Файл: BRIKS_i_Afrika_-_sotrudnichestvo_v_tselyakh_razvitia.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2409
Скачиваний: 1
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
186
Помощь континенту Китай начал оказывать еще в 1960-‐е годы и до
настоящего времени продолжает активно взаимодействовать со
странами Африки. Так, с 1998 по 2011 гг. объемы его торговли с
африканскими странами возросли с 6 млрд. долл. США до 150 млрд. долл.
США [5]. Кроме того, постоянно возрастает поток инвестиций из Китая в
Африку. Согласно данным ЮНКТАД китайские прямые иностранные
инвестиции в Африку в 2010 году достигли 50 млрд. долл., причем
получателями инвестиций стали 48 государств [6]. Для укрепления
сотрудничества регулярно проходят форумы Китай-‐Африка, на которых с
лидерами африканских стран обсуждаются существующие проблемы.
Наращивание присутствия Китая в Африке объясняется тем, что в
связи с быстрым экономическим ростом, Китай нуждается в
дополнительных
природных
ресурсах,
и
новых
направлениях
инвестиций, кроме того руководство страны рассматривает помощь
другим странам в области здравоохранения как механизм участия в
международных процессах и поддержании глобального благосостояния.
Через оказание поддержки другим странам Китай способствует
предотвращению кризисов за рубежом. Это, в свою очередь, укрепляет
международную стабильность и воздействует на состояние экономики
внутри страны.
Китай оказывает помощь странам Африки в сфере здравоохранения
по трем основным направлениям: 1) развитие инфраструктуры; 2)
распространение традиционной китайской медицины; 3) подготовка и
обучение местного медицинского персонала. Китай также предоставляет
некоторым африканским странам на безвозмездной основе медицинское
оборудование
и
осуществляет
совместные
программы
по
предотвращению инфекционных заболеваний, в частности малярии [7].
Несмотря на растущее быстрыми темпами сотрудничество Китая с
африканскими странами, в стране до сих пор не существует
специализированного правительственного агентства, ответственного за
данное направление работы, что затрудняет оценку количественного
объема и эффективности помощи Китая другим странам.
Необходимо отметить, что Китай сталкивается и с рядом трудностей
при сотрудничестве с Африкой, в ряде стран складывается негативное
отношение к деятельности Китая: высказываются предположения, что
дешевый импорт из Китая препятствует индустриализации стран
континента, а приток китайских специалистов не дает возможности
работать местному населению.
Индия также ведет активное сотрудничество со странами Африки в
области здравоохранения. По показателям госрасходов на сферу
здравоохранения в мире страна находится на очень низкой позиции, а
уровень здоровья населения является одним из худших среди стран с
развивающейся экономикой. Но одновременно с этим бизнес-‐сектор и
представители научной сферы входят в число мировых лидеров в своих
областях. Индия выступает в качестве страны-‐донора в сфере
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
187
здравоохранения, страна принимает активное участие в деятельности
глобальных организаций здравоохранения.
Одним из направлений сотрудничества со странами Африки является
перенос фармацевтическими компаниями своих производственных
мощностей на континент, за счет чего стране удалось снизить стоимость
многих препаратов. При этом создание производств в африканских
странах дало стимул экономическому развитию, позволило создать
новые рабочие места. Основными партнерами Индии являются Эфиопия,
Нигерия, ЮАР, Маврикий, Кения, Танзания, Гана [8].
Россия имеет длительную историю сотрудничества со странами
Африки. В период СССР осуществлялось тесное взаимодействие с
африканским континентом: оказывалась поддержка и содействие
самостоятельному развитию государств. После распада СССР Россия была
вынуждена уйти с рынков Африки, накопленные годами связи были
потеряны, страна была сконцентрирована на решение внутренних
проблем. Ситуация начала улучшаться в конце 1990-‐х годов: был дан
импульс к расширению экономического сотрудничества. Однако в целом
на сегодняшний день российское экономическое присутствие в странах
Африки выглядит довольно скромно: доля торговли с континентом
составляет около 1,5% в общем товарообороте России, доля российских
инвестиций в Африку также очень скромна [9].
В настоящее время можно выделить несколько направления
развития сотрудничества России со странами Африки: оказание помощи
через участие в международных фондах, оказание гуманитарной помощи,
подготовка кадров. В последние годы Россия расширяет свое участие в
предоставлении помощи бедным странам мира для развития и
осуществления Целей развития тысячелетия. В Концепции участия
Российской Федерации в содействии международному развитию (СМР),
одобренной Президентом России 14 июня 2007 г., поставлена цель
«наращивать
объемы
средств,
выделяемых
на
содействие
международному развитию таким образом, чтобы создавать устойчивую
тенденцию к достижению в перспективе рекомендуемой ООН цели о
выделении на СМР не менее 0,7% ВНП» [10].
Положительным фактором, который способствует взаимному
сотрудничеству является то, что со времен СССР у России еще остались
наработанные связи и авторитет среди африканских стран. Затрудняет
развитие сотрудничества недостаток международно-‐правовых актов и
низкая эффективность организационных структур. В отличие от Китая,
США и стран Европы Россия не проводит совместных со странами Африки
форумов. Наблюдается недостаток внимания к континенту в СМИ.
Необходимо иметь ввиду, что в настоящее время в отличие от партнеров
по БРИКС Россия не имеет достаточного потенциала в области
фармацевтики
или
медицинской
промышленности.
Безусловно,
необходимо наращивать конкурентоспособность в этих отраслях, однако
для этого требуется длительное время, поэтому России целесообразно на
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
188
сегодняшний день сосредоточить внимание на экспорте медицинских
услуг и предоставлении медицинского образовании.
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить, что, несмотря
на достаточно продолжительную историю взаимодействия России со
странами африканского континента, в настоящее время позиции России
по данному направлению внешнеэкономической деятельности весьма
скромные. При этом сотрудничество со странами региона является
крайне важным как с экономической, так и с политической точки зрения.
Сфера здравоохранения является одним из наиболее важных и
перспективных направлений сотрудничества, поскольку проблемы в
данной области стоят перед странами континента особенно остро. При
этом для развития и укрепления сотрудничества с африканскими
странами России целесообразно воспользоваться опытом других стран и
создать площадку для обсуждения всех существующих вопросов и
проблем между странами, проводить регулярные форумы, уделять
внимание созданию положительного образа африканских стран среди
населения и бизнеса, в перспективе рассмотреть вопрос о создании
специализированного ведомства, курирующего данные вопросы. Важно
проводить политику, направленную на создание положительного образа
России, как инвестора в африканских странах.
Исходя из опыта зарубежных коллег, в том числе партнеров России
по БРИКС, очевидно, что помощь странам Африки в области
здравоохранения является важным рычагом влияния на страны
континента. При этом России целесообразно продолжить начатую линию
сотрудничества со странами континента в рамках БРИКС. Поскольку
совместный
экономический
потенциал
данной
группы
стран
существенно
выше,
следовательно,
представляется
возможным
инвестировать больший объем средств в экономику стран континента. В
первую очередь это необходимо потому, что данные меры будут
способствовать предотвращению кризисов в сфере здравоохранения в
африканских странах, что в свою очередь отразиться на общем мировом
порядке.
Export of Health Services to Africa as One of the Key Economic
Interests of Russia
V.S. Glubokova
Abstract. The article considers possibility of cooperation between the Russian
Federation and the African countries in the field of health care. The author proves the
importance of cooperation between countries. Special attention is paid to the factors
limiting cooperation. The author analyzes the experience of China and India in
interaction with African countries in the field of health care. The possibilities of joint
cooperation of Russia, China and India with African countries in the field of health care
are considered in the article.
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
189
Keywords: sustainable economic growth, the health sector, the GATS
classification, BRICS, Forum on China–Africa Cooperation, WHO, foreign direct
investment, donor countries, Russia’s Participation in International Development
Assistance Concept.
Список литературы:
[1] AfricanEconomicOutlook.org. African economic outlook. 18/07/2012. Дата
захода на сайт 26.03.2013. http://www.africaneconomicoutlook.org/en/total-‐pages/
[2] ww.who.int. World Health Statistics 2012. World Health Organization. Дата
захода
на
сайт
06.04.2013
http://www.who.int/gho/publications/world_health_statistics/EN_WHS2012_Full.pdf
[3] Дюмулен И.И. Международная торговля услугами. – М.: Экономика,
2003 -‐ 315 с.
[4] Дж. Твигг Анализ участия России в глобальном здравоохранении:
построение потенциала для учета ожиданий. Вестник международных
организаций. 2011 -‐ No 4 (35) -‐ с. 118-‐124.
[5] Shinn D.H. Emerging Powers in Africa. Introduction to African Security
Issues. Africa Center for Strategic Studies. National Defence University. Wash. D.C., 2012.
[6] Mody R., Shekhavat S. Indian and Chinese Investment in Africa // Africa
Quarterly (New Delhi). Dec.-‐Jan. 2009/2010.
[7] Ч.У. Фримэн III, С. Бойнтон. Китайская дипломатия в сфере
глобального здравоохранения: незначительное, но действенное влияние. Вестник
международных организаций. 2011. No 2 (33) – с. 35-‐43
[8] Африка и БРИКС: новые перспективы и потенциальные угрозы.
Мосты. Аналитика и новости о торговле и устойчивом развитии. Апрель 2011 г.,
выпуск
5.
Дата
захода
на
сайт
27.03.2013.
http://ictsd.org/i/news/bridgesrussian/111593/
[9] Россия и Африка развивают сотрудничество. Мосты. www.ictsd.org.
Апрель
2010
г.,
выпуск
2.
Дата
захода
на
сайт
27.03.2013
.
http://ictsd.org/i/news/bridgesrussian/111593/
[10] Концепция участия Российской Федерации в содействии
международному развитию 25 июня 2007 г. Министерство иностранных дел
Российской
Федерации.
Дата
захода
на
сайт
02.04.2013
http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/571FEF3D5281FE45C32573050023894F
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
190
ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В АФРИКЕ
Е.Н. Корендясов
Кандидат экономических наук
Зав. Центром исследования российско-‐африканских
отношений и внешней политики стран Африки Институт
а
Африки РАН
ekorendyasov@yandex.ru
Аннотация. Африка вновь становится приоритетным направлением
российской внешней политики и притягательной сферой деятельности для
российского предпринимательства. Растет российско-‐африканская торговля,
однако ее объем и товарная структура не соответствуют потребностям и
возможностям сторон. На первое место в комплексе отношений выдвигается
инвестиционная деятельность российских компаний. Наибольшей динамикой
отличается деятельность таких крупнейших корпораций, как Лукойл, Северсталь,
Ренова, Русал, Евраз, Газпром. До 80-‐90% российских инвестиций в Африке
связаны с разведкой и добычей природных ресурсов. В последние годы
расширяется
деятельность
компаний
в
сферах
информационно-‐
коммуникационных услуг, финансов, космической связи, строительства АЭС.
Африканских партнеров привлекает сотрудничество с российским бизнесом,
учитывая наличие у него кредитно-‐финансовых ресурсов, эффективных
технологий, высококвалифицированных кадров.
Россия списывает задолженность африканских стран. Она вносит вклад в
программы официальной помощи развитию: в Глобальный фонд борьбы с
ВИЧ/СПИДом, малярией и туберкулезом, на цели энергетической безопасности, на
обеспечение
продовольственной
безопасности.
Параметры
российско-‐
африканского партнерства постепенно приближаются к таким масштабам,
которые будут адекватно соответствовать взаимным интересам и формированию
многополярного и справедливого миропорядка.
Ключевые слова: Россия, Африка, сотрудничество, партнерство, интересы,
торговля, инвестиции, компании, сырье, помощь.
В 2000-‐е гг. российско-‐африканские отношения обретают новую
динамику. Африканский континент вновь становится приоритетным
направлением российской внешней политики и притягательной сферой
деятельности для российского предпринимательства.
Российско-‐африканские торговые обмены с 2000 по 2011 гг. возросли
в 6,5 раз с 1,6 до 10,9 млрд. долл., в том числе со странами Северной
Африки – в 7,7 раз, со странами Африки к югу от Сахары (АюС) – в 5,6
раз.[1.] Однако, во-‐первых, данные объемов торговли России с Африкой
значительно ниже, чем остальных государств БРИКС: по сравнению с
Китаем почти в 16 раз, Индией – в 4 раза, Бразилией – в 2 раза. Во-‐вторых,
африканских партнеров не удовлетворяет несбалансированность
товарных потоков в пользу России. В-‐третьих, в торговых потоках
продолжают доминировать продовольственные и минерально-‐сырьевые