Hainan  

Island,  

People's  

Republic  

of  

China  

http://www.dirco.gov.za/docs/speeches/2011/jzuma0414a.html  
[7]Там  же  
[8]   Mail   and   Guardian,   Johannesburg,   January   7   to   13,   2011.   Как   и   многие   другие  
авторы,  они  использовали  игру  слов  –  BRICS  и  bricks  (кирпичи).  
[9]Там  же  
[10]  The  Thinker,  Johannesburg,  April  2012,  с.60-­‐62.  
[11]  Там  же,  с.61.  
[12]  Там  же,  с..62.  
[13]  Patrick  Bond  to  Debate,  4  January  2011  
[14]  The  Thinker,  Johannesburg,  April  2012,  с.46-­‐50  
[15]   Thaindian   News.   http://www.thaindian.com/newsportal/uncategorized/zuma-­‐
taunts-­‐west-­‐says-­‐africa-­‐is-­‐treated-­‐with-­‐respect-­‐in-­‐brics_100608068.html  
[16]  Ведомости,  М.,  26  марта  2012  г.  
  


background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

143   

IV. 

Индия

Китай

 

и

 

Бразилия

 

в

 

Африке

сотрудничество

 

или

 

конкуренция

   

РОЛЬ  БРАЗИЛЬСКОГО  АГЕНСТВА  ПО  СОТРУДНИЧЕСТВУ  (АВС)  В  

РАЗВИТИИ  СИСТЕМЫ  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ  В  АФРИКЕ  

  

А.  Ю.  Борзова  

Кандидат

 

экономических

 

наук

 

Д

оцент  кафедры  Теории  и  истории  международных  отношений  

Российский

 

университет

 

дружбы

 

народов

 

e-­‐mail:  bau845@mail.ru  

  

Аннотация.   Статья   рассматривает   основные   аспекты   технического  

сотрудничества   Бразилии   со   странами   Африки   в   плане   развития   системы  
здравоохранения  и  оказания  гуманитарной  помощи,  где  создание  и  деятельность  
Бразильского   Агентства      по   сотрудничеству   (АВС)   и   Межминистерской   рабочей  
группы   по   гуманитарной   помощи   придали   четкость   и   организованность   в  
координировании,   финансировании,   реализации   и   кадровом   обеспечении  
подготовленных  проектов.  

  
Ключевые   слова:   Бразилия,   АВС,   Юг-­‐Юг,   здравоохранение,   техническое  

содействие,  программы,  гуманитарная  помощь.  

  
  

Главная   черта   современной   внешней   политики   Бразилии   –   это  

универсальность,  которая  отражает  стремление  страны  играть  активную  
политическую   роль   на   самых   разных   уровнях,   увеличивать   число  
торговых  партнеров,  повышать  свой  статус  на  мировой  арене,  развивать  

различные  

формы  

научно-­‐технического  

сотрудничества  

с  

развивающимися  странами.  Международное  техническое  сотрудничество  
превращается   в   важный   инструмент   развития,   который   помогает  
странам,  в  частности,  африканским,  преодолевать  структурные  различия,  
развивать   экономику,   улучшать   социальные   показатели.   Экс-­‐президент  
Бразилии   Лула   да   Силва   назвал   это   направление   «Преференциальной  

политикой   Бразилии   в   отношении   Африки»,   которая   остается  
приоритетной  и  при  нынешнем  президенте  Д.  Руссефф.  

Это   политика   прошла   путь   от   концепции   невмешательства   до  

концепции  «неравнодушия»,  и  С.  Аморим,  канцлер  в  правительстве  Лулы,  
так   объяснил   эту   позицию:   Бразилия   «всегда   преследует   принцип  
невмешательства   во   внутренние   дела   других   стран,   …но…   заповедь  
невмешательства   следует   пересмотреть   в   свете   другого   принципа,  

основанного  на  солидарности:  принцип  небезразличия».[8,  р.9.]  Бразилия  
развивает  сотрудничество  со  странами  Африки  в  нескольких  плоскостях:  
по   линии   Юг-­‐Юг   в   рамках   межконтинентального   саммита   «Южная  
Америка-­‐Африка»,      в   русле   ИБСА   (IBSA)   (Индия,   Бразилия,   Южная  


background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

144   

Африка),   представляющего   собой   объединение   ведущих   развивающихся  
стран,   через   Сообщество   португалоязычных   государств   (Comunidade   dos  
Paises  de  Lingua  Portuguesa,  CPLP)  и  в  рамках  двусторонних  отношений.  

Качественно  новым  этапом  в  институционализации  взаимодействия  

стало   создание   в   1987г.   Бразильского   Агентства   по   Сотрудничеству,  
(Agência   Brasileira   de   Cooperação)   (ABC)   при   Министерстве   иностранных  
дел.   АВС   объединяет   в   себе   и   техническую,   и   внешнеполитическую  

функции.  Как  отмечает  директор  АВС  Марко  Фарани,  Агентство  участвует  
на  всех  этапах  подготовки  определенной  программы,  включая  процесс  ее  
реализации,   координацию   смежных   проектов,   финансирование   и  
кадровое   обеспечение.   ABC   находится   в   постоянном   взаимодействии   с  
более  

чем  

70  

институтами  

и  

министерствами  

Бразилии,  

задействованными   в   проектах,   также   и   с   посольствами   страны,   которые  

служат  каналами  связи  с  местными  правительствами.  Программа  ООН  по  
развитию   (ПРООН)   сыграла   важную   роль   в   создании   Агентства,   в  
обучении   кадров,   в   информационном   обеспечении   проектов.      В  
компетенции  АВС  входит  следующее:  

1.

 

Координация,   обсуждение,   одобрение   и   оценка   технического  

сотрудничества  страны  на  международном  уровне,  

2.

 

Координация  

и  

финансирование  

технической  

помощи,  

предоставляемой  развивающимся  странам,  

3.

 

Разработка,   одобрение   и   реализация   проектов   технического  

сотрудничества  по  линии  Юг-­‐Юг.  [10]  

Важную   роль   в   координации   технического   сотрудничества   АВС  

играет   система   информационного   сопровождения   проектов   (SIGAP),   где  
собираются   все   сведения   о   каждом   проекте,   его   ориентировочной  

стоимости,   необходимых   ресурсах,   и   принимаются   стратегические  
решения.    

С   2008   г.   АВС   выполняет   236   проектов   и   программ   технического  

сотрудничества  по  линии  Юг-­‐Юг  в  58  странах  мира,  а  сейчас  количество  
проектов   выросло   и   охватывает   81   страну.   Бразилия   оказывает  
содействие   в   развитии   сельского   хозяйства,   в   подготовке   кадров,  
совершенствовании  образования,  правосудия,  системы  здравоохранения,  

в   защите   окружающей      среды,   передаче   информационных   технологий,  
налаживании   инфраструктуры   и   градостроительстве,   в   области  
культуры,  защиты  прав  человека.[1]  

В   отношениях   со   странами   Африки   Бразилия   активно   наращивает    

торговые   связи.   Так,   если   в   2002   г.   объем   товарооборота   между   двумя  
сторонами  составлял  5.039  млрд    долл,  то  в  2011  г.  он  составил  уже  27.179  
млрд  долл.  [17].  Бразилия  занимает  11-­‐е  место    среди  торговых  партнеров  

Африки,   уступая   Китаю   и   Индии.   [11].Быстрыми   темпами   растут  
инвестиции   Бразилии   в   перспективные   отрасли   производства   в   странах  
Африки.   Например,   Petrobras,   нефтяная   кампания   Бразилии,   планирует  
инвестировать   свыше   3   млрд   долларов   в   период   с   2009   по   2013   гг.   в  
разведку  и  добычу  углеводородов  в  Нигерии  и  Алжире.  [4]  В  2011  г.  Vale  


background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

145   

озвучила  планы  инвестировать  более  12  млрд  долл.    последующие  5  лет  в  
горнорудную  промышленность  стран  Африки.  [22]  

Если   говорить   о   сфере   финансового   сотрудничества,   то   Бразилия  

списала   долги   ряду   африканских   стран:   Мозамбику   (369   млн.   долл.),    
Танзании   (10   млн.   долл.),   Мавритании   (9   млн.   долл.)   и   Гвинее-­‐Бисау   (5  
млн.   долл.),   [6,p.8],предоставляет   льготные   кредиты,   вкладывает  
средства   во   Всемирный   Банк,   МАБР,   Африканский   Банк   Развития   (BAD)  

для   экономического   развития   и   борьбы   с   бедностью.   По   взносам   во  
Всемирный   банк   Бразилия   занимает   15   место   (0,61%),   опережая   Китай  
(0,10%),   Россию   (0,25%),   Мексику   (0,19%),   и   занимает   10-­‐е   место   среди  
стран   Г-­‐20.   Если   в   1973г.   Бразилия   вкладывала   10   млн   долл.   в  
Африканский  банк  развития  ,  то  сейчас  ее  помощь  дошла  до  210  млн  долл.  
в  2009  г.  [8,  p.38,39].  

В  плане  научно-­‐технического  сотрудничества  27%  от  общего  объема  

средств   на   этот   вид   деятельности   Бразилия  

выделяет   на  

португалоязычные   страны.   За   2005-­‐2009   гг.   62%   помощи   пришлось   на  
страны   Африки   южнее   Сахары,   и   на   Латинскую   Америку   [8,   p.40].   Для  
стран  Африки  была  подготовлена  масштабная  программа  по  социальной  
политике  («The  Brazil-­‐Africa  Cooperation  Program  on  Social  Development»),  а  
также   комплексный   обзор   по   социальной   политике   в   период   кризиса  

(«Social  Policies  in  a  Period  of  Crisis»).[18]  В  апреле  2010  г.  в  рамках  ИБСА  
была   принята   «Стратегия   социального   развития»,   в   основу   которой    
положен   реализуемый   в   Бразилии   с   2003   г.   проект   Bolsa   Familia,  
направленный   на   борьбу   с   бедностью,   голодом,   безработицей   [20,   c.260-­‐
261].   Паоло   Сотеро,   директор   Института   Бразилии   в   Центре   В.Вильсона,  
отмечает,   что   стремление   Бразилии   содействовать   развитию   и  

интеграции   в   Африке,   является   проявлением   «духа   солидарности  
социальной  и  политической,  а  не  экономической.  Это  главная  мотивация  
в  международных  инициативах  сотрудничества»  [23].  

Наибольшее   внимание   Бразилия   уделяет   португалоязычным  

странам   континента.   По   данным   АВС   в   2007   г.   52   %   от   общего   объема  
технического   содействия,   оказываемого   Бразилией   странам   Африки,  
около   70%   соглашений   бразильско-­‐африканского   сотрудничества  

приходилось  на  эти  страны  [21,p.11].  

АВС   играет   лидирующую   роль   в   проектах   технической   помощи,  

половина   из   которых   относится   к   здравоохранению,   на   них  
израсходовано   16%   из   общего   бюджета   в   30   млн   долл.   в   2010   г.   [7]   За  
последние  пять  лет  Бразилия    осуществила  более  100  миссий,  и  тратит  на  
проекты   в   области   здравоохранения   около   4   млрд   долл.   ежегодно,  
включая   кредиты,   займы,   гранты,   техническое   содействие   [7],   прочно  

закрепив   за   собой   роль   лидера   в   международной   деятельности   по  
развитию  здравоохранения  развивающихся  стран.  

В  

самой  

Бразилии  

создается  

Универсальная  

система  

здравоохранения   (SUS),   которая   охватывает   около   190   млн   человек.   Это  
самая   большая   социальная   система   в   мире.   Так,   в   2006   г.   на  
здравоохранение   в   стране   выделялось   7,5   %   от   ВВП,   а   в   2013   г.   по