Файл: BRIKS_i_Afrika_-_sotrudnichestvo_v_tselyakh_razvitia.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2413
Скачиваний: 1
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
196
ПРОБЛЕМЫ ПИРАТСТВА В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОТНОШЕНИЯХ: РОССИЙСКО-‐КЕНИЙСКИЙ ПРОЕКТ
Ю.С. Манина
Бакалавр
Казанский (Приволжский) Федеральный Университет
В.А. Шагалов
Кандидат исторических наук, доцент
Институт востоковедения и международных отношений
Казанский (Приволжский) Федеральный Университет
sl_mail_59@mail.ru
Аннотация. Цель исследования – изучить проблему пиратства в
современных международных отношениях, а также рассмотреть один из
возможных путей решения, а именно российско-‐кенийский проект по созданию
международного трибунала. Оценить возможность реализации данного проекта,
его эффективность, готовность сотрудничества других стран. Результаты
исследования показали, что на данный момент создание данного
международного трибунала в полной мере не возможно. По ряду причин, таких
как: отсутствие специалистов, несогласованность участвующих сторон,
финансовые ресурсы.
Ключевые слова: российско-‐кенийское сотрудничество, международный
трибунал по пиратству, Генеральный прокурор РФ, Совет Безопасности ООН,
президент РФ, министр иностранных дел РФ
Сразу после провозглашения независимости Кении на первый план
выходит вопрос о путях дальнейшего развития страны. От его решения во
многом зависело и определение её внешнеполитического курса. Молодое
суверенное кенийское государство с первых дней своего существования
руководствуется принципами ООН и ОАЕ, а также движения
неприсоединения. Поддержания мира и безопасности, ликвидация
остатков колонизации и апартеида, укрепление африканского единства-‐
все эти задачи полностью созвучны национальным интересам Кении. Она
становится участником Договора о запрещении испытаний ядерного
оружия (1970 г.), присоединяется к Женевскому протоколу 1925 года о
запрещении химического и бактериологического оружия. В ООН она
поддерживает резолюции по вопросам разоружения, укрепления
международной и региональной безопасности. В 1970-‐е годы в Кении
были аккредитованы дипломатические миссии 88 стран, размещены
также штаб-‐квартиры организаций системы ООН – Программы ООН по
окружающей среде (ЮНЕП) и Центра ООН по населенным пунктам,
региональные представительства ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ и др. За рубежом
Кения открыла 18 дипломатических представительств на уровне
посольств, в том числе в столицах всех стран — членов Совета
Безопасности, учредила представительства при ООН в Нью-‐Йорке и
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
197
Женеве, а также при ЕЭС в Брюсселе. Торговые и экономические связи
установила более чем с 80 странами мира [1].
Российско-‐кенийские отношения берут своё начало 14 декабря 1963
г. Следует отметить, что отношения традиционно имеют дружественный
характер. В политической области осуществляется периодический обмен
посланиями на высшем уровне, ведется диалог по актуальным
международным проблемам. Кения, как правило, положительно
откликается на обращения о поддержке российских инициатив и
кандидатур на выборные должности в учреждения ООН.
Помимо экономического и военного сотрудничества, страны активно
ведут работу по борьбе с пиратством. В 2010 г. глава Министерства
иностранных дел РФ Сергей Лавров посетил Кению и встретился с
исполняющим обязанности министра иностранных дел Кении Джорджем
Сайтоти. Одним из вопросов их обсуждения стал вопрос пиратства.
Лавров также заявил, что Россия разделяет беспокойство Кении по
поводу угрозы пиратства в Индийском океане, и призвал поддержать
усилия кенийских властей в отношении судебного преследования
подозреваемых. На данный момент Кения и Сейшельские острова –
единственные государства, согласившиеся судить пиратов. Лавров,
однако, отметил, что Кения физически неспособна остановить
участившиеся нападения и подчеркнул необходимость создания
международного трибунала для рассмотрения подобных преступлений
[2].
Согласна докладам Генерального прокурора Российской Федерации,
Ю.Я. Чайки и заместителя Генерального прокурора Российской
Федерации А.Г.Звягинцева, соглашения, которые США и Европейский
Союз заключили с Кенией, о передаче ей захваченных пиратов для
уголовного преследования всех проблем не решают, в том числе для
членов Европейского союза (с учетом недавнего опыта Испании). Многим
странам приходится отпускать захваченных пиратов. Предпринимаемые
сейчас усилия – это в основном паллиативные и временные меры, не
способные решить проблему в целом. В связи с этим следует признать
необходимость комплексного международного ответа на пиратские акты,
причем ответа, основанного на международном праве и при соблюдении
общепризнанных прав человека [3].
Российская инициатива по созданию антипиратского трибунала
приобретает международную поддержку. Этот суд может быть создан на
территории кенийского государства или другого прибрежного
государства этого региона, заявил заместитель генпрокурора РФ А.
Звягинцев.
Президент РФ Дмитрий Медведев на встрече с генпрокурором Юрием
Чайкой предложил разработать с иностранными коллегами механизм
привлечения к ответственности виновных в преступлениях в области
пиратства, а также вынес на рассмотрение вопрос о создании
соответствующего суда.
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
198
В интервью газете «Известия» Звягинцев сказал, что принятие
резолюции СБ ООН может оказаться самым оперативным решением.
Данный международным суд может представлять из себя региональный
трибунал с поддержкой ООН, как в Сьерра-‐Леоне или в Камбодже [4].
Также обсуждалась возможность создания трибунала с коллегами из
Совета Европы и более чем 40 стран мира. Бесспорно, необходим
комплекс мер, который бы включал себя и предупреждение актов
пиратства , и пресечение и судебное преследование виновных.
Инициатива президента РФ получила высокие оценки во время заседания
исполкома Всемирной ассоциации международного права в Лондоне в
мае 2012
г
.
Задержанные российскими военными моряками с БПК "Адмирал
Пантелеев" в апреле у берегов Сомали 29 пиратов были переданы
властям Ирана и Пакистана. Минобороны объяснило это тем, что среди
пиратов были не только сомалийцы, но иранцы и пакистанцы [5].
"Пиратский кризис" выявил слабости в международно-‐правовом
регулировании и законодательстве многих стран, убежден заместитель
генпрокуратуры РФ А. Звягинцев.
"Помимо
проблем
по
организации
процесса,
возникают
экономические вопросы. Например, где взять переводчика для
обвиняемого сомалийца? Как обеспечить участие в следственных
действиях и судебных слушаниях моряков с захваченного пиратами
корабля, когда они постоянно находятся в плавании? Исходя из этого,
можно сделать вывод, что это одна из причин уклонения многих
государств от привлечения к ответственности пиратов на своей
территории. Им проще передать эту прерогативу прибрежным
государствам, которые обладают соответствующими правовыми
возможностями, – заявил Звягинцев [6,7]
Таким образом, для решения данной международной проблемы
необходим комплекс мер, включающий в себя все необходимые условия.
При поддержке другими странами, а так же Советом Безопасности ООН
российско-‐кенийского проекта, возможно создать эффективный орган,
который обладал бы специальными правами, и имел бы полное право
производить судопроизводство, которое не входит в систему правосудия
стран, граждане которых пострадали от пиратов. Но на данный момент,
это не представляется возможным, в связи с разногласиями сторон,
отсутствием специалистов и финансовые затраты.
Piracy Problems in Contemporary International Relations: Russian-‐
Kenyan Project
Y.S. Manina
V.A. Shagalov
Abstract. The aim of research is to study the problem of piracy in modern
international relations. Moreover, to consider one of the possible solution, namely
Russian-‐
K
enyan project to create an international tribunal. Assess the feasibility of the
project, its effectiveness, readiness to cooperate in other countries. The results showed
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
199
that at the moment of the creation of an international tribunal to be fully impossible. For
a variety of reasons such as: lack of specialists, lack of coordination of the parties
involved, the financial resources.
Keywords: Russian-‐Kenyan cooperation, the international tribunal on piracy, the
Prosecutor General of the Russian Federation, the UN Security Council, the President of
the Russian Federation, the Russian Foreign Minister
Список литературы:
[1] Энциклопедия о республике Кения. «Кения в системе международных
отношений».
Copyright.
http://allkenya.ru/history-‐ocherk/keniya-‐v-‐sisteme-‐
sovremennykh-‐mezhdunarodnykh-‐otnoshenijj-‐64/ ( Accessed 29 March)
[2] Визит Лаврова в Найроби укрепит отношения с Кенией. www.igorka.ru. 18-‐11-‐
2010,
06:12:00.
http://www.igorka.ru/index.php?area=1&p=news&newsid=267
(Accessed 29 March)
[3] Начало рабочей встречи с Генеральным прокурором Юрием Чайкой.
www.president.kremlin.ru.
4
мая
2009
года,
17:15.
http://президент.рф/выступления/3943( accessed 29 March)
[4] Интервью заместителя Генерального прокурора Российской Федерации
А.Г.Звягинцева
«Известиям».
ООО
"Промосила".
http://www.genproc.gov.ru/pda/management/interview/document-‐65696/ (accessed
29 march)
[5] Международный антипиратский трибунал может быть создан в Кении. Trans-‐
Port.com.ua
.
3.06.2009
[21:44].
http://www.trans-‐
port.com.ua/index.php?newsid=1906. (accessed 29 March)
[6] Интервью заместителя Генерального прокурора Российской Федерации
А.Г.Звягинцева
«Известиям».
ООО
"Промосила".
http://www.genproc.gov.ru/pda/management/interview/document-‐65696/ (accessed
29 march)
[7] Трибунал по пиратству не создан из–за США и Британии. ЗАО «Бонниер Бизнес
Пресс». http://www.dp.ru/a/2010/05/27/Tribunal_po_piratstvu_ne/ (accessed 29
March)
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
200
ИНТЕРЕСЫ РОССИЙСКОЙ КОМПАНИИ АК «АЛРОСА» В АФРИКЕ
А.С. Москвитина
Студентка
Института
мировой
экономики
и
бизнеса
Российский
университет
дружбы
народов
morgenmorgen@mail.ru
Аннотация. В данной статье рассматриваются интересы компании АК
«Алроса» в странах Африки. АК «Алроса» -‐ крупнейшая алмазная компания
России, страны-‐участницы БРИКС. Особенно подчеркивается важность
деятельности компании именно в Африке для снижения издержек при
производстве алмазов, что может помочь России выйти на лидирующее место на
мировом алмазно-‐бриллиантовом рынке. Также в статье рассматривается
немаловажная мысль о том, что сотрудничество компании «Алроса» со странами
Африки выгодно как для одной, так и другой стороны.
Ключевые слова: мировой алмазный рынок, Африка, БРИКС, алмазы,
Алроса, Катока, алмазодобывающие страны, международное экономическое
сотрудничество.
Место России в мировой экономике, а также в структуре организации
БРИКС зачастую определяется ролью крупнейшей ресурсной державой.
АК «Алроса» является лидирующей российской алмазодобывающей
компанией. На долю «Алросы» приходится 97% добычи алмазов в России,
а также 25% внешних поставок сырья. Соответственно, рассматривая
позицию и интересы России на мировом рынке алмазов, мы анализируем
преимущественно деятельность компании «Алроса».
Согласно отчету Bain&Company и Антверпенского алмазного центра,
с 2009 г. «Алроса» начала завоевывать лидирующие позиции по объему
производства алмазов. Однако по прочим финансовым показателям
лидером все так же остается конкурирующая компания «DeBeers».
Например, сравним показатели обеих компании за 2011 г. «Алроса»
реализовала 32,9 млн. карат, получив выручку в размере 4,2 млрд. долл.
«DeBeers» же, в свою очередь, реализовала 29,29 млн. каратов алмазного
сырья, получив от реализации 7,278 млрд. долл. [1]. Причиной более
высокой экономической эффективности компании DeBeers является
следующее: цена на их алмазы выше, а себестоимость добычи алмазов в
Африке намного ниже себестоимости добычи алмазов в Якутии.
Желание снизить себестоимость добычи алмазов до уровня
компаний-‐конкурентов способствовало появлению интересов компании
“Алроса” к Африканскому континенту.
В 1993 г. в республике Ангола было создано горнорудное общество
(ГРО) «Катока». Компания “Алроса” уже с 1997 г. проводит работы на
кимберлитовой трубке “Катока” в республике Анголе. Началу работ
именно в республике Анголе способствовало множество факторов. В
процессе принятия решений о международном сотрудничестве в первую
очередь во внимание принимаются страновые риски. Как известно,